Научная статья на тему 'Характеристика современной системы туризма и ее элементов'

Характеристика современной системы туризма и ее элементов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4388
1078
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СИСТЕМА / ЭЛЕМЕНТ / РЫНОК / УСЛУГИ / TOURISM / SYSTEM / COMPONENT / MARKET / SERVICES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гори Людмила Константиновна

Дана краткая характеристика туризма как системного объекта. Такой подход позволил выделить три основных фактора, подчеркивающих значение развития туризма в стране и в отдельном регионе: высокая доходность отрасли, ее важная социально-экономическая роль и мощный фактор роста престижа любого государства. Предложена классификация туризма по основным признакам, позволяющая дать комплексную качественную характеристику его элементов и подсистем. Определены преимущества рассмотрения туризма как системы, дающие возможность с большей достоверностью оценивать и прогнозировать развитие туризма, формировать высококачественный туристский продукт, повышать эффективность организационных форм управления отраслью, широко использовать методы продвижения туристского продукта на рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article gives a brief description of tourism as a system object. This approach allowed to identify three main factors, emphasizing the importance of tourism in the country and in specific regions: the high yield sector, its major 65 socio-economic role and a powerful factor in the growth of the prestige of any state. The author offers classification of the main features of tourism in order to make better characteristics of the components and subsystems. Consideration of tourism as a system makes it possible to evaluate and predict its development can generate a high-quality tourism product, as well as to raise the high level of organizational forms management system and methods of tourism promotion of tourist product on the market

Текст научной работы на тему «Характеристика современной системы туризма и ее элементов»

• персональные компетенции: позитивный настрой, стиль и этикет и т.д.

Модульное образовательное предложение базируется на концепции непрерывного образования, разработанной в кооперации с общественным туристским союзом, союзом баварских высших профессиональных образовательных учреждений с привлечением специалистов из гастрономического бизнеса и гостиничного сектора. В первую очередь оно нацелено на средние и малые предприятия, индивидуальных предпринимателей в туризме.

Разработчики вышеупомянутых программ позиционируют уверенность в эффективности мало-модульного обучения, нацеленного на работу с небольшими группами. Обучение проводится при численности группы от 8 человек, продолжительность обучения — от 8 академических часов. Участники программ при прохождении определенного количества модулей получают сертификат «Компетентность в туризме», приравниваемый к квалификационному уровню.

Резюмируем вышеизложенное:

1. туристское образование в странах — лидерах туризма подвержено процессам глобализации и интернациональной унифика-

4.

ции, что само по себе полезно, поскольку позволяет обеспечить большую академическую и трудовую мобильность отдельному индивиду;

в Германии, одной из стран-лидеров, процесс адаптации к европейским нормам, в частности, к нормам европейской рамки квалификаций, проходит в ситуации научной полемики в связи с отсутствием в европейской рамке существенных для немецкой (а значит, актуальной для ФРГ, Австрии и Швейцарии) модели компетенций понятий; реализуемые в рамках профессионального туристского образования стандарты обучения (рассчитанные на средне- и долгосрочную перспективу кадрового обеспечения отрасли) неспособны мгновенно реагировать на образовательный спрос, меняющийся вместе с конъюнктурой рынка; унифицированное в едином концептуальном ключе национальное предложение краткосрочных программ профподготовки модульного типа, рассчитанных на малочисленные группы — разумная альтернатива хаотичному и аконцептуальному мультипредложению профильных учреждений на рынке образовательных услуг.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Кобелева О.В., СахарчукЕ.С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: Сервис, Туризм // Сервис plus. 2010. № 1.

2. Байденко В.И., Дж. ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. 2-е изд. доп. и перераб. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.

3. Коулз М., Олейникова О. Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.

4. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Аксенова Н.М. Обучение в течение всей жизни как инструмент реализации Лиссабонской стратегии. М.: РИО ТК им. Коняева, 2009. 131 с.

5. Подходы к разработке научно-методического обеспечения и реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования / В.А. Богословский, С.Н. Гончаренко, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, Н.И. Максимов, В.Л. Петров. М.: Мос. гос. горный ун-т, 2008. 75 с.

УДК 338.461 стр. из 10

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ТУРИЗМА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ

Гори Людмила Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент, gori_lk@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва.

This article gives a brief description of tourism as a system object. This approach allowed to identify three main factors, emphasizing the importance of tourism in the country and in specific regions: the high yield sector, its major

socio-economic role and a powerful factor in the growth of the prestige of any state. The author offers classification of the main features of tourism in order to make better characteristics of the components and subsystems. Consideration of tourism as a system makes it possible to evaluate and predict its development can generate a high-quality tourism product, as well as to raise the high level of organizational forms management system and methods of tourism promotion of tourist product on the market

Дана краткая характеристика туризма как системного объекта. Такой подход позволил выделить три основных фактора, подчеркивающих значение развития туризма в стране и в отдельном регионе: высокая доходность отрасли, ее важная социально-экономическая роль и мощный фактор роста престижа любого государства. Предложена классификация туризма по основным признакам, позволяющая дать комплексную качественную характеристику его элементов и подсистем. Определены преимущества рассмотрения туризма как системы, дающие возможность с большей достоверностью оценивать и прогнозировать развитие туризма, формировать высококачественный туристский продукт, повышать эффективность организационных форм управления отраслью, широко использовать методы продвижения туристского продукта на рынке.

Key words: tourism, system, component, market, services

Ключевые слова: туризм, система, элемент, рынок, услуги

В первоначальном смысле туризм рассматривался как передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако со временем смысл и содержание данного понятия изменялся и дополнялся. Сейчас в международной практике используется определение, принятое Статистической комиссией ООН и одобренное Всемирной туристской организацией (ВТО). Согласно этому определению, туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями [3].

Подходы к изучению туризма разнообразны, они отличаются целями и задачами, необходимыми для их достижения (среди них — исторический, институциональный, управленческий, экономический, социальный, системный и др.).

По мнению авторитетных американских профессоров Р. Макинтоша, Ч. Голднера и Б. Ритчи, системный подход к изучению туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, связи с другими институтами и потребителями, а на макроуровне — целостную туристскую систему страны или региона, а так-

же ее взаимоотношения с другими системами (политической, правовой, экономической и социальной) [6].

Постоянно растущий спрос на услуги в туристском бизнесе стимулирует предложение, поэтому туризм динамично развивается и является высокодоходной отраслью мировой экономики. В современных условиях сфера туризма оказывает значительное влияние на социальноэкономическое развитие любого государства, потому что сочетает в себе рыночную отраслевую направленность и социальные аспекты общественного развития. В связи с этим для совершенствования организации, планирования сферы туризма, а также управления отраслью важно использовать новые технологии, которые позволят реализовать возможности устойчивого социально-экономического развития стран и регионов. Кроме того, туризм представляет собой мощный фактор роста престижа страны. Развитие туризма как системы приносит значительный доход в казну государства и предоставляет неограниченные возможности для ознакомления туристов с историей, культурой, духовными и религиозными ценностями, обычаями разных народов.

Актуальность развития определенных видов туризма в отдельно взятом регионе, в первую очередь, связана с выявлением наиболее значимых и устойчивых налоговых и других финансовых поступлений от туристской деятельности в региональный бюджет, а это

Классификация

туризма

По целям —

По степени Г мобильности I---1

По форме участия

По возрасту

По

продолжительности

По

сезонности

Экологический

Религиозный

Пр

іиключенческии

Передвижной

Стационарный

Смешанный

1_Г

Индивидуальный

Групповой

Зрелый

Детский

1_Г

і_Г

Активный туристский сезон

Межсезон

(полусезон)

1 1 1 1

Культурно- познавательный Спортивный Курортный, лечеб-но-оздор овительн. Р екреационный

1 1 1 1

Деловой Конгресс-туризм Самодеятельный Н о стальгический

Однодневный Многодневный Транзитный

1 1 1

І Автомобильный

По ■ ' 1 М 1 М 1 М 1

1

транспортных 1 Велосипедный 1 1 Конный 1 1 Комбинированный)

Другие виды

По

географии

Междунар одный (въездной, выездной)

Внутренний

Межконтинен-

тальный

Приграничный I

Региональный I

По способу передвижения

С использованием традиг гионных транспортных средств

С использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан и др.)

Рис. 1. Классификация туризма по основным признакам

предполагает необходимость классификации туризма. Современный туризм можно классифицировать по признакам, представленным на рис. 1.

В настоящее время туризм, согласно законодательству, делится на три типа: въездной, выездной и внутренний. Большое значение для роста национальной экономики сегодня имеет такая категория как международный туризм, который объединяет въездной и выездной туризм.

Рассматривая внутренний туризм с точки зрения мирового хозяйства, можно говорить о том, что он придает ускорение развитию международного туризма, потому что способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов разных стран, созданию в них базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и, тем самым, оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.

Объективное формирование туристских потребностей является базой социально-эко-

номической системы, которую и представляет современная сфера туризма. Международная ассоциация научных экспертов в области туризма дала следующее определение туризма как социально-экономической системы: туризм — это совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью [4. С. 10].

Туризм как системное образование является организованной совокупностью элементов системы туризма (субъектов, объектов туризма, различных видов деятельности субъектов туризма и т.д.), находящихся в определенных связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Туристская система полиструктурна и функционирует благодаря взаимодействию своих элементов между собой и с внешней (окружающей) средой [2. С. 17] (с экологической, культурной, политико-правой и другими сферами жизнедеятельности). Все элементы системы туризма (рис. 2) находятся в постоянном развитии и движении.

Согласно предложенной классификации к основным элементам системы туризма относятся: субъекты туризма, процесс туризма и объекты туризма [5].

Среди субъектов туризма особое положение занимают туристы с их потребностями и мотивами. Процесс туризма включает различные виды деятельности субъектов туризма. Объекты туризма представляют собой совокупность ресурсов, предприятий и организаций, занятых в производстве и реализации турпродукта и оказании туристских услуг.

По определению заместителя руководителя Федерального агентства по туризму Е.Л. Писа-ревского, система туризма включает в себя две основные подсистемы: социальную и экономическую, состоящие из сочетания различных элементов системы туризма.

Подсистемы туризма имеют собственные цели (рис. 3), которые одновременно являются и целями системы туризма. Подсистемы туризма гармонично связаны и сбалансированы друг с другом: элементы подсистем подвижны, могут переходить из одной подсистемы в другую,

характеризоваться различными состояниями и свойствами в зависимости от текущих потребностей и задач системы туризма.

Базовой подсистемой туризма является социальная подсистема. Социальные отношения в сфере туризма возникают по поводу реализации основополагающих неимущественных прав туристов (право на отдых и досуг, право на свободу передвижения, право на санаторнокурортное лечение, право на доступ к культурным ценностям и др.).

В России эти права подтверждены Конституцией Российской Федерации (части 1 и 2).

Социальная подсистема туризма функционирует в качестве некоммерческого сектора при поддержке государства и муниципалитетов, государственных внебюджетных фондов, средств работодателей. В состав социальной системы входят органы государственного и муниципального управления туризмом, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, оказывающие государственные услуги в сфере туризма, некоммерческие образовательные и научные

С И С Т Е М А

Т У Р И З М А

Создание конкурентоспособной национальной туристской индустрии, способной к саморазвитию и обеспечивающей эффективную реализацию туристских услуг

У

СОЦИАЛЬНАЯ

ПОДСИСТЕМА

Реализация основополагающих неимущественных прав туристов (право на отдых и досуг, право на свободу передвижения, право на санаторнокурортное лечение, право на доступ к культурным ценностям и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

др.)

У

Рис. 3. Цели подсистем туризма

Субъекты общественных отношений в сфере туризма (субъекты туризма)

• туристы (экскурсанты, постояльцы, другие заказчики (потребители) услуг в сфере туризма) и их объединения;

• лица, оказывающие услуги (продающие товары, выполняющие работы) туристам (предприниматели сферы туризма) и их объединения;

• работники туристской индустрии, а также самозанятые граждане в сфере туризма;

• социальные общности

(население туристских центров, территорий, районов, в том числе коренные малочисленные народы России);

• некоммерческие организации сферы туризма (образовательные и научные организации, объединения предпринимателей, работников туристской индустрии, потребителей услуг и т.д.);

• органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в том числе должностные лица и представители власти), осуществляющие публично-правовое регулирование в сфере туризма;

• государства и международные организации (ООН), а также их специализированные учреждения (Всемирная туристская организация (ЮНВТО), ЮНЕСКО и др.).

Основные элементы системы туризма

Различные виды деятельности субъектов туризма (процесс туризма)

• свободные передвижения

(путешествия, поездки и т.д.) физических лиц (туристов) за

пределами своей обычной среды (включая экскурсантов, пассажиров круизных судов), несвязанные с деятельностью, оплачиваемой из

источника в месте пребывания, в период до 12 месяцев подряд (туризм в узком смысле);

• туристская деятельность, иные

виды предпринимательской

(экономической) деятельности по

оказанию услуг туристам, а также связанные с ними виды деятельности, способствующие повышению образовательного и культурного уровня туристов и др.;

• деятельность наемных

работников туристской индустрии, а также самозанятых творческих работников (экскурсоводов, аниматоров, культурологов и т.д.);

• деятельность органов власти

по социальному регулированию свободных передвижений путешественников, а также по публичной организации предпринимательской (экономической) деятельности по

оказанию услуг туристам;

• деятельность международных организаций в области международно-правовой регламентации международных путешествий.

Совокупность ресурсов, предприятий и организаций, занятых в производстве и оказании туруслуг (объекты туризма)

• туристские ресурсы туристского центра (территории, района, государства и т.д.) - природно-климатические ресурсы (включая природные комплексы), социально-бытовые ресурсы, объекты туристского показа (включая объекты культурного наследия), иные рекреационные ресурсы, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физии-ческих сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности;

• объекты туристской индустрии -туроператоры, турагенты, средства размещения и средства транспорта, предприятия общественного питания, культуры, развлечений и спорта, информационные ресурсы и информационные системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий, а также иное имущество, имущественные комплексы (предприятия), информация, результаты интеллектуальной деятельности, используемые для оказания услуг в сфере туризма;

• объекты туристской инфраструктуры - объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур, используемые для туристских путешествий и отдыха;

• иные материальные и духовные ценности, элементы окружающей среды, необходимые для туристских передвижений, экономической деятельности, деятельности по государственному регулированию туризма.

Рис. 2. Основные элементы системы туризма

организации, учреждения социального обслуживания населения, санаторно-курортные организации и т. д. [5]

Экономическая подсистема туризма — туристский рынок. Мы придерживаемся точки зрения авторов, которые определяют туристский рынок как сферу свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма. Туристский рынок характеризуется целостностью и структурированностью. Он связан с внешней средой, отличается самоорганизацией и целенаправленностью поведения субъектов общественных отношений в сфере туризма [2. С. 20].

Туристский рынок охватывает другие отраслевые рынки, т. е. является межотраслевым. Согласно Федеральному Закону Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» он включает в себя различные виды деятельности и отрасли экономики, а также общественные отношения в сфере туристского предпринимательства. В соответствии с законом, лица, осуществляющие туристскую (туроператорскую и турагент-скую) деятельность наряду с другими субъектами оказания услуг в сфере туризма, а также объектами предпринимательской деятельности (объекты познавательного и спортивного назначения, средства размещения, средства транспорта и др.), являются составной частью туристской индустрии [1].

Таким образом, туризм как отрасль национального хозяйства влияет на развитие других его отраслей, поскольку удовлетворение потребностей населения в отдыхе, которое является одной из основных целей туризма, осуществляется и предприятиями других сфер деятельности.

Туристская индустрия — межотраслевой комплекс предприятий и организаций по производству товаров и оказанию услуг для туристской отрасли. Современная система туризма включает как элемент следующие предпринимательские объекты:

• фирмы, производящие туристские услуги (базы отдыха, санатории, здравницы и др.);

• фирмы, разрабатывающие и реализующие турпродукты в основном оптом (туроператоры);

• фирмы, продающие турпродукты, сформированные туроператорами (турагенты);

• фирмы, оказывающие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, гостиницы, мотели и др.);

• предприятия питания (рестораны, столовые, кафе, бары и др.);

• транспортные предприятия, обслуживающие туристов (авиаперевозчики, железнодорожные перевозчики, автоперевозчики, морские и речные перевозчики и др.);

• торговые фирмы и предприятия торговли, продающие товары для туристов;

• предприятия сферы досуга в туризме (кинозалы, концертные залы, спортивные сооружения и др.);

• рекламно-информационные туристские организации (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и др.);

• государственные предприятия, специализирующиеся на туризме на коммерческих или социальных основах.

Открытие туристского бизнеса в условиях рынка невозможно без наличия комплекса основных факторов: капитала, технологии, кадров и туристских ресурсов. Здесь специфическим и очень важным фактором является наличие или создание, что значительно дороже, туристско-рекреационных ресурсов.

Туристские ресурсы — совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые отвечают требованиям формирования туристского продукта. Наличие туристских ресурсов, как правило, является определяющим фактором для организации туристского бизнеса в конкретном регионе.

К основным свойствам туристских ресурсов можно отнести: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, потенциальный запас, пейзажные и экологические характеристики и др.

Динамичное развитие предпринимательства в туризме требует наличия как природных, так и инфраструктурных туристских ресурсов, без совокупности которых невозможно создание качественного турпродукта для широкого круга потребителей.

Турист по своей природе призван тратить деньги в посещаемом туристском центре, именно этот процесс является важнейшей составляющей в обеспечении доходности местной индустрии туризма.

Экономический кризис, безусловно, оказал негативное влияние на развитие туризма

как в мире, так и в России. Однако прогноз экспертов говорит о том, что туристская индустрия быстрее других отраслей экономики сможет приспособиться к новым посткризис-ным условиям и будет не только выживать, но и развиваться.

По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию как систему предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т. д.

Рассмотрение туристской отрасли как системы позволяет развивать взаимосвязи, порождаемые отраслью на территориальном, экономическом и социальном уровнях, достигать эффективного взаимодействия между субъектами и объектами туристского процесса, а также ставить цели и решать задачи маркетинговой стратегии, направленной на обеспечение успешного международного сотрудничества в сфере туризма.

Системный подход к осуществлению туристского бизнеса может рассматриваться как новая технология при создании местных (региональных) туристских систем: с одной стороны, включение туризма в комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляемых на конкретной территории, а с другой — включение в состав туристского продукта товаров

и услуг, которые производятся исключительно на данной территории. Местная туристская система будет эффективно функционировать на той территории, где социальные общности берут на себя ответственность в отношении дальнейшего укрепления туристских связей в условиях экономического и социального развития.

В создании такой системы должны участвовать все функционирующие и взаимодействующие на данной территории субъекты: специалисты центров территориального планирования, градостроители, архитекторы, экономисты, социологи, географы, и, кроме того, те местные организации, которые будут отслеживать и координировать процесс выявления и эффективного использования туристских ресурсов. Необходимо также участие тех предприятий и организаций, которые смогут оснастить туристскую инфраструктуру современным оборудованием. Комплекс указанных мероприятий особенно важен в условиях, когда местная туристская система планирует выход на международные туристские рынки.

Таким образом, подход к туристской отрасли как к системе дает возможность оценивать и прогнозировать ее развитие, позволяет сформировать туристский продукт более высокого качества, а также поднять на высокий уровень организационные формы управления системой туризма и методы продвижения туристского продукта на рынке. При этом туристское предложение должно включать комплекс материальных и нематериальных ресурсов, совокупность структур, инфраструктур и услуг, используемых туристами, характеристику функциональных связей и принципов взаимодействия этих элементов.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. АлександроваА.Ю. Структура туристского рынка. М.: Пресс-Соло, 2002. С. 345.

3. Концепции, определения и классификация для статистики туризма: Техническое пособие № 1: Рекомендации по статистике туризма ВТО. Всемирная туристская организация. Мадрид, 1995. С. 126.

4. МорозовВ.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями экономики. М.: МГУ, 2004. С. 191.

5. ПисаревскийЕ.Л. Туризм как системное образование. // Туризм: право и экономика. 2006. № 5. С. 39—59.

6. Tourism: principies, practices, philosophies. 7th ed. / R.W. Macintosh, Ch.R. Goldner, J.R. B. Ritchie: John Wiley @ Sons, Inc. New York, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.