Научная статья на тему 'Этапы формирования учреждений дополнительного образования детей (удо) ХХ-начала XXI веков'

Этапы формирования учреждений дополнительного образования детей (удо) ХХ-начала XXI веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1350
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАРОДНЫЙ ДОМ / ДОМ ПИОНЕРОВ / ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ / МНОГОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / FOUNDATION COMPLEMENTARY EDUCATION / POPULAR HOUSE / HOUSE OF PIONEERS / PALACE OF PIONEERS / MANY-COMPOSITE SCHOOL / OUT-OF-SCHOOL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багаутдинова А. А.

В развитии учреждений дополнительного образования детей (УДО) можно выделить 4 основных этапа: 1-й синкретизм, 2-й становление, 3-й зрелость, 4-й -трансформация. Архитектурно-функциональное развитие УДО происходит параллельно с этими этапами: до 1917-го года это были народные дома, дореволюционное культурнопросветительское общедоступное учреждение, с архитектурно-планировочной структурой и составом помещений для образовательных и культурно-просветительких нужд того времени. Начиная с 1917 года происходит формирование системы внешкольных учреждений в архитектурно-планировочной структуре школьных учреждений, детских садов, и как отдельные, самостоятельные новые архитектурные объекты дома и дворцы пионеров. С начала 1990-х они преобразуются в УДО, переходят на негосударственное финансирование, изменяется масштабность. Архитектурно-функциональная структура этих учреждений, по сравнению с прошлыми эпохами, не имеет целостности и требует нового типа УДО, разработанного для современного этапа и нынешнего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phase of forming development of foundation of the complementary education of children (FCE) at XX-beginning XXI century

Foundation complementary education (FCE) is type of educational foundation, when children can receive creative development, the interesting knowledge, individual realization, in addition to the main education. Into development of foundation complementary education for children divides by four phase: I syncretism, 2 formation, 3 maturity, 4 transformation, and also includes detailed study of foundation of the pre school, school education, it is history and present situation. Fist example of FCE was popular houses, that functioned in Russia beginning of the 20th century. Later it was houses of pioneers and palaces of pioneers, which became masterpieces of the Soviet architecture. Since the middle 80 years they will be transformed to FCE. At present wee see a growing interest in modern foundation complementary education and their quantity is growing, but their architectural-functional structure is not learnt much enough today. There are many new systems and methods of development of children, but there no complete architectural structure for this foundations.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования учреждений дополнительного образования детей (удо) ХХ-начала XXI веков»

4 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

УДК 303.446.4

Багаутдинова A.A. - аспирант E-mail: aklima775@rambler.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1

Этапы формирования учреждений дополнительного образования детей (УДО)

ХХ-начала XXI веков

Аннотация

В развитии учреждений дополнительного образования детей (УДО) можно выделить 4 основных этапа: 1-й - синкретизм, 2-й - становление, 3-й - зрелость, 4-й -трансформация. Архитектурно-функциональное развитие УДО происходит параллельно с этими этапами: до 1917-го года это были народные дома, дореволюционное культурнопросветительское общедоступное учреждение, с архитектурно-планировочной структурой и составом помещений для образовательных и культурно-просветительких нужд того времени. Начиная с 1917 года происходит формирование системы внешкольных учреждений в архитектурно-планировочной структуре школьных учреждений, детских садов, и как отдельные, самостоятельные новые архитектурные объекты - дома и дворцы пионеров. С начала 1990-х они преобразуются в УДО, переходят на негосударственное финансирование, изменяется масштабность. Архитектурно-функциональная структура этих учреждений, по сравнению с прошлыми эпохами, не имеет целостности и требует нового типа УДО, разработанного для современного этапа и нынешнего поколения.

Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, народный дом, дом пионеров, дворец пионеров, многокомплектная школа, внешкольная работа.

Учреждение дополнительного образования (УДО) - это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, который имеет свою специфику и задачи, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [1].

В зависимости от изменений в обществе, политике и экономике государства происходят изменения в архитектурно-планировочной структуре УДО, в составе помещений, функциях и т.д. Сегодня общество вступает в новую эпоху и диктует свои новые правила и функции для УДО, которые не изучались и не учитывались на современном этапе развития этих учреждений. УДО нуждается в новых типах архитектурно-планировочных структур, которые могли бы содержать положительный исторический опыт проектирования и учитывать современные потребности нового поколения.

Основной задачей является создание таких условий, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте [2].

Существуют следующие виды УДО: дворцы детского творчества, дома детского творчества, центры дополнительного образования, включающие в себя внешкольные работы, станции юных натуралистов, спортивные школы. С 2006 года в номенклатуру вошли: школа (по различным областям науки и техники), детский музей (детского творчества, литературы и искусства), детский парк, детский образовательно-оздоровительный клуб, лагерь [1]. Детские сады также подлежат исследованию, так как они также входят в систему образования и сегодня включают частично в свою систему дополнительное, платное образование для детей.

В развития УДО можно выделить 4 основных этапа: 1-й - синкретизм, 2-й -становление, 3-й - зрелость, 4-й - трансформация [3].

1-й этап - до 1917 г., в дореволюционной эпохе раннего развития УДО характерно отсутствие доминанты в социализации. В конце 19 века появляется термин «Внешкольная работа». Этим словосочетанием называлась культурно-просветительная деятельность [4]. Развитие архитектурно-планировочного решения УДО на данном этапе

идет как разработка теоретических основ в создании первых экспериментальных внешкольных учреждений для детей.

В 1904 г. в городе Москве открылся первый городской народный дом, при котором был создан клуб для детей - Введенский народный дом, архитектор И.А. Иванов-Шиц, 1903-1904 гг., который в конце 1940-х гг. был полностью перестроен. Кроме него, в Москве к 1914 г. функционировало 11 независимых народных домов [2].

Народный дом - в дореволюционной России общедоступное культурнопросветительское учреждение [5].

До 1914 г. народные дома в основном были государственными, так же встречались негосударственные, которые были построены и финансировались частными благотворителями.

Народные дома XIX - начала ХХ-го вв. объединяли по возможности все формы досуговой и образовательной деятельности. В состав их архитектурно-планировочной структуры входили: библиотека с читальным залом, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, книготорговая лавка, школа воскресного дня, вечерние классы для взрослых, хор, «чайная». При некоторых народных домах располагались музеи, где сосредотачивались различные виды наглядных пособий, которые использовались в процессе систематических занятий и при чтении лекций, постоянно действующие и передвижные выставки.

Рис. 1. Здание Введенского народного дома, 1903-1904 гг. Арх. И.А. Иванов-Шиц

Разработкой проектов народных домов занимались такие известные архитекторы, как Ф.О. Шехтель, П.П. Рудавский, И.А. Иванов-Шиц и др. В 1910-1914 гг. И.П. Кондаков и А.У. Зеленко совместно выполнили серию типовых проектов народных домов, которые не были реализованы.

В Санкт-Петербурге существовали: Народный дом Николая 2-го (не сохранился, арх. А.Н. Померанцев, 1900 г.), Опера Народного дома (арх. Г.И. Люцедарский, 1912 г.), на Лесном проспекте народный дом-читальня имени Нобеля (арх. Р.Ф. Мельцер, 1901 г.).

Самым крупным народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом в городе Уфе, с залом на 600 мест (1909 г.) [5].

2-й этап - начиная с 1917 года до начала 1930-х годов ХХ-го века. Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации - обучение, так как основной целью являлась ликвидация неграмотности, а задачей - освоение образовательного минимума большинством населения [5].

С первых шагов советской архитектуры зданиям школ и детских учреждений уделялось большое внимание. На формирование нового типа здания средней школы оказал влияние новый метод обучения, так называемый «лабораторно-бригадный». Новые

школьные здания были спроектированы на 1-2 тыс. учащихся по программам, которые предусматривали: многочисленные кабинеты, лаборатории, мастерские, физкультурный зал, библиотеку, столовую, помещения для ученических организаций, рекреационные залы с возможным использованием их для собраний и различных мероприятий (спектакли, концерты, кино и др.) Но строительство таких школ было не реальным, дорогим в строительстве и весьма не экономичным в эксплуатации. Но такие школы все же появились. 1926-1927 гг. в Ленинграде по оси Тракторной улицы на проспекте Стачек была построена школа на 1000 учащихся. Эта школа стала первым примером нового типа школьного здания, запроектированного и построенного по новой программе, план которой точно отвечал функциональным требованиям программы: актовые и физкультурные залы изолированы от учебных помещений, что позволяет использовать их вне учебного времени. В школьном здании запроектированы три мастерские, физический и химический кабинеты с лабораториями, 25 общих аудиторий, обсерватория, класс для рисования, библиотека и медпункт. А. Никольский предвосхитил принцип построения многокомплектной школы -в асимметричной объемно-пространственной композиции тщательно учтены требования функционального процесса. Далее появляются школы с более компактными планировками на 600-700 учащихся: в Ленинграде - на Лесном проспекте (В. Гальперин, А. Никольский, 1930-1932 гг.), на ул. Ткачей (Г. Симонов, 1928-1929 гг.), на ул. Стачек (И. Фомин, 1930 г.), в Москве - ул. Русаковская (Н. Федоров, 1928-1929 гг.) и др [6].

Для начального периода типологического формирования, в принципе, нового типа зданий - детских садов и яслей - также была характерна чрезмерно сложная и малоэкономичная структура здания, обусловленная отсутствием у архитекторов опыта разработки подобных типов зданий. Стремление к уменьшению контакта детей вело к проектированию большого числа мелких групп помещений с самостоятельными входами, изоляторами и др. помещениями. Примеры детских садов на 140 детей (А. Пастернак) и на 100 детей (С. Антонов) [6].

Начинает формироваться государственная система внешкольных учреждений, которые в этот период играли второстепенную роль и поэтому имели возможность для относительно самостоятельного свободного развития.

В 1923 году в Москве, в районе Хамовнический, на основе детского клуба «Трудовая коммуна» открывается первый в стране Дом пионеров.

В 1920-3 0-е годы продолжается создание подобных учреждений, к 1939 году их число в Москве достигло 13-и.

3-й этап - начиная с 1930-х до середины 1980-х годов. Эпоха тоталитарного государства. Доминанта - воспитание. Цель - формирование личности. Задача -воспитание необходимых качеств заданного типа личности. Теряется самостоятельность учреждений. Идет идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания [3].

После принятия 26 декабря 1932 года постановления Совета народных комиссаров РСФСР «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», начинается настоящий бум открытия новых детских внешкольных учреждений, домов и дворцов пионеров и школьников [5].

Дома и Дворцы пионеров - это основные учреждения для внешкольной работы, развивающие творческие задатки детей в различных областях знания, техники, искусств.

На основе дворцов пионеров работали различные кружки, детские клубы, творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации. Дворцы пионеров вначале размещались, в основном, в переоборудованных для этих целей конфискованных после революции дворцах аристократии и особняках.

Первый Дворец пионеров открылся 6 сентября 1935 года в Харькове. Изначально это было здание Дворянского собрания. В Таганроге Дворец пионеров и школьников был открыт 24 января 1936 года. Здание, в котором он расположился, было построено в 1830 году как особняк купцом Д. Петрококино.

С середины 1930-х годов в начавшемся строительстве зданий для домов и дворцов преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. В 1936 году в переулке Стопани Москвы открывается городской Дом пионеров и октябрят,

переименованный в Дворец в 1965 году. В 1930-е годы дома и дворцы пионеров открылись и в других городах.

С конца 1950-х годов появляются новые образцы этого типа зданий. Структура дворцов и домов пионеров, в силу специфики работы с детьми, состояла из отдельных функциональных зон, а также групп помещений в соответствии с характером проводимой работы: массово-политической, в области художественного и технического творчества. Большая роль принадлежала идее синтеза искусств [5]. Планировка прилегающих участков выполнялась с игровыми и спортивными площадкам, площадью парадов и другими сооружениями.

Рис. 2. Москва. Дворец пионеров на Ленинских горах, 1962 г.

Арх. В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян

Самый крупный в СССР Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве был открыт 1 июня 1962 года (арх. В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, Б. Палуй, И. Покровский, М. Хажакян). Комплексу Дворца присущи черты открытости и приветливости, достигнутые общим построением объемно-пространственной композиции и органической связью с природой. Композиция плана дает возможность проводить как общие, так и коллективные мероприятия, требующие свободных зальных пространств, клубную работу по интересам (фотокино, живопись, хореография и т.д.) Этот прием затем широко вошел в практику проектирования сложных архитектурных комплексов, где в зависимости от потребностей осуществляется дифференциация либо объединение пространств. К главному корпусу Дворца, где расположены вестибюль-зимний сад и ряд двухсветных торжественных залов и игровых помещений, торцами примыкают корпуса клуба занимательной науки, кружковых комнат и детского театра. Эти корпуса образуют уютные дворики, связанные открытыми лестницами. В отдельном здании расположен концертный зал, который ко второму этажу соединяется с главным корпусом остекленным переходом [7]. После возведения Московского дворца пионеров все чаще в практике работы архитекторов возникали образы крупных произведений архитектуры для детей. Вслед за московским последовало строительство киевского Дворца пионеров.

Дворец пионеров в городе Киеве расположен на берегу Днепра (арх. А. Милецкий,

Э. Бильский, А. Печенов, Л. Линович, 1965 г.). В нем может находиться одновременно 3000 детей. Планировочно все многочисленные помещения дворца сгруппированы в три функциональные зоны: торжественных собраний, зрелищную и кружковую. Планировка здания в виде двух параллельных асимметричных корпусов (передний - зона общественных мероприятий и зрелищ, задний - помещение кружковой работы), объединенных объемом зрительного зала [7].

В 1970-х гг. в некоторых новых дворцах пионеров появилась тенденция выражать в архитектурных формах некий символический смысл, который можно связать с ситуацией игры, пронизывающей в значительной мере деятельность внешкольных учреждений.

Комплекс культуры и спорта в пионерском лагере «Орленок» на Черном море (арх. JI. Гальперин, Ф. Фабрицкий, И. Шмелев, 1975 г.), состоящий из зрительного зала на 1000 мест с клубными помещениями и крупного плавательного бассейна с 50 метровой ванной, скомпонован таким образом, что походит на корабль, готовый пуститься в плавание. Такое решение уместно, так как здесь дети знакомятся с морским делом.

В Андыре построен Дворец пионеров, средства для которого собрали пионеры всей страны (арх. А. Михе, Ю. Шаронов, Ю. Тихонов, В. Радионов). В четырехэтажный объем входят киноконцертный зал на 200 мест, спортзал, бассейн, библиотека, кружковые комнаты, зимний сад.

В СССР к 1957 году было построено 2153 дворца и дома пионеров. К началу 1970-х работало свыше 3500. Утвержденным Министерством просвещения Положением регламентировались порядок открытия Домов пионеров, структура, содержание и организация учреждений. К концу 1980-х годов в СССР работало свыше 3800 дворцов и домов пионеров.

Что касается архитектурно-функционального развития школ и детских, яслей, садов 1930-х годов, то происходит переход на строительство по типовым проектам. В эти годы практическая необходимость решительного увеличения объемов строительства детских садов и яслей встала во весь рост, поскольку отсутствие необходимого их числа тормозило развитие отраслей промышленности, в которых особо широко применялся женский труд (текстильная промышленность, часовое и др. производства) [8]. Было организовано типовое проектирование экономичных решений на 20, 40, 60, 80, 120 человек. Для школ также разработались типы школ на 880, 400 и 200 человек, в которых был определен состав как учебных, так и учебно-вспомогательных помещений.

С конца 1940-х годов, в связи с политехнизацией обучения, в школах начали проектировать учебные мастерские, были включены помещения, отсутствовавшие в зданиях школ и детских садов до войны: веранды и общие музыкальные школы в детских садах, спортзалы в школах и др.

В 1950 году начинается проектирование и строительство здания объединенных детских садов и яслей. Среди различных планировочных схем наиболее удачной стала группа блоков, которые объединялись теплыми переходами и одноэтажными вставками административно-хозяйственных помещений. Например, детское учреждение на 280 детей в Новых Черемушках и др. В крупных городах строятся укрупненные школы на 1200-1700 учащихся, что делает экономически возможным расширение номенклатуры общешкольных помещений (более развитые спортивные залы, актовые залы, библиотеки, мастерские и т.д.). Поиски новых решений идут по пути расширения функций школьного здания, превращая школу в центр не только учебной, но и внешкольной воспитательной и спортивной работы. Пример - школьный комплекс в Невском районе Ленинграда, в состав которого входят учебные кабинеты и классы, спортивные залы и плавательный бассейн, школьная обсерватория и клуб с театральным залом. Школа служит центром культурной и спортивной работы всего микрорайона, а также архитектурно объединяет всю его территорию.

Особые композиции созданы для школ в Тольятти (В. Степанов, в детском саду будет бассейн, кукольный театр, предназначенный для малышей района), в Донецке (Ю.К. Аракис, И. Савченко), школа в г. Черноголовка (арх. К. Френкель, Л. Газеров, В. Степанов, А. Дубровский, В. Толмачев, 1971 г., имеет пристройку для внекласных занятий по музыке и изобразительным искусствам ) и др. городах.

Кроме общеобразовательных строятся и специализированные школы: музыкальные, спортивные. Например, спортивная школа на Васильевском острове в Ленинграде (архитекторы С. Евдокимов, Т. Хрущева, 1972 г.).

Таким образом, в структуре детских дошкольных учреждений и школ после 1950-х произошли существенные изменения. Построение планов уточняется в соответствии с развивающимся педагогическим и воспитательным процессом [7].

4-й этап - с середины 1980-х годов. Эпоха создания демократического государства. Целью становится развитие возможностей личности. Задачей является свободное движение личности к некой «индивидуальной планке», по индивидуальной траектории развития.

С начала 1990-х годов Дворцы пионеров преобразованы в учреждения дополнительного образования детей и переименованы в Центры (Дворцы) детского и юношеского творчества. На начало XXI-го века сохранилось лишь несколько крупнейших учреждений дополнительного образования с названием Дворец пионеров [9].

Изменения в обществе привели к глубокому социально-экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды образования. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений и практике предоставления платных услуг. Формирование рынка образовательных услуг есть объективная реальность. Сфера образовательных услуг будет расширяться, обусловливая прогрессивное развитие конкуренции [9].

Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их содержании, функциях, масштабности и инновационной деятельности.

Сегодня с каждым годом возрастает роль учреждений дополнительного образования детей в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга. На 31 декабря 2005 года в системе образования Российской Федерации функционировало 2944 учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, в том числе 1917 - ДЮСШ, 464 - СДЮШОР, 556 - ДЮКФП, 7 - центров физической культуры. 59,5 % от общего количества данных учреждений по России находятся в ведении образования, остальные в системе Росспорта и добровольных спортивных обществ. Всего в Российской Федерации насчитывается 4951 таких учреждений [9].

Это подтверждает востребованность У ДО в обществе и актуализирует роль дополнительного образования детей на современном этапе.

Появляется множество различных новых развивающих центров, детских клубов и т.д., которые работают по новым системам педагогики, психологии, физкультуры. Но функционируют они разрозненно. На сегодняшний день нет общей целостной архитектурной структуры, которая бы объединяла все современные актуальные методики педагогико-воспитательного процесса. Недостаточно изучены аспекты оптимальной комплексной организации архитектурно-планировочных решений, нет таких сооружений, которые бы могли рассматриваться как функционально-пространственное объединение исторически сложившихся У ДО и новых развивающих центров. Изучение опыта архитектурно-функционального развития учреждений дополнительного образования будет способствовать составлению проектных программ для разработки нового типа У ДО, отвечающих современным потребностям общества.

Список литературы

1. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. - М., 2005. - 204 с.

2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство творческого развития // Диссертация на соискание кандидат. Степени. - М., 2002. - 211 с.

3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование, 2005, № 9. - С. 21-23.

4. Голованова В.П. Аттестация педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей. - М., 2004. - 231 с.

5. Википедия - свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/1901 (дата

обращения 24.09.2012).

6. Былинкин Н.П., Рябушкин A.B. История советской архитектуры (1917-1954 гг.). -М.: Стройиздат, 1985. - 255 с.

7. Былинкин Н.П., Рябушкин A.B. Современная советская архитектура (1955-1980 гг.). - М.: Стройиздат, 1985. - С. 119.

8. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. - М.-Оренбург, 1994. - 132 с.

9. Буйлова J1.H. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ.

10. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393.

Bagautdinova A.A. - post-graduate student E-mail: aklima775@rambler.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya St., 1

Phase of forming development of foundation of the complementary education of children (FCE) at XX-beginning XXI century Resume

Foundation complementary education (FCE) is type of educational foundation, when children can receive creative development, the interesting knowledge, individual realization, in addition to the main education.

Into development of foundation complementary education for children divides by four phase: 1 - syncretism, 2 - formation, 3 - maturity, 4 - transformation, and also includes detailed study of foundation of the pre school, school education, it is history and present situation. Fist example of FCE was popular houses, that functioned in Russia beginning of the 20th century. Later it was houses of pioneers and palaces of pioneers, which became masterpieces of the Soviet architecture. Since the middle 80 years they will be transformed to FCE.

At present wee see a growing interest in modern foundation complementary education and their quantity is growing, but their architectural-functional structure is not learnt much enough today. There are many new systems and methods of development of children, but there no complete architectural structure for this foundations.

Keywords: foundation complementary education, popular house, house of pioneers, palace of pioneers, many-composite school, out-of-school work.

References

1. Evladova E.B. Additional education of children: educational-book. - M., 2005. - 204 p.

2. Berezina V.A. Additional education of children as a means of creative development// Dissertation for cand. degree. - M., 2002. - 211 p.

3. Ivanenko I.N. Pressing problems of development of additional education / Additional education. - M., 2005, № 9. - P. 21-23.

4. Golovanova B.P. Certification of pedagogical in establishments of foundation complementary education for children. - M., 2004. - 231 p.

5. Wikipedia - the free encyclopedia: http://ru.wikipedia.org/wiki/1901 (date of the address 24.09.2012).

6. Bylinkin N.P., Ryabushkin A. History of the Soviet architecture (1917-1954). - M.: Stroyizdat, 1985. - 255 p.

7. Bylinkin N.P., Ryabushkin A. Modem Soviet architecture (1955-1980g). - M.: Stroyizdat, 1985.-P. 119.

8. Buylova l.N. Updating of a role of complementary education of children in modern educational policy the Russian Federation [Text].

9. Koval M.B. Pedagogics of out-of-school establishment. - M.-Orenburg, 1994. - 132 p.

10. The conception of modernization of Russian education for the period till 2010. Enclosure to the order of the Ministry of Education of Russia from 11.02.2002, № 393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.