Научная статья на тему 'Задачи и функции органов исполнительной власти Южного Урала в области конфессиональной политики в 90-е годы XX начале XXI века'

Задачи и функции органов исполнительной власти Южного Урала в области конфессиональной политики в 90-е годы XX начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
466
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ / КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / КОМИТЕТ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ / ОТДЕЛ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна

Автором рассмотрена деятельность органов исполнительной власти в сфере реализации конфессиональной политики в субъектах Российской Федерации Южного Урала. В частности, в статье освещена работа Совета по делам религий Республики Башкортостан, Отдела по связям с религиозными организациями Оренбургской области и Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Назарова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и функции органов исполнительной власти Южного Урала в области конфессиональной политики в 90-е годы XX начале XXI века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 4 (142). История. Вып. 29. С. 113-121.

Ю. В. Назарова

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЮЖНОГО УРАЛА В ОБЛАСТИ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В 90-е ГОДЫXX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Автором рассмотрена деятельность органов исполнительной власти в сфере реализации конфессиональной политики в субъектах Российской Федерации Южного Урала. В частности, в статье освещена работа Совета по делам религий Республики Башкортостан, Отдела по связям с религиозными организациями Оренбургской области и Комитета по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культурными объединениями Челябинской области.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Комиссия по вопросам религиозных объединений, Совет по делам религий, Комитет по взаимодействию с религиозными объединениями, Отдел по взаимодействию с религиозными организациями.

Демократические изменения, характерные для постсоветского периода развития государства и общества, затронули не только государственное и политическое устройство страны, но и существенным образом трансформировали сферу государственно-конфессиональных отношений. Актуальность обозначенной темы определяется кардинальными переменами общественно-политической жизни России в 90-е гг. ХХ в. и обусловлена необходимостью обобщения опыта реализации конфессиональной политики государства в субъектах Российской Федерации Южного Урала. Разрушение старой концепции государственного регулирования, упразднение системы органов, обеспечивающих взаимодействие государства с религиозными объединениями, привели к необходимости создания подразделений по взаимодействию с религиозными объединениями на всех уровнях власти. На федеральном уровне такими структурами стали: Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, Комитет Государственной Думы РФ по делам общественных и религиозных объединений.

В субъектах Российской Федерации Южного Урала структурами по взаимодействию с религиозными объединениями определены: Совет по делам религий при Кабинете Министров Республики Башкортостан, Комитет по взаимодействию с общественными, религиозными и национально-культур-

ными объединениями Главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области и Отдел по взаимодействию с религиозными организациями Управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями Министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Перед региональными органами исполнительной власти встала проблема формирования новой системы государственно-конфессиональных отношений. В каждом субъекте РФ выстраивается своя схема взаимодействия с религиозными структурами, которая зависит от многих факторов.

Обозначенную проблему в своих трудах затрагивали многие исследователи. Работы

А. А. Нуруллаева посвящены гармонизации отношений между государством и религиозными объединениями, который прогнозирует пути развития государственно-конфессиональных отношений и предлагает рекомендации по оптимизации взаимоотношений между конфессиями1.

Профессор М. И. Одинцов, выделяет три уровня государственно-конфессиональных отношений: концептуальный, законодательный и организационно-управленческий. Конституционно-правовой аспект взаимосвязи государства и религиозных объединений нашел отражение в работе А. И. Кудрявцева2. Организационно-управленческий аспект взаимоотношений исполнительных органов

власти и религиозных объединений отмечен в диссертации исследователя Л. Г. Рагозиной3.

Особенности формирования системы государственного и муниципального управления в 90-е гг. ХХ в. в Российской Федерации в целом раскрываются в работах следующих авторов: Г. В. Атаманчука, В. В. Гончарова, Н. А. Емельянова, Е. В. Охотского, О. Ф. Шаброва, А. Н. Широкова4.

В трудах авторов В. А. Алексеева, И. Я. Кантерова, Г. М. Керимова, И. Н. Яблокова5 рассматривается механизм формирования взаимодействия и развитие диалога между властными структурами и религиозными объединениями.

Решение проблем взаимодействий основных субъектов конфессиональной политики представлено в работах В. И. Гараджи, Л. И. Митрохина, М. Г. Писманика, Д. М. Угриновича6 и др.

Процесс формирования конфессиональной политики в России, возможность перехода от закрытых двухсубъектных государственно-конфессиональных отношений к публичной многосубъектной конфессиональной политике рассмотрены С. Градировским и Е. Малаховой7.

Профессор А. Б. Юнусова внесла значительный вклад в изучение ислама, религиозного возрождения и государственно-конфессиональных отношений в Республике Башкортостан. Исследователь С. Филатовым приходит к выводу, что религиозные ориентации и интересы представленных в Башкирии народов переплетены исторически8.

Г. Б. Фаизов, освещая историко-философские и социологические аспекты взаимоотношений государства с исламом, выделяет понятие «государственно-исламские отношения» из всей совокупности «государственноконфессиональных отношений»9.

Особенности политики государства по отношению к религиозным объединениям в многонациональном и многоконфессиональном регионе Поволжья и Приуралья, отмечены в работах Р. А. Набиева10.

Особенностям формирования новой системы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Республике Башкортостан посвящено исследование Р.М. Мухаметзяновой, организационную структуру религиозных объединений Республики Башкортостан представила в диссертации А. Г. Хасанова11.

Взаимоотношения Русской Православной Церкви с государственными органами и учреждениями Челябинской области в постсоветский период рассматриваются в статьях исследователей И. И. Аносова, Е. М. Есиковой, И. Рысенко12. Отношения современной российской интеллигенции и церкви в Челябинской области рассматривали челябинские историки С. С. Загребин, П. Б. Уваров и А. В. Ермолюк13.

Отдельные аспекты государственноконфессиональных отношений нашли отражение в трудах исследователей И. М. Габдулгафаровой, С. В. Джораевой, М. Н. Ефименко и др14.

Особенности реализации государственно-конфессиональных отношений в постсоветский период в Оренбургской области нашли отражение в труде В. В. Амелина «Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период)15.

Взаимоотношения государственных институтов и религиозных структур обусловило воссоздание во многих субъектах Федерации подразделений по взаимодействию с религиозными объединениями в различных организационно-правовых формах. Исходя из организационно-правового статуса этих подразделений, условно выделяют следующие структуры16:

1) самостоятельные подразделения, функциональной обязанностью которых является решение проблем сугубо религиозной сферы. Они имеют непосредственный выход на главу региона или его заместителя. Например, Министерство культуры и по делам религий (Республика Калмыкия), Совет по делам религий (Татарстан, Башкортостан), Комитет по связям с религиозными объединениями (Республика Дагестан, Кемеровская, Новосибирская, Оренбургская области, г. Москва), отдел по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте (Республика Тыва и др.).

2) несамостоятельные подразделения, являющиеся структурным частями департаментов, управлений, комитетов:

а) подразделения, функциональные обязанности которых напрямую (как и в первом случае) связаны с решением религиозных вопросов. Например, отделы по связям с религиозными объединениями (Удмуртская республика, Краснодарский край, Астраханская,

Белгородская, Иркутская, Московская, Пензенская области, г. Санкт-Петербург), секторы по взаимодействию с религиозными объединениями (Приморский край, Омская область);

б) подразделения, в функциональных обязанностях которых религиозные вопросы совмещаются с другими направлениями деятельности: отдел по взаимодействию с общественными и религиозными организациями, партиями, населением и т. д. (Хабаровский край, Костромская область), отдел по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями (Камчатская область, Челябинская область, Чувашская республика), сектор межнациональных отношений и по связям с религиозными объединениями (Республика Бурятия) и т. д.

3) отдельные должности: советник

Президента (губернатора, главы администрации, председателя Правительства республики) по делам религий (республика Адыгея, Хакасия), советник заместитель главы республики по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями (Коми), консультанты (Республика Карелия, Амурская, Архангельская, Вологодская, Ивановская, Самарская, Тамбовская, Тверская, Читинская области), уполномоченные (Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский край, Пермская и Тульская области), главный специалист по вопросам свободы совести (Кировская область).

Южно-Уральский регион объединяет Оренбургскую, Челябинскую области и Республику Башкортостан. В основе выделения региона лежат историко-культурные, природные, географические, социальные, экономические факторы. Процессы взаимодействия и взаимного влияния затронули обозначенные субъекты Российской Федерации.

В Республике Башкортостан был сохранен Совет по делам религий при Кабинете Министров РБ, что сыграло положительную роль в становлении и развитии взаимоотношений между органами власти и религиозными объединениями. В республике в связи с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» и в целях сохранения меж-конфессионального согласия, обеспечения гражданам права на свободу вероисповеда-

ния Кабинет Министров Башкортостана постановлением от 1998 г. утвердил Положение о Совете по делам религий при Кабинете Министров РБ17.

Совет в нынешнем виде существует с 16 ноября 1990 г., когда аппарат Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР согласно союзному Закону «О свободе совести» был упразднен18. Совет наделен правом запрашивать у любой организации в республике и получать информацию относительно деятельности религиозных объединений. Совет предоставляет в органы государственной власти, местного самоуправления информацию по интересующим их вопросам.

Совет регулярно обобщает религиозную обстановку в республике в целом и по отдельным районам, в частности, готовит информацию по проблемам взаимоотношений между органами государственной власти и религиозными организациями, вырабатывает рекомендации, активно участвует в обсуждении законопроектов, документов Правительства РБ относительно деятельности религиозных организаций, осуществляет прием граждан по вопросам свободы совести и исполнению законодательства19.

Основными направлениями деятельности Совета по делам религий являются: изучение и анализ практики применения на территории республики законодательных актов о свободе совести и вероисповедания; разработка для органов государственной власти информационно-методических, консультативных материалов по вопросам свободы совести и государственно-церковных отношений; организация конференций, «круглых столов» и семинаров по всему спектру вопросов, касающихся соблюдения Закона Республики Башкортостан «О свободе совести и вероисповедания в Республике Башкортостан»; содействие средствам массовой информации в освещении вопросов, касающихся реализации прав граждан на свободу совести и правового регулирования государственно-церковных отношений. К направлениям деятельности Совета также относятся: осуществление приема граждан, духовенства и верующих по вопросам свободы совести и межконфессио-нальных отношений; запрашивание и получение сведений и материалов из министерств и ведомств по вопросам свободы совести и

исполнения законодательных актов в этой об-ласти»20.

Таким образом, Совет по делам религий при Кабинете Министров Республики Башкортостан имеет статус республиканского органа, образованного для регулирования взаимоотношений с религиозными объединениями.

В Челябинской области в 1995 г. постановлением главы администрации Челябинской области служба Уполномоченного по связям с религиозными организациями была преобразована в Комитет по связям с религиозными организациями администрации Челябинской области21. Новый орган подчинялся непосредственно главе администрации области, который назначал председателя комитета. Деятельность комитета способствовала установлению связи и взаимоприемлемых отношений между государственными, общественными и религиозными организациями, а также соблюдению на всей территории области принципа свободы совести, закрепленного в Конституции Российской Федерации. Комитет обязывался оказывать религиозным объединениям консультативную и посредническую помощь в решении различных вопросов (строительство и реставрация храмов, открытие церковно-приходских школ, приобретение религиозной литературы и т. д.). По запросам государственных органов комитет готовил заключения по проблемам, требующим решения властных инстанций, проведения с администрациями городов и районов методической работы по вопросам, связанным с исполнением вероисповедного законодательства. Постановлением Главы администрации от 20 февраля 1997 г. данный комитет был ликвидирован. 24 февраля 1997 г. создан Комитет по делам национальных, религиозных и общественных организаций при Главном управлении информационных и общественных связей по Челябинской области22.

В 1998 г. на базе Главного управления информационных и общественных связей администрации создано информационно-аналитическое управление, в состав которого вошел Комитет по делам национальностей, религиозных и общественных организаций23.

Рассмотренные реорганизационные мероприятия мотивировались стремлением руководства области сделать проводимую конфессиональную политику максимально эф-

фективной в условиях увеличения количества религиозных организаций на территории Челябинской области.

В Оренбургской области за период с 1981 по 1995 гг. в структуре подчиненности органов исполнительной власти произошли следующие изменения: до февраля 1991 г.

- Уполномоченный Совета по делам религий по Оренбургской области подчинялся Совету по делам религий при Совете Министров СССР.

Исполнительный комитет областного Совета народных депутатов образует отдел по делам религий облисполкома24. В Положении

об отделе по делам религий отмечено, что отдел являлся рабочим органом исполкома областного совета народных депутатов и работает под его непосредственном руководством. Отдел осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с депутатами комиссий областного Совета25.

На основании решения облисполкома от

27 февраля 1991 г. № 48 в структуру областного Совета народных депутатов вводится отдел по делам религии и вероисповеданий, который координировал повседневную организационную и политическую работу по налаживанию конструктивного сотрудничества верующих и неверующих; установлению взаимоприемлемых отношений между государственными органами и религиозными объединениями; соблюдению на всей территории области принципов свободы совести, а также реализации права граждан на пользование этой свободой26.

Распоряжением Главы администрации области от 1 ноября 1991 г. № 1-р Оренбургский областной исполнительный комитет был ликвидирован, а его правопреемником объявлен Глава администрации области27. 29 декабря 1991 г. № 152 в структуру областной администрации введена служба Уполномоченного по связям с религиозными объединениями28.

На основании распоряжения главы администрации области от 6 апреля 1992 г. № 326 служба Уполномоченного по связям с религиозными объединениями переименована в комитет по связям с религиозными объедине-ниями28.

В 2004 г. Комитет по связям с религиозными организациями реорганизован в отдел, который вошел в состав Комитета по делам национальностей и связям с религиозными

организациями. Согласно Положению отдел

- это структурное подразделение администрации области, который работает под непосредственным руководством заместителя Главы администрации области - начальника информационно-аналитического управления. Отдел является экспертным, консультативным, информационным и координационным центром, осуществляющим совместно с администрациями городов и районов области повседневную деятельность по налаживанию конструктивного сотрудничества верующих и неверующих, устанавливает связь и взаимоприемлемые отношения между государственными, общественными и религиозными организациями.

Задачами и функциями отдела являются: оказание практической помощи и непосредственное участие в установлении связей между религиозными, общественными, государственными организациями; содействие единообразному пониманию и соблюдению на всей территории области принципов свободы совести, закрепленных законодательством Российской Федерации; организаторская и методическая работа с администрациями городов и районов области по возникшим проблемам; пропаганда российского патриотизма среди верующих и духовенства за счет обеспечения свободы совести, невмешательства во внутренние дела религиозных организаций, оказания им помощи в возрождении и совершенствовании духовности, нравственности через этнические поучения различных религий; формирование информационного банка данных о религиозных организациях области; оказание содействия религиозным организациям по развитию тех видов деятельности, которые объединяют верующих и неверующих в защите окружающей среды, сохранении памятников культуры и истории, благотворительности и т. д.; организация и проведение религиоведческих экспертиз, выработка и предоставление, в необходимых случаях, официальных заключений по запросам органов управления и суда.

Отдел по связям с религиозными организациями входит в Управление по связям с общественными, национальными и религиозными организациями, которое, в свою очередь, представлено в структуре Министерства информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Формирование постсоветской системы взаимоотношений органов исполнительной власти и религиозных объединений характеризуется процессом поиска взаимоприемлемых форм отношений.

Для обеспечения стабильности и позитивного развития религиозной жизни на Южном Урале органы исполнительной власти в рамках своей компетенции создают условия для включения религиозных объединений в жизнь общества. Одним из способов социализации религии является установление социального партнерства органов исполнительной власти и религиозных объединений. Целью такого социального партнерства является укрепление общественной стабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов Южного Урала, религиозных объединений и граждан.

Например, на территории Челябинской области распространяются следующие формы взаимодействия исполнительных органов власти и религиозных объединений: приглашение священнослужителей на различные официальные мероприятия; включение священнослужителей в разного рода советы и комиссии, отвечающие за социальные вопросы; совершенствование религиозных таинств и обрядов в пределах зданий, занимаемых государственными органами и учреждениями.

Руководство Челябинской области в середине 1990-х гг. начинает строить систему отношений с ведущими конфессиями региона. Заключены соглашения о сотрудничестве в культурно-образовательной и социальной сферах с Русской Православной церковью (1997 г.), Центральным духовным управлением мусульман России и европейских стран СНГ (1998 г.) и Русской Православной Старообрядческой церковью (2000 г.). Соглашение о сотрудничестве также заключены между Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области и Челябинской епархией Русской Православной церкви, которое предоставило новые возможности духовного возрождения общества, осужденные получили возможность более полно реализовывать свои права и свободы.

В Оренбургской области налажен диалог с религиозными организациями. Примером

тому может служить подписание Протокола

о намерениях между министерством и Оренбургской и Бузулукской епархией Русской Православной церкви. Аналогичный Протокол подписан Духовным управлением мусульман Оренбургской области. Предметом Соглашений является вопрос координации деятельности подписавшихся сторон в сферах: разработки и реализации совместных программ и проектов в области образования, нравственного и патриотического воспитания, культуры, духовного просвещения, благотворительности, социальной работы, возрождения духовности личности и общества; выявления, сохранения и использования историко-культурного наследия Оренбургской области; использование средств массовой информации в целях создания совместных образовательных и просветительских программ и публикаций, способствующих духовнонравственному и патриотическому воспитанию человека29.

Министерство содействует предоставлению, в соответствии с действующим законодательством, религиозным организация финансовой, материальной и иной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, оказывает помощь в проведении сертификации преподавателей, лицензировании и аттестации негосударственных религиозных образовательных учреждений, способствует оформлению документов и регистрации мусульманских общин на территории области. Например, в рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010» государственные органы оказывают реальную помощь религиозным организациям в реставрации памятников культуры и архитектуры федерального значения. Восстанавливается храм - памятник архитектуры XIX в. вс. Тугустемир Тюльганского района, проводятся реставрационные работы в историко-архитектурном комплексе «Караван-Сарай». В 2007 г. в рамках вышеназванной программы на продолжение работ было выделено более

7 млн р. 29

Государство оказывает содействие не только в вопросах финансирования, но и в передаче ранее принадлежавших религиозным организациям культовых объектов. К примеру, Оренбургской епархии в 2007 г. мэрией Оренбурга была передана часть поме-

щений бывшего здания семинарии на улице Челюскинцев, ныне занимаемого кадетским училищем.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций отчетливо проявляются в реальной помощи, оказываемой главами городов и районов области в строительстве на территориях муниципальных образований культовых объектов. Многие из них оказывают не только организационную поддержку, но и предоставляют необходимую технику и материалы. Примером продуманной политики в работе с конфессиями является строительство 33 православных храмов и 14 мусульманских мечетей в городах Оренбурге, Орске. Бугуруслане, Бузулуке, Новотроицке, Медногорске и районах: Адамовском, Александровском,

Оренбургском, Кваркенском, Красногвардейском, Новосергиевском, Новоорском, Саракташском, Сакмарском, Тюльганском, Тоцком и др. 29

Практика последних лет показывает, что религиозные объединения способны внести весомый вклад в разрешение проблем, связанных с мировоззренческим, психологическим личностном кризисом, с потребностью в духовной поддержке, восстановлением системы нравственных ориентиров, речь идет о проблемах наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации заключенных, профилактики детской и подростковой преступности, об укреплении семейно-брачного института. Значительную поддержку религиозные объединения способны оказывать в тех видах помощи нуждающимся, которые сопряжены с необходимостью долго выдерживать значительные психологические перегрузки. Сюда относят создание религиозными объединениями домов престарелых, домов инвалидов, хосписов, где пациенты могут получать как полноценный уход, так и духовную поддержку. Предоставление самим верующим возможности, работая в таких заведениях, реализовать свои потребности в самоотдаче, социальном служении является не только важным смыслообразующим фактором для отдельной личности, но и позитивным противовесом известным деструктивным тенденциям в современном российском обществе.

Органы государственной власти вправе финансировать благотворительные программы и размещать социальные заказы исключительно на конкурсной основе, что должно

обеспечивать выбор и поддержку наиболее эффективно работающих благотворительных организаций. Государственная поддержка благотворительной деятельности компенсируется тем, что благотворители снимают часть расходов с государственных и местных бюджетов.

Взаимоотношения церкви как социального института и государства изменяются по мере политико-идеологических трансформаций. Религиозные организации выполняют культовую, социальную. Миссионерскую, хозяйственную и иные функции в обществе. Однако, считаем, что внекультовая деятельность религиозных организаций должна быть под контролем государственных органов, иначе предоставленная свобода перерастет в бесконтрольность и будет иметь негативные последствия для общества.

Одной из задач исполнительных органов власти в области взаимодействия с религиозными объединениями является осуществление координационной деятельности по организации взаимодействия субъектов конфессиональной политики. Для постсоветского периода характерно проведение научных конференций, «круглых столов», семинаров, способствующих установлению социального партнерства как модели взаимодействия исполнительных органов власти и религиозных объединений. Конструктивное взаимодействие властных и религиозных структур помогает сохранять межконфессиональный мир на Южном Урале и удовлетворять религиозные потребности30.

Исполнительные органы власти в субъектах Южного Урала являются экспертными, консультативными, информационными и координационными центрами, осуществляющими совместно с администрациями городов и районов области повседневную деятельность по налаживанию конструктивного сотрудничества верующих и неверующих, устанавливают связь и взаимоприемлемые отношения между государственными, общественными и религиозными организациями.

Примечания

1 Нуруллаев, А. А. Равенство религий перед законом - важное условие гармонизации меж-конфессиональных и межнациональных отношений / А. А. Нуруллаев // Государственно-

церковные отношения в России. - М., 1993. -С. 27-32; Нуруллаев, А. А. Проблемы гармонизации межконфессиональных отношений в России / А. А. Нуруллаев // Религиозный диалог : Лицом к лицу. - М., 1999. - С. 34.

2 См.: Кудрявцев, А. И. Государственно-церковные отношения в Российской Федерации в 90-е годы XX века : конституционно-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. ист. наук /

A. И. Кудрявцев. - М. : РАГС, 1999.

3 См.: Рагозина, Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы XX века : организационно-управленческий аспект взаимоотношений : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук / Л. Г. Рагозина.

- М. : РАГС, 1999.

4 См.: Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. - М., 1997; Гончаров,

B. В. В поисках совершенства управления : Руководство для высшего управленческого персонала. - М., 1993; Емельянов, Н. А. Становление местного самоуправления в России : конституционные нормы и реальность / Н. А. Емельянов. - Тула, 1997; Охотский, Е. В. Реформа структур исполнительной власти и меры по стабилизации государственной службы в Российской Федерации / Е. В. Охотский, В. Я. Граждан.

- М., 1996; Шабров, О. Политическое управление/ О. Шабров. - М., 1997; Широков, А. Н. Местное самоуправление в политической системе современной России : особенности и проблемы становления / А. Н. Широков.

- СПб., 1997.

5 Алексеев, В. Постперестройка : несвободная совесть / В. Алексеев. - М., 1992; Кантеров, И. Экспертные советы как субъекты конфессиональной политики / И. Кантеров // Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003; Керимов, Г. М. Ислам и мусульманские организации в современном российском государстве / Г. М. Керимов // Государственноцерковные отношения в России. - М., 1993; Яблоков, И. Н. Религиоведение : учеб. пособие и учеб. словарь-минимум по религиоведению // И. Н. Яблоков. - М., 2002.

6 Гараджа, В. И. Религиоведение /

В. И. Гараджа. - М., 1995; Гараджа, В. И. Социология религии / В. И. Гараджа. - М., 1995; Митрохин, Л. Н. Религия и политика / Л. Н. Митрохин // Вопр. науч. атеизма. - 1985.

- № 33; Митрохин, Л. Свобода совести в се-

годняшней России / Л. Н. Митрохин // Рос. обозреватель. - 1996. - № 5; Митрохин, Л. Н. Религиозная ситуация в современной России / Л. Н. Митрохин // Соц. исслед. - 1995. - № 11; Писманик, М. Г. Комплексный подход в индивидуальной работе с верующими / М. Г. Писманик. - М., 1981; Угринович, Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович.

- М., 1985.

7 Преодолевая государственно-конфессиональные отношения. - Н. Новгород, 2003.

8 Филатов, С. Башкортостан: религия и власть / С. Филатов, А. Щипков // Дружба народов.

- 1996. - № 5; Филатов, С. Религия и общество в Башкортостане / С. Филатов // Религия и общество. - 2002; Филатов, С. Статистика российской религиозности : магия цифр и неоднозначная реальность / С. Филатов // Россия и мусульм. мир. - 2005. - № 10.

9 Фаизов, Г. Б. Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье / Г. Б. Фаизов. - Уфа, 1995.

10 Набиев, Р. А. На путях научного мировоззрения : История, Проблемы, Уроки / Р. А. Набиев. - Казань, 1991; Набиев Р.А. Ислам и государство: культурно-историческая эволюция мусульманской религии на европейском Востоке. - Казань, 2002.

11 Xасанова, А. Г. Религиозные объединения Республики Башкортостан в 1985-2005 гг. : ав-тореф. дис. ... канд. ист. наук / А. Г. Xасанова.

- Уфа, 2007.

12 Аносов, И. И. СМИ как один из факторов стабилизации меж- и внутриконфесси-ональных отношений в России и регионе / И. И. Аносов // Этноконфессиональный диалог : состояние, противоречия, перспективы развития : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2002; Аносов, И. И. Государственная национальная политика в Челябинской области : проблемы и перспективы / И. И. Аносов // Этнокультурное многообразие народов России как фактор стабильности в обществе : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2004; Аносов, И. И. Государственная вероисповедная политики как условие суверенной демократии / И. И. Аносов // Роль религии в становлении российской государственности : исторический опыт и современность : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. - Магнитогорск; Челябинск, 2007; Аносов, И. И. Государственная вероисповедная политика в условиях глобального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

информационного общества / И. И. Аносов // Современное состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в регионах России : проблемы повышения толерантности населения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2007; Аносов, И. И. Тонкости национальной политики / И. И. Аносов // Западно-восточный альянс.

- 2007. - № 10.

13 Ермолюк, А. В. Взаимоотношения Русской православной церкви и интеллигенции в 1988-2000 гг. (по материалам Челябинской области): автореф. дис. . канд. ист. наук /

А. В. Ермолюк. - Челябинск, 2007.

14 Габдулгафарова, И. М. Xристианско-ис-

ламское взаимодействие в евразийском пространстве / И. М. Габдулгафарова // Этноконфессиональный диалог : состо-

яние, противоречия, перспективы развития. - Оренбург, 2002; Габдулгафарова, И. М. Толерантность - ценность религиозной культуры / И. М. Габдулгафарова // Этнокультурное многообразие народов России как фактор стабильности в обществе. - Оренбург, 2004; Габдулгафарова И. М. Ислам / И. М. Габдулгафарова // Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области. - Оренбург, 2007; Джораева, С. В. Проблемы правового регулирования деятельности религиозных организаций / С. В. Джораева // Этноконфессиональный диалог : состояние, противоречия, перспективы развития. - Оренбург, 2002; Джораева,

С. В. Региональные особенности государственно-конфессиональных отношений /

С. В. Джораева // Современное состояние межэтнических и этноконфессиональных отношений в регионах России: проблемы повышения толерантности населения. - Оренбург, 2007; Ефименко, М. Н. Проблемы регионального религиозного традиционализма / М. Н. Ефименко // Этноконфессиональный диалог : состояние, противоречия, перспективы развития. - Оренбург, 2002; Ефименко, М. Н. Национальное и конфессиональное к вопросу о религиозном посредничестве / М. Н. Ефименко // Этнокультурное многообразие народов России как фактор стабильности в обществе. - Оренбург, 2004; Ефименко, М. Н. Веротерпимость как основа межконфессионального согласия и диалога / М. Н. Ефименко // Современное состояние межэтнических и этноконфессиональных от-

ношений в регионах России: проблемы повышения толерантности населения. - Оренбург, 2007; Ефименко, М. Н. История формирования поликонфессионального пространства Оренбуржья / М. Н. Ефименко // Конфессии и религиозные объединения Оренбургской области. - Оренбург, 2007.

15 Амелин, В. В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье (постсоветский период) /

В. В. Амелин. - Оренбург : Изд. центр ОГАУ, 2007. - 100 с.

16 Рагозина, Л. Г. Исполнительные органы власти и религиозные объединения России в 90-е годы ХХ века : организационно-управленческий аспект взаимоотношений : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук / Л. Г. Рагозина.

- М., 1999. - С. 18.

17 Постановление Кабинета Министров «О совершенствовании форм и методов работы Совета по делам религий при Кабинете Министров Республики Башкортостан» от 3 нояб. 1998 г. // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. - 1998. - № 25.

- Ст. 1137.

18 Муратшин, А. Н. Законность - залог меж-конфессионального согласия и реализации права на свободу совести и вероисповедания / А. Н. Муратшин // Межкультурный диалог на евразийском пространстве : Башкортостан

- евразийская модель межконфессионального согласия и толерантности : материалы между-нар. научн. конф. (Уфа, 30 сент. - 2 окт. 2002 г.). - Уфа : БашГУ, 2002. - С. 5.

19 Муратшин, А. Н. В обстановке веротерпимости и согласия // Ватандаш. - 2001. - № 11.

- С. 188.

20 Положение о Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Башкортостан // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. - 1998. - № 25.

- Ст. 1138.

21 ОГАЧО. Ф. Р-700. Оп. 1. Д. 185. Л. 169.

22 ОГАЧО. Ф. Р-700. Оп. 1. Д. 329. Л. 11.

23 Там же. Д. 566. Л. 35.

24 ГАОО. Ф. 1014. Оп. 4. Д. 2429. Л. 155.

25 Там же. Л. 156.

26 ГАОО. Ф. 617. Оп. 3. Д. 489. Л. 1.

27 ГАОО. Ф. 1014. Оп. 1. Д. 53. Л. 1.

28 Там же. Л. 2.

29 Амелин, В. В. Этносоциальные процессы в Оренбуржье. - С. 37.

30 Уфимцев, В. Д. Толерантность и некоторые вопросы взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления с религиозными организациями в Курганской области / В. Д. Уфимцев // Роль религии.

- С. 337.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.