РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008 БОЛЬШАКОВ А.В.
МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Большаков Андрей Валерьевич - аспирант Тамбовского Государственного Университета им. Г.Р.
Державина
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть виды творческой деятельности людей, их особенности и взаимное влияние
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, социальное творчество, научное творчество, техническое творчество, художественное творчество, виды творчества
Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.
Творчество как особый вид человеческой деятельности следует отличать от других, нетворческих видов или проявлений деятельности. Так, творчество можно понимать как созидательную деятельность, противостоящую деструктивной (разрушительной) деятельности. Выявляя необычные свойства вещей и их сочетаний, оно обеспечивает определенный прирост, получение новых результатов. Вместе с тем такое противопоставление не является абсолютным: творчество включает в себя и момент деструкции в той мере, в какой необходимо устранить тормозящие факторы, освободить место для нового и т.д.
Противопоставление творческой и нетворческой деятельности выражается также с помощью пары категорий "продуктивное — репродуктивное". Творчество представляет собой продуктивную деятельность, т.е. производящую новое, в отличие от репродуктивной, повторяющей известное (существующее). Понятно, что и это различие относительно, поскольку не существует как деятельности, решительно во всем оригинальной, так и полностью повторяющей известные образцы. Чаще их различают по преобладанию того или иного начала, по основной тенденции.
Значение репродуктивной деятельности нельзя недооценивать, поскольку повторить результат или способ действия не всегда просто, а иногда даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Например, такой вид репродуктивной деятельности, как воспроизводство общественных отношений, чрезвычайно важен для формирования человека и общества, а подражание, как заметил еще французский социолог Г. Тард, является наиболее естественным для индивида путем усвоения социальных ценностей. И все же необходимо подчеркнуть ведущую роль продуктивной деятельности, неотчуждаемой от человека, в отличие от репродуктивной, которую в принципе можно передать машине или животному. Трактовка творческой
деятельности как продуктивной выводит на такие ее характерные признаки, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной деятельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолютизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычурным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно неприемлема с практической точки зрения.
Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на преобразование прежде всего материального производства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета,
лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности: научные открытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем самым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений. Разграничение сфер влияния
различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентирующих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исключает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического творчества возникает научнотехническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн. Среди
основных видов творческой деятельности человека мы можем выделить следующие:
1. социальное
2. научное
3. техническое
4. художественное
Мы попытаемся рассмотреть особенности данных видов творчества по подробнее.
Творчество как
социальное действие. Понятие социального действия связано
прежде всего с практической деятельностью людей в сфере материального производства и изменением или совершенствованием существующих общественных отношений. Деятельность следует понимать как любое проявление социальной активности, представляющей собой способ существования социальной действительности. Социальное же действие есть локализованный в пространстве и времени конкретный общественно значимый акт этой по своему содержанию предметной деятельности субъекта. Социальное действие предстает как результат
интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). В социальном действии может быть выявлена его внутренняя структура, которую образует взаимоотношение его
составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности: субъект действия и объект (предмет) действия, способ воздействия субъекта на объект (формы, средства, методы), цель и направленность деятельности субъекта, организация действия, пространство (социальная локализация), момент (границы его актуального бытия) и результат (продукт) действия. Социальные действия могут быть классифицированы по разным признакам.
Так, в зависимости от объекта действия и сферы деятельности субъекта следует различать действия политические, производственные, познавательные, научные, технические, религиозные и др. По характеру действие может быть случайным или планомерным, стихийным или сознательным, одноактным или повторяющимся и т. д. По отношению к субъекту действия бывают индивидуальные, коллективные, групповые, классовые, общенародные, государственные, национальные и др. В плане рассматриваемой темы существенно то, что по
направленности и результатам (с известной степенью условности) могут быть выделены следующие социальные действия: репродуктивные — направленные на сохранение и поддержание нормального функционирования конкретного социального института (в политической области такой характер, например, носят выборные кампании, в сфере науки — система информации и обучения, в технике — стандартизация); действия, имеющие ярко выраженный характер упразднения каких-то элементов общественной жизни (это действия социального отрицания — политические революции, критика ошибочных концепций в науке, борьба противоположных философских идей и Др.); действия по созиданию новых форм социальной реальности и развитию общественного сознания. Такие действия и есть не что иное, как социальное творчество. Коллективизация сельского хозяйства и освоение целинных земель (в области экономики), строительство Советского государства и совершенствование социалистической демократии (в сфере политики), осуществление программы освоения космоса (наука и техника) — все это проявления творческого действия. Отмечая относительность и
условность с точки зрения общедиалектических представлений проведенного выше разделения социальных действий, все же считаем нужным учитывать его в анализе конкретных процессов общественной жизни. В данном случае истолкование творчества как специфического вида
социального действия позволяет сочетать его анализ в психологическом и логическом аспектах с обсуждением проблемы в более широком социологическом плане. Изложенное в полной мере применимо и к пониманию научного творчества.
Творчество в науке
Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки. Содержание «нового знания» различно. Так, А. В. Славин различает три типа приобретаемых людьми знаний: открытие нового эмпирического (экспериментального) факта; дедуцирование из системы исходных положений таких понятий и суждений определенной теории, которые эмпирическим путем не были установлены; образование новых понятий и суждений (научных положений и принципов), требующих изменения существующих теоретических представлений. По мнению Ст. Попова, научное творчество может выражаться в открытии чего-то нового, что до этого науке не было известно, но в
действительности существовало; в обнаружении того, что до этого момента не существовало в
действительности и, следовательно, не было известно науке; в открытии исторических фактов и документов; в новом научном доказательстве какой-либо идеи и т. д. Итак, новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и ее свойствах. Новое, таким образом, проявляется в различных формах: в виде открытия неизвестного ранее объективного факта, установления нового закона, создания новой теории, формирования специфического стиля мышления и возникновения новых парадигм исследования и т. д. К творческому процессу следует отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.
В эпоху научно-технической революции
наблюдается резкое возрастание объема нового знания. Удвоение заявок на научные открытия и изобретения происходит в среднем каждые 2,5—3 года. Примерно такими же высокими темпами растет количество выданных патентов и авторских свидетельств, внедренных изобретений.
Считая в принципе верными приведенные выше
определения научного творчества, мы все же полагаем, что в современных условиях недостаточно ограничиваться при характеристике творчества в науке лишь подчеркиванием факта продуцирования нового знания. Превращение науки в непосредственную производительную силу уже требует рассмотрения проблемы творчества не в рамках исключительно системы «знание», а как момента единого социального действия в более широкой системе «наука — техника — производство». В развернутом виде формула этого действия может быть выражена в следующем виде: ФИ — ПИ — Р — Пр —Ос —1111, где ФИ —
фундаментальные исследования; ПИ — прикладные исследования; Р — разработка; Пр — проектирование; Ос — освоение; 1111 — промышленное производство. Характер
творчества и его содержание (субъекты, объекты, методы, средства, продукты и т. д.) на каждом из этапов рассматриваемого социального действия различны. В планово регулируемом социалистическом обществе необходимо создание условий для обеспечения творчества и реализации его результатов во всех звеньях научно-технического прогресса.
Рассмотрение научного творчества в аспекте социального действия требует, как видим, вовлечения в анализ совокупности обусловленных структурой современной науки проблем: соотношение экспериментальных и фундаментальных исследований, управление научной деятельностью, кадры, система информации, финансирование, планирование и организация науки, внедрение результатов научных исследований в производство, социальная ориентация научного действия и др. Подобные вопросы относятся к компетенции формирующейся ныне «науки о науке», к науковедению. Возвращаясь к обсуждению понятия творчества как
социального феномена, резюмируем изложенное нами в виде следующего определения: творчество — это специфическое социальное действие по продуцированию новых общественно значимых материальных и духовных ценностей. Последующий анализ позволит конкретизировать данную дефиницию.
Техническое творчество Превращение в
современных условиях науки в непосредственную производительную силу находит свое выражение в возникновении и функционировании единой системы «наука — техника — производство». Поэтому анализ научного творчества как социального феномена требует также
рассмотрения творчества в технике как одного из необходимых компонентов целостного социального действия. Исходным пунктом анализа технического
творчества является понимание его как существенного момента социальной практики. Практика — это общественно-историческая деятельность людей, направленная на преобразование природы и совершенствование системы общественных отношений. В практике человек противостоит природе как объекту своей деятельности, целесообразно преобразует ее и удовлетворяет свои потребности. Потребности человека основаны на производстве и определяют производство необходимых продуктов. «Потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель».
Практическое действие реализуется на основе осознания социальным субъектом цели деятельности, средств ее достижения, а также особенностей объекта преобразования. В процессе практики потребности человека опредмечиваются, субъективное становится объективным. Объективация — это превращение цели из формы субъективной деятельности в форму объекта. В высшей и завершенной форме объективация предстает в условиях выражения сущностных сил человека: как творца. Универсальным средством творческой деятельности является идея. Отражение в идее свойств объекта совпадает со стремлением человека к преобразованию его в социально значимую ценность. В практике осуществляется преобразование объекта в соответствии с потребностями человека. Содержание идеи здесь переходит в форму деятельности и из нее в форму бытия созданного предмета. Являясь в социальном плане
определенной целостностью, практика обнаруживается в различных видах. Одним из ее существенных проявлений предстает техническая практика. Содержание и уровни этого вида практики образуют эксплуатация, изготовление и проектирование техники. Продукт технической практики — техника, надежность и эффективность функционирования технических устройств. Средствами ее являются различные приборы, промышленное оборудование и испытательные стенды, а с точки зрения идей — научно-технические и естественнонаучные теории. Техническая практика образует непосредственную базу технического творчества. Вне ее, без связи с ней нет и не может быть творчества в области техники.
Техническое творчество как вид практической деятельности — специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта. Творческий процесс в технике,
охватывая как поиск идеи, так и ее реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства. Высказываются, однако, и другие соображения по поводу характера технического творчества. Так, Л. Уварова сводит разработку технических средств к познавательно-преобразовательной деятельности, а В. Белозерцев характеризует техническое творчество лишь как вид духовного производства. Включая
в себя познавательно-преобразовательную деятельность, техническое творчество тем не менее никогда не сводилось к ней. Не сводится к ней и разработка как социально-организованная форма творчества. Конструирование идеального образа машины предопределяет ее изготовление, но само оно невозможно без актуализации воображения, интуиции, мышления, воли.
Техническое творчество, однако, не является и чисто духовным процессом, как это в свое время доказывал еще П. Энгельмейер. По его мнению, воплощение идеи в материале представляет собой рутинную операцию и начисто лишено творческого содержания. Позднее положение о чисто духовном характере технического творчества отстаивал Ф. Дессауэр. Существенными моментами технического творчества являются поиск идеи и ее реализация в материале. Исторически и актуально она может являться в различных формах: от эмпирических представлений до научных понятий. Но во всех случаях возникновение технического объекта опосредствуется идеей. Будучи опредмеченной, она «умирает», превращается в шаблон, образец решения определенного вида технических задач. Технический объект оказывается своеобразным аккумулятором идей, материализованных в нем.
Двумя важнейшими понятиями
технического творчества являются технический объект и предмет творчества. «Технический объект» — это объект технической практики. Всеобщим и необходимым признаком такого объекта является связь с конкретно-историческим субъектом, вооруженным техническими знаниями и способностями эксплуатировать, изготавливать и проектировать его. Понятие технического объекта носит теоретический характер и не сводится к его эмпирически фиксируемым формам. Предметом же технического творчества является идея. Без нее невозможно осуществлять творчество. С помощью идеи технические потребности опредмечиваются, становятся предметом исследования и объективации. Таким образом, техническое творчество — это объективно обусловленная практически духовная формообразующая деятельность человека, специфическим предметом которой является идея, материализуемая в техническом объекте. С изменением общественной практики выявляются различные этапы и уровни развития технического творчества.
Сущность художественного творчества
В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства — создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности, от науки тем, что элементы иллюзорности, фантазирования, экстазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества (это имеет место во всех творческих результатах), но и имеют такую же, а в существенных моментах — большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения. Благодаря
фантазии и вымыслу реализуется целостность, образность в искусстве, искусство приобретает силу и самостоятельность. Художественный вымысел не знает ни пространственных, ни временных границ, не подчиняется силам инерции и тяготения, лишен изометрических, физических, химических качеств, и это позволяет ему проникнуть в глубины человеческих страстей, пройти через укрепления и заграждения, миновать часовых, незримо присутствовать на секретнейших заседаниях высших государственных советов, пережить тайну смерти, создать Пьера Безухова, Анну Каренину, князя Мышкина. Лишить искусство художественного вымысла, фантастических видений, "вещания" и пророчества - это то же самое, что лишить боксера перчаток, дровосека - топора, а швею - иголки и нитки.
В этом - суть художественного творчества: соединять свободные создания фантазии и реальность в конечном продукте искусства таким образом, чтобы произвести художественный эффект - смех, интерес, любовь, катарсис, надежду, гнев и т.д.
Взаимосвязь видов творчества
Анализ социальной природы творчества предполагает рассмотрение его конкретных видов, а вместе с ними и рассмотрение видов деятельности. Можно прежде всего выделить два
крупных вида деятельности: материально-практическую и духовно-теоретическую. Та и другая в свою очередь включают ряд более мелких разновидностей. Практическая деятельность связана с различными отраслями производства, управления, обслуживания (промышленность, сельское хозяйство, медицина и др.). Духовно-теоретическая деятельность находит выражение в различных формах общественного сознания (мораль, наука, искусство, правосознание, религия и пр.).
В соответствии с различными видами теоретической и практической деятельности могут быть определены и виды творчества: научное, техническое, художественное, правотворчество и пр. Такой вывод в общем справедлив, но при этом необходимо также учитывать конкретные исторические условия и заинтересованность отдельных классов, социальных групп в прогрессе той или иной конкретной области общественной жизни. В домарксистской социологии понятие творчества относилось лишь к труду деятелей искусства и науки, в то время как остальные виды деятельности объявлялись нетворческими (в особенности физический труд). Противопоставление
различных видов деятельности и отрицание в некоторых из них возможности творчества
неправомерны. Однако сказанное не означает отрицания существования и необходимости нетворческой деятельности, в том числе и в тех областях деятельности, за которыми признавалась монополия творчества. Например, в искусстве — размножение имеющихся произведений искусства, в науке также далеко не вся деятельность является творческой, в частности информационный поиск. Выделение отдельных видов творчества определяется общими условиями дифференциации человеческой деятельности, вытекающей из общественного разделения труда. В то же время творчество по своей природе синтетично, тяготение к единству здесь проявляется сильнее, чем где бы то ни было в человеческой деятельности. Все виды творчества связаны друг с другом как в своих истоках (материальная производственная деятельность людей), так и в своих конечных целях (обеспечить наряду с решением ближайших задач и глобальную задачу всестороннего и гармоничного развития человека).
Что касается научного творчества, то наряду с этими общими тенденциями разделение труда и определенная специализация здесь зависят также от конкретных условий его организации и уровня развития научно-технического прогресса. В современных условиях становится возможным и необходимым преодоление прежде сложившегося разделения труда в науке, введение новых форм специализации: по проблемам, по общенаучным методам, по отдельным этапам решения проблем (информационный поиск, постановка проблем, популяризация результатов исследования) и др. При оценке роли и влияния конкретных видов творчества важно соотносить каждый вид творчества с общественной жизнью в целом и с разнообразными видами деятельности людей. Поскольку, например, решение технических задач в современных условиях возможно только на основе конкретизации и реализации научных знаний, то отсюда вытекает теснейшая взаимосвязь научного и технического творчества в такой степени, что можно говорить о формировании научно-технического творчества как единой формы творчества. Конкретные формы единства научного и технического творчества этим не исчерпываются, равно как и их единство не исключает относительной самостоятельности развития того и другого. Взаимосвязь между отдельными видами творчества находит выражение в плодотворном развитии стыковых пограничных областей между ними. Находит свое развитие и связь научного и художественного творчества. В результате взаимодействия технического творчества с художественным образуются разнообразные виды деятельности и творчества: архитектура, прикладные искусства, дизайн, оформительное искусство, искусство рекламы и т. д. Наряду с подчеркиванием взаимосвязи и взаимо дополнения видов творчества следует иметь в виду и историческую тенденцию доминирования, преобладания определенных видов творчества. Например, на основе бурного научно-технического прогресса преимущественное развитие получают научное и техническое творчество, а это может уменьшить «удельный вес» того или иного вида творческой деятельности, не ограничивая развития других видов. Большей частью развитие одних видов творчества содействует развитию других. В
прошлом отдельные проявления, моменты творчества получали преобладающее развитие в отдельных видах творчества: логики — в научном творчестве, воображения — в художественном, экспериментирование, по способу «проб и ошибок» — в техническом творчестве. В настоящее время уже выяснена ограниченность такого понимания творчества. Хотя по традиции нередко применение научно обоснованных методов деятельности. связывают исключительно с научным творчеством, а развитие какого-либо вида творчества понимают лишь как применение научных знаний (техническое творчество, творчество в сфере экономии и др.). Таким
образом, взаимосвязь между различными видами творчества следует истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.
Литература:
1. Николоко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). - Симферополь: Таврия, 1990. - 189 с.
2. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества: Моногр. - М.: Высш. шк., 1989. - 143 с.
3. Дзикики А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов; научн. ред. В.О. Малышенко; пер. с англ. Е.С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.
4. Психология художественного творчества : Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок . - Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.
5. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? - М.: Академический проект, 2006. -224 с.