Научная статья на тему 'Минимизация рисков при разработке и реализации стратегии организации'

Минимизация рисков при разработке и реализации стратегии организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1725
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКОВ / ПРИНЦИПЫ / РИСК / СТРАТЕГИЯ / ФОНДОВЫЙ РИСК / RISK ASSESSMENT / PRINCIPLES / RISK / STRATEGY / EQUITY RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Валерий Валерьевич

Для того, чтобы стратегия была «качественной» и учитывала основные риски деятельности организации, необходимо использование ряда классических принципов при её разработке. Однако в современных условиях их перечень должен быть дополнен ещё двумя – принципом перспективного целеполагания, и принципом инновационного подхода к формированию и реализации стратегии организации. Кроме того, чтобы избежать различных рисков, возникающих в процессе создания стратегии организации, необходимо соблюдение определённой технологии оценки рисков в соответствии с предложенными в настоящей статье факторами, и разработки её по описанным этапам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минимизация рисков при разработке и реализации стратегии организации»

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

УДК 330.131.7 (045)

в.в. Смирнов

к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учёт» Финансового университета

МИНИМИЗАЦИЯ рисков при РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

При реализации стратегического управления одной из важных проблем является используемая методология и организация разработки самой стратегии. Не все параметры развития организации в долгосрочной перспективе можно выразить в количественных показателях и рассчитать соответствующим образом, в том числе разнообразные риски.

Высокая динамика современных экономических процессов, нарушение цикличного характера развития также создают дополнительные трудности. Кроме того, разработка стратегии для многих организаций оказывается дорогостоящим мероприятием, на качественное проведение которого не всегда хватает имеющихся ресурсов (кадровых, финансовых, временных и т.д. [6].

Цена ошибок при разработке стратегии очень высока. Так, например, если выбрано неверное или малоэффективное направление развития, то ошибка проявит себя через относительно долгий период времени, в течение которого организация, по сути, будет малоэффективно использовать все имеющиеся у неё в распоряжении ресурсы. Часто ошибки в стратегии приводят к системному кризису в организации или вообще к её ликвидации. Представляет определённые трудности и согласование стратегии и тактики.

Для того, чтобы стратегия была «качественной» (свободной от существенных ошибок) и учитывала основные риски деятельности организации, а также возможности противостоять негативным событиям при их наступлении, необходимо использование следующих основных принципов [5].

1. Принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчёт ресурсов и динамики их изменения, учёт возможности противодействий и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьёзной исследовательской деятельности.

2. Принцип учёта и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Предполагает, что стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется на основе учёта внешних и внутренних условий деятельности.

3. Принцип соответствия тактики и стратегии. Достижение этого возможно лишь в том случае, если стратегия станет общим делом всего персонала.

4. Принцип приоритетности человеческого фактора в стратегии и тактике развития организации. Деятельность человека является главным фактором стратегических успехов. Все элементы стратегии должны быть привязаны к человеческому фактору. Источник развития - инициатива и активность человека.

5. Принцип определённости стратегии и организации стратегического контроля, который зависит от качества стратегии [4].

На наш взгляд можно дополнить этот классический перечень принципов ещё некоторыми, а именно:

- принцип перспективного целеполагания как основы эффективности самой стратегии, и практического осмысления руководством и персоналом организации будущей своей деятельности, а также деятельности организации с точки зрения предполагаемых, наиболее существенных результатов, рационального использования имеющихся ресурсов;

- принцип инновационного подхода к формированию и реализации стратегии организации, который предполагает создание, распространение и использование средств и технологий, отражающих суть современных мировых социально-экономических изменений и процессов, адекватно характеризующих развитие общества и организации. Эти процессы носят дискретный, в основном, циклический характер, тесно связанный с жизненным циклом нововведения. Они направлены не на сохранение уже имеющегося, а на его трансформацию, на переход в иное качество, с неизбежным риском неоптимальности или даже нежизнеспособности предлагаемого, с ревизией устаревших норм и ролей, а нередко и с их заменой. Это одна из основных предпосылок развития общественной практики и экономики, обогащения их новыми познавательными, технологическими, эстетическими и иными формами человеческого опыта. И именно поэтому этот принцип содержит императив оценки рисков уже на стадии её формирования.

Сложным вопросом является идентификация существенных рисков, имеющих место на этапах разработки и реализации стратегии, и их последующая объективная оценка.

Существенными и первыми, с которыми приходится сталкиваться в процессе разработки стратегии, являются риски появления технологических ошибок её формирования. Ряд авторов, систематизировав такие риски в отношении российских компаний, приводит следующие их виды: «неформальное отношение к собственности и взаиморасчётам с бизнес-партнёрами; ультрасосредоточенность маркетинговой стратегии на предпочтениях конкретных региональных потребительских групп с разными психотипами; моно-фунда-ментальная система управления, сосредоточенная на харизматичности одного лидера - основателя и (как правило) владельца компании; бизнес-процессы, характеризующиеся низким уровнем бюрократизации, основанные более на человеческих взаимоотношениях, чем на технологиях бизнеса; высокая скорость и гибкость принятия масштабных решений, что позволяет быстро адаптироваться в меняющейся рыночной среде» [1]. Для того, чтобы избежать перечисленных и других рисков, возникающих в процессе разработки стратегии

организации, необходимо соблюдение определённой последовательности её разработки. На первом этапе проводится стратегический анализ внешних условий, затем формулируется миссия компании. На основе миссии компании и результатов стратегического анализа внешних условий формируется стратегическая концепция развития, которая конкретизируется на следующем этапе в цели, конкретные стратегии и стратегические задачи.

В рамках данной статьи рассмотрим только оценку риска возникновения ошибок на первом этапе, т.е. на этапе подготовки стратегии организации в части стратегического анализа внешней среды, который должен дать реальную оценку собственных возможностей применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает компания.

Стратегический анализ внешней среды предприятия уделяет особое внимание оценке рыночной конъюнктуры и охватывает такие сферы, как экономика, политика, технология, международное положение и социально-культурное поведение, т.е. проводится в соответствии с моделью GETS (government, economy, technology, society), что предполагает анализ четырёх групп внешних факторов, оказывающих существенное регулирующее воздействие на организацию со стороны правительства, макроэкономической среды, применяемых технологий и общества.

Стратегический анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз «дальнего окружения», факторы которого оцениваются в плоскости: влияние на компанию - вероятность их реализации.

Стратегический анализ деятельности организации в контексте внешней среды предполагает также оценку общей ситуации и конкурентных условий отрасли по семи ключевым факторам. Во-первых, исследуются основные экономические характеристики отрасли. Размер и темпы роста рынка, масштабы конкуренции, количество компаний-участников, их относительные размеры, условия входа в отрасль и выхода из неё, степень вертикальной интеграции, темпы технологических изменений, степень стандартизации или уникальности продукции компаний-конкурентов, уровень рентабельности.

Во-вторых, исследуются формы и степень конкуренции. В отрасли присутствуют обычно пять факторов конкуренции: соперничество между участниками отрасли, возможность вхождения в отрасль новых конкурентов, конкуренция со стороны производителей товаров-заменителей, влияние поставщиков, влияние компаний-потребителей. Задача анализа конкуренции в отрасли - оценить каждый фактор, определить уровень конкурентно-

го давления и выработать стратегию конкуренции, чтобы, по мере возможности, обезопасить компанию от воздействия конкуренции; использовать правила конкуренции в отрасли на благо организации; достичь конкурентного преимущества.

В-третьих, анализируются причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде. Условия в отрасли и конкуренция меняются под воздействием различных сил и факторов. Главные движущие силы - изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых товаров, выход на рынок или уход с него крупных компаний, глобализация, изменение структуры издержек и уровня производительности, рост (снижение) спроса на персонализированные, либо стандартные товары, изменения в законодательстве и политике, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределённости и степени риска.

В-четвёртых, оцениваются сильные и слабые стороны конкурентов на основе разработки стратегических карт. Организации, принадлежащие к одной, либо соседствующим стратегическим группам, активно конкурируют друг с другом, а компании, принадлежащие к удалённым стратегическим группам, как правило, не являются конкурентами вовсе.

В-пятых, изучаются возможные действия конкурентов. Этот этап стратегического анализа включает в себя анализ стратегий конкурентов, выявление сильных и слабых соперников, оценку их конкурентных возможностей, прогноз их ближайших действий.

В-шестых, рассматриваются факторы успеха в конкурентной борьбе, которые могут сыграть решающее значение. Ключевые факторы успеха -это стратегия, конкурентные возможности, результаты деятельности, определяющие коммерческий успех или провал компании, и её конкурентоспособность. Ключевые факторы успеха играют огромную роль, поэтому организации должны их выявлять и анализировать.

Ясное представление о факторах, играющих ключевую роль в достижении долгосрочных конкурентных преимуществ, способствует, в значительной степени, разработке успешной стратегии.

В-седьмых, осуществляется анализ основных отраслевых экономических показателей, которые определяют общую привлекательность отрасли: перспективы рентабельного функционирования, проблемы отрасли, возможности получения соответствующих масштабов финансового результата.

Методология комплексной оценки рисков представлена на рисунке.

Рис. Комплексная оценка рисков [2] 53

Если более конкретно рассматривать оценку стратегических рыночных рисков на примере финансовых структур, то необходимо отметить, что рыночные риски связаны с неблагоприятным изменением цен на финансовые инструменты (объекты риска), которые могут оказаться в портфеле финансовой организации.

Рыночный риск есть возможность потерь в результате колебаний процентных ставок, курсов валют, цен акций и товарных контрактов [3]. В настоящее время определяют три вида рыночного риска: ценовой риск (фондовый); валютный риск; процентный риск. Остановимся на двух первых.

В соответствии с консультативными документами Базельского комитета [7], объектами ценового риска являются только торговые финансовые инструменты. Основными источниками ценового риска являются: возможные неблагоприятные колебания на финансовых рынках цен торгуемых первичных финансовых инструментов (например, ценных бумаг), по которым организация стремится получить прибыль от перепродажи в связи с изменением рыночных цен; неблагоприятные колебания на денежных рынках ценовых ставок межбанковского краткосрочного кредитования, то есть ставок покупки или продажи денежных активов; неблагоприятные колебания на финансовых рынках цен и котировок срочных контрактов на покупку-продажу финансовых активов (ценных бумаг, налично-денежных средств в разных валютах); неблагоприятные колебания на финансовых рынках цен производных инструментов.

Оценка ценового риска должна производиться финансовой организацией в отношении следующих финансовых инструментов: обыкновенных акций; депозитарных расписок; конвертируемых ценных бумаг (облигаций и привилегированных акций); производных финансовых инструментов, базовым активом которых является фондовый индекс.

Производные финансовые инструменты, базовым активом которых является фондовый индекс, рассматриваются как единая (длинная или короткая) позиция. Размер фондового риска определяется по формуле:

ФР = СФР + ОФР,

где СФР - специальный фондовый риск, то есть риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости финансового инструмента под влиянием факторов, связанных с эмитентом ценных бумаг;

ОФР - общий фондовый риск, то есть риск неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости финансового инструмента, связанный с колебаниями цен на рынке ценных бумаг.

Расчёт специального фондового риска по депозитарным распискам осуществляется в отношении эмитента акций, лежащих в их основе.

В отношении производных финансовых инструментов, базовым активом которых является фондовый индекс, специальный фондовый риск не рассчитывается.

Размером общего фондового риска является разность между чистыми длинными позициями и чистыми короткими позициями по финансовым инструментам (без учёта знака позиций), взвешенная на коэффициент риска 8%.

Валютный риск определяется как возможность потерь в перспективе в связи с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной, при проведении кредитных и внешнеэкономических операций, а также при инвестировании средств за рубежом. Валютный риск объединяет в себе трансляционный риск (риск перевода) и операционный валютный риск [3]. Объектами валютного риска являются финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте, отличной от базовой валюты расчёта. В России в качестве базовой валюты принимается рубль. В целях анализа реального финансового состояния организации, в качестве базовой валюты расчёта может также выступать любая международная резервная валюта.

Основными источниками (разновидностями) валютного риска являются: неблагоприятные колебания на денежных рынках обменных курсов валют; мультивалютные условия сделок - когда отдельные предметы или условия сделки номинируются в разных валютах; несовпадение общей суммы всех пассивных финансовых инструментов организации (как балансовых, так и внебалансовых), номинированных к одной валюте, с общей суммой всех активных инструментов в той же валюте (как балансовых, так и внебалансовых); условия валютного регулирования конкретной страны.

При оценке валютного риска важна не только оценка абсолютных колебаний курса, но и знак тренда (повышение или понижение), так как в зависимости от вида позиций инструмента (длинной или короткой) могут возникнуть как убытки, так и дополнительная прибыль. Например, повышательный тренд является неблагоприятным для коротких позиций, по заключённым, но неиспользованным на расчётную дату контрактам на продажу какого-либо конкретного финансового инструмента, так как в случае повышения обменного курса валюты какого-либо конкретного инструмента по отношению к базисной валюте на дату исполнения контракта, банк либо недополучит доходы, поставив имеющийся балансовый актив, либо зафиксирует убыток, если базисного актива

на контрактную дату нет в балансе и организация его покупает на рынке по более высокой цене.

Понижательный тренд является неблагоприятным для длинных позиций, то есть позиций, образованных либо балансовыми активами, либо заключёнными, но не исполненными на расчётную дату контрактами на покупку соответствующего финансового инструмента, так как в случае снижения обменного курса валюты инструмента по отношению к базисной валюте на дату исполнения контракта, банк зафиксирует убыток, связанный с отрицательной переоценкой валюты номинала базисного актива инструмента.

Таким образом, резюмируя, отметим, что при разработке стратегических решений и их реализации, руководителями любого ранга могут совершаться существенные ошибки, что является

естественным явлением по ряду причин, носящих объективный и субъективный характер. Для того, чтобы избежать существенных стратегических ошибок, при разработке и реализации стратегии необходимо учитывать ряд принципов, носящих классический характер. Однако для того, чтобы обеспечить эффективное развитие организации в настоящее время, этот перечень следует дополнить ещё двумя: принципом перспективного целе-полагания и принципом инновационного подхода к формированию и реализации стратегии организации. Кроме того, для полной идентификации существенных рисков и правильной их оценки, в процессе разработки стратегии организации необходимо соблюдение определённой последовательности и обязательное использование математических моделей оценки рисков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов В.В., Иванова Ю.Н. Действия и основные ошибки российских компаний при разработке выхода на региональные рынки. Экономический вестник ростовского государственного университета, 2009. Т. 7, - № 4.

2. Кинев Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. - №5. // http://www.dis. ru/ manag/.

3. Лобанов А.А., ЧугуновА.В. Энциклопедия финансового риск-менеджмента - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - С. 16.

4. Маськов С.А. Особенности выбора стратегии развития предприятия. Новые технологии, 2008. - № 6. - С. 63-65.

5. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д.С. Львова. - М.: Экономика, 1999.

6. Стерлин А.Р. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2002.

7. Amendment to the Capital Accord to Incorporate Market Risks / Bank for International Settlements. Basle Committee on Banking Supervision. Basel, January 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.