Научная статья на тему 'Международное сотрудничество высшего учебного заведения в контексте педагогических исследований'

Международное сотрудничество высшего учебного заведения в контексте педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛУЖБЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ АКАДЕМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / WORLD EDUCATIONAL SPACE / INTERNATIONAL ACTIVITY / INTERNATIONAL SERVICE / INTERNATIONAL ACADEMIC COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна

Статья посвящена теоретическим проблемам интеграции высшей профессиональной школы России в международное образовательное пространство. В связи с этим рассматривается международная деятельность образовательного учреждения как предмет педагогических исследований; описываются основные стратегические направления международного сотрудничества в области образования, определяющие основные цели и задачи вуза в этой области. Особо подчеркивается необходимость разработки и реализации системы критериев для оценки эффективности деятельности вуза в области международного сотрудничества. Также определяются перспективы дальнейших исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фирсова Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International cooperation of higher educational institutions in the context of pedagogical research

The paper is devoted to the theoretical problems of the Russian higher professional school integration into the world educational space. So, the activity of International Service of an educational institution is considered, the strategic directions of the academic international cooperation are put forward. The significance of the criteria system for the International Service activity evaluation is specially noted. Some trends of investigations in the field of academic international cooperation are also outlined.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество высшего учебного заведения в контексте педагогических исследований»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 1

ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

С.П. Фирсова

(кафедра иностранных языков Марийского государственного технического университета; e-mail: firsova @fromru.com)

Статья посвящена теоретическим проблемам интеграции высшей профессиональной школы России в международное образовательное пространство. В связи с этим рассматривается международная деятельность образовательного учреждения как предмет педагогических исследований; описываются основные стратегические направления международного сотрудничества в области образования, определяющие основные цели и задачи вуза в этой области. Особо подчеркивается необходимость разработки и реализации системы критериев для оценки эффективности деятельности вуза в области международного сотрудничества. Также определяются перспективы дальнейших исследований в данной области.

Ключевые слова: высшее образовательное учреждение, мировое образовательное пространство, международная деятельность, международные службы, международное академическое сотрудничество.

Международная составляющая высшего образования в форме международной и научно-образовательной деятельности занимает ключевую позицию в образовательном пространстве современного вуза, требуя особых подходов к организации управления и функционирования. Последние десятилетия внесли существенные коррективы в стратегические цели и тактические задачи международной деятельности вуза, прежде всего на уровне интеграции с зарубежными образовательными учреждениями и формирования единого образовательного пространства [1]. Необходимость вхождения вуза в мировое образовательное пространство, обусловленная процессами глобализации, осознается как императив повышения конкурентоспособности вуза и качества предоставляемых образовательных услуг. Глобализация как мировой процесс оказывает существенное влияние на национальные системы высшего образования. Прежде всего это касается:

• стратегий развития международных отношений между высшими учебными заведениями;

• проблем транснационального образования;

• международных гарантий качества образования;

• региональной и межрегиональной кооперации;

• обеспечения равенства и доступа к высшему образованию;

• развития информационных и коммуникационных технологий образования.

Интеграция отечественной профессиональной школы в мировое образовательное пространство и вхождение на международный рынок образовательных услуг актуализировали проблему развития международного сотрудничества российских вузов. В связи с этим определяются новые подходы к формам и средствам международной деятельности субъектов профессионального образования, анализируется зарубежный опыт, изучаются пути его адаптации в России, формируются теоретические концепции, разрабатываются эффективные модели международной деятельности вузов. В последние годы наблюдается значительный рост числа публикаций в педагогической печати и диссертационных исследований, посвященных данной проблеме.

Вместе с тем имеет место определенное отставание теоретического осмысления накопленного эмпирического опыта, вызванное недостаточностью концептуальных исследований. На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие проблемные направления в области изучения международной деятельности вуза, требующие педагогической рефлексии: интерпретация ключевых понятий, классификация форм и видов международной деятельности, определение критериев оценки эффективности реализации направлений деятельности в этой области.

В педагогических исследованиях по обсуждаемой проблеме международная деятельность рассматривается как:

• разнообразие форм международного сотрудничества и взаимопонимания;

• форма взаимоотношений между образовательными сообществами в целях улучшения контактов в области культуры и образования, укрепления международных связей;

• участие в международных процессах обмена, хранения и эффективного использования информации, образовательных инноваций и результатов научных исследований;

• реализация международных связей с зарубежными образовательными учреждениями;

• компонент воспитания, осуществляемого образовательным учреждением в целях формирования гармоничной личности.

Международную деятельность вуза в широком смысле можно рассматривать как реализацию функций образовательного учреждения, направленную на осуществление международной внешнеэкономиче-

ской деятельности и международного академического сотрудничества в области образования и науки [2].

Приоритет задач международного сотрудничества в конкретном вузе определяется выбором стратегии деятельности. Основными стратегическими направлениями международного сотрудничества в вузе принято считать воспроизводство кадров, интернационализацию, предпринимательскую деятельность [3]. Выбор стратегии сотрудничества является результатом компромисса — необходимостью сосредоточиться на одних видах деятельности и отказаться от других. Стратегические направления определяются руководством вуза, его Ученым Советом на основании анализа внешней и внутренней среды международной деятельности.

Воспроизводство кадровых ресурсов является главной функцией вуза и основным фактором развития экономического роста в постиндустриальном обществе. Стремление участников международного сотрудничества к дальнейшему интеллектуальному развитию в благоприятной международной образовательной среде за счет международных фондов основывается на требовании получения профессий, востребованных международным рынком труда, использования потенциала трудовой мобильности.

Международная интеграция учреждений высшего профессионального образования является многомерным явлением, затрагивающим как многообразие форм международной деятельности, так и внутренние результаты сотрудничества. В соответствии с этим можно выделить следующие этапы развития международной деятельности образовательных учреждений [3]:

1) маргинальный этап, который характеризуется ограниченной международной научно-академической мобильностью отдельных участников, отсутствием планирования и системы управления;

2) этап развития программ студенческой мобильности, направленный на осознание руководством вуза необходимости интернационализации, появление программ студенческой мобильности с показателем иностранных студентов до 1%, создание отделов международных связей;

3) дифференцирование международных программ, назначение их координаторов, осознание профессорско-преподавательским составом и административно-управленческими структурами необходимости развития международного сотрудничества как средства повышения квалификации и качества образования;

4) этап изменения организационной культуры учреждения высшего профессионального образования, предусматривающий существенное увеличение (5—15% от общего числа) контингента иностранных студентов, создание структур управления междуна-

родным сотрудничеством, появление международных функций у подразделений вуза;

5) этап институализации, способствующий развитию и закреплению институтов международного сотрудничества, организации стратегических партнерств и ассоциаций, разработке системы критериев эффективности международного сотрудничества;

6) этап коммерциализации результатов международного сотрудничества, задачей которого является создание совместных вузов и предприятий, лицензирование их деятельности, формирование органов маркетинга для продвижения коммерческих программ.

Концепция международного сотрудничества вуза является основой реализации соответствующей международной политики руководством вуза, его перспективного планирования, решения организационных, финансовых и кадровых вопросов его управления. При этом политика образовательных учреждений в области организации международной службы строится на следующих принципах:

• профессионализма, подразумевающего наличие профессиональной и лингвистической подготовки сотрудников, а также доминирование сотрудников, работающих в международных службах на постоянной основе, но не в качестве совместителей;

• развития менеджмента в области международного образования, что означает необходимость комплектования персонала специалистами, имеющими подготовку и опыт в области управления как образованием в целом, так и в области международного академического сотрудничества, межкультурной коммуникации, маркетинга, рекламы;

• дифференциации, проявляющейся в четком разграничении функций между основными и вспомогательными подразделениями, а также в распределении обязанностей между сотрудниками международной службы посредством введения квалификационных характеристик и должностных обязанностей;

• интеграции, заключающейся в сотрудничестве и взаимодействии различных подразделений образовательного учреждения;

• коммуникативной и межнациональной толерантности, направленной на соблюдение этических норм всеми, кто взаимодействует с иностранными гражданами, а также на учете социокультурных различий между странами;

• непрерывности профессиональной подготовки и переподготовки, реализуемой посредством создания системы повышения квалификации всех задействованных в международной деятельности, участия в семинарах, тренингах различного уровня.

Нормативной базой деятельности международных служб вуза являются:

1) регламентирующие документы:

• законы Российской Федерации (Федеральный закон "Об образовании" и Федеральный закон "О дополнительном образовании", конкретизирующие международную деятельность Российской Федерации в области основного и дополнительного образования);

• постановления и распоряжения Правительства РФ (Концепция государственной политики России в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран);

• приказы Министерства образования и науки (приказ Министерства образования и науки о порядке взаимодействия с Европейским союзом в сфере образования и науки);

2) международные правовые акты:

• меморандумы (Меморандум о сотрудничестве высших учебных заведений по созданию Университета Шанхайской организации сотрудничества);

• соглашения (Соглашение между правительством РФ и Европейским сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий, Соглашение о сотрудничестве в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов государств — участников СНГ);

• международные договоры РФ о сотрудничестве со странами и регионами в области науки и образования;

3) устав образовательного учреждения, приказы по вузу, положение о международной деятельности подразделения.

Эффективность международного сотрудничества в области науки и образования должна обеспечиваться посредством открытости и доступности системы международного сотрудничества; гибкости системы сотрудничества за счет использования различных форм и аспектов этого процесса; вариативности системы сотрудничества, заключающейся в разнообразии реализуемых программ и проектов; востребованности, определяемой количеством участников международного сотрудничества. Оценка эффективности деятельности вуза в этой области требует разработки и реализации ряда обоснованных критериев, среди которых можно выделить: академическую мобильность студентов и преподавателей, эффективность реализации международных образовательных программ, международный имидж вуза, объем привлеченных средств от экспорта образовательных услуг и исследований, уровень развития ресурсного обеспечения интернационализации образования [4].

Академическая мобильность студентов и преподавателей характеризует долю вуза в экспорте образовательных услуг и может быть определена соотношением иностранных учащихся к общей численности студентов, количеством иностранных преподавателей и ученых, при-

глашенных для реализации образовательных программ и проведения исследований, количеством студентов, направленных на обучение в иностранные вузы, количеством преподавателей и ученых, выезжающих за рубеж. Эффективность реализации международных образовательных программ, характеризующих уровень международного сотрудничества в образовании и науке, определяется числом совместных образовательных программ с зарубежными университетами.

Международный имидж вуза непосредственно связан с уровнем конкурентоспособности вуза, влиянием на международные академические процессы, развитием международных коммуникаций. Данный критерий определяется местом (присутствием) вуза в международных академических рейтингах, количеством международных партнерств и проектов, числом магистерских программ двойных и совместимых дипломов с иностранными вузами, наличием у вуза права выдачи Европейского приложения к диплому, общим количеством программ PhD с иностранными вузами.

Уровень развития ресурсного обеспечения интернационализации образования и межнациональных коммуникаций обеспечивается политикой открытости вуза, уровнем управления, реализацией международных программ и определяется объемом средств в бюджете вуза, выделенных на программы международного сотрудничества, показателями работы Интернет-сайта, наличием публикуемого отчета о международной деятельности вуза. В соответствии с результатами оценки может быть применена следующая классификация вузов [3]:

1) вуз, активно создающий эффективные условия для сотрудничества вследствие мощного научно-образовательного потенциала, приоритетного развития направлений сотрудничества, актуальных для его деятельности;

2) вуз, определяющий условия реализации партнерских отношений, создает инфраструктуру международного сотрудничества, выделяет приоритеты и объем финансирования международных программ; имеет прочное положение на международном образовательном рынке и устойчивые конкурентные преимущества в своем регионе;

3) вуз, создающий условия для лидерской позиции с помощью больших объемов финансирования, имеет потенциальные возможности для установления и развития научно-академических контактов, но не имеет достаточного опыта для их реализации;

4) вуз, принимающий условия для ведения международной деятельности, делает определенные вложения, не претендуя на лидерство и являясь ведомым своими зарубежными партнерами;

5) вуз, не способный эффективно действовать на международном образовательном рынке, не располагает достаточным бюджетом

6 ВМУ, педагогическое образование, № 3

для ведения международной деятельности, не имеет определенной концепции международного сотрудничества;

6) вуз, осваивающий сектор рынка, не заполненный конкурентами, стараясь поддержать собственную монополию на свои научно-образовательные услуги, создает конкурентные преимущества, используя определенный выигрыш во времени.

Чтобы занять верхние позиции представленного рейтинга, вузу необходимо в максимальной степени реализовать функции международного сотрудничества, которые могут быть сформулированы следующим образом.

1. Совершенствование образовательной деятельности вуза, которое осуществляется посредством повышения компетенции педагогических и научных кадров, участвующих в различных зарубежных стажировках, гибкости образовательных программ, обновления содержания университетского образования, инновационных процессов в контексте интернационализации высшего профессионального образования и на основе анализа международного образовательного опыта.

2. Развитие академической мобильности, реализующей различные формы обмена студентами, профессорско-преподавательскими кадрами, административными сотрудниками и являющееся характерной чертой научной деятельности образовательных учреждений.

3. Содействие развитию инфраструктуры вуза, прежде всего структурных подразделений, участвующих в международных проектах за счет использования передового зарубежного опыта по совершенствованию процессов управления высшими учебными заведениями в современных социально-экономических условиях.

4. Укрепление внешнекультурной политики государства посредством формирования и развития у студентов навыков межкультурной коммуникации и толерантности, организации социально-культурного взаимодействия между российскими и иностранными гражданами.

Наиболее яркими примерами сотрудничества в области науки и образования может служить активное участие российских вузов в международных образовательных программах (образовательная программа Erasmus Mundus "Окно в международное сотрудничество"), проектах (в рамках программы Европейского Союза "Темпус", непрерывный конкурс российско-немецких научных проектов "Международные исследовательские группы с участием молодых ученых"), международной инновационной деятельности (членство России в Европейской программе научно-технического сотрудничества в области высоких тех-

нологий и новаций "Эврика"), а также грантовой деятельности (гранты фонда Евразия, Германской службы академического обмена).

Таким образом, успешная международная репутация вуза основывается на положительной динамике и рентабельности международных программ, их привлекательности для иностранных студентов, качественной организации образовательных услуг. В результате реализации стратегических направлений международного сотрудничества вуза следует ожидать профессионального роста преподавателей и сотрудников посредством участия в программах академической мобильности, интернационализации научно-образовательного процесса, признания образовательного учреждения на международном рынке образовательных услуг.

Дальнейшее внимание исследователей должно быть сосредоточено на таких направлениях международной деятельности высшей профессиональной школы как:

• использование международного образовательного опыта для повышения качества подготовки специалистов;

• развитие международных служб в инфраструктуре образовательного учреждения;

• вхождение в систему международного информационного и коммуникационного пространства;

• обеспечение признания выдаваемых в России документов об образовании и ученых степенях и званиях, а также периодов обучения при сопоставлении с соответствующими зарубежными стандартами;

• международная кооперация в области научных исследований, создание и продвижение на мировой рынок конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Список литературы

1. Трегубова Т.М. Функции международного сотрудничества профессиональных учебных заведений в едином образовательном пространстве // Международное сотрудничество в профессиональном образовании: проблемы и перспективы: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 18 ноября 2009 г. Казань: АСО, 2009. С. 207—211.

2. Медведева Н.В. Международная деятельность вуза в условиях интеграции России в общеевропейское образовательное пространство: Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. С. 15—40.

3. Дудина И.А. Институциональный механизм международного сотрудничества вуза в условиях трансформации и глобализации экономики России: Дис. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2003. С. 70—89.

4. Организация международной деятельности вуза / Под ред. Д.Г. Арсень-ева, А.М. Алексанкова. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2007. 156 с.

INTERNATIONAL COOPERATION OF HIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTIONS IN THE CONTEXT OF PEDAGOGICAL

RESEARCH

S.P. Firsova

The paper is devoted to the theoretical problems of the Russian higher professional school integration into the world educational space. So, the activity of International Service of an educational institution is considered, the strategic directions of the academic international cooperation are put forward. The significance of the criteria system for the International Service activity evaluation is specially noted. Some trends of investigations in the field of academic international cooperation are also outlined.

Key words: higher educational institution, world educational space, international activity, international service, international academic cooperation.

Сведения об авторе

Фирсова Светлана Павловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Марийского государственного технического университета. Тел. 8 (362) 45-19-32, 8 (362) 65-5-85; e-mail: firsova@fromru.com, svetlana_firsova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.