Научная статья на тему 'Мировая практика финансовой системы торговли квотами в рамках Киотского протокола'

Мировая практика финансовой системы торговли квотами в рамках Киотского протокола Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильичева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировая практика финансовой системы торговли квотами в рамках Киотского протокола»

Международная торговля

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ТОРГОВЛИ КВОТАМИ В РАМКАХ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА

е. В. ШьШЕВА, кандидат экономических наук, доцент Старооскольский технологический институт (филиал) московского государственного института стали и сплавов (технологического университета), г. Старый оскол

В прошлом веке человечество осознало свою ответственность за среду своего обитания, но конкретных действий по уменьшению последствий необдуманного пользования природными ресурсами было принято недостаточно. Парниковый эффект заявил о себе наводнениями и климатическими катастрофами, и стало понятно, что как бы ни был долог и сложен путь к сохранению планеты, вступить на него придется.

Киотский протокол был принят на основе консенсуса третьей Конференцией сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата в древней столице Японии Киото в декабре 1997 г. Согласно протоколу промышленно развитые страны должны сократить свои общие выбросы парниковых газов к 2008 — 2012 гг. по меньшей мере на 5 % по сравнению с уровнем 1990 г. Киотский протокол вступает в силу через 90 дней после того, как его ратифицирует не менее 55 государств — сторон конвенции, в том числе страны, на долю которых приходится как минимум 55 % общих выбросов диоксида углерода этой группы стран.

Киотский протокол — пилотный этап глобального экологического соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата. Климатический эффект от первой фазы Киотского протокола (2008 — 2012 гг.) невелик, но важно начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации.

Основная задача Киотского протокола — разработать и осуществить практические меры по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Киотский протокол предлагает механизм гибкос-

ти, который включает международную торговлю квотами, проекты совместного осуществления и механизмы гибкого развития.

Наличие в Киотском протоколе рамочной конвенции ООН об изменении климата механизмов гибкости представляется принципиально важным моментом, который, во-первых, позволяет в полной мере задействовать экономические рычаги достижения целей, а, во-вторых, несколько перераспределить тяжесть проблемы в зависимости от уровня экономического развития стран. Менее развитые страны, где эффективность энергетики пока ниже, а потенциал «улучшения ситуации» выше, смогут получить дополнительные средства от более развитых стран, где выше стоимость мер по снижению. По мнению автора, это является адекватным отражением закрепленного в Конвенции принципа равной и дифференцированной ответственности стран.

Таким образом, взаимовыгодная торговля квотами — «установленными количествами выбросов» (ААи), переуступка «единиц сокращения выбросов» (ERU), полученных в результате проектов Совместного осуществления, и передача «сертифицированных сокращений выбросов» (CER) в проектах Механизма чистого развития может выступать как глобальное средство достижения гармонии общества и природной среды. Неблагоприятная экономическая ситуация в России, странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Америки выступает как дополнительный стимул расширения мировой торговли ресурсами, их более эффективного использования и финансовой поддержки реконструкции экономики.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

13

Европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов (ЕСТК) введена в действие с 01.01.2005 директивой ЕС 2003/87/EG, которая вступила в силу 25.10.2003 г.

Европейская система торговли квотами на выбросы парниковых газов является независимой внутренней схемой торговли, предназначенной для стран ЕС, введенной в целях снижения объема выбросов парниковых газов в странах ЕС на 8 % по сравнению с уровнем 1990 г. (что соответствует обязательствам, принятым ЕС в рамках Киотского протокола).

В своем развитии ЕСТК предусматривает несколько этапов, совпадающих с отчетными периодами реализации Киотского протокола. В настоящее время действует первый этап торговли квотами на выбросы.

На первом этапе (2005 — 2007 гг.) ЕСТК имеет следующие количественные характеристики:

1) охватывает 12 000 промышленных установок, относящихся к таким отраслям промышленности как:

• энергетика, в том числе производство тепла (для оборудования с установленной мощностью более 20 МВт) за исключением сжигания мусора; нефтеперерабатывающие заводы и коксовые печи;

• металлургия, в том числе производство железной руды, чугуна, стали (более 2,5 т (метрических т) в час);

• производство строительных материалов: цемента (более 500 т в день); извести (более 50 т в день), стекла (более 20 т в день), кирпичей и фарфора (более 75 т в день);

• целлюлозобумажная (для установок с производственной мощностью более 20 т в день);

2) устанавливает разрешения на выбросы только двуокиси углерода (СО2);

3) добровольный характер входа и выхода из системы для попадающих под ее действие предприятий;

4) применение штрафных санкций в размере 40 евро за одну тонну СО2 за превышение компаниями, принявшими на себя обязательство по сокращению выбросов, выделенных им квот;

5) последовательный переход компаний к торговле выбросами: введение учета используемых видов топлива, введение расчетных количеств прямых выбросов СО2, формирование системы отчетов по выбросам.

На втором этапе (2008 — 2012 гг.) (совпадает с первым зачетным периодом Киотского протокола) ЕСТК приобретает дополнительные характеристики:

1) обязательное участие в системе всех предприятий, признанных загрязнителями и попадающих под обязательства по сокращению объема выбросов СО2;

2) увеличение штрафов за превышение выделенных квот на выбросы до 100 евро за одну тонну;

3) другие уточнения и изменения в системе, сформулированные по результатам первого этапа работы системы.

По планам к 2010 г. под ЕСТК подпадут около 45 % всех выбросов углекислого газа.

Распределение квот на выборы углекислого газа между промышленными установками стран ЕС, подпадающими под указанные выше определения, осуществляется так называемым «дедовским методом». Это определено в Директиве ЕС, которая предписывает осуществление распределения квот на основе значений абсолютного и удельного выброса СО2 в прошлом и носит централизованный и обязательный характер.

Для распределения и закрепления квот на выбросы в едином правовом поле каждая из стран — членов ЕС готовит и утверждает в Европейской комиссии Национальный план распределения (НПР). Этот план распределения квот на выбросы углекислого газа (его эквивалента) определяет позицию каждой компании и установки, которая попадает в сферу регулирования ЕСТК.

При этом для участия на этом рынке и включения в список установок, между которыми распределяются выделенные квоты на выбросы, каждая компания должна предоставить инвестиционный план, подтверждающий намерения компании инвестировать в сокращение выбросов парниковых газов.

Утверждение национального плана распределения служит отправной точкой для формирования национального реестра разрешений на выбросы. Фактически национальный реестр разрешений на выбросы представляет собой набор счетов, на которых учитывается объем разрешенных выбросов, закрепленный за конкретным предприятием или промышленной установкой.

Данные из национальных реестров разрешений на выбросы поступают в общеевропейский реестр. Таким образом, учет разрешений на выбросы осуществляется на национальном уровне отдельной страны и на наднациональном уровне.

Основными нормативными актами Великобритании в области защиты окружающей среды являются Закон о защите окружающей среды (1990 г.) и Закон об окружающей среде (1995 г.) [1].

В Законе 1990 г. определены основные объекты окружающей среды, подлежащие защите от загрязнения, виды деятельности, наносящие вред окружающей среде, а также меры по защите и контролю за выполнением законодательства. Закон об окружающей среде 1995 г. устанавливает создание Агентства по делам окружающей среды и Шотландского агентства по защите окружающей среды (далее Агентства), определяет их функции, полномочия, права и обязанности.

Важное значение имеет также Закон о предотвращении и контроле за загрязнением окружающей среды (1999 г.), устанавливающий новую систему контроля за загрязнением окружающей среды в рамках Директивы ЕС о комплексном предотвращении и контроле за загрязнением окружающей среды [2].

Программа по изменению климата 2000 г. определила, каким образом Великобритания будет выполнять свои Киотские обязательства по снижению выбросов парниковых газов на 12,5 %, а также свою внутреннюю цель по снижению выбросов углекислого газа в 2010 г. на 20 % по отношению к уровню 1990 г. Данная программа действует в качестве рамочного документа для реализации комплексной долгосрочной стратегии сокращения выбросов парниковых газов на территории всего Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Правительство Великобритании и другие уполномоченные органы осуществляют политику, направленную на повышение энергоэффективности бизнеса и домохозяйств, развитие новых источников энергии, сокращение выбросов транспортной отраслью, сельским хозяйством.

Общее руководство за выполнением программы возложено на Департамент по делам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства.

В рамках мер, предусмотренных программой по изменению климата, в Великобритании в 2002 г. была разработана первая в мире система торговли квотами на выбросы парниковых газов в Великобритании

Функционирование системы торговли связано с деятельностью иных регулирующих органов и нормами смежного законодательства:

• Агентство по финансовым услугам — торговля на рынке выбросов не требует специального разрешения службы, но при участии в торговле на рынке деривативов брокер должен иметь соответствующее разрешение агентства;

• Управление контроля за справедливой торговлей — в случае нарушения антимонопольного

законодательства участниками торговли; • Регулятор газовой и электроэнергетической промышленности (OFGEM) — участие энергетического сектора в системе торговли в долгосрочном периоде может повлиять на характер развития рынка торговли выбросами в Великобритании, особенно на распределение выбросов углекислого газа, поэтому OFGEM активно поддерживает сотрудничество с Органом по торговле выбросами с тем, что обеспечить одновременное успешное развитие как системы торговли, так и энергетических рынков.

Политика Канады в области защиты окружающей среды и устойчивого развития экономики направлена на регулирование внешних и внутренних мероприятий в данной сфере.

В рамках внутреннего регулирования основным нормативным актом Канады является Закон о защите окружающей среды 1999 г. (Canadian Environment Protection Act 1999) [3]. В целях реализации положений Киотского протокола Канада сделала важный шаг в развитии законодательного регулирования в части дополнений к Закону:

1) было внесено предложение о включении в закон 6 парниковых газов (согласно Киотскому протоколу);

2) введена в действие система крупнейших эмитентов выбросов — Large Final Emitters System (предприятия энергетического и нефтегазового сектора, промышленности минеральных ресурсов), имеющих обязательства достичь снижения выбросов до 45 млн т.

Кроме того, в настоящее время в Канаде действует Зеленый проект [4] — программа мероприятий и инициатив правительства Канады, неправительственных коммерческих организаций, а также всего населения страны, направленных на сохранение биологического разнообразия, защиту водных ресурсов, очищение загрязненной местности и обеспечение чистой атмосферы. Руководство и контроль за выполнением Зеленого проекта возложено на Министерство по делам окружающей среды и Министерство природных ресурсов Канады.

Основная часть Зеленого проекта на настоящий момент — это Канадский план об изменении климата 2005 г, определяющий следующие меры по защите окружающей среды и устойчивого развития экономики:

1) программы One-Tonne Challenge и EnerGuide retrofit programs — направленные на повышение

эффективности использования энергии и снижения ее потребления населением и коммерческими организациями Канады;

2) осуществление инвестиций в развитие энергосберегающих технологий с пониженными выбросами парниковых газов (ПГ);

3) бюджетная финансовая поддержка проектов, направленных на развитие инновации в коммерческих организациях:

• создание и финансирование деятельности Климатического фонда (минимальное финансирование — 1 млрд долл. США);

• создание и финансирование деятельности Фонда партнерства (250 млн долл. США, с последующим увеличением до 1 — 2 млрд долл. США);

• программы развития возобновляемых источников энергии;

4) соглашение между Правительством Канады и производителями автомобилей о снижении выбросов ПГ от пассажирских транспортных средств, продаваемых в Канаде, путем внедрения новых технологий (например, топливосберегающих и других технологий);

5) создание системы офсетных кредитов, которые будут выдаваться только экономическим субъектам, не имеющим обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Система будет запущена в 2006 г., когда будут окончательно определены законодательные основы ее функционирования. В настоящее время разработаны Правила организации офсетной системы (Основные положения и технические требования) [5].

В 2004 г. в Канаде была запущена программа PERRL (Pilot Emission, Removals, Reductions and Learnings Initiative) (была предложена в Плане об изменении климата 2002 г.). Цель программы — создание экономических стимулов для населения и коммерческих организаций, осуществляющих мероприятия по снижению выбросов ПГ. Программа направлена на стимулирование сокращения выбросов ПГ и реализацию проектов по лесонасаждению, использованию возобновляемых источников энергии и газа из органических отходов.

В рамках PERRL органы управления и предприятия частного сектора Канады должны получить необходимое представление о важнейших элементах системы торговли выбросами и ключевых мероприятиях, предусмотренных в программах по изменению климата.

В рамках PERRL правительство Канады заключает контракты на покупку по фиксированной цене

установленных единиц сокращенных выбросов (ЕСВ), полученных по проектам в четырех стратегически важных направлениях (сбор и сжигание газа из органических отходов; сбор и геологическое хранение диоксида углерода; возобновляемые источники энергии; сельскохозяйственные и лесные поглотители углерода). Все контракты по покупке ЕСВ будут действовать до конца 2007 г.

Таким образом, основными задачами PERRL являются:

1) предоставление информации для анализа и совершенствования будущей политики по снижению выбросов ПГ согласно Киотскому протоколу;

2) создание финансовых стимулов для осуществления действий по снижению выбросов ПГ в стратегических областях;

3) получение Канадой опыта, необходимого для планирования, разработки, реализации и управления снижением выбросов ПГ согласно Киотскому протоколу;

4) получение реального опыта для реализации проектных механизмов (МЧР и ПСО) и определение преимуществ данных механизмов.

В рамках внешнего регулирования, направленного на эффективное выполнение положений Киотского протокола, в 1998 г. при Департаменте по вопросам изменения климата и энергетики Министерства иностранных дел и внешней торговли Канады было создано управление по МЧР и ПСО [6].

Во главе Управления находится Комитет межведомственного руководства, состоящий из представителей Министерства промышленности, Министерства природных ресурсов, Министерства сельского хозяйства, Министерства по делам окружающей среды, Международного Агентства развития Канады и Секретариата Канады по вопросам изменения климата.

На период 2001 — 2005 гг. перед Управлением по МЧР и ПСО стоят следующие основные задачи:

1) содействие максимально выгодной реализации Киотских механизмов в Канаде — проектов МЧР, ПСО, системы торговли квотами;

2) содействие активному участию Канады в киотских механизмах путем снижения издержек при реализации проектов МЧР и ПСО, а также сотрудничество с развивающимися странами и странами с переходной экономикой;

3) помощь канадским компаниям в получении единиц сокращенных выбросов ПГ по проектам МЧР и ПСО в соответствии с международными правилами, содействуя тем самым выполнению обязательств Канады по Киотскому протоколу.

Согласно международным правилам, принятым на Марракешской конференции в ноябре 2001г., основная деятельность управления должна заключаться в оказании компаниям, участвующим в проектах МСР и ПСО, следующих услуг:

• помощь в выполнении технических требований к проектам МЧР и ПСО;

• финансовая поддержка исследований, направленных на оценку проектов: базовой линии, плана мониторинга, рисков, влияния на окружающую среду;

• подготовка меморандумов понимания и соглашений по проектам с правительством страны реализации проектов;

• поиск разработчиков проектов, выход на инвесторов и покупателей выбросов.

Таким образом, деятельность управления позволяет снизить транзакционные издержки канадских компаний, участвующих в проектах МЧР и ПСО.

Управление по МЧР и ПСО также ведет активную деятельность по развитию сотрудничества Канады и международного сообщества через проведение конференций, встреч и семинаров; собирает и распространяет информацию о действии Киотс-ких механизмов; проводит обучение сотрудников посольств Канады за рубежом; помогает развивающимся странам по основным вопросам реализации проектов МЧР.

В настоящий момент специальные законодательные меры и санкции, обеспечивающие выполнение обязательств основными эмитентами выбросов ПГ, находятся в стадии разработки. До конца 2005 г. в Канаде планируется принятие нормативных актов, регулирующих функционирование Системы крупнейших эмитентов выбросов ПГ и выполнение ими установленных обязательств.

Общая для всех экономических субъектов Канады система мер, обеспечивающих выполнение и предотвращение нарушений норм законодательства о защите окружающей среды, установлена Законом о защите окружающей среды 1999 г. [7].

Данная система включает в себя следующие инструменты:

1) мониторинг и контроль за выполнением норм законодательства через требование предоставления отчетности и проведение проверок;

2) учет совершенных правонарушений в области защиты окружающей среды;

3) расследования совершенных правонарушений;

4) устные и письменные предупреждения об устранении нарушений;

5) административные распоряжения или приказы;

6) административные штрафы;

7) ограничения действия лицензии;

8) предъявление судебных исков.

Контроль за выполнением норм законодательства о защите окружающей среды осуществляет Министерство по делам окружающей среды.

В 1993 г. Китай ратифицировал РКИК ООН, а в 2002 г. — Киотский протокол. Киотский протокол не устанавливает для Китая обязательств по сокращению выбросов, но положения протокола являются возможностью для Китая развить ресурсосберегающие технологии и отрасли промышленности, в частности, использование возобновляемых источников энергии. Закон КНР о возобновляемых источниках энергии был одобрен Постоянным комитетом национального народного конгресса. Использование возобновляемых источников энергии необходимо для решения проблемы глобального потепления и устойчивого развития страны.

Национальная политика США в области защиты окружающей среды определяется Законом о национальной политике защиты окружающей среды 1970 г. [8].

В законе определены задачи в области защиты, поддержки и развития окружающей среды, процесс выполнения этих задач федеральными агентствами и роль Совета по контролю за качеством окружающей среды. Совет по контролю за качеством окружающей среды (Council Environment quality — CEQ) координирует государственную политику в области защиты окружающей среды в тесном взаимодействии с другими федеральными агентствами. Среди федеральных агентств особыми полномочиями обладает Агентство по защите окружающей среды (далее — ЕРА) [8], имеющее право давать оценку действиям федеральных агентств, т. е. выдавать заключение о влиянии на окружающую среду. В случае если ЕРА определит действия агентств как неудовлетворительные, оно передает дело на рассмотрении в CEQ.

Важное значение в области защиты окружающей среды имеет закон о чистой атмосфере 1990г. [9] В соответствии с законом Агентство по вопросам загрязнения атмосферы устанавливает для каждого штата предельные ограничения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, которые могут быть увеличены штатом. Данным законом определена возможность создания системы торговли выбросами SO2 на основе схемы «cap-and-trade».

Политика США в области защиты окружающей среды реализуется по трем основным направлениям:

1. Проведение исследований в области глобального изменения климата и создание научной базы для принятия решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программа США по исследованию глобальных изменений (в дальнейшем — USGCRP) была учреждена Конгрессом в 1990 г. для участия США в международной исследовательской деятельности по защите окружающей среды [10]. Основные направления исследований — это вопросы влияния парниковых газов на климат, воздействия изменения климата на окружающую среду и здоровье, защита и адаптация к изменениям. Закон 1990 г. об исследовании глобальных изменений определил для USGCRP обязанность по периодической оценке возможных последствий глобальных изменений для США.

Так, принятая Агентством по защите окружающей среды в рамках USGCRP Исследовательская программа по глобальным изменениям [11] направлена на оценку последствий изменения климата для качества атмосферы, водных ресурсов, экосистемы, здоровья человека. Стратегический план реализации исследовательской программы [12] предусматривает объединение методов и результатов исследований в рамочные документы для поддержки принятия решений в области защиты окружающей среды.

2. Взаимовыгодное сотрудничество со штатами, местными органами власти, частными сектором и неправительственными организациями. Результатом сотрудничества является ряд добровольных программ, технологических инициатив, проектов совместного финансирования, направленных на повышение энергоэффективности и снижение выбросов ПГ в США. Важным следствием многостороннего партнерства стало принятие в мае 2002 г. Плана об изменении климата в США [13]. Это комплексный план по снижению выбросов ПГ во всех секторах экономики, включающий более 50 добровольных программ (например, Energy Star — программа маркировки энергоэффективности изделий для снижения выбросов ПГ; программа Climate vision — обязательства предприятий из 12 секторов промышленности по снижению интенсивности выбросов ПГ; программа Smartway Transport — снижение энергопотребления и выбросов ПГ в грузоперевозках и др.).

План об изменении климата также предусматривает реализацию штатами собственных

программ и инициатив по снижению выбросов ПГ и установлению обязательств, а также региональных программ штатов. В рамках партнерских соглашений штаты принимают добровольные программы по сокращению выбросов ПГ, а торговля разрешениями на выбросы является частью таких программ. Два штата США — Массачусеттс и Нью-Хэмпшир — приняли законодательные акты, определяющие на уровне штата систему торговли разрешениями на выбросы для выполнения обязательств по снижению выбросов ПГ.

3. Усиление внимания международного сообщества к рискам, которые содержит в себе проблема изменения климата, и необходимости принятия глобальных решений в данной области.

План об изменении климата 2002 г. также отразил новый подход правительства США к проблеме изменения климата. В 2001 г. США отказались от принятия обязательств по Киотскому протоколу, которые заключались в снижении выбросов ПГ на 7 % по сравнению с уровнем 1990 г. В феврале 2002 г. в США была поставлена задача по сокращению уровня интенсивности выбросов ПГ на 18 % к 2012 г, улучшению деятельности Национального регистратора выбросов и сокращений выбросов компаниями, обеспечению возможности получения предприятиями углеродных кредитов при снижении выбросов ПГ. Новый подход был представлен в следующих сферах: исследования и технологии; использование возобновляемой энергии; усовершенствование транспортных перевозок; программы наблюдения и сдерживания изменения климата в развивающихся странах.

Таким образом, США создают свою систему мер по сдерживанию изменения климата и регулированию выбросов парниковых газов, основанную на добровольных инициативах штатов. С другой стороны, отсутствие законодательного режима, определяющего систему распределения и торговли выбросами ПГ как на национальном и региональном уровне, так и на уровне штатов, ограничивает потенциальные объемы рынка.

Несмотря на заявление правительства о планах по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов на 18 % к 2012 г., в США отсутствует законодательный режим установления обязательств по снижению выбросов, и все обязательства по сокращению выбросов принимаются штатами в добровольном порядке.

В 2003 г. ряд восточных штатов США, а также Канады разработали и приняли совместную Программу по сокращению эмиссий парниковых газов,

основываясь на тех целях, которые выдвинул каждый конкретный штат. В программе участвуют штаты — Коннектикут, Дэлавер, Мэйн, Массачусетс, Нью-Хемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Род Ай-ланд, Вермонт. Штат Мэрилэнд, Округ Колумбия, Пенсильвания, восточные Канадские провинции, Нью-Брунсвик являются наблюдателями.

В каждом штате установлены своя цель и программа по снижению выбросов, например, в Нью-Джерси принята программа по снижению эмиссий ПГ на 3,5 % от уровня 1990 г. до 2005 г. В Новой Англии и восточных канадских штатах — на 10 % от уровня 1990 г. до 2020 г. Энергетический план штата Нью-Йорк устанавливает цель снижения в размере 5 % от уровня 1990 г до 2010 г. и в размере10 % до 2020 г. В штате Нью-Хэмпшир установлен план по снижению выбросов на 10 % от уровня 1990 г. к концу 2006 г.

Действие Региональной инициативы основано на добровольных принципах.

Все новые или расширяющиеся энергетические предприятия в штате Орегон, выбрасывающие 0,675 фунтов СО2 на кВт (на 17 % ниже эффективности предприятий, использующих природный газ), должны будут сократить свои выбросы. Обязательства могут быть выполнены путем повышения энергоэффективности и внедрения новых технологий или через покупку офсетов. Климатический фонд Орегона осуществляет выбор и финансирование проектов по снижению выбросов.

В штате Калифорния установлено законодательное требование по снижению выбросов ПГ пассажирскими транспортными средствами. Производителям транспорта дается 4 года на разработку более экологичных видов транспортных средств. Проекты могут осуществляться с использованием офсетных кредитов.

Группой по инвентаризации выбросов Агентства по защите окружающей среды была создана база данных о выбросах в атмосферу загрязняющих газов, включающая данные штатов, местных агентств по делам окружающей среды и промышленных компаний — это база Национальной инвентаризации выбросов (NEI — National Emissions Inventory) [14]. Данные базы NEI применяются для моделирования, развития региональных стратегий, регулирования, оценки рисков и выявления тенденций в выбросах газов. База данных содержит информацию по стационарным и мобильным источникам выбросов. Традиционно обмен информацией по окружающей среде осуществлялся через взаимодействие департаментов по окружающей

среде штатов и EPA. В целях улучшения процесса создания и обмена новыми базами данных была разработана система Exchange Network, позволяющая осуществлять обмен новой информацией между штатами и ЕРА более эффективно — базы данных формируются в одном формате и не зависят от обеспечивающих систем.

Система Exchange Network также позволяет участникам отправлять информацию по другим экологическим базам данных—например, Система контроля качества атмосферы Агентства по защите окружающей среды (EPA's Air Quality System — AQS).

Кроме того, Департаментом США по энергии был создан Национальный регистратор выбросов для отслеживания установленных базовых линий выбросов, а также для учета выбросов ПГ. Участие в регистраторе добровольное, причем предусмотрены гибкие стандарты отчетности, что с одной стороны, стимулирует компании к участию, с другой — снижает степень доверия к данным, содержащимся в регистраторе.

В связи с тем, что штаты реализуют собственные программы по сокращению выбросов, они самостоятельно определяют, каким образом будет проходить верификация достигнутых сокращений.

Например, в штате Нью-Хэмпшир такие сокращения получили название добровольных сокращений выбросов (VER). [15]

Добровольное сокращение выбросов должны подлежать верификации по следующей схеме: VER должны иметь количественное определение, расчет VER должен быть математически корректным, сокращения должны быть подтверждены проверкой. К независимым верификаторам предъявляются следующие требования: наличие 5-летнего опыта осуществления проверки выбросов в атмосферу; наличие верификационной документации.

В штате Калифорния верификаторы определяются Регистратором по климатическим действиям Калифорнии (далее — Регистратор) [16].

Регистратор является некоммерческим партнерством, осуществляющим добровольную регистрацию выбросов парниковых газов в целях защиты, стимулирования и осуществления мероприятий по сокращению выбросов ПГ. Более 50 крупнейших компаний, городов, органов власти и неправительственных организаций штата измеряют и публикуют данные о выбросах через Регистратор. Регистратор был создан в 2000 г., чтобы помочь предприятиям отслеживать и публично раскрывать информацию о сокращениях выбросов ПГ, хотя отчетность по парниковым газам является добровольной. Ре-

гистратор определяет независимые организации, которые будут подтверждать выполнение участниками положений и стандартов Регистратора. Так, например, организация First Environment была одной из первых выбрана в качестве верификатора для электроэнергетических предприятий.

Успешное функционирование Регистратора Калифорнии служит примером для других штатов, где идет процесс создания собственных регистраторов выбросов.

Программы по сокращению выбросов принимаются штатами и компаниями в добровольном порядке; для выполнения обязательств компании могут приобрести дополнительные разрешения на выбросы или офсетные кредиты.

Торговля выбросами служит примером механизма «мягкого» рыночного регулирования, пользующегося наибольшим приоритетом при осуществлении национальной природоохранной политики ряда стран по сравнению с административными «штрафными» мерами по регулированию выбросов парниковых газов. Поэтому количество компаний, заинтересованных в принятии ранних мер по борьбе с изменением климата через участие в торговле выбросами парниковых газов, а также ресурсы, выделяемые различными правительствами на развитие систем торговли, увеличиваются с каждым месяцем. Помимо международного уровня (Киотский протокол) развитие систем торговли выбросами парниковых газов активно идет как на корпоративном, так и на национальном уровне.

Литература

1. Закон о защите окружающей среды (Environmental Protection Act 1990), Закон об окружающей среде (Environment Protection Act 1995), www. opsi. gov. uk.

2. Комментарии к Закону о предотвращении и контроле за загрязнением окружающей среды 1999 г. (Explanatory Notes to Pollution Prevention And Control Act 1999), www. opsi. gov. uk.

3. Закон Канады о защите окружающей среды 1999 г. (Canadian Environment Protection Act 1999), http://www. ec. gc. ca/CEPARegistry/documents/part/ kyoto_ghg/.

4. По материалам программы Зеленый проект (Project Green), http://www. climatechange. gc. ca/ kyoto_commitments/report_e. pdf.

5. Отчет «Офсетная система для парниковых газов» (Основные положения и технические требования) (Offset system for Greenhouse Gases overview paper and technical background document), http:// www. climatechange. gc. ca/english/publications/ offset_gg/tech_e. pdf.

6. По информации Управления по МЧР и ПСО (CDM&JI Office), http://www. dfait-maeci. gc. ca/cdm-ji/offices_info-en. asp.

7. Закон о защите окружающей среды 1999 г. (Canadian Environmental Protection Act, 1999), http://www. ec. gc. ca/CEPARegistry/documents/ policies/candepolicy/s7.cfm#12.

8. Закон о национальной политике защиты окружающей среды (The National Environmental Policy Act (NEPA)), http://www. epa. gov/compliance/ basics/nepa. html#eparole.

9. Закон о чистой атмосфере (Clean Air Act 1990), http://www. epa. gov.

10. The U. S. Global Change Research Program (USGCRP), http://yosemite. epa. gov/OAR/ globalwarming. nsf/content/ActionsNationalSoundS cience. html.

11. The Environmental Protection Agency's (EPA) Global Change Research Program, www. epa. gov/globalresearch.

12. Strategic Plan for the Climate Change Science Program, http://www. climatescience. gov/Library/ stratplan2003/final/ccspstratplan2003-chap1.htm.

13. The U. S. Climate Change Action Plan (CCAP), www. epa. gov.

14. По материалам Агентства по защите окружающей среды, http://www. epa. gov/ttn/chief/net/ index. html.

15. Voluntary Emission Reductions (VER) , по материалам Департамента по делам окружающей среды штата Нью-Хэмпшир, http://www. des. state. nh. us/rules/air. htm.

16. The California Climate Action Registry, по материалам First Environment, http: //firstenvironment. com/ html/first_environment_press_releas. html#ghgcertify.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.