Научная статья на тему 'Виды систем управления в туризме'

Виды систем управления в туризме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7419
722
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ / ВИДЫ СИСТЕМ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ / MANAGEMENT SUBJECTS INTERACTIONS TYPES / SYSTEM TYPES / TOURISM MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тхагапсов Ахмед Валерьевич

Создание эффективных систем управления туризмом является одной из самых актуальных проблем развития туризма. Научное исследование сферы туризма, управленческих факторов, влияющих на ее функционирование и развитие, является неотъемлемой частью изучения состояния и качества социальной жизни. В связи с развитием туризма в различных регионах мира, в том числе и в России, интерес к поиску путей эффективного управления данной отраслью возрастает со стороны как менеджмента туристских организаций, так и органов государственной власти. Они позволяют выявить и устранить недостатки туристкой инфраструктуры, повысить известность и узнаваемость туристских регионов, упорядочить туристский рынок. Одной из наиболее важных функций в управлении туризмом является маркетинг туристского региона. В статье рассмотрены особенности систем управления в туризме. Описывается значение туризма и его позиционирование, эффективные подходы к управлению. Государственное управление туризмом сталкивается с проблемой оценки эффективности развития этой деятельности. Действующие федеральные и региональные программы устанавливают экономические показатели ожидаемых результатов. Проблема разработки социальных индикаторов развития туризма требует научного обоснования и технологий внедрения в практику. Доказывается возрастающая роль системы управления как фактора функционирования и развития туризма, системы управления как механизма, обеспечивающего процесс эффективности управления. Проанализированы функции, выполняемые субъектами, осуществляющими внешнее управление (органы государственной власти), внутреннее управление (профессиональный менеджмент и самоменеджмент на уровне производителей туристских услуг), самоменеджмент потребителей. На основании системы коммуникаций и принятия управленческих решений выделены три вида систем управления в туризме: централизованная, частично-децентрализованная, децентрализованная. Доказывается, что для современного российского туризма наиболее приемлемой является частично-децентрализованная система управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF CONTROL SYSTEMS IN TOURISM

The tourism effective management system creating is one of the most urgent tourism development problems. The tourism sphere scientific study as well as the factors affecting on its operation and development management is an important part of the condition and quality of social life study. In connection with the tourism development in different regions of the world, including in Russia, the interest in finding effectively management ways is increasing, at the one hand, from the tourist organizations management, and at the other hand, from the public authorities. It allows us to identify and to avoid the tourist infrastructure lacks, to increase the tourist regions fame and recognition, to put in order the tourist market. One of the most important functions in tourist management is tourist region marketing. The article describes the features of control systems in tourism. Moreover, it describes the importance of tourism and its positioning, effective management methods. State tourism management faces with the challenge of evaluating the effectiveness of this activity. The federal and regional programs set the economic indicators expected results. The social indicators tourism developing problem requires the science basis and practice technology implementation. In this article it is proved the growing role of management system as a tourism developing and functioning factor, as well as the managing system as a mechanism of management effectiveness providing. The article contents the functions analysis, which are performed by subjects of external management (public authorities), as well as by subjects of internal management (professional management and self-management at the producer level tourist services), and self-management customers. Based on communications systems and management decision-making, in the article are underlined three types of control systems in tourism: centralized, partially decentralized, decentralized. Also it is proved the partlydecentralized management system has to be the most acceptable for the modern Russian tourism.

Текст научной работы на тему «Виды систем управления в туризме»

УДК 379.85 DOI: 10.12737/6691

ВИДЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ

Тхагапсов Ахмед Валерьевич, аспирант кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, axma90@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Создание эффективных систем управления туризмом является одной из самых актуальных проблем развития туризма. Научное исследование сферы туризма, управленческих факторов, влияющих на ее функционирование и развитие, является неотъемлемой частью изучения состояния и качества социальной жизни. В связи с развитием туризма в различных регионах мира, в том числе и в России, интерес к поиску путей эффективного управления данной отраслью возрастает со стороны как менеджмента туристских организаций, так и органов государственной власти. Они позволяют выявить и устранить недостатки туристкой инфраструктуры, повысить известность и узнаваемость туристских регионов, упорядочить туристский рынок. Одной из наиболее важных функций в управлении туризмом является маркетинг туристского региона. В статье рассмотрены особенности систем управления в туризме. Описывается значение туризма и его позиционирование, эффективные подходы к управлению. Государственное управление туризмом сталкивается с проблемой оценки эффективности развития этой деятельности. Действующие федеральные и региональные программы устанавливают экономические показатели ожидаемых результатов. Проблема разработки социальных индикаторов развития туризма требует научного обоснования и технологий внедрения в практику. Доказывается возрастающая роль системы управления как фактора функционирования и развития туризма, системы управления как механизма, обеспечивающего процесс эффективности управления. Проанализированы функции, выполняемые субъектами, осуществляющими внешнее управление (органы государственной власти), внутреннее управление (профессиональный менеджмент и самоменеджмент на уровне производителей туристских услуг), самоменеджмент потребителей. На основании системы коммуникаций и принятия управленческих решений выделены три вида систем управления в туризме: централизованная, частично-децентрализованная, децентрализованная. Доказывается, что для современного российского туризма наиболее приемлемой является частичнодецентрализованная система управления.

Ключевые слова: виды взаимодействий субъектов управления, виды систем, система управления в туризме

Интенсивное развитие туристской отрасли на рубеже двух тысячелетий превратило ее в прибыльную индустрию производства многообразных услуг для удовлетворения потребностей людей в познании, комфорте, безопасности, отдыхе, что превратило туризм в сферу массового потребления.

Динамизм развития отрасли нашел отражение и в разнообразии видов туризма, многие из которых стали неотъемлемой частью жизнедеятельности современного

человека, в частности, деловой туризм стал в последние два десятилетия важной составляющей партнерских взаимодействий большинства предпринимателей, работающих в разных отраслях.

Наряду с деловым в последние десятилетия появились и активно развиваются такие новые виды туризма, как интенсив-туризм, конгрессный, клубный, корпоративный, научный, таймшерный, элитарный, этнокультурный, экстремальный, что отображает разнообразие целей совершения туристских поездок[2].

Важными функциями туризма в социально-экономическом контексте является его роль в формировании бюджетов (федерального, региональных, муниципальных), создании рабочих мест в регионе, обеспечении дохода занимающихся туристским бизнесом предприятий.

Система управления в туризме имеет ряд присущих только ей особенностей, обусловленных специфическими свойствами услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями. Поэтому для успешного осуществления туристской деятельности, устойчивости отрасли необходимо определить, в каком направлении должна совершенствоваться работа управленческого аппарата, чтобы он решал проблемы туристских организаций, характерные для сферы туризма,. При этом эффективность координации и согласования интересов субъектов туристской деятельности в немалой степени обусловлена качеством правового и организационного обеспечения управленческой деятельности в туристской сфере.

Субъекты управления - индивиды и социальные группы, осуществляющие принятие управленческих решений в сфере организации производства и предоставления туристских услуг и обладающие правом на использование ресурсов по осуществлению решений. Каждый из субъектов осуществляет управление в туристской отрасли в соответствии со своими полномочиями, целями, интересами и ресурсами.

В целях укрепления позиций на рынке туристских услуг, получения прибыли, создания конкурентоспособного либо уникального продукта, конструирования и укрепления привлекательного для потребителей услуг имиджа туроператоры и турагенты формируют предложение, осуществляют его реализацию, определяют доступность продукта через ценовой уровень, предопределяя тем самым качество предлагаемого туристского продукта, предоставляют потребителю услуг достоверную информацию о нем.

Органы государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие и регулирующие их деятельность посредством нормативно-правовых актов, среди основных

своих задач имеют представление интересов потребителей услуг (по вопросам качества, безопасности), получение внебюджетных источников финансирования для реализации конкретных проектов (например, выставочных), стимулирование приоритетных видов туризма (в т.ч. развитие внутреннего и въездного туризма). Органы государственной власти и местного самоуправления наделены следующими полномочиями: нормативноправовая регламентация и регулирование туристской отрасли, разработка и реализация целевых программ для поддержки приоритетных видов туризма, проведение выставок, конференций, конгрессов по вопросам развития отрасли, осуществление рекламных кампаний для привлечения туристов в регион [5].

Для достижения целей, решения поставленных задач по созданию условий для функционирования и развития туристской отрасли органы государственной власти разрабатывают и реализуют туристскую политику.

Основными целями государственной туристской политики являются:

—обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав;

—охрана окружающей среды;

—создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

—развитие туриндустрии, обеспечивающей удовлетворение потребностей граждан и их ожиданий при совершении путешествий [3].

Обязательным условием активной государственной политики в области туризма является взаимодействие всех субъектов туристской отрасли. Поскольку органы государственной власти обладают административным ресурсом и представляют интересы населения, на взгляд автора, именно они могут инициировать данное взаимодействие, предложив программу сотрудничества для всех органов, участвующих в оказании туристских услуг, поскольку политику в сфере туризма реализуют и негосударственные учреждения - туристские союзы и объединения. Удовлетворению потребностей различных социально-демографических групп в туристских услугах служит эффективно выстроенная система коммуникаций между всеми субъектами управления, обеспечивающая их участие в выработке управленческих решений на отраслевом уровне, координацию их совместных действий и реализацию принятых программ [1].

Потребители, формирующие спрос на туристские услуги, оценивающие туристский продукт, создающие определенный имидж тем или иным субъектам туристской деятельности, заинтересованы в удовлетворении своих запросов, потребностей и

ожиданий посредством участия в туристской деятельности, в наличии соответствующего их предпочтениям предложения, в прямо пропорциональном соотношении цены и качества туристского продукта, в безопасности туристской поездки.

Таким образом, субъектами управления в сфере оказания туристских услуг являются: субъекты туристской деятельности (туроператоры, турагенты, представители гостиничного сектора и др., их ассоциации и союзы), формирующие предложение и осуществляющие его реализацию; органы государственной власти и местного самоуправления, нормативно регламентирующие и регулирующие деятельность туроператоров и турагентов. В процесс управления вовлечены и потребители туристских услуг - на уровне самоменеджмента. Объектом управленческого воздействия выступает деятельность по оказанию туристских услуг и их реализации.

Все субъекты управленческой деятельности взаимодействуют между собой: туроператоры и турагенты конструируют турпродукт с учетом пожеланий потребителей туристских услуг и реализуют его через продажу, при этом свою деятельность они осуществляют в рамках закона и с учетом тех требований, которые определяет администрация той или иной территории. В целях развития отрасли и продвижения приоритетных видов туризма, а также в рамках выставочной деятельности субъекты туристской деятельности взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления.

Управление в туристской отрасли представляет собой систему деятельности, элементами которой являются различные виды деятельности, осуществляемые управляющими субъектами (организующими оказание услуг, производящими их составляющие, приобретающими ее, которые распределены между различными субъектами: органами власти, менеджментом туристских фирм и объединений, потребителями) [4].

В качестве подсистем управления в туризме можно выделить:

1) внешнее управление, которое представлено государственной регламентацией и регулированием отрасли;

2) внутреннее профессиональное управление и самоменеджмент на уровне отрасли и туристских предприятий.

На уровне государственного управления туристской отраслью - внешнего управления - управляющими субъектами выступают органы государственной власти и местного самоуправления, нормативно регулирующие отрасль, управляемыми субъектами - исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления,

отвечающие за реализацию принятых нормативных актов, а также представители туристского бизнеса и туристы, чья деятельность регулируется федеральными, региональными и местными нормативными актами.

На уровне внутреннего профессионального управления управляющими субъектами являются руководители компаний туристского сектора - туроператоров, турагентов, страховых компаний, консульств и визовых центров, авиакомпаний, гостиничного сектора, а также руководители отраслевых ассоциаций/союзов, принимающие управленческие решения, формирующие туристскую отрасль и участвующие в регуляции отношений друг с другом и внешней средой в процессе создания и реализации туристского продукта [6].

Эффективность управления туризмом определяется поставщиками услуг (туристскими организациями, гостиничными предприятиями, перевозчиками и др.) прежде всего величиной получаемой прибыли, устойчивостью и конкурентоспособностью на рынке туристских услуг. Потребители услуг - туристы, как правило, эффективность функционирования туристской отрасли, управления ею оценивают в зависимости от того, насколько удовлетворены доступностью и качеством оказываемых услуг.

На уровне самоменджмента потребители туристских услуг организуют свой отдых самостоятельно или с помощью агентств, определяют критерии для подбора тура, участвуют в подготовке тура (например, в сборе пакета необходимых для открытия визы документов). Существенной составляющей организации успешной поездки является также информированность потребителей по «туристским тонкостям» (например, для своевременного прибытия в аэропорт в день вылета, соблюдения законов и правил поведения в стране пребывания и др.).

Таким образом, при анализе системы управления туризмом необходимо исходить из того, что она должна быть проанализирована на трех уровнях - государственного управления (внешнего по отношению к отрасли управления), самоуправления туристских компаний в отрасли и самоорганизации потребителей услуг [5].

Как интегрированный вид деятельности, туризм включает в себя активность субъектов разного уровня и может быть нацелен на достижение различных результатов. Вопросы организации эффективного взаимодействия между ними должны находиться в центре внимания всех субъектов управления туризмом, заинтересованных в координировании своих действий и реализации совместных программ развития отрасли. Необходимость изучения этого взаимодействия и поиска путей развития туристской отрасли как социально ориентированной объясняется значением туризма в современном обществе.

Специфика управления в туристской отрасли находит свое выражение в соотношении функций управления, выполняемых органами власти и туристскими организациями, и самоуправления на уровне потребителей туристских услуг, вследствие чего на практике имеют место различные системы управления в туристской отрасли. В современном мире и в Российской Федерации, ее регионах существует несколько видов систем управления. Каждая система управления характеризуется определенной системой коммуникаций действующих в отрасли субъектов управления. Субъекты управления находятся в состоянии постоянного взаимодействия, взаимодействуют с фирмами, участвующими в производстве туристских услуг, и с их потребителями. Данное взаимодействие должно быть организовано, что является условием функционирования и развития туристской отрасли.

Туристский комплекс представляет собой целостную систему организованного социального взаимодействия между ее элементами. Реализация взаимодействия субъектов управления в туризме на основе социального партнерства предполагает учет интересов всех его участников - государственного, коммерческого и некоммерческого секторов, потребителей. Это, в свою очередь, позволяет выявить, каким образом организована на практике система управления в туристской отрасли, насколько она соответствует концепции партнерства и характеризуется ли таким свойством, как организация [6].

Организация как свойство деятельности предполагает комплекс управленческих действий по определению целей, разработке механизмов их достижения и координации элементов организации для получения результатов, соответствующих целям. Именно эта трактовка организации представляется автору актуальной и необходимой для анализа управления в туризме, поскольку она представляет собой сложносоставную систему, в которой все элементы взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Организация взаимодействия субъектов в туризме представляет собой комплекс управленческих действий по определению целей, разработке механизмов их достижения, координации действий субъектов управления для получения результатов,

соответствующих общим для субъектов управления целям.

Признаками организации, характерными для туристской отрасли, являются: внутренняя упорядоченность элементов, наличие цели деятельности, формализация, направленность процессов внутри организации на уравновешивание и поддержание жизнедеятельности, объединение людей по признаку единства интересов. Процесс создания туристского продукта наглядно демонстрирует при разграничении полномочий между партнерами на туристском рынке необходимость их взаимодействия на основе

партнерства: туристский пакет создается совместными усилиями туроператоров и агентов, авиаперевозчиков, транспортных, страховых и экскурсионных компаний, отельных сетей, информационных центров и консульств. Покупатель приобретает пакет туристских услуг у туристской компании, потребляя при этом продукт, произведенный усилиями всех звеньев, участвующих в создании этого пакета. Формализация выражается в заранее разработанных и установленных правилах и процедурах, определяющих поведение работников. Партнерские и трудовые отношения в туристской отрасли регулируются договорами между всеми участниками рынка. Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений сверхцентрализован: эту функцию выполняют исключительно руководители высшего звена. В других случаях принятие решений децентрализовано, ответственность делегируется вниз по иерархии управления. Сложившееся соотношение централизации и децентрализации определяет характер и тип устанавливаемой организационной структуры управления. Если в рамках отдельной организации система управления зависит целиком от субъекта управления, то на уровне отрасли она будет складываться с учетом внешних условий осуществления деятельности и системы управления других субъектов, функционирующих в данной отрасли [1].

Иными словами, результаты совместной деятельности субъектов туристской деятельности не сводятся к сумме результатов деятельности отдельных управляющих субъектов, туристских фирм и иных организаций, органов государственной власти. Ни функционирование туристской сферы, ни управление ею невозможно без объединения усилий множества субъектов, вследствие чего результаты их деятельности не сводятся к сумме самостоятельно выполненных видов работ. Оказание туристских услуг является полисубъектным, а формирование турпакета предполагает комбинирование целого комплекса услуг. В связи с этим обоснованным представляется рассмотрение туристской отрасли как системы туристских услуг, все элементы которой функционально взаимосвязаны, а деятельность участвующих субъектов упорядочена определенным образом.

В силу того, что туристская сфера, несмотря на свою социальную направленность, имеет преимущественно коммерческий характер, большинство ее субъектов основной целью своей деятельности считает, безусловно, получение прибыли. Вследствие этого особенно важно осознание субъектами управления последствий, в т.ч. экономических, которые могут появиться в результате неэффективного функционирования системы

управления и взаимодействия между всеми представителями туристского рынка. (Например, в случае несвоевременной подачи документов на визу возможно аннулирование всего пакета туристских услуг; в случае изменения расписания авиаперелетов нарушается вся выстроенная «цепочка» действий по оказанию услуг; и др.). Нацеленность субъектов, принимающих решения, на организованные взаимодействия мотивирует их искать взаимовыгодные варианты сотрудничества, признавая приоритет общих интересов над частными [5].

В настоящее время не существует одинаковой для всех субъектов туристской деятельности системы выработки управленческих решений, в реальной практике можно встретить и централизованную, и частично-децентрализованную и децентрализованную системы принятия решений. На отраслевом уровне доминирует частично-

децентрализованная модель, которая не всегда позволяет оперативно принимать те или иные управленческие решения, что, в свою очередь, приводит к стихийному их принятию.

В современных условиях сосуществует несколько вариантов систем управления в туризме. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государственное регулирование отсутствует, и субъекты туристского рынка осуществляют самостоятельное оперативное регулирование. В странах, для которых характерна система управления, сочетающая государственное регулирование и самостоятельное решение ряда вопросов субъектами туристской деятельности, либо созданы специальные органы государственной власти, выполняющие регулятивные функции, либо регулирование осуществляется несколькими органами государственной власти (т.е. ни за одним из них эта функция не закреплена).

В любом государстве взаимоотношения между органами власти, производителями туристских услуг и их потребителями регламентированы соответствующим законодательством. Полнота и детализация законодательства относительно туристской сферы проработана в зависимости от степени развитости правового государства.

Анализ реально функционирующих в мировой и отечественной управленческой практике систем управления туризмом свидетельствует о том, что их разновидности объясняются прежде всего различным соотношением государственного регулирования и регламентации, с одной стороны, и внутреннего управления на уровне туристских организаций - с другой. На основании данного критерия автор предлагаем следующую типологию систем управления в туризме:

1) централизованная система управления (государственное регулирование всех направлений деятельности субъектов управления);

2) частично-децентрализованная система управления (сочетание государственного регулирования туризма с самостоятельным решением ряда вопросов субъектами туристской деятельности);

3) децентрализованная система управления (относительная автономность

субъектов туристской деятельности).

Централизованная система управления представляет собой государственное регулирование всех направлений деятельности субъектов управления, действующих в рамках туристской отрасли. Эту систему управления можно обозначить как «административную», поскольку для нее характерно признание туристского сектора в качестве одной из приоритетных отраслей национальной экономики, и на этом основании включение управленческих задач на уровне центральных органов исполнительной власти в компетенцию какого-либо многоотраслевого министерства. Для нее характерно то, что выстраивается вертикальная «цепочка» ответственности за реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными и региональными программами развития туризма, преобладают административные рычаги макроэкономического регулирования: законы, федеральные и региональные программы, лицензирование, сертификация, другие механизмы правовой регламентации туристского бизнеса. Важная роль отводится таким экономическим инструментам регулирования, как льготное налогообложение,

государственные кредиты и прочее. Централизованный вариант системы управления туризмом распространен в ряде стран с высокой туристской посещаемостью - Турции, Египте, Тунисе, Китае. Он достаточно эффективен, но для его функционирования требуются большие финансовые вложения, как со стороны государства, так и частных компаний [2].

Функционирование частично-децентрализованной системы управления

предусматривает наличие не только регламентирующей роли государства, но и сильного министерства, контролирующего деятельность отрасли на основе принципов партнерства государства и туристского рынка. Этот вид системы можно обозначить как «партнерский», поскольку он предполагает признание сферы туризма значимым сектором национального хозяйства, обеспечивает существенную государственную поддержку высоких темпов роста национального туристского производства.

Существенными чертами частично-децентрализованной системы управления являются следующие: 1) органы государственной власти, выполняющие функции по регулированию и контролю, активно взаимодействует с органами местного самоуправления и коммерческими туристскими организациями; 2) четкое разделение

органов государственного турадминистрирования на две составляющие. Одна занимается глобальными вопросами государственного управления: созданием нормативно-правовой базы для отрасли, обработкой статистической информации, координацией деятельности акторов в регионах, сотрудничеством на межгосударственном уровне. Вторая составляющая - маркетинговая, в этом случае компетенциями органов власти является все, что необходимо для создания образа страны за рубежом: участие в выставках, управление туристскими представительствами за рубежом. Причем именно эти структуры получают основную долю финансирования. Для реализации партнерской модели требуются определенные условия: большие финансовые вложения в индустрию туризма, инвестирование в туристскую инфраструктуру. Основной целью такого взаимодействия является уменьшение роли центральной исполнительной власти в экономических процессах и государственных расходов за счет привлечения финансовых ресурсов (инвестиций) из частного бизнеса. Кроме туристских администраций и национальных туристских организаций, как правило, включающих в себя представительства за рубежом, на процессы регулирования туристского бизнеса существенное влияние оказывают многочисленные отраслевые ассоциации. Партнерская модель, являющаяся затратной, но при этом эффективной, на протяжении десятилетий реализуется в таких государствах, как Испания, Италия, Франция [3].

Децентрализованная система управления включает в себя менеджмент туристских организаций и регламентирующую деятельность государства, характеризуется

относительной автономностью субъектов туристской деятельности. Все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации», центральное государственное администрирование отсутствует. Такая система саморегулирования была реализована в США с 1997 г., однако затем принципы государственного регулирования туристской сферы были пересмотрены. Это нашло отражение в признании того, что туризм - значимый компонент национальной экономики, и он может успешно развиваться только при существенной поддержке со стороны государства.

Анализ практики управления в мировом туризме подтверждает тезис о том, что ни одна страна не в состоянии обеспечить успешное развитие туризма без активного и постоянного сотрудничества между разработчиками правовых актов и практиками туристского бизнеса. Подготовка нормативных актов по развитию и регулированию туристской деятельности, осуществляемая без предварительного научного и практикоуправленческого анализа, не может быть оптимальной [4].

В современных условиях, на фоне сокращения туристских прибытий в Россию на протяжении последних лет и недостаточной развитости национального туристского рынка, взаимодействие государства с туристским бизнесом, управление туризмом на основе частично-децентрализованной системы представляется необходимым условием не только устойчивого функционирования, но и развития отрасли, удовлетворения ожиданий и запросов потребителей как российских, так и прибывающих из-за рубежа. И в связи с современной ситуацией, и в контексте исторически сложившегося способа организации управления в туристской отрасли для России наиболее приемлема административная модель управления. В то же время необходимо учитывать, что взаимодействие органов власти и представителей туристского бизнеса (туристских организаций, их союзов и ассоциаций) не достигло европейских стандартов ни по вопросам государственного управления, ни в сфере маркетинга.

Литература

1. Дуран, Т.В. Теория социального управления: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011. - 191 с.

2. Евдокимов, К.А. Социальный институт туризма в условиях преобразования современного российского общества: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. - Тула, 2005.

3. Саак, А.Э., Пшеничных, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.

4. Кривошеева, Т.М., Маркова, С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма: материалы международной научно-практической конференции «Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты)». - В 5-ти ч. - Ч. 3. - Саратов: Изд-во «КУБиК», 2011.

5. Кривошеева, Т.М., Харитонова, Т.В. Разработка маркетинговых стратегий развития городских поселений в России. Технологии управления социальноэкономическим развитием региона: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - В 3-х ч. - Ч. III. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

6. Харитонова, Т.В., Кривошеева, Т.М. Маркетинговые стратегии развития территорий (на примере городов): сб. науч. трудов VII Всероссийской научнопрактической конференции «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса». - М.: МГУС, 2006.

TYPES OF CONTROL SYSTEMS IN TOURISM

Thagapsov Ahmed Valerjevich, post graduate student of Business Technology tourism and hospitality, axma90@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The tourism effective management system creating is one of the most urgent tourism development problems. The tourism sphere scientific study as well as the factors affecting on its operation and development management is an important part of the condition and quality of social life study. In connection with the tourism development in different regions of the world, including in Russia, the interest in finding effectively management ways is increasing, at the one hand, from the tourist organizations management, and at the other hand, from the public authorities. It allows us to identify and to avoid the tourist infrastructure lacks, to increase the tourist regions fame and recognition, to put in order the tourist market. One of the most important functions in tourist management is tourist region marketing. The article describes the features of control systems in tourism. Moreover, it describes the importance of tourism and its positioning, effective management methods. State tourism management faces with the challenge of evaluating the effectiveness of this activity. The federal and regional programs set the economic indicators expected results. The social indicators tourism developing problem requires the science basis and practice technology implementation. In this article it is proved the growing role of management system as a tourism developing and functioning factor, as well as the managing system as a mechanism of management effectiveness providing. The article contents the functions analysis, which are performed by subjects of external management (public authorities), as well as by subjects of internal management (professional management and selfmanagement at the producer level tourist services), and self-management customers. Based on communications systems and management decision-making, in the article are underlined three types of control systems in tourism: centralized, partially decentralized, decentralized.

Also it is proved the partly- decentralized management system has to be the most acceptable for the modern Russian tourism.

Keywords: management subjects interactions types, system types, tourism management

system

Reference:

1. Duran, T.V. Teoriya sotsial'nogo upravleniya: ucheb. posobie. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural'skogo universiteta, 2011. - 191 s.

2. Evdokimov, K.A. Sotsial'nyiy institut turizma v usloviyah preobrazovaniya sovremennogo rossiyskogo obschestva: dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. - Tula, 2005.

3. Saak, A.E., Pshenichnyih, YU.A. Menedjment v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme: ucheb. posobie. - SPb.: Piter, 2007.

4. Krivosheeva, T.M., Markova, S.A. Praktika primeneniya programmnogo metoda upravleniya v sfere turizma: materialyi mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Upravlenie sovremennyim innovatsionnyim obschestvom v postkrizisnyiy period

(ekonomicheskie, sotsial'nyie, filosofskie, pravovyie aspektyi)». - V 5-ti ch. - CH. 3. - Saratov: Izd-vo «KUBiK», 2011.

5. Krivosheeva, T.M., Haritonova, T.V. Razrabotka marketingovyih strategiy razvitiya gorodskih poseleniy v Rossii. Tehnologii upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona: materialyi II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mejdunarodnyim uchastiem. - V 3-h ch. - CHast' III. - Ufa: ISEI UNTS RAN, 2009.

6. Haritonova, T.V., Krivosheeva, T.M. Marketingovyie strategii razvitiya territoriy (na primere gorodov): sb. nauch. trudov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemyi prakticheskogo marketinga v sfere servisa». - M.: MGUS, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.