Научная статья на тему 'Хеджирование - как перспективный инструмент управления рыночными рисками'

Хеджирование - как перспективный инструмент управления рыночными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1785
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорман В.Н., Соколова О.С.

Анализ приводимых принципов хеджирования рыночных рисков выявляет разрозненность ясных и четких методологических основ этого процесса. Происходит отставание отдельных методологических положений процесса хеджирования рыночных рисков от современных условий хозяйствования, что требует корректировки существующих принципов хеджирования и дополнительного обоснования новых методов хеджа. Авторы предлагают свою модель хеджирования рыночных рисков. При последовательном соблюдении каждого этапа разработки и принятия решений в области хеджирования гарантируется успешная реализация управления рыночными рисками предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хеджирование - как перспективный инструмент управления рыночными рисками»

ХЕДЖИРОВАНИЕ - КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫМИ РИСКАМИ

в.Н. дорман,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и финансов предприятий Магнитогорского государственного технического университета им. г. И. Носова

о.С. Соколова

оао «Магнитогорский металлургический комбинат»

За последние годы в области риск-менеджмента разработаны специальные механизмы управления рисками. Проведенный анализ результатов исследований научных работ позволил объединить подходы к управлению рисками в четыре группы и выделить в рамках каждой из групп инструменты управления рисками. Результаты анализа представлены на рис. 1.

Отказ от риска

Контроль и

предупреждение

риска

I ~

Сохранение риска

I

Передача риска

I

Инструменты управления рисками

Мониторинг и

внутренний

контроль

Определение ответственности за принятие рисков,

превышающих лимиты

У

Мониторинг и

внутренний

контроль

Определение ответственности за принятие рисков,

превышающих лимиты

Мониторинг и

внутренний

контроль

Локализация риска

У

Установление лимитов риска

Самострахование

Диверсификация

Рис. 1. Основные инструменты реализации методов управления рисками

Наиболее распространенным инструментом риск-менеджмента является система ограничений (лимитов), позволяющая существенно повысить уровень финансовой безопасности. Суть лимитирования состоит в ограничении подверженности сознательно принимаемому риску определенной величины. Другим инструментом управления рисками является диверсификация как способ уменьшения совокупной подверженности риску за счет распределения средств между различными активами, цены которых некоррелированы или слабо коррелированы между собой. Аналитическая работа, включающая в себя мониторинг и внутренний контроль, как базовый инструмент минимизации рисков позволяет снизить степень неопределенности, которая всегда сопровождает принятие решений в рыночной среде. Наиболее сложным инструментом риск-менеджмента является хеджирование. Предназначение хеджирования — устранение неопределенности будущих денежных потоков, что позволяет иметь твердое значение величины будущих поступлений в результате операционной деятельности. Хеджирование — это минимизация рыночных рисков с помощью производных финансовых инструментов (деривативов).

Мониторинг и

внутренний

контроль

Самострахование

Страхование

Хеджирование

Контрактные оговорки

Таблица 1

типовые решения по управлению рыночными рисками

категория риска Вид риска Причины риска способы управления риском

Рыночные риски Валютный риск (колебания обменных курсов валют) Изменение в политике Правительства РФ Контракты в иностранной валюте Поставщики/клиенты, не относящиеся к России/СНГ Внешние факторы Хеджирование Валютные контрактные оговорки Мониторинг денежного обращения Прогноз обменных курсов по основным валютам Диверсификация портфеля валют Установление лимитов на операции

Ценовой риск (колебания цен на сырье, продукцию, полуфабрикаты, услуги) Изменение рыночных цен на закупки на внутреннем и внешнем рынке Зависимость закупок по определенным видам сырья от отдельных поставщиков Отсутствие собственной сырьевой базы Монополизация рынков Условия договоров с поставщиками и покупателями Колебания цен на продукцию Нестабильное потребление продукции Новые производители и т. д. Хеджирование Мониторинг динамики цен и тарифов на основные виды сырья Выбор поставщиков на условиях тендера Мониторинг ситуации на рынке сырьевых ресурсов Мониторинг динамики цен на производимую продукцию Установление лимитов на операции Диверсификация поставщиков сырья и оборудования на один вид сырья, полуфабрикатов, услуг и оборудования Ценовые контрактные оговорки Заключение контрактов по фиксированным ценам

Процентный риск (колебания процентных ставок) Изменение в политике правительства РФ Заключение долгосрочных контрактов Внешние факторы Хеджирование Установление лимитов на операции Планирование соответствия процентных доходов и расходов Заключение контрактов с фиксированными процентными ставками

На основании разработанных механизмов управления рисками уточнены и предложены следующие типовые решения по управлению рыночными рисками промышленного предприятия (табл. 1).

Систематизируя инструменты, оказывающие действенное воздействие на управление рыночными рисками, можно выделить следующие основные: хеджирование, контрактные оговорки, мониторинг и внутренний контроль, диверсификация. Выбирая тот или иной инструмент управления рыночными рисками, необходимо руководствоваться максимальным удовлетворением изначальной цели — минимизации базисных рисков. В целях выявления наиболее эффективного инструмента минимизации рыночных рисков необходимо осуществить сравнительный анализ инструментов, используемых для их управления. Сравнительный анализ основных инструментов управления рыночными рисками представлен в табл. 2.

Лимитирование, мониторинг, внутренний контроль, диверсификация являются важными и действенными инструментами, без использования которых невозможно комплексное управление рыночными рисками, но наиболее эффективным и наиболее сложным инструментом является все-таки

хеджирование. Для доказательства данного утверждения разумно привести некоторые определения хеджирования, выявляющие сущность хеджа.

1. Хеджирование — это использование одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену одного, связанного с ним инструмента, или на генерируемые им денежные потоки (The Corporate Hedging Process by Ian H. Giddy).

2. Хеджирование — это страхование риска изменения цены актива, процентной ставки или валютного курса с помощью производных инструментов. (Галанов В. А. Производные инструменты срочного рынка, Финансы и статистика, 2002).

3. Хеджирование — это использование производных и непроизводных финансовых инструментов (последних только в ограниченном числе случаев) для частной или полной компенсации изменения справедливой стоимости хеджированных статей, т. е. защищаемых финансовых инструментов. (Палий В.Ф., Международные стандарты финансовой отчетности.) — Инфра-М, 2002).

финансы и кредит

57

Таблица 2

Сравнительный анализ характеристик основных инструментов управления рыночными рисками

Инструмент управления Механизм использования (сложность/простота) Эффективность использования

Диверсификация Размещение финансовых средств в более, чем один вид активов (привлечение средств из различных, слабо зависящих друг от друга источников) Административный инструмент управления, представляющий собой стратегический подход к управлению бизнесом в целом. Используется также для управления другими категориями рисков Эффективна только для уменьшения несистематического риска (т. е. риска, связанного с конкретным инструментом), при этом одновременно возрастает количество видов риска, которые необходимо контролировать. Достаточно популярный вид профессиональной активности в России. Не требует дополнительных затрат

Мониторинг и внутренний контроль Принятие решений при наличии более полной и точной модели происходящих процессов. Административный инструмент управления, представляющий собой принятие более взвешенных и грамотных решений. 3) Используется также для управления другими категориями рисков Позволяет снизить степень неопределенности, которая всегда сопровождает принятие решений в рыночной среде. Не требует дополнительных затрат

Лимитирование Ограничение подверженности сознательно принимаемому риску определенной величины. Административный инструмент управления, представляющий собой установление лимитов на объем операций. 3) Используется также для управления другими категориями рисков Наиболее распространенный инструмент риск-менеджмента, позволяющий существенно повысить уровень финансовой безопасности. Не требует дополнительных затрат

Хеджирование Форма страхования от возможных потерь путем заключения уравновешенной сделки. Финансовый инструмент управления, родственный процессу управления рыночными рисками. Используется только для управления рыночными рисками Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка, подобно «двойной гарантии». Требует отвлечение дополнительных ресурсов. Недостаточно развито в России, отсутствует профессиональный рынок операций с деривативами

4. Отдельная позиция по финансовому инструменту, которая снижает подверженность совокупной кассовой позиции какому-либо из факторов риска, называется хеджированием (Rene M. Stulz, «Risk Management and Financial Engineering», 2002).

5. Хеджирование — устранение неопределенности будущих денежных потоков, которое позволяет иметь твердое знание величины будущих поступлений в результате коммерческой деятельности (А. Строгалев. Семь шагов к хеджу/ РЦБ № 10, 2000).

Суммируя эти определения, можно сделать три основных вывода:

• хеджирование, по своей природе относящееся к финансовым инструментам, намного родственнее процессу управления рыночными рисками, связанными с финансовыми и экономическими показателями, нежели административные инструменты;

• хеджирование — это единственный инструмент, используемый только для минимизации рыночных рисков предприятий;

• только эффективно разработанная программа хеджирования позволяет получить гарантию как от прибылей, так и от убытков, снижая уровень риска до минимума;

• в настоящее время хеджирование является одним из перспективных направлений системы управления рыночными рисками.

Таким образом, разработка и реализация стратегии хеджирования, построение хеджевой модели управления рыночными рисками играют важную роль в обеспечении стабильного развития каждого предприятия. Эффективно разработанная программа хеджирования позволяет:

■ существенно снизить ценовой, валютный риски, связанные с закупками сырья и поставкой готовой продукции. В результате уменьшаются колебания прибыли и улучшается управляемость производством;

■ уменьшить как риск, так и затраты;

■ обеспечить постоянную защиту цены без необходимости менять политику запасов или заключать долгосрочные форвардные контракты;

■ облегчить привлечение кредитных ресурсов: банки учитывают захеджированные залоги по более высокой ставке; это же относится к контрактам на поставку готовой продукции;

■ хеджирование, применяемое на больших временных интервалах, повышает цены продаж и понижает цены покупок сырья на 5 — 10 %;

■ хеджирование высвобождает ресурсы компании и помогает управленческому персоналу сосредоточиться на аспектах бизнеса, в которых компания имеет конкурентное преимущество. В конечном итоге, хеджирование увеличивает капитал, уменьшая стоимость использования средств и стабилизируя доходы. Анализ приводимых в литературе

принципов хеджирования рыночных рисков выявляет разрозненность ясных и четких методологических основ этого процесса. Происходит отставание отдельных методологических положений процесса хеджирования рыночных рисков от современных условий хозяйствования, что требует корректировки существующих принципов хеджирования и дополнительного обоснования новых методов хеджа. Предлагаемая модель хеджирования рыночных рисков представлена на рис. 2. Последовательное соблюдение каждого этапа разработки и принятия решений в области хеджирования гарантирует успешную реализацию управления рыночными рисками предприятия.

Процесс хеджирования необходимо начинать с определения стратегических целей с использованием методов анализа и прогнозирования экономической конъюнктуры, выявления возможностей и потребностей предприятия в рамках стратегии и текущих планов его развития. Прежде чем принимать

Определение стратегических целей в области хеджирования

рыночных рисков

Валютный риск Процентный риск Ценовой риск

Оценка рыночных рисков

I. Идентификация рисков

II. Качественная оценка рисков

III. Формирование карты рыночных рисков

IV. Количественная оценка рисков

Разработка и реализация стратегии хеджирования для каждого вида рыночных рисков

I. Выбор инструмента хеджирования

II. Определение количества актива, времени проведения операции, периодичности, степени хеджирования, вида хеджируемой цены и т.д.

III. Оценка затрат на хеджирование

IV. Организация учета производных финансовых инструментов

V. Оптимизация налогообложения операций хеджирования

Контроль за выполнением принятых решений

Анализ эффективности исполнения принятых стратегий хеджирования и корректировка целей управления рыночными рисками с помощью хеджирования

Рис. 2. Хеджевая модель управления рыночными рисками

решения о хеджировании, необходимо произвести оценку рыночных рисков, которым подвержено предприятие. Анализ рыночных рисков включает в себя следующие этапы, которые необходимо осуществлять по каждому виду рыночного риска: валютному, процентному и ценовому:

I этап — идентификация рисков, представляет собой процесс выявления всех факторов риска по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

всем бизнес-процессам предприятия, оказывающих влияние на показатели его деятельности. Кроме того, данный этап предполагает наличие полной информации не только о предприятии, но и о рынке, законодательстве, социальном, культурном и политическом окружении. Понимание и анализ факторов валютного, ценового, процентного рисков «собственно организацией» имеет огромное значение для успешного процесса управления рыночными рисками.

II этап — качественная оценка рисков проводится по каждому из выявленных факторов риска в целях определения негативных последствий проявления каждого вида риска и вероятности (частоты) его возникновения. Качественная оценка рисков производится, как правило, методом экспертных оценок независимыми консультантами и менеджерами предприятия.

III этап — формирование карты рыночных рисков предприятия, в целях принятия решений о приоритетности проведения количественной оценки рисков и разработки стратегий хеджирования рисков.

IV этап — количественная оценка рыночных рисков осуществляется выбором и разработкой методологий по количественной оценки рисков (сценарный подход, стресс-тестирование и т. д.).

Стратегия хеджирования — это совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для минимизации рыночных рисков. Разработка стратегии хеджирования рыночных рисков осуществляется в следующей последовательности:

1. Выбор инструмента хеджирования осуществляется в соответствии с требованиями сложности, гибкости и дороговизны, предъявляемыми предприятием. Хеджирование осуществляется с помощью производных инструментов финансового рынка—биржевых и внебиржевых срочных контрактов, основанных на базовых финансовых операциях. К ним относятся форвардные и фьючерсные контракты, биржевые и внебиржевые опционы, свопы и биржевые производные на свопы. Финансовых деривативов очень много, и необходимый инструмент можно подобрать практически для любой конкретной ситуации.

2. Определение составляющих инструмента хеджирования, обоснование количества актива (общее или частичное), выбор времени проведения операции (одновременное, последующее), выбор периодичности операции (однократная, многократная), формирование вида хеджируемой цены (фьючерсно-спотовое, срочное) и т. д.

3. Оценка затрат на хеджирование. Хеджирование, поскольку оно сопряжено с определенными действиями, операциями на рынках, обязательно связано с определенными затратами. Это прежде всего комиссионные брокерам, оплата услуг бирж, расчетных палат и т. п. Кроме того, стоимость хеджирования должна оцениваться с учетом возможных потерь в случае отказа от хеджа.

4. Организация учета производных финансовых инструментов. Проблема бухгалтерского учета деривативов связана с отсутствием нормативных документов, позволяющих своевременно, достоверно и в полном объеме предоставлять информацию о всех аспектах совершенных срочных сделок. При осуществлении операций с финансовыми инструментами срочных сделок предприятие должно разрабатывать принципы отражения их в учете в соответствии с действующим законодательством.

5. Оптимизация налогообложения операций хеджирования — это выбор наиболее выгодного варианта налогообложения срочных сделок при разработке стратегии хеджирования рыночных рисков в целях минимизации стоимости хеджа.

Реализация стратегий хеджирования рыночных рисков обязательно должна сопровождаться контролем за выполнение принятых решений.

В процессе реализации хеджа должен осуществляться также анализ эффективности принятых стратегий хеджирования и по мере необходимости обеспечивать корректировку целей и средств минимизации рыночных рисков. При этом рекомендуется аккумулировать всю информацию об ошибках и недостатках стратегий, проявившихся в ходе их реализации. Расходы на хеджирование должны быть полностью оправданы, т. е. используемый инструмент должен максимально удовлетворять изначальной цели — страхованию риска. Такой подход позволит провести разработку последующих программ по снижению рыночных рисков на более качественном уровне с использованием новых полученных знаний о риске.

Таким образом, на каждом из этапов используются свои методы хеджирования рыночных рисков. Результаты каждого этапа становятся исходными данными для последующих этапов, образуя систему принятия решений с обратной связью. Предложенная система обеспечивает максимально эффективное достижение целей, поскольку знание, получаемое на каждом из этапов, позволяет корректировать не только методы воздействия на риск, но и сами цели управления рыночными рисками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.