Научная статья на тему 'Многоуровневая модель формирования и оценки экономического потенциала развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области'

Многоуровневая модель формирования и оценки экономического потенциала развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СРОК ОКУПАЕМОСТИ ПРОЕКТА / УРОВЕНЬ ДОХОДНОСТИ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плехова Ю. О., Горбунова А. А.

Проводится анализ различных подходов к исследованию экономического потенциала предприятий (в том числе предприятий газовой отрасли). Описывается современное состояние и особенности функционирования газового комплекса Нижегородской области. Авторами предлагается многоуровневая модель формирования и оценки экономического потенциала региональных газовых компаний. Приводится система организационно-экономических мероприятий по созданию необходимых условий для реализации потенциальных возможностей газового комплекса Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL MODEL FOR THE FORMING AND EVALUATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF GAS DISTRIBUTION AND SUPPLY FACILITIES IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

Various approaches to the research of economic potential of enterprises (including gas distribution and supply facilities) are analyzed. The present state and some peculiarities of the Nizhni Novgorod gas complex are described. The authors propose the methodology for the forming and evaluation of regional gas corporations economic potential. A system of organizational and economic measures for creating the prerequisites for realizing the growth potential of the Nizhni Novgorod gas complex is also proposed.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая модель формирования и оценки экономического потенциала развития предприятий газового хозяйства Нижегородской области»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 2, с. 177-184

МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2008 г. Ю.О. Плехова 1, А.А. Горбунова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Региональная служба по тарифам Нижегородской области

уе81;шк_п^и@та11. ги

Пистукил8 с ред8кцию 12.03.2008

Проводится анализ различных подходов к исследованию экономического потенциала предприятий (в том числе предприятий газовой отрасли). Описывается современное состояние и особенности функционирования газового комплекса Нижегородской области. Авторами предлагается многоуровневая модель формирования и оценки экономического потенциала региональных газовых компаний. Приводится система организационно-экономических мероприятий по созданию необходимых условий для реализации потенциальных возможностей газового комплекса Нижегородской области.

Клюоесые слиса. экономический потенциал,

отрасли.

В экономической литературе понятие «экономический потенциал» трактуется по-разному. Наиболее распространенными являются подходы ресурсной и результатной концепций. Согласно первой, экономический потенциал представляет собой совокупность ресурсов хозяйствующего субъекта, и его оценка сводится к определению стоимости доступных ресурсов, а уровень его использования выступает как отношение полученного результата к объему затраченных ресурсов [1].

В рамках результативного направления экономический потенциал рассматривается как способность хозяйственной системы осваивать ресурсы для удовлетворения общественных потребностей, а оценка его величины сводится к оценке максимального количества благ, которое хозяйственный объект способен произвести при данном количестве, качестве и строении ресурсов [2].

Необходимо отметить, что фундаментальные научные исследования по проблеме экономического потенциала проводились в нашей стране в рамках социалистической экономики, то есть в условиях строгой максимизации использования наличных ресурсов или выпуска материальных благ и представления предприятия как закрытой системы, оторванной от внешней среды (ее параметры предполагались заданными и неизменными). Величине экономического потенциала на предприятии отводилась роль индикатора эффективности функционирования производственного звена.

Реальная же экономическая ситуация указывает на наличие у газовых компаний множества

срок окупаемости проекта, уровень доходности

альтернативных сценариев деятельности: максимизации продаж, дохода на одного работника, дохода акционеров, достижения других стратегических целей. Кроме того, предприятия газового хозяйства осуществляют свою деятельность в условиях постоянно меняющейся внешней среды: отношения с поставщиками и потребителями, воздействие экономической, климатической ситуации в регионе, изменения законодательства и т.д.; а процессы функционирования протекают внутри предприятия в соответствии с закрепленными в «традициях» правилами производственной, хозяйственной и управленческой деятельности.

На наш взгляд, для исследования потенциала развития газовых компаний необходимо использовать синтез данных подходов с учетом современной экономической ситуации и потребностей управления.

Под экономическим потенциалом предлагается понимать способность предприятия (или системы предприятий - холдинга) осуществлять свою основную деятельность в соответствии с заданной миссией и достигать поставленных стратегических целей на основе использования совокупности имеющихся ресурсов и создания новых.

В соответствии с данным определением, экономический потенциал газовых компаний рассматривается в долгосрочной перспективе. При этом он должен обладать способностью к изменению своих характеристик под влиянием изменения целей предприятия. Эффективное использование имеющегося экономического потенциала означает для газоснабжающих

(ГСО) и газораспределительных организаций (ГРО) возможность обеспечить рациональное использование всех имеющихся ресурсов для достижения заданных показателей деятельности и удовлетворить потребность области в бесперебойном газоснабжении.

На основании нового определения экономического потенциала региональных газовых компаний разработана многоуровневая модель формирования экономического потенциала развития предприятий газового хозяйства. Данная модель наиболее полно отражает все источники потенциала предприятий газового хозяйства с учетом особенностей функционирования ГСО и ГРО в Нижегородской области.

Материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, отраженные в балансе предприятия. Величина экономического потенциала представляет собой совокупный результат деятельности ГСО и ГРО, выраженный потенциальной прибылью, остающейся в распоряжении у предприятий. Поэтапно-структурный подход к формированию экономического потенциала предполагает выделение промежуточных уровней обобщения потенциальных возможностей предприятия. Основополагающим нижним уровнем является технический потенциал, характеризующий потенциальные возможности газораспределительной сети транспортировать газ в необходимых объемах и удовлетворять потребность области в услугах газоснабжения. Связующим звеном является хозяйственный потенциал, то есть совокупность производственного потенциала и

уровня деловой активности в снабженческо-сбытовой сфере. Хозяйственный потенциал характеризуется потенциальным объемом сбыта и соответствующей величиной выручки. При этом хозяйственный уровень включает в себя организационный потенциал, связанный с различными возможностями организационно-правовых форм ведения бизнеса и механизма функционирования предприятий. Специфическое назначение организации производства состоит в соединении различных взаимозаменяемых элементов, участвующих в производственном процессе. Организационный потенциал должен рассматриваться в разрезе его основных компонентов: организации производственного процесса, организации труда и управления.

Структурная модель формирования экономического потенциала показывает, что потенциал любого уровня возникает как результат взаимодействия обеспечивающих его ресурсов. Модель экономического потенциала системы газоснабжения Нижегородской области представляет собой совокупность взаимосвязанных потенциалов газораспределительной и газоснабжающей организаций.

Для организаций газового хозяйства области большое значение имеет определение направлений практического использования формирования и оценки экономического потенциала в целях повышения надежности и эффективности их функционирования.

Определив ранее, что модель формирования экономического потенциала газовых компаний является многоуровневой и содержит в себе все

Институциональный уровень

Потенциальная величина прибыли У Инвестиционная деятельность (ОАО «НТЭК», ОАО «НОГ»)

У Хозяйственная деятельность (ОАО «НТЭК»,

ОАО «НОГ»)

У Финансовая деятельность (ОАО «НТЭК»,

ОАО «НОГ»)

Хозяйственный уровень

Потенциальный объем сбыта, величина выручки

У Снабженческо-сбытовая деятельность (ОАО «НТЭК»)

У Деловая активность (ОАО «НТЭК»)

У Производственная деятельность (ОАО «НОГ»)

У Организационная деятельность (ОАО «НТЭК», ОАО «НОГ»)

Технический уровень

Потенциальный объем транспортировки газа У Основные производственные фонды и газотранспортная система (ОАО «НОГ»)

У Производственный персонал (ОАО «НОГ»)

У Технологии (ОАО «НОГ», ОАО «НТЭК»)

У Информационно-управленческое

обеспечение (ОАО «НОГ», ОАО «НТЭК»)

Рис. 1. Многоуровневая модель формирования потенциала развития предприятий газового хозяйства

Нижегородской области

стадии производственно-хозяйственной деятельности предприятий, получаем возможность объяснить и устранить существующие в экономической литературе противоречия между ресурсным и результатным подходами в определении потенциала.

При этом система оценки использования экономического потенциала должна состоять также из нескольких подсистем:

- оценки производственной деятельности;

- анализа финансовой и хозяйственной деятельности;

- оценки достижения предприятием потенциальных результатов и инвестиционной деятельности.

В целом оценка экономического потенциала организаций газового хозяйства региона предполагает всестороннее изучение и анализ внутренних возможностей предприятий оказывать услуги газоснабжения. Сопоставляя внутренний экономический потенциал с потребностями региона, предприятия газового хозяйства оценивают возможности роста объема реализации.

Система оценочных показателей стратегического развития региональных газовых компаний представлена в таблице 1.

Оценка экономического потенциала организаций газового хозяйства Нижегородской области и система организационно-экономических мероприятий по его реализации (по данным отчетности ОАО «НТЭК» и ОАО «Нижегородоблгаз»)

Техниоеский китенциал

Первоочередной задачей в области развития технического потенциала газового комплекса региона является разрабитка генеральний схемы газиснабжения Нижегиридский ибласти.

В настоящее время министерством промышленности и инноваций Нижегородской области совместно с ОАО «Промгаз» (дочерняя компания ОАО «Г азпром») ведется подготовка к разработке Генеральной схемы газификации и газоснабжения Нижегородской области на период до 2020 года. Схема должна наметить целый ряд серьезных задач, в первую очередь по развитию газотранспортных магистралей Горьковской промышленной зоны и Дзержинского промузла. По расчетам ОАО «Гипрогазцентр» (дочернее предприятие ОАО «Газпром»), стоимость проекта составляет около 9 млрд руб. В настоящее время прорабатывается вопрос долевого участия в проекте средств областного бюджета и перспективных потребителей газа (крупных промышленных предприятий г. Н. Новгорода и г. Дзержинска), других заинтересованных структур.

В настоящее время в Нижегородской области присутствуют потенциальные возможности по наращиванию объемов транспортировки газа за счет более полной загрузки газораспределительных сетей. Кроме того, ОАО «Нижегородская топливно-энергетическая компания» (ОАО «НТЭК» - ГСО) может увеличивать объемы реализации и при транспортировке более калорийного газа.

Оптимальное значение загрузки газораспределительных сетей, по данным Федеральной службы по тарифам, составляет 0.08-

0.1 млн м3/км [4]. В то же время, с учетом социальной направленности проводимой газификации регионов, коэффициент удельной загруженности не достигает указанного значения для большинства строящихся сетей, и соответственно их эксплуатация приносит убытки ГРО (ОАО «Нижегородоблгаз»). Тем не менее, на наш взгляд, данная проблема может быть решена с течением времени с учетом широких возможностей развития газифицированных районов.

Оценка производственной деятельности

Анализ объемов транспортировки газа и его реализации, оценка используемых основных фондов, оценка уровня потерь газа при транспортировке по газораспределительным сетям

Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Анализ уровня затрат на осуществление основной деятельности и структуры себестоимости, анализ организации механизма функционирования, анализ финансовых результатов и эффективности деятельности, анализ ликвидности и финансовой устойчивости

Оценка достижения предприятия потенциальных результатов

Анализ доходности предприятия; рентабельности деятельности и факторов, влияющих на ее уровень; оценка инвестиционной деятельности

Рис. 2. Этапы оценки экономического потенциала предприятия

Таблица 1

Система показателей для оценки стратегического развития предприятий газового хозяйства

Нижегородской области

Наименование показателя Ед.изм. Расчет Характеристика Оптимальное значение

Производственная деятельность и технический потенциал

Уровень загрузки газовых сетей млн м3/км V г) утр.г. Зг.с. = у ^г.с. Отношение объема газа, транспортируемого за год (Утрг), к общей протяженности газовых сетей (Ьгс.) 0.08-0.1

Фондоотдача в ФО = трг. СОФ Характеризует количество оборотов основных производственных фондов, определяется как отношение выручки от транспортировки газа (В^.) к среднегодовой стоимости основных фондов (СОФ)

Фондоемкость СОФ ФЕ = в тр.г. Характеризует долю капитальных вложений в затратах на 1000 м3 транспортируемого газа, количество основных фондов, обеспечивающих объем транспортировки. Фондоемкость определяется отношением среднегодовой стоимости основных фондов (СОФ) к стоимости транспортированного (Втрг.) с помощью этих фондов газа

Уровень потерь газа в газораспределительных сетях тыс. м3 Qпт _ ^ — ^ Разница между количеством газа, поступающего от поставщика ^п), и количеством реализованного газа потребителям ^р)

Хозяйственный и финансовый потенциал

Себестоимость реализуемого (транспортируемого) газа тыс. руб. С = ФОТ+ +ЕСН +М + Ам +Проч в т. ч. постоянные и переменные; прямые и косвенные Сумма основных элементов себестоимости (ФОТ, ЕСН, материалы, амортизация и прочие). При этом в структуру себестоимости включаются прямые и косвенные затраты, которые также можно разбить на постоянные и переменные

Коэффициент текущей ликвидности К - ТА тл ТО Отношение текущих активов к текущим обязательствам 1.5-2.5

Коэффициент автономии Ка - СК а А Отношение собственного капитала (СК) на актив (А) мин. 0.5

Коэффициент соотношения доли заемных и собственных средств Кз/ - ТО % СК Отношение текущих обязательств (ТО) к величине собственного капитала (СК) < 0.7

Коэффициент обеспеченности собственным оборотным капиталом К - СОК Ко - ОА Отношение собственного оборотного капитала (СОК) к величине оборотных активов (ОА) > 0.1

Экономический потенциал

Срок окупаемости инвестиционного проекта и уровень доходности отрасли к = ЧП С р.г. Эф. — Пр.доп. + Эз Ок. = ЭФ. Ст. Рентабельность реализуемого газа. Экономический эффект от реализуемого проекта (Эф.) представляет собой сумму дополнительной прибыли (Пр.доп.) и экономии затрат (Эз) от реализации проекта. Срок окупаемости проекта (Ок.) равен отношению экономического эффекта (Эф.) в год к стоимости инвестиционного проекта (Ст.) Я > 20.0% 3 года

Кроме того, потенциальный спрос на голубое топливо в Нижегородской области ежегодно увеличивается, и для удовлетворения потребностей региона актуальной является задача увеличения пропускной способности магистральных газопроводов.

Для решения проблемы дефицита энергомощностей и увеличения общего объема подачи газа необходима реализация ряда крупных энергетических проектов. В первую очередь это строительство магистральных газопроводов Починки - Грязовец и отвода Ворсма - Горба-товка (стоимость проекта 600 млн руб.), Красные Баки - Урень (600 млн руб.) и газораспределительных станций.

При этом важнейшим условием реализации стратегических инвестиционных проектов со стороны ОАО «Газпром» является готовность региона к принятию газа (проведение необходимых мероприятий по доведению газа до конечных потребителей) и его своевременная оплата.

Для синхронизации программы по строительству межпоселковых газораспределительных сетей, подготовки населения к приему газа и переводу котельных на природный газ правительством области совместно с правлением ОАО «Газпром» подписан календарный план-график ввода объектов. В 2006 году график синхронизации строительства объектов газификации региона был подписан губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым и председателем правления ОАО «Газпром» Алексеем Миллером.

Подписание графика связано с выполнением ОАО «Газпром» Программы газификации регионов России в 2005-2007 годах, на реализацию которой выделяется 35 млрд руб. Из них в 2005 году на газификацию регионов было направлено 5.2 млрд руб. В 2006 году на эти цели выделено 17.6 млрд руб., в 2007 году -12.2 млрд руб. Кроме того, 1.1 млрд руб. будет направлено на реконструкцию и техническое перевооружение действующих распределительных газопроводов.

На реализацию проектов по газификации Нижегородской области из общей суммы средств, предусмотренных в Программе, ОАО «Газпром» выделено в 2006 году 1.75% (308.0 млн руб.), в 2007 году - 5.74 % (700.0 млн руб.).

Строительство новых газопроводов параллельно действующим газотранспортным магистралям позволит увеличить пропускную способность действующих магистральных газопроводов, загруженность газораспределительных сетей и сократить сроки окупаемости инвестиционных проектов. В 2006 году ОАО «Газпром» выделено на проектно-изыскательские работы по этому направлению 85 млн руб.

В целях развития северных районов Нижегородской области необходима реализация крупных инвестиционных проектов по газификации потенциальных потребителей.

Газификация севера области связана с большими капитальными вложениями, сроки окупаемости которых могут растянуться на долгие годы. Однако решение данной проблемы открывает большие перспективы в развитии региона и газового комплекса Нижегородской области. В связи с этим необходима консолидация усилий со стороны местных органов власти и со стороны ОАО «Г азпром» - в рамках национальной программы газификации регионов России.

Вместе с тем открытым остается вопрос о строительстве закольцовки газопроводов со стороны республики Марий Эл. Реализация данного проекта даст возможность газифицировать северные районы области, а также решит вопросы надежного газоснабжения как Нижегородской области, так и соседних регионов.

Повышение надежности функционирования газового комплекса тесно связано с необходимостью технического перевооружения и реконструкции объектов газоснабжения. Износ основных фондов в сфере газоснабжения по Нижегородской области составляет 55%. С учетом установленных норм безопасности эксплуатирующая организация должна регулярно проводить диагностику устаревшего оборудования, совместно с управлением Ростехнадзора разрабатывать планы-графики ремонтных работ. Для согласования стоимости мероприятий по капитальному ремонту газопроводов с регулирующим органом целесообразно проводить независимую экспертизу проектно-сметной документации.

Реализации технического потенциала газового хозяйства области способствует совершенствование системы учета газа в коммунальнобытовом секторе.

Большинство потребителей данной категории оплачивает услуги газоснабжения без использования приборов учета, то есть по установленным нормативам (на 01.01.2006 года 86.2% лицевых счетов).

По новым газифицируемым объектам действующее законодательство в качестве обязательного требования предусматривает установку счетчиков перед началом поставки газа. В отношении существующей инфраструктуры, не оборудованной приборами учета газа, потенциально имеются два пути решения: создание заинтересованности у населения в установке счетчиков через повышение нормативов по-

требления газа либо создание у поставщиков газа финансовых источников для повсеместной установки счетчиков [5].

Правительством РФ принято постановление от 13.06.2006 года № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета». Минимально допустимые нормы, утвержденные данным постановлением, по направлениям потребления газа по Нижегородской области выше действующих, в том числе по отоплению помещений от газовых котлов (34%). Существенный рост нормативов и соответствующий рост платы за газ может стимулировать потребителей газа на нужды отопления к установке приборов учета. Для решения проблемы учета расхода газа, используемого в бытовых целях, возможна установка общего счетчика на многоквартирные дома с последующим распределением общего объема потребления газа пропорционально числу проживающих.

Хозяйственный потенциал

В целях увеличения доходности деятельности ОАО «НТЭК» и ОАО «Нижегородоблгаз» целесообразно проведение мероприятий по выявлению хозяйственных резервов на предприятиях, в том числе в сфере управления издержками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу основных проблем, связанных с формированием системы управления издержками в рамках газоснабжающего комплекса, можно отнести прежде всего создание раздельных систем учёта и отчётности по местам возникновения. Система учёта должна быть по возможности комплексной, учитывать и отражать основные производственно-технологические показатели. Именно раздельный учет позволяет усилить контроль расходной части и в дальнейшем внедрить меры по ее оптимизации.

При проведении исследования авторами была разработана регрессионная модель зависимости эксплуатационных затрат ОАО «Нижегородоблгаз», связанных с транспортировкой газа по газораспределительным сетям, от протяженности обслуживаемых сетей. Результаты регрессионного анализа представлены на рис. 3.

Как видно из уравнения линии тренда, значение свободного члена уравнения отрицательно. Однако даже при сокращении протяженности обслуживаемых газопроводов до минимального значения (4 773.64 км), затраты ОАО «Нижегородоблгаз» не могут снизиться до 0. Именно такое положение точек на графике связано в первую очередь с тем, что зависимость рассматривается в динамике на протяжении ограниченного периода времени. В последние годы рост эксплуатационных затрат был более резким, нежели в начале рассматриваемого периода. Так, затраты общества за последние 10 лет возросли более чем в 3 раза. Тем не менее выбранная модель является адекватной на современном этапе, с учетом наметившихся тенденций к росту затрат на транспортировку газа по сетям ГРО. Существенный рост затрат связан с увеличением средней заработной платы работников ОАО «Нижегородоблгаз», а также с ростом затрат на капитальный ремонт и аренду газопроводов.

Анализ отчетности ОАО «Нижегородоблгаз» показывает, что основными статьями затрат ГРО являются затраты предприятия на оплату труда работников, занятых в обслуживании газовых сетей, и соответствующие отчисления на социальные нужды. В свою очередь расходы на ФОТ тесно связаны с протяженностью эксплуатируемых газопроводов. С учетом данной тенденции важнейшим моментом является анализ динамики удельных затрат газораспределитель-

2 000 4 000 6 000 8 000 10 000 12 00 14 000

Протяженность газопроводов, км

Рис. 3. Зависимость эксплуатационных затрат ОАО «Нижегородоблгаз» от протяженности газопроводов

ной организации, зависящих как от изменения эксплуатационных затрат, так и от уровня загрузки сетей.

Совершенствованию хозяйственных механизмов функционирования организаций газового хозяйства региона способствует стандартизация системы управления техническими и планово-экономическими процессами в газовом комплексе региона. Создание единой плановобюджетной системы на уровне материнских компаний, филиалов и дочерних предприятий позволит стандартизировать документооборот и отчетность в отрасли, а также контроль результатов деятельности по каждому направлению.

Экономический потенциал

Объем внутреннего финансирования программ капитального строительства и технического перевооружения предприятий газового хозяйства согласуется с органами тарифного регулирования (ФСТ РФ, РСТ Нижегородской области). При этом в составе тарифов предусматривается в качестве источника финансирования капвложений прибыль после налогообложения и величина амортизационных отчислений. Существенным недостатком данного подхода является дефицит внешних инвестиций. Отсутствие потребности в привлечении и удержании инвесторов не заинтересовывает монополистов к более эффективному использованию капитала.

Кроме того, по мнению многих специалистов, тарифная политика направлена на сдерживание роста цен в регионах. Так, в связи с существенным ростом эксплуатационных затрат, превосходящих рост тарифов, ОАО «Нижего-родоблгаз» на протяжении ряда лет испытывал недостаток средств для осуществления не только инвестиционной, но и текущей деятельности. Важнейшей задачей региональных властей является поиск баланса интересов между сдерживанием роста конечных цен на газ и реализацией инвестиционных проектов по развитию системы газоснабжения в области.

Вместе с тем стоит отметить, что в 2006 году был внесен ряд изменений в налоговое законодательство РФ, позволяющих расширить возможности ГРО для осуществления технического перевооружения газового хозяйства.

Одной из главных новинок стала так называемая амортизационная премия. Теперь предприятие имеет право единовременно относить на себестоимость продукции до 10% от первоначальной стоимости приобретенных основных средств или расходов на их достройку, дооборудование, модернизацию, техническое перевооружение или частичную ликвидацию (п. 1.1. ст. 259 НК РФ). При этом термин «реконструкция» не вошел в данный перечень.

Кроме того, согласно новой редакции пункта 1 статьи 258 НК РФ, капитальные вложения в арендуемое имущество могут амортизироваться арендатором в течение срока действия договора аренды. Данное нововведение особенно применимо для ОАО «Нижегородобл-газ», поскольку 43% эксплуатируемых газовых сетей арендуются.

Также ГРО имеет возможность ускорить амортизацию газопроводов. В целях налогообложения данное имущество относится к 5-й группе со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Дополнительным инвестиционным источником для ГРО может выступать плата за подключение новых потребителей газа. Средства, полученные от введения платы за подключение, могут быть направлены на обновление инфраструктуры газоснабжения области. Вопрос установления порядка взимания платы и контроля за целевым использованием средств может решаться на местном уровне.

Проведенные исследования показали, что на сегодняшний день в Нижегородской области достигнуты высокие показатели и по уровню газификации, и по технико-экономическому потенциалу развития предприятий газового хозяйства. Созданы необходимые условия для сотрудничества правительства Нижегородской области с ОАО «Г азпром» в части реализации масштабных инвестиционных проектов на территории области. В то же время на сегодняшний день перед Нижегородской областью стоят серьезные задачи по решению целого ряда проблем по совершенствованию функционирования системы газоснабжения существующих и потенциальных потребителей. При учете наметившихся тенденций по реформированию ОАО «Газпром» решение указанных задач на региональном уровне становится особенно актуальным.

Предложенные в работе организационноэкономические мероприятия по совершенствованию хозяйственной деятельности позволяют достичь устойчивых темпов развития предприятий газового хозяйства, повышения доходности их деятельности и создания условий для реализации потенциальных возможностей отрасли.

Список литературы

1. Математические аспекты анализа систем / Под ред. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1999.

2. Белоусов Р.А. Рост экономического потенциала. М., 1971.

3. Технический паспорт газового хозяйства ОАО «Нижегородоблгаз» на 01.01.2007 г.

4. Информационное письмо ФСТ РФ «О прове- 5. Ценовая газовая реформа // Нефтегазовая вер-дении газификации» от 11.02.2005 года № СН-449/9. тикаль. 2004. № 7. С. 30.

MULTILEVEL MODEL FOR THE FORMING AND EVALUATION OF THE ECONOMIC POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF GAS DISTRIBUTION AND SUPPLY FACILITIES IN THE NIZHNI NOVGOROD REGION

Yu. O. Plekhova, A.A. Gorbunova

Various approaches to the research of economic potential of enterprises (including gas distribution and supply facilities) are analyzed. The present state and some peculiarities of the Nizhni Novgorod gas complex are described. The authors propose the methodology for the forming and evaluation of regional gas corporations’ economic potential. A system of organizational and economic measures for creating the prerequisites for realizing the growth potential of the Nizhni Novgorod gas complex is also proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.