Научная статья на тему 'Международный кластер и национальная инновационная система: взаимосвязь и методология развития'

Международный кластер и национальная инновационная система: взаимосвязь и методология развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ECONOMIC MODEL / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / INTERSTATE CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимова Е.Л.

Рассматриваются основные проблемы национальной экономической модели. Дан анализ проблем и перспектив развития межгосударственного сотрудничества. Развитие национальных инновационных систем в странах Евразийского содружества является отправной точкой формирования единого инновационного пространства. В рамках единого инновационного пространства представляется возможным создание межгосударственного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL CLUSTER AND NATIONAL INNOVATION SYSTEM: THE RELATIONSHIP AND DEVELOPMENT METHODOLOGY

The article discusses the main problems of national economic model. The author gives the analysis of the problems and prospects of development of interstate cooperation. Development of national innovation systems in the countries of the Eurasian community is the starting point of forming a single innovation space. In the framework of a single innovation space it is possible to create an interstate cluster.

Текст научной работы на тему «Международный кластер и национальная инновационная система: взаимосвязь и методология развития»

УДК 334.726+001.895

Е.Л. Анисимова

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КЛАСТЕР И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ВЗАИМОСВЯЗЬ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются основные проблемы национальной экономической модели. Дан анализ проблем и перспектив развития межгосударственного сотрудничества. Развитие национальных инновационных систем в странах Евразийского содружества является отправной точкой формирования единого инновационного пространства. В рамках единого инновационного пространства представляется возможным создание межгосударственного кластера.

Ключевые слова: национальная экономика, экономическая модель, стратегическое развитие, национальная инновационная система, межгосударственный кластер.

Экономическое развитие при межгосударственной кооперации выражается в социально-экономическом развитии страны, в воспроизводственном процессе, в производстве товаров и услуг, в обмене информацией, воспроизводстве населения, а также в воспроизводстве социально-экономических отношений. Развитие имеет свой вектор, предопределенный системой целей. Развитие России идет по пути общественного прогресса и инновационного развития, которые проявляются в росте благосостояния общества.

В этих условиях актуальность приобретает:

• развитие национальной инновационной системы;

• разработка и модернизация стратегий и законодательных актов;

• оценка инновационного потенциала, угроз и возможностей межгосударственного сотрудничества;

• поиск новых точек роста, таких как «совместные кластеры».

Развитие эффективной деятельности предприятия в настоящее время непосредственно связано с сетевой кооперацией, что позволяет выйти на новый уровень конкуренции и сотрудничества. Создание международных сетей включает в себя:

• формирование новых моделей бизнеса;

• формирование национальных инновационных систем;

• распространение информации и знаний;

• преобразование нормативно-правовой и законодательной базы.

© Анисимова Е.Л., 2015

Анисимова Екатерина Леонидовна - ст. преподаватель кафедры «Экономика и финансы» ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: nsmvktrn@mail.ru.

Инновационный потенциал межгосударственной кооперации предопределяет дальнейшее развитие, характеризует способность к изменению.

Инновационная направленность государств определяется органами власти, приоритетными инновационными программами и проектами, предпринимательским климатом. Одним из направлений развития инноваций в настоящее время является создание кластеров и международных сетей.

Международное сотрудничество государств обусловило создание единого экономического пространства, которое выступит основой для создания межгосударственного кластера.

Единое экономическое пространство - это инструмент, способствующий реализации стратегических целей национального экономического развития путем использования преимущества каждого государства.

Межгосударственный кластер инноваций предлагается рассматривать в следующем качестве:

• СРЕДА: основа для сотрудничества государств, ведения совместной деятельности, формирования информационного пространства;

• ПРОСТРАНСТВО: база для развития институтов власти, рынка, бизнеса; площадка для внедрения и коммерциализации новых технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, инновационных идей и инновационного продукта на мировых рынках; совокупный потенциал и условия для объединения усилий и ресурсов в области приоритетных исследований устойчивого развития общества;

• ВРЕМЯ/ЭФФЕКТ: механизм, способствующий распространению знаний, информации и инноваций, коммерциализации инноваций в пространстве, формированию в рамках единого экономического пространства - единого инновационного пространства.

Цели создания такого кластера следующие:

1) эффективное использование инноваций и инвестиций, а также повышение глобальной конкурентоспособности государств;

2) обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста с повышением уровня благосостояния и качества жизни населения на основе эффектов синергии и масштаба;

3) производство товаров и услуг за счет существенного повышения их инновационности, технологичности, наукоемкости и экологичности, а также уменьшения их энерго- и материалоемкости;

4) интенсивная взаимовыгодная торговля на условиях свободного движения товаров, услуг, труда и капитала;

5) усиление и укрепление интеграционных связей государств-участников программы единого экономического пространства [1, с. 125].

Достижение цели предопределет ряд задач.

Во-первых, необходимо пересмотреть систему законодательства, разработать расширенную систему оценки межгосударственного взаимодействия и сис-

тему регулирования деятельности субъектов в рамках единого инновационного пространства, устранить различные правовые и административные барьеры;

Во-вторых, необходимо развить межгосударственную кооперацию в инновационной сфере, сформировать институциональные нормы инновационного сотрудничества, достичь максимального эффекта от совпадения национальных экономических интересов, сформировать инновационную среду, необходимую для формирования рынков инновационной продукции;

В-третьих, следует стимулировать, мобилизовать и развивать потенциал, определить зоны взаимных интересов, выделить в них приоритетные области для совместных инновационных проектов, создать среду для их реализации в интересах государств-участников.

Инициирует создание межгосударственного инновационного кластера группа государств-участников программы сотрудничества и кооперации. Взаимодействие будет осуществляться по тройной спирали с дальнейшим выстраиванием многомерной спирали. Синергетический эффект от взаимодействия структур распространяется на макро-, мезо- и микроуровни (таблица). Создание международного кластера возможно лишь при сформировавшейся национальной инновационной системе и инновационном потенциале стран-участников.

В рамках ЕврАзЭС развивается кооперация стран в сфере инноваций. В рамках союза создан Центр высоких технологий ЕврАзЭС. Деятельность центра основана на содействии разработке и реализации инновационной политики стран-участников; координации работ по созданию национальной инновационной системы; создании механизмов финансирования инновационных программ и проектов, а также формировании устойчивого инвестиционного климата, который позволит привлечь инвестиции в инновационную сферу [2].

В России, Республике Беларусь, Казахстане намечены предпосылки к формированию национальных инновационных систем и интегрированной инновационной системы стран-участников ЕврАзЭС: в России - Российская венчурная компания, в Республике Беларусь - Белорусский инновационный фонд, в Казахстане - Национальный инновационный фонд. В рамках центра формируются экспертные советы, комитеты и комиссии.

В рамках Таможенного союза приоритетными являются экономические вопросы [3], в рамках Евразийской интеграции рассматривается более широкий спектр вопросов: социально-культурных, экономических, инновационных, информационных, образовательных, научного и политического сотрудничества.

Взаимосвязи функционирования кластера в первую очередь будут вертикальными, а затем уже будут формироваться горизонтальные связи. Но при этом участие государств и власти при привлечении инициатив не должно быть тоталитарным, иначе кластерная структура погибнет, не успев зародиться.

Синергетические эффекты, получаемые при функционировании кластера, на макро-, мезо- и микроуровне

Показатель эффективности Государство Регион/ город Фирма

Конкурентоспособность Развитие отечественных компаний и продукции на мировых рынках. Развитие экспортных возможностей и взаимоотношений Доступность рыночной информации. Развитие экспортных возможностей Доступ к сертификации по международным стандартам качества. Совершенствование производственного процесса и операций

Развитие связей и взаимодействия На международном уровне. На региональном уровне На уровне регион -фирма. На уровне регион -регион (обмен опытом). На уровне регион -государство На уровне системы поставщиков. На уровне НИОКР. На уровне фирма -регион

Человеческие ресурсы Снижение уровня безработицы за счет дополнительных рабочих мест Развитие университетов. Снижение уровня безработицы Высококвалифицированные кадры

НИОКР Развитие инновационного потенциала страны Развитие научных центров, бизнес-инкубаторов, технопарков Доступность НИОКР и системы экспертизы НИОКР

Финансовые ресурсы Банковская сфера и инвестиции Возможность привлечь внутренние и внешние инвестиции в регион Доступность финансовых ресурсов для малых и средних компаний

Деловой климат Высокие темпы роста экономики страны Высокие темпы роста экономики региона. Благоприятный инвестиционный климат Упрощение процедуры регистрации компаний. Снижение административных барьеров

Для достижения поставленных целей следует оценить потенциал к созданию межгосударственного кластера.

Эффективным инструментом реализации национальной инновационной системы (НИС) должна выступать четко сформированная политика для макро-, мезо- и микроуровней. Она призвана увязать интересы государств, территорий с интересами государства; а также интегрироваться в экономику страны и мировое пространство.

Разработка эффективной политики сталкивается с рядом проблем. Во-первых, отсутствует система корректных показателей оценки фактического социально-экономического состояния субъектов как на макро-, так и на микроуровнях. Во-вторых, сложно достоверно определить инновационную и ин-

вестиционную привлекательность территорий. В-третьих, слабо развита система информационных потоков между субъектами, чаще всего информация оседает в самом начале информационной цепочки, что способствует усилению коррупции. В-четвертых, нет единой системы прогнозных показателей НИС. Особенность данного процесса заключается в том, что национальная инновационная система является отправной точкой формирования единого инновационного пространства в рамках сотрудничества стран ЕврАзЭс, следовательно, формирование системы прогнозных показателей должно опираться на международные стандарты.

С учетом вышеизложенных проблем представляется возможным определить: механизм управления реализацией приоритетного направления социально-экономической стратегии России по созданию национальной инновационной системы; подход к координации и регулированию структурной перестройки национальной системы; методы взаимодействия субъектов НИС; методы взаимодействия субъектов системы.

Автором предложена модель управления развитием национальной инновационной системы (рис. 1). Модель отражает зависимость национальной инновационной системы от множества факторов мега-, макро- и микросреды, в частности геополитических, социально-экономических, демографических, исторических, научно-технических, инновационных и инвестиционных.

Рис. 1. Принципиальная модель системы управления развитием НИС

На рис. 2 представлена концептуальная модель механизма управления национальной инновационной системы. Данный механизм формируется и приводится в действие органами государственной власти с учетом региональной, национальной и глобальной среды.

Власть

Наука

Бизнес

_ Планирование и прогнозирование внешнеэкономической и национальной политики Финансирование и креди-"тование различных форм

собственности _ Дотации, субсидии, субвенции субъектам системы _ Контролинг и аудит государственных учреждений

Финансирование развития инфраструктуры Подготовка и реализация "программ и проектов национального значения Региональное управление "развитием кластерных

структур _ Налоговые льготы хозяйствующим субъектам - Кредитование

Инструментарий воздействия

Прогнозирование, планирование развития территорий

Программирование развития кластера Кадровое обеспечение Разработка стратегий развития формирования инновационной среды

Организац.-метод. содействие деятельности муниципальных образований

Организац.-метод. содействие деятельности кластера

Оценка кластеризации экономической деятельности

Организац.-метод. содействие деятельности частно-государственного партнерства

Обучение, переподготовка государственных служащих Создание бизнес-инкубаторов Практическая ориентация образования

Наукоемкие исследования иНИОКР

Софинансирование "проектов и программ

Льготное инвестирование проектов - Поддержка конкуренции

Конкурсное размеще-"ние заказов и поиска поставщиков _ Развитие инфраструктуры

_ Кооперация фирм среднего и малого бизнеса

Формы поручительства, гарантий, кредитования _ Выполнение госзаказов и госпроектов _ Поддержка внешнеэкономической деятельности _ Производство и коммерциализация инноваций

Обмен знаниями, опытом и другими формами ресурсов

Повышение эффективности и конкурентоспособности экономики территории

ГI

---------Формирование межгосударственных и региональных кластеров

Рис. 2. Концептуальная модель организационно-правового механизма формирования

межгосударственного кластера

Активизация инновационной деятельности формируется в трех направлениях:

1. Создание основных инноваций и наукоемкой продукции.

2. Расширение внедрения инноваций в жизнь (коммерциализация).

3. Активная диффузия инноваций по территориям.

Принципы реформирования государственной кооперации, процессы реформирования координации субъектов в пространстве НИС зависят от факторов внешней глобальной среды; масштабов территорий и субъектов территорий, стратегических целей всех субъектов системы; потенциала субъектов и их специфики.

В рамках кластера реализация управления проводится через координирующую организацию, в которую входят представители всех экономических агентов кластера. При этом будут созданы три совета: программный совет, который является отдельным подразделением координирующей организации и занимается разработкой общей программной стратегии; экспертный совет, в него входят представители субъектов кластера, принявшие решение о внедрении той или иной программы; комитет, который входит в программный совет, занимается анализом предприятий и разработкой индивидуальных программ под отдельно взятые предприятия кластера (рис. 3).

Рис. 3. Модель управления в кластере

Поскольку субъектами кластера являются многие институты экономической системы, финансирование создания кластера/разработки программ в кластере может осуществляться за счет внутренних и внешних ресурсов. Финансирование программы в кластере - это циклический непрерывный процесс. Источниками финансирования могут стать: инвестиции, кредиты, налоговые кредиты, гранты, проекты, государственное/инвестиционное финансирование, займы, государственные заказы, поручительство, венчурное финансирование, лизинговое кредитование, совместное финансирование/ участие в капитале и др.

Список литературы

1. Анисимова Е.Л. Особенности формирования инновационного спроса в кластере // Шумпетеровские чтения: материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - С. 122-126.

2. Центр высоких технологий ЕврАзЭС [Электронный ресурс]. - URL: http://www.evrazes.com/about/sp_cvt. (дата обращения: 23.02.2015).

3. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/Pages/default.aspx. -(дата обращения: 23.02.2015).

Получено 16.03.2015

E.L. Anisimova

INTERNATIONAL CLUSTER AND NATIONAL INNOVATION SYSTEM: THE RELATIONSHIP AND DEVELOPMENT METHODOLOGY

The article discusses the main problems of national economic model. The author gives the analysis of the problems and prospects of development of interstate cooperation. Development of national innovation systems in the countries of the Eurasian community is the starting point of forming a single innovation space. In the framework of a single innovation space it is possible to create an interstate cluster.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: national economy, economic model, strategic development, national innovation system, interstate cluster.

Anisimova Ekaterina Leonidovna - Senior Lecturer, Dept. of Economics and Finance, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: nsmvktrn@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.