Научная статья на тему 'Международная конференция online educa Moscow 2007'

Международная конференция online educa Moscow 2007 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюхин Валерий Викторович

C 30 сентября по 3 октября 2007 года в Москве в гостинице «Президент-Отель» Управления делами Президента РФ прошла Международная конференция ONLINE EDUCA MOSCOW 2007 (Международная конференция по вопросам обучения с применением технологийe-learning), которую поддержали генеральный директорат Европейской комиссии, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Рособрнадзор и общественные объединениями работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюхин Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная конференция online educa Moscow 2007»

No6(12) 2007

Международная конференция ONLINE EDUCA MOSCOW 2007

C 30 сентября по 3 октября 2007 года в Москве в гостинице «Президент-Отель» Управления делами Президента РФ прошла Международная конференция ONLINE EDUCA MOSCOW 2007 (Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning), которую поддержали генеральный директорат Европейской комиссии, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Рособрнадзор и общественные объединениями работодателей.

Всемирная система ONLINE EDUCA включает ежегодные конференции в Германии, Испании, Африке. Впервые, по решению Форума СНГ Берлинской конференции ONLINE EDUCA 2005 и Главного организационного комитета ONLINE EDUCA, такая конференция проводилась в Москве.

Традиционная тематика конференций ONLINE EDUCA охватывает широкий круг вопросов развития перспективных технологий и организационно-управленческих решений в очном и заочном обучении, а также анализа тенденций эволюции открытого, дистанционного и смешанного обучения.

Конференция в Москве, среди организаторов которой выступило издательство «Маркет ДС», стала поистине грандиозным и плодотворным мероприятием, не обманув ожиданий сотен ее участников из России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

На пленарном заседании 1 октября было зачитано приветственное слово заместителя председателя Государственной Думы РФ В.С. Катренко: «Государственная Дума Российской Федерации сердечно приветствует участников международной конференции ONLINE EDUCA MOSCOW 2007.

Проведение государством целенаправленной политики реформирования российского образования является необходимым

74

условием обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики и повышения качества жизни населения. К первоочередным задачам модернизации системы национального образования можно отнести не только обеспечение доступности, но и значительное повышение качества современного образования. Государственные задачи развития человеческого потенциала российского общества, ускорения экономического роста, повышения конкурентоспособности страны и ее международного авторитета невозможно решить без современной системы образования.

Международная конференция ONLINE EDUCA MOSCOW 2007 — это крупномасштабный проект, демонстрирующий все новое и передовое в области e-learning, отражающий реализацию достижений научных разработок в практике международного электронного образования.

Международная конференция ONLINE EDUCA MOSCOW 2007 предоставляет возможность ознакомления с международными научными достижениями, поддержки инновационного опыта, накопленного в образовательных учреждениях всего мира, консолидации академического сообщества вокруг актуальных задач развития российского образования.

Желаю всем участникам международной конференции ONLINE EDUCA MOSCOW

2007 творческих успехов, благополучия, оптимизма и бодрости духа!»

Также с приветственным словом к участникам конференции обратился Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Г. Свинаренко: «Горячо приветствую участников конференции ONLINE EDuCa MOSCOW 2007!

Для отечественного бизнеса развитие конкурентоспособного российского образования является одним из важнейших приоритетов. По мере того, как растет национальная экономика, а российское предпринимательство уверенно выходит на международный рынок, возрастает значение образования, как фундамента последовательной эволюции общества. Российский бизнес заинтересован в повышении качества образования, обеспечения доступа граждан к качественному образованию. В последнее время образование также становится объектом крупномасштабного инвестирования со стороны крупного российского предпринимательства.

В июне этого года между Российским союзом промышленников и предпринимателей и Министерством образования и науки РФ было заключено крупномасштабное соглашение, предусматривающее сотрудничество в сферах профессиональной стандартизации, актуализации образования, развития форм общественно-профессиональной оценки качества образования. Совместные усилия государства, бизнес-сообщества и передовых вузов должны стать эффективным механизмом обеспечения поступательного развития российского образования.

В связи с этим горячо приветствуем участников международной конференции ONLINE EDUCA MOSCOW 2007. Уверен, что конференция станет знаковым событием для современного этапа развития российского образования. Надеюсь, что она позволит выработать решения, способствующие развитию образовательной системы, и определит повестку дня профессионалов рынка образовательных услуг.

№6(12) 2007

Желаю участникам конференции ONLINE EDUCA MOSCOW 2007 плодотворной работы».

1 и 2 октября конференция активно работала в течение трех сессий ежедневно (3 октября было посвящено выездным семинарам в крупных академиях и университетах Москвы), одновременно функционировало 7 секций (итого 42). В то же время ведущие российские и иностранные компании и образовательные учреждения демонстрировали свои достижения в области e-learning на стендах выставки.

Чтобы показать широту охвата проблематики, назовем лишь некоторые секции:

• Подходы к оценке качества e-learning: российский и зарубежный опыт;

• Инновационные инструменты e-learning;

• Информационно-телекоммуникационные технологии в образовании и использование технологий дистанционного обучения в инженерном образовании;

• Информационные образовательные ресурсы нового поколения;

• E-learning в школьном образовании;

• E-learning в системе непрерывного образования: электронное обучение через всю жизнь;

• Современные интерактивные и мультимедийные технологии обучения;

• Интеграция бизнеса и образования посредством e-learning;

• Креативные педагогические решения;

• Разработка и использование электронных учебно-методических комплексов;

• Актуальные вопросы нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности;

• Использование e-learning при обучении иностранным языкам.

Конечно, небольшой репортаж не сможет покрыть весь объем тезисов и выступлений. Тем не менее, мы подобрали ряд тезисов, которые, надеемся, дадут нашим читателям представление об интересных идеях и значимости конференции.

№6(12) 2007

Дмитрий Дачевский (издательство «Дрофа»)

«Образовательная среда современной российской школы представляет совокупность программно-телекоммуникационных средств и педагогических технологий. Эти элементы объединяются едиными принципами организации, поддержки, сопровождения учебного процесса.

В связи с тем, что насыщенная ИКТ (информационными компьютерными технологиями) образовательная среда предполагает наличие разнообразных технических средств обучения, программно-методическое обеспечения должно быть адаптировано к каждому типу оборудования. Издательство "Дрофа" разрабатывает цифровые образовательные ресурсы следующего содержания:

• мультимедийные образовательные ресурсы к УМК (учебно-методическим комплексам);

• интерактивные наглядные пособия для интерактивных досок;

• обучающие программы для мобильных телефонов;

• образовательные ресурсы для дистанционного повышения квалификации.

сэ «V

|| Рассмотрим подробнее каждый из них. оо Мультимедийные образовательные ре-Ц сурсы к учебно-методическим комплексам 5 предназначены прежде всего для исполь-д зования на уроке. "Дрофа", являясь одним йу из крупнейших издателей учебной литера-§ туры в России, рассматривает электронные ® образовательные ресурсы как неотъемлема1 мую часть учебно-методического комплек-Ц са. Информация, содержащаяся в мульти-§■ медийных приложениях к учебникам, не * дублирует содержание учебников, а допол-§ няет его за счет использования компьютер-^ ного моделирования, видео и т.д.

Среди изданий этой категории: виртуальные лабораторные практикумы, библио-§ теки цифровых образовательных ресурсов,

электронные ресурсы к учебно-методиче-76

ским комплексам. При разработке этих ресурсов большое внимание уделяется педагогической составляющей. Таким образом, можно говорить о создании учебно-методического комплекса, где все компоненты связаны между собой и образуют целостную методическую систему. Кроме того, все электронные ресурсы могут использоваться в дистанционном обучении.

Помимо мультимедийных приложений к учебнику, отдельные элементы которых также пригодны для использования в классе при объяснении нового материала, как и при самостоятельной работе учащихся, в арсенале учителя появились интерактивные наглядные пособия, толчком к развитию которых послужило появление в школах электронных интерактивных досок. В издательстве "Дрофа" разработаны интерактивные наглядные пособия по физической и социально-экономической географии России и мира, интерактивные карты по истории, интерактивная модель Солнечной системы. Интерактивные наглядные средства многомерны, имеют различные информационные "слои", которые можно комбинировать в любых сочетаниях, избегая зрительной и информационной перегруженности.

Догоняя развитые страны в части организации дистанционного обучения, уже сейчас следует вплотную заниматься вопросом организации мобильного обучения с использованием мобильных телефонов, смартфонов, КПК. В основе проекта т-1еаг-п1пд лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью ¡^егпе^ер-висов, адаптированных для мобильных телефонов. В настоящее время уже разработана методика обучения иностранным языкам.

Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются индивидуально в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком и индивидуальным графиком освоения языка. При знакомстве с новым текстом, учащийся

формирует свой словарь из новых слов, при этом информация о ранее изученных словах хранится на сервере. Мобильный телефон обеспечивает возможность обучения в любое время, в любом месте, при отсутствии под рукой бумажных носителей информации, так как подключение к серверу необходимо только для получения новой информации и передачи статистики. Метод обучения эффективен для обучающихся со слабой мотивацией к изучению предмета.

Новым направлением в работе издательства стала организация дистанционного повышения квалификации педагогов. Дистанционное обучение курируют авторы учебно-методических комплектов или методисты, готовят методические материалы, практические задания, иллюстрирующие особенности работы по учебно-методическим комплексам, материалы для контроля и проверки знаний слушателей. Повышение квалификации проводится на базе институтов повышения квалификации работников образования. В конце обучения слушатели получают необходимые документы.

Отметим общие проблемы, без решения которых невозможно успешное внедрение цифровых образовательных ресурсов в практику образования. Необходимо готовить специалистов в области педагогического дизайна, используя опыт издательств в этой области. Применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе предполагает высокий уровень профессионализма учителя, прежде всего информационных, аналитических умений на этапе подготовки к уроку и организационных, коммуникативных — на этапе реализации.

Будущие педагоги, которым предстоит работать с различными информационными источниками, использовать различные формы обучения на основе средств новых ИКТ должны овладевать новыми компетенциями, в том числе в области ИКТ и педагогического дизайна. Решение этой задачи позволит создавать образовательные ресурсы, максимально соответствующие требованиям образования. Эти ресурсы и но-

№6(12) 2007

вые формы обучения, будут использоваться в практике каждого педагога.»

Ольга Лисова (Ставропольский государственный аграрный университет)

«В современном многоуровневом образовании важную роль играет обучение в сокращенные сроки, особенно в системе "колледж-университет", позволяющее выпускникам средних специальных учебных заведений получить высшее профессиональное образование по родственным специальностям. Важной проблемой обучения по сокращенным программам является предоставление равных возможностей получения информации для всех студентов независимо от места их проживания. Особенно актуальна данная проблема для аграрных регионов. Решить ее сегодня призвана дистанционная форма обучения.

Внедрение дистанционного образования имеет свои отличительные особенности и свои задачи. Прежде всего, необходима координация деятельности различных подразделений вуза по созданию электронных учебных ресурсов, предназначенных для студентов, обучающихся по сокращенным программам. Подобного рода информационные образовательные продукты должны нести не только максимум обучающей информации, но и соответствовать пользователю, который уже имеет некоторые знания, умения и навыки в интересующей его области. Это, в свою очередь, ставит задачу обучения преподавателей, как навыкам создания электронных учебных комплексов, так и проведения консультаций студентов в системе on-line.

Важным этапом внедрения дистанционной формы обучения является установка сервера с соответствующим программным обеспечением, подсоединение компьютерных классов к локальной сети вуза для обеспечения доступа студентов к учебным материалам и тестам самоконтроля, проведение компьютерного тестирования по предметам, заявленным в учебных планах.

В Ставропольском аграрном университете, в настоящее время созданы условия

№6(12) 2007

для перехода к дистанционной форме обучения при получении высшего аграрного образования в сокращенные сроки: имеется более 40 компьютерных классов, лекционные аудитории оснащены современным мультимедийным оборудованием, разработаны учебно-методические комплексы по всем дисциплинам с применением информационных технологий.

Обладая значительным потенциалом компьютерного оснащения, вуз может реализовать сетевое дистанционное обучение, позволяющее обеспечить оперативность взаимосвязи "преподаватель-студент" на расстоянии. Это позволит повысить качество знаний студентов, даст возможность не только сократить время изучения запланированных тем, но и ввод ряда дополнительных. Кроме этого данная технология может привлечь студентов разнообразием форм проведения занятий, творчеством, широким применением современной компьютерной техники.

Таким образом, внедрение дистанционной формы обучения при получении высшего аграрного образования в сокращенные сроки может стать одним из перспективных направлений повышения качества профессиональной подготовки специалистов в системе вузовского образования.»

сэ «V

|| Сергей Смирнов (Федеральный ин-££ ститут развития образования)

Ц «Развитие электронных образователь-5 ных ресурсов в системе образования про-д исходило по шагам.

йу На первом этапе развития обучающих § программных средств разрабатывались ® в основном учебные компьютерные про-^ граммы, позволяющие информировать обу-Ц чающихся об окружающем мире. Информа-§■ ционная функция таких программ являлась * основной. Примерами этих компьютерных § программ служат многочисленные справоч-^ ники и энциклопедии, ставшие в настоящее время популярным средством информации.

На втором этапе развития обучающих § программных средств разработчики попытались не только представлять информа-78

цию, но и отрабатывать у обучающихся необходимые умения и навыки. Для этого были созданы компьютерные программы представления учебных заданий и упражнений, совмещенные с моментальным контролем правильности их выполнения так называемые электронные учебники — компьютерные программы, соединяющие в себе представление учебного материала, на основе использования иллюстративных, графических и мультимедийных возможностей, со специальными заданиями для отработки учебных умений и навыков.

На третьем этапе развития программных средств обучения разработчики поставили перед собой принципиально иную цель — создать программу, при использовании которой в учебном процессе не требовалось бы дополнительного участия преподавателя. Этот этап знаменуется созданием технологии обучения. Использование подобных программных средств не дает возможности проводить обучение традиционными методами и формами, а ведет к необходимости внесения принципиальных изменений в образовательный процесс. В частности происходит пересмотр ролей во взаимоотношениях учителя и обучающегося. Это означает, что, компьютерные программы третьего поколения характеризуют принципиально новую тенденцию развития систем образования.

Развитие обучающих программных средств третьего поколения существенно сдерживает действующее в России законодательство. Поэтому мы сегодня можем обсуждать только использование в массовом масштабе программных средств второго поколения.

Сегодня становится совершенно очевидно, что в состав учебно-методического комплекса необходимо включать и электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

В учебно-методический комплекс могут входить следующие элементы:

• бумажный учебник ученика, содержащий весь учебный материал дисциплины;

• бумажная рабочая тетрадь ученика, предназначенная для отработки основных умений и навыков;

• электронное учебное пособие для ученика, предназначенное, в основном, для работы в домашних условиях и для отработки основных навыков и умений или проведения контроля качества успеваемости;

• бумажные методические рекомендации для учителя, учитывающие применение учителем электронных ресурсов на уроках и учащимися самостоятельно;

• электронный материал урока на все уроки предмета — учебный материал урока на электронном носителе для представления на уроке учителем. Материал включает в себя программу управления действиями учащихся и учителя на уроке и все материалы необходимые для организации этих действий на данном уроке.

Нам представляется, что такой состав УМК на ближайшие 2-3 года является оптимальным. В дальнейшем, первый и второй элемент комплекса будут претерпевать существенные изменения. Но какой этот комплекс станет через несколько лет целесообразней говорить позже.

Теперь рассмотрим из каких частей состоят электронные пособия.

Электронное учебное пособие представляет собой упрощенный вариант типичного электронного учебного пособия. Это означает, что оно может содержать следующие элементы:

• Примерная учебная программа;

• Текстовое содержание учебных тем с илюстрациями, отрывками фильмов и де-монтрационными моделями;

• Задания для самостоятельных занятий и отработки умений (не пересакающихся с заданиями электронного материала урока);

• Электронный практикум с лабораторными работами;

• Тестовый контроль;

• Хрестоматия с отрывками из наиболее интересных текстов;

№6(12) 2007

• Библиотека — собрание электронных копий книг, статей, документов.

Данная структура электронного учебного пособия может меняться в зависимости от характера преподаваемой дисциплины. Например, в учебных пособиях для математических дисциплин будут отсутствовать разделы "Электронный практикум с лабораторными работами" и "Библиотека". Для литературы, наоборот, раздел "Библиотека" является ведущим и, видимо, будет наиболее объемным. "Электронного практикума" там также не будет. Для таких дисциплин, как физика и химия важное значение имеет раздел "Электронный практикум", поэтому в УМК этих дисциплин он будет занимать значительное место.

"Электронный материал урока" для представления на уроке учителем или делится на темы. Темы, в свою очередь, в зависимости от размеров и уровня сложности делятся на уроки (2-5 уроков). Материал отдельного урока может содержать следующие элементы:

• презентации нового материала темы;

• задания, выстроенные в определенной последовательности для усвоения материала;

• задания для повторения, выстроенные в определенной последовательности для лучшего усвоения пройденного ранее материала;

• контрольные задания.

Электронный материал урока включает в себя всю программу управления действиями учащихся и учителя на уроке и все материалы необходимые для организации такого рода действий.

Представленный выше состав учебно-методического комплекса, содержащего электронные элементы, позволит повысить эффективность усвоения учебного материала в общеобразовательных учреждениях и поднять уровень заинтересованности учащихся в материале предмета и участии в учебном процессе.»

№6(12) 2007

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ямия Хасанова (Инженерно-гуманитарный институт, г. Атерау, Казахстан)

«Экономические права и свободы какус-ловие и следствие рыночных отношений определяют более высокие требования к качеству и уровню, экономической деятельности организаций. Следовательно, новые требования предъявляются к качеству и уровню обучения бизнес-специалистов в сфере экономики, хозяйственно-финансовой, производственно-хозяйственной деятельности, их способности обеспечить конкурентоспособность предприятий, потребительских товаров.

В условиях современного образования (расширения академических свобод, самостоятельности, вариативности и альтернативности) меняется стратегия обучения бизнес-кадров: важно готовить специалистов в соответствии с потребностями экономической деятельности региона, потребностями работодателей, запросами субъектов рыночных отношений.

Система высшего образования в Республике Казахстан развивается в контексте рыночных преобразований, вследствие чего становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории. К таким категориям относятся рынок, товар, спрос, §5 предложение, конкуренция, конкурентоспо-|| собность, маркетинг, менеджмент. оо В Республике Казахстан понятие "конку-Ц ренция" юридически закреплено в законе 5 "О развитии конкуренции и ограничении мод нополистической деятельности" (от 11 июня йу 1991 года), где она определяется как "со-§ стязательность хозяйствующих субъектов, ® когда их самостоятельные действия эф-^ фективно ограничивают возможности каж-Ц дого из них воздействовать на общие усло-§■ вия обращения товаров, которые требуют-| ся потребителю".

§ Комплекс конкурентоспособности това-^ ра состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организованных. Если рассмотреть эти элементы § применительно к специалисту-выпускнику вуза, то получим следующие параметры:

80

1)технические: специальность и специализация, объем освоенной программы в часах, дисциплинах, модулях; уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования диплома об образовании и др.;

2) экономические: затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов;

3) социально-организационные: учет социальной структуры потребителей (выпускников и работодателей); национальных и региональных особенностей в организации производства, т. е. подготовки выпускников, трудоустройства и рекламы.

Конкурентоспособность специалистов во многом определяет и конкурентоспособность самих вузов. Однако между этим и другими понятиями имеются и важные отличия. В отличие от конкурентоспособности специалиста, оценку работе вуза дает студент, выпускник, профессорско-преподавательский состав, управленческий персонал.

Общие факторы управления, дающие конкурентные преимущества производителям, т.е. вузам, таковы:

1) нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела;

2) близость предприятия к клиенту;

3) создание автономии и творческой атмосферы на предприятии;

4) рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать;

5) демонстрация важности общих для предприятия ценностей;

6) умение твердо стоять на своем;

7) простата организации, минимум уровней управления и служебного персонала;

8)умение быть одновременно мягким и жестким, держать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Конкурентоспособность специалиста ассоциируется с успехом как в профессио-

нальной, так и в личностной сферах. Главное психологическое условие успешной деятельности в любой области — это уверенность в своих силах. Ее формула "уверенность — залог успеха". Основные направления, по которым вырабатывается уверенность в себе: освоение и совершенствование профессионального мастерства, адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения, поддержание и укрепление здоровья и работоспособности, создание благоприятного внешнего облика.»

Сергей Шматко (Ставропольский государственный аграрный университет)

«Контроль качества дистанционного образования основан на оценке обеспечения, организации и проведения учебного процесса в образовательном учреждении. С этой целью устанавливается совокупность показателей качества дистанционного образования. Показатели качества могут быть количественными или неколичественными величинами. Для перевода неколичественных показателей в количественные применяют экспертные методы.

Общие элементы качества делятся на группы, характеризующие следующие аспекты и свойства обеспечения, организации и проведения учебного процесса:

• учебные планы и программы;

• техническое оснащение;

• методики и технологии проведения учебных занятий;

• возможности производственной подсистемы;

• кадровое обеспечение.

В число предметных элементов качества дистанционного обучения входит наличие:

• сетевого учебника и соответствие его содержания учебной программе;

• обеспеченности цикла лабораторных работ и курсового проектирования необходимыми оборудованием и программными средствами;

Ив6(12) 2007

• базы вспомогательных учебных материалов;

• методических указаний по самостоятельной работе студента, в том числе по курсовому и дипломному проектированию.»

Валентин Скрипкин (Ставропольский государственный аграрный университет)

«Ставропольский государственный аграрный университет (Россия) совместно с Университетом штата Мэриленд (США) учредил Региональный центр по дистанционному образованию (РЦДО). Одним из направлений стратегического партнерства является реализация проекта "Применение дистанционного образования в обучении: развитие консорциума по региональному дистанционному образованию для специалистов в области высшего образования и агробизнеса на Юге России".

Российско-американский центр дистанционного образования является центром, координирующим деятельность консорциума по ДО на Юге России, охватывая Ставропольский государственный аграрный университет, Дагестанскую государственную сельскохозяйственную академию, Кабардино-Балкарскую государственную сельскохозяйственную академию, Горский государственный аграрный университет, Донской государственный аграрный университет.

Таким образом, реализация российско-американского инновационного образовательного проекта позволит вузу реализовать основные принципы приоритетных национальных проектов и сделать шаг по вхождению университета в мировое образовательное сообщество.»

Дмитрий Крюков (Образовательный комплекс: Челябинский Юридический колледж, Южно-Уральский педагогический институт — Филиал Московского государственного педагогического университета)

«В образовательном комплексе ЧЮК-ЮУПИ-МПГУ идет целенаправленная работа по созданию, обеспечению функциони-

No6(12) 2007

рования и развитию информационно-образовательной среды (ИОС).

Под информационно-образовательной средой мы понимаем информационную систему, объединяющую посредством сетевых технологий программные и технические средства, организационное, методическое и учебное обеспечение, предназначенное для повышения эффективности и доступности образовательного процесса. В рамках ИОС выделены четыре модуля: технический, программный, учебно-методический, информационный.

Технический модуль включает такие элементы, как файловый сервер, почтовый сервер, web-сервер, сервер приложений, сервер дистанционного обучения, стационарные компьютерные классы, мобильные компьютерные классы (на базе ноутбуков), мультимедийные комплексы, компьютеры преподавателей и сотрудников, сеть учебного телевизионного вещания, коммутаторы, свитчи, сети, средства связи.

Программный модуль: стандартное программное обеспечение для персонального компьютера, программный продукт E-lear-ning server, программные комплексы "Абитуриент", "Студент", программа "Практика 3000", система тестирования учебных дос-§5 тижений, "Планы ВПО", система электрон-|| ного документооборота, пакет программой ных продуктов E-learning office. Ц Учебно-методический модуль включает 5 учебные планы, программы, стандарты, учеб-g ники, пособия, методические материалы, йу тесты для контроля и самопроверки, учеб-§ ные видео- и аудиоматериалы и др. ® Информационный модуль — образовала тельные ресурсы сети Internet; правовая Ц система "Консультант плюс"; собственные §■ образовательные ресурсы института; web-| портал института.

S ИОС института выполняет следующие ^ функции:

I

• дополняет качественно новыми обра-§ зовательными ресурсами учебно-программный материал (Internet, электронные демон-82^-

страционные пособия, учебники, информационно-справочные базы данных, аудио- и видеоматериалы);

• обеспечивает общение студента с преподавателем (е-mail, видеоконференции, видеолекции);

• обеспечивает общение студента с другими студентами (учебный форум);

• обеспечивает возможность самостоятельного изучения образовательных электронных ресурсов с одновременным контролем знаний, умений и навыков;

• обеспечивает возможность внедрения компьютерных программ, значительно повышающих эффективность и оперативность управления ("Электронный документооборот"; "Абитуриент", "Учебные планы", "Расписание" и др.).

Важнейшим элементом в развитии ИОС явилась разработка модели образовательного web-портала. Управление и доступ к данным информационной системы реализуется на основе использования функциональных устройств информационных сетей и сервисов Internet. Важнейшим ресурсом учебно-методического модуля ИОС является электронная библиотека комплекса.

Структура электронной библиотеки:

• оцифрованные учебники по профилю специальностей; издания, необходимые в учебном процессе;

• комплекс учебно-методического обеспечения (учебно-методические пособия преподавателей, методические рекомендации, курсы лекций, слайд-лекции, электронное тестирование и др.);

• видеолекции, виртуальные лабораторные работы;

• медиатека (коллекция обучающих и информационных дисков по профилю вуза).

Электронная библиотека размещена на файловом сервере локальной сети комплекса. Доступ к этому ресурсу возможен при авторизации пользователей, имеющих учетную запись на proxy-сервере комплек-

са, идентификация которых производится по имени и паролю. Студент института получает логин, пароль для доступа к электронному каталогу и полнотекстовым ресурсам локальной сети. С выбранной информацией студент может работать непосредственно в читальном зале или скачать ее на локальный носитель (диск, карманный компьютер или смартфон).

Накопленные электронные образовательные ресурсы использованы при создании интерактивного учебного центра. На основе платформы e-learning Server 3000 ведется разработка современных мультимедийных дистанционных учебных курсов со встроенными системами поиска, навигации и словарями, с возможностями организации on-line-семинаров и конференций. Обучение в интерактивном Учебном центре возможно независимо от удаленности студента от сервера.

Филиалы и представительства образовательного комплекса географически расположены по всей территории Челябинской области, в Башкортостане, вХанты-мансий-ском автономном округе. Необходимость обеспечить качество образовательного процесса, эффективное управление учебной деятельностью, единство педагогических и административных требований определили актуальность создания телекоммуникационной инфраструктуры и технологических ресурсов образовательной сети.

Внедрение ИОС позволило значительно повысить качество образования и уровень профессиональных компетенций студентов.»

Д-р Ана А. Карвальо (Университет Ми-ньо, Португалия)

«Образовательные объекты могут быть использованы в различных системах управления обучением, в различных курсах и различных контекстах. Однако некоторые авторы утверждают, что теория обучения структурирует объекты изучения. Мы предлагаем модель структурирования образовательных объектов, основанную на теории позна-

№6(12) 2007

вательной гибкости, разработанной Спиро. Эта теория выведена из реальных ситуаций и имеет свое ограничение: она применима только к продвинутым уровням приобретения знаний.

Теория продвигает познавательную гибкость, т.е. "способность спонтанно реструктурировать свои знания, используя их как способ адаптации к радикально меняющимся условиям среды".

Модель, которую мы предлагаем, называется Образовательные объекты с различных ракурсов. Каждый объект изучения основан на ситуации. Студент должен изучить ее прежде чем анализировать или декомпозировать ее. Этот процесс декомпозиции основан на взглядах, теориях, темах или ракурсах анализа. Ракурсы анализа должны бать кратко описаны. Затем студент занимается декомпозицией.

Ситуация разбивается на составные части, называемые мини-ситуации. Каждая мини-ситуация анализируется с нескольких ракурсов, что помогает учащемуся понять, через письменные комментарии, как конкретный ракурс применяется к мини-ситуации. Учащийся развивает у себя познавательную гибкость благодаря тому, как представлено ему знание (например, скорее с многочисленных, чем с единственного понятийного измерения) и процессам, которые происходят во время подобных умственных представлений.

Модель имеет три составляющих: ситуацию, ракурсы анализа и процесс декомпозиции. Согласно нашему исследованию эта структура продвигает глубокое понимание сути предмета и способность развивать познавательную гибкость, важную способность для студентов и работающих. Студенты улучшили их результаты обучения. В квазиэкспериментальных исследованиях (модель против описания содержания), были достигнуты статистически значимые различия.

Это предложение будет интересно тем, кто имеет отношение к содержанию е-1еаг-п1пд, особенно для образовательных объектов.»

83

№6(12) 2007

Карл Смит (Лондонский столичный университет, Великобритания)

«Новые методы визуализации предлагают широкий спектр критических методов для внутреннего и внешнего анализа объектов и текстов. Аудитория теперь способна исследовать объекты способами, которые были недоступны первым авторам. Тогда как печатные книги и статьи обеспечивают нас отдельной статической версией такого знания, сетевые медиа дают нам динамический контент, позволяющий отслеживать изменения в пространстве и времени.

В настоящее время наиболее реконструктивные визуальные образы придают огромное значения финальной презентации своей VR-модели. Тем не менее, чтобы внести свой вклад в текущие научные дискуссии, необходимо установить и поддерживать доступ к материалу первоисточника и вспомогательным данным для каждой реконструкции.

Чтобы иметь возможность соблюдать традиции каждого архитектурного элемента, будь это главный вход, ниша или подвал; быть свидетелем взаимодействия соответствующих форм как пространственных идей в картинах и трактатах; и видеть, как это взаимодействие приводит к развитию формы в ее сложности. Это приведет в ко-|| нечном итоге к такому пониманию гумани-оо тарных предметов, которое сильно отлича-Ц ется от традиционного. 5 Архитектура, археология, история ис-д кусства и дизайн — лишь некоторые из дис-йу циплин, в которых динамический доступ § к конструкциям необходим. Особые формы ® знания можно обнаружить на различных чага шах весов анализа. Для того чтобы разгля-Ц деть визуальный процесс и различить мето-§■ дологии сооружений, присутствующие в этих | предметах (увидеть с определенного фик-§ сированного ракурса) требуются новые ме-^ тодологии визуализации для увеличения сферы диалога.

Использование продвинутых техник ви-§ зуализации как помощь студенту имеет свои аргументы за и против. Неоспоримо

84

то, что компьютерная графика очень эффективна в передаче понимания фундаментальных концепций через иллюстрированные презентации. Спортивная наука, однако, должна быть достоверной на спортивной арене, и имитация ведет к подмене естественного спорта искусственно смоделированной ситуацией. Такая модель лишена многочисленных переменных, которые делают исход спортивного состязания таким непредсказуемым.

Тем не менее, есть мнение, что существуют преимущества абстрактной концепции, которые могут быть проанализированы в искусственном окружении путем исключения различных факторов, которые могли бы возникнуть в реальной ситуации. Главное преимущество состоит в том, что абстракция позволяет студенту и преподавателю сосредоточится на определенных чертах и обеспечить понимание, на котором может строиться дальнейшее знание. В этом случае студентам помогают глубже вникнуть в фундаментальные концепции, которые в дальнейшем можно развить через смешанный подход к обучению.

Многие дорогие программы для обучения дают возможность непосредственного участия, но между тем как пользователи привлечены, вскоре и очень быстро они осознают также недостаток интерактивности и не находят возможности для глубокого овладения знаниями. Пассивное восприятие информации все еще является нормой. Для улучшения обучения контент должен стимулировать, вовлекать, соблазнять и быть понятным. Так, ключевая сфера исследования — понять, как создать визуальные образы, которые одновременно задают и отвечают на вопросы (так как помогают студентам заполнить пробелы в знаниях), в то же время обеспечивая результативность в занятиях учащихся.

Используемые в спортивной науке образовательные объекты и динамичные образовательные объекты, пытаются решить эти вопросы через применение техник визуализации медиа с широкими возможностями,

включая 3й-моделирование, наложение изображений, ротоскопинг и захват движения. Например, все технические спецификации для контента в спортивной науке потребовали визуализации спортсмена, занимающегося определенными видами спорта, что сделало необходимым подробную запись его поведения. В результате для съемки материала было использовано видео высокого разрешения, которое затем было тщательно отредактировано при подготовке к наложению на фон зеленого экрана.

Так как это движение и поведение занимает центральное место для учебных целей образовательных объектов, способность анализировать и затем демонстрировать движение потребовало использовать захват движения и ротоскопинг. Захват движения — техника, в которой кадры видео или фильма помещаются в задней части сцены. Эти справочные образы используются, чтобы создать анимацию тщательно вырисовывая объект или обрабатывая вручную дополнительные 3й-модели син-хронизированно с движением изображений. 3D человеческого характера может быть затем наложено на отснятый видеоматериал. Наложение достигается совмещением изображений из различных источников, в данном случае реальное видео и компьютерное 3D- или 2D-изображение.

По поводу результатов оценки студентами web- и мобильной версии объектов спортивной науки со сравнительным изучением их взаимодействия будет сделано официальное сообщение. В настоящее время мы анализируем все данные. Тем не менее, предварительные результаты указывают на высокое удовлетворение потребителей. Например, на вопрос: какими словами вы бы описали эти образовательные объекты; ответы студентов из фокус-группы включали: ясные, современные, футуристические, интерактивные, реалистичные, простые, адаптивные, смешные, легкие в использовании и интересные.

Вклад данной работы состоит в том, что она теоретически и эмпирически обоснова-

№6(12) 2007

на, образцы учебных схем масштабируемы, и результаты новы. Это будет интересно любому, кто занимается инновационными, ориентированными на студентов подходами к обучению с использованием новейших технологий, или кто желает исследовать подходы к внедрению новых технологий в базовую систему образования и обучения. Q&A также обеспечит коллег возможностью поделиться воодушевляющим и инновационным опытом. Эта работа должна заинтересовать политиков, исследователей и практиков.»

Карлос Кийан (Институт тропической медицины Антверпена, Бельгия)

«В наши дни использование е-!еагп1пд как инструмента дистанционного обучения становится более и более распространенным. Чтобы воспроизвести умения, компетенции и способности, которые потребуются во время курса, в общем виде определяются цели обучения. Взаимосвязь различных учебных целей, а также взаимосвязь учебных целей и планируемых видов учебной деятельности (например, чтение документа, просмотр видео и т.д.), с помощь которых достигаются учебные цели, зачастую не четко определены. Далее, очень важно соотнести систему оценки с учебными целями и адаптировать ее при необходимости. Для обеспечения качества курса, важно иметь хорошо обученных преподавателей. Также важно иметь прозрачную методологию, выстроенную в соответствии с различными теориями обучения — мы должны понимать, как мы хотим выстроить учебный процесс. Другой значительный момент — как использовать образовательные ресурсы на различных уровнях гранулярности, оценивать итоги и получать обратную связь с различных ракурсов (роли, выполняемые в течение курса). Но никто не описал инструмент, который позволит получить полное представление о процессе, планировании, учебных целях, используемых учебных видах деятельности. Мы же предлагаем такой инструмент.

85

№6(12) 2007

В 2007 году, как часть планирования программы е-!еагп1пд для короткого курса по антиретровирусному лечению ВИЧ (eSCART), Институт тропической медицины в Антверпене начал использовать концепцию карт в качестве инструмента для планирования е-!еагп1пд программы.

Первый опыт показал, что концепция карт позволяет нам иметь общее представление обо всех учебных целях, чтобы обеспечить достижение каждой учебной цели с помощью определенного учебного вида деятельности и, чтобы оценка студентов действительно тестировала то, что планировалось достигнуть. Сверх этого концепция карт дает хороший конспект того, что студенты должны будут изучить. Мы предполагаем, что очень важно, чтобы концепцию карт оценили студенты: были ли различные задания полезны для достижения учебных целей. Основываясь на собранном опыте во время проведения курсов и обратной связи от студентов, программа е-!еагп1пд может постоянно улучшаться.

Мы рекомендуем использовать концепцию карт как инструмент для:

• общего обзора учебных целей и взаимосвязи между ними; §5 • выбора учебных видов деятельности || и материалов, необходимых для достиже-оо ния учебных целей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ц • подготовки конспекта для студентов:

5 что мы хотим, чтобы они освоили за курс.» ^

ЕЗ

^ Диана Пирнер (Университет Райерсо-§ на, Канада)

® «Школа медицинских сестер и Школа переподготовки имени Г. Реймонда Чанга Ц в Университете Райерсона всегда стреми-§■ лись следить за изменениями образова-* тельных потребностей и требований медсе-§ стер, возникающих в моменты изменений ^ в системе здравоохранения. Поэтому мы затратили значительные усилия, время и ресурсы для выявления и решения таких § возникающих вопросов. Вот некоторые из выявленных нами проблем.

86

1. Необходимость доступа современных медсестер к образовательным курсам и программам, отвечающим их ежедневным потребностям в отношении практики и требований лицензирования.

2. Доступ к курсам и программам может быть ограниченным по ряду причин, в том числе: доступность курсов, место проведения курсов, предлагаемое время проведения и стоимость курсов.

3. Медсестры приезжают в те места, где они могут проходить обучение, в результате чего возрастает дефицит медсестер в сельской местности, которая и так была недостаточно обеспечена медицинским персоналом и образовательными возможностями.

4. Желание медсестер осуществлять контроль и иметь выбор образовательных возможностей.

За счет использования технологий в сочетании с определенной распространяемой моделью (включающей, кроме прочего, предложение комбинированных и полностью интерактивных курсов) мы успешно решили все перечисленные проблемы в канадской провинции Онтарио.

После нашего успеха в создании распространяемой модели, Школа медицинских сестер и Школа переподготовки имени Реймонда Чанга в Университете Райерсона наладили сотрудничество со Школой медицинских сестер Университета Вест-Индии с целью разработки модели дистанционного обучения, которая позволила бы Университету Вест-Индии предлагать возможность получения диплома медсестры практикующим медсестрам в регионе Карибского бассейна. Принятая университетом распределенная модель — это модель, в настоящее время использующаяся Школой медицинских сестер и Школой переподготовки имени Реймонда Чанга в Университете Райерсона. Университетом Вест-Индий были сделаны определенные доработки для приведения модели в соответствие с ресурсами и специфическими потребностями медсестер в регионе Карибского бассейна.

Основные цели распределенной модели в Университете Вест-Индии.

1. Снижение дефицита медсестер в регионе Карибского бассейна за счет большей доступности соответствующего образования в недостаточно обеспеченных персоналом регионах.

2. Обеспечение дипломированных медсестер в Вест-Индии возможностью продолжать работать в полном объеме и исключение необходимости покидать свой регион для получения степени бакалавра, что в настоящее время необходимо по региональному правительственному соглашению стран Карибского бассейна.

3. Борьба с высокой стоимостью обучения.

4. Увеличение количества медсестер, имеющих степень бакалавра, из числа которых возможно появление преподавателей и прочих специалистов для целей обучения нового поколения медсестер в этом регионе.

5. Содействие увеличению числа медсестер, способных осуществлять лидерские и образовательные функции в сообществе медсестер и, что еще более важно, повышение качества сестринского дела.»

Алена Гашкова, Ян Загорец, Йозеф Полак (Университет Константина Философа в Нитре, Словакия)

«Индивидуальные различия студентов влияют на их отношение к определенным предметам и тому, насколько легко они им даются. Естественно, это приводит к разделению ими предметов на любимые и нелюбимые. В целом можно сказать, что иностранные языки в основном входят в категорию любимых предметов, а предметы, относящиеся к естественным наукам — в категорию нелюбимых. Мы как преподаватели должны попытаться изменить эту ситуацию. Мы должны оказать влияние на отношение студентов к менее предпочтительным для них предметам, повысить их мотивацию для целей уделения этим темам достаточного

Нв6(12) 2007

внимания. Ведь мотивация является вторым наиболее важным фактором образовательного процесса после наличия способностей.

Огромное внимание в настоящее время уделяется вопросу того, в какой степени современные технологии преподавания и обучение с использованием средств мультимедиа могут повысить эффективность и качество образования. При этом меньше внимания уделяется возможностям использования этих средств для воздействия на отношение студентов к изучаемым темам и повышения учебной мотивации студентов для более тщательного изучения нелюбимых предметов. И это несмотря на тот факт, что во многих случаях неудовлетворительные достижения студентов являются не следствием их предрасположенности или ее отсутствия, а результатом слабой мотивации и общего отсутствия интереса.

Физика, несомненно, относится к наименее любимым предметам, и во многом предполагает использование логического и абстрактного мышления, креативную деятельность и хорошее воображение. Порядок и характер курсов когнитивной деятельности студентов, спроектированных преподавателями для этого предмета, являются основным чрезвычайно важным фактором влияния на формирование интереса студентов к его изучению. Однако уроки физики предлагают большой объем потенциальных возможностей использования деятельности студентов для пробуждения и формирования их интереса к этому предмету. К ним относятся лабораторные исследования и физические эксперименты, решение задач, эффективное использование образовательных технологий и электронных средств обучения. В настоящее время весьма перспективным предложением являются графические анимационные приложения, которые могут приблизить физические темы к интересам студентов, внести свежую струю в абстрактные и труднопостигаемые темы и преподнести их в живой визуальной форме. Кроме того, новые информационные

и коммуникационные технологии и мульти-

87

No6(12) 2007

медиа очень популярны среди молодежи и имеют определенную власть над молодыми умами. Вот почему мы считаем их средством снижения или сведения к нулю уровня непопулярности физики как предмета.

Институт технологий и образования на факультете образования Университета Константина Философа в Нитре среди прочего занимается разработкой новых интерактивных учебных пособий, призванных повысить качество преподавания отдельных предметов. Одним из результатов проекта, реализованного в институте с 2005 по 2006 годы, является мультимедийная образовательная программа "Основы геометрической оптики". Этот курс был разработан с целью стимулирования повышения интереса молодежи к физике и упразднения ее статуса непопулярного предмета.

Геометрическая оптика является частью курса общей физики, преподаваемого во всех средних школах. Однако в учебниках физики этот предмет преподносится в не слишком привлекательной для учащихся форме. Вводимые термины по большей части абстрактны, а иллюстрации учебников не могут отразить динамические свойства соответствующих динамических физических явлений. Одним из возможных способов снижения уровня абстрактности объ-|| ясняемых физических терминов и явлений оо является использование интерактивной ани-Ц мации. Благодаря своей наглядности инте-5 рактивная анимация значительно облегчает д понимание преподносимых явлений и их ди-йу намики. Кроме того, мультимедийные элек-§ тронные средства обучения, использующие ® демонстрацию наглядных пособий, интерна1 активные элементы и обратную связь также Ц могли бы действовать как мотивирующий §■ фактор, оказывающий влияние на отноше-* ние учащихся к физике, и использоваться § как средство позитивной учебной мотива-^ ции студентов для стимулирования интереса к физике и ее изучению.

Созданная мультимедийная обучающая § программа "Основы геометрической оптики" спроектирована в форме курса, содер-

88

жание которого основано на базовых знаниях, в обязательном порядке необходимых для понимания основных принципов геометрической оптики. Авторы имели намерение избежать наличия каких-либо признаков накопления энциклопедической информации, и основной акцент был сделан на визуальном представлении объясняемых явлений с применением средств интерактивной анимации. Объем курса и включенных в него электронных обучающих материалов соответствует учебному плану по теме "Свет и излучение", входящему в программу старших классов средней школы.

Структура курса делится на следующие разделы:

• Основные характеристики света;

• Закон отражения света;

• Закон преломления света;

• Дисперсия света. Цвета спектра;

• Формирование изображения на плоской поверхности. Плоские зеркала;

• Формирование изображения на сферической поверхности. Сферические зеркала;

• Линзы как системы формирования изображения;

• Формирование изображения тонкой выпуклой линзой;

• Формирование изображения тонкой вогнутой линзой;

• Увеличение и уменьшение изображения;

• Уравнение линзы;

• Глаз. Исправление дефектов зрения;

• Изображения, сформированные увеличивающей линзой;

• Изображения, сформированные микроскопом;

• Изображения, сформированные телескопом.

С технической точки зрения курс создан в программной среде Adobe Flash (приложение Adobe Flash 8 — предыдущая версия Macromedia Flash). В настоящее время программа Adobe Flash является стандартом не только для создания и распространения

электронных учебных материалов, но и для создания коммерческих и Internet-прило-жений или интерактивного видео. К сильным сторонам приложения относятся возможность создавать простую векторную анимацию с участием любых объектов и использовать многочисленные эффекты. Благодаря небольшому размеру экспортируемого файла и возможности передачи в пакетном режиме окончательная SWF-версия анимации обеспечивает быстрое воспроизведение анимации высокого качества в формате Flash Player, который в настоящее время является стандартным компонентом web-браузеров и установочного пакета операционных систем.

Основные темы курса преподносятся в 15 flash-презентациях, сопровождаемых 60 дополнительными анимационными элементами, обеспечивающими более четкое объяснение и понимание рассматриваемых физических терминов и явлений. Созданные презентационные материалы также дополнены полностью интерактивными физическими программами (physlet). Это маленькие и простые приложения, написанные на языке программирования Java и позволяющие осуществить интерактивное моделирование физических явлений, т. е. обеспечивающие участие студентов в таком моделировании. В курс также включены модули тестирования, созданные на языке программирования Java в форме интерактивных моделей физических явлений, т. е. в формате физических программ.

Созданные таким образом материалы были впоследствии преобразованы в форму, которая могла быть записана на компакт-диск. Таким образом, пакет учебных flash-презентаций распространяется на дисках, и после ввода диска в дисковод файл index.exe запускается автоматически. После активации файла на экране появляется приветственное изображение с логотипом проекта и контактным электронным адресом авторов. Следующее изображение в структуре электронных материалов отражает содержание со ссылками на конкрет-

№6(12) 2007

ные учебные презентации. В качестве среды для создания приложений Java использовалась полностью интегрированная проектная среда NetBeans, являющаяся программным обеспечением производства компании Sun Microsystems, и выпускается с открытым исходным кодом CDDL.»

Лаура Де Ренцис (Консорциум итальянской культуры в сети Internet ICoN, Италия)

«Консорциум итальянской культуры в сети Internet (IcoN) был основан в 1999 году, представляя одно из самых значимых проявлений Итальянской системы высшего образования, направлен на поддержку Итальянского языка и культуры через Internet с помощью методов, технологий и операционных систем e-learning.

Через свой обучающий портал www. italicon.it ICoN предлагает своим пользователям:

• программу на получение степени Italian laurea по итальянскому языку и культуре для иностранных граждан под покровительством Президента Итальянской республики. Преподавательская деятельность ведется on-line и диплом вручается от всех университетов-участников. Программа, предлагаемая иностранным гражданам, состоит из четырех подходов: языковые и преподавательские методы, история и культура, литература, изобразительное искусство, музыка и театральное мастерство. Программу посещают студенты из 65 стран мира. Экзаменационные сессии проходят дважды в год в назначаемых консорциумом центрах по всему миру. Итоговые обсуждения проходят в присутствии университетами — участниками ICoN или на web-конференциях с утвержденными ICoN-центрами. Первые сертификаты о получении степени вручались бывшим президентом Итальянской республики Карло Азелио Кьямпи в 2004 году. Выпускники ICoN — более 60 граждан из Аргентины, Афганистана, Бахрейна, Бельгии, Боснии, Бразилии, Канады, Кипра, Колумбии,

No6(12) 2007

Хорватии, Египта, Финляндии, Германии, Греции, Гватемалы, Венгрии, Исландии, Израиля, Японии, Кении, Литвы, Мексики, Польши, Словении, Испании, Южной Африки, Швейцарии, Турции и США;

• курсы итальянского языка различных уровней и для различных аудиторий: начинающих, среднего уровня, продвинутых, англоговорящих, банков, промышленных предприятий и общественных организаций;

• электронная библиотека и музей, энциклопедические статьи: работы самых значимых авторов итальянской литературы, открытые для доступа благодаря сотрудничеству с итальянским телематическим межуниверситетским библиотечным центром, репродукции итальянских произведений искусства от античности до двадцатого века и масса статей из энциклопедии Piccola Treccani по специальному соглашению с Istituto dell'Enciclopedia Italiana.

Среди других проектов, реализуемых ICoN:

ELLEU — e-learning для европейских языков и литературы, финансируемый Европейской комиссией — Общим директоратом по образованию и культуре — программа e-learning (2005-2006), пробный экспе-|| римент виртуального кампуса Эразма в об-оо ласти итальянского языка и литературы. На Ц портале www.elleu.org размещен курс 5 итальянского литературного языка и четы-g ре курса сравнительной литературы: италь-üy янская — венгерская, итальянская — маль-§ тийская, итальянская — польская и италь-- янская — испанская/каталонская. g1 FlaChi — иностранные языки для детей, Ц финансируемая Европейской комиссией §■ DG/EACEA программа Линва 2 Сократа | (2006 — настоящее время) для развития § плюриязычности и плюрикультурности Ев-^ ропы. На www.flachi-socrates.eu/site/ размещен мультимодельный языковой курс для детей в возрасте 8—10 лет на француз-§ ском, немецком, итальянском и словенском языках.»

90

Нина Дальманн (Берлинский технологический университет, Германия)

«Несмотря на всесторонние социальные изменения и интенсивные политические усилия по созданию равных возможностей, женщины все еще составляют меньшинство в таких образовательных сегментах, как естественные науки и технологии, а также в соответствующих профессиональных областях. При этом изучение предметов, связанных с технологиями, по существу не менее интересно для женщин, но мотивация, специфические интересы, стиль учебы, цели и требования женщин и мужчин зачастую в значительной степени различны. Довольно обширные интересы женщин часто прямо противоположны односторонним, устаревшим, техноцентрич-ным программам обучения и преподавания, которые не только не являются привлекательными для женщин (и все большего числа мужчин), но и пренебрегают фактическими требованиями современного образования и рынка труда. Сложность глобальных рынков, социальных связей, экономических целей и экологических ограничений требуют интеграции мысли и действия, которая должна отражаться в создании междисциплинарных подходов. Таким образом, изменения учебных планов в сторону поддержки базовых нетехнологических предметов и социальных навыков не только соответствуют интересам мужчин и женщин, но также и являются ответом на требования экономики. Проект GALILEA, реализуемый в Берлинском технологическом университете, развивает несколько моделей шаблонных гендерно-чувствительных курсов совместного обучения по трем областям знаний: естественные науки, компьютерные науки и технические науки.

Отсутствие диверсификации технической концепции и развития снижает потенциал идей и инноваций в обществе, равно как и качество продукции, что приводит к утрате конкурентоспособности бизнеса. Для компаний отсутствие женщин в технических областях усиливает другую пробле-

му: долгосрочный и среднесрочный спрос на квалифицированных специалистов увеличивается и не может более удовлетворяться только мужчинами. Технические науки связаны с непривлекательным образом, который полностью противоречит женским предпочтениям и подходу и отпугивает девушек и даже молодых людей.

В рамках проекта GALILEA было разработано несколько моделей учебных курсов в области естественных, технических и компьютерных наук. Все курсы имеют в основе амбициозные идеи о теоретическом образовании в соответствующих областях и широкий спектр возможных курсов по выбору, которые можно комбинировать (есть некоторые органичения, например в курсе естественных наук) почти в любом сочетании. Эти проектные курсы делают акцент на всестороннем математическом образовании, что отражает возрастающее значение математического моделирования и имитации во всех областях естественных и технических наук.

Благодаря Болонской декларации европейские университеты обеспечивают идеальную среду для такого типа высокоэкспериментальных курсов, так как традиционные методы обучения в настоящее время преобразовываются в учебные курсы на получение дипломов бакалавра и магистра, что, естественно, подразумевает, что содержание уебных курсов будет проанализировано и максимально модернизировано. Это особенно верно для университетов Германии, где структура университетского образования во многих аспектах не соответствует программе обучения бакалавров и магистров. Таким образом, мы имеем идеальную возможность интеграции компонентов с большим учетом специфики полов в учебные планы и модели преподавания.»

Д-р Ивана Цекова (Университет обороны в Брно, Чешская Республика)

«Традиционные образовательные установки диктовали, что акт обучения — это инициативная или направляемая препода-

№6(12) 2007

вателем деятельность по передаче информации и манипуляции данными. Предполагалось, что в результате этой деятельности обучающиеся в большем или меньшем объеме приобретают знания или развивают определенные навыки. В этой модели процесс обучения заканчивается в момент прекращения преподавательской деятельности. Компьютерные технологии, в целом интегрированные в образовательную среду, использовались как инструмент поддержки такой модели, а в некоторых случаях — как средство замещения преподавателя с такими же функциями.

В последние тридцать лет рост объема исследований в области образования на основе работ двух российских теоретиков Леона Выгоцкого и Михаила Бахтина показал, что традиционная концептуализация учебного процесса являлась неверной. С точки зрения этого движения "настоящее" обучение рассматривается как пожизненный социальный акт накопления знаний в процессе диалога с другими лицами. В рамках этой модели социальное взаимодействие предшествует мышлению на более высоком уровне. Возникает сложный вопрос: как компьютерные технологии могут реагировать и оказывать поддержку в процессе построения знаний и навыков в условиях обучения, основанного на конструктивных социальных отношениях.

За пределами формальных образовательных параметров люди больше не готовы использовать компьютеры исключительно для обработки информации. Все больше внимания привлекают потенциально масштабные результаты, которые можно получить с помощью компьютеров при налаживании контактов с организациями и другими лицами на уровне локального и глобального сообщества. Электронная почта, сетевые дневники и чаты, хотя все они ограничены рамками письменной речи, — это лишь некоторые примеры уже привычных способов использования компьютеров для личностного общения. Использование компьютера как посредника в процессе общения оказы-

No6(12) 2007

вает все больше влияния и на формальную образовательную среду. В процессе движения по пути к использованию компьютеров как средства коммуникации становятся все менее обозначенными практика, поддерживающая и поддерживаемая социокультурной теорией, и границы пространства, где возможна реализация процесса обучения. Нам открывается новое виртуальное пространство или третье пространство, которое отныне будет определять где, когда, как, почему и какой вид обучения имеет место.

Пилотная программа "Партнерство во имя мира" — это проект, в цели которого входит создание виртуального пространства, где группы, изучающих языки для военных целей на многочисленных объектах в Центральной и Восточной Европе, могут встретиться для практики навыков устного общения второго языка при наличии всех вербальных и невербальных сигналов, необходимых для достижения оптимального понимания. В этой презентации описывается и демонстрируется указанное пространство, где проводятся совместные обсуждения под руководством преподавателя из Канады с использованием самых современных, вполне доступных многопотоковых технологий проведения !^егпе^конферен-§5 ций. Проект возник на базе выводов круп-|| ного докторского исследования в области оо использования компьютерных технологий Ц для изучения иностранных языков. Резуль-5 таты исследования стали грустным свиде-д тельством разочаровывающих результатов йу совершенствования устных навыков второго го языка на объекте исследования при ис-® пользовании существующих компьютерных программ на основе традиционных мето-Ц дов. Проект основан на предположении §■ о том, что обучающимся для достижения * возможности разговаривать и совершенстве вования навыков общения на втором языке ^ необходимо иметь доступ к возможностям настоящего общения. Проект также явился результатом понимания того, что в реально-§ сти для отдельных групп обучающихся, участвовавших в исследовании, возможности 92^-

общения на втором языке (иными словами возможности получения необходимого обучения) были недоступны по месту их физического нахождения. Обширный, последовавший и продолжающийся анализ видов учебного процесса, проводившийся в виртуальном классе не только показал, что учащиеся улучшили свои способности использования языка, но также обеспечил серьезные свидетельства того, что такое обучение также сказалось на языковой идентификации обучающихся. Лучше и по-новому идентифицируя себя в рамках второго языка, обучающиеся более активно использовали свой второй язык при возникновении такой возможности и более активно искали возможности развития языковых навыков за пределами виртуальной классной комнаты. Положительные результаты on-line-обсуж-дений с использованием аудио-, видеотехнологий для развития фактического и пожизненного обучения продолжают получать признание у обучающихся, преподавателей и учреждений, принимающих участие в проекте. В течение последних двух лет реализация проекта продолжалась, при этом используемые технологии были усовершенствованы в результате роста энтузиазма в отношении контактов разрозненных групп, обладающих общим интересом к совместной деятельности для построения инновационных в педагогическом плане и успешных сообществ для целей обучения. Последствия использования социокультурного подхода к обучению и его поддержки этой инновационной и доступной компьютерной технологией предоставляет благоприятные возможности, имеющие интересное влияние на широкий спектр образовательных ситуаций.»

Д-р Марк Вильке (Университет Штутгарта, Германия)

«Управление знаниями играет важную роль в современной организации и обществе. Каждый день публикуются многочисленные книги и статьи, чтобы давать новые знания. В частности, всемирная сеть Internet

является примером огромной несистематизированной базы знаний, которая производит огромное количество информации. Слишком большое количество информации приводит к распространению знаний — "перенасыщению информацией", которую не так-то просто освоить.

Приложения для специализации и обобщения информации приобретают все большую важность, предлагая решения новых задач. В этом докладе вашему вниманию предлагается подход к рациональной системе управления знаниями, на примере математической информации, представленной в различных источниках, таких как книги и статьи. Информация извлекается из этих источников и переводится в удобный формат для интеграции в базу знаний. Многие существующие подходы к извлечению информации основаны на статистическом анализе отношений между терминами и элементами знаний. Эти подходы, несмотря на успешность применения, не учитывают точность математического языка. Эта точность увеличивает использование альтернативных методов естественной обработки языковой информации "Head-driven Phrase Structure Grammar" для как можно более автоматизированной смысловой аннотации математических текстов. Посредством этого мы получаем информацию в контексте (знаниях), которая дает математическое отношение между терминами и понятиями. Тем не менее, система управления знаниями с данной технологией открывает новые возможности и ставит новые задачи: автоматическое освоение знаний, сложные решения в отношении пользовательского интерфейса такой системы управления знаниями, необходимость интеллектуального поиска и механизмы восстановления, визуализация знаний, развернутая онтология, охватывающая несколько источников для обзора математики и т. д.

KEA является всесторонней системой управления знаний для сбора, хранения, погружения, оценки и изображения математической информации для различного при-

№6(12) 2007

менения в энциклопедиях, систем контекстного поиска в библиотеках, логических книжных каталогах и программного обеспечения для е-!еагтпд, использующего стандартные методы. В дополнение, КЕА предназначена для различных типов пользователей (администраторов, разработчиков и конечных пользователей) с помощью использования различных сложных web-ин-терфейсов. Администратор управляет и контролирует все процессы овладения знаниями, хранения и восстановления. Разработчик создает web-интерфейсы для различного применения и дальнейшего распространения системы КЕА. На сегодняшний день существует прототип системы анализа текстов, написанных на немецком (и будет применен также к анализу текстов на английском). Прототип способен анализировать короткие отрывки текста, например, отдельные математические объекты.

Смысловое ядро ведет к куску информации анализируемого математического текста. Информация успешно интегрируется в обсуждаемую базу знаний. Как таковой, прототип служит контрольной проверкой, обосновывающей подход тАгаоИпа. Система способна автоматически создавать низкоуровневую онтологию математической науки из текстов естественного языка, основанных исключительно на технологиях обработки живого языка. Будущая оценка включит анализ полных учебников по линейной алгебре и слияния полученных баз знаний для тестирования достоверности онтологического подхода. Результаты будут сравнены со стандартными математическими энциклопедиями, в частности касательно полученной (а в случае со стандартными энциклопедиями, используемой) онтологии в области математики.»

Проанализировав результаты конференции, организационный комитет принял решение проводить ее ежегодно.

Материал подготовил

Валерий Артюхин 93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.