Научная статья на тему 'Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии)'

Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
855
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ВЫСОКОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА / NATIONAL PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM / HIGHLY QUALIFIED PROFESSIONALS / PROFESSIONAL ASSOCIATION OF EMPLOYERS / JOB TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / NATIONAL STANDARD OF PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCE / DEVELOPMENT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Кобелева Ольга Викторовна, Сахарчук Елена Сергеевна

Статья посвящена опыту подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в Германии. Отмечается, что сложившиеся к настоящему времени модели профессионального обучения в странах ЕС имеют исторические корни, которые уходят далеко в прошлое, отражают существовавшие ранее проблемы, интересы и расстановку сил в обществе. Особо выделена проблема разработки национальных стандартов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ананьева Татьяна Николаевна, Кобелева Ольга Викторовна, Сахарчук Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный опыт образования в сфере туризма (на примере Германии)»

ТУРИЗМ И ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 378

I МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ I ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ГЕРМАНИИ)

Ананьева Татьяна Николаевна,

доктор социологических наук, профессор, проректор, зам. председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Кобелева Ольга Викторовна,

кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва Сахарчук Елена Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета туризма, [email protected], ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article is devoted to the experience of professional training for tourism industry in Germany. The authors note that existing models to date training in the EU countries have historical roots that go far in the past, reflect pre-existing problems, interests and balance of power in society. The article highlights the problem of developing national standards for vocational training.

Статья посвящена опыту подготовки профессиональных кадров для сферы туризма в Германии. Отмечается, что сложившиеся к настоящему времени модели профессионального обучения в странах ЕС имеют исторические корни, которые уходят далеко в прошлое, отражают существовавшие ранее проблемы, интересы и расстановку сил в обществе. Особо выделена проблема разработки национальных стандартов профессионального обучения.

Ключевые слова: национальные системы профессионального обучения, высокопрофессиональные кадры, профессиональные объединения работодателей, профессиональная подготовка, профессиональное обучение, национальный стандарт профессионального обучения, компетенции, развитие сферы туризма

Key words: national professional training system, highly qualified professionals, professional association of employers, job training, professional training, national standard of professional training, competence, development of tourism

Профессионально подготовленные кадры влияют на развитие любого государства, от них зависит состояние экономики, социальная сфера. Для нашего государства сейчас это один из самых проблемных вопросов. В связи с этим прошедшее 31 августа 2010 года заседание Государственного совета Российской Федерации совместно с Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики посвящалось обсуждению профессионального образования. Как отметил Президент РФ Д.А. Медведев, «необходимы дополнительные

программы переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества. Важно, безусловно, развивать и систему подготовки специалистов в лучших зарубежных учебных заведениях. Речь идет о практиках, стажировках, обменах, приглашении ведущих ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам. И такого рода опыт должен быть поставлен на поток. Это не должны быть единичные исключения. Иностранные преподаватели не должны быть экзотикой, на которую сбега-

ется посмотреть вся студенческая братия. Надо вспомнить, как это было в дореволюционной России: значительной частью преподавательского корпуса были иностранцы. И не потому, что наши были плохие, а просто потому, что необходим образовательный обмен».

Сегодня мы обращаемся к опыту наших коллег из Германии, который становится очень актуальным в связи с переходом системы высшего профессионального образования России на новые Федеральные государственные образовательные стандарты с 1 января 2011 года [1, 2, 5]. С 2007 года Всемирный экономический Форум ежегодно публикует результаты изучения мнения путешественников, различных экономических показателей, а также данных профессиональных туристских объединений в формате рейтинга стран. Этот рейтинг известен как «Индекс конкурентноспособности путешествий и туризма — Travel & Tourism Competitiveness Index (TTCI)». Обращает на себя внимание тот факт, что в 2007, 2008 и 2009 годах первые три места рейтинга занимали одни и те же страны, а именно: Швейцария, Австрия и Германия. Одна из групп параметров оценки в составе параметров индекса TTCI — «Человеческие ресурсы» — анализирует ситуацию в сфере туризма и путешествий наряду с другими важными составляющими также и с точки зрения адекватности предложения образовательных услуг потребностям реального бизнеса в кадрах. Имеется, в том числе, параметр, определяемый как «качество образовательной системы». Как показывает рейтинг конкурентоспособности путешествий и туризма в странах-лидерах, очевидны сильные позиции в сфере туристского образования: в организации тренингов персонала, по качеству системы образования и т. д.

Рассмотрим на примере ситуации с кадровым обеспечением туризма в Федеративной Республике Германия — одной из трех стран-лидеров согласно индексу TTCI — некоторые аспекты взаимодействия общества, бизнеса и образования в процессе формирования специалистов для отрасли. Содержание профессионального образования должно определяться потребностями общества, быть подвижным и гибко реагировать, с одной стороны, на актуальные потребности рынка труда, с другой, на средне- и долгосрочную перспективу развития соответствующей отрасли. Таким образом, вне зависимости от сроков планирования

деятельности образовательных учреждений, определение приоритетов образования как таковое невозможно без тесного взаимодействия с рынком труда и реальным бизнесом, вырабатывающими прообраз модели профессиональных компетенций, а также с государством, определяющим стратегию развития туризма на перспективу.

Система взаимодействия образования и рынка труда включает следующие основные элементы: рамку квалификаций и профессиональные отраслевые стандарты и образовательные стандарты; по сути, образовательные стандарты адаптируют возможности системы образования к имеющимся и в идеале предполагаемым в средне- и долгосрочной перспективе потребностям рынка труда. Транслированный посредством разработки отраслевых стандартов социальный заказ возвращается от системы образования в виде кадрового пополнения отрасли, либо кадрового резерва отрасли, если государственная политика в образовании учитывает и рассчитывает предполагаемые кадровые потребности.

Принятая Европейским сообществом рамка квалификаций содержит восемь квалификационных уровней, базовым ее понятием является «компетенция». Европейская рамка квалификаций носит рекомендательный характер, ее составляющие при трансформации в национальные рамки квалификаций получили специфические национальные черты. Так, по аналогии с европейской рамкой квалификаций на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей разработана Национальная российская рамка квалификаций.

Характеризуя состояние Проекта Германской национальной рамки квалификаций, следует подчеркнуть, что концепция ее построения опирается на базовое понятие Deutscher Qualifikationsrahmen für lebenslanges Lernen (DQR), в переводе с немецкого языка звучащее как «Германская квалификационная рамка для обучения в течение всей жизни». Германская рамка квалификаций описывает по аналогии с Европейской рамкой квалификаций восемь уровней профессиональных и персональных компетенций; в силу новая рамка квалификаций окончательно вступает с 2012 года, таким образом с 2012 года получае-

мые на территории ФРГ квалификации должны быть гармонизированы с европейскими, обеспечивая полную трудовую мобильность гражданам.

Центральное место в рамке квалификаций, по мнению германских разработчиков, занимают способность и готовность использовать знания, умения, а также персональные социальные и методические навыки как в различных ситуациях трудовой и учебной деятельности, так и в процессе профессионального и личностного роста. Под компетентностью понимается компетенция действия. Многие индивидуальные качества, вырабатываемые индивидом в процессе учебы и квалификации, не вошли в национальную рамку квалификаций, хотя имеют для трудовой деятельности большое значение. В частности, такие важные для туризма качества, как надежность, точность, выдержка, внимательность, другие нормативные и этические аспекты личностного роста (интеркультурная компетенция, терпимость, демократический образ мьгсли и действия) никаким образом не находят отражение в проекте, созданном на базе и по рекомендациям унифицированной европейской модели. Разработанный проект Германской рамки квалификаций существенно отличается от существующей в настоящее время в ФРГ системы компетенций.

Центральным понятием в немецкой модели профессиональной компетентности (немецкую модель представляют по определению директора центра по изучению проблем профессионального образования О.Н. Олейниковой Германия, Швейцария и Австрия [4]) является компетенция действия. Под компетенцией действия понимается способность индивида действовать в профессиональных, общественных и личных ситуациях общения сообразно ситуации, обдуманно и социально ответственно. Компетенция действия понимается как единство четырех компетенций: отраслевой компетенции; методической компетенции; социальной компетенции и персональной компетенции.

Под отраслевой компетенцией понимается способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с технологическими требованиями, самостоятельно и ответственно. Относящиеся к этой компетенции знания и навыки в большей степени согласно немецкой модели подразумевают наличие освоенного профессионального опыта; понимания отрас-

левых проблем и взаимосвязей; способность технологически безупречно и целенаправленно решать возникающие проблемы.

Как правило, предпосылкой сформированной отраслевой компетенции является наличие соответствующего образования. В качестве комментария подчеркнем оговорку «как правило», которая занимает по нашему мнению важное место в процессе осмысления детерминации центрального понятия «компетентность», поскольку (об этом будет сказано позже) система образования однозначно не является единственной открытой деятельностной системой, участвующей в формировании специалиста с определенным набором компетенций.

Методическая компетенция, согласно немецкой модели, проявляется в способности использовать определенные учебные и прикладные технологии в целях реализации персональных задач в разных областях человеческого бытия.

Социальная компетенция означает комплекс личных компетенций и установок, способствующих интеграции личного в общественное (имеются в виду представления и ценности социальной группы), а также способность оказывать влияние на поведение и установки окружающего социума. Социальная компетенция означает также единство навыков, необходимых для осуществления социальных интеракций.

Персональная компетенция согласно немецкой модели означает способности индивида:

• к личностному развитию и самоактуализации;

• разработке стратегий осуществления определенных видов деятельности;

• реализации и ограничениям различных мотивационных схем в профессии, в образовании, семейных отношениях, публичной жизни;

• распознанию собственных потребностей;

• построению жизненных планов.

По определению О.Н. Олейниковой [4], немецкая модель представляет собой системное единство, объединяющее знание трудовых процессов и разного рода культурные компетенции, поддающееся трансформации, таким образом, в образовательные стандарты, в содержание образования и педагогические технологии. Задачей национальных рамок квалификаций, в частности Германской национальной

рамки квалификаций, является адаптивная унификация всего имеющегося на рынке образовательного предложения в области целе-полагания и результатов образовательной деятельности.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что при достигнутом общем понимании необходимости с целью обеспечения всех видов мобильности унифицировать понятийный аппарат в системах европейского профессионального образования и занятости, на сегодняшний день нет полного единства в частных дефинициях. В качестве примера упомянем такие понятия как «компетенция» и «компетентность», вокруг которых в течение ряда лет не стихает научная полемика.

Центральным понятием целеполагания и одновременно результата образовательной деятельности является компетентность и связанные с понятием «компетентность» компетенции. В Федеративной Республике Германия переход на компетентностную стратегию образовательной деятельности поддержан Федеральными министерствами и профессиональными объединениями работодателей, причем профессиональное обучение осуществляется в ФРГ образовательными учреждениями и непосредственно самим бизнесом, заинтересованным в поддержании стандартов, в основном корпоративных стандартов, качества. Сети предприятий, составляющих инфраструктуру туризма (размещения, питания, транспорта), заинтересованные в поддержании качественных параметров бренда, осуществляют вну-рикорпоративные тренинги персонала, обеспечивая, таким образом, привычные для потребителей стандарты обслуживания. Иначе складывается ситуация в несетевых предприятиях, параметры бизнеса которых не позволяют постоянно поддерживать собственную тренинговую базу, подразумевающую наличие штата тренеров, имеющих опыт учебно-методической работы.

Таким образом, в определенный момент своего развития каждая национальная система профессиональной занятости, вероятно, характеризуется противоречием между потребностью в актуальном краткосрочном образовательном предложении со стороны рынка труда и ее неадекватном удовлетворении со стороны имеющегося образовательного предложения, сформированного действующими образовательными учреждениями. Актуальная по-

требность фактически удовлетворяется только сетевыми предприятиями туризма за счет собственных ресурсов на основе собственных стандартов качества.

Несетевые предприятия туризма фактически оказываются в ситуации множественного выбора программ образовательных учреждений, в основе которых отсутствует унифицированное представление о качестве в туризме. Одной из возможностей преодоления данного противоречия является создание системы качества туризма, в основе которой лежит диффузия наиболее общих относительно константных представлений о квалификационных характеристиках представителей данной сферы деятельности, выраженных в профессиональных отраслевых стандартах, и унифицированных инновационных представлений об актуальных на кратко- и среднесрочную перспективу компетентностных доминантах.

С предложением модели качества в туристской отрасли выступил ряд образовательных учреждений ФРГ. «Компетентность в туризме» (Kompetenz im Tourismus) — это запатентованное название системы профессионального дополнительного образования в туризме, инициаторами формирования которой выступили образовательные учреждения. Образовательное сообщество предложило инновационный инструмент управления качеством на несетевых предприятиях германского туристского рынка, продемонстрировав определенную гибкость в условиях меняющегося спроса на образовательные услуги, а также способность к диверсификации образовательного продукта.

В основе формирования образовательного предложения краткосрочного характера (программ, реализующихся в системе дополнительного обучения) лежат четкие представления об актуальных компетентностных доминантах сферы туризма. В основе разработки стратегии дополнительного образования, обозначаемой общим термином «Компетентность в туризме» лежат представления об актуальном состоянии сервиса на предприятиях отрасли. Одним из инструментов получения относительно объективной информации является «Монитор качества германского туризма», который его создатели определяют как поддержку стратегического маркетинга дестинаций в туризме. Опросы в рамках мониторинга проводятся четвертый год, в период 2010—2011 годов их будет проведено около 6 тыс. В рамках интервью

«лицо к лицу» гости подробно расспрашиваются об их мотивах путешествий, наборе услуг, способах получения информации и бронирования, их удовлетворенности предоставленными услугами. Информация собирается в защищенную интернет-базу данных, позволяющую участникам определить свою позицию на рынке по отношению к различным категориям клиентов и поставщиков услуг, как итог — внесение изменений в тактику предприятия на рынке, улучшение конкурентного положения. Мониторинг качества позволяет отдельным дестинациям получить указания на сильные и слабые стороны элементов предложения и позволяет внедрять различные механизмы, нацеленные на усиление позиции предприятия на рынке, в том числе, разумеется, в части компетенций задействованного кадрового состава.

Как определяют инициаторы концептуального образовательного предложения [3, 4], «компетентность в туризме» — это система инновационных образовательных программ, разработанных с целью улучшения качества сервиса. Это образовательное предложение направлено на малый бизнес в туризме, на удобные часы занятий для людей, у которых мало времени, но имеющих ясное практико-ориен-тированное осознание своих потребностей. Таким образом, мультиплицируемое под общим брендом образовательное предложение является единством на концептуальном, содержательном, методическом и организационном уровнях.

Система качества «Компетентность в туризме» едина концептуально, потому что опирается на доминанту клиентской потребности — качественное обслуживание на основе совершенствования узкопрофильных компетенций, таким образом, модульное предложение «Компетентность в туризме», являясь результатом образовательной инициативы союза высших профессиональных образовательных учреждений, задумана как проводник идей качества для узкоотраслевых ключевых квалификаций в туризме. С этой целью разработан проект координации и стандартизации успешных обучающих модулей, а также утверждены основные требования к преподавателям.

Актуальные образовательные потребности формируются под воздействием многих факторов, отреагировать на проявление которых инерционной системе начального, среднего и высшего профессионального образования

бывает сложно, кроме того, имея в виду в первую очередь общественные интересы в перспективе, мгновенно отражать сиюминутные потребности конкретной отрасли в содержании образовательного процесса было бы необдуманно и рискованно. В мире туризма таких примеров можно было бы привести много: направление и социальный состав потоков меняются под воздействием факторов, предугадать которые во многих случаях не представляется возможным, например, переориентация потока туристов в связи с природными аномалиями, потребовавшая от принимающей стороны кадрового обеспечения с учетом интеркультурных компетенций и т. п.

Таким образом, формирование образовательного предложения профильными учреждениями с учетом образовательных потребностей краткосрочной перспективы является вполне обоснованной альтернативой. Однако разрозненное национальное предложение, не подкрепленное единым концептуальным обоснованием параметров качества, не может гарантировать адекватных результатов. Таким образом, консолидируя усилия по унификации образовательного предложения, нацеленного на краткосрочную перспективу, образовательные учреждения способны решать проблему противоречия, возникающего из-за неспособности системы профессионального образования оперативно реагировать на возникший на рынке труда в туризме спрос. В качестве примеров краткосрочных программ, позиционируемых как предложение под общим брендом «Компетентность в туризме», приведем здесь выдержки из весеннего (2010 года) предложения образовательных учреждений ФРГ:

• базовые компетенции: профессиональное обхождение с гостями, активные продажи, детский и семейный туризм, туризм «без проблем», завоевание клиента, разработка актуальных пакетных предложений, разработка информации для гостей — папок «плохой погоды», актуальные приемы корреспонденции и т. д.;

• ключевые компетенции: интеркультурная компетентность, менеджмент жалоб, менеджмент времени и самоменеджмент, тренинг коммуникации и т. д.;

• речевые компетенции: английский язык в туризме, тренинг работы с рекламациями на английском языке; актуальные приемы защиты информации и т. д.;

• персональные компетенции: позитивный настрой, стиль и этикет и т.д.

Модульное образовательное предложение базируется на концепции непрерывного образования, разработанной в кооперации с общественным туристским союзом, союзом баварских высших профессиональных образовательных учреждений с привлечением специалистов из гастрономического бизнеса и гостиничного сектора. В первую очередь оно нацелено на средние и малые предприятия, индивидуальных предпринимателей в туризме.

Разработчики вышеупомянутых программ позиционируют уверенность в эффективности мало-модульного обучения, нацеленного на работу с небольшими группами. Обучение проводится при численности группы от 8 человек, продолжительность обучения — от 8 академических часов. Участники программ при прохождении определенного количества модулей получают сертификат «Компетентность в туризме», приравниваемый к квалификационному уровню.

Резюмируем вышеизложенное:

1. туристское образование в странах — лидерах туризма подвержено процессам глобализации и интернациональной унифика-

4.

ции, что само по себе полезно, поскольку позволяет обеспечить большую академическую и трудовую мобильность отдельному индивиду;

в Германии, одной из стран-лидеров, процесс адаптации к европейским нормам, в частности, к нормам европейской рамки квалификаций, проходит в ситуации научной полемики в связи с отсутствием в европейской рамке существенных для немецкой (а значит, актуальной для ФРГ, Австрии и Швейцарии) модели компетенций понятий; реализуемые в рамках профессионального туристского образования стандарты обучения (рассчитанные на средне- и долгосрочную перспективу кадрового обеспечения отрасли) неспособны мгновенно реагировать на образовательный спрос, меняющийся вместе с конъюнктурой рынка; унифицированное в едином концептуальном ключе национальное предложение краткосрочных программ профподготовки модульного типа, рассчитанных на малочисленные группы — разумная альтернатива хаотичному и аконцептуальному мультипредложению профильных учреждений на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., СахарчукЕ.С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: Сервис, Туризм // Сервис plus. 2010. № 1.

2. Байденко В.И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.

3. Коулз М., Олейникова О. Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.

4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.

5. Подходы к разработке научно-методического обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. М.: Мос. гос. горный ун-т, 2008. 75 с.

УДК 338.461 стр. из 10

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Гори Людмила Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент, [email protected],

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва.

This article gives a brief description of tourism as a system object. This approach allowed to identify three main factors, emphasizing the importance of tourism in the country and in specific regions: the high yield sector, its major

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.