Научная статья на тему 'Межличностное взаимодействие в системе детерминант наркотического поведения подростков и юношества'

Межличностное взаимодействие в системе детерминант наркотического поведения подростков и юношества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
460
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межличностное взаимодействие в системе детерминант наркотического поведения подростков и юношества»



элементов, чья взаимосвязь обуславливает целостное свойство процесса (явления).

Генетический анализ - это вид системного анализа. Состоит во вскрытии связи и обусловленности исследуемого процесса (явления) элементами макро- и микросреды.

2 См.: Ониквенко В.В., Поповкин В.А. Комплексное исследование миграционных процессов. М., 1973; Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. М., 1975; Хорее Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1978.

3 См., например: Гольдфарб Б.Я. Миграция населения // Сб. науч. тр. Ташкентского госуниверситета. Ташкент, 1991. С.8.

4 Этого мнения придерживается большинство ученых-конфликтологов и ученых-полемологов (полемология -

наука о войне, раздел политологии, в рамках которого исследуются войны и вооруженные конфликты). См., например: Клаузевиц К. О войне. М., 1934. С. 560; Подсоб-ляев Е.Ф. О содержании основного закона войны // Военная мысль. 1999. №3. С.46, 47; Мирошниченко Л.Н. Сущность и противоречивость проявления законов войны // Военная мысль. 1992. № 12. С. 51; Ланцов С.А. Мировая политика и международные отношения. СПб., 2000. С. 50 - 51; Wright Q. A Study of War. Chicago, 1965 и др.

5 Данная теоретическая модель миграции населения была применена нами при выдвижении гипотезы о расширении жизненного пространства государств, военно-политических движений и локальных цивилизаций. См. подробнее: Коробов А.А. Геополитический аспект международных конфликтов: Дис. ... канд. полит наук. Саратов, 2002.

УДК 316.62

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТ НАРКОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА*

Динамичные изменения в социально-экономической и общественной жизни страны обостряют проблемы социального взаимодействия различных групп людей. Особое влияние социальные изменения оказывают на социальное развитие и социальную адаптацию подростков и юношества. В этот возрастной период - период биологических и психических перестроек в онтогенетическом развитии человека - значительно изменяется характер взаимодействия индивида с окружающими, повышается риск возникновения различных поведенческих девиаций.

В последние годы особенно острой является проблема наркотического поведения подростков, что требует незамедлительных и эффективных мер по профилактике и коррекции данного вида поведения.

Этиопатологические сведения о наркомании в молодёжной среде достаточно многочисленны. Однако эти сведения разноречивы, не отражают взаимосвязанности психических и социальных явлений в генезисе наркотического поведения. Кроме того, совершенно неудовлетворительно состояние превентивной работы с подростками-наркоманами, которая по своей сути сводится к применению медикаментозного лечения в условиях клиники, что дает лишь временный эффект, о чем свидетельствуют рецидивы применения наркотических веществ после лечения в стационаре (76,1%).

Это определяет актуальность исследования, связанного с изучением механизмов формирования данного вида нарушенного поведения, и свидетельствует о необходимости целостного психолого-педагогического изучения этой формы отклоняющегося поведения

* Материалы подготовлены при финансовой поддержке Министерства образования РФ. Шифр гранта Г02-2.1-160.

В.Г. Печерский,

кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, СГСЭУ

A.A. Фатеев,

кандидат экономических наук, член-корреспондент РЭА, проректор по учебно-воспитательной работе, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2003. № 6

с использованием дополнительных теоретических построений, новых диагностических показателей, которые позволят углубить понимание механизмов взаимодействия психосоциальных явлений в генезисе наркотического поведения подростков, определить наиболее эффективные пути психолого-педагогического воздействия с целью его профилактики и коррекции.

В основу наших исследований легли разработанные в психологии методологические подходы, согласно которым отклоняющееся поведение понимается как результат неблагоприятного социального развития индивида, возникающего на разных этапах онтогенеза (Б.И. Алмазов, М.А. Алемаскин, Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, Е.В.Зейгарник и др.).

В исследовании генезиса наркотического поведения как одной из форм отклоняющегося поведения молодых людей особенно важным оказывается выявление внутренних механизмов его формирования, понимание взаимосвязей личностных и социальных факторов в процессе социального, межличностного взаимодействия подростков и юношества, определение релевантных направлений психолого-педагогической работы с молодыми людьми, употребляющими наркотические вещества и относящимися к группе риска.

Изучение генезиса наркотических форм поведения предполагает выявление условий, приводящих к деформации незрелых у подростков структурных компонентов личности, рассмотрение механизмов, с помощью которых осуществляется ин-териоризация социокультурных норм и ценностей, определяющих мотивационную основу этого вида нарушенного поведения, и затем изучение интегра-тивных функций различных систем личности: по-требностно-мотивационной, ценностных ориента-ций, эмоционально-волевой, системных компонентов самосознания, которые обусловливают формирование механизмов психологической защиты и соответствующих им форм поведения.

Одной из гипотез нашего исследования послужило предположение о том, что приобщение подростков и юношества к наркотическим веществам является результатом психосоциальных явлений, возникающих в процессе межличностного взаимодействия на различных социальных уровнях, в основе которых лежит стремление молодых людей к эмансипации, приобщению к субкультуре сверстников. Данная молодёжная субкультура обеспечивает комфортные (эмоционально притягательные) межличностные отношения, социально-психологические условия для реализации актуальных и нередко фрустрированных базовых потребностей в защищённости, самоутверждении, самоуважении. Термин "приобщение"в данном случае наиболее точен, поскольку психологическими детерминантами наркотического пове-

дения являются процессы компенсации, формирующиеся в субкультуре молодёжных групп, имеющих опыт наркотизации, и присвоение, интериоризация этих субкультурных "ценностей" происходит в межличностном взаимодействии, механизмами которого, в свою очередь, будут являться межличностная аттракция, межличностная рефлексия, идентификация.

Данное понимание психологических механизмов наркотического поведения молодёжи, особенно подросткового возраста, обусловило цель нашего исследования. Она заключалась в изучении детерминант межличностного взаимодействия подростков и юношества групп риска в социокультурной среде. Группой риска в нашем понимании являются подростки, имеющие единичные случаи употребления наркотизирующих веществ, не повлекшие за собой формирование психической и физической зависимости. Мы полагаем, что исследование именно этой группы подростков и юношества позволит выявить психологические механизмы межличностного взаимодействия подростков, с помощью которых происходит присвоение норм наркотического поведения группы.

Исследование детерминант межличностного взаимодействия подростков в социокультурном пространстве невозможно без психолого-педагогического анализа самого феномена межличностного взаимодействия, его структуры и функциональных особенностей на данном возрастном этапе развития личности.

Категория "межличностное взаимодействие" является одной из базовых, концептуальных в зарубежной психологии, социологии и отечественной психологической науке. Несмотря на многолетнюю историю изучения, семантическое поле категории "межличностное взаимодействие", сформированное теоретическими обобщениями зарубежных и отечественных исследователей этого психологического феномена, остаётся неоднородным.

Опираясь на теоретические обобщения отечественной социальной психологии (К.А. Абуль-хановой-Славской, Г.М. Андреевой, А.Л. Брудно-го, М.И. Бобневой, А.А. Бодалёва, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.К. Мамардашвили, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обо-зова, В.Н. Панфёрова, Б.Д. Парыгина и др.), мы рассматриваем межличностное взаимодействие как сущностную характеристику общения, совместной деятельности, как процесс обмена личностными смыслами, трансформации потребностно-мо-тивационной сферы, установления взаимопонимания, взаимного принятия и психологической совместимости (или отвержения личностных смыслов, установок, средств деятельности Другого, психологической несовместимости), стимулирующих и направляющих движение, развитие личности.

Низкая продуктивность, дисгармоничность, де-структивность межличностного взаимодействия в различных социальных ситуациях, обусловленные незрелостью личности подростков и юношества, нередко приводят к социальной дезадаптации и асоциальному поведению, поиску среды, субкультуры с более комфортными для молодых людей межличностными отношениями, создающими условия для самоутверждения и высокой самооценки. Именно этот "поиск", эти стремления молодых людей являются, на наш взгляд, мотивационной основой для приобщения к наркотическим веществам, наркотическому поведению группы.

Функциональные особенности и детерминанты межличностного взаимодействия на различных возрастных этапах развития личности нашли своё отражение в работах многих исследователей, которые характеризуют подростковый и юношеский возраст как важный и сложный этап в психофизическом развитии организма, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.). Уровень социальных возможностей подростка, юноши, условия и скорость их социального развития соотнесены с осмыслением себя и своей принадлежности к обществу, степенью осознания прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью взаимоотношений, их дифференциро-ванностью. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, по мере взросления у молодых людей изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются их мотивы и степень адекватности мотивов общественным требованиям1.

Важнейшей психологической особенностью подросткового и юношеского возрастных периодов является чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний молодых людей предвосхищает будущее их положение, которого они фактически еще не достигли. Подросток, а тем более юноша уже не считает себя ребенком, хотя еще не осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Чувство взрослости вызывает у молодых людей стремление к самостоятельности, чем объясняется их чувствительность к оценке взрослых, обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их возможности. Молодые люди добиваются того, чтобы взрослые считались с их взглядами, чувствами, уважали их. Чувство взрослости проявляется и в стремлении быть относительно независимыми от взрослых, в наличии собственных взглядов, суждений, в подражании внешнему облику и манере поведения взрослых или более старших молодых людей.

Отрицательные проявления чувства взрослости выражаются в том, что молодые люди склонны сопротивляться влиянию старших, часто не принимают их авторитета, игнорируют предъявляемые им требования, критически относятся к словам и поступкам родителей и учителей. Именно на этой почве у них возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самими собой.

Одним из проявлений чувства взрослости является повышенный интерес подростка, юноши к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, молодой человек сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит их мнением, стремится выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности, в общении с другими людьми. Наиболее интенсивные взаимоотношения складываются в школьном и классном коллективах, в студенческой группе. Однако расхождение между стремлениями молодого человека, связанными с повышением его возможностей, утверждением себя как личности, самостоятельностью, и положением учащегося, зависимого от воли взрослого, вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной регламентированной жизни в самостоятельную, более значимую для самого молодого человека, что резко меняет отношение его к учебе, обостряет отношения с окружающими, перемещает акценты его социального внимания на неформальные молодёжные группы, где нет жестких социальных рамок, где подросток, юноша чувствует себя более свободным, самостоятельным.

Как отмечают И.С. Кон и другие исследователи подросткового и юношеского возраста, обостренная потребность молодых людей в общественном признании отражается в тяге их к стихийно-групповому и интимно-личному общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных групп, которые обеспечивают условия для "замещения" потребности в установлении отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части молодых людей - агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др.2.

Наиболее значимыми показателями психического состояния в подростковом и юношеском возрастных периодах являются самооценка, личностная рефлексия и сфера интересов, в которой выражается направленность личности, её интеллектуальная и эмоциональная активность.

Характеризуя самооценку подростков и юношества, многие исследователи отмечают обусловленность её параметров актуализацией потребности в самоуважении, наличием референтных для мо-

лодых людей качеств личности, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы личности. Потребность в самостоятельности и в самоутверждении, потребность в положительной оценке себя другими определяются авторами как психические состояния, заключающие в себе главные тенденции подросткового и юношеского возраста3.

Понимание проблемы отклоняющегося поведения как результата нарушений социального развития индивида предполагает, что изучение генетических механизмов определенных форм отклонений поведения должно базироваться на анализе закономерностей и детерминант социального развития молодых людей, их личностного становления. С позиций современной психологической науки социальная детерминация развития личности рассматривается по крайней мере в двух аспектах: содержательном и функциональном.

Содержательный аспект зависит от системы ценностей, принятой в обществе, и определяет то, какие личностные приобретения, образования формируются в процессе социального развития человека. Система ценностей общества обусловливает процесс становления ценностных ориентаций школьников, проецируется в их сознание и поведение, создавая определенную шкалу ценностей.

Функциональный аспект характеризует сам процесс присвоения ценностей: как, под влиянием каких механизмов происходит формирование личностных качеств, направленности личности в целом.

С учетом задач нашего исследования представляется целесообразным рассмотреть механизмы детерминации наркотического поведения в функциональном аспекте, поскольку исследуется процесс присвоения субкультурных, групповых норм и ценностей подростками, которые обусловливают механизмы взаимодействия личности в социуме, механизмы формирования внутренних регуляторов поведения, что, на наш взгляд, является наиболее значимым в генезисе наркотического поведения молодых людей.

Функциональная сторона процесса социального развития индивида изучается в современной психологической науке на основе следующего категориального аппарата: общесоциальные детерминанты, институты, социально-психологические механизмы, способы, агенты социализации. Под общесоциальными детерминантами понимают социально-экономические, идеологические, культурные, национальные условия жизни общества и отдельных общественных групп, создающие общий фон, на котором идет формирование личности, что в конечном счете определяет условия жизнедеятельности ближайшего окружения индивида. Институты социализации определяются как конкретные группы, в которых личность приобщается к системам

норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Общесоциальные детерминанты и институты социализации являются носителями внешней системы многообразных социальных норм, идеологических, политических, этических, правовых и общественных, коллективных, групповых ценностно-нормативных предписаний, выполняющих функцию внешних регуляторов поведения индивида. Данные предписания в процессе социализации должны быть переведены в систему внутренней регуляции, имеющую природу установки4.

При рассмотрении социально-психологических детерминант того или иного поведенческого феномена, становления их внутренних механизмов регуляции поведения особый интерес представляет вопрос о путях, способах и средствах воздействия на личность, с помощью которых осуществляется переход с внешнего, интерпсихического уровня на внутренний, интрапсихический уровень. Именно внутренние механизмы регуляции собственного поведения являются основополагающими в формировании наркотического поведения молодых людей, и именно они должны лежать в основе воспитательно-профилактической и психокоррекцион-ной работы.

Рассмотрение этого вопроса в современной психологической науке базируется на выделении двух относительно самостоятельных видов воздействия на личность в процессе её социального развития, таких как социально-психологические агенты и социально-психологические механизмы. Под агентами социального развития понимают социально-психологические воздействия по целенаправленному формированию личности, оказываемые обществом на макроуровне, через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, искусство, литературу, различные виды идеологического воздействия. Роль агентов особенно велика в формировании ценностно-нормативных представлений, убеждений, ценностных ориентаций и социальных установок личности.

Социально-психологическими механизмами развития личности являются различные стихийные, специально не организованные социально-психологические воздействия, действующие на микроуровне, т.е. на уровне непосредственного ближайшего окружения, в межличностном взаимодействии индивида. В процессе межличностного взаимодействия внешние регуляторы, групповые нормы и предписания, переводятся во внутренний план, становятся внутренними поведенческими регуляторами, диспозициями, психологическими состояниями готовности к определенным поведенческим реакциям. Причем формирование внутренних поведенческих регуляторов может осуществляться на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, характери-

зующихся разной степенью осознания индивидом своего отношения к нормам и ценностям своего ближайшего окружения, тем воздействиям, которые это окружение оказывает на него.

Неосознаваемые механизмы социального развития в социальной психологии характеризуются через понятия "внушение", "психологическое заражение", "подражание", "идентификация". Условиями, благодаря которым становится возможным действие неосознаваемых социально-психологических механизмов на личность, являются "эффект доверия" лицу, оказывающему внушающее воздействия либо вызывающему желание подражать, стремление идентифицироваться с ним, положительная эмоциональная окраска, которой характеризуется отношение индивида к этому лицу, а также снижение самокритичности, повышенная внушаемость индивида 5.

По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям. В условиях группового общения эта избирательность к нормам и ценностям своего окружения находит проявление в таких социально-психологических феноменах, одновременно выполняющих функции механизмов регуляции, как референтность группы, престиж, авторитет, популярность.

В психологической науке является общепризнанным, что особое место среди социально-психологических механизмов социализации подростков и юношества отводится референтной группе. Среди ближайшего окружения, в котором протекает жизнедеятельность индивида, лишь отдельные лица и группы приобретают для него особую значимость при оценке поступков, при выборе социально-нравственных ориентаций. Разработке проблемы референтной группы посвящены исследования К.Д. Давыдовой, И.С. Кона, Е.В. Щедриной, М.Ю. Кондратьева, И.С. Полонского и др. В них показана важная роль в интериоризации, усвоении индивидом групповых норм и ценностей таких социально-психологических явлений, как авторитет, популярность, престиж, формирующихся в процессе группового и межличностного взаимодействия индивидов. Под авторитетом понимают степень влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере деятельности. Престиж выступает как групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления.

Специфическим проявлением престижа как механизма социализации является то, что наряду с самооценкой он участвует в формировании уровня притязаний личности, тех целей и задач, которые

выдвигает перед собой личность под влиянием своего окружения. Популярность также складывается как групповое оценочное явление, но проявляет себя не в сфере притязаний личности, а в области формирования групповых вкусов, ценностей, предписаний, т. е. прежде всего при формировании групповых регуляторов.

При рассмотрении способов социализации, т. е. механизмов активного взаимодействия со средой, посредством которых индивид включается в систему общественных отношений и воспринимает социальный опыт, интериоризирует, усваивает социальные нормы и ценности своего окружения, мы не можем обойтись без такого понятия, как "ведущая деятельность", где нашел свое выражение утвердившийся в психологии принцип деятельност-ного подхода к рассмотрению психического развития ребенка.

Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, эта такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии её развития 6.

В понятии "ведущая деятельность" отражены как качественные изменения, происходящие под её влиянием в психике и личности ребенка, так и тот факт, что содержание самой ведущей деятельности также обусловлено возрастными психологическими особенностями ребенка.

Значение ведущей деятельности в усвоении индивидом социального опыта весьма полифункционально. Она служит основой для развития высших психических функций человека, для усвоения необходимых для будущей профессиональной деятельности знаний и навыков, а также определяет, опосредует характер взаимоотношений индивида со своим окружением и прежде всего с тем, которое выступает в качестве ведущего института социализации на данном этапе. Эти деятельностно-опосредованные отношения, по мнению А.В. Петровского, и являются тем активным функционально-динамическим звеном, которое выступает в качестве способа социализации, обусловливающего перевод системы внешней регуляции, групповых норм и ценностей во внутренние поведенческие регуляторы7.

Таким образом, рассматривая наркотическое поведение подростков и юношества как результат нарушений процесса их социального развития, необходимо предположить, что изучение генетических механизмов этого вида отклоняющегося поведения должно основываться на анализе различных социально-психологических факторов, обусловливающих процессы усвоения индивидом социального опыта, формирования системы внутренней регуляции общественного поведения. Прежде всего, это предполагает изучение различных групповых

норм общения молодых людей с ближайшим окружением, выступающим в качестве носителя этих норм и ценностей, что составляет систему внешней поведенческой регуляции. В процессе этого общения формируются самые различные внутренние механизмы регуляции взаимоотношений, играющие роль механизмов социализации и непосредственно способствующие интериоризации внешних групповых норм и ценностей. Внутренние механизмы регуляции взаимоотношений в группе опосредуют виды активного взаимодействия индивида со средой, выражающиеся в форме деятельностно-опосредованных, формирующихся на основе ведущей деятельности, осознанных и неосознанных взаимоотношений индивида со своим ближайшим референтным окружением, выступающим в качестве ведущего института социализации.

Нарушения процесса социального развития, приводящие к различным формам отклоняющегося поведения молодых людей, могут происходить за счет различных дефектов, возникающих в любом из перечисленных звеньев в цепи этих социально-психологических детерминант. Поэтому мы считаем необходимым изучение особенностей межличностного взаимодействия молодых людей в различных социальных группах, посредством которого формируются внутренние механизмы регуляции поведения. Возникающие на их основе взаимоотношения могут стать значимыми в генезисе наркотического поведения.

Рассматривая социальные группы или институты социализации, в которых личность вступает в общение, приобщается к системам норм и ценностей, необходимо определить доминирующие институты на данном возрастном этапе, оказывающие непосредственное влияние на развитие системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами окружающей действительности. Важнейшими из этих связей являются межличностные отношения, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми.

В дошкольном возрасте ведущую роль в формировании межличностных отношений и развитии личности ребенка играет семья (стадия ранней и ближайшей социализации). В период школьного обучения число институтов социализации значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место классному коллективу, неформальным группам сверстников. Но семейные отношения все же не теряют своего значения.

В возрастной и социальной психологии в разряд закономерностей введено положение о том, что нарушение или отсутствие истинно личностных, эмоциональных отношений с близкими взрослыми приводит к серьезным искажениям личностного развития детей. Вместе с тем общепризнанным является мнение о том, что влияние близких взрос-

лых на разных возрастных этапах различно. Зарубежные исследователи считают, что с первых лет обучения и до окончания школы влияние сверстников на поведение подростков увеличивается в несколько раз, хотя не менее сильным остается влияние родителей. По концепции Р. М/Шу, наиболее значимыми факторами, детерминирующими поведение подростков, юношества являются (по убывающей) влияние родителей, индивидуальные особенности личности ребенка, социальные и ценностные ориентации, влияние сверстников8.

Если говорить непосредственно о молодёжи, злоупотребляющей наркотическими веществами, то среди факторов, оказывающих несомненное влияние на формирование наркотического поведения, огромная роль принадлежит нарушениям семейных отношений и прежде всего таких, которые имеют хронический характер, что способствует патохарак-терологическому развитию подростков. Так, по данным А.Д. Борохова и Д.Н. Исаева, молодые люди с наркотическим поведением в 89,7% случаев воспитывались в условиях нарушенных семейных отношений. В одних случаях это было родительское неблагополучие: алкоголизм, наркомания, криминальная направленность, психические заболевания родителей или неполные семьи. Но и в формально благополучных семьях, по данным авторов, обнаруживались конфликтные отношения, формальное отношение к воспитанию детей, чаще по типу ги-попротекции (безнадзорности), имели место неприязненное отношение к детям, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. В других случаях отсутствовала положительная идентификация с родителями, отмечались ярко выраженные реакции эмансипации подростков, стремление вырваться в ту среду, где "все дозволено"9.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, в социальном развитии молодых людей особую важность приобретают взаимоотношения со сверстниками, что проявляется в настойчивом стремлении к обществу сверстников, повышенном внимании к их мнению, повышенной потребности в самоутверждении. Одновременно появляются довольно отчетливо выраженное стремление к самостоятельности, автономности от взрослых, эмансипация, выражающиеся в обостренной критичности по отношению к взрослым, родителям, учителям, в повышенной конфликтности с взрослыми. По словам С.А. Беличевой, "подобным образом активно формирующееся у подростка сознание и самосознание "защищается" от внушающего влияния взрослых, от тех неосознаваемых механизмов социализации, которые до сих пор играли ведущую роль в социальной адаптации ребенка"10.

Утвердившимся в психологической науке является мнение о том, что эти явления, характеризующие перестройку отношений с взрослыми и свер-

стниками, - следствия одного и того же процесса активного формирования самосознания, представлений о себе как о субъекте деятельности, общения, познания, что является одной из отличительных черт переходного периода.

По данным ряда исследователей, причинами отклоняющегося, в том числе наркотического, поведения молодых людей могут стать асоциальность референтной группы сверстников в сочетании с де-структивностью социальных связей в формальных и неформальных группах (семья, школа, вуз, общественные, спортивные и другие объединения). Кроме того, отмечается, что отклоняющееся поведение чаще возникает в том случае, если в основе формирования группы и её субкультуры, потребностных структур её членов лежат механизмы компенсации. При этом часто фрустрированные потребности реализуются во всякого рода агрессивных действиях противоправного характера, что и является основой очень легкого и быстрого усвоения подростками ценностей и атрибутики групповой асоциальной субкультуры, отрицания всего того "разумного, доброго, вечного", чему их учат и к чему стремятся приобщить в школе, дома11.

Психологические особенности групповой асоциальной субкультуры делают её особенно привлекательной для подростков, юношества. Особенности групповой субкультуры сверстников определяются следующим образом:

- нормы и ценности групповой субкультуры максимально учитывают психические состояния возрастного одиночества подростков как одного из важнейших элементов кризиса идентичности;

- включаясь в асоциальную подростковую группу с её нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации и компенсации тех неудач (комплекса неполноценности), которые постигли его в обществе;

- в асоциальных подростковых группах не существует двойной морали (официальной и неофициальной). Поэтому нормы и ценности асоциальной субкультуры подросткам кажутся наиболее справедливыми, истинными, благородными;

- сам процесс асоциальной деятельности оказывается для несовершеннолетних привлекательным, поскольку включает элементы социального и физического риска, самые разнообразные экстремальные ситуации, окрашен налетом ложной романтики, таинственности и необычности;

- в асоциальной среде сняты все моральные ограничения, так "стесняющие" поведение подростка в законопослушных общностях, отсутствуют запреты на любую информацию, прежде всего интимную;

- ценности и нормы асоциальной субкультуры способны быстро распространяться в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увле-

чены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов12.

Рассматривая проблему группового общения молодёжи, нельзя не отметить имеющиеся в отечественной и зарубежной психологической науке взгляды, согласно которым реализация потребности самоутверждения, самореализации сопряжена с двумя важнейшими условиями. Во-первых, с наличием определенной сферы деятельности, позволяющей человеку в полной мере реализовать себя. Во-вторых, с наличием признания своей деятельности, особенно со стороны референтной группы сверстников. Содержание референтной деятельности и степень её успешного осуществления подростком является важнейшим условием выбора референтной группы и предпочитаемой среды общения, которая выступает основным, ведущим транслятором социального опыта в подростковом и юношеском возрасте. Характер референтной деятельности опосредует в известной степени межличностные отношения, групповые нормы и ценности, являющиеся, по сути, детерминантами этих отношений, определяя тем самым содержание усваиваемых, интериоризируемых молодым человеком ценностно-нормативных представлений, выступающих в качестве регуляторов общественного поведения. При этом стремление к самоутверждению, стремление к завоеванию признания в своей референтной группе способствует весьма активному включению молодых людей в референтную деятельность, которая и является ведущей деятельностью.

Теоретический анализ проблемы социально-психологической детерминации формирования наркотического поведения молодых людей позволяет нам сделать собственные теоретические выводы, связанные с пониманием механизмов данного поведенческого феномена.

1. Наркотическое поведение молодых людей формируется в процессе межличностного взаимодействия в референтной группе как ситуативные действия в условиях групповой субкультуры, направленные на достижение эмоционально комфортных межличностных отношений, внешних оценок одобрения, популярности и статуса в группе.

2. Механизмами инициации наркотического поведения подростков и юношества, по всей видимости, являются заместительные (компенсаторные) формы реализации наиболее актуализированных потребностей в самоутверждении, признании других, престиже, самоуважении.

3. Подростковая и юношеская субкультура с наркотическими формами поведения является сферой межличностного взаимодействия, обеспечивающей достижение состояния независимости "Я", очерченность границ "Я", придание "Я" некоторой определённости, выраженности, значимости.

Данное видение проблемы социально-психологических детерминант наркотического поведения подростков и юношества позволяет нам определить направления диагностического этапа исследования, которые, на наш взгляд, связаны с психологией социального и межличностного взаимодействия этой категории молодых людей, механизмами интерио-ризации норм и ценностей групповой субкультуры.

1 См.: Фельдштейн Д.Н. Психология развития личности в онтогенезе. М.,1989.

2 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

3 См.: Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

4 См.: Маградзе Н.Г. Природа установки антиобщественного поведения подростка. Тбилиси, 1979.

5 См.: Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.

6 См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

7 См.: Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1998.

8 См.: Willy F.M. Looking for effective drag education programs //Health education research: Theory and practice. 1987. № 4. P. 33 - 458.

9 См.: Ворохов А.Д., Исаев Д.Н. Роль социально-психологических факторов в формировании пристрастия к наркотическим веществам у подростков. СПб., 1989.

10 Величева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С. 39.

11 См.: Там же. С. 48.

12 См.: Там же. С. 63.

УДК 316.7

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А.С. Федотов,

доцент кафедры экономической социологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2003. № 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современный этап российской истории, начало которого относят к середине 80-х гг., рассматривается большинством исследователей как период радикальной трансформации страны. И поэтому его сущностные характеристики находятся в центре внимания отечественного обществознания, активно разрабатывающего теоретический инструментарий анализа и интерпретации российской действительности. Определяющее значение здесь имеет дихотомия "традиция - модернизация", составные элементы которой в большинстве работ предстают как взаимоисключающие системы социальных идей, ценностей и форм социального поведения.

Вместе с тем развитие в условиях современности - это развитие в контексте мирового сообщества с его уже ставшими универсальными политическими, экономическими и культурными связями и отношениями, с его стремлением успешно усваивать достижения других стран, всего того, что во многом определяет иную конфигурацию оппозиции "самобытность - универсальность". Главной становится проблема учета модернизирующейся страной особенностей своего прошлого развития и характера общественных задач, становящихся определяющими для сегодняшнего дня.

В этих условиях не может быть запрограммированности, предуга-данности развития России. Она, как и всякая другая страна, должна будет в разных формах и разными путями вбирать и перерабатывать опыт, достижения других стран в соответствии со своими потребностями и внутренними условиями, историческими традициями развития и менталитетом народа. России придется самостоятельно выбирать и определять свои свободы и меру их соотношения, форму демократии в зависимости от реальной ситуации и прошлого опыта.

В этом контексте в ходе широких дискуссий по проблемам развития России большинство участников исходит из предпосылки о том, что Россия нуждается в структурах и формах общественных отношений, представленных в западной культуре1. В постперестроечной России интенсифицировались модернизационные процессы. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.