Научная статья на тему 'Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе'

Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3176
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безрукова О.Н.

Статья посвящена исследованию основных социальных и психологических проблем и потребностей материнских семей с детьми, а также в проведении анализа потребностей матерей в социальных услугах. На примерах биографических интервью в статье показано, что бедность семей, недостаточная поддержка государства, дефицит ресурсов социальной помощи, трудности сочетания профессиональных и родительских ролей приводят к стресси-рованию матерей, риску успешной социализации детей, ухудшающемуся здоровью, психологическим проблемам детей и родителей. Делается вывод о том, что рост числа одиноких родителей с детьми и их уязвимость во многом определяют необходимость совершенствования социальной и семейной политики, создания программ поддержки одиноких матерей, изменений в практике социального обслуживания данной категории семей на городском, районном и муниципальном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Single mothers: problems of living in the city

The article is devoted to recent research into main social and psychological problems and needs of single mother families and also to analysis of their need for social services. On the example of biographical interviews it is shown that family's poverty, insufficient state support, lack of social help, difficulties in combining professional and parental roles lead to mothers being stressedand threaten to children's successful socialization. These factors also have a detrimental effect on children's health and cause psychological problems for parents and their children. The conclusion is drawn that increase in the number of single parents with children and their vulnerability mainly determine necessity of perfection of social and family policy, necessity of positive shifts in providing social services for these types of families in cities, city districts and municipalities.

Текст научной работы на тему «Одинокие матери: проблемы жизни в мегаполисе»

Сер. б. 2007. Вып. 4

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

О. Н. Безрукова

ОДИНОКИЕ МАТЕРИ: ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ В МЕГАПОЛИСЕ1

В результате демографических изменений брачного и репродуктивного поведения населения одинокое родительство становится все более распространенным, в том числе в Санкт-Петербурге, что отражает общемировую тенденцию увеличения числа женщин и мужчин, вынужденных растить детей в одиночку. При этом семьи одиноких матерей называются «неполными» или «материнскими», а «под весьма распространенным термином "неполная семья" понимают семью родителя, который вследствие различных причин один воспитывает и несет ответственность за живущего на его иждивении ребенка/детей. В настоящее время спектр неполных семей пополняется, помимо названных выше, семьями фактически раздельно проживающих супругов, за счет практики усыновления ребенка одинокой женщиной, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства»1. По мнению исследователей Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, нужно рассматривать «одиноких, или соло-матерей, в широком контексте, относя к ним женщин, воспитывающих своих детей без супруга», при этом «как исследования, так и практика адресной социальной защиты наиболее уязвимых групп населения должны учитывать не только юридический статус женщин как незарегистрированных, вдов, замужних или разведенных, а реальный статус, ресурсы и стратегии выживания одиноких матерей»2. Важно, что в качестве единицы наблюдения предлагается рассматривать не только родителей с детьми, проживающих отдельно от других родственников («монородитсль-ская семья»), но и монородительские домохозяйства, под которыми понимается «социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации их совместного быта: ведением общего домашнего хозяйства, совместным проживанием»3. При этом одинокие матери, проживая в одном доме с мужьями после развода, своими родителями или родителями мужа, аккумулируют экономические и другие ресурсы, ответственность за уход и воспитание детей, освобождая время для учебы или работы4, в то время как родители с детьми без родственной поддержки и социальной помощи оказываются в более тяжелом положении.

Существует несколько основных источников формирования семей с одним родителем. Наши расчеты свидетельствуют, что только за последние 15 лет (1990-2005) более 260 тыс. петербургских детей и подростков остались без одного родителя по причине распада брачного союза5. Так, после экономического кризиса 1998 г. резко увеличилось число разводов, достигнув самых высоких показателей в 2002 г. При этом на 35429 заключенных браков пришлось 32637 разводов, а после расторжения 17070 браков с детьми остались проживать в неполных семьях 20394 ребенка. Однако в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа разводов. Среди 22643 разводов, зарегистрированных в 2005 г., число расторгнутых браков с детьми составило 10927, а число детей в расторгнутых браках - 12633.

1 Исследование проведено при поддержке российско-фшшяндского проекта «Гнезда - дети и семьи в труд-

ной жизненной ситуации» (Тасис 2005/100-745).

© О. Н. Безрукова, 2007

Вторым источником пополнения числа материнских семей является внебрачная рождаемость. В последние 15 лет наблюдаются неуклонный рост уровня внебрачных рождений и регистрации детей одной матерью. В 2000 г. около 9 тыс. (28,4 % от общего числа новорожденных) детей рождены вне брака. Вне зарегистрированного брака в 2005 г. родилось 10999 детей (27,88 % от всех родившихся), из них по совместному заявлению родителей зарегистрировано 6073 ребенка, по заявлению только матери - 4926 детей. В 2005 г. наблюдается увеличение числа детей, зарегистрированных по заявлению только матерей (на 220 рождений) по сравнению с 2004 г. Таким образом, в целом, внебрачные рождения в Санкт-Петербурге в 1990 г. составляли 15 %, в 1995 - 23 %, в 1997-2000 гг. - 28 %. Причем чаще всего внебрачные рождения наблюдаются у самых молодых женщин (до 20 лет), в том числе и у несовершеннолетних, не достигших социальной и экономической зрелости. Так, в 2005 г. у несовершеннолетних матерей родилось 530 детей (1,34 % от всех родившихся), вне зарегистрированного брака - 373 ребенка, из них по совместному заявлению родителей - 147, только по заявлению матери - 226 (или 60,6 % от числа родившихся вне брака у несовершеннолетних)6.

Формирование материнских семей связано также с высокой мужской смертностью. Смертность петербургских мужчин в трудоспособном возрасте превышает аналогичный показатель у женщин в 3,61 раза (в 2004 г. - в 3,61 раза, в 2002 г. - в 3,2 раза). В наибольшей степени рост возрастных коэффициентов смертности молодых мужчин отмечается в возрасте 20-24 и 25-29 лет, что приводит к раннему вдовству женщин. Специфика существующей модели мужской смертности состоит в том, что рост смертности отмечается практически по всем основным классам причин, причем средний возраст умирающих от хронических патологий, традиционно присущих старшим поколениям, «молодеет». Как показывает сравнительный анализ материалов региональной статистики, на протяжении 1990-2000-х гг. смертность молодых мужчин от неестественных причин (гибель от несчастных случаев, вследствие отравлений, травм, самоубийств, убийств) выходит на вторые позиции после смертности от болезней системы кровообращения. Среди всех погибших от травм в 2006 г. в Санкт-Петербурге 74 % составляли мужчины, из них 81 % - в трудоспособном возрасте, каждый четвертый в возрасте до 35 лет7.

Одинокие родители с детьми составляют около 15 % в общей структуре домохо-зяйств в Санкт-Петербурге, в то время как в целом по России их около 13 %8. Бедность семей, недостаточная поддержка государства, дефицит ресурсов социальной помощи, трудности сочетания профессиональной и родительской ролей приводят к подверженности стрессу матерей, риску успешной социализации детей, ухудшающемуся здоровью, психологическим проблемам детей и родителей. Увеличение числа одиноких родителей с детьми и их уязвимость во многом определяют необходимость совершенствования социальной и семейной политики и изменений в практике социального обслуживания данной категории семей на городском, районном и муниципальном уровнях.

Задачи данного этапа исследования заключались в выявлении основных социальных и психологических проблем и потребностей одиноких родителей с детьми, а также в проведении анализа потребностей семей в социальных услугах. Эмпирической основой раздела стали транскрипты фокус-группового исследования, в котором принимали участие 12 женщин в возрасте от 23 до 54 лет.

Исследовательские стратегии изучения проблем монородительских семей чаще лежат в поле экономического благосостояния и социализации детей. Как показано в работах И. Е. Калабихиной, преобладающее большинство неполных семей имеет

характеристики «бедных» и «зависимых от пособий». В России доля «бедных» семей составляет 60,9 % от неполных, а доля «зависимых от пособий» - 18,9 % от их числа9. В нашем исследовании тема бедности материнских семей артикулирована всеми участницами фокус-группы. По мнению Ангелины, бедность ее семьи связана с несоответствием зарплаты потребностям матери с ребенком и платностью социальных услуг для детей в городских дошкольных учреждениях: «Каждыймесяц сборы на группу, на праздники. У меня получается, если ребенка не кормить, не одевать, на сборы в месяц - 3500 рублей, у меня слишком маленькая зарплата, меньше чем эти сборы в садике. Поэтому я бы сказала, что лте пособие нужно минимум 3500, остальное бы я заработала, чтобы ее прокормить». Юлия перечисляла предстоящие расходы при поступлении дочери в школу, вступительные взносы в детские учреждения города, ежемесячные взносы в садах и школах, сборы за безопасность детей: «В школу мы идем в этом году, а девочка умная, и, конечно, хочется в хорошую школу попасть, вступительный взнос от трех тысяч и выше, не знаю еще, сколько в этом году будет. Как наскрести эти деньги? Тоже неизвестно: где их. брать. Плюс надо покупать все к школе: форму, учебники, а со следующего года будет обучение платное, и неизвестно, как будет ребенок учиться, в садике собирают на домофон, на обеспечение детей». Недоступность качественного образования, по словам Елены, связана с высокой оплатой и постоянным дорожанием социальных услуг, кружков и дополнительных занятий: «Уменя дочка во второй класс ходит, поэтому у нас большие поборы в школе и платные уроки. "Не хотите платить, переводите в худший класс ". Стоит 800 рублей английский и информатика, ну плюс на ремонт, плюс помощь школе, плюс взносы всякие. Набегает тысяча или полторы, а это для меня нож к горлу. Придется оставить без английского».

Существенно сократилась доля семейных и материнских пособий в общих доходах семьи, их значимость для поддержки семьи с детьми. Наташа считает, что мизерный размер пособия и небольшая пенсия по потере кормильца не позволяют ни накормить, ни одеть ребенка: «Вот у меня ребенку 3,5 года. И, естественно, размер пособия - маленький, хотелось бы, чтобы он был побольше. Меня бы устроил, ну хотя бы в три раза больше. Сейчас - 500 рублей. Я еще плюс получаю пенсию по потере кормильца. Пенсия тоже минимальная - 2000, но там тоже от стажа считается, у человека должен быть стаж 25 лет, чтобы у него была пенсия нормальная, а как может быть стаж 25 лет у человека, который умер в 25 лет». По мнению Анны, перевод детских пособий на карточки в Санкт-Петербурге, снижает возможности матерей купить необходимые для ребенка вещи по более низким ценам: «Проблема в том, что детские пособия теперь стали на карточке, а не наличными деньгами выдаются. Для меня это проблема, потому что в детских магазинах не всегда есть то, что нужно».

Многие женщины сталкиваются с трудностями получения пособия и алиментов из-за отсутствия нужных документов, а также нежелания отцов принимать участие в воспитании ребенка. И. Е. Калабихина показала, что существующая «инерция распределения семейных ролей, характерная для советского времени, когда, несмотря на высокую занятость, женщины практически полностью несли ответственность за воспитание детей, и сегодня продолжает формировать отношения отцов и детей»10. В случае Надежды, женщина не может получить ни алименты, ни детское пособие, потому что бывший муж стал безработным: «У меня не оформлено денежное пособие, потому что папа бывший наш не работает, и я не могу предоставить документы в собес, какую зарплату папа получает, потому что он вообще ничего не получает, алиментов тоже нет».

Таким образом, в настоящее время многие отцы практически освобождены от ответственности за материальное содержание и воспитание детей, а государство отстранилось от выполнения обязательств по отношению к женщинам и детям. В соответствии с «Основными направлениями государственной семейной политики» (1996 г.) было предусмотрено «дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия, включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет в валовом внутреннем продукте до 2,2 процентов». На деле же отношение расходов на семейные и материнские пособия к величине валового внутреннего продукта ВВП сократилось с 0,98 % в 1996 г. до менее чем 0,3 % в 2004 г.11

По мнению Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова, «адресная помощь, хотя и призвана повысить эффективность социального обеспечения, пока что негативно сказывается на наиболее незащищенных слоях населения, в первую очередь женщинах», поскольку нужно «доказать гарантированное им государством право на получение пособия, мизерная сумма которого... совершенно не меняют их положения»12. Например, Александра рассказала, что женщинам приходится ежегодно переоформлять пособие, собирая множество справок, чтобы доказать свою «нуждаемость»: «Я сейчас оформляю пособие на ребенка, я не понимаю, для чего по тысяче раз его оформлять. До января мы его получали, потом с нас его сняли: "Идите, переоформляйте документы ", а для меня это времени сколько, нервов и слез. Сегодня я пошла, обошла шесть мест и ничего не сделала».

Подводя промежуточные итоги, важно отметить, что компенсации и детские пособия не спасают от бедственного положения семьи и детей, да и получить их бывает достаточно сложно. По данным исследований В. В. Елизарова, руководителя Центра изучения проблем народонаселения экономического факультета МГУ, «за последние годы резко упал уровень реальной помощи семье. Все больше и больше семья вынуждена рассчитывать только на собственные ресурсы. Размер ежемесячного пособия на ребенка с 1996 года вырос лишь в 1,32 раза. В то время как прожиточный минимум детей увеличился в 5 раз. В результате доля прожиточного минимума ребенка, покрываемая ежемесячным пособием, сократилась в 4 раза и составила в 4 квартале 2004 года менее 3 %, Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, несмотря на номинальный рост в 2002 г., составило в 2004 г. лишь около 7 % от средней зарплаты, в то время как в 1996 г. - 19,2 %, Соответственно сократился вклад этих пособий в доходы семьи, их значимость для поддержки семей с детьми»13.

Как показало обсуждение, матери с детьми, лишенные поддержки родственников, оказываются в самом тяжелом положении. Объединенные общей проблемой выживания и поиска средств к существованию, женщины данной группы не имеют ни общественной поддержки, ни необходимой помощи в социальных службах. По мнению Александры, которая стала вдовой в 25 лет, одинокие матери лишены не только финансовых, но и психологических ресурсов: «... из-за материальных проблем большинство матерей вынуждено работать круглыми сутками или на нескольких работах. Некоторые из них оставляют детей в ночных группах детских садов, а многие вынуждены вести нищенское существование из-за отсутствия возможности оставить своего ребенка с кем-то на период рабочего дня». У матерей постоянно возникают проблемы с совмещением материнских и профессиональных обязанностей, потому что в настоящее время в городе не хватает мест в детских садах. Услуги коммерческих фирм одиноким женщинам просто не по карману. Например, Екатерина, устроившаяся работать в справочную ночную службу телефонисткой,

вынуждена оставлять ребенка ночью под чьим-либо присмотром: «Уменя проблема, мне не с кем ребенка оставлять, потому что у нас в садике нет ночной группы. У меня есть сестра, у которой двое детей, которая специально маму мужа вызвала откуда-то, чтоб только она сидела, а они работали бы оба». Многие мамы сталкиваются с аналогичной проблемой - невозможностью доверить своего ребенка или оставить на время, в ночные часы : «Проблемно всегда в детские сады и школы устроиться. Бедные родители должны в детские сады за год записываться, а потом им скажут, что там, оказывается, ночной группы, которую вы хотели, нет, и вообще никогда не будет».

Материальные трудности в семьях одиноких родителей снижают возможности получения медицинской помощи, своевременной диагностики заболеваний и качественного лечения детей. Например, Анна обеспокоена высокой стоимостью стоматологического лечения для ребенка: «Нам не доступна система здравоохранения. Нам нужно ставить пластинку, ставят на очередь, на три года и предупреждают, что скоро бесплатной медицины не буд'ет, так что начинайте копить деньги. Когда смотрит доктору ребенка зубы, он говорит: "Да, много плохих зубов, но лечить не будем, пока не заболит "».

Бедность семей с детьми не только обусловлена низким уровнем жизни, но и усугубляется комплексом социальной наследственности - хроническими заболеваниями или инвалидностью родственников, рождением детей вне брака, психологической незрелостью и неготовностью к роли родителя: «Яродила в 17 лет без мужа, как мама. Родила второго ребенка в гражданском браке, но муж от меня ушел. Мне нужно заработать, и мужа у меня нет, и мама у меня инвалид, и сестра инвалид, куча там всяких родственников, все инвалиды, естественно, с детьми мне никто не помогает. Я же не могу оставить их одних дома. Я могу оставить на маму, но она у меня психически неуравновешенная. В прошлом году оставила с ней маленького, пока я поехача в больницу к старшему. У нас дома случился пожар, все сгорело. Ходила я в собес, мне там отказали в помощи. К депутату обращалась, депутат сказал о том, что тысячу может выделить».

Одинокий родитель, по мнению П. Глассер (P. Classer) принимает на себя большую ответственность за воспитание детей и при этом не может рассчитывать на личностную поддержку, которая обычно существует в традиционных нуклеарных или расширенных семьях. Поэтому организация воспитания ребенка для таких родителей становится серьезной проблемой, поскольку родитель лишен супружеской опоры и необходимой помощи в принятии решений. Одинокий родитель также сталкивается с необходимостью приспосабливаться к многочисленным изменениям, происходящим в его жизни, и новым моделям взаимодействия с окружающими. В этом случае ему совершенно необходимо овладевать умениями справляться со стрессовыми факторами, проявлять гибкость, формировать надежную систему ценностей14. По мнению И. Ф. Дементьевой, специфический образ жизни семьи с одним родителем негативно отражается на физическом состоянии ребенка15. При этом автор выделяет семьи после развода, в которых адаптация матери создает необходимость выполнения ею, прежде всего, функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Специалисты связывают неблагополучные показатели здоровья детей из неполных семей с социально-бытовой и жилищной неустроенностью, несоблюдением гигиенических норм жизни, самолечением, низкой медицинской активностью матерей16.

В нашем исследовании подтвердились сделанные выводы. По мнению участниц исследования, основная причина ухудшения здоровья детей заключается в снижении качества медицинского обслуживания населения, платности и недоступности услуг

в системе детского здравоохранения. Детям, так же как и взрослым, трудно получить своевременную и качественную медицинскую помощь. Даже просто попасть на прием к врачу становится проблемой: очереди, номерки, запись за несколько дней, безразличие медицинского персонала. Поэтому респондентки просто не обращаются к врачу и пытаются лечить своих детей сами, народными средствами: «Нужно обратить внимание на наше здравоохранение. Именно на помощь медицинскую детям. Ее на данный момент я считаю, нет, я работаю во взрослом здравоохранении и во взрослом тоже ее нет, я имею в виду бесплатную. А у детей такая же проблема. Я там с детьми давно не была. У ребенка ангина, а анализ крови и мазки не берутся! Это все зависит от финансирования. Это все деньги, которых почему-то у правительства для своих детей нет».

Следствием материального неблагополучия является отсутствие перспектив в решении жилищной проблемы. Многие матери-одиночки хронически запаздывают с решением неотложных бытовых проблем. Нет средств для ремонта квартиры, мебели, бытовой техники, невозможно создать нормальную обстановку для полноценного воспитания ребенка. В большей степени ситуация перманентной бедности касается матерей без родственной поддержки. Например, Надежда живет одна с ребенком в коммунальной квартире: «Моя проблема, но она тоже финансовой стороны касается, поскольку я живу в коммунальной квартире, у меня соседи пьющие, у нас вышла из строя газовая колонка, т. е. мы остались без горячей воды, кто мне поможет в этой ситуации? Никто! А у меня нет сил и возможностей, чтобы самой и на свои деньги как-то отремонтировать или новую купить, от соседей помощи ждать не приходится, а от государства... Я тоже не надеюсь ни на какую помощь».

Подавляющее большинство школьных проблем детей из малообеспеченных семей связано с неравенством стартовых позиций и возможностей, имеющим в социально стратифицированном обществе социальные корни: «Свозрастом, ребенку 10 лет, появился некий дискомфорт. То есть он связан именно с материальными проблемами. Ребенок начинает осознавать, что он не может позволить себе то, что есть в другой семье».

В решении своих материальных и жилищных проблем участницы исследования видят доминирующую роль государства. Многие женщины не имеют достаточно сил и ресурсов, чтобы самостоятельно справиться с проблемами. По мнению многих, ключ к решению материальных трудностей - достойный прожиточный минимум. Так, Ангелина недовольна уровнем заработной платы, которая не может обеспечить ни потребности взрослого человека, ни потребности маленького ребенка: «Мне по большому счету не надо было бы никакого пособия детского выпрашивать у государства, если бы государство задумалось о том, какие оно платит зарплаты. Если оно определяет прожиточный минимум 3000, почему одинокой матери платит 3000-4000, это ей, а ребенку? Где она должна брать, если она работает полный рабочий день, и за это ей дают 4000, как жить дальше? Если бы государство определило достойную зарплату, то не надо было бы мне ничьей помощи, я бы сама справлялась, уж как-нибудь бы я свои проблемы решила».

Действительно, минимальный размер оплаты труда МРОТ равен с 1 мая 2006 г. 1100 руб. и покрывает лишь 30 % прожиточного минимума трудоспособного человека. В то же время в соответствии со статьей 2 Трудового кодекса РФ «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» предусматривается «обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного

федеральным законом минимального размера оплаты труда». При этом Россия отстает от рекомендованного Европейским Союзом норматива-минимума оплаты труда, составляющего 60 % от средней заработной платы в экономике17.

Оценочные суждения матерей относительно существующей системы социальной поддержки материнских семей свидетельствуют о том, что женщины как потребители социальных услуг становятся зависимыми от социальных служб, учреждений, организаций, муниципалитетов, оказывающих гуманитарную, финансовую и социальную помощь, либо, напротив, избегают становиться их клиентами. Результаты исследования показывают, что существуют две полярные позиции матерей относительно получения социальной помощи, условно названные нами зависимая и автономная.

У части матерей сформировалась психология «клиента» и доминирует установка на получение постоянной помощи. Практически все организации оцениваются женщинами через призму получения денежных выплат или гуманитарной помощи. Например, Надежда уверена,' что общественные организации, муниципалитеты и отдел социальной защиты населения обязаны предоставлять помощь: «Язнаю, что общественные организации, фонды и собес также должны предоставлять материальную помощь раз в три месяца, т. е. одеждой помогать, если у тебя нет средств на одежду..., продуктами питания и всем, чтобы было нормально». У других рсспонденток нет сформированной установки на получение постоянной помощи в социальных учреждениях. Более того, некоторыми женщинами факт обращения за социальной помощью воспринимается чрезвычайно болезненно и трактуется как унизительная необходимость, что в конечном счете приводит к тому, что семья и дети не получают требуемую помощь. Так, Катя даже в критических ситуациях предпочитает терпеть, «выкручиваться», но не обращаться за помощью: «Я за свою жизнь, за жизнь ребенка ни разу никуда не обращалась, ничего не получила, никакой помощи, потому что, во-первых, я мало информирована по этому вопросу, во-вторых, я понимаю, что по большому счету не нужны мы никому, и вот ходить умолять, чтобы тебе положенное дали, это настолько неприятно, что даже лишний раз не хочется идти и о чем-то просить».

Таким образом, по нашему мнению, заявительный характер обращений в социальные службы нельзя расценивать как благо для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По-видимому, необходимо разрабатывать новые механизмы взаимодействия с нуждающимися, учитывающие особенности российского менталитета. В то же время данные, полученные в исследовании, согласуются с выводами Е. Р. Ярской-Смирновой и П. В. Романова о своеобразном порочном круге зависимости потребителей услуг от системы «собеса» и сужении жизненных шансов субъектов, которые «формируются в условиях слабости гражданского общества и недостаточно эффективной работы специалистов, учреждений, всей системы социальной защиты. В результате этого дефицит ресурсов для противостояния жизненным трудностям не восполняется, и потребитель услуг превращается в "клиента", со стигмой "проблемности", беспомощности и бесполезности»18.

В условиях распада семейных связей и сетей социальной поддержки матери рассматривают отдел социальной защиты населения как единственное место, где можно неформально обсудить свои проблемы, рассказать о трудностях и просто «выплакаться в жилетку». В то же время отдел социальной защиты населения в настоящее время является всего лишь центром оказания различных видов социальной помощи и услуг социально незащищенным группам населения. Поэтому довольно часто ожидания клиентов не совпадают с реальностью, а в ответах респондентов преобладают негативные высказывания

в адрес отдела социальной защиты населения. Поскольку, с одной стороны, помощь в оформлении пособий и сами пособия многими не рассматриваются как действенная мера поддержки семей, а с другой - при решении своих жизненных проблем матери хотели бы получить конкретный результат в виде улучшения ситуации. По мнению матерей, оформление пособий, льгот, компенсаций - явно недостаточная форма работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. На наш взгляд, в сложившейся системе социальной защиты семей с дефицитом социальных и материальных ресурсов, гарантированных законом и предоставляемых государством, значительную активизирующую роль могли бы сыграть программы трудоустройства одиноких женщин, самоорганизации семей и объединения неполных семей для решения общих жизненных проблем, обучение необходимым социальным навыкам и способам выхода из трудных ситуаций, правовое и психологическое консультирование.

Женщинами была отмечена также помощь со стороны Центра сопровождения семьи Невского района, общественной организации «Фонд защиты детей», небольшая помощь со стороны депутатов муниципального совета и отделов социальной защиты населения. Роль муниципальных советов, по мнению матерей, в решении проблем матерей с детьми совершенно незначительна. Более того, социальная помощь муниципалитетов в основном ориентирована на людей пожилого возраста, пенсионеров, ветеранов войны и блокадников, а также тех, у кого есть силы, время, сноровка в «выбивании» социальной помощи. Таким образом, по мнению Елены, даже имеющиеся ресурсы муниципалитетов приходится «брать с боем»: «Наш муниципальный округ занимается благосостоянием своих жителей, в основном ветеранами: бабушками, дедушками. Сначала, когда только открылись, и всеми занимались, РЯ себе устроили, а сейчас просто про детей и матерей-одиночек они забыли, они считают что бабушки, дедушки важнее».

Как показало дальнейшее обсуждение, недоступность социальных услуг для одиноких матерей связана с объективными причинами, такими как неудобный режим работы, отсутствие вечерних приемов во всех учреждениях, недостаток информации о спектре социальных услуг, правах на льготы, пособия, компенсации для разных категорий граждан. Наталья сетовала на то, что «мало информации, где можно получить матери-одиночке, да и любой другой маме, которая интересуется каким-то вопросом по поводу своего ребенка, где она может получить помощь какую-то. И, конечно, желательно, чтобы это бесплатно было, психологическую, юридическую и любую другую помощь». Трудности возникают и с получением информации об образцах заполнения документов. Особенно много жалоб прозвучало в связи с проблемой сбора многочисленных справок для оформления пособий и компенсаций и необходимостью их дублирования для разных ведомств и учреждений. Также существуют причины субъективного характера, среди которых некомпетентность и равнодушие чиновников, непрофессионализм специалистов социальной сферы. Позитивно, что многие участницы исследования демонстрировали желание самостоятельно выходить из трудных ситуаций. В то же время женщинам не известны ни способы преодоления трудных ситуаций, ни законы и свои права.

Недостаточная компетентность сотрудников существующих социальных служб, по мнению респондентов, связана с личной незаинтересованностью в результатах работы, низким уровнем заработной платы и трудовой мотивации: «Важны заинтересованность человека, в том, чем он занимается, и его личные результаты. Часто бывает так, что зарплата на второй план отходит, если ты заинтересован в том, что ты делаешь, тогда и качество лучше и отдача видна. Но мы не всегда получаем профессиональную

помощь, хотя это их работа, они обязаны». В то же время Надежда отмечает профессионализм, любовь к своему делу и детям, преданность своей профессии, энтузиазм сотрудников детских центров и спортивных секций: «О профессионализме можно говорить, возвращаясь к кружкам, там люди за маленькие зарплаты работают с душой». Оценивая эффективность деятельности сотрудников социальных служб, многие женщины отмечают нуждаемость самих специалистов, маленькую зарплату, большой объем работы, психологическую нагрузку. Некоторые участницы исследования понимают, что социальные работники не всегда имеют действенные инструменты для оказания необходимой помощи, других возмущают равнодушие работающих специалистов, нежелание выслушать и посочувствовать.

Анализируя вопрос о доступности для детей учреждений дополнительного образования с платными занятиями, важно отметить, что в целом они практически не доступны для семей одиноких родителей. Те занятия, которые могут позволить своим детям родители-одиночки, не всегда удовлетворительны по своему содержанию и качеству. К основным причинам сложившейся ситуации можно отнести материальную несостоятельность одиноких матерей, неспособность обеспечить своего ребенка необходимым инвентарем, спортивной одеждой, обувью. Поэтому, считает Ангелина, родители не в состоянии дать ребенку то, чем он хотел бы заниматься, и вынуждены довольствоваться тем, на что хватает средств: «Все доступно, если нам не пить и не есть. Это надо ради ребенка все отдать, чтобы ему было хорошо, чтобы его чем-то занять. Сейчас там такие ценники, что быстрее веревку купить, мыло и повеситься». В целом, оценивая доступность социальных услуг, участники исследования согласились с мнением одной из матерей: «В принципе доступно все, что мы знаем, все доступно, но везде есть свое "но ", в одной организации не устраивают часы работы, в другой - отношение, в третьей кучу документов нужно собрать, чтобы что-то получить, и это не все так быстро и просто! У нас доступно все, но чтобы получить нужно приложить не знаю какие усилия, нервы, деньги».

При обсуждении вопроса о потребностях родителей и их пожеланиях в отношении новых социальных услуг были высказаны следующие предложения. Одна из самых важных проблем, объединяющая многих матерей, - помощь в трудоустройстве с учетом семейных потребностей и интересов ребенка. Например, Анна долго не могла найти работу с таким режимом, чтобы совместить трудовую деятельность и воспитание ребенка: «На личном примере могу сказать, целый год искала работу, чтобы можно было ребенка отводить, забирать и еще водить в кружки, т. е. выбирай: либо ребенок заброшен совсем, либо нет средств к существованию. С больничными листами проблема, не могла устроиться еще потому, что маленький ребенок, не оплачивается больничный лист..., никто не любит, чтобы болели дети».

Екатерина обратила внимание на необходимость информирования одиноких матерей не только по поводу социальных услуг, имеющихся в районе, но и о федеральных и региональных законах, правах граждан: «Неплохо бы вообще матерей-одиночек и другие группы социально незащищенные информировать о том, на что они имеют право». Наташа предложила публиковать информационные буклеты и брошюры: «Брошюры издавать с информацией для мам, например с информацией об организациях, которые находятся у нас в районе, это и школы и кружки, чтобы это было в одном справочнике». Анна, человек общительный и веселый, призналась, что хотела бы выйти замуж, но для этого нужно найти свободное время и место, где одинокие мамы могли бы познакомиться: «Считаю, что нужно сделать детский клуб, например, как в Москве, где много детских клубов,

и чтобы для матерей-одиночек там был бесплатный вход ...ребенка отводишь, а там и бассейн, и мячик, и всякие горки, в общем, я видела такие клубы в Москве, там ребенка отдаешь, и за ним присматривают». Екатерина предложила в качестве возможной формы работы социальной службы создавать клубы одиноких родителей: «Еще нужно организовать как клуб одиноких мам, так и клуб одиноких отцов, потому что одиноких отцов тоже много». По мнению Наташи, имеющей высшее гуманитарное образование и хорошее знание английского языка, она готова преподавать в центре для родителей-одиночек: «На базе этого центра можно организовать клуб для детей с бесплатными кружками, чтобы ребенок мог попробовать себя в разных кружках, а не в одном заниматься, на который денег хватит, я вот как педагог могу предложить свою помощь».

Воспитание нравственных и духовных ценностей детей невозможно без приобщения к искусству. По мнению матерей, в условиях материальных трудностей и чрезмерной занятости на работе немногие могут позволить себе посещать музеи и театры. Елена предложила перенести бесплатные дни работы музеев на выходные, чтобы дети из неполных семей вместе с родителями смогли воспользоваться услугой: «Эрмитаж по четвергам работает бесплатно раз в месяц, но кто может в четверг ребенка отвести в Эрмитаж? Парки в выходные дни все платные, тот же Летний сад, в музеях хоть и делают детям половину оплаты, но и это дорого». Юлия хотела бы возродить бесплатные экскурсии для родителей и детей, о которых рассказывала ее мама, работавшая в советское время на одном из городских предприятий: «Иеще, если бы муниципальные округа делали бы на базе округа экскурсии бесплатные, автобус бы заказывали и всех мам куда-нибудь возили, например, в театр, как когда-то это делали профсоюзы».

Досуг детей многим приходится организовывать самостоятельно, никакие скидки и льготы для одиноких родителей не предусмотрены. Поэтому многие респондентки говорили о необходимости увеличения числа различных бесплатных внешкольных занятий для детей - кружков, спортивных секций, разнообразных по своему профилю. Например, Александра может оплатить только один кружок для своего ребенка: «Я бы хотела, чтобы кружки были дешевле, хотя бы в два раза, потому что я в один кружок отдала ребенка, а если бы он был в половину дешевле, я могла бы отдать ее еще в один. У меня есть теперь возможность ее водить, но нет средств оплачивать». Практически все мамы беспокоятся о том, как и где их дети проведут лето. В семьях, где матери-одиночки живут с родителями или родственниками, организована «летняя пересменка», когда ребенок находится под присмотром взрослого, который идет в отпуск и отдыхает на даче. В семьях без родственной поддержки дети практически все лето вынуждены находиться в городе. По мнению Александры, дети дошкольного возраста оказываются в худшей ситуации по сравнению со школьниками: «Могу в этом году отправить ребенка в лагерь, но до шести лет не берут. А у нас в организации только в пионерский лагерь отправляли детей, т. е. летом, когда эти два месяца работаешь, не знаешь куда, пристроить детей. Хорошо, садик работал один месяц, а второй месяц с собой на работу ее брала, повезло, что люди добрые, можно было брать с собой».

Как показало обсуждение, одна из важных проблем, беспокоящих участниц исследования, • безопасность детей в нашем обществе. Доверить ребенка персоналу лагеря, даже если были бы созданы все условия для летнего отдыха, по мнению Юлии, небезопасно. Поэтому она хотела бы отдыхать только вместе с ребенком: «Мои потребности - это отдых только совместно с ребенком, потому что я трепетная мама, я не могу его отпустить в лагерь, мне нужно его все время видеть. Если бы можно было бы вместе,

хоть на короткий срок (неделю), и если это на базе района будет сделано, то каждая мама за лето недели две сможет отдохнуть вместе с ребенком». Разговор с женщинами показал также, что возрождение советских практик предоставления услуг из общественных фондов потребления очень актуально сегодня. Например, летний отдых детей и родителей, путевки на базы отдыха, бесплатный проезд до места отдыха ребенка: «В 90-х годах все было бесплатно, проезд детям из многодетных семей бесплатный, по потере кормильца проезд бесплатный для детей, даже на поездах ребенок раз в год ты имел право бесплатно поехать в любой конец России вместе с мамой, бесплатный пионерский лагерь и путевка на юг». Матери заинтересованы также в улучшении питания в детских дошкольных учреждениях, привлечении семейного доктора для профилактических осмотров детей из неполных семей: «Хорошо бы, чтобы был такой врач, специалист широкого профиля, который осматривал бы ребенка профессионально, тогда не надо было бы бегать по разным врачам. Благодаря этому врачу можно было бы заблаговременно предупредить какие-то заболевания».

Подводя итоги, важно отметить, что организацию социальной работы с одинокими родителями необходимо развивать в направлении экономической поддержки семьи и помощи в социализации детей, интеграции семьи в общество. В широком плане ситуация с ростом числа одиноких родителей требует разработки комплексной государственно-общественной системы реабилитации и профилактики социально обусловленных заболеваний, алкоголизма, смертности, а также масштабной профилактики разводов и внебрачной рождаемости. Совершенно ясно, что назрела острая необходимость внедрения программ формирования родительской компетентности, культуры ответственного материнства и отцовства на всех уровнях обучения и воспитания детей и молодежи. Необходимо выделять специальные субвенции федерального бюджета для поддержки учреждений дошкольного и дополнительного образования для обучения детей одиноких родителей, важно осуществлять дальнейшее увеличение семейных и детских пособий. Следует принимать целевые федеральные и региональные программы помощи одиноким родителям и детям.

В узком плане, многие проблемы и потребности матерей могут быть удовлетворены уже сейчас при более активном подключении социальных служб и потенциала ресурсов городского и местного сообщества и власти. Так, можно разработать и внедрить в деятельность учреждений социальной сферы и муниципальных советов программы семейного воспитания детей, поддержки одиноких матерей и отцов, помочь им в трудоустройстве с учетом семейных потребностей, открыть бесплатные кружки для детей или частично финансировать их из средств муниципальных советов либо благотворительных фондов. Важно открывать клубы для одиноких родителей, активизируя ресурсы самих родителей, включая их в деятельность по оказанию поддержки и взаимопомощи друг другу, например при создании домашних детских садов или ночных групп. Совершенно необходимо искать потенциальных лидеров среди представителей местного сообщества, а также создавать условия для проявления лидерских качеств у самих родителей, поскольку именно активные и инициативные люди скорее смогут, объединив усилия, помочь себе и другим справиться с общими проблемами. Также важно изменить режим работы социальных служб, открыв вечерние приемы, создать общую и доступную базу данных о нуждающихся целевых группах,

В работе специалистов социальной сферы необходимо шире использовать технологии просвещения и информирования населения, социальной рекламы, формирования общественного мнения по поддержке монородительских семей. Родители нуждаются в трудоустройстве, самоорганизации и объединении семей для решения общих жизненных

проблем, обучении необходимым социальным навыкам и способам выхода из трудных ситуаций, в правовом и психологическом консультировании. Выявленные проблемы и потребности дают основания говорить о необходимости уделять особое внимание инновационным технологиям по активизации ресурсов клиентов, методам активизации местного сообщества, методам и формам объединения семей, имеющих схожие проблемы.

1 Лунякоеа Л. Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей // Социологические исследования. 2001. № 8. С. 86-87.

2 Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная защищенность городской монородительской семьи // Мир России. 2004. Т. ХШ. № 2. С. 66-95.

3 Волков А. Г. Домохозяйство // Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.

4 Popkin В., Harris К. M., Lokshin M. Single Mothers in Russia: Household Strategies for Coping with Poverty // World Bank Working Papers series. Poverty. Income distribution, safety nets, micro-credit. 2000. № 2300 // http://econ.worldbank. org/docs/1054.pdf (30.1.2006).

5 Рассчитано по источнику: Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2004 год) / Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 2005. С. 10-14.

6 Рассчитано по источнику: Аналитические материалы о положении детей в Санкт-Петербурге (2006 год) / Комитет по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга. СПб., 2007. С. 5-20.

7 Основные показатели демсмрафических процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: Статистический сборник. СПб., 2006. С. 4.

8 Сафарова V. Л., КлецинА. А., Чистякова H. Е. Семья в Санкт-Петербурге. Демографические, социологические, социально-психологические аспекты. СПб., 2002. С. 11.

' Калабихина И. Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М., 1997. С. 95.

10 Калабихина И. Е. Теоретические направления тендерного анализа домохозяйств и некоторые вопросы социальной политики // Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / Отв. ред. и сост. Е. Б. Мезенцева. М., 2002. С. 102.

11 Тендерные бюджеты в структуре социальной политики: Учеб. пособие: В 2 ч. / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2006. Ч. 1.С. 154.

12 Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Указ. соч. С. 66-95.

13 Елизаров В. В, О совершенствовании демографической и семейной политики // Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения. М., 2005. С. 10-11.

14 GlasserP. N., Glasser L. N. Families in crisis. New York, 1970.

15 Дементьева И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. М., 2004. С. 133.

16 Балыгин M. М. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста//Здравоохранение РФ. 1998. № 3.

17 Елизаров В. В. Указ. соч. С. 10-11.

"Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Указ. соч. С. 66-95.

Статья принята к печати 24 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.