Научная статья на тему 'Мнение пациентов об уровне оказания стационарной хирургической медицинской помощи в г. Норильске'

Мнение пациентов об уровне оказания стационарной хирургической медицинской помощи в г. Норильске Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ / КАЧЕСТВО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / Г. НОРИЛЬСК

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дробышев С. А., Капитонов В. Ф.

В работе представлены результаты опроса пациентов г. Норильска об уровне оказания стационарной хирургической медицинской помощи. Результаты данных проведенного анкетирования свидетельствуют о важности изучения и учета этих аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение качества оказания стационарной помощи больных с хирургической патологией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дробышев С. А., Капитонов В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF PATIENTS ABOUT THE LEVEL OF HOSPITAL SURGICAL MEDICAL ASSISTANCE IN NORILSK

The results of survey, concerning the level of surgical assistance in hospital, (Norilsk) are available in the article. These results showed significance of researching. Information should be used for development of measures, directed on improvement of assistance quality for patients with surgical pathology

Текст научной работы на тему «Мнение пациентов об уровне оказания стационарной хирургической медицинской помощи в г. Норильске»

ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© ДРОБЫШЕВ С.А., КАПИТОНОВ В.Ф.

МНЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОБ УРОВНЕ ОКАЗАНИЯ СТАЦИОНАРНОЙ ХИРУРГИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В г. НОРИЛЬСКЕ

С. А. Дробышев, В.Ф. Капитонов

Управление здравоохранения администрации г. Норильск, начальник - к.м.н. Е.Л. Христенко;

Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов.

Резюме. В работе представлены результаты опроса пациентов г. Норильска об уровне оказания стационарной хирургической медицинской помощи. Результаты данных проведенного анкетирования свидетельствуют о важности изучения и учета этих аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение качества оказания стационарной помощи больных с хирургической патологией.

Ключевые слова: хирургические больные, качество оказания медицинской помощи, г. Норильск.

Последние годы характеризуются формированием рынка медицинских услуг и разработкой моделей оптимизации и стандартизации оказания медицинской помощи, в которых ведущее место отводится ее эффективности и ресурсосберегающим технологиям [2, 3, 7].

ВОЗ определила три основных критерия для оценки эффективности системы здравоохранения: улучшение здоровья, обеспечение справедливого

распределения финансового бремени и рост удовлетворенности законных потребностей населения [12, 13, 14].

Удовлетворенность населения деятельностью местной системы здравоохранения является важным косвенным признаком ее эффективности [4, 5, 6].

Система оказания медицинской помощи населению Норильского промышленного района имеет свои значительные особенности. Тяжелые природно-климатические условия арктической зоны, а также большая удаленность от центральных городов России и неудовлетворительность транспортного сообщения вызвало необходимость преимущественного развития стационарной помощи населению [1, 11].

Стационарная медицинская помощь - не только наиболее затратный, но и социально, этически, психологически, весьма уязвимый сектор здравоохранения [8, 9, 10].

Во время реализации национальной приоритетной программы «Здоровье» выявилась необходимость в изучении эффективности оказания стационарной помощи и удовлетворенности пациентов.

Материалы и методы

Нами было проведено анкетирование 352 пациентов, получавших лечебно -диагностическую помощь в хирургических отделениях различного профиля многопрофильной больницы МУЗ «Городская больница №1» города Норильска. За основу был взят принцип анкетирования, предложенный В. А. Медиком и А.М. Осиповым (2004) и апробированный ими в Новгородской области [6].

Амбулаторно-поликлиническая хирургическая помощь жителям г. Норильска осуществляется в МУЗ «Городская поликлиника №1» (70 741 посещений хирургических больных); МУЗ «Медико-санитарная часть №2» (20 321

посещений); МУЗ «Городская поликлиника №3» (14 640 посещений), МУЗ «Детская городская больница» (4795 посещений); МУЗ «Норильская

стоматологическая поликлиника» - челюстно-лицевая хирургия (516 посещений).

Стационарная хирургическая помощь оказывается многопрофильной больницей - МУЗ «Городская больница №1» города Норильска, в структуре которой отделения хирургического профиля составляют 620 коек (детское, торакальное, нейрохирургическое, офтальмологическое, отоларингологическое, стоматологическое, травматолого-ортопедическое, ожоговое, онкологическое, проктологическое, урологическое, гинекологическое, гнойно-септическое).

Обеспеченность населения г. Норильска хирургическими койками некоторых профилей значительно отличается от обеспеченности в среднем по Красноярскому краю. Так данный показатель хирургического профиля взрослого и детского, в частности, гинекологического, офтальмологического взрослого, отоларингологического и травматологического детских, онкологического профилей для населения г. Норильска значительно ниже, чем в среднем по краю (в 2-5 раз). По другим хирургическим профилям, обеспеченность больничными койками примерно соответствует среднему показателю по краю. Наиболее высокие показатели обеспеченности больничными койками в г. Норильске отмечаются по нейрохирургическому, травматологическому,

отоларингологическому и гнойно-септическому профилям. Это отражает специфику хирургической заболеваемости в г. Норильске, которая характеризуется высоким уровнем травматизма, связанного с суровыми климатическими условиями: частыми туманами, гололедом и другими

факторами, увеличивающими уровень уличного и автотранспортного травматизма. Занятость большой доли населения в горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, для которых характерен тяжелый производственный травматизм, объясняет относительно большую

распространенность политравм. Преобладание низких температур также увеличивает заболеваемость ЛОР-органов и количество холодовых травм.

С целью анализа работы медицинского персонала и удовлетворенности населения в оказании хирургической помощи было проведено анкетирование 352 пациентов, получавших стационарное лечение в отделениях хирургического профиля г. Норильска.

Всего было опрошено 352 пациента, из них 64,6% составили мужчины, 35,4% -женщины.

Результаты и обсуждение

Анализ анкет показал, что большинство респондентов (65,9%) состоит в браке, 14,1% - являются холостыми, 15,8% - разведенными, 4,2% - вдовами или вдовцами.

В семьях большинства, респондентов (65,7%) было двое работающих. В 18,3% семей работающим был один член семьи, в 10,6% - трое и более работающих членов семьи. Семьи, в которых никто не работает, составляли меньшинство -5,4%.

Уровень доходов у большинства респондентов на одного члена семьи был существенно выше среднестатистического показателя по стране (в 2003 году прожиточный минимум в России составлял 2112 рублей), что естественно для заполярного северного региона. Так более чем одна треть семей (36,8%) располагала доходами свыше 9000 на одного члена семьи, 24,9% - от 7000 до 9000 рублей, 14,8% - от 5000 до 7000, 11,6% - от 3000 до 5000, 7,2% - от 1000 до 3000 соответственно отказались ответить на вопрос о семейных доходах - 4,7%

Первичное обращение в связи с заболеванием по месту жительства у всех респондентов было бесплатным. В поликлиниках при стационаре платно обследовались 12,6% женщин, бесплатно - 87,4%, мужчин соответственно 16,4% и женщине - 83,6%. В частных клиниках и кабинетах все пациенты обследовались за плату.

По сумме, затраченной пациентами при первичном обращении за специализированной помощью в различные медицинские учреждения, в ответах анкетируемых наблюдаются значительные расхождения. Так в поликлинике при стационаре эти суммы варьировались от 1000 до 6784 рублей, в частных клиниках -от 600 до 40 000. Это свидетельствует о том, что в г. Норильске отсутствует единая сбалансированная ценовая политика на этот вид медицинских услуг. По-видимому, данный вопрос может в определенной степени координироваться органами управления здравоохранения или профессиональной ассоциацией.

На вопрос об адекватности, потраченной на обследование и лечение суммы в рамках официально разрешенных платных услуг, ответы респондентов распределились следующим образом: денежная сумма адекватна - 62,6%,

занижена - 4,2%, завышена - 33,2%.

Несмотря на то, что стационарное лечение хирургических больных является весьма дорогостоящим видом лечения, так как в ряде случаев оно включает проведение как дорогостоящих операций, медикаментозного лечения, так и весьма дорогостоящего обследования. Это лечение в г. Норильске полностью оплачивается из средств ОМС и входит в систему государственных гарантий.

На вопрос, устраивает ли Вас в целом, как действует система оказания медицинской помощи, 66,5% опрошенных ответили - «да, вполне» и «скорее да»; 7,9% - «не устраивает» и «скорее нет» и 13,7% - затруднялись ответить (рис.1).

Скорее нет Скорее да Не устраивает Затрудняюсь ответит!

Да, вполне

0,0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50

Рис. 1. Структура степени удовлетворенности пациентов работой

хирургического отделения МУЗ ГБ №1 г. Норильска (%).

В нашем исследовании более критическое или негативное отношение было напрямую связано с более высоким уровнем образования и благосостояния пациентов.

13,7

23,3

7,9

11,9

43,2

В числе основных причин неудовлетворенности уровнем оказания медицинской помощи оказались следующие, получившие оценку как «очень острые» (в % от всех опрошенных):

• потери времени в очередях к врачу - 21,6%;

• отсутствие нужных специалистов - 8,8%;

• нет необходимых лекарств - 13,63%;

• удаленность расположения медицинского учреждения - 26,2%;

• невозможность полного обследования в одном месте - 14,6%;

• невнимательность врачей - 12,2%;

• не было хорошего питания в стационаре - 26,5%;

• не создано хороших бытовых условий в стационаре - 16,2%.

Другие недостатки отмечались более редко. Это косвенно свидетельствует о том, что даже в сложной социально-психологической ситуации большинство медицинского персонала проявляют достаточно высокую профессиональную этику и ответственность, что чрезвычайно важно для сохранения и развития диалога между врачом и пациентом. Особенно это актуально для больных хирургического профиля, большинству из которых необходимо проведение оперативного лечения.

Из числа более редко отмеченных недостатков следует выделить следующие:

• неудобство графика работы учреждения - 7,4%;

• отказ врача проводить необходимое лечение или обследование - 2,8%;

• затруднения в госпитализации - 8,6%;

• вымогательство денег, подарков - 3,4%.

Заинтересованность в качестве своей работы]

Согласованность в работ

Внимательное отношение больным

Профессиональная этик Компетентності

11,8

11,9

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

П отлично и хорошо П удовлетворительно Ш плохо и очень плохо И затрудняюсь ответить

Рис.2. Оценка пациентами качества работы медицинского персонала по категориям (%).

В ходе опроса, более 70% пациентов оценили работу хирургического отделения МУЗ ГБ №1 г. Норильска по всем характеристикам на «отлично» и «хорошо» (рис.2). Вместе с тем почти четвертая часть респондентов (22%)указала медицинскому персоналу на недостаточную заинтересованность в качестве своей работы, каждый десятый - на невнимательное отношение к пациентам, низкую компетентность, несоблюдение профессиональной этики.

Полученные в результате анкетирования данные, на наш взгляд, могут служить индикаторами в работе по совершенствованию управления и организации стационарного лечебно-диагностического процесса для пациентов хирургического профиля.

Таким образом, результаты данных проведенного анкетирования среди пациентов хирургического профиля по вопросам качества и степени удовлетворенности уровнем оказания медицинской помощи в стационарах г. Норильска, свидетельствуют о важности изучения и учета этих аспектов при

разработке мероприятий, направленных на улучшение качества оказания стационарной помощи пациентам с хирургической патологией.

OPINION OF PATIENTS ABOUT THE LEVEL OF HOSPITAL SURGICAL MEDICAL ASSISTANCE IN NORILSK

S.A. Drobyshev, V.F. Kapitonov

Health authorities of Norilsk

The results of survey, concerning the level of surgical assistance in hospital, (Norilsk) are available in the article. These results showed significance of researching. Information should be used for development of measures, directed on improvement of assistance quality for patients with surgical pathology.

Литература

1. Бронникова Е.П., Манчук В.Т., Смирнова С.В. и др. Факторы формирования здоровья населения Севера // Север - человек: проблемы сохранения здоровья: матер. Всерос. научн. конф. - Красноярск, 2001. - №9. -С.74 - 77.

2. Кича Д.И., Бреусов А.В., Ликстанов М.И. Стандартизация медицинской помощи - основа повышения ее эффективности и качества // Современные технологии и организация работы многопрофильной больницы: тез. докл. Межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию ГКБ №3. - Кемерово, 2005.

3. Капитоненко Н.А., Новолодский В.М., Свистунов В.А. Стандартизация как основа управления // Пробл. стандартиз. в здравоохранении. - 1999. - №1. - С.25-33.

4. Кучеренко В.З., Яковлев Е.П., Кудрявцев Ю.Н. и др. Некоторые подходы к оценке качества лечебно-диагностического процесса // Пробл. управл. здравоохранением. - 2003 - №1 (8). - С.13-17.

5. Малышева Е.В., Ганцев Ш.Х., Рахматуллина И.Р. Комплексная оценка социальных факторов, определяющих состояние здоровья населения крупных городов Российской Федерации // Пробл. управл. Здравоохранения. -2006. - №3. - С.22-26.

6. Медик В.А., Осипов А.М. Анализ медико-социальной ситуации в регионе (по материалам социологического исследования) // Пробл. соц. гиг. и история медицины. -2004. - №4. - С.14-18.

7. Мезенцев Е.В. Научные основы оптимизации системы управления здравоохранением на региональном уровне: автореф. дис. ... докт. мед. наук. -М., 2003. - 45с.

8. Морозов П.Н., Жемков В.Ф., Шпаковская Л.Р. Оценка стационарной помощи по результатам социологического опроса пациентов // Экономика здравоохранения. - 2005. - № 5-6 (29). - С. 41-44.

9. Петрова Н.Г., Жемков В.Ф., Шпаковская Л.Р. Анкетирование пациенток как инструмент контроля качества медицинской помощи // Пробл. упр. здравоохранением. - 2002. - №4 (17). - С.39-42.

10. Ямщиков А.С. Методологические и методические подходы к определению эффективности в здравоохранении крупного города // Сиб. мед. журнал. - 2006. - №9. - С.73 - 78.

11. Янин В.Н. Показатели здоровья населения и здравоохранения г. Норильска, как исходный фактор оптимизации стационарной помощи // Север

- человек: пробл. сохранения здоровья: матер. Всерос. научн. конф. -Красноярск, 2001. - №9. - С.74 - 77.

12. Doherty J., Mclntyre D., Bloom G. et al. Health expenditure and finance: who gets what? /// Bull. World Health Organ. - 1999. - Vol.77, №2. - P. 156-159.

13. Hendricks, C.B. Developing community partnerships to promote adolescent health // ABNF J. - 2000. - Vol. 11, №2. - P. 32-33.

14. Wood-Dauphinee S. Assessing quality of life in clinical research: from where have we came and were are we going ? // J. Clin. Epidemiol. - 1999. - №52.

- P.355-363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.