Научная статья на тему 'Международный и Российский опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности'

Международный и Российский опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1278
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Музыкантова М. В., Анищенко Ю. А.

Рассматриваются исторические и современные аспекты и проблемы защиты и реализации прав интеллектуальной собственности на основе зарубежного и российского опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международный и Российский опыт защиты и реализации прав интеллектуальной собственности»

Секция «Экономика и бизнес»

УДК 669.713.7

М. В. Музыкантова Научный руководитель - Ю.А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МЕЖДУНАРОДНЫЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Рассматриваются исторические и современные аспекты и проблемы защиты и реализации прав интеллектуальной собственности на основе зарубежного и российского опыта.

Понятие интеллектуальной собственности впервые введено в 1967 году конвенцией, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Совершенствование отношений в области интеллектуальной собственности - проблема общемировая. На международном уровне в последние два десятилетия нарушения прав интеллектуальной собственности выросли до гигантских масштабов. Отсутствие действенных механизмов защиты интеллектуальной собственности препятствует созданию полноценного экономического оборота таких объектов, приводит к недооценке активов предприятий, из-за «утечки» информации наносится вред их деловой репутации и в ряде случаев становится причиной банкротств и «недружественных поглощений».

Проблема охраны интеллектуальной собственности впервые получила общественный резонанс на Международной выставке изобретений в Вене в 1873 году и проявилась в форме отказа от участия из опасения, что идеи будут «украдены» и коммерчески использованы в других странах. В 1893 году, благодаря объединению Бернского и Парижского бюро, появилось Объединенное международные бюро по охране интеллектуальной собственности со штаб-квартирой, расположенной в Берне. Эта организация стала предшественницей Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), объединяющей 175 государств. Сегодня ВОИС посредством своих государств-членов и Секретариата реализует обширную программу работы, направленную на решение следующих задач:

• согласование национальных законов и процедур в области интеллектуальной собственности;

• предоставление услуг международным заявителям по получению прав промышленной собственности;

• обмен информацией в области интеллектуальной собственности;

• предоставление технико-юридической помощи развивающимся странам и т. д.

Правовые положения по защите и использованию объектов интеллектуальной собственности в большинстве стран регулируются соответствующими законодательными актами с учетом исторических, экономических, национальных условий и традиций. Кроме патента и лицензии в большинстве стран формами защиты интеллектуальной собственности являются копирайт (право на воспроизведение); товарный знак и знак обслуживания; фирменное наименование.

Проблемами охраны интеллектуальной собственности в условиях глобализации мировой торговли занимается и Всемирная торговая организация (ВТО), которая совместно с ВОИС и другими международными организациями разработала рамочные правила, зафиксированные в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Trade Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPS). В соглашении TRIPS интеллектуальная собственность рассматривается как объект международной торговли, а ее защита - как одна из форм внешнеторгового регулирования. Базой международной торговли лицензиями и ноу-хау является патентная деятельность стран - экспортеров технологий.

TRIPS обязывает страны - участницы ВТО предусматривать в своих национальных законодательствах механизмы защиты прав национальных и иностранных собственников, вплоть до уголовного наказания за преднамеренные действия, связанные с подделкой товарного знака и нарушением авторского права в коммерческом масштабе. В качестве наказания может предусматриваться лишение свободы, денежный штраф, а также арест, конфискация или уничтожение контрафактных товаров и орудий производства, которые использовались при совершении правонарушения.

Промышленно развитые страны применяют собственные меры по отношению к странам-нарушителям. Например, США использует такие торгово-экономические рычаги, как ограничение импорта из стран-нарушителей; сокращение объемов кредитования и инвестиций в их экономику; сворачивание программ сотрудничества и помощи.

Япония требует от иностранных фирм, действующих в стране, выдавать лицензии всем отечественным компаниям, желающим получить доступ к новым технологиям и имеющим возможность их использования. При этом установлены жесткие ставки лицензионных платежей. Срок, который проходит с момента подачи заявки до оформления патента составляет 5-7 лет, а по разработкам в области высоких технологий -10 лет и более. Общее количество выдаваемых в Японии патентов в среднем в 5 раз больше, чем в США, но только 4 % из них выданы иностранным заявителям.

В отличие от развитых стран в России отсутствует эффективная система защиты и реализации прав интеллектуальной собственности. Одной из наиболее серьезных проблем является нарушение авторских прав, изготовление и распространение контрафактной

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

продукции. В России действуют специальные фирмы, занимающиеся промышленным шпионажем, конкурентной разведкой и т. п. Как было сказано в докладе, подготовленном Международным альянсом производителей интеллектуальной собственности (МАПИС), наша страна является мировым лидером по объему контрафактной продукции в сфере интеллектуальной собственности, доля поддельной продукции на различных сегментах рынка составляет 78-80 %.

Отсутствие реальных результатов в борьбе с правонарушителями, прежде всего, является следствием коррупции в органах МВД, что приводит к существованию «неадекватной» системы законодательных мер наказания правонарушений. По оценкам экспертов, доходы от реализации в России контрафактной продукции составляют десятки миллиардов долларов в год. Уголовная ответственность наступает, если в суде доказано, что сумма нанесенного ущерба превышает 250 тыс. рублей [1]. Поэтому административное законодательство о мерах ответственности за право-

нарушения в сфере использования интеллектуальной собственности требует совершенствования.

Несмотря на действующие в России ГК РФ и пакет законов в области охраны объектов интеллектуальной собственности, в данной сфере по-прежнему существует множество проблем: недостаточная правовая защита против недобросовестной конкуренции; недостаточно отработан и законодательно урегулирован механизм защиты коммерческой тайны и пр. Таким образом, не подлежит сомнению, что обеспечение защиты интеллектуальной собственности должно быть важнейшим направлением государственной правовой и экономической политики России.

Библиографическая ссылка

1. Трахтенгерц Л. А. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части четвертой (постатейный) : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2009.

© Музыкантова М. В., 2013

УДК 658

О. А. Остапенко Научный руководитель - К. Ю. Лобков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ СТОРОН, ВОЗМОЖНОСТЕЙ И УГРОЗ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Описано состояние красноярской железной дороги на сегодняшний день, рассмотрены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития пригородного железнодорожного транспорта на территории Красноярского края.

Красноярская железная дорога - главное звено транспортной инфраструктуры Восточной Сибири. Магистраль проходит через четыре крупных региона -Кемеровскую область, Хакасию, Иркутскую область и Красноярский край. Связывает Транссибирскую и Южносибирскую магистрали. Образно говоря - это мост между европейской частью России, ее Дальним Востоком и Азией.

В среднем, железнодорожным транспортом здесь перевозится до 80 % грузов и пассажиров. Услугами КрасЖД ежегодно пользуется более 17 млн пассажиров, в том числе 15 млн - в пригородном сообщении.

Для Красноярского края и Хакасии дорога - самый крупный работодатель: на железнодорожных предприятиях работает более 40 тыс. человек. Эксплуатационная длина Красноярской дороги составляет 3 159,8 км. Общая протяженность - 4 544 км. Она относится к числу погрузочных дорог России: в больших объемах отгружает лес, уголь, нефть [1].

В настоящий момент на указанных территориях созданы свои пригородные пассажирский компании. В г. Красноярске за пригородные пассажирские перевозки отвечает ОАО «КрасПригород», которое выделилось из ОАО «РЖД» и является его частью. У предприятия нет прямых конкурентов, поэтому можно с уверенностью сказать, что ОАО «КрасПригород» является лидером рынка пассажирских перевозок.

Определим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития железнодорожного транспорта пригородных пассажирских перевозок в г. Красноярске.

Сильной стороной является и то, что красноярская железная дорога по сравнению с автомобильным транспортом, который является ее основным конкурентом, имеет большую зону покрытия, большую перевозочную способность, является более быстрым, имеет доступную стоимость, установленный график движения электропоездов, не зависит от погодных условий и является наиболее безопасным. Пассажирам, относящимся к реабилитированным и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, ветеранам труда и труженики тыла, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ, студентам, пенсионерам и инвалидам предоставляется льготный проезд со скидкой до 50 %.

Несмотря на все преимущества, у красноярской железной дороги есть и слабые стороны. Одной из них является недостаточное количество собственных средств из-за сдерживания цен государственным регулированием тарифов и монополизма поставщика. Убытки, возникающие от госрегулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета, однако в 2013 году Минфин сократил субсидии, выде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.