Научная статья на тему 'Международное сотрудничествороссийской Федерации в сфере противодействия коррупции'

Международное сотрудничествороссийской Федерации в сфере противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6185
863
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COUNTERACTION OF CORRUPTION / INTERNATIONAL COOPERATION / CONFISCATION OF PROPERTY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаренко Дмитрий Александрович

На сегодняшний день вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции на уровне международных договоров урегулированы довольно детально. Национальное законодательство России, несмотря на не совсем полную имплементацию норм международных актов, позволяет успешно реализовывать международное сотрудничество в указанной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Today, the issues of international cooperation in the field of counteracting corruption at the level of international treaties are settled in quite detail. The national legislation of Russia, in spite of the incomplete implementation of the norms of international acts, makes it possible to successfully implement international cooperation in this field.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничествороссийской Федерации в сфере противодействия коррупции»

КОРРУПЦИЯ

УДК 343.9 ББК 67.51

Д.А. Назаренко

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Аннотация: На сегодняшний день вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции на уровне международных договоров урегулированы довольно детально. Национальное законодательство России, несмотря на не совсем полную имплементацию норм международных актов, позволяет успешно реализовывать международное сотрудничество в указанной области.

Ключевые слова: противодействие коррупции; международное сотрудничество; конфискация имущества. D.A. Nazarenko

INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SPHERE OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Summary: Today, the issues of international cooperation in the field of counteracting corruption at the level of international treaties are settled in quite detail. The national legislation of Russia, in spite of the incomplete implementation of the norms of international acts, makes it possible to successfully implement international cooperation in this field.

Key words: counteraction of corruption; international cooperation; confiscation of property.

В Преамбуле Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 года говорится, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно большое значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней» [3]. Д.А. Шестаковым дано следующее криминологическое определение коррупции: «коррупция - свойство взаимосвязанных экономической и управленческой подсистем общества воспроизводить неформальные возмездные противоправные управленческие услуги» [7, с. 38].

На теоретическом уровне в международном праве сотрудничество между государствами принято рассматривать через такие категории как содержание, субъекты, объекты, принципы, основные формы и направления. Аналогичные элементы можно выделить и касательно международного сотрудничества в

сфере противодействия коррупции. Содержанием такого сотрудничества являются согласованные действия государств и некоторых других субъектов, направленные на противодействие коррупции.

Субъектами данного сотрудничества выступают: 1) государства (а также уполномоченные органы государств - правительство, правоохранительные органы, суды и др.); 2) международные организации (правительственные и неправительственные); 3) иные организации (например, транснациональные корпорации, фонды).

Применительно к первой группе субъектов следует отметить, что российские правоохранительные органы и суды выступают субъектами международного сотрудничества не прямо, а в установленном законом порядке через специально уполномоченные органы: Верховный суд РФ, Министерство юстиции РФ, Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ (ч. 3 ст. 453 УПК РФ).

В целях осуществления такого сотрудничества в этих органах создаются специальные управления, департаменты, отдельные подразделения. Так, при Генеральной прокуратуре РФ в 2006 г. было создано Главное управление международно-правового сотрудниче ства.

Что касается второй группы субъектов, то к ним, в частности, относятся: Организация Объединённых Наций (ООН), Группа государств против коррупции (ГРЕКО), Организация экономического и социального развития (ОЭСР), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Транспаренси Интернэшнл (Т1) и некоторые другие.

Субъекты должны плодотворно сотрудничать между собой в соответствии с положениями международных договоров о сотрудничестве или договорённостями, достигнутыми на основе общего законодательства или принципа взаимности, а также с соблюдением их национального законодательства. Фактором, объединяющим и соответствующим образом направляющим действия вышеуказанных субъектов, является общий объект - коррупция во всех её проявлениях.

Основными формами международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции являются: взаимная правовая помощь - обработка запросов, поступающих от органов, которые в соответствии с национальным законодательством имеют право расследовать коррупционные правонарушения; экстрадиция; предоставление информации по собственной инициативе; непосредственная связь; обмен информацией; передача уголовного производства; сотрудничество между правоохранительными органами; совместные расследования.

К основным направлениям международного сотрудничества относятся: 1) согласованная международная антикоррупционная политика; 2) разработка и заключение международных договоров [1]; 3) предоставление международной правовой помощи в уголовном производстве; 4) проведение иных мероприятий международного характера (встречи, переговоры, конференции, семинары, реализация разнообразных проектов и программ сотрудничества, установление и развитие контактов с компетентными национальными органами других государств, а также между-

РИМИНОАОГИЯ

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

народными организациями); 5) обмен опытом работы и информацией (в том числе совместная подготовка кадров, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов); 6) проведение совместных научных исследований уровня коррупции, коррупционных схем с целью выработки мер, направленных на противодействие коррупционных правонарушений; 7) выявление, возвращение и конфискация активов, добытых коррупционным путём.

Правовой основой международного сотрудничества являются нормы международного, а также национального права, которые регламентируют процедуры такого сотрудничества в рамках государства. Следует отметить, что при отсутствии заключённых международных договоров и соглашений международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции может осуществляться на основе принципа взаимности: уполномоченный орган одного государства, направляя запрос другому государству, письменно гарантирует запрашиваемой стороне рассмотреть в будущем её запрос о предоставлении такого же вида международной правовой помощи [4, с. 53]. Своё закрепление этот принцип нашёл в ч. 1 ст. 457 УПК РФ.

Наиболее важные вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции урегулированы такими международными актами, как:

- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года;

- Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года;

- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;

- Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17 декабря 1997 года;

- Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года.

Кроме этого, отдельные вопросы международного сотрудничества в области противодействия коррупции закреплены в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999

года. Россия, к сожалению, не ратифицировала её, поэтому существуют некоторые пробелы правового регулирования международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции в рамках экономических и гражданско-правовых отношений.

Что касается национальных законодательных актов, то вопросы международного сотрудничества в данной сфере урегулированы Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ и УПК РФ.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ «О противодействии коррупции», Российская Федерация сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

В разделе ХУШ УПК РФ регламентированы: порядок направления запроса о правовой помощи, его содержание и форма; вопросы юридической силы доказательств, полученных на территории иностранного государства.

Ежегодно Генеральной прокуратурой Российской Федерации в компетентные органы иностранных государств направляется около 400 запросов о выдаче лиц, а рассматривается свыше 1500 аналогичных иностранных запросов, около 6000 запросов о правовой помощи по уголовным делам, как поступивших из-за рубежа, так и российских, предназначенных для направления в иностранные государства [5].

Наиболее детально вопросы международного сотрудничества в рассматриваемой сфере регламентированы Конвенцией ООН против коррупции, принятой Генеральной Ас-

самблеей ООН 31 октября 2003 года (далее по тексту - Конвенция).

Сотрудничество между странами, ратифицировавшими Конвенцию, осуществляется на основании раздела IV Конвенции - «Международное сотрудничество» (статьи 43-50), а также некоторых других положений. В соответствии со ст. 46 Конвенции («Взаимная правовая помощь»), государства-участники оказывают друг другу самую широкую взаимную правовую помощь в расследовании, уголовном преследовании и судебном разбирательстве в связи с коррупционными преступлениями.

Взаимная правовая помощь может запрашиваться в любой из следующих целей: а) получение свидетельских показаний или заявлений от отдельных лиц; Ь) вручение судебных документов; с) проведение обыска и наложение ареста, а также приостановление операций (замораживание); d) осмотр объектов и участков местности; е) предоставление информации, вещественных доказательств и оценок экспертов; Г) предоставление подлинников или заверенных копий соответствующих документов и материалов, включая правительственные, банковские, финансовые, корпоративные или коммерческие документы; g) выявление или отслеживание доходов от преступлений, имущества, средств совершения преступлений или других предметов для целей доказывания; ^ содействие добровольной явке соответствующих лиц в уполномоченные органы; ^ оказание любого иного вида помощи, не противоречащего внутреннему законодательству; j) выявление, замораживание и отслеживание доходов от коррупционных преступлений; к) изъятие активов.

Как видим, цели международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции, закреплённые в этой статье, намного шире тех, что обозначены в ФЗ «О противодействии коррупции». Поэтому, на наш взгляд, следует внести изменения в указанный ФЗ и привести его в соответствие с положениями Конвенции.

Новеллой в международном праве в целом стало закрепление в Конвенции общего правила (статьи 51 и 57) о том, что конфискованные активы незаконного происхождения должны возвращаться в страну происхождения. По сути, признание на таком высоком уровне взаимосвязи коррупции с легализацией («отмыванием») денежных средств или

иного имущества, полученного преступным путём, - важный факт для развития международного сотрудничества в области противодействия этой преступной деятельности [6, с. 97]. Однако пока данная норма де-факто не обеспечивает возврат большого числа активов российских воробогачей из-за границы.

По мнению А.П. Данилова российским законодателям следует более внимательно присмотреться к международным уголовно-правовым нормам о конфискации и использовать их в своей законотворческой деятельности. Положения п. 7 ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и п. 8 ст. 31 Конвенции, устанавливают, что государства-участники Конвенции могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации.

Включение в УК РФ (ст. 104.1) положений об обязанности лица, совершившего преступление, доказать законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, фактически возродило бы норму, ранее заложенную в ст. 52 УК РФ. Применение правил о незаконном обогащении и обязанности лица, совершившего преступление, доказать законное происхождение предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации (что в современных условиях возможно лишь при наличии сильной политической воли), позволили бы вернуть огромные народные богатства, находящиеся в фактически незаконном владении у скоробогачей, их собственнику -народу России. Именно за счёт возвращения украденного наконец-то стало бы возможным разрешение социально-экономического и одновременно криминогенного противоречия -колоссального неравенства между доходами бедных и богатых - к чему сколь долго, столь безуспешно стремится Правительство РФ [2, с. 27-28].

Некоторые положения Конвенции посвящены сотрудничеству правоохранительных органов. Например, в ст. 48 указывается, что государства-участники принимают эффективные меры, в частности, направленные на:

а) сотрудничество с другими государствами-участниками в проведении расследований в связи с коррупционными преступлениями;

б) предоставление, в надлежащих случаях, необходимых предметов или необходимого количества веществ для целей анализа или расследования; в) содействие эффективной координации между их компетентными органами, учреждениями и службами и поощрение обмена сотрудниками и другими экспертами.

Отдельные статьи Конвенции касаются особенностей выдачи правонарушителей (ст. 44) и передачи осуждённых лиц (ст. 45). Конвенцией закреплено важное положение: её можно рассматривать в качестве правового основания для выдачи правонарушителя, даже в случае, когда государства-участники не заключили договора о выдаче между собой.

Подытоживая всё вышесказанное, можем сделать вывод о том, что на сегодняшний день вопросы международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции на уровне международных договоров урегулированы довольно детально. Национальное законодательство Российской Федерации, несмотря на не совсем полную имплементацию норм международных актов, позволяет успешно реали-зовывать международное сотрудничество в указанной области.

В качестве замечания отметим, что международные акты, регламентирующие противодействие коррупции, не предусматривают санкций за нарушение договорённостей, игнорирование установленных рекомендаций. Хотя в случае таковых деяний могут быть задействованы санкции-стимулы, например, удар по имиджу государства на международной арене, применение к нему определённых мер другими государствами, всё же мы считаем, что в подобных международных договорах следует закрепить политические и экономические санкции за несоблюдение договорённостей.

риминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Боротьба з корупщею: пiдруч. / [авт. кол.; кер. авт. кол. £.Д. Скулиш]. К.: Наук.-вид. вiддiл НА СБ Украши, 2010. 336 с.

2. Данилов А.П. Конфискация: международные, российские, казахстанские уголовно-правовые нормы и требования жизни // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (22). С. 25-28.

3. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml (дата обращения: 01.09.2018).

4. Налбандян П.С. Принципы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Право». 2012. № 20. С. 52-54.

5. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://www.genproc. gov.ru/ms/ (дата обращения: 01.09.2018).

6. СкирдаМ.В. К вопросу о реализации в законодательстве Российской Федерации международно-правовых норм в сфере противодействия коррупции, разработанных в системе ООН // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 4. С. 94-101.

7. Шестаков Д.А. Кому какая коррупция? // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2011. № 4 (23). С. 38-47.

REFERENCES

1. Боротьба з корупщею: тдруч. / [авт. кол.; кер. авт. кол. £.Д. Скулиш]. К.: Наук.-вид. ввддш НА СБ Украши, 2010. 336 с.

2. Danilov A.P. Konfiskatsiya: mezhdunarodnye, rossiyskie, kazakhstanskie ugolovno-pravovye normy i trebovaniya zhizni. [Confiscation: international, Russian, Kazakhstan provisions of criminal law and life requirements]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2013, no. 2 (22), pp. 25-28.

3. Konventsiya Organizatsii Obyedinennykh Natsiy protiv korruptsii. Prinyata rezolyutsiey 58/4 Generalnoy Assamblei ot 31 oktyabrya 2003 goda. [United Nations Convention against Corruption. Adopted by General Assembly resolution 58/4 of October 31, 2003]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ corruption.shtml (date of submission: 01.09.2018).

4. Nalbandyan P.S. Printsipy mezhdunarodnogo sotrudnichestva v sfere ugolovnogo sudoproizvodstva. [Principles of international cooperation in the sphere of criminal justice]. Vestnik Yuzhno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pravo» - Bulletin of the South Ural State University. Series «Law». 2012, no. 20, pp. 52-54.

5. Ofitsialniy sayt Generalnoy prokuratury Rossiyskoy Federatsii. [The official website of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation]. URL: https://www.genproc.gov.ru/ms/ (date of submission: 01.09.2018).

6. Skirda M.V K voprosu o realizatsii v zakonodatelstve Rossiyskoy Federatsii mezhdunarodno-pravovykh norm v sfere protivodeystviya korruptsii, razrabotannykh v sisteme OON. [On the issue of implementation in the legislation of the Russian Federation of international legal norms in the field of counteracting corruption, developed in the UN system]. Aktualnye problemy ekonomiki i prava - Current Issues of Economics and Law. 2009, no. 4, pp. 94-101.

7. Shestakov D.A. Komu kakaya korruptsiya? [What corruption? And for whom?]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: Yesterday, Today, Tomorrow. 2011, no. 4 (23), pp. 38-47.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Александрович Назаренко - доктор юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Балтийского Федерального университета имени Иммануила Канта (Калининград, Россия); e-mail: harkonnen2310@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Dmitry Aleksandrovich Nazarenko - Doctor of Laws, associate professor of the department of criminal law and criminology of the Baltic Federal University named after Immanuel Kant (Kaliningrad, Russia); e-mail: harkonnen2310@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.