Научная статья на тему 'К вопросу о междисциплинарном изучении индивидуального творчества и творческой индивидуальности'

К вопросу о междисциплинарном изучении индивидуального творчества и творческой индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / АНТРОПОЛОГИЯ / ЭСТЕТИКА / ФИЛОСОФИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ЭПОХА / INDIVIDUAL CREATIVITY / CREATIVITY OF INDIVIDUALITY / ANTHROPOLOGY / AESTHETICS / PHILOSOPHY / INTERDISCIPLINARY STUDY / EPOCH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мазаненко О.М.

Обзор наук, в предметное поле которых включена проблема творчества, позволяет утверждать о существовании различных уровней организации творческой деятельности. Проведенный анализ научных исследований указывает на то, что по степени интереса и разработанности проблематики творчества в авангарде изучения индивидуального творчества и особенностей творческой индивидуальности сегодня находятся философия и психология. Вместе с тем, понимание объективной и субъективной природы творчества невозможно вне исторического контекста, в связи с чем в работе уделено особое внимание также вопросам понимания природы творчества и индивидуальной роли творца в различные эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INTERDISCIPLINARY STUDY INDIVIDUAL CREATIVITY AND CREATIVITY INDIVIDUALITY

The review of Sciences in which subject field the problem of creativity allows to claim existence of various levels of the organization of creative activity is included. The analysis of scientific research suggests that the degree of interest and development of creative problems in the vanguard of the study of individual creativity and features of creative individuality today are philosophy and psychology. At the same time, understanding the objective and subjective nature of creativity is not possible outside the historical context, in this connection, the paper also pays special attention to the issues of understanding the nature of creativity and the role of the individual role of the Creator in different eras.

Текст научной работы на тему «К вопросу о междисциплинарном изучении индивидуального творчества и творческой индивидуальности»

УДК 01/141.32

О. М. Мазаненко

(к. псих. наук, доцент) Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского (г. Луганск, ЛНР) E-mail: oksanamazanenko@gmail. com

К ВОПРОСУ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Аннотация. Обзор наук, в предметное поле которых включена проблема творчества, позволяет утверждать о существовании различных уровней организации творческой деятельности. Проведенный анализ научных исследований указывает на то, что по степени интереса и разработанности проблематики творчества в авангарде изучения индивидуального творчества и особенностей творческой индивидуальности сегодня находятся философия и психология. Вместе с тем, понимание объективной и субъективной природы творчества невозможно вне исторического контекста, в связи с чем в работе уделено особое внимание также вопросам понимания природы творчества и индивидуальной роли творца в различные эпохи.

Ключевые слова: индивидуальное творчество, творчество индивидуальности, антропология, эстетика, философия, междисциплинарное изучение, эпоха.

Проблематика творчества была в фокусе внимания учёных и практиков с давних времен.

Творчество - одна из центральных проблем философской науки. Ее возникновение связано с основными онтологическими вопросами бытия, сознания, познания объективной реальности, субъективности нового и т.д. Современный философский взгляд на творчество предполагает поиск ответов на два основных вопроса: каким образом вообще возможно творчество как порождение нового и в чем заключается онтологический смысл творческого акта [5, с. 34].

Осмысление творчества тесно связано с комплексом антропологических и эстетических проблем. Творчество всегда имеет эстетическую содержательную наполненность, являясь по своей сути пространством и механизмом присвоения родовой всеобщности через переживание реальным субъектом личностных смыслов бытия. Другими словами, творчество эстетично априори как деятельная "переработка" культуры в собственных переживаниях. Поэтому творчество является универсальной деятельностью, вне которой не существует ни один человек [2, с. 70].

Понимание этих вопросов не возможно вне исторического контекста.

В разные исторические эпохи, начиная с «осевого времени» человеческой истории изменялось содержание творчества, а также отношение к личностям нестандартным, креативным. Не удивительно поэтому, что попытки осмыслить природу творчества предпринимались на протяжении всей истории человечества. Изучение опыта познания творчества целесообразно начинать с исторического экскурса развития философии творчества как науки.

Те продукты творческой деятельности, которые дошли до наших дней из самого первичного, «примитивного» искусства в виде наскальной живописи (эпоха палеолита, 25 тыс. лет до н.э.) позволяют сделать выводы о значимости творчества

как в понимании сущности природы человека, так и в практическом освоении сложного мира. Вместе с тем, само отношение человека того времени к творчеству нашему осознанию не доступно ввиду отсутствия таковых данных.

Т. Б. Кудряшева отмечает, что раннее отношение к творчеству выстраивалось на том постулате, что оно в принципе не может быть познано. Это связано с тем, что проблематика творчества была помещена в русло мифологических и религиозных традиций. Творчество понималось как неотъемлемая часть высших сил, то есть как данность высокого, вечного, непреходящего. Человеку здесь отводится пассивная роль созерцателя [1, с. 18].

В эпоху Античности творчество начинает пониматься как сфера человеческой активности. Так, в античном учении об Эросе творчество понимается как непременная составляющая устремлённости человека к достижению высшего созерцания мира. При более внимательном прочтении трактовки творчества в эпоху Античности становится понятным, что оно не возводится в ранг особой деятельности, а ставится в один ряд с ремесленничеством. Так, ранние греческие мыслители, например, ставили в один ряд творчество в искусстве и в выращивании сельскохозяйственных растений. Как отмечает Б. Сорокин, во времена Античности творчество оценивается как менее существенное по сравнению с познанием, которое заключается в созерцании вечного бога-природы.

Теократическая картина мира, установившаяся в эпоху Средневековья, определяет трактовку иную творчества. Ортодоксально-теистическая концепция, берущая начало в традициях иудаизма рассматривает Бога как единственного творца Мира, Человека, Природы. И только такому творчеству присущи воля и абсолютная свобода, человеку же в способности к творчеству, самостоятельному, волевому и свободному проявлению отказывается. Наиболее ярко эти идеи прослеживаются в философских трудах блаженного Августина [4, с. 36].

Постепенно такая позиция перестает быть единственной. Новая концепция связана с обращением к философскому наследию Античности, в частности, в трудах Фомы Аквинского. Эта концепция базируется на пантеистической традиции, идеализме Платона. Здесь Бог - это вечное добро, вечный разум.

Вместе с тем, и в той, и в другой концепции отрицается все, что связано с телесностью, людским началом. Телесность противопоставляется духовному и подлежит осуждению, аскетизм возводится в ранг добродетели. Человек может «оправдаться» только исполняя волю Божию, которая прописана в религиозной доктрине. Таким образом, творчество человека в эту эпоху рассматривается как соучастие в сотворении земного бытия Божьей волей, как реализация высшей воли, как воплощение идеи «Града Божьего». Однако такое соучастие предполагает укрепление в веровании, собственно, творчество человеку не принадлежит, оно -выражение высшего промысла. Только такая форма творчества признается и одобряется, творчество в искусстве смещается на периферию внимания и занимает последние позиции значимости [4, с. 53].

Принципиально новое отношение к творчеству выражают мыслители эпохи Возрождения. Обращение к античным ценностям приводит к тому, что эстетические формы творчества постепенно занимают приоритетные места. Все чаще делаются попытки по-новому взглянуть, оценить, обосновать закономерности творческой деятельности, определить значение для человечества различных видов искусства. В эту эпоху интерес проявляется не только к творческой деятельности, но и к личности творца, художника. В связи с этим на первый план понимания творчества

выходит рефлексия личности по поводу собственного творчества. Смещение акцента на творческую индивидуальность порождает культ гения, в котором и заключено творческое начало как проявление человеческой природы.

Ученые 15-16-го столетий обращаются к творчеству прошедших эпох. Таким образом, творчество эпохи Возрождения соединяет в себе уникальное наследие, лучшие традиции Античности и Средневековья, само творчество трактуется как особая человеческая активность и приоритетная позиция отводится художественной стороне творческой деятельности [1, с. 64].

Но уже скоро возникает совершенно иное понимание творчества. В эпоху Реформации акцент смещается на практическую составляющую творчества: творчество - не столько искусство, сколько практическое действие.

Наряду с сохранением античного отношения к творческой деятельности, как деятельности неотличимой от труда ремесленника, под влиянием эмпиризма творчество понимается как комбинация уже существующих элементов, которые были объединены случайно, но при этом привели к удачному результату. Особенно ярко такое видение представлено в теориях представителей английского эмпиризма Ф. Бэкона, Дж. Локка и Д. Юма. Обобщив взгляды на творчество мыслителей этого периода, Б. Сорокин подчеркивает, что творчество в их понимании выступает как нечто родственное изобретательству [4, с. 48].

Принципиально новый взгляд на феномен творчества прослеживается в эпоху Просвещения. Рассматривая человеческую натуру сквозь призму окружающих обстоятельств и влияния социальной среды, философы размышляют о проблемах создания нового общества, идеалы которого французская революция выразила тремя словами «Свобода. Равенство, Братство». Средством достижения этих идеалов, для просветителей является активность в общественно-политической жизни, творчество в искусстве, открытия в естественных науках и математике.

Выдающиеся творческие личности эпохи Просвещения из Англии, Германии, Голландии, Франции объединили усилия в обобщении передовых знаний и достижений культуры XVIII столетия, результатом которых стала «Энциклопедия искусств, наук и ремесел» (1751-1780 гг.). Этот грандиозный труд был издан во Франции. Он включил в себя 28 томов, где сквозной линией прошли концептуальные идеи утверждения новых социально-политических, этических и эстетических ценностей.

Обращения аналитиков к упомянутому труду неизменно приводит к упоминанию критика, общественного деятеля, литератора и теоретика искусств Дени Дидро, которого считают идейным вдохновителем, центральной фигурой создания Энциклопедии. Д. Дидро является основателем школы французского материализма в философии и создателем школы реализма в литературе и искусстве. Значимыми фигурами эпохи также выступают Вольтер, в творчестве которого продолжены традиции французского классицизма и Жан Жак Руссо, который выступил родоначальником революционного романтизма. В творчестве этих великих деятелей наиболее ярко отражена новая эстетическая позиция Просвещения - активное участие художника в общественной жизни [2, с. 49].

Особая роль в понимании творчества принадлежит философии И. Канта. В философии Просвещения в понимании познания человеком мира сформировались два противоположных подхода. Если сторонники эмпиризма и сенсуализма источник знания видели во внешнем мире, то сторонники рационализма усматривали его во «врожденных идеях» нашего разума, соответственно сам процесс познания рас-

сматривался либо как по преимуществу репродуктивный, либо как продуктивный. Кант разрешение этого противоречия видит в признании того, что чувственность дает нам материал знания, а форму ему сообщают априорные формы чувственности (пространство и время) и продуктивная способность воображения. Воображение выступает соединительным звеном между чувственностью и разумом, созерцанием и деятельностью. Полет воображения И. Канта обосновывается наличием у человека свободы воли, которая проявляется в практической деятельности людей, делая их нравственно ответственными и творческими существами, способными создавать свой собственный мир.

Концепция И. Канта нашла свое продолжение в учении Ф. Шеллинга. По Шеллингу, гении, наделенные творческой способностью воображения, творят подобно объективному творчеству природы, однако творчество гения протекает в плоскости субъективной, а потому детерминировано его свободой. Таким образом, философ выделяет в творчестве сознательный и бессознательный аспекты. Творчество он характеризует как высшую форму человеческой жизнедеятельности, в которой есть возможность соприкоснуться с Абсолютом. Особое значение среди всех видов творчества Ф. Шеллинг приписывает творчеству художника и философа [4, с. 68].

Следует отметить, что в романтизме, получившем сильный импульс в философии молодого Шеллинга, культ творчества и творческой личности-гения, наделенной творческой способностью воображения гипертрофируется. Одним из наиболее привлекательных проблем для мыслителей становится вопрос истории культуры как продукта прошлого творчества. В целом прослеживается концепция творчества как деятельности, которая порождает мир.

В философии конца XIX - начала ХХ века выделяются несколько направлений, в которых вопрос трактовки феномена творчества также вызывает огромный интерес. В философии жизни у А. Бергсона («Творческая эволюция», 1907) творчество представлено как спонтанный жизненный процесс. Жизнь понимается как поток качественных изменений, подобный природной творческой активности. Способность к творчеству является внутренне встроенной в саму жизнь и человеческую сущность. Творчество понимается А. Бергсоном как непрерывное рождение нового, оно составляет сущность жизни и понимается как аналогия естественным биологическим процессам. Творчество во всех случаях совершается объективно: в природе как рождение, рост, созревание; в сознании - как возникновение новых образов и переживаний. А вот в интеллектуальной, технической деятельности новое не возникает, здесь лишь комбинируется то, что уже имело место ранее.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, точнее ее глубинные духовные акты. А творчество понимается как выход за пределы природного и социального, вообще обыденного мира. Творчество наделяется иррациональными, интуитивными чертами, духовно-личностной природой [4, с. 137].

Совершенно иной подход можем наблюдать в таких философских направлениях 20-го века как прагматизм, инструментализм, операционализм. Творчество рассматривается с утилитарной точки зрения как решение конкретных задач и ситуационных запросов. Творческий акт рассматривается как удачная комбинация идей, некое изобретательство, его понимание опирается на точные математические науки. Сфера творчества - наука, причем в той форме, в которой она полезна для современного производства. Таким образом, творчество в начале ХХ века понимается как форма социальной деятельности, имеющая интеллектуальное выражение.

Эта идея присуща также неореализму и феноменологии, хотя здесь творчество не столько интеллектуальная деятельность, сколько интеллектуальное созерцание.

В завершение исторического экскурса обратимся к марксистскому пониманию творчества. В философском анализе К. Маркса понимание творчества лежит вне идеалистических и метафизических концепций. Творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В.И. Ленина, «... не только отражает объективный мир, но и творит его» [4, с. 148].

Одним из источников такого понимания творчества является немецкая классическая философия. Диалектический материализм разделяет творчество, которое всегда предполагает деятельность человека как общественно развитого существа и субъекта творческой деятельности и развитие в природе, которое как творчество рассматривать не корректно.

В современных исследованиях творчества научная мысль разворачивается не только в векторе истории творчества, но и в ракурсе творческой истории произведения и индивидуальной творческой биографии. Творчество как объект философской мысли появляется в культурном наследии различных эпох и народов. А это уже предмет культурологии и искусствоведения.

Ученые и практики сходятся во мнении о социально-исторической природе творчества. Не смотря на то, что социология творчества является достаточно молодой областью научного познания, она нацелена на решение таких актуальных вопросов, как особенности социализации личности в творческой деятельности, роль творческой личности в обществе, а также вопросы общественного признания индивидуального творчества и творчества индивидуальности. Особым предметом социологии выступает социальное творчество, направленное на освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

Одним из важных вопросов понимания творчества является дифференциация творческого и нетворческого поведения. В этом плане целесообразно обращение к анализу регулятивных механизмов адаптации и творчества живого организма к окружающей среде. Отсюда очевидна необходимость включения в сложный процесс понимания творчества биологической наукой. Кроме того, без учета процесса онтогенеза человека невозможно выяснить закономерности развития свойств и качеств творческой индивидуальности.

При анализе творческой деятельности нельзя обойти вопросы об участии в ней сознания и подсознания, о типологических особенностях нервной системы, о физиологических основах одаренности. Понимание этих вопросов находится в компетенции физиологии.

Особое место в изучении творчества принадлежит психологии. Предметом психологии творчества как науки является психический структурный уровень организации творческой деятельности. Психология творчества исследует процесс,

психологический «механизм» протекания творческого акта как субъективного акта индивида [3, с. 17].

Управление воспитанием творческой личности и использование творческих методов в процессе передачи культурно-исторического наследия от старших поколений к младшим представляет сферу интереса педагогики.

В связи с тенденцией коммерциализации как художественного творчества, так и творчества на поприще науки, все более ярко прослеживается связь между творческой деятельностью и науками экономического спектра.

Очевидно также, что творчество в современных реалиях становится все более технологичным, использует новейшие информационные системы, интернет-ресурсы. В этой связи все большее значение в создании и распространении материальных и духовных ценностей приобретают информатика, кибернетика.

Резюме. Обзор наук, в предметное поле которых включена проблема творчества, позволяет утверждать о существовании различных уровней организации творческой деятельности. При анализе творчества необходимо учитывать достижения таких наук, как философия, история, социология, психология, педагогика, политология, культурология, физиология, биология. Собственно, этот список можно продолжать, так как любая научная область, в которой есть открытия, споры, яркие творческие индивидуальности, продвигающие и развивающие специфический научный предмет, так или иначе обращается к изучению, анализу сущности творчества, или же использует накопленные знания о творческой деятельности и личности. Тем не менее, проведенный анализ научных исследований позволяет утверждать, что по степени интереса и разработанности проблематики творчества в авангарде изучения индивидуального творчества и особенностей творческой индивидуальности сегодня находятся философия и психология.

На сегодняшний день учеными и практиками проделана огромная работа по изучению индивидуального творчества и творчества индивидуальности, накоплены богатейшие знания, которые требуют междисциплинарного изучения, обобщения и систематизации. Вместе с тем, современные реалии вносят свои коррективы в понимание и оценку значения индивидуального творчества и творчества индивидуальности, что еще раз подчеркивает тот факт, что данная тема остается актуальной и, видимо будет таковой всегда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кудряшова Т. Б. Философия творчества [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // kudr-phil.narod.ru/index.html

2. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. - М.: Центр, 2001. -303 с.

3. Романец В. А. Психология творчества. - 2-ге вид., доп. - Киев, Либщь, 2001. - 212 с.

4. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества: научно-метод. пособие для аспирантов и молодых преподавателей [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // philosophy.allru.net/perv265.html

5. Философский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.