Научная статья на тему 'Международное сотрудничество в области дополнительного высшего профессионального образования'

Международное сотрудничество в области дополнительного высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING / THE INTERNATIONAL COOPERATION / THE INTERNATIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Т. Г.

Предлагается анализ опыта международного сотрудничества в области дополнительного высшего профессионального образования. Определены приоритетные направления европейских и международных программ в области профессионального образования. Выявлены основные тенденции дополнительного высшего образования в процессе реализации международных проектов подготовки преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING

In article the analysis of experience of the international cooperation in the field of additional higher vocational training is offered. Priority directions of the European and international programs in the field of vocational training are defined. The basic tendencies of additional higher education in the course of realisation of the international projects of preparation of teachers are revealed.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество в области дополнительного высшего профессионального образования»

УДК 378.1: 15 9.9

Т.Г. Мухина

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСВО В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева

Предлагается анализ опыта международного сотрудничества в области дополнительного высшего профессионального образования. Определены приоритетные направления европейских и международных программ в области профессионального образования. Выявлены основные тенденции дополнительного высшего образования в процессе реализации международных проектов подготовки преподавателей.

Ключевые слова: дополнительное высшее профессиональное образование, международное сотрудничество, международные образовательные программы.

Международное сотрудничество является одним из ключевых направлений государственной политики в высшем и дополнительном профессиональном образовании, науке. Данная стратегия закреплена в соответствующих законодательных документах и нормативных актах. Основные концептуальные положения по проблемам современного высшего и дополнительного профессионального образования были обозначены на Всемирной конференции ЮНЕСКО "Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры" (г. Париж 09 октября 1998 г.). Итогом конференции стало провозглашение «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» [1].

Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше зиждется на знаниях, так что высшее образование и научные исследования в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед самим высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось, с тем чтобы наше общество, которое ныне переживает глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности [1].

Впервые на конференции были сформулированы новые подходы и «рамки приоритетных действий, направленных на реформу и развитие высшего образования», в том числе и дополнительного профессионального образования, приобретающие активное развитие в настоящее время. В частности: приоритетными мерами на национальном уровне объявлены: 1) укрепление связей между высшим образованием и научными исследованиями; 2) использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования; 3) высшие учебные заведения следует рассматривать в качестве составной части системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; 4) сами высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Учебные заведения должны располагать потенциалом обеспечения широкого многообразия возможностей в сфере образования и подготовки кадров, таких как традиционные степени, краткосрочные курсы, обучение в течение неполного дня, гибкое расписание, модульные курсы, дистанционное обучение с соответствующей поддержкой и т. д. [1].

Особый статус отводится политике в области дополнительного высшего профессио-

© Мухина Т.Г., 2011.

нального образования, обеспечивающей установление новых партнерских отношений и участие всех соответствующих партнеров в деятельности, касающейся всех аспектов высшего образования: процесса оценки, включая обновление учебных планов и программ, повышения педагогической квалификации, обеспечения профессиональной ориентации и консультирования. Приоритетным направлением является создание соответствующей структуры и механизмов, программ, обеспечивающих повышение квалификации преподавательского персонала; поскольку образование на протяжении всей жизни требует от профессорско -преподавательского состава обновления и совершенствования своего педагогического мастерства и методов обучения в гораздо большей степени, нежели при нынешних системах, рассчитанных главным образом на короткие периоды преподавания в высшей школе. В связи с этим необходимо содействовать и благоприятствовать национальной и международной мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов в качестве одного из необходимых условий обеспечения высокого качества и адекватности высшего образования [1].

Обозначенные положения, на наш взгляд, являются ключевыми в осмыслении современных позиций и реформ в области высшего и дополнительного образования. Международное сотрудничество следует рассматривать в качестве неотъемлемой составной части задач, стоящих перед учреждениями и системами высшего образования. Каждому высшему учебному заведению следует предусмотреть создание соответствующей структуры или механизма для содействия развитию международного сотрудничества и управления им.

В частности, в настоящее время можно выделить три основных блока в международной деятельности Министерства образования: многостороннее сотрудничество и взаимодействие с ведущими международными организациями (экономического, научно -технического и образовательного профиля), 2) двустороннее сотрудничество со странами дальнего зарубежья; 3) сотрудничество с государствами - участниками СНГ [2].

Изучение нормативных документов, дополнительных образовательных программ, опыта работы в области профессионального образования позволил констатировать факт, что в настоящее время можно наблюдать период становления этапа международного сотрудничества в области дополнительного высшего образования. Все программы, а точнее подпрограммы или специальные программы в области высшего дополнительного образования функционируют в составе более крупных проектов. Обобщая опыт научных исследований современных зарубежных и отечественных ученых - можно выделить следующие основные тенденции в организации сотрудничества:

1. В силу исторических особенностей развития северо-западный и центральный регионы всегда имели предпочтительную ориентацию на европейскую культуру и европейскую систему образования. В качестве иллюстрации такого опыта можно привести пример Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ) и его партнерства с французскими университетами в сфере экономики и управления (например, Университет Париж-Дофин и Университет им. Пьера Мендес Франса (УПМФ) г. Гренобля). Университет является инициатором и участником международных проектов по подготовке специалистов, имеет партнерские отношения с 80 зарубежными вузами [3]. Для проведения занятий привлекаются французские и российские преподаватели, владеющие иностранным языком. Снимается проблема языкового барьера, так как в процессе обучения широко используется французский язык. Ученые, реализующие данную программу к ее достоинствам относят и установление сотрудничества между преподавателями специальных кафедр по основным направлениям совместной работы в преподавании учебных дисциплин, совместном руководстве аспирантами и докторантами, научно-исследовательской работе. В качестве перспектив развития Французской программы по экономике и управлению определены: формирование компетенций выпускаемых дисциплин, компетенций преподавателей, увеличение числа франкоговорящих студентов из других стран (в том числе из Франции, Канады и т.д.); повышении мобильности студентов и преподавателей; привлечение вузов -партнеров из других стран и введение в программу курсов на английском языке [3].

Зарубежные - Борганс Лекс [4]., Кёрверс Фрэнк [4] др. - и отечественные - (Е.В. Бодрова, [5]. Г.У. Матушанский [6] - ученые фиксируют изменения в структуре науки и высшего образования в Европе в связи с международной ориентацией, обосновывают интеграцию европейской и российской моделей обучения с британо-американской моделью подготовки высококвалифицированных кадров, научно-педагогических работников. По мнению Борганс Лекс, Кёрверса Фрэнка: « ярче всего международная ориентация науки и образования проявляется в изменении языка, используемого в преподавании и научных публикациях, - с родного (государственного), латыни, немецкого и французского на английский. Небольшие языковые зоны совершили этот переход раньше. Кроме того, отдельные области науки различались по скорости перехода на английский в научной коммуникации. Точные науки и медицина переключились на английский язык первыми, за ними последовали экономика и общественные науки, а в гуманитарных науках и в области права в настоящее время наблюдаются лишь первые признаки такого перехода. Это означает, что отдача от масштаба и возможность распространения научных результатов оказывают большое влияние на принятие решения о переходе на международные стандарты» [4-6].

Вместе с тем, Дальневосточный федеральный и Сибирский округа успешно в течение многих лет сотрудничают в области высшего профессионального образования с Китайской народной республикой, Канадой и США. Так, Тихоокеанский государственный университет уже более 20 лет сотрудничает с Китайской Народной Республикой по направлениям: наука, архитектура, сельское хозяйство. Сотрудничество осуществляется в рамках международного проекта «Форумы ректоров вузов Востока России и Северо -Восточных провинций КНР», объединяющих вузы-партнеры из соседних регионов России и Китая [7].

В условиях глобализации на мировом рынке образовательных услуг конкурентоспособными являются крупные университеты с численностью студентов до 100-200 тысяч. Это связано с тем, что на данном рынке в условиях жесткой конкуренции, как и на любом другом глобальном рынке, происходят процессы поглощения и слияния. А значит, ведущим стратегическим направлением развития университетов в условиях глобализации является необходимость активной конкуренции на рынках абитуриентов развивающихся стран. Для этого крупные университеты должны создавать свои представительства в этих государствах, которые могут заниматься не только отбором, но и предварительной подготовкой будущих студентов. Данная стратегия становится очень актуальной в условиях предстоящего дефицита своих абитуриентов; В связи с этим международный опыт, в том числе и по программам дополнительного высшего образования, должен осуществляется в соответствии с вхождением Росси в Европейский статус университетов, т.е. развитые страны, а также альянсы с развивающимися странами Азии - Китай, Индия и т.д. [8].

Повышение качества образования предполагает реализацию новых образовательных технологий, изменение системы подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации; ориентация на принципы непрерывного образования, которая предполагает как внедрение новых педагогических технологий, так и поиск новых способов предоставления образовательных услуг, учитывающих потребности выпускников средних школ и студентов (дистанционное образование, компьютерные обучающие программы, использование сети Интернет-технологий и др.) [9, 10]. Рассматриваемые тенденции сотрудничества в области высшего и дополнительного образования стратегии должна сочетаться с политикой мобильности профессорско-преподавательского состава, активного привлечения иностранных преподавателей и ученых в сфере дополнительного профессионального образования.

Описанные тенденции в системе образования проявляются в содержании международных дополнительных образовательных программ. Принято выделять европейские и национальные, а также международные группы программ. Ведущими европейскими и национальными программами являются: «Седьмая рамочная программа научно-технологического развития» (7РП) (The Seventh EU Framework Programme for Research and Technological Development (FP7). Напомним, что рамочные программы - основной финансо-

вый инструмент Европейского Союза (ЕС) для поддержки и развития научных исследований и технологических разработок в странах ЕС. Источником финансирования является бюджет ЕС. Реализуются с 1984 г. пятилетними циклами. В соответствии с целями седьмой рамочной программы выделены четыре специальные программы, одна из которых «FP7 «PEOPLE»: направлена на количественное и качественное укрепление кадрового потенциала европейской науки и технологий через серию акций Мари Кюри. Соответственно поддержка академической мобильности и карьерного роста ученых, усиление привлекательности Европы как исследовательского центра для ученых всего мира, подготовка профессорско-преподавательского состава является приоритетной задачей данного проекта [11].

Программа Tempus финансирует межуниверситетское сотрудничество в области развития учебных планов, управления университетами, взаимодействия научных кругов и гражданского общества, а также структурные реформы в области высшего образования. Мобильность студентов, преподавательского и административного состава вузов как из стран - членов ЕС, так и из стран-партнеров может стать частью проекта в рамках программы Tempus. Целями программы является развитие сети центров европейских исследований в российских вузах-партнерах, повышение квалификации преподавательского состава, а также разработка учебных курсов, связанных с вопросами различных сфер европейской политики в области международного сотрудничества [12]. Успешно функционируют программы с конкретными вузами - партнерами, на базе которых открываются филиалы в России. Например, в рамках реализации проекта международного сотрудничества с Германским историческим институтом в Москве (German historical institute in Moscow) осуществляется повышение квалификации университетских преподавателей и выпускников вуза, изучающих вопросы новой и новейшей истории Германии [12]. Предполагаем, что такая форма сотрудничества наиболее перспективна в ближайшее время для развития проектов дополнительной профессиональной подготовки преподавателей и студентов.

Основная цель Федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (ФЦП) Federal Target Programme «Research and Development in Priority Fields of S&T Complex of Russia for 2007-2012» - развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации. Основные задачи программы: обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ; развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях и др.

Среди международных программ выделим Консорциум экономических исследований и образования Economies Education & Research Consortium. Консорциум экономических исследований и образования был создан в 1996 году для повышения стандартов обучения и поддержки прикладных исследований в области экономики. Научная сеть Консорциума предлагая молодым ученым финансовую поддержку, доступ к необходимым данным и научной литературе, обширные возможности для повышения квалификации и общения с признанными специалистами [13].

Австрийская служба по обменам Austrian Exchange Service, Agency for International Cooperation in Education and Research. Австрийская служба обменов - крупнейшая организа-

ция Австрии в сфере международного сотрудничества. Австрийская служба обменов (АСО) была основана в 1961 г. на основе совместного решения австрийских университетов. С 2000 г. АСО включает не только университеты, но и другие высшие учебные заведения, а также школы Австрии. АСО имеет статус некоммерческой организации. Органы управления АСО включают Генеральную Ассамблею, Президиум и Президента. Она вносит значительный вклад в развитие образовательного и научного потенциала Австрии и представляет образовательную систему Австрии на международном уровне. Главной целью организации является научный и образовательный обмен. В число основных задач организации входят содействие международному научному и культурному обмену, интеграционным процессам в области образования, академической мобильности студентов и преподавателей [13].

В целом, характеризуя целевой и содержательный аспект европейских, национальных, международных программ в области дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава отметим, что ведущим направлением является в подготовке профессионально компетентного, творческого, стремящегося к самостоятельной инновационной деятельности учителя (преподавателя). С точки зрения концептуальных подходов к обучению на курсах повышения квалификации выделяют: технократическая педагогика повышения квалификации (обучение рассматривается как более или менее жесткое императивное руководство учителями, формированием заданных обществом и государством свойств личности и форм поведения); персонологическая (личностно-ориентированная) школа повышения квалификации (обучение как целенаправленный непрерывный процесс личностных и профессиональных изменений, трансформаций учителя в ходе совместной деятельности и межличностного общения); третье направление- социально-психологической ( обучение рассматривают в русле идей социальной коммуникации, т.е. как процесс социально-психологического взаимодействия обучающего и обучающегося, направленного на изменение среды) [14].

Изучение целевого, содержательного и организационного компонентов представленных выше программ (с учетом регионального компонента) по проблемам высшего дополнительного профессионального образования позволяет сделать вывод, что благодаря международному опыту, приобретенному высшими образовательными учреждениями в ходе реализации совместных образовательных, в том числе и дополнительных программ, успешно решается задача интеграции российского образования в единое европейское образовательное пространство. Перспективным международным опытом является создание альянсов с развивающимися странами Азии - Китай, Индия и т.д.

На современном этапе реформирования профессионального образования большее внимание уделяется стажировке и повышению квалификации студентов и магистрантов. Набирает обороты и дополнительная подготовка профессорско-преподавательского состава вузов, однако данное направление становится перспективным в тех вузах и регионах, где представлен мощный научно-технический потенциал.

Библиографический список

1. Декларация организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры от 09.10.1998г. № б/н «Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» [Электронный ресурс] / Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». - Режим доступа: http://www.lexed.ru

2. Выступление Директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке В.В. Ничкова на заседании коллегии 13.04.2005 года "О международной деятельности в области образования и науки в 2005 году"[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://dic.edu.ru

3. Россия и Европа на пути интеграции в единое образовательное пространство: опыт международных образовательных программ: сб. материалов межвузовского семинара, Санкт-Петербург, 5 ноября 2004 г. / под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой. - СПб.: Борей Арт, 2007. - 173 с.

4. Борганс, Лекс. Американизация европейского высшего образования и науки: [пер. с англ.] / Борганс Лекс, Кёрверс Фрэнк // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 5-43.

5. Бодрова, Е.В. Высшее образование для XXI века (Ответы эксперта на заданные вопросы) / Е.В. Бодрова [и др.] //Alma mater: Вестник высшей школы. 2009. № 3. С. 25.

6. Матушанский, Г. Модели подготовки научно-педагогических и инженерных кадров в зарубежной высшей школе // Alma mater. - M., 2002. № 2. C. 42-43.

7. Вузовская инноватика и международное партнерство: Российско-Китайский опыт взаимодействия/Выступление ректора ТОГУ профессора С. Иванченко на VIII Международном форуме ректоров университетов Дальнего Востока и Сибири Российской Федерации и Северовосточных провинций Китайской Народной Республики Далянь, сентябрь 2009 года //Пресс -центр Тихоокеанского государственного университета [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://press.khstu.ru/rector-interview

8. Карпенко, М. Новая роль высшего образования в эпоху развития инновационной экономики, глобализации и депопуляции //Alma mater (Вестник высшей школы). 2007. № 9. С. 12-17.

9. Московкин, В.М. Университетские стратегии в условиях глобализации и депопуляци //Alma mater (Вестник высшей школы). 2009. № 11. C. 29-32.

10. Крухмалева. Некоторые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство, Альма матер, 2008. №11. С. 75.

11. Баденкова, Ю. А. Седьмая рамочная программа научно-технологического развития Европейского союза// Бюллетень «НГТУ Информ». 2006. №10 (158). С. 42.

12. Программа ТЕМПУС-ТАСИС завершает свою работу // Бюллетень «НГТУ Информ». 2006. №5 (153).

13. Европейские и российские программы, фонды и организации научно-технологического со-трудничества[Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www.sgu.ru/node/30331

14. Гаргай, В.Б. Развитие системы повышения квалификации учителей в Великобритании (конец XIX - конец XX вв.): дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Гаргай В.Б. - Новосибирск, 2006. - 446 с.

Дата поступления в редакцию 28. 06.2011

T.G. Mukhina

THE INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF ADDITIONAL HIGHER VOCATIONAL TRAINING

In article the analysis of experience of the international cooperation in the field of additional higher vocational training is offered. Priority directions of the European and international programs in the field of vocational training are defined. The basic tendencies of additional higher education in the course of realisation of the international projects of preparation of teachers are revealed.

Key words: additional higher vocational training, the international cooperation, the international educational programs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.