Научная статья на тему 'Многодетные семьи: жизненная ситуация'

Многодетные семьи: жизненная ситуация Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4756
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова О. Н.

В статье анализируются социальные проблемы и потребности повседневной жизни многодетных семей в Санкт-Петербурге, а также стратегии жизни в условиях мегаполиса. Особая тема исследования неравенство социальных возможностей детей из разных социально-экономических групп населения и стигматизация детей из многодетных семей. В заключении формулируются новые направления семейной политики в отношении многодетных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Large families: living conditions

In the article the author analyzes social problems and needs of large families, in their everyday life in Saint Petersburg, as well as their life strategies in the megalopolis. The main theme of the research is inequality of social opportunities of children from various social and economic groups of people and stigmatization of children from big families. New directions of the family policy towards large families are formulated in the conclusion.

Текст научной работы на тему «Многодетные семьи: жизненная ситуация»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 12 2008 Вып. 1

О. Н. Безрукова

МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ: ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

К концу XX в. в России сформировалась относительно устойчивая семейная структура населения, преобладающим типом которой стала нуклеарная семья, состоящая из супружеской пары с небольшим количеством детей. Довольно значительная часть семей проживает вместе с одним из родителей супругов, а иногда и с другими родственниками. Доля таких семей в России выше, чем в большинстве европейских стран, что объясняется относительно более ранним вступлением в брак, когда молодые супруги, особенно, если оба работают или учатся, нуждаются в помощи родителей по уходу за детьми.

В последние десятилетия, как показывают социологические исследования, в семейной структуре населения России отмечаются те же явления, которые начали возникать в большинстве европейских стран под влиянием второго демографического перехода. Демографы предлагают семейную структуру, достаточную для сохранения достигнутой численности населения в будущем, а именно, наличие 2 % семей с 5 и более детьми, 14 % — с 4 детьми, 35 % — с 3 детьми, 35 % — с 2 детьми, 10 % — с одним ребенком и 4 % бездетных. Как показывают статистические данные, современная российская семья во многом не справляется с выполнением репродуктивной функции. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже границы простого воспроизводства населения и соответствует 1,4 ребенка на семью, означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми. Сейчас таковых в России 95 %. Семей с 5 и более детьми — многодетных — меньше 1 %, семей с 3-4 детьми — среднедетных (где детей достаточно для расширенного производства) около 5 %1.

Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 20 раз меньше, среднедетных — в 10 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертности. Более того, начиная с 1992 г. уровень смертности превышает уровень рождаемости, обнаруживая процесс депопуляции, складывающейся из начавшегося в 1960-е гг. в России распространения и роста смертности2. Последняя перепись населения РФ в 2002 г. зафиксировала в составе домохозяйств более 6,5 % домохозяйств с 3 и более детьми, или 1396 тыс. домохозяйств с детьми. В таких многодетных домохозяйствах России проживает почти 5 млн детей3. В Санкт-Петербурге малодетные семьи также доминируют: доля домохозяйств с 1-2 детьми в 1994 г. составляла 95 %, в то время как доля семей с 3 и более детьми не достигала и 5 %4. В 2006 г. численность многодетных семей уменьшилась и составляет 9728 (2 % от всех семей с детьми), в которых проживает 32053 ребенка (4,6 % от всей численности детского населения)5.

Как показывают данные статистики, состояние многодетной семьи в современной России во многом определяется экономическим потенциалом этой семьи (наличием жилья, денежными ресурсами, состоянием домохозяйства). По показателю обеспеченности жильем Россия значительно отстает от многих стран мира. В 1998 г. обеспеченность одного жителя в среднем составила 18,9 кв. м общей площади, в то время как в Швеции этот показатель равен 43 кв. м, в США — 45 кв. м, в Норвегии — 74 кв. м.

© О. Н. Безрукова, 2008

В 1998 г. среди полных семей с 1-2 детьми доля малоимущих составляла 42 %, а среди семей с 3 и более детьми — 67,1 %6. Наибольшая концентрация бедности отмечается в группах временно неработающих, детей и молодежи от 16 до 24 лет, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 45 лет. В настоящее время, по мнению правительства РФ, за чертой бедности находится 25 % населения России.

По оценкам Министерства экономического развития по состоянию на 2007 г. уровень бедности будет снижаться, однако темпы этого снижения не превысят нескольких процентов в год, что говорит о перспективе увеличения разрыва между доходами высоко- и низкооплачиваемых групп7. Как отмечают эксперты, наиболее существенными причинами снижения уровня реальных денежных доходов всех групп семей с детьми являются: кризисные явления в экономике, инфляция, низкий уровень оплаты труда в бюджетной сфере, безработица в явной и скрытой формах, высокая доля семей, не сумевших адаптироваться к условиям переходного периода8. В зону риска попадают и многодетные семьи, которые стали объектом нашего анализа. Задачи данного этапа исследования заключались в определении основных социальных и психологических проблем и потребностей родителей с детьми в многодетных семьях, а также потребности семей в социальных услугах. Эмпирической основой раздела стали транскрипты фокус-группового исследования, в котором принимали участие 8 женщин в возрасте от 27 до 54 лет, и 8 глубинных интервью с многодетными матерями, являющихся клиентами отделов социальной защиты населения г. Санкт-Петербурга.

Обсуждение причин бедности семей с детьми вызвало бурную реакцию многодетных матерей. По мнению участниц опроса, семья при рождении второго ребенка практически переходит в разряд «<бедной и очень бедной». Основной стратегией жизни семьи становится «выживание», которое чаще всего связано с экономией финансовых средств, продуктов питания, времени на семейный досуг и общение с детьми, жизненных сил самих родителей. При существующей системе оплаты труда, низком уровне доходов даже при наличии двух работающих взрослых в семье и ничтожно малом прожиточном минимуме для детей и взрослых бедность становится хронической. Надежд на ее преодоление у многих просто нет. Многие женщины жаловались и на размер детских пособий: «<Для того чтобы получить пособие, на которое тапочки можно купить, на самом деле нужно представить целый пакет документов. Нужно ноги истоптать, чтобы детское пособие получить, хотя говорят, что петербуржцы в выгодном положении. Кроме того, оно привязано к прожиточному минимуму, а минимум занижен до небывалых низин». Как справедливо замечают Т. Н. Поддубная и А. О. Поддубный, многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким доходом на одного члена семьи. В структуре доходов пособия на детей занимают лишь небольшую часть. Доля затрат на продовольствие выше, а структура питания менее разнообразна, чем в других типах семей. В связи с постоянным ростом цен в многодетных семьях отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворения потребности детей и родителей в самых необходимых предметах: обуви, одежде, лекарствах, школьно-письменных принадлежностях9.

В нашем исследовании тема бедности также была доминирующей. В результате экономических реформ в Петербурге ликвидированы многие предприятия военно-промышленного комплекса, сокращены социальные программы и услуги на крупных предприятиях, увеличилась безработица среди женщин, имеющих несколько детей. Среди безработных в Санкт-Петербурге в 2006 г. 70 % составляли женщины и 21 % молодежь в возрасте от 16 до 29 лет10. Основными факторами, определяющими трудовую занятость, являются уровень образования и возраст. При наличии высшего образования возможность найти работу значительно выше, в то время как среднее и среднее

профессиональное образование не гарантируют женщине получение рабочего места и достойной оплаты труда. Так, по данным государственной статистики РФ, доля женщин, имеющих высшее образование и официально зарегистрированных как безработные, в 1995 г. составляла 10,6 %, среднее профессиональное -34,9 %, а полное среднее — 38,8 %. В 2001 г. безработные женщины с высшим образованием составляли 12,2 %, со средним профессиональным — 29,4 %, а с полным средним — 32,3 %. Данная тенденция сохранилась и в 2005 г.: каждая десятая женщина с высшим образованием была безработной (11,5 %), в то время как среди женщин со средним профессиональным образованием — каждая четвертая (25 %), а с полным средним — каждая третья (31,5 %)11. В нашем исследовании треть женщин, имеющих среднее образование, также являлись безработными либо перебивались случайными заработками. Ни одна из участниц на момент проведения интервью не имела высшего образования, найти оплачиваемую работу многие самостоятельно не могли. Большинство участниц исследования, так же как и отцы многодетных семейств, ограничены барьерами недостаточного образования, что в рыночных условиях не позволяет иметь хорошо оплачиваемую и стабильную работу.

Как показал анализ высказываний респонденток, доминирующими стратегиями многодетной семьи в условиях мегаполиса становится стратегия выживания по принципу экономии на всем, пассивного приспособления к обстоятельствам, выжидательные стратегии, опора на собственные силы и стратегии с ориентацией на помощь государства. При этом под стратегией семьи понимаются «обобщенные механизмы формирования поведения семьи в различных сферах жизнедеятельности и различных ситуациях», а под стратегиями выживания семьи — «стратегии семьи, направленные на предупреждение и преодоление экономического кризиса»12. По мнению Ирины, выживание многодетных семей во многом зависит от собственных усилий — доходов семьи, трудовой занятости родителей и старших детей в семье. Например, Елена скорее склонна к пассивному приспособлению с понижением социального статуса и отказа от работы по специальности. Она, несмотря на среднетехническое образование и профессию радиомонтажницы, ради детей вынуждена работать уборщицей: «Когда-то у меня была ситуация, что меня попросили с работы, потому что у меня пятеро маленьких детей. Я очень долго плакала и сказала: „Ну что делать, дети, придется маме всю оставшуюся жизнь работать со шваброй"». Светлане свойственна надежда на помощь государства. Она всегда надеялась, что государство вспомнит про многодетных. Но за все время ее материнской биографии не было периода, когда семья имела бы относительный достаток, и ни разу никто не оказал семье существенную помощь: «<Не могла я их с мужем обеспечить никогда, я работала санитаркой в поликлинике за копеечку. Государство забыло про нас». Татьяна занимает выжидательную позицию, надеется на Бога и ждет лучшего в будущем. Она рассказала о ситуации хронической бедности в своей семье, что не позволяет приобрести необходимые детям одежду и продукты питания: «В этом году я отказалась от покупки курток, потому что я не смогу купить их. Будем донашивать старые. Надеюсь, Бог даст в следующем году. Финансовая сторона нас очень сильно подбивает». Для Ольги стратегией выживания стала экономия на всем и отказ в удовлетворении потребностей детей в развитии, обучении: «<Потребности у моей семьи большие — дети от 14 до 4 лет. Ну, все надо, чего не коснись. И обувь надо, компьютер нужен, все упирается в эти несчастные, пресловутые деньги. Были бы деньги, купила бы я этот компьютер да заплатила я бы за все за это, не ходила, не унижалась и не тратила бы свои нервы и все время посвящала детям».

Для многих многодетных матерей характерна частая смена места трудовой деятельности, занятость тяжелым физическим трудом. Традиционной практикой становится

ситуация, когда многодетных матерей не берут на работу или увольняют, поэтому чрезвычайно актуальна проблема трудоустройства. В то же время предлагаемая работодателями заработная плата настолько мала, что, с одной стороны, не покрывает потребности семьи из нескольких человек, а с другой, делает трудовую занятость женщины просто бессмысленной. Поэтому многие матери не имеют постоянной работы, перебиваются временными заработками или предпочитают вовсе не работать: «Уменя пятеро детей от 16 до 4 лет. Та же самая проблема. Материальная обеспеченность. Все завязывается на этом. А представьте себе, мне 42 года. Даже с одним ребенком женщине трудно найти нормальную работу. Да? А у меня их пятеро. А если даже я прихожу, по рекомендации биржи, на какую-то работу, то мне говорят, что возрастной ценз, и что у меня пятеро детей, и они будут болеть. А если я работаю, то целый день и за копейки, а дети в это время болтаются на улице». Практически все участницы говорили о том, что не имеют возможности устроиться на оплачиваемую работу, поскольку много времени посвящают воспитанию детей и домашней работе: «<Я не могу себе позволить высокооплачиваемую работу по той причине, что я не могу двенадцать часов работать где-то. Значит, они у меня будут брошены». Таким образом, второй по значимости проблемой многодетных семей в ходе обсуждения обозначена проблема трудоустройства родителей и совмещение материнских и профессиональных обязанностей.

Третьей важной проблемой многодетных семей является улучшение жилищных условий. Данные Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга показывают, что на 1 января 2007 г. в городе проживало 9360 многодетных семей, из них 9030 стояли на очереди по улучшению жилищных условий, и только 330 семей в нем не нуждались. Многодетные семьи по закону должны обеспечиваться безвозмездными субсидиями на приобретение жилья, размер которых зависит от количества детей, и льготами по оплате коммунальных услуг13.

Анализ высказываний респондеток также демонстрирует крайне неблагополучную картину обеспеченности жильем многодетных семей. Собственные ресурсы семей ограничены. Жилищные условия не отвечают городским нормативам и слишком медленно улучшаются за счет муниципального жилья, а приобретение жилья на собственные средства невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще больше осложняет материальные проблемы многодетных семей. По мнению Екатерины, у родителей нет средств на ремонт квартиры, оборудования, бытовой техники, даже при большом желании невозможно создать нормальную обстановку для полноценного воспитания детей: «<Прокормить мы еще в состоянии, но вот была бы хотя бы раз в год компенсация значительная, чтобы приобрести что-то. У нас, например, из-за того, что маленькая площадь, спальных мест не хватает. У нас как в купе из-за двухъярусных кроватей. Поэтому такая помощь денежная или мебель нужна. Или хотя бы приходила бы какая-нибудь организация смотреть, в чем нуждаемся». Следствием хронического материального неблагополучия являются отсутствие перспектив в решении жилищной проблемы, невозможность изменить условия жизни, например, выехать из коммунальной квартиры в отдельную. Лидия рассказала о своей трудной жилищной ситуации, изменить которую самостоятельно семья не может. Семья состоит из девяти человек (двое родителей и 7 детей разного возраста и пола) и занимает всего лишь две комнаты в коммунальной квартире. Скученность, проживание детей разного возраста и пола в одной комнате порождают множество конфликтов и ссор, как между детьми, так и с соседями по квартире: «Уменя четыре дочки и три сына живут в одной комнате. 21, 31, 16, 8 — девочкам, и сыновьям 12 и 14. Мы не ладим с нашими соседями. И дети между собой никак не могут поладить. Дочка (16 лет) очень агрессивна. Я каждому стараюсь

угодить, подойти. Я стараюсь психологически подойти, у меня получается и не получается. Мне очень трудно».

Особая проблема многодетных семей — клиентов социальных служб — заключается в том, что роль отца в материальном обеспечении семьи практически нивелирована. Большая часть семей являются неполными из-за развода или смерти отца. В других отцы страдают тяжелыми хроническими заболеваниями или имеют инвалидность, и им самим необходима помощь. В половине семей роль «кормильца» выполняет женщина в режиме «двойной занятости» — на работе и дома, работая буквально на износ. Вера тянет семью сама: «<Много лет я тянула семью сама, поскольку муж болел, сейчас нам стало полегче». У Екатерины после благополучной полосы в жизни началась тяжелая: «<У меня одна проблема — муж заболел. Ему операцию на сердце делали — клапан вшили, работать не может». Наталья осталась вдовой с пятью детьми в 42 года.

Пятая проблема многодетной семьи связана с воспитанием детей. Как отмечает Т. С. Зубкова, в благополучной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим. Вместе с тем дефицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенные проблемы в социализации детей14. По данным исследования Т. В. Лодкиной,

77 % многодетных родителей отмечают у себя слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне психолого-педагогической культуры. Низкое качество воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями15.

В нашем исследовании оказалось, что многих матерей беспокоят трудности в коммуникациях с детьми, конфликты старших и младших детей, некомпетентость в вопросах семейного воспитания детей, грубость и агрессивность детей по отношению к родителям. По мнению И. Ф. Дементьевой, в результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Перестройка экономических отношений отбросила семьи за грань среднего прожиточного уровня, разрушила стереотипы восприятия действительности, вселила неуверенность, низкую самооценку. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания для своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их некомпетентными в новых жизненных обстоятельствах, не способными к преуспеванию в современных конкурентных условиях. Как оказалось, авторитет матери меняется в зависимости от сферы занятости. При занятости матери в бюджетной сфере с ней советуются 68 % школьников, к работающей на предприятии со смешанной формой собственности обращаются за помощью 71 % детей,

78 % школьников советуются с матерью, работающей в коммерческих структурах16. Более того, безработные родители, как показал американский исследователь Глен Элдер, теряют власть, социальный статус, уважение и эмоциональную значимость в системе семейных ролей, и дети становятся все более зависимыми от значимых сверстников и взрослых, опираются на авторитет других вне семьи17.

Таким образом, дети и подростки в многодетных семьях нуждаются помимо биологических родителей в умном и компетентном «социальном родителе» — системе общественного воспитания и патронажа, которую могло бы создавать общество в лице учителей и социальных работников, психологов, педагогов и тренеров учреждений дополнительного

образования. Но резкое сокращение количества учреждений культуры, развал системы профессионально-технических училищ, спортивных объектов и ограниченное финансирование имеющихся, свертывание воспитательной работы в школах и вузах, уменьшение количества секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, удаленность объектов досуга от новых жилых районов, единичные случаи организации новых клубов в только что построенных спальных районах приводят к тому, что большая часть детей и подростков не включены в систему организованных форм общения и досуга. Во многом система дополнительного образования для детей из многодетных семей является недоступной, что воспринимается женщинами особенно болезненно. Так, Наташа, пытаясь организовать образовательное пространство для своих детей, столкнулась с платностью образовательных услуг. Никаких скидок для детей из многодетных семей по оплате кружков и секций не предусмотрено: «Я бы хотела, чтобы было побольше кружков бесплатных. Потому что ребенок хотел бы пойти, но все за плату». Одна из матерей отметила, что в микрорайоне подросткам «просто некуда деваться»: ни муниципальным советом, ни районной администрацией не решается вопрос о трудовой занятости подростков и их досуге: «подростки стаями болтаются по улице, пьют, курят, сквернословят, слоняются без дела».

Исследования российских социологических агентств (ВЦИОМ, Левада-Центр, Фонд «Общественное мнение) показывают, что 71 % российских граждан волнует рост цен, 55 % — бедность и обнищание, 36 % — рост безработицы, 30 % — поляризация доходов. Треть населения Северо-Западного федерального округа (СЗФО) считает, что материальное положение их семей «плохое, очень плохое» (34 %). Таковых в Архангельской области — 38,4 %, в Вологодской — 36,6 %, в Ленинградской — 35,7 %, в Санкт-Петербурге — 32,8 %, в Калининградской области — 31,8 %, в Мурманской — 31,7 %, в Республике Коми — 30,7 %. При этом около 40 % жителей округа испытывают негативные эмоции (напряжение, страх, тоску)18. В нашем исследовании социальная поляризация также была выделена как одна из проблем, волнующих детей и родителей, которая помимо экономических трудностей приводит к сниженному эмоциональному самочувствию членов многодетных семей, конфликтам детей и родителей с состоятельными семьями и школьными учителями. Практически каждая многодетная мама жаловалась на сборы по оплате вневедомственной охраны, домофона, уборки помещений в школе. Данная ситуация беспокоит родителей не только в связи с финансовой несостоятельностью семьи, но и в связи с формирующимся негативным отношением учителей, представителей родительского комитета школы и учеников к детям из малообеспеченных семей: «Целенаправленно школа сама разделяет нас и детей, если есть, допустим, какие-то материальные поборы, уборки, подарки, охрана. Просто приходит человек из родительского комитета, в школе директор и преподаватели сами не могут деньги взымать, придумали такой родительский комитет, где якобы на добровольной основе родителями это собирается». Матери отмечали черствость и равнодушие педагогов, которые не замечают агрессивности сверстников по отношению к детям из многодетных семей: «Вторая на инвалидности старшая, потому что в школе побили, потому что многодетная. А у нас дерматит был. После того как побили, на нервной почве нейродермит. Сразу ребенка бьют! Потому что не такая. Не курит, не пьет, хорошо учится. Вообще, многодетные семьи — это изгои, я Вам скажу. Не только дети, но и матери». Подростки из многодетных семей испытывают затруднения на уроках, потому что родители не могут обеспечить их спортивной обувью и одеждой, учебниками и письменными принадлежностями: «У сына в школе проблемы с физкультурой. У него одни двойки по физкультуре. Требуют обувь. Я не могу ему купить. Объясняю, что у меня нет

денег". „Как это у Вас нет денег?" Я говорю: „Да, нету денег'. Учительница говорит: „Как к вам не обратишься, у вас всегда нет денег". У него поэтому по физкультуре одни двойки. И даже не к кому обратиться! Кто поможет?». Отношение учителей, детей и родителей к многодетным семьям часто недоброжелательное. Матерей попрекают многодетностью и нищетой, которые раздражают других. Медицинские работники, по мнению матерей, негативно относятся к детям из многодетных семей, недостаточно внимательны и добры: «В поликлинике такое отношение: „Вы их рожали, вы с ними и сидите!"».

Позиция матерей в конфликтных ситуациях тоже не всегда конструктивна. Поэтому каждая семья, сталкиваясь с проблемой расслоения и негативного отношения к себе окружающих, решает ее по-своему. В то же время каждая из женщин, описывая свою ситуацию, дискриминируется бедностью, унижением, потерей авторитета в глазах своих детей и детей обеспеченных родителей. Одна из позиций матерей в психологическом противостоянии — активная, борющаяся, но почти всегда конфликтная. Например, Ольга, занимающая активную позицию борьбы за права своих детей в школе, вступает в открытый конфликт как с родителями, так и учителями, при этом постоянно дискриминируется администрацией школы: «В школе берут с нас большие суммы: на питание, на материальную помощь школе, на новую дверь, крыльцо слепить и т. д. Я написала заявление, что вся сумма, которая пойдет в школу, могла бы пойти на фрукты и питание детям. В школе получила такой „втык" от директора. Меня стыдили при всем родительском комитете, обвинили в том, что у меня дети оборванцы, они плохо одеты. Ну я им тогда устроила». У Надежды скорее примиренческая позиция по отношению к давлению на детей. По ее мнению, общим для многих работающих в социальной сфере специалистов является негативное отношение к многодетным матерям и детям: «Никто не идет на встречу. Особенно обидно то, что иногда слышишь: „ Она сама виновата, она сама себе проблемы эти сделала". Я говорю детям: „ Опустите голову, чтобы вы были незаметны, невидимы, тогда можно выжить'». Для другой позиции характерно избегание трудных ситуаций взаимодействия. Женщины оберегают своих детей и стремятся избегать неприятных ситуаций оскорбления или приклеивания ярлыков «нищих и бедных». Поэтому готовы взять на себя психологические трудности, возникающие при адаптации детей из многодетной семьи в обществе. Так, для Веры характерно альтруистическое стремление «принять огонь на себя»: еще больше трудиться, не жалея сил и здоровья, чтобы решить финансовые проблемы семьи: «<Да Бог с ними, со ста рублями! Я где-нибудь еще полы помою, заработаю, отдам, только чтобы ребенка моего не трогали».

В основном, именно с невозможностью родителей быть платежеспособными во многих сферах жизни современных детей и подростков, недоступностью качественного образования и досуга, спортивных занятий конструируется особая зона отчуждения между детьми разных социально-экономических групп населения. Участницы исследования обратили внимание на ограниченность коммуникаций детей из многодетных семей, они общаются только в своей среде, часто испытывают насмешки и унижение от своих более обеспеченных ровесников: « Помогают только знакомые, которые скажут что, где проходит. Я тоже, если иду в музей, обязательно звоню другим семьям и беру их детей. Только так. Взаимовыручкой можно выжить». Ограниченность в межличностных контактах, замкнутость только в мире своей семьи не способствуют развитию личности ребенка. Многодетным семьям из-за высокой стоимости услуг для всей семьи не доступны посещения музеев, театров, выставок: «<Я не смогла отправить младшего ребенка на экскурсию, сославшись на то, что ее просто укачивает в автобусе. А на самом деле финансовые проблемы. Нужно было заплатить всего 130 рублей, но их у меня не было». Таким образом, практически каждая многодетная семья остается один на один

с проблемой социальной изоляции своих детей, но не предпринимает усилий для объединения многодетных с целью изменения отношения общества к себе и своим детям.

Важной проблемой многодетных семей становятся слабое здоровье детей и неудовлетворительные возможности для профилактики болезней. Данные о заболеваемости детей из многодетных семей свидетельствуют, что дети первых трех порядков рождения более здоровы по сравнению с детьми, которые родились четвертыми или пятыми. У последних наблюдаются высокий уровень заболеваний нервной системы, задержка нервно-психического развития, неврозы.

По мнению специалистов, сложный психологический климат многодетной семьи также влияет на здоровье детей. Социальная незащищенность многодетных семей, постоянное ухудшение качества жизни создают пессимистические настроения и напряженность в межличностных отношениях. Отмечается низкий уровень санитарно-гигиенической культуры многодетной семьи, при этом каждая вторая семья (53,8 %) относится к группе риска по заболеваемости детей хроническими болезнями. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семьях. У матерей страдает репродуктивное здоровье, характерно плохое знание методов контрацепции, слабая ориентация в сексуальной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями19. В нашем исследовании основная проблема, наиболее часто упоминавшаяся матерями, связана с состоянием здоровья детей. Многие дети подросткового возраста имеют последствия родовых травм в виде минимально-мозговых дисфункций мозга (ММД), которые проявились достаточно поздно, при поступлении ребенка в школу. Симптомы нервно-соматического неблагополучия ребенка, на которые ссылались участницы исследования, выражаются в повышенной возбудимости, гиперактивности, агрессивности либо в утомляемости и заторможенности детей. Плохое самочувствие подростков приводит к сниженной успеваемости, конфликтам с учителями и сверстниками. Срочные диагностические медицинские обследования должны оплачиваться родителями, лекарства в настоящее время доступны, но дороги. Если ребенок имеет хронические заболевания, то надежды на полное восстановление функций организма у родителей нет.

Еще более дискриминирующей представляется ситуация с лечением детей из многодетной семьи, которая также отражает расслоение общества по материальному принципу: «Почему ребенку ставят диагноз, нужно массаж, нужно то-се, томограмму головы. Как дело касается того, что платить, то „ах, вы многодетные, вам этого не надо. Этого не надо, мы вам и так поставим". Какой у нас тогда диагноз будет? И так гоже. Иди отсюда. Если ты платежеспособный, оближут с ног до головы, а если ты неплатежеспособный, то тебя будут затирать по-всякому». Часть женщин сетовала на имеющиеся хронические заболевания у подростков, которые не позволяют полноценно выдерживать учебную нагрузку. Заболевания трудно диагностировать, а лечить невозможно из-за платности медицинских услуг и бедности родителей. Родители также отметили, что в настоящее время растет количество детей с множественными дисфункциями и нарушениями в состоянии здоровья. В то же время получить квалифицированную, своевременную и бесплатную медицинскую помощь затруднительно, а порою просто невозможно. Таким образом, обсуждение матерей показало, что стратегия последних в отношении здоровья детей достаточно пассивна, и, в основном, ориентирована на помощь медицинских учреждений и социальных служб. Родители активно занимаются здоровьем своих детей, но главным образом, с помощью «выбивания» направлений на диагностические обследования и походы к специалистам: «14 лет у меня ребенок стоял на учете у ортопеда, и нас никуда, ничего. Везде надо было со скандалом, самой внаглую лезть и скандалить: „Дайте сюда, дайте туда направление!"».

В то же время многие родители не знают, как осуществлять целенаправленную профилактику здоровья членов семьи, имеют вредные привычки, не умеют правильно питаться, практически не читают доступную литературу по организации здорового образа жизни, лечения и закаливания своих детей. Полученные данные согласуются с результатами исследования Н. М. Римашевской, Е. Б. Бреевой, А. А. Шатуновой, Р. Т. Бар-суковой20. Результаты сопоставления оценок здоровья детей родителями и педиатрами показали, что родители в 2 и более раза чаще, чем педиатры, оценивают здоровье своих детей как хорошее. «Плохим» здоровье ребенка родители называют в 2,5 раза реже, чем педиатры. Необоснованное спокойствие родителей и вследствие этого слабая мотивация на проведение закаливающих, укрепляющих семейных мероприятий становятся причиной ухудшения здоровья детей. Наличие атмосферы «родительской успокоенности» подтверждается анализом причин отсутствия обеспокоенности семей по поводу нездоровья детей. Они прежде всего касаются хронических недугов и рецидивов, без внимания остаются дефицит массы тела как недостаток физического развития, частые вирусные заболевания как характеристика медицинской безграмотности родителей. На вопрос «Какие Вы видите проблемы, связанные с уходом за ребенком и воспитанием в семье?» основная масса родителей отметила две его причины: отсутствие времени для занятий с ребенком (23,5 %), отсутствие денег на покупку игрушек, игр (28,2 %) и невозможность полноценного питания (27,5 %). Вместе с тем лишь 7,4 % родителей упомянули недостаток у себя знаний для дальнейшего развития ребенка, 6 % — недостаток внимания со стороны медицинского персонала.

Важной проблемой остается ситуация с информированием многодетных семей о социальных услугах, правах, новых законах, отсутствие актуальных каналов и источников коммуникации с целевыми группами: « Информации нигде нет. Приходишь, они отмалчиваются или ничего не говорят». Существуют также проблемы сбора и оформления документов для получения льгот, компенсаций, гражданства Российской Федерации и прописки в Санкт-Петербурге для семей, приехавших из других российских регионов. Это приводит к тому, что дети не посещают образовательные учреждения, не могут пользоваться услугами поликлиник: «<Четырехлетнего ребенка не берут без прививок, без всего, потому что у нас прописки нет». Важно отметить неудобное расположение социальных учреждений: далеко от места жительства нуждающихся либо в разных концах района. Например, по словам одной из участниц исследования, «<чтобы получить направление в больницу Турнера, нужно ехать на Садовую», а это значит, нужно потерять целый день в транспорте и очередях. Также женщины обратили внимание на разобщенность учреждений социальной сферы и дублирование их функций.

Вопрос о поисках ресурсов для решения проблем многодетной семьи был рассмотрен нами с двух сторон: как активизация потенциала самой семьи и как возможная помощь государства. Что готовы взять на себя сами родители? Как показало обсуждение, психологические и социальные ресурсы семей крайне ограничены. Большинство участниц согласилось с тем, что необходимо выработать особую государственную политику относительно многодетных семей. Нужна современная детоцентристская политика в отношении тех, кто уже имеет семью и детей или готовится стать родителями. С болью участницы исследования говорили о том, что в условиях демографического кризиса жизнь и ценность каждого ребенка должны иметь особое значение. По мнению Лидии, необходимо формировать стратегию развития семьи в обществе, поддерживать разные типы семей, в том числе и неполные многодетные семьи: « У нас нет никакой идеологии, нет пионеров, нет октябрят — мы ни к чему не стремимся, мы ничем не живем. Почему это не надо нашему государству? В каком духе учим наших детей — иди,

учи то, иди, учи это. И очень жалко, что они, кроме своих родителей, никому не нужны. Это просто обидно! Для неполных многодетных семей надо выработать политику. Когда женщина одна, один на один с такой жизнью — это тяжело». Духовные и нравственные ресурсы женщины в материнской роли нуждаются в постоянной подпитке, но в бездуховном обществе восполнять их становится все сложнее: «Мало того, что ты все отдала материально, ты отдаешь еще духовное. И в итоге от тебя ничего не остается. Это называется жить на износ». После обсуждения собственных возможностей участницы исследования пришли к выводу о важности объединения родителей и детей для решения специфических вопросов многодетных семей: «Может нам самим собраться! И пускай, как говорится, нас боятся, а не мы их. Так что я считаю, что только объединяться, с вашей помощью, с помощью этой организации сопровождения семьи. А так просить от кого-то что-то — не допросишься».

Участницы исследования во многом согласны с тем, что сложившаяся система социальной защиты детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не устраивает родителей: «Что касается социальных структур, их работа должна быть пересмотрена и построена как-то иначе». В настоящее время помощь отдела социальной защиты, по мнению одной из участниц, носит «заявительно-пренебрежительный характер», клиенты социальных служб не чувствуют заинтересованности и искреннего желания им помочь, информации о деятельности социальных работников оказывается недостаточно: «Что касается помощи со стороны социальных служб, то дело в том, что никакой просветительской работы нет, не проводится. Ни приглашения, ни даже элементарного знания, что мы можем по какому-то поводу куда-то обратиться». В то же время некоторые участницы обсуждения отметили, что в социальных службах встречаются заботливые, ответственные, внимательные сотрудники, всегда готовые прийти на помощь.

Многодетные семьи надеются с помощью государственных социальных служб решить вопросы информирования населения и создания достоверных источников и каналов коммуникации (справочников, газетных публикаций, передач по радио и телевидению, информационных стендов, Интернет-сайтов). Так, Ирина, проповедующая активную жизненную позицию во многих вопросах организации жизни многодетной семьи, не всегда знает, где и когда можно получить сведения об имеющихся услугах: «Я сама, может быть, много могу чего сделать, но не владею всей информацией». По мнению матерей, практически полностью отсутствует информация о спектре социальных услуг, правах на льготы, пособия, компенсации для разных категорий граждан: «Главное, что нет информации вообще. На своем опыте могу сказать, моему ребенку 4 года и я только несколько месяцев назад сделала компенсацию за свет, потому что я вообще не знала, на что имею право». В вопросах облегчения сбора документов, получения прописки и гражданства также велика роль государственной социальной и миграционной политики, более четкой организации работы социальных служб. Например, по мнению Татьяны, помощь в снижении расходов многодетных родителей на охрану детей в школах можно оказать на уровне городской или муниципальной власти: «Проблема охраны школы. Это наверняка можно решить на уровне города. В детском садике сказали не нужно платить, с нового года будет платить государство за это».

Отмечена заметная помощь многодетной семье со стороны службы сопровождения семьи: помощь в сборе и оформлении документов, информирование об услугах, психологическая помощь, организация досуга детей, выдача талонов на покупку обуви со скидкой: «В службе сопровождения мне всегда подскажут, куда и что собрать. Сами звонят и говорят: „Да, мы поможем"». Обсуждая имеющиеся социальные услуги для многодетных семей, участницы исследования выделили следующие направления работы.

Отделом социальной защиты населения оказываются различные виды социальной поддержки, оформляются пособия, выделяется материальная помощь в виде натуральных выплат или единовременных скидок при покупке постельного белья, школьной формы, медикаментов, при оплате жилья, электроэнергии и телефона: « Бесплатные билеты в ТЮЗ. Также получаем талоны на скидку на постельное белье. 15 % скидки в аптеку. На 20 % ремонт обуви, также как-то дали двое трусов». Для детей из многодетных семей организуется бесплатное питание в школах и детских садах, проводятся детские праздники и чаепития, предлагаются билеты в театры и на ежегодные новогодние представления с подарками. Маргарита с восхищением рассказала о празднике, куда она вместе с детьми случайно попала: « Случайно этой осенью мы были приглашены на праздник в „Блиндональдсе" для детей малоимущих семей. Им был предоставлен обед, предоставлен обед родителям. Такой потрясающий праздник. Это было просто чудо. Потом мы пошли в магазин, который был рядом, там представитель социальной службы развлекала детей и играла с ними. Подарили подарки в виде канцелярских принадлежностей. Такой чудесный набор и все очень хорошего качества. Я к чему вам говорю, дарится обычно что? Что завалялось. А здесь я была ошеломлена, все настолько здорово».

Общественная организация «Санкт-Петербургский филиал Христианского детского фонда Великобритании» выделяет деньги на продукты питания и лекарства, консультирует родителей, организует детские праздники, хотя в настоящее время гуманитарной помощи, по мнению Веры, становится все меньше: «<Раньше была такая организация „Детский Христианский фонд Великобритании". Они нам давали деньги на продукты, на лекарства. Теперь всеменьше такой помощи». Небольшую помощь оказывают депутаты Муниципального совета (подарок к школе — дневник, пенал, тетради или одеяла, полотенца и продукты) и Отдел социальной защиты населения: «<К 1-му июня — к дню защиты детей — периодически предлагают книжку или из вещей что-то. Это, видимо, из депутатов кто-то делает». Однако, по мнению Ольги, роль муниципальных советов в решении проблем матерей с детьми совершенно незначительна: «<Помощи в муниципалитете очень мало, не найти депутатов, которые понимали бы проблемы многодетной семьи».

Большую надежду участники исследования возлагают на службу сопровождения семей, которая только что открылась. Многим нравятся работающие здесь специалисты, их профессиональный подход к делу и заинтересованность в решении проблем. В то же время респонденты отмечают, что служба не располагает бесплатными кружками, в которых нуждаются дети: «<Я не знаю их возможности, но если бы они могли, хотя это, наверно, тоже упирается в материальное, будут ли какие-нибудь секции для детей или еще что-нибудь? Пока только начало, но они вселяют такую надежду, будем сотрудничать, и нам будут действительно подсказывать и давать консультацию, как поступить и что сделать».

Отдел социальной защиты населения воспринимается многодетными родителями как центр оказания различных видов социальной помощи и услуг социально незащищенным группам населения. Поэтому его основная функция — оформление пособий, льгот, компенсаций, а также выделение материальной помощи — рассматривается Надеждой как явно недостаточная: «Другие социальные службы могут оказать конкретную помощь, такую как пособия. Но только в этом и заключается их деятельность, больше ничего». В ответах некоторых респондентов доминирует негативное отношение к Отделу социальной защиты населения, так как, с одной стороны, реальная государственная помощь незначительна, а с другой, многие переносят свое недовольство и раздражение на работающих там специалистов: «(Социальные работники не хотят вникать в ситуацию. Они не работают на том уровне, котором хотелось бы. Они сквозь пальцы на тебя смотрят».

Анализируя вопрос о доступности социальных служб для многодетных семей, участники исследования пришли к следующим выводам. Недоступность существующих социальных служб для многодетных матерей связана с объективными причинами, такими как неудобный режим работы, отсутствие вечерних приемов во всех имеющихся учреждениях. Например, Вера располагает свободным временем только вечером, когда все социальные службы уже закрыты: «Все эти службы работают в то время, когда работаю я. Значит, для того чтобы попасть в любую службу, мне надо брать день за свой счет или отпрашиваться, или просить, чтобы меня кто-нибудь заменил». Татьяну не устраивает сбор многочисленных справок и необходимость их дублирования для разных ведомств и учреждений, распространенность платных услуг: «Справки разные: о доходах за 3 месяца, за полгода, за год. В разных организациях требуют разные, иногда в двух экземплярах. Мне сказали, что скоро будут платные справки, значит, будем платить». Часто предоставляемые бесплатные услуги не отвечают потребностям родителей и детей: «И что на эти 99рублей можно купить? В театр повести? Одного поведу, другого дома оставлю. И покушать надо, и обуть, и одеть, и образование дать, и кружки эти». Также существуют и причины иного характера, среди которых некомпетентность и равнодушие чиновников, непрофессионализм специалистов социальной сферы. По мнению Елены, сотрудники социальных служб относятся к многодетным родителям неодобрительно: «Нехорошо они относятся к нам, к многодетным, жалостливо, а иногда надменно. Всегда какие-то колкие замечания». Одна из участниц исследования описала сложившуюся ситуацию с доступностью социальных услуг: «Доступность есть, только результатов нет».

Как повысить доступность учреждений социальной сферы для многодетных семей? Маргарита предложила создать единую информационную базу данных клиентов социальных служб и оснастить все социальные службы современной оргтехникой: «Каждый внесен в компьютер, о каждом есть абсолютно четкие сведения, также поступают сведения о доходах в налоговую, тогда было бы все доступно, не надо было 25 справок собирать для того, чтобы получить 99рублей 50 копеек». Вера считает, что надо пересмотреть размер материальных пособий в сторону увеличения и упростить сбор документов для оформления пособий: «Хотя бы пересмотрели детские деньги. Это же смешно! Собираешь столько документов, и что на эти 99 рублей можно купить?» Надежда полагает, что нужно выделить отдельный приемный день в социальных службах для посещений многодетных родителей: «Хотелось бы, чтобы у многодетной матери хотя бы были какие-то привилегии: внеочередной доступ в социальные и медицинские организации, либо какой-то особый день приема, чтобы туда достучаться». По мнению матерей, важно постоянно обучать и повышать квалификацию персонала социальных служб, специалистов, работающих в учреждениях системы образования и здравоохранения, развивая профессионально значимые качества, такие как толерантность, деликатность, тактичность, вежливость.

Оценивая компетентность представителей социальных служб, социальных педагогов, психологов, социальных работников, участники исследования основывались на эмоциональном впечатлении, которое производит специалист в ситуации обращения за помощью. Затронули матери и проблему нормирования труда специалистов социальной сферы. По мнению Ирины, социальные педагоги не обладают достаточной компетентностью в силу перегруженности, т.к. сталкиваются с проблемами разных типов семей: «То, что касается школы и социального педагога, единственное пожелание, чтобы он был не один, а их было бы несколько, потому что на 800 человек детей один социальный педагог. Я не говорю, что он работает только с теми семьями, у которых есть проблемы, но он работает и с теми семьями, у которых нет проблем. Один специалист на школу не может помочь всем». Представители муниципалитетов выглядят в глазах участников

исследования хотя и компетентными, но не желающими вникать в проблемы и жизнь многодетных семей. Отмечены черствость, равнодушие депутатов, нежелание предоставлять информацию, формальный подход к делу: « Те люди, которые сидят в кабинетах, подходят к нам формально. Они не разбираются в каждой конкретной ситуации. Если нет чего-то, то уходи». На общем негативном фоне высказываний о профессиональной компетентности сотрудников социальной сферы благополучно выглядит служба сопровождения семей. Респонденты чувствуют внимание и заботу специалистов, социальные работники прислушиваются к их просьбам, оказывают консультации и помощь, организуют досуг детей и родителей: « Если бы они (служба сопровождения семьи.— О. Б.) не испытывали к нам такого отношения, у нас бы не было такого желания сюда прийти. Не чувствуется равнодушия. Дают ценные личностные советы».

Какие социальные услуги хотели бы получать многодетные семьи? Обсуждая общую ситуацию с социальными услугами, участницы исследования обратили внимание на то, что следует рассматривать более широкий круг вопросов, связанных с обеспечением прав детей и семей в бесплатном образовании, медицинском обслуживании, отдыхе и досуге детей в независимости от материальных возможностей родителей. По мнению матерей, важно стремиться реализовать социальное равенство в обеспечении всех детей одеждой, питанием, возможностями для летнего отдыха, дополнительных занятий спортом. Детям с проблемами в физическом развитии необходима помощь квалифицированных специалистов — невропатологов, психологов, логопедов, дефектологов, ортопедов. Большую помощь могло бы оказать государство, став поручителем при оформлении кредитов на покупку или строительство жилья, а также выступив инициатором снижения ставок по кредитам в российских банках. Семьи, имеющие детей, нуждаются в различных формах уменьшения оплаты коммунальных платежей, расходов семьи на дополнительное образование детей и подростков, в снижении транспортных расходов.

Один из важных выводов исследования заключается также в том, что многодетные матери, прежде всего, испытывают потребность в уважении общества, признании социального статуса многодетности как значимого и ценного вклада в его демографическое развитие. Лидия отметила, что в советское время было больше внимания, уважения и заботы государства о многодетных семьях: «<Внимание было в советское время. Я рожала с 77 по 96 г. Мои дети были маленькие, сейчас они уже взрослые, и они вспоминают — действительно была помощь. И с одеждой, и материальная помощь, когда третьего, четвертого рожала. 10 и 11 рублей, так я тогда могла на эти деньги много себе позволить. Это была жизнь. Эта помощь была ощутимой. И моральная, да! И уважение тоже было». Наше исследование показало, что в современных условиях многие многодетные семьи, являющиеся клиентами социальных служб, не справляются с многочисленными проблемами и, более того, служат объектом насмешек и унижения в поляризованном обществе. В то же время сегодня как никогда в условиях демографического, нравственного и культурного кризиса стране нужна крепкая многодетная, физическая и нравственно здоровая семья, способная вырастить и воспитать своих детей как будущих полноценных граждан России 21. Поэтому многодетным семьям требуются забота и поддержка общества, реальная помощь в воспитании детей.

В заключение участники исследования сформулировали потребности родителей и детей в многодетной семье в настоящее время:

— важно пересмотреть политику в отношении социальной защиты семей с детьми, особенно многодетных семей;

— оказывать помощь родителям в решении жилищных проблем (оформление ссуд, предоставление кредитов на жилье с низким процентом);

— развивать спортивную работу с детьми и подростками (строить спортивные площадки, бассейны, открывать секции); организовывать выездные летние спортивные лагеря;

— важно обеспечить соблюдение прав детей и подростков на получение бесплатного медицинского обследования, лечения, реабилитации (массажа, лечебной физкультуры);

— необходимо обеспечить права детей и подростков на получение бесплатного среднего образования;

— развивать различные формы семейного общения (семейные, женские клубы);

— создавать организации и сообщества родителей и детей по различным интересам;

— создавать обменные столы, где заинтересованные семьи могут обменять одежду, обувь, учебники своих детей;

— оказывать психологическую помощь всем нуждающимся подросткам и родителям;

— совершенствовать информационные контакты социальных служб с нуждающимися в социальных услугах, например, выпускать районную газету о проблемах семей с детьми и имеющихся социальных услугах, расширять спектр информационных стендов, буклетов;

— увеличить пособия на детей до 5-7 тысяч рублей;

— увеличить прожиточный минимум для детей и взрослых;

— предоставлять школьникам из многодетных семей бесплатные учебники;

— необходимо обеспечить трудоустройство подростков и их занятость в вечернее время;

— организовать занятость детей и подростков в центрах досуга (дети нуждаются в бесплатных секциях, кружках, спортивных школах);

— помочь организовать досуг детей и родителей в выходные дни (посещение театров, музеев, экскурсий).

— С целью повышения доступности учреждений социальной сферы для многодетных семей участницы исследования предложили:

— создать единую информационную базу данных клиентов социальных служб;

— упростить сбор документов для оформления пособий;

— выделить отдельный приемный день в социальных службах для посещений многодетных родителей;

— оснастить социальные службы оргтехникой;

— информировать родителей об имеющихся услугах и учреждениях.

Подводя итоги исследования, важно отметить, что материальные проблемы многодетных семей могли бы более активно решаться самой семьей, если бы был увеличен размер государственных детских и семейных пособий, разработана и внедрена программа государственной поддержки многодетных семей с целью улучшения жилищных условий, развития семейного предпринимательства, повышения уровня образования родителей, предоставления бесплатного образования и медицинского обслуживания детям из многодетных семей. Роль государственной социальной политики в области увеличения денежных доходов и роста заработной платы является важной для улучшения

материального положения и социального самочувствия многодетных семей. Изменить «стратегию выживания» многодетной семьи на «стратегию развития» помогут и реформа оплаты труда, и повышение прожиточного минимума, помощь в трудоустройстве родителей, активизация политики занятости обоих родителей в многодетной семье. В условиях демографического кризиса статус многодетной семьи нуждается в социальном признании общества, моральной поддержке и поощрении.

Исследование проведено при поддержке российско-финляндского проекта «Гнезда — дети и семьи в трудной жизненной ситуации» (Тасис 2005/100-745).

1 Состав семьи, доходы и жилищные условия семей рабочих, служащих и колхозников. М., 1990. С. 176.

2 Социология семьи: Учебник: 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. И. Антонова. М., 2005. С. 59.

3 Материалы официального сервера Госкомстата РФ // http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/05-16.htm. 10.04.2007.

4 Сафарова Г. Л., Клецин А. А., Чистякова Н. Е. Семья в Санкт-Петербурге: Демографические, социологические, социально-психологические аспекты. СПб., 2002. С. 15.

5 Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2004 год): Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. 2005. С. 5.

6 Социальное положение и уровень защиты населения России. М., 2000.

7 Материалы официального сервера Госкомстата РФ // http://www.gks.ru/fTee_doc/2006/b06_13/05-16.htm. 10. 04. 2007.

8 Панкратова Н. В., Дармодехин С. В. Изменения доходов семей с детьми // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. М., 1996. С. 194.

9 Поддубная Т. Н, Поддубный А. О. Управление системой социальной защиты детства. Ростов-на-Дону, 2005. С. 200.

10 Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2004 год): Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. 2005. С. 23.

11 Материалы официального сервера Госкомстата РФ // http://www.gks.ru/fTee_doc/2006/b06_13/05-16.htm. 10. 04. 2007.

12 Мироненко А. А. Стратегии выживания семьи в условиях экономического кризиса в современной России // Семья в России: теория и реальность: Материалы Всероссиийской научно-практической конференции 29-30 октября 1999 г. Тверь. С. 120-119.

13 Данные предоставлены Комитетом по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. 30. 03. 2007.

14 Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите семьи, женщин, детей: Учеб. пос. М., 2003. С. 68-71.

15 Лодкина Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. М., 2003. С. 147.

16 Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М., 2004. С. 78-79.

17 Elder G. N. Children of the Great Depression. Chicago, 1974.

18 Мониторинг общественного мнения: Экспресс-информация. 2006. № 1. С. 3-4.

19 Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Указ. соч. С. 202.

20 Римашевская Н. М., Бреева Е. Б., Шатунова А. А., Барсукова Р. Т. Мониторинг подрастающего поколения: тенденции и особенности развития // Народонаселение. 2007. № 1. С. 29-30.

21 Семья как объект социальной работы / Под ред. Е. П. Тонконогой. СПб., 2006. С. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.