Научная статья на тему 'Мировоззренческий фактор организации мифологемы картины социально-исторической реальности'

Мировоззренческий фактор организации мифологемы картины социально-исторической реальности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
181
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИФОЛОГЕМА / СУБЪЕКТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ИСТО&SHY / РИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / OUTLOOK / MYTHOLOGEME / SUBJECTIVITY / A SOCIO-HISTORICAL REALITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанов Алексей Георгиевич

Обосновано, что содержание социально-исторического события обусловлена качеством мировоззрения исследователя. Типы и виды мировоззренческой рефлексии оказывают непосредственное субъективирующее воздействие на видение исторического процесса и включение его событий в образ картины социально-истори­ческой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Степанов Алексей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OUTLOOK FACTOR OF MIFOLOGEMY ORGANIZATION OF THE SOCIOHISTORICAL REALITY PICTURE

In article it is noticed that the content of socio-historical event is caused by quality of researcher’s outlook. Types and kinds of a world outlook reflexion render direct subjective influence on vision of historical process and inclusion of its events into the image of socio-historical reality picture.

Текст научной работы на тему «Мировоззренческий фактор организации мифологемы картины социально-исторической реальности»

УДК 130.122 ББК Ю 63

А.Г. СТЕПАНОВ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ МИФОЛОГЕМЫ КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Ключевые слова: мировоззрение, мифологема, субъективность, социально-историческая реальность.

Обосновано, что содержание социально-исторического события обусловлена качеством мировоззрения исследователя. Типы и виды мировоззренческой рефлексии оказывают непосредственное субъективирующее воздействие на видение исторического процесса и включение его событий в образ картины социально-исторической реальности.

A.G. STEPANOV THE OUTLOOK FACTOR OF MIFOLOGEMY ORGANIZATION OF THE SOCIOHISTORICAL REALITY PICTURE

Key words: outlook, mythologeme, subjectivity, a socio-historical reality.

In article it is noticed that the content of socio-historical event is caused by quality of researcher’s outlook. Types and kinds of a world outlook reflexion render direct subjective influence on vision of historical process and inclusion of its events into the image of socio-historical reality picture.

История развития социального знания ясно демонстрирует насущную потребность перехода к исследованию процесса обретения достоверного знания о социальных феноменах с позиций его гуманитарного измерения. Традиционная гносеология вообще и теория социально-исторического познания в частности, стремясь достичь максимума объективности, абстрагируются от качеств отдельных исследователей, прибегают для характеристики источника познавательной активности к конструированию особого универсального типа, выраженного в понятии «субъект познания», представляющего собой образ всех осуществляющих познание индивидов. При этом в стороне остается тот факт, что непосредственно процессы становления картины социально-исторической реальности осуществляются через конкретного человека, наделённого всей полнотой субъективно индивидуальных качеств, и именно этот аспект оказался наименее привлекателен для специалистов, связанных с исследованием вопросов организации картины социально-исторической реальности.

Выявление человекомерных параметров формирования картины социально-исторической реальности необходимо включает в себя анализ мировоззренческой платформы субъекта социально-исторической рефлексии. Определение мировоззрения человека в качестве ключевого аспекта исходной составляющей проблемы получения картины социально-исторической реальности составляет базовое основание современного подхода в научном познании в целом, так как представляет собой концентрированное выражение содержания социокультурных основ научного познания вообще и социальноисторического в частности.

Мировоззрение - категория, получившая достаточно широкое освещение в научной литературе, что, собственно говоря, и предопределило плюрализм мнений в определении сущности данного феномена. Мы солидаризируемся с позицией М.Д. Щелкунова, согласно которой «мировоззрение является особым образованием человеческого сознания, выступающим высшим уровнем самосознания общественного человека и духовно-практического освоения действительности, т.е. отражения реальности с позиций коренных потребностей субъекта, его конечных целей и идеалов» [4. С. 28]. Мировоззрение вы-

полняет фундирующую функцию по отношению ко всему содержанию культурной рефлексии, в том числе к науке в целом и по отношению к деятельности по организации картины социально-исторической реальности в частности. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества, её всё возрастающий социальный ресурс ставят перед человечеством ряд реальных, подлинно мировоззренческих и вследствие этого по-настоящему глобальных проблем, причём речь идёт не об отношении человека к отдельным аспектам организации бытия, а о выявлении основополагающих принципов существования знания о мире человеческих отношений во всей его целостности и многообразии. Формируясь в рамках социального бытия, содержание мировоззрения проецируется на все области человеческой деятельности, в том числе и на комплекс мероприятий по организации картины социальноисторической реальности. «Этот аспект формирует определённое видение учёным изучаемой сферы реальности, способствует выявлению оснований и созданию идеальных объектов теорий...» [4. С. 30].

Философская разработка концепции мировоззренческой ориентации личности в процессе становления картины социально-исторической действительности должна занять свое место, как в системе общей гносеологии, так и в теории социально-исторической рефлексии в частности. Выяснение специфики мировоззрения, его роли и места в системе формирования мифологемы картины социально-исторической реальности и его функций в организации духовного мира субъекта познания - необходимая предпосылка оценки социально-исторического знания. «В перманентном генезисе мировоззрения, в его детерминации развитием деятельности субъекта в процессе освоения новых ступеней природы, мы усматриваем исходный пункт и фундаментальное основание современного подхода к методологии научного познания» [2. С. 25]. Или, как было отмечено Л.А. Микешиной, «мировоззрение ... становится в современной науке, так же как и эмпирическое знание, сознательно используемым и контролируемым конструктивным фактором» [3. С. 25].

Определение генезиса свойств и качеств мировоззрения в контексте его участия в становлении мифологемы социально-исторической реальности представляет собой обретение возможности понимания сущностных позиций рефлектирующего субъекта. Именно в силу этого обстоятельства философский анализ особенностей мировоззренческой составляющей процесса становления мифологемы картины социально-исторической реальности и стал отправным пунктом нашего исследования.

В предельно обобщенном виде мировоззренческий по своей сущности процесс организации картины социально-исторической реальности включает в себя следующие компоненты:

1) процесс получения начальной информации;

2) механизмы её ассимиляции к уровню и содержанию имеющегося знания;

3) отношение между информацией и целями субъекта;

4) обретение информацией прагматической функции содействия производству знаний определенной формы.

Любое теоретическое знание в социальной отрасли знания всегда есть результат мыслительной проективно-конструктивной деятельности исследователя. Этот процесс не может быть сведён только к созданию абстракций и идеализаций, а предстает как интерпретация, истолкование новой информации в контексте уже сложившейся мировоззренческой системы. Мировоззрение в этом случае является фильтром системы конституирования нового знания. «Мировоззрения - не продукты мышления. Они характеризуют жизненное отношение человека к миру в его целостности, и их фундаментом являются

жизненные настроения» [1. С. 228]. В этой связи мы полагаем, что классическая посылка об объективности социально-исторической действительности должна быть дополнена пониманием субъективности картины социальноисторической реальности не только как уяснения его человеческих истоков, но и в том смысле, что знание - имманентное свойство мировоззрения личности. Субъективность мировоззренческих убеждений на любых этапах познания вырабатывается индивидом как достояние собственного «Я», средство обособленности своего информационного поля. Объективное знание амбивалентно и может быть интерпретировано как угодно, направлено на удовлетворение любой формы социального заказа, и, напротив, в субъективной реализации знание неизбежно приобретает аксиологический характер и может быть определено как позитивное или негативное. Субъективирующий фактор выполняет роль практической демонстрации созданной конструкции и является необходимым компонентом развития самой картины социально-исторической реальности, которая может быть функционально востребована благодаря не абстрактному субъекту, лишенному индивидуальности, а человеческой личности, наделяющей его мировоззренческим смыслом. «Будучи первичными интерпретациями действительности в смысле предположения о том, что следует признавать в качестве действительности, мировоззрения задают тем самым перспективу формулирования высказываний о мире, для которых философия определяет критерии общезначимости» [1. С. 230].

Мировоззренческие смыслы, которые имеют духовно-практическую природу, выполняют функцию модальности реализации процесса конструирования социально-исторической реальности, что позволяет им быть, в том числе, и проявлением личностной активности, выражением её самосознания. Они являются атрибутами субъекта и определяют качество данности ему объективной реальности. Глубинные пласты смысловой информационной нагрузки программируются предшествующим опытом исследователя, попытками реализации собственного «Я» в конкретных условиях его деятельности, различной степени востребованности результатов его изысканий. Человек обречен на включение в программу создания картины социально-исторической реальности собственных доисследовательских представлений, убеждений, догм, аксиом (постоянных мировоззренческой системы), которые одновременно содействуют преодолению компонента неизвестности и субъективируют возводимый комплекс знаний, способствуя тем самым его доведению до логической завершенности. Смысл определяет интенциональность творческой активности, которая обусловлена вектором активности субъекта в процессе утверждения картины исторического события таким, каким он его понимает и представляет.

Образ реальности обретает смысл через убеждения, важнейшие составляющие мировоззрения, которые, по сути, представляют собой субъективный способ его актуализации. Убеждения - это особый компонент мировоззренческой системы личности, который выполняет функцию механизма перевода информационного содержания, отражаемого в структуру духовного мира субъекта-личности. Это психологическая констатация истинности того арсенала возможностей, которым располагает субъект. Убеждения оказывают непосредственное воздействие на систему организации картины исторической реальности, методологические предпочтения субъекта, тем самым выступая в качестве важнейшего субъективирующего фактора. Убеждения являются значимыми стимулами познавательной активности, содействующими конструированию общих принципов теоретической и практической деятельности, которая, строго говоря, является конечной целью создания объективной картины действительности. Субъект реализует своё стремление к созданию картины

социально-исторической реальности в частной ситуации и поэтому всегда конкретен, а его цели и интересы четко определены, вследствие чего субъект-личность реализует не собственно знание о историческом процессе само по себе, а прежде всего себя через знание, имеющееся в его распоряжении. Знание, следовательно, выступает в качестве инструмента самореализации субъекта-личности, оно имманентно включается в его самосознание и становится личностным свойством, утрачивая объективность и обретая характеристики мифологемы. Мировоззренческое обеспечение картины социальноисторической реальности во многом предопределяет ее успех и социальную востребованность, так как содержание и структура мировоззренческого знания определяют саму логику конструирования картины социально-исторической действительности, оказывают непосредственное влияние на её содержание.

Категория «мифологема» в контексте анализа места и роли мировоззрения в формировании картины социально-исторической реальности употребляется в значении характеристики смысла степени освоенности субъектом объективной реальности исторической действительности во всем многообразии её свойств, качеств и отношений в целом. Мифологемное содержание знания об историческом событии выступает в качестве смыслового обоснования цели, задач, метода, конечных результатов организации картины реальности. Смысл действительности, как и её образ, нетождественны её объективному содержанию. События, явления, процессы (вещи) существуют совершенно независимо от того, располагает ли человек, какой-нибудь информацией о содержании и структуре их организации. Но образы событий не существуют вне сознания человека, в силу чего их бытие в качестве явлений действительности, оказавшихся в фокусе научного исследования, находится в прямой зависимости от обретения в них смысла. Явления, которые по тем или иным причинам не вызвали исследовательского интереса и тем самым оказались вне пределов необходимости их интеллектуального анализа, выводятся за рамки системы бытия. Говоря иначе, смысл явления действительности есть необходимое условие его изучения, обязательно присутствующее на всех этапах организации картины социально-исторической реальности.

В таком случае весь доступный человеку «мир объективной реальности» предстает в качестве особо организованной, ориентированной на человека системы, в которой положение дел отражено в проекции, отличной от действительности, хотя и базирующейся на ней, что является базовым условием организации мифологемного мировоззрения. Замкнутая на человеке система способна выявить только те свойства, которые возможны для человека, отношение которого к миру событий опосредует естественное положение дел, создавая кантовский «мир для нас».

Иначе говоря, субъект воплощает в производимой картине социальноисторической реальности мир собственных представлений, основанных на имеющихся в его распоряжении ресурсах (способностях, навыках, опыте), ограниченность которых преодолевается, в том числе, и через установку на целесообразность объекта исследования и полученной информации. Это позволяет создать целостный, упорядоченный, органический образ события, увязать новую информацию с уже имеющимися знаниями о закономерностях организации действительности. Мифологема, заключенная в культурно-познавательной парадигме, в самом общем смысле представляет собой предельную форму организации целесообразности. Она является отражением уровня развития возможностей человека в деле организации картины социально-исторической реальности. Это значит, что любая информация опосредуется комплексом имманентно присущих мировоззрению идеальных сущностей, имею-

щих определенное содержание, структуру, направленность которые, в свою очередь, обусловлены уровнем общественного развития. Следовательно, мифологема реальности формируется мировоззренческой субъективностью -способностью человека воспринимать и преобразовывать природную и социальную действительность в необходимой для себя форме, адекватной характеру социокультурного континуума. Субъективность опосредует мировоззренческую связь субъекта с действительным, объективно существующим миром. Через нее воспринимаемые свойства предмета трансформируются в содержание мировоззрения. Мифологема выступает как опосредованная форма самоопределения способа жизненной активности, отражает единство человека и общественной формы практики.

Мировоззренческая установка определяется как организующее начало духовного мира субъекта в процессе определения содержания картины социально-исторической реальности. Имея общественную форму своего функционирования, эта установка выполняет в производстве картины социальноисторической реальности следующие функции:

1) ценностно-селективную функцию «фильтра» для выделения данных, значимых для производства картины социально-исторической реальности. Человек в процессе создания целостного образа реальности процедурой «вырезания» факта из непрерывного потока событий вносит тем самым в его содержание субъективирующий ракурс;

2) теоретическую функцию, посредством которой информацией детерминируется специфика мыслительного процесса при построении конструкций картины реальности;

3) функцию налаживания информационных взаимодействий элементов организующейся системы «познающий субъект - социоприродная реальность»;

4) организационно-управляющую функцию, осуществляемую тотальным воздействием мировоззренческой информации на все элементы культурнопознавательной системы.

Мировоззренческая информация как доминирующий на начальном этапе формирования картины социально-исторической реальности организующий момент выступает в качестве координирующей базы установления отношений непосредственного взаимодействия внутренних установок субъекта познания с объективным началом исследуемого феномена. Взаимодействие объективного и субъективного «миров» в процессе отношения исследователя с предметом познания осуществляется в рамках сформированной культурнопознавательной системы «субъект - научная картина мира», являющейся чётко отграниченной мировоззренческим началом системой.

Мировоззренческая установка имманентно включена в информационное содержание мифологемы социально-исторической реальности и является её неотъемлемой типологической характеристикой. Мировоззрение выступает в качестве института инициирования мифологемы в самом общем смысле. Предназначение мировоззрения в системе формирования мифологемы социально-исторической реальности заключается в обеспечении адаптации событий объективного исторического процесса внутреннему миру субъекта, который и образует сферу его личной жизни, оно согласовывает субъективное «Я» с информационными свойствами внешнего мира, гармонизирует субъективные потребности и интересы человека с объективным положением дел, личное и общественное. Мировоззренческие основания в формировании мифологемы картины социально-исторической реальности неотделимы от субъективности как особой формы видения мира, содержание которой оказывает детерминирующее воздействие на весь комплекс институтов создания картины социально-исторической реальности.

Взгляды человека в контексте концептуального мировоззрения определяются субъектом как объективное (зеркальное) отражение действительности, независимое от реалий субъективных оценок. Мифологема выступает в качестве результата опосредующего, субъективного воздействия мировоззренческих комплексов на содержание образов исторической реальности. Знание о мире внешних свойств общественных процессов имеет на первичном уровне перцептивную картину мира, создаваемую органами чувств. Образы социально-исторической реальности обусловлены мировоззренческой позицией человека, которая определяет уровень их субъективности.

Данность социально-исторического события обусловлена качеством мировоззрения исследователя. Типы и виды мировоззренческой рефлексии оказывают непосредственное субъективирующее воздействие на видение исторического процесса и включение его событий в образ картины социальноисторической реальности. Система чувственных образов, посредством которых представлен внешний мир, осмысливается, перерабатывается, трансформируется, субъективируется мировоззрением человека. Осмысление человеком образов социально-исторической реальности определяется не только качеством данности их содержания, но и мировоззренческим, субъективным «видением» этих образов. Проекцией мировоззрения на мир явлений, существующих независимо от сознания, определяется форма существования социально-исторической картины реальности.

Литература

1. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Три квадрата, 2004. Т. 1. 419 с.

2. Кульков Ю.П. Мировоззрение в познании природы. Йошкар-Ола: Изд-во Мар ГТУ, 2005.

180 с.

3. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры М.: Наука, 1992.

407 с.

4. Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание. Общенаучные феномены познания в социально-мировозренческом контексте. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. 152 с.

СТЕПАНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и методологии науки, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (stalex73@bk.ru).

STEPANOV ALEKSEY GEORGIEVICH - candidate of philosophical sciences, assistant professor of Philosophy and Methodology Science Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.