Научная статья на тему 'Многоэтажный бассейн для городской общеобразовательной школы'

Многоэтажный бассейн для городской общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
739
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ / МНОГОЭТАЖНЫЙ БАССЕЙН / НОВЫЙ ТИП ЗДАНИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ / MULTI-STOREY POOL / A NEW TYPE OF BUILDING / SCHOOLS / SPACE-PLANNING DECISIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифоров Юрий Алексеевич, Красникова Екатерина Петровна

Статья посвящена вопросам создания многоэтажных бассейнов, которые впервые рассматриваются как новый тип зданий блоков-пристроев к существующим в городах общеобразовательным школам. В соответствии с концепцией развития российских общеобразовательных школ определена необходимость в выборе компактного объемно-планировочного решения блоков-пристроев с многоэтажным размещением плавательных ванн и помещений вспомогательного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифоров Юрий Алексеевич, Красникова Екатерина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-STOREY POOL FOR CITY SECONDARY SCHOOL

The article is devoted to multi-level pools, which first considered as a new type of building blocks-adjacent accommodation to existing in urban secondary schools. Reflects the current state of school pools and the peculiarities of their formation. In accordance with the development concept of the Russian secondary schools identified the need for choosing a compact, space-planning decision blocks adjacent accommodation with high-rise accommodation swimming baths and facilities auxiliary facilities.

Текст научной работы на тему «Многоэтажный бассейн для городской общеобразовательной школы»

УДК 725. В7

НИКИФОРОВ Ю. А. КРАСНИКОВА Е. П.

Многоэтажный бассейн для городской общеобразовательной школы

Статья посвящена вопросам создания многоэтажных бассейнов, которые впервые рассматриваются как новый тип зданий — блоков-пристроев к существующим в городах общеобразовательным школам. В соответствии с концепцией развития российских общеобразовательных школ определена необходимость в выборе компактного объемно-планировочного решения блоков-пристроев с многоэтажным размещением плавательных ванн и помещений вспомогательного назначения.

Ключевые слова: архитектура общественных зданий и сооружений, многоэтажный бассейн, новый тип здания, общеобразовательные школы, объемно-планировочные решения.

Никифоров Юрий

Алексеевич

кандидат архитектуры, профессор УралГАХА

e-mail: house555@inbox.ru

Красникова

Екатерина

Петровна

студентка УралГАХА

e-mail:

krasnikova_ek@mail.ru

NIKIFOROV Y. A, KRASNIKOVA E. P. MULTI-STOREY POOL FOR CITY SECONDARY SCHOOL

The article is devoted to multi-level pools, which first considered as a new type of building — blocks-adjacent accommodation to existing in urban secondary schools. Reflects the current state of school pools and the peculiarities of their formation. In accordance with the development concept of the Russian secondary schools identified the need for choosing a compact, space-planning decision blocks adjacent accommodation with high-rise accommodation swimming baths and facilities auxiliary facilities.

Keywords: multi-storey pool, a new type of building, schools, space-planning decisions.

Вопросы проектирования и строительства современных плавательных бассейнов, предназначенных для спортивных занятий и тренировок по плаванию, прыжкам в воду, водному поло, синхронному плаванию и другим видам спорта, для физкультурно-оздоровительных занятий населения, для обучения плаванию детей и взрослых, разработаны достаточно широко [2-4 и др.]. Вместе с тем существует проблема включения плавания, важнейшей спортивной дисциплины, в общеобразовательный процесс, которая особенно остро воспринимается в связи с малым числом школ в Российской Федерации, где есть плавательные бассейны. В связи с этим в данной статье предлагается новое инновационное архитектурное решение школьных бассейнов.

В Федеральном Государственном Общеобразовательном Стандарте, принятом в 2010 г., в состав помещений образовательного учреждения включены плавательные бассейны. В нем прописано, что «образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образователь-

ного процесса на ступени основного общего образования» [1, статья 24].

Однако высокая стоимость сооружения бассейнов при школах, особенно для существующих городских школ, имеющих дефицит территории, создает значительные трудности. Есть противники школьных бассейнов, которые считают, что совместить процессы обучения плаванию и спортивно-тренировочные занятия в одном бассейне очень сложно, так как в бассейнах с учебными ваннами минимальных габаритов невозможно создать условия для проведения нормальной тренировочной работы.

Различные пути разрешения проблемы школьного плавания наблюдаются в зарубежной практике. Так, в Италии, Польше и ряде других европейских стран строительство школ с крытыми бассейнами определяется нормами. В ФРГ еще недавно в школах, где более 13 классов, строились крытые бассейны с ванной 12,5 х 6,25 м глубиной 0,9-1,8 м. Современные нормы предусматривают 25-метровые ванны шириной 4-6 м, с начальной глубиной 1,8 м. Ванны оборудованы подъемным дном, учебной 3-метровой вышкой и одним-двумя трамплинами высотой 1 м; глубина воды под прыжко-

Иллюстрация 1. Отель Marina Bay Sands в Сингапуре.

URL: http://newparkculture.eom/ru/news/10-samyh-neobychnyh-obektov-na-kryshah-domov (дата обращения: 12.10.2014). Дата съемки: 01.11.2011

выми устройствами 3,8 м. Считается, что такими бассейнами в свободное от учебного процесса время могут пользоваться жители близлежащих жилых образований, что позволяет их сделать рентабельными.

«Вместе с тем во Франции, например, строительство школьных бассейнов признано нецелесообразным. Проведение работы с детьми предполагается в спортивных центрах микро- и жилых районов, располагающих крытыми или трансформирующимися бассейнами с ваннами стандартной 25-метровой длины. К такому же решению склонялись и в США, однако медленное строительство крытых спортивных центров, не отвечая запросам развития плавания, вновь выдвинуло на первый план задачу сооружения школьных бассейнов» [6].

Вопрос о том, как обеспечить российские школы бассейнами и какими они должны быть, занимает работников образования, спорта, здравоохранения, а также архитекторов и инженеров. В нашей стране, с ее резко континентальным климатом, школьный бассейн должен быть крытым, обеспечивая регулярные академические занятия на протяжении всего учебного года. Необходимо рассчитывать осуществление идеального варианта структуры бассейна, при которой для каждого вида занятий той или иной возрастной и квалификационной группы детей, физкультурников и спортсменов будет предоставлено определенное сооружение, отличающееся типом назначения (для плавания, прыжков, обучения плаванию) и размерами. В настоящее время приходится искать паллиативное решение, в той или иной степени отвечающее функциональным и экономическим условиям строительства.

Всесторонний анализ современной практики проектирования сооружений для плавания позволил обратить внимание на многоуровневые и многоэтажные бассейны, которые являются весьма оригинальными объектами для размещения на террасах, перекрытиях и крышах многоэтажных зданий. Подобные сооружения появляются не только посреди плотно застроенных городов, где нет никакой другой возможности обустроить бассейн, но также в частном секторе, в домах, владельцы которых не гнушаются архитектурных экспериментов.

Примером необычного многоэтажного решения бассейнов в 37-этажной жилой башне Aquaria Grande («Большой Бассейн») являются бассейны-балконы, находящиеся на каждом этаже снаружи здания.

На крыше отеля Marina Bay Sands в Сингапуре огромная пальмовая роща переходит в бассейн у самого края двухсотметрового обрыва (Иллюстрация 1).

Подобная практика проектирования и строительства многоуровневых бассейнов, прежде всего, связана с конкретными индивидуальными заказами, а в научной, нормативной и учебной литературе такие бассейны как самостоятельный тип сооружения не рассматриваются. Есть упоминание в книге В. В. Адамовича «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений» о том, что «на затесненных городских участках строятся многоэтажные бассейны, где ванны и этажи обслуживания, чередуясь, располагаются друг над другом» [3, 367]. Однако подробных примеров в этой книге не представлено.

Вместе с тем есть существенные различия между многоуровневыми и многоэтажными бассейнами. К многоуровневым следует относить бассейны, в которых общая водная поверхность распределяется по разным уровням, связанным между собой единым композиционным решением. В многоэтажном бассейне несколько самостоятельных залов с плавательными ваннами размещаются на разных этажах, которые располагаются друг над другом. И в том, и другом случаях бассейны могут быть открытыми или закрытыми.

Анализ индивидуальных и типовых решений школ с бассейнами, а также планировочных схем школ без бассейнов позволил авторам данной статьи предложить новый тип здания — многоэтажный бассейн и раз-

личные варианты планировочных решений по их размещению на участках существующих городских школ.

В чем заключается новизна предлагаемого авторами данной статьи нового типа школьного бассейна? Прежде всего, в многоэтажной компоновке залов с плавательными ваннами (от 2 и более) с двумя дорожками в линейном строительном объеме шириной зала до 8,0 м и длиной не более 30,0 м при 25-метровых ваннах и минимальной длине в 18,0 м при длине ванн в 12,9 м. Ванны для учащихся (посетителей) могут быть шириной 3,7 м (минимальная ширина дорожки 1,6 м плюс по 250 см до борта ванны) и длиной 25,0 м (глубина в мелкой части -1,2, в глубокой до 1,8 м) либо шириной 3,7 м и длиной 12,9 м (глубина в мелкой части — 0,8 м, в глубокой — до 1,2 м). Обходные дорожки по периметру ванны со стороны выхода из душевой имеют ширину 1,5 м, на противоположной — 1,0 м. Указанные параметры не противоречат существующим нормативным документам [2].

При вертикальной компоновке 2-х или 3-х залов с ванными с торцевых сторон плавательного блока формируются два вспомогательных блока помещений с эвакуационными лестницами, соединенных короткими переходами с коридорами школы и имеющих выход наружу. В первом блоке на этажах залов с ванными размещают раздевальни на 12 учащихся (мальчики и девочки на разных этажах) с душем и туалетом, в цокольном этаже возможно размещение вестибюля с гардеробом для посетителей и комнаты ад-

Иллюстрация 2. Планы и разрез многоэтажного бассейна с 25-метровыми плавательными ваннами. 2015 г. URL: http://www.fainaidea.com (дата обращения: 12.10.2014)

министрации. В противоположном блоке размещаются тренерские, кабинет медсестры, лаборатория анализов воды, узел управления, технические помещения. Основная часть технологического оборудования многоэтажного бассейна монтируется во вспомогательных блоках на перекрытиях технических этажей в пространствах, где устанавливаются ванны. В верхней части лестничных клеток можно разместить резервные емкости с водой. В тамбуре лестничной клетки вспомогательного блока с раздевальнями предусматривается место для установки подъемника для инвалидов. Минимальные планировочные размеры в осях вспомогательных блоков вместе с лестницами составляют 7,0 х 9,0 м. Высота поме-

щений технических этажей должна быть не менее 2 м, минимальная высота зала с плавательной ванной — 3,0 м. Такое объемно-планировочное решение основано на линейной компоновке многоэтажного бассейна с оптимальными параметрами блоков обслуживания с целью минимизировать площадь застройки здания и объемы основных помещений.

Внутренняя планировка основных помещений вспомогательных блоков соответствует гигиеническому принципу поточности: продвижение по функциональной схеме — гардероб, раздевальня, душевая, ножная ванна, бассейн. Санузлы размещаются при раздевальнях. Душевые из расчета одна душевая сетка на три человека должны быть проходными

и располагаться на пути движения из раздевальни к обходной дорожке. На пути движения от душа к ванне бассейна необходимо разместить ножные ванны с проточной водой (размеры их должны исключать возможность обхода или перепрыгивания по ширине) (Иллюстрация 2).

В целом итоговые строительные размеры линейного объема (5 900 куб. м) трехуровневого бассейна с 25-метровыми ваннами составляют: ширина 7,8 м; длина 48,8 м и высота 15,2 м.

С учетом выявленных нами особенностей структурного построения исследуемого объекта предоставляется возможность конкретизировать содержание понятия «многоэтажный бассейн». Итак, «многоэтажный бассейн» — многоэтажное сооружение, включающее плавательный блок с поэтажным размещением плавательных ванн друг над другом и два вспомогательных блока с поочередным размещением вспомогательных и технических этажей. Первый вспомогательный блок предназначен для раздевален. Во втором — помещения обслуживающего персонала и подсобного назначения. Все технологическое оборудование бассейна размещается на технических этажах.

Конкретная ситуация и выбор технико-экономических условий могут повлиять на объемно-планировочные параметры структурных элементов — блока залов с плавательными бассейнами 25,0 м или 16,6 м и вспомогательных блоков. В этом случае возможно разнообразие вертикального наполнения многоэтажного бассейна с включением глубоких ванн для прыжков в воду, детских бассейнов, водных аттракционов и различных водно-технических устройств (водопады, джакузи и др.). В соответствии с изменениями в плавательном блоке должны последовать корректировки во вспомогательных блоках, что будет способствовать большему разнообразию объемно-планировочных решений многоэтажных бассейнов (Иллюстрация 3).

Выбор варианта блокирования многоэтажного бассейна с объемом существующей типовой школы зависит от объемно-планировочного решения самой школы и от планировочных характеристик ее территории (Иллюстрация 4).

Перечислим основные достоинства школьного многоэтажного бассейна:

♦ строительство бассейна в качестве

блока-пристроя к зданию школы

позволит оптимально использо-

вать существующие инженерные коммуникации и оборудование;

♦ при практически равных строительных объемах одноэтажного и многоэтажного бассейнов площадь застройки последнего уменьшается в два раза, что позволит осуществить строительство многоэтажного бассейна даже на ограниченной площади школьного участка и существенно уменьшить стоимость строительных работ нулевого цикла;

♦ такое решение позволяет уйти от зального типа бассейна с 4 и 6 дорожками, с пролетами от 12 до 15 (18) м и соответственно тяжелыми и крупногабаритными несущими конструкциями покрытия (балки и фермы);

♦ плавательные ванны в многоэтажном бассейне можно использовать по разному назначению, с целью обучения учащихся плаванию, проведения спортивно-тренировочных и оздоровительных занятий;

♦ отпадает необходимость в дорогостоящей конструкции самой ванны и фундамента для нее, а также в больших по площади подвальных помещениях технического и инженерного назначения;

♦ появляется возможность применения небольших (длиной 13-16 м) цельнообъемных ванн из композитных материалов, что позволит значительно снизить стоимость объекта;

♦ вертикальное размещение ванн и помещений для технологического оборудования позволит применить каскадную систему водообмена и водоподготовки с резервными емкостями для воды в лестничных клетках;

♦ в многоэтажных бассейнах площадь зеркала воды не более 100 м2, что позволит в школьных бассейнах осуществлять водообмен непрерывным потоком воды, применяя скиммерную систему, при которой в разных ваннах можно варьировать параметры глубины для учащихся и посетителей;

♦ скиммерная система проще, дешевле и не требует выделения дополнительного пространства для технических помещений, которые могут располагаться выше уровня воды в ванне;

♦ узкие плавательные ванны до 4 м можно в ночное время укрывать виниловой тканью для сохранения необходимых внутриклиматических условий, что позволит экономить на отоплении и вентиляции залов многоэтажного бассейна;

♦ в многоэтажном бассейне ремонтные или профилактические работы на одном из этажей не влияют на работу бассейна в целом, что позволяет гибко регламентировать эксплуатационные процессы;

♦ предоставление платных услуг для обучения плаванию и оздоровительного плавания в одной или двух ваннах бассейна. Многоэтажные школьные бассейны, наиболее приближенные к жилью, могут принять на себя обслуживание населения в вечерние часы, в выходные дни и каникулярное время, пополнив систему физ-культурно-спортивного обслуживания и превращаясь при этом в рентабельные хозрасчетные сооружения.

К основному недостатку такого типа бассейнов для школ можно отнести снижение соревновательного уровня в двухдорожечных ваннах, где в спортивных заплывах могут участвовать только два учащихся или две команды в эстафетах. Но зато инструкторам по плаванию в небольшой ванне легче контролировать всех учащихся во время занятий.

Конструктивные особенности многоэтажных бассейнов в основном заключаются в выборе стоечно-балочной рамно-связевой системы в монолитном или сборном варианте. Конструкции самих ванн могут быть в монолит-

Иллюстрация 3: а, б, в — варианты объемно-планировочных решений многоэтажных бассейнов; б-1 — схема многоэтажного бассейна с ванной для прыжков в воду. Рисунок Ю. А. Никифорова. 2015 г.

Иллюстрация 4. Варианты блокирования многоэтажных бассейнов с типовыми школами. Рисунок Ю. А. Никифорова. 2015 г.: а — типовой проект школы — У-77; б — типовой проект школы — 65-426/1; в — типовой проект школы — У-76; г — типовой проект школы — У-92

ном или сборном исполнении. К сборным можно отнести ванны из заранее сформированных полимерных чаш или из отдельных модулей, изготавливаемых из нержавеющей стали. Бассейну из модулей, которые свариваются в цельную форму, можно придать любые размеры, вплоть до стандартных плавательных дорожек, при этом заказ на изготовление модулей может учитывать объемно-пространственные характеристики конкретного объекта. Так же как и полимерные заранее сформированные чаши, модульно-секционные стальные бассейны допускают надземный вариант монтажа — без заглубления, что очень ценно для их использования в многоэтажных бассейнах. «В русле этого направления существует две разновидности бассейнов: "мун-пул", предназначен для частного домостроительства, и "скай-пул" — для общественных сооружений (такие бассейны можно видеть даже на международных соревнованиях по плаванию)» [5].

Архитектурные решения многоэтажных бассейнов, в первую очередь, зависят от архитектуры самих обще-

Иллюстрация 5. Общий вид многоэтажного школьного бассейна. Визуализация Е. Красниковой. 2014 г. Чертеж Ю.А. Никифорова

образовательных школ, особенно когда они используются в качестве блока-пристроя к существующему объекту. В качестве примера приведем архитектурное решение из экспериментального проекта, выполненного для одной из школ в г. Екатеринбурге Ю. А. Никифоровым и студенткой 4 курса УралГАХА Е. Красниковой) (Иллюстрация 5).

Стремление к созданию высококачественной образовательной среды послужило причиной разработки новых типов блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ. По заказу Правительства Москвы и Москомархитектуры Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (ГУП МНИИТЭП) в 2004 г. разработаны «Рекомендации по проектированию нового поколения блоков-пристроек к существующим зданиям общеобразовательных школ». В число рекомендованных различных вариантов функционального наполнения блоков-пристроев общешкольных помещений входят блоки с бассейнами ББ (ванны 25,0 х 11,0 и 10,0 х 6,0 м) и БСКБ (ванна 25,0 х 11,0 м и спортзал 18,0 х 24,0 или 24,0 х 48,0 м). Строительство таких блоков (общепланировочные размеры ББ — 30,0 х 30,0 м, БСКБ — 52,0 х 36,0 м) на территории существующей школы может вызвать определенные трудности, а строительство бассейна, сложного и дорогостоящего объекта, может оказаться для школьного учреждения непосильной задачей.

В связи с этими обстоятельствами предлагаемый новый тип блока-пристроя с многоэтажным бассейном представляется более оптимальным вариантом, применение которого не ограничивается совершенствованием школьной среды. Многие высшие учебные заведения, колледжи, спортивные школы и центры подготовки спортсменов нуждаются в бассейнах.

Включение компактных многоэтажных бассейнов в объемно-планировочную структуру многофункциональных городских центров (в том числе аквапарков) позволит создать более гибкое пространство с интересными техническими и архитектурными решениями.

Заключение

Перспектива развития образования в России предусматривает серьезное обновление структуры учебных комплексов и внесение корректив в нормативные до-

кументы по проектированию. Необходимо понимать, что стремление к созданию новых архитектурных форм школьных бассейнов стимулируется не только необходимостью приспособления их к сложившимся обстоятельствам, но и прогрессом в развитии строительной техники.

Эффективное использование полезной модели многоэтажного бассейна в качестве блока-пристроя к школьным или другим объектам позволит обеспечить высокий уровень технических и архитектурных решений, обладающих несомненным инвестиционным потенциалом.

Список использованной литературы

1 Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт среднего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, № 1897, 17.12.2010 г. // Российская газета. № 5812. 21.07.2012.

2 СП 31-113-2004 Свод правил по проектированию и строительству. Бассейны для плавания. М., 2005.

3 Адамович В. В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. М., 1984.

4 Ясный Г. В. Спортивные бассейны. М., 1988.

5 Сборные бассейны SKYPOOL [Электронный ресурс].

URL: http://ksk-group.net/1848__.htm (дата

обращения: 16.12.2014).

6 Школьные бассейны [Электронный ресурс] [2012]. URL: http://pompr.ru / 25-shkolnyy-basseyn.html (дата обращения: 22.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.