Научная статья на тему 'Модернизация системы расчетов за транспортировку природного газа'

Модернизация системы расчетов за транспортировку природного газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТИРОВКА / ТАРИФ / ДОХОДНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ / TRANSPORTATION / RATES / RETURN ON INVESTED CAPITAL / RAB-REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслов Леонид Алексеевич

Обосновывается актуальность и предлагается принципиально новый для газовой отрасли России метод RAB-регулирования тарифов за транспортировку природного газа. Раскрываются отличительные черты нового метода относительно применяемого в настоящее время. Его внедрение позволит решить одну из самых актуальных проблем в региональном газораспределении России дефицит финансирования реконструкции и модернизации существующих газораспределительных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF PAYMENT SYSTEMS FOR THE TRANSPORTATION OF NATURAL GAS

This article is based on relevance and are completely new to the Russian gas industry management method RAB tariffs for transportation of natural gas. Disclosed to the distinctive features of the new method as applied at present. His introduction would resolve one of the most pressing issues in the regional gasdistribution pipelines of Russia insufficiency of financing reconstruction and modernization of existing gas distribution systems.

Текст научной работы на тему «Модернизация системы расчетов за транспортировку природного газа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 5 (334).

Экономика. Вып. 43. С. 98-100.

Л. А. Маслов

модернизация системы расчетов за транспортировку природного газа

Обосновывается актуальность и предлагается принципиально новый для газовой отрасли России метод RAB — регулирования тарифов за транспортировку природного газа. Раскрываются отличительные черты нового метода относительно применяемого в настоящее время. Его внедрение позволит решить одну из самых актуальных проблем в региональном газораспределении России — дефицит финансирования реконструкции и модернизации существующих газораспределительных систем.

Ключевые слова: транспортировка, тариф, доходность инвестированного капитала, RAB-регулирование.

Одним из инструментов увеличения инвестиций в инфраструктуру региона, в развитии которой крайне заинтересован потребитель природного газа, может стать внедрение метода доходности инвестированного капитала. Дополнительные источники финансирования остро необходимы газораспределительной организации (далее — ГРО) для реновации газораспределительных сетей, которые в массе своей прокладывались в 1960-70-е гг. и уже устарели (средний износ — свыше 50 %), что приводит к возрастанию аварийности. Если принять во внимание потребность в инвестициях газораспределительной отрасли, которую ОАО «Газпром газораспределение» оценивает в 12 млрд долл. до 2020 г., то внедрение RAB-регулирования можно считать верным шагом, который позволит компаниям сектора привлекать частное финансирование для модернизации газораспределительных сетей и снимает часть нагрузки с государственного бюджета. При этом, по оценкам ОАО «Газпром газораспределение», накопленный ежегодный дефицит финансирования реконструкции в дочерних и зависимых обществах к 2020 г. составит около 140 млрд р. (54 % потребности дочерних и зависимых обществ ОАО «Газпром газораспределение») [1].

По нашему мнению, существенный рост тарифа можно ожидать для региональных ГРО с наибольшей долей газопроводов на балансе (относительно эксплуатируемых сетей), а также с наибольшей потребностью в инвестициях, которую характеризуют уровень газификации региона и степень износа основных средств. Таким образом, главными центрами ответственности могут стать: ОАО «Воронежоблгаз», ОАО «Брянскоблгаз», ОАО «Владимироблгаз», ОАО «Смоленскоблгаз», ОАО «Тамбовоблгаз», ОАО «Тверьоблгаз», ОАО «Тулаоблгаз» и др.

Суть данного метода применительно к региональному газораспределению в России состоит в следующем. Во-первых, устанавливаются долгосрочные тарифы (на три-пять лет). Во-вторых, прибыль, закладываемая в тарифы, рассчитывается не путем суммирования экономически обоснованных расходов, финансируемых за счет прибыли, а путем умножения установленной нормы доходности на стоимость капитала, инвестированного в развитие компании. Акционер, потенциальный инвестор или кредитная организация могут довольно четко спрогнозировать изменение тарифа ГРО и, таким образом, иметь представление о периоде возврата вложенных средств. Следовательно, применение данного метода снижает риск вложения средств в развитие газораспределительной сети отдельно взятых регионов. Кроме того, величина инвестированного капитала увеличивается с реализацией каждого нового инвестиционного проекта, поэтому в целях максимизации прибыли компания заинтересована в наращивании объема инвестиций.

С другой стороны, регулятор начисляет доходность только на тот капитал, который был создан в результате реализации согласованных им инвестиционных проектов, что позволяет достигнуть баланса экономических интересов производителей и потребителей услуг по транспортировке природного газа.

Для создания стимулов к снижению эксплуатационных затрат, повышению надежности и качества оказываемых услуг методом доходности инвестированного капитала предусмотрены сохранение достигнутой экономии эксплуатационных расходов на пять лет, введение индекса эффективности расходов, определяемого на основании сравнения аналогов, и штрафные санкции за снижение показателей надежности и качества оказываемых услуг.

Таким образом, внедрение метода обеспечит увеличение инвестиций в инфраструктуру региона, в развитии которой крайне заинтересованы потребитель, регулятор и ГРО. Долгосрочный тариф, предусматривающий наличие источников для возврата заемных средств, позволит привлекать большие кредитные ресурсы под меньший процент, а также даст возможность регулятору оптимизировать тарифную политику в целом по виду деятельности.

RAB (Regulated Asset Base) — регулируемая база активов, она же — величина инвестированного капитала. Под инвестированным капиталом понимается капитал, использованный для создания активов, которые необходимы для осуществления регулируемой деятельности. Величина инвестированного капитала ежегодно уменьшается на величину возврата капитала и увеличивается на величину капитала, созданного в рамках согласованной инвестиционной программы.

Для перехода на регулирование с применением рассматриваемого метода нужно выполнить ряд условий. Со стороны ГРО к таким условиям относятся следующие:

1. Оценка основных средств регулируемой организации для определения базы инвестированного капитала. Так, в процессе выборочного анализа проведенных переоценок основных средств в региональных ГРО установлены коэффициенты переоценки, что отражено в табл. 1.

Таблица 1

Коэффициенты переоценки основных средств региональных газораспределительных организаций в 2008-2011 годах

Организация Коэффициент переоценки

Газ-сервис 1,6

Костромаоблгаз 1,6

Газпром газораспределение 1,7

Тверьоблгаз 1,7

Карелтрансгаз 1,8

Нижегородоблгаз 2,1

Леноблгаз 2,7

Кировоблгаз 2,8

Оренбургоблгаз 3,2

Калмгаз 4,7

Волгоградоблгаз 5,1

Брянскоблгаз 7,8

Страврополькрайгаз 11,7

Саратовоблгаз 12,0

Смоленскоблгаз 12,8

Установленные данные позволяют сделать вывод о недооцененности стоимости основных активов региональных газораспределительных организаций [3].

2. Разработка и согласование долгосрочных инвестиционных программ. Со стороны органов исполнительной власти требуется утверждение:

- нормативно-методической базы, необходимой для применения данного метода, в частности самих методических указаний;

- принципов проведения оценки капитала;

- методической базы для определения уровня надежности и качества оказываемых услуг;

- требований к инвестиционным программам и порядка их согласования.

В результате определяющими факторами при принятии решения о переходе на регулирование тарифов ГРО с применением метода доходности инвестированного капитала являются степень готовности ГРО к использованию нового метода (наличие оценки капитала и долгосрочных инвестиционных программ), а также тарифные последствия от его внедрения.

Согласно проведенным расчетам при условии применения определенных механизмов сглаживания можно выбрать такой алгоритм определения нормы доходности инвестированного капитала, который позволит уже в ближайшие два-три года перейти на новый метод расчета тарифов. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации подобные нововведения в ближайший год будут нецелесообразны, поскольку с учетом макроэкономической ситуации осложняется привлечение заемных средств, требуются уточнение и корректировка инвестиционных программ, а также оценочной рыночной стоимости основных средств.

В контексте исследования проблем тарифообразования услуг на транспортировку природного газа в России нами сформулированы основные отличия RAB-регулирования от существующей модели ценообразования, которые отражены в табл. 2 [1].

Из данных табл. 2 следует, что основными отличиями ЯАВ-регулирования от действующей системы ценообразования на основе экономически обоснованных расходов являются: период регулирования, расчет операционных расходов, расчет амортизации, способ расчета прибыли и т. д.

В результате можно сделать заключение о том, что метод ИАВ-регулирования является принципиально новым для газовой отрасли России.

Таблица 2

Основные отличия RAB-регулирования от действующей системы ценообразования

Показатель Существующая модель RAB -регулирование

Период регулирования 1 год 3-5 лет

Операционные расходы Прямым счетом Индексная модель

Амортизация (в модели RAB — возврат капитала) На основе данных бухгалтерского учета Регуляторный учет (первоначальная оценка + результат реализации инвестиционных программ)

Прибыль Минимально необходимая величина прибыли Фиксированная доходность на капитал

Учет иных факторов (изменение количества активов, дополнительный / недополученный доход, ограничения по росту тарифов) Прямым счетом (непрозрачный механизм) Прозрачная формула

Из данных исследования следует, что применение этого метода целесообразно начинать с крупных, экономически развитых регионов России с большим числом потребителей и высоким уровнем газификации, способных нивелировать возможный рост тарифа на транспортировку природного газа — в частности с Нижегородской, Тульской, Ростовской областей, Пермского края и т. п. [2]. Такие регионы должны проводить внедрение метода RAB-регулирования в первую очередь. Остальные региональные ГРО — несколько позже, с учетом накопленного опыта.

Список литературы

1. Маслов, Л. А. Модернизация системы управления региональными газораспределительными организациями / Л. А. Маслов. Н. Новгород : М-Принт, 2011.

2. Маслов, Л. А. Особенности формирования тарифной политики по транспортировке природного газа и специальных надбавок в газораспределительных организациях России / Л. А. Маслов, А. М. Озина // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39).

3. RAB-регулирование: преимущества и риски // Энергетика и промышленность России. 2010. № 8 (148).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.