Научная статья на тему 'Младший школьник: от участника к субъекту  проектной деятельности'

Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / учебное проектирование / социальное проектирование / учебный проект / социальный проект / младший школьник / проектные умения / персональные и социальные результаты / project work / educational project development / social project development / educational project / social project / junior student / project work skills / personal and social results

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожурова О.Ю., Григорьева Н.В., Брызжева О.А.

В статье представлены этапы формирования проектной деятельности младших школьников, система организации проектной деятельности в начальной школе, рассматриваются критерии и показатели эффективности, а также возможные результаты проектной деятельности в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A junior student: from the participant to the subject of project work

The article presents the stages of formations of the junior students’ project activities, the system of organization of project work in primary schools, considers the criteria and performance indicators as well as some probable results of project work at primary school.

Текст научной работы на тему «Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности»

ДИАЛОГ с В.А.КАРАКОВСКИМ: МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК: ОТ УЧАСТНИКА К СУБЪЕКТУ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлены этапы формирования проектной деятельности младших школьников, система организации проектной деятельности в начальной школе, рассматриваются критерии и показатели эффективности, а также возможные результаты проектной деятельности в начальной школе.

Ключевые слова: проектная деятельность, учебное проектирование, социальное проектирование, учебный проект, социальный проект, младший школьник, проектные умения, персональные и социальные результаты.

Как показывают исследования, дети могут участвовать в проектной деятельности уже с дошкольного возраста. Старт обучения в школе становится новым этапом освоения ребенком культуры проектирования. Особенность этого этапа в том, что достаточно долгое время структуру проектной деятельности, которой соответствуют этапы работы над проектом, задает и удерживает учитель. А младшему школьнику, в силу возрастных особенностей, для самостоятельного выполнения отдается лишь этап выполнения запланированных учителем действий (этап реализации плана). Целеполагание, планирование, контроль, оценивание, рефлексия (этапы - проблематизация, це-леполагание, планирование, рефлексия и презентация) - все это зона ответственности учителя.

О.Ю. Кожурова

Кандидат педагогических наук, педагог-организатор начальной школы, ГБОУ г. Москвы «Школа №825» Email: oukozhurova@mail.ru

Н.В. Григорьева

Учитель начальных классов, ГБОУ г.Москвы «Школа №825» Email: 825@edu.mos.ru

Как цитировать статью: Кожурова О.Ю., Григорьева Н.В., Брызжева О.А. Младший школьник: от участника к субъекту проектной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №1 (36). С. 145-154.

О.А. Брызжева

Учитель начальных классов, ГБОУ г.Москвы «Школа №825» Email: 825@edu.mos.ru

Каким же образом младший школьник становится реальным субъектом (автором, инициатором) проектной деятельности?

Первый шаг в создании образовательной ситуации, которая будет работать на получение представления о технологии проектирования

- это разработка учителем структуры проекта и обязательное предъявление учащимся всех его этапов: постановка проблемы и озвучивание цели деятельности учащихся в ходе проекта и предполагаемого результата (продукта), критериев его оценивания, объяснение плана (почему именно это мы будем делать и в такой последовательности), объяснение способов оценивания и презентации. Прозрачность деятельностной проектной ситуации, осознание детьми логики развертывания проекта

- это первое и главное условие успеха. Очень важно подключить детей к процессу формулирования цели, определения порядка действий для ее достижения в проекте, оценки детьми правильности выбранного пути.

Далее учитель постепенно начинает передавать учащимся для самостоятельного осуществления этапы проектной деятельности (этапы проекта). Последовательность передачи представлена в таблице 1, где буквой«Р» обозначены этапы, выполняемые учащимися самостоятельно, буквами «Р+В» - совместно со взрослым (учителем и родителем), «В» - взрослым.

На первом этапе учитель сам ставит проблему и цель проекта, осуществляет планирование и определение этапов проекта, объясняет назначение конкретных заданий, которые учащимся предстоит выполнять самостоятельно, затем контролирует и оценивает их действия по заранее определенным критериям, вместе с ребенком готовит презентацию продукта проекта. Рефлексию организует учитель. Дети вместе с учителем проходят через ситуацию проектной деятельности, осознавая логику развертывания проекта, но их самостоятельность минимальна

- на этапе предложенного учителем действия (реализация плана).

Таблица 1

Этапы формирования проектной деятельности учащихся

Этап работы над проектом Степень участия ребенка и взрослого на различных этапах формирования проектной деятельности

I этап II этап III этап IV этап

(основная школа)

Проблематизация В В В В+Р

Целеполагание В В В+Р Р

Планирование В В+Р Р Р

Реализация плана Р Р Р Р

Презентация В+Р Р Р Р

Рефлексия В В+Р В+Р Р

На втором этапе учитель обозначает для детей проблемы и ставит цель проекта, организует планирование и определение этапов проекта, объясняет назначение конкретных заданий, но учащиеся не только самостоятельно их выполняют, но и осуществляют презентацию продукта. Рефлексию учащихся организует учитель.

На третьем этапе учащимся передается еще и этап планирования порядка действий в соответствии с целью проекта, которую помогает сформулировать учитель. Проблематизация и организация рефлексии остаются за учителем.

В ряде случаев учащиеся 3-4-х классов способны самостоятельно с небольшой помощью учителя определить цель на основе созданной учителем проблемной ситуации, спланировать этапы проекта в соответствии с целью. Однако в полном объеме метапредметные универсальные учебные действия, связанные с планированием, целепо-лаганием и рефлексией проектной деятельности, развиваются уже в основной школе. Во всяком случае, считаем, что эти универсальные учебные действия не могут быть предметом контроля и оценки младших школьников.

Таким образом, учитель постепенно передает младшим школьникам для самостоятельного осуществления этапы проектной деятельности (этапы проекта), формируя тем самым различные проектные умения.

Покажем на примере ежегодного творческого проекта «Рапорт класса», который готовится к традиционному общешкольному празднику Чести школы. Этот праздник проходит в конце апреля, подводятся итоги, ребята награждаются за успехи в различных видах деятельности. Каждый класс к этому празднику готовит рапорт о жизни классного коллектива за прошедший год в форме стенной газеты.

Рапорты 1-х классов почти полностью выполняют взрослые (учитель и родители), сохраняя при этом прозрачность деятельност-ной проектной ситуации. На этапе проблематизации учитель мотивирует к созданию рапорта вопросом «Что такое стенная газета?» Первоклассники еще не представляют, что такое стенгазета. Учитель показывает рапорты предыдущих лет и объясняет, что с помощью

рапорта можно рассказать о жизни своего класса ребятам из других классов на празднике Чести школы. Первоклассники «загораются». Учитель сам предлагает замысел, описывает образ будущего рапорта (например, образ дерева) и объясняет, что нужно сделать и как нужно сделать. Раздает задания. Например, на разноцветных листочках в форме кленовых листьев ответить на вопросы: «Что в этом году было для тебя самым важным? ...интересным? ...запоминающимся? ...удивительным?». Для детей это самостоятельная часть проекта.

Эти листочки затем учитель собирает в общее дерево.

Во 2-м классе учитель приносит чистый лист ватмана и задает вопросы: Что для вас в этом году было самым интересным? Что должно появиться на этом листе? Например, в одном из 2-х классов большинство детей назвали Новогодний праздник «Путешествие на воздушном шаре». У учителя рождается замысел сделать рапорт в виде воздушного шара. Далее учитель осуществляет планирование, определение этапов работы, распределение заданий: выбрать и приклеить фотографии, сделать надписи, каждый ребенок делает свой шарик, в котором отвечает на различные рефлексивные вопросы учителя.

Рапорт 3-го класса менее презентабельный, но более самостоятельный. Например, учитель может проблематизировать вопросом: «Отразилось ли юбилейное событие нашей страны (70-летний юбилей Великой Победы) на жизни нашего коллектива?». Показать в рапорте связь жизни класса с жизнью страны - цель проекта. Как это можно сделать - дети планируют вместе с учителем и самостоятельно осуществляют. Потом самостоятельно презентуют свою стенгазету сначала учителю, потом ребятам из других классов.

В 4-м классе учитель только проблематизирует и из предложенных детьми вариантов отбирает один замысел, который становится целью, т.е. образом ожидаемого продукта. Дети уже самостоятельно распределяют между собой задания, планируют, когда и как они будут их выполнять, и реализовывают задуманное. Готовый рапорт презентуется родителям на совместном родительском собрании.

Другим примером системного развития субъектности младшего школьника в рамках проектной деятельности являются междисциплинарные проекты на базе курсов «Технология» и «Изобразительное искусство». Это творческие коллективные проекты, рассчитанные на 2-3 урока, их презентация осуществляется в форме постоянно действую-

щей выставки «Шаги в мир прекрасного». Организатор этих проектов, учитель изобразительного искусства А.С.Крылова, использует в своей работе идеи Б.М. Неменского: дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью через привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Таким образом, в силу возрастных особенностей младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе учитель занимает единственно возможную позицию - организатора деятельности учащихся, руководителя проекта, который определяет как собственные педагогические цели проектной деятельности, направленные на образовательные результаты, так и цели проекта, которые должны стать личностно значимыми для ребенка, чтобы состоялась его проектная деятельность.

Свою целостность и продуктивность проектная деятельность обретает только при условии ее системной организации, что представлено в таблице 2.

Таблица 2

Система организации проектной деятельности в начальной школе

Цель организации проектной деятельности в начальной школе - формирование основ проектной компетентности младшего школьника

Субъекты проектной деятельности - учителя, младшие школьники, родители

Механизм проектной деятельности - технология проектирования

Содержание проектной деятельности Формы проектной деятельности

Учебное проектирование Учебные проекты

Социальное проектирование Социальные проекты

Целью системы проектной деятельности в начальной школе становится формирование основ проектной компетентности младшего школьника,

т.е. получение представления о технологии проектирования как технологии поиска способа разрешения проблемы, освоение проектирования минимального уровня сложности, приобретение начального опыта его применения.

В состав проектной компетентности в соответствии с ФГОС НОО входят следующие образовательные результаты: 1) метапредметные

- регулятивные (постановка или принятие цели, планирование эта-

пов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности, осуществление контроля, оценивания и рефлексии собственной деятельности);

- познавательные (логические операции, самостоятельный поиск необходимой информации из различных источников, структурирование информации, выделение главного);

- коммуникативные (умение работать в группе, умение построить диалог, высказывание в устной и письменной форме, умение слушать и понимать других, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя);

2) личностные

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в решении общих задач, поиск компромиссного решения).

Несмотря на широкий спектр образовательных результатов, движение к которым возможно через организацию проектной деятельности, приоритетность тех или иных результатов позволяет нам выделить два направления в содержании проектной деятельности.

Первое направление - учебное проектирование, цель которого обучить школьников технологии проектирования с помощью главного дидактического средства - учебного проекта. Учебное проектирование направлено на решение учебно-практических задач, приоритетные образовательные результаты - метапредметные (проектные универсальные учебные действия).

Второе направление - социальное проектирование, в основе которого лежит социальный проект как средство формирования личностных результатов, являющихся приоритетными. Социальное проектирование направлено на изменение социальной ситуации.

Каждое из направлений реализуется через различные типы проектов: учебные и социальные. Назовем некоторые типы проектов, организаторами которых стали учителя начальных классов ГБОУ «Школа № 825»:

1) информационные учебные проекты, реализуемые многими учителями в рамках различных образовательных областей («Природные зоны России», «Путешествие по Красной книге», «Меню собственного ресторана», «Австралия», «Мир будущего» и др.);

2) практико-ориентированный учебный проект «Наша русская земля начинается с Кремля», авторы которого О.А.Брызжева и Е.Е. Коновалова стали лауреатами городского конкурса профессионального мастерства учителей начальных классов «Урок в Москве. Деятельностный подход»;

3) игровые (ролевые) учебные проекты «Путешествие по скандинавским странам» (автор О.А.Брызжева), «Эта удивительная картошка» (автор Н.И.Измалкова), «Театр на английском языке» (авторы С.Н.Цветкова и М.А.Гаспарян ), «Школьный киноклуб» (автор А.В.Гольцева).

Учителя нашей школы активно включают младших школьников в коллективные социальные проекты, которые нацелены на развитие отношений сотрудничества его участников, объединенных общим замыслом проекта. На наш взгляд, именно сегодня, когда отмечается рост разобщенности в обществе, особенно важно учить детей сотрудничеству, умению договариваться, согласовывать свои действия с действиями других людей, от которых зависит общее дело и осознавать ответственность своей работы за общий результат. В этом мы видим один из смыслов проектной деятельности.

В год 70-летия Великой Победы учителями параллели 2-х классов (Н.В.Григорьевой, О.В.Зубовой, А.В.Гольцевой) при поддержке Т.С.Шаховой был реализован межвозрастной социальный проект «Разговор в семейном кругу. Майский салют ветеранам».

Родители в нашей школе являются активными участниками и даже инициаторами проектной деятельности. Так, в 2013 году папа четвероклассника, член Региональной общественной организации поддержки ветеранов военной службы «Офицерский клуб», стал инициатором в начальной школе социального проекта «Семейная реликвия. Помним. Гордимся. Храним», организаторами которого стали О.В.Зубова, И.А. Нуждина, Н.В. Григорьева.

Среди социальных проектов, реализованных совместно с семьями младших школьников, - «Моя семья - часть моего народа» (автор Л.В.Розова), «Чашка из семейного сервиза» (авторы Т.С.Шахова, Н.В. Григорьева), «Счастлив тот, кто счастлив в семье» (автор М.Ю. Лебедева) и другие.

Предметом оценки эффективности проектной деятельности в начальной школе, наш взгляд, могут быть проектные умения (познава-

тельные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия, презентационные умения). Показатели сформированно-сти проектных умений представлены в таблице 3.

Сформированность того или иного умения можно рассматривать в качестве критерия, а уровень сформированности - в качестве показателя эффективности. Условно мы выделяем два уровня сформи-рованности проектных умений:

- средний - ребенок выполняет способ действия вместе со взрослым (по алгоритму, заданному взрослым, с помощью подводящих вопросов и т.д.);

- высокий - ребенок выполняет способ действия самостоятельно.

Спектр проектных умений, которые отслеживаются и фиксируются

педагогом на протяжении всех этапов формирования проектной деятельности учащихся, зависит от возраста младших школьников, формы организации субъектов проектной деятельности (индивидуальной, групповой, коллективной), типа проекта и поэтому выбирается учителем применительно к конкретной ситуации.

Таблица 3

Показатели сформированности проектных умений младших школьников

Проектные умения Уровень сформированности умений

средний высокий

Регулятивные УУД

Целеполагание С помощью подводящих вопросов определяет цель будущего проекта на основе созданной учителем проблемной ситуации Самостоятельно определяет цель будущего проекта на основе созданной учителем проблемной ситуации

Планирование С помощью подводящих вопросов учителя определяет последовательность задач с учетом конечного результата Самостоятельно определяет последовательность задач с учетом конечного результата

С помощью подводящих вопросов учителя составляет план и последовательность действий, необходимых для достижения цели проекта Самостоятельно составляет план и последовательность действий, необходимых для достижения цели проекта

С помощью взрослого осуществляет планирование времени проекта, соблюдение его сроков Самостоятельно осуществляет планирование времени проекта, соблюдение его сроков

Оценка Оценивает результаты проекта по критериям, предложенным взрослым Оценивает результаты проекта по самостоятельно выбранным критериям

Познавательные УУД

Информационные общеучебные действия Вместе со взрослым осуществляет поиск и выделение необходимой информации из различных источников в соответствии с целью проекта Самостоятельно осуществляет поиск и выделение необходимой информации из различных источников в соответствии с целью проекта

Вместе со взрослым структурирует информацию, выделяет главное Самостоятельно структурирует информацию, выделяет главное

Логические действия С помощью взрослого соблюдает логику развертывания проекта Самостоятельно соблюдает логику развертывания проекта

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе Работает в группе в соответствии с ролью и заданиями, определенными учителем Самостоятельно договаривается о распределении ролей и действий для выполнения поставленной задачи

Презентационные умения

Информационные общеучебные действия С помощью подводящих вопросов строит сообщение в устной и письменной форме Самостоятельно строит сообщение в устной и письменной форме

Вместе со взрослым строит монологическое высказывание с визуальной поддержкой Самостоятельно строит монологическое высказывание с визуальной поддержкой

Рефлексивные умения С помощью подводящих вопросов взрослого может рассказать о своих действиях в ходе проекта и результатах проекта Самостоятельно может рассказать о своих действиях в ходе проекта и результатах проекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатами проектной деятельности считаем не только проектный продукт, но и изменения на уровне индивидуальных и коллективных субъектов, выявляемые с помощью анкетирования и интер-

вью. Наш опыт позволил выделить спектр возможных результатов, которые представлены в таблице 4.

Таблица 4

Возможные результаты проектной деятельности в начальной школе

Персональные результаты (на уровне индивидуальных субъектов проектной деятельности) Социальные результаты (на уровне коллективных субъектов проектной деятельности)

Младшие школьники: - получили новые знания в тематической области проекта, о своих родителях, других участниках проекта; - осознали, пережили и прочувствовали нечто как ценность (себя, других людей, совместной деятельности, Отечества, труда, семьи и т.д.); - приобрели практический опыт проектных действий и общения. Родители младших школьников: - получили новые знания в тематической области проекта, о своих детях, других участниках проекта; - осознали, пережили и прочувствовали нечто как ценность (себя, своей семьи, совместной деятельности и т.д.); - приобрели практический опыт проектных действий и общения. Педагоги: - получили новые знания в тематической области проекта, о младших школьниках, воспитательных возможностях семей; - осознали, пережили и прочувствовали ценность организованной деятельности; - приобрели практический опыт организации проектной деятельности и общения. Уровень семьи: - возникновение эмоционального контакта за счет восполнения дефицита общения между родителями и детьми; - улучшения детско-родительских отношений и микроклимата семьи; - повышение родительского авторитета вследствие перехода обычных бытовых контактов в сферу совместной деятельности; - усиление процессов консолидации внутри семьи; - консолидация между семьями; - повышение общественного статуса семьи. Уровень школы: - повышение авторитета школы в социуме; - улучшение отношений педагогов с родителями; - усиление консолидации школы и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.