Научная статья на тему 'Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека (философско-антропологический подход)'

Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека (философско-антропологический подход) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропоцентризм / экологическое сознание / субъект / многомерность / мировоззрение / worldview. / anthropocentrism / environmental awareness / the subject / multidimensionality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — И. Б. Костина

Статья посвящена рассмотрению вопроса о многомерности экологического сознания. В частности, уделено внимание формам общественного сознания, а также в качестве стержневых компонентов многомерного экологического сознания представлены разные уровни его развития: индивидуальное и общественное, обыденное и научнотеоретическое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MULTIDIMENSIONALITY OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AS A CORE QUALITY OF A PERSON (PHILOSOPHICAL-ANTHROPOLOGICAL APPROACH)

The article is devoted to considering the multidimensionality of environmental consciousness. In particular, attention is paid to the forms of social consciousness, as well as the core components of the multidimensional ecological consciousness presents different levels of development: private and public, ordinary and scientific-theoretical.

Текст научной работы на тему «Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека (философско-антропологический подход)»

УДК 1/14/140.08

МНОГОМЕРНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)

© 2015 И. Б. Костина

ст. преподаватель кафедры информатики, естественно-научных дисциплин и методик преподавания e-mail:Kostina_i@bsu. edu. ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Статья посвящена рассмотрению вопроса о многомерности экологического сознания. В частности, уделено внимание формам общественного сознания, а также в качестве стержневых компонентов многомерного экологического сознания представлены разные уровни его развития: индивидуальное и общественное, обыденное и научнотеоретическое.

Ключевые слова: антропоцентризм, экологическое сознание, субъект, многомерность, мировоззрение.

На протяжении нескольких десятилетий экологическое сознание, как один из базовых элементов мировоззрения, является важным направлением научных поисков в сфере различных подходов. В зависимости от подхода, большинство исследователей выделяют и исследуют определенные его грани, игнорируя при этом значимость человека. Однако следует признать, что только человек наделен экологическим сознанием. При этом современный человек, по мнению М.В. Волковой, «предстает как многомерная система в многомерном пространстве» [Волкова 2008: 25], следовательно, экологическое сознание представляет собой многомерное образование, основанное на мировоззрении, которое ставит во главу угла человека как носителя определенных теоретических и практических идей. Поэтому есть потребность в рассмотрении экологического сознания в разных измерениях с позиции многомерности.

Основные предпосылки, условия, структуру многомерности экологического сознания объясняет философско-антропологический подход с позиции современного понимания особенностей субъект-объектных взаимоотношений. При этом проявление многомерности экологического сознания, как правило, есть следствие актуализации многомерности самого человека. Поэтому многомерность экологического сознания определяется исключительно субъектом на разных уровнях его развития. Так, по словам И. А. Игнатова, «многомерность как идея “перспективы отношений (интенций)” приложима к любым феноменам окружающего Мира-Человека, позволяет с должной эффективностью обнажать неясность скрытого (старого) и необходимость нового (знания)» [Игнатов 2012: 278].

Характерной особенностью формирования экологического сознания являются два подхода: 1) рациональный, основанный на убеждениях и осознании здравых аргументов, и 2) иррациональный, основанный на принятии каких-то идей на веру, получении неосознаваемых эмоциональных впечатлений. Человек, являясь

сознательным субъектом общественного развития, может изменить привычный ход мышления, взгляды, цели, принципы, убеждения, происходящие сознательно и неосознанно, на идеологическом и психологическом уровнях. Правильное

ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ

формирование этих качеств личности обеспечивается на основе не только знаний о взаимоотношениях мира и человека, но и религиозных, философских, моральных, ценностных и других видов знаний. В этом контексте человеческую личность целесообразно рассматривать как совокупность исторических и цивилизационных этапов общественного развития.

Общество не только ориентирует на условия существования человеческой личности, но и вырабатывает тип его общественного сознания. Экологическое мировоззрение как исторический феномен изменяется, включаясь в генезис форм общественного сознания, согласно которому складывались взаимоотношения между человеком и окружающей природной средой. В разных формах общественного сознания складывались свои определенные экологические мировоззренческие ориентации. История развития форм общественного сознания знает несколько видов экологического мировоззрения: 1) мифологическая форма общественного сознания, при которой первобытное общество определялося синкретичным мышлением, экологические нормы выражались в рамках обыденного сознания; 2) античная (или рационально-философская) форма общественного сознания, основанная на

космоцентрическом мировоззрении, где зачатки экологического сознания

характеризуются как взаимодействие хозяйственной деятельности человека с природными, космическими процессами; 3) религиозная форма общественного сознания, основанная на теоцентрическом мировоззрении, вере в Бога, которая влияет на судьбу человека и окружающий мир, но при этом тормозит развитие экологических идей; 4) научно-рациональная форма общественного сознания, основанная на многообразии идеологий (наукоцентризм, техноцентризм, разумоцентризм,

субъектоцентризм, антропоцентризм), когда экологическое мировоззрение

определяется отношением человека к природе в русле рационалистического и технократического отношения.

В рамках форм общественного сознания осмысление экологического мировоззрения происходило на обыденно-практическом уровне, где оно вкрапливалось в мифологическую, античную и теоцентрическую формы, а выработка экологического сознания началась с возникновения научно-рациональной формы общественного сознания. У разных народов и социальных групп сложились принципиально различные типы экологического сознания. Если сравнивать две основные мировоззренческие парадигмы Запада и Востока, то для культуры Запада характерно экологическое мировоззрение, где природа в понимании людей противопоставлена человеку и материальному благосостоянию, ее нужно победить, одолеть. Идея господства по отношению к природе становится ведущей в общественном сознании. Экологическое мировоззрение Востока, напротив, характеризуется тем, что человек никогда не терял связи со средой обитания. Восточный тип мировосприятия ориентирован на уважение, равноправие и гармонию между человеком и природным миром.

Сегодня, как справедливо заметил Е.А. Антонов, «весь спектр отношений современного человека и природы детерменируется системой ценностей культуры техногенного общества и сводится по сути дела к оценке природы с точки зрения ресурсов» [Антонов 1996: 17]. При этом многие исследователи полагают, что пришло осознание формирования экологической культуры, призванной преодолеть

технократическое мышление. Экологические ценности формируются в процессе осознания и согласования, как пишет Л.М. Василенко, «в процессе этого согласования устанавливаются правила поведения человека на основе экологических и моральных критериев» [Василенко 1995: 25]. Однако наблюдается, что осознание еще не преодолено. Решение данной проблемы Е.Ю. Захарова видит в концепции экологически ориентированного антропоцентризма, в основе которого лежит теория

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Костина И. Б. Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека

(философско-антропологический подход)

взаимодействия природы и общества как отличных и взаимопроникающих образований. Она считает, что ««экологически ориентированный антропоцентризм» означает антропоцентризм, ориентированный на сохранение экосистемы» [Захарова 2013: 119].

Действительно, антропоцентрический принцип в рамках общественного и индивидуального сознания может оказать существенное влияние на изменение экологической идеологии мирового сообщества. Как отмечает В.П. Полуянов, «в настоящее время на уровне общественного и индивидуального сознания преобладают антропоцентрические установки, ценностные суждения которых контролируют свою собственную социальную позицию, выбор тех или иных ценностей» [Полуянов 2009: 32]. Такая постановка вопроса ведет к переоценке внутричеловеческих ценностей, именно они могут привести к преодолению противоречий между потребностями человека и природы.

Повышая свою политическую и правовую грамотность в области формирования экономики, коммерческих отношений и материального благополучия, современное общество должно нести полную ответственность за сохранение механизмов и процессов, происходящих в природе. В этих условиях есть необходимость в том, чтобы объективная, надындивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку.

Однако субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности. Как отмечают С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, «субъективное восприятие - это восприятие чего-либо в мире как субъекта. В результате субъективными свойствами наделяются те объекты, которые воспринимаются как человеческие и как равные. Важным аспектом субъективного восприятия является способность объекта «открыться как субъект» [Дерябо, Ясвин 1996: 16]. Соответственно, весь спектр отношений современного человека и природы должен включать природу как полноправный нравственный субъект социума. В зависимости от типа экологического сознания (индивидуального, группового, общественного) как на обыденном, так и на научно-теоретическом уровне, субъектом индивидуального сознания может являться отдельный человек, носитель группового и общественного сознания - социальная группа, объединенная какой-либо идеей или целью.

При определении содержания экологического сознания каждый уровень характеризуется своими мировоззренческими принципами. Например, экологическое сознание на обыденном уровне, характеризуется с точки зрения доминирующих в социальной общности эгоистических элементов, учитывающих прежде всего интересы субъекта или отдельной группы. «Обыденное сознание, - считает И.Н. Карпова, - склонно учитывать интересы сегодняшнего дня и не задумываться о будущем. Особенностью этого сознания является случайность той массы данных, которыми оперирует сознание, отсутствие какой-либо системы упорядочения экологических сведений» [Карпова 2011: 22]. Напротив, в рамках научно обоснованного экологического сознания, где экологизация выступает как необходимое условие подготовки специалистов любых уровней и направлений, ключевым моментом является человек, который на основе научных знаний становится экологическим субъектом, или, иначе говоря, субъектом экологического процесса развития.

Следовательно, в структуре экологического сознания личности и общества выделяются два разных аспекта отношения к природе. С одной стороны, это

ФИЛОСОФСКИЕ НА УКИ

безбрежный эгоизм, характерной особенностью которого является равнодушие, экологическая безграмотность, безответственность, жестокость; с другой - альтруизм, стремление к внутренней гармонии, переоценка жизненных ценностей,

ответственность, поиск духовной основы, экологическая озабоченность, любовь к природе, потребность в общении с ней.

По сути, многомерность экологического сознания в современном обществе исходит, прежде всего, из чувственно-предметной деятельности субъекта во всем ее объеме и развитии, а также она связана с объективным осознанием ситуации и реализацией активной роли познающего и действующего субъекта. «Экологическое сознание, - пишет Г.В. Платонов, - это осознание человеком, обществом складывающейся экологической ситуации, своей неразрывной связи с природой, умение и привычка действовать по отношению к ней так, чтобы, не нарушая связей и круговоротов природной среды, содействовать ее улучшению для жизни будущего и настоящего поколений людей» [Платонов 1989: 102]. Одной из основных

характеристик познающего и действующего субъекта является совокупность исторических, социальных, национальных, духовных, культурных образований и индивидуальных свойств. Формирование экологического сознания основано на разных уровнях его развития, имеющих фундаментально-практическое значение, от которых зависит все будущее человека и человечества в целом.

Таким образом, экологическое сознание, приобретая новые оттенки своего значения в рамках философско-антропологического подхода, представляет собой многомерное образование, где определяющую роль играет многомерный человек как носитель определенных теоретических и практических идей, а также ценностных ориентаций. Многомерность экологического сознания может рассматриваться как системообразующее качество человека, представляющее собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия на локальном (личностном), региональном (группы людей) и глобальном (человечество) уровнях. При этом экологическое сознание - сложное явление, сочетающее в себе свойства различных аспектов, в числе которых система знаний, эмоциональночувственные и волевые состояния, а также ценностные ориентации и установки, выражающие отношение к мышлению и практической деятельности человека.

Библиографический список

Антонов Е.А. Мировоззренческие ориентации в экологии на пороге XXI века // Научные ведомости БелГУ. Белгород, 1996. № 3. С. 11-20.

Василенко Л.М. Экологическая этика: от натурализма к философскому

персонализму // Вопросы философии. 1995. № 3. С. 37-42.

Волкова М.В. Интегративная модель многомерной личности школьника // Педагогические и психологические науки. Вестник Балтийского Федерального Университета им. И. Канта. 2008. Вып. 11. С. 21-29.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 4-18.

Захарова Е.Ю. Теория экологически ориентированного антропоцентризма // Ученые записки Забайкальского гос. университета. Философия. 2013. № 4 (51). С. 117121.

Игнатов И.А. На пути к многомерному человеку // Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Н. Новгород. Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2012. Т. 3. С. 278-279.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34)

Костина И. Б. Многомерность экологического сознания как системообразующее качество человека

(философско-антропологический подход)

Карпова И.Н. Роль единого эколого-образовательного пространства в формировании экологического сознания // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2011. С. 22-25.

Платонов Г.В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М., 1989. 191 с.

Полуянов В.П. Ценностное отношение к природе как необходимое условие экологизации человеческого сознания // Вести БелГУ. Религиоведение, философская антропология, философия культуры. Белгород. 2009. № 5(1). С. 31-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.