Научная статья на тему 'Межконфессиональные и межнациональные отношения в Республики Башкортостан'

Межконфессиональные и межнациональные отношения в Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1376
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО / ПОЛИТИКА / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманов Р. Ф., Вильданов У. С.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с взаимоотношением государства и религиозных объединений. От направления развития религии, от определения ее места в политической и правовой системе Республики Башкортостан, во многом зависит ситуация в самой республике, обеспечение стабильности как в Башкортостане, так и в России в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межконфессиональные и межнациональные отношения в Республики Башкортостан»

УДК 32

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

© Р. Ф. Усманов*, У. С. Вильданов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Достоевского, 131.

Тел.: +7 (347) 228 88 14.

E-mail: u_rim@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы, связанные с взаимоотношением государства и религиозных объединений. От направления развития религии, от определения ее места в политической и правовой системе Республики Башкортостан, во многом зависит ситуация в самой республике, обеспечение стабильности как в Башкортостане, так и в России в целом.

Ключевые слова: право, политика, религиозные объединения, государство.

Во всем мире Российская Федерация является одной из наиболее многонациональных и межкон-фессиональных стран, обладающая уникальным по богатству и многообразию национальным и конфессиональным составом.

На территории Российской Федерации проживает свыше 160 наций и народностей, действует более шести религиозных конфессий. Согласно Конституции РФ, никакая из религий не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14 п.1 Конституция РФ [1]).

Из всех субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан является одним из ключевых регионов, которая располагается в центре Российской Федерации и является как бы минимоделью самой России. В Республики Башкортостан проживают представители более 130 национальностей, которые являются приверженцами различных вероисповеданий и представляют собой широкий спектр этносов, конфессий, культур и языков. При этом каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ст.31 Конституция РБ [2]).

Следует отметить, что, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, Республика Башкортостан обладает большим опытом межкон-фессиональных и межнациональных отношений и этим можно вполне гордиться. На протяжении многих веков на территории Республики Башкортостан в мире и согласии живут люди разных религий и национальностей. Установление преимуществ какой-либо религии, ограничений или иных форм дискриминации в отношении вероисповедания верующих, не допускается (ст.3 п.3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [3]).

Для регулирования межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан существует Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Республики Башкортостан, правовая же основа деятельности данного органа регулируется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкорто-

стан, федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан. При этом отрадно то, что благодаря успешной конфессиональной политике руководства Республики Башкортостан на протяжении последних десятилетий сохраняется стабильная религиозная ситуация, способствующая толерантности различных национальностей. Тем самым, сохраняется межнациональное и межкон-фессиональное согласие между гражданами различных вероисповеданий.

В Республике Башкортостан самыми крупными конфессиями являются ислам (67%), православие (22%) и различные протестантские течения (11%) из всего числа верующих. При этом руководство Республики Башкортостан максимально пытается учитывать особенности этноконфессиональ-ного состава населения и одинаково относиться ко всем конфессиям и тем самым, обеспечивая конституционное равенство всех религий, которые находятся на территории Республики Башкортостан. В свете этой политики руководство республики в последние годы возвратило многие культовые здания религиозным объединениям, восстанавливало и реконструировало действующие религиозные здания, оказывая благотворительную помощь религиозным организациям и объявляя нерабочими днями большие религиозные праздники (ураза-байрам, курбан-байрам, рождество, пасха). (Хасанова А.Г. дис.Религиозные объединения Республики Башкортостан кандидата исторических наук Уфа 2007 стр.199 [4]).

Несмотря на то, что руководство Республики Башкортостан проводит полноценную работу по сохранению и развитию национальных культур, традиций и обычаев народов республики, чрезвычайно актуальной остается угроза обострения межнациональных и межрелигиозных противоречий. С данным явлением сталкиваются многие страны. И являясь свидетелями того, что происходит в странах, где произошли революции и, увидев, в каком состоянии находятся граждане этой страны, мы можем предполагать, что может случиться в нашей

* автор, ответственный за переписку

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2O12. Т. 17. №1(1)

68З

стране, если не уделять пристального внимания конфессиональным отношениям в нашей республике. Ведь, и в России были события, сталкивающие между собой различные национальности. Мы не должны относиться пренебрежительно такого рода событиям, так как это может стать чрезвычайно опасным для нашего общества в целом.

Мы считаем, что сохранение и укрепление межнационального мира и согласия в нашей многоконфессиональной стране - это серьезная задача, которая должна координироваться государством в отношение различных конфессий. Являясь гражданами Российской Федерации, мы все вместе, вне зависимости от национальности и вероисповедания, представляем собой российскую нацию, так как от толерантности к другим нациям зависит наше будущее и будущее нашей страны. Поэтому, по нашему мнению, в Башкортостане быстрыми темпами должна развиваться государственная конфессиональная политика. И это является одной из самых главных задач для руководства Республики Башкортостан.

Отметим, что правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года нового учебного курса по «Основам религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях страны. На выбор предлагают курсы по основам традиционных для России религий - православию, исламу, иудаизму, буддизму. Кроме того, есть «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками», а также основы светской этики.

Мы считаем, что это очень своевременное и важное решение правительства Российской Федерации, ведь толерантные отношения необходимо строить с детства. Ведь именно подрастающее поколение подвержено национальной и радикальной идеологии. Но при этом не стоит забывать и тот факт, что в Республики Башкортостан существуют национальные и экстремистские группы и они все чаще проявляют свою заинтересованность в отношении молодежи. А она легко поддается обработке идеологией фанатизма, шовинизма, расизма, национализма, экстремизма. С каждым годом все больше и больше становятся преступления экстремистского характера. И не секрет, что и в Республики Башкортостан существуют международные террористические организации «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», «Аль-Каиды». В основном, эти организации завлекают в свою среду социально незащищенную молодежь.

Все национальности Республики Башкортостан, независимо от вероисповедания, должны беспокоиться о безопасности и целостности нашего государства. Тем более, в последние годы начались появляться молодежные организации радикального, экстремистского толка, объединяющиеся на почве ксенофобии, национализма, исламофобии. Все сильнее возрастает влияние зарубежных ис-

ламских организаций на деятельность мусульманской общины России. В свое время много молодых мусульман России проходили обучение в зарубежных исламских учебных заведениях. Все они получили образование, но отличающееся от специфики российского ислама. Тогда в страну резко хлынуло поток исламской литературы экстремистского содержания.

Некоторые из молодых людей, которые уезжали учиться в зарубежные исламские учебные заведения, получили мусульманское образование, но с идейным течением ваххабизма. Тем самым они ввезли в нашу страну ислам нетрадиционного характера, неспецифичного для России. Ведь, эти самые люди обучают новое поколение социально не окрепшей молодежи, тем самым, направляя их в сторону исламского радикального течения.

Именно, учитывая это положение дел, в Республике Башкортостан активно начали проводиться мероприятия по улучшению межконфессиональных и межнациональных отношений. Большая работа проводится мусульманским духовенством с верующей молодежью.

Все вышеизложенные факты говорят о необходимости поддержки традиционных мусульманских духовных центров России в осуществляемых ими проектах по развитию исламской культуры, пропаганде толерантности, веротерпимости, недопущения исламофобии и разделения общества по национальному и религиозному признакам, просветительской деятельности, противодействующая распространению экстремизма и террориз-ма.(Малашенко А.В. Ислам и политика в современной России/Мусульмане изменяющейся России. М.:РОССПЕН, 2002. стр.7-24 [5]).

Действительно, в Башкортостане идут сложные этнические, этноконфессиональные, этнополи-тические процессы, требующие создания в республике научно-исследовательского центра по изучению межконфессиональных процессов. При этом главы администрации городов и районов республики должны найти общее согласие с религиозными организациями для приложения совместных усилий по противодействию экстремизму и решению социальных проблем общества. Однозначно, что в этом плане проводится большая работа. В настоящее время в Башкортостане открыт исламский университет Центрального духовного управления мусульман России. Партнером данного университета является Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. Кроме Российского исламского университета в республике действуют 4 медресе. Также в религиозных организациях существуют учебные группы, в которых могут обучаться все желающие. Для полноценной деятельности религиозные объединения располагают большой полиграфической базой, издают газеты, журналы, детские религиозные пособия (Козлова Н. В. дис. Государственное регулирование

деятельности религиозных объединений в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ. кандидата юридических наук Уфа 2004 стр. 196 [6]).

Поэтому нам необходимо усилить нашу работу в плане проведения совместных с религиозными организациями, научными и общественными кругами мероприятий, оказывающих благотворное влияние на укрепление цивилизованных толерантных отношений, как между религиозными объединениями, так и с представителями властных структур. Руководство республики должно содействовать возрождению религиозной жизни своего общества. Для этого республиканские органы государственной власти должны тесно сотрудничать с религиозными организациями в сфере культуры, образования, социального служения, благотворительности, борьбы с религиозным экстремиз-мом.(Юнусова А. Б, «Системообразующие меж-конфессионального согласия и толерантности в поликонфессиональном Башкортостане // Башкортостан евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности. Уфа 2002 стр. 33-42 [7]).

Резюмируя эту статью, отметим, что необходим комплексный анализ вопросов правового и политического регулирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан и в России в целом, оценка современного состояния конфессиональной обстановки в самой республике, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности религиозных объединений на территории Республики Башкортостан. Для этого необходимо исследовать историю становления и современное состояние политических и конституционно-правовых основ регу-

лирования деятельности религиозных объединений в Республике Башкортостан, а также дать правовую и политическую оценку состояния этноконфессио-нальных отношений в Республике Башкортостан, определить тенденции и перспективы их правового и политического регулирования. А все это требует разработки методологических оснований и принципов к анализу правовых мер, направленных на разрешение этноконфессиональных конфликтов. Только в данном случае мы можем дать конкретные предложения по совершенствованию законодательной базы взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений в Республике Башкортостан.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. №237.

2. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. №ВС - 22/15.

3. Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125.

4. Хасанова А. Г. дис. Религиозные объединения Республики Башкортостан. кандидата исторических наук. Уфа, 2007. С. 199.

5. Малашенко А. В. Ислам и политика в современной России/Мусульмане изменяющейся России.:РОССПЕН, 2002. С. 7-24.

6. Козлова Н. В. дис. Государственное регулирование деятельности религиозных объединений в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ. кандидата юридических наук. Уфа, 2004. С. 196.

7. Юнусова А. Б. «Системообразующие межконфессионального согласия и толерантности в поликонфессиональном Башкортостане // Башкортостан евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности. Уфа 2002 г. С. 33-42.

Поступила в редакцию 10.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.