Научная статья на тему 'III международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online 2009»: от экстремального обучения к упорядоченной системе'

III международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online 2009»: от экстремального обучения к упорядоченной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
Дистанционноеиэлектронное образование / Нормативно-правовоеи методическое обеспечение / E-Learning / legal and methodological support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Екатерина

27-29 сентября 2009 г. в Москве в «Президент-Отеле» состоялась очередная конференция всемирной системы «ONLINE EDUCA». С 2007 г. данное мероприятие проводится в Москве, и международная конференция «MOSCOW Education Online» уже стала знаковым событием в жизни образовательного сообщества, ежегодно привлекая внимание ведущих экспертов и специалистов в области дистанционного и электронного образования. Лейтмотивом прошедшего форума стала необходимость перехода e-learning из способа «экстремального» обучения в упорядоченную систему, имеющую соответствующее нормативно-правовое и методическое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On 27-29 September 2009 the Moscow President Hotel hosted another conference of the World «ONLINE EDUCA» system. Since 2007, the event is held in Moscow, and an international conference «MOSCOW Education Online» has become a landmark event in the life of the educational community that attracts annually the attention of leading experts and professionals in distance and electronic education. The leitmotif of the last forum was the need to move e-learning from extreme training method to an ordered system with appropriate legal and methodological support.

Текст научной работы на тему «III международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «Moscow Education Online 2009»: от экстремального обучения к упорядоченной системе»

№ 6(24) 2009

Репортаж

III Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2009»: от экстремального обучения к упорядоченной системе

27-29 сентября 2009 г. в Москве в «Президент-Отеле» состоялась очередная конференция всемирной системы «ONLINE EDUCA». С 2007 г. по решению Форума СНГ Берлинской конференции «ONLINE EDUCA 2005» данное мероприятие проводится в Москве.

Система международных конференций «MOSCOW Education Online» поддерживается Министерством образования и науки РФ, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ, Российской академией образования, Федеральным агентством по образованию, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), Техническим комитетом по стандартизации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)» (Технический комитет №461), Европейским фондом гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL).

III Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2009» была организована также при участии Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), Муль-тивендорного и академического консорциума в области ИКТ (Multivendor and Academy Consortium ICT) и Ассоциации Медицинских Обществ по Качеству (АСМОК). Ассоциированными партнерами конференции стали Московская финансово-промышленная академия (МФПА), Ставропольский государственный аграрный университет (СтГАУ), Московский государственный технологический университет «Станкин» (МГТУ «Станкин»), а также Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (МГТУ им. Н. Э. Баумана).

В первый день работы конференции состоялось заседание Подкомитета №6 «Обеспечение качества электронного образования» Технического комитета №461, на котором обсуждался чрезвычайно важный вопрос в отношении разработки национального стандарта по обеспечению качества, а также проведен вводный семинар для руководителей секционных заседаний и прием докладчиков.

Также в этот день начала функционировать выставочная экспозиция, в составе которой были развернуты следующие стенды.

1. Компания «ГиперМетод IBS» — ведущий российский разработчик программного обеспечения и решений для организации электронного обучения.

3

№ 6(24) 2009

о\ о о

<N .g

¿5

55 3

с

а

§

а

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£

0

1

о *

«0 о

с §

is &

1!

£

о &

2. Московская финансово-промышленная академия (МФПА) — инновационный российский вуз, который одним из первых начал учитывать передовые тенденции современного мирового рынка образования.

3. Агентство АККОРК — российский лидер в сфере общественно-профессиональной оценки качества и гарантий качества образования и консалтинговой поддержки.

4. Группа компаний VP GROUP/BLACKBOARD,

представляющая Единый информационный комплекс учебного заведения Academic Line.

5. Журнал «Качество образования» —

информационно-аналитическое издание, посвященное вопросам оценки и управления качеством в системе образования.

6. Мультивендорный и академический консорциум в области ИКТ, исполнительным директором которого является проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана С. В. Коршунов.

7. MegaCampus — технологическая платформа для создания систем дистанционного образования, разработанная компанией «НТБ Софт».

8. Современная Гуманитарная Академия,

включенная в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая образовательная сеть, имеющая более 850 центров доступа и охватывающая 14% суши планеты.

9. Центр компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана.

10. Учебный центр REDLAB/REDCENTER —

один из ведущих центров очного и дистанционного обучения в области информационных технологий.

11. Многофункциональный сервис веб-конференций VIVAVOX, разработанный компанией «Инфокс-Интерактив».

Формат работы следующих двух дней конференции включал в себя 2 пленарных, а так-

же 24 секционных заседания, на которых было представлено около 100 докладов.

Тематика докладов конференции включала три профильных направления:

1. Оценка и гарантии качества в среде е-1еагшпд.

2. Стандартизация и качество в сфере е-1еагшпд.

3. Обмен опытом в сфере применения инструментов е-1еагпшд.

Второй день работы конференции начался пленарным заседанием, которое открыл сопредседатель организационного комитета, ректор Московской финансово-промышленной академии Юрий Борисович Рубин. В своем выступлении он отметил, что идеология конференции «MOSCOW Education Online» оказалась весьма жизнеспособной, и за период, прошедший с первого форума 2007 г., сформировался круг заинтересованных сторон в отношении различных аспектов укоренения и упорядочения e-learning в российском образовательном пространстве.

Ю. Б. Рубин также подчеркнул, что в настоящее время существует немало сложностей, которые связаны с интеграцией e-lear-ning в систему российского образования. По его словам, «особенность российской системы образования состоит в том, что на решения и на позицию тех людей, которые принимают решения, необходимо определенным образом влиять». И одна из традиционных задач конференции «MOSCOW Education Online» — формирование необходимых для этого аргументов-инструментов. В связи с этим докладчик с удовлетворением отметил, что сегодня предложения, которые идут от Технического комитета №461, уже находят понимание в среде людей, которые причастны к принятию решений: «За этот год мы сумели явно активизировать работу по формированию стандарта электронного обучения для Российской Федерации, который базируется на наработках, созданных прежде всего в 36-м комитете Международной организации по стандартизации (ISO)».

4

№ 6(24) 2009

Одной из важнейших целей Ю. Б. Рубин назвал применение оценки качества электронного обучения в процессе государственной аккредитации. Тема интеграции e-learning и оценки e-learning в системы оценки качества, системы аккредитации вузов и образовательных программ разрабатывается не только в России, но и за ее пределами, и наиболее успешную попытку решения этого вопроса осуществляет Европейский фонд гарантий качества в электронном обучении (EFQUEL): «Программа UNIQUE, с моей точки зрения, — это именно та программа, которая могла бы быть успешным, эффективным инструментом интеграции нашего с вами понимания значимости e-learning в систему оценок, систему подходов, которые были бы реализованы в институте государственной аккредитации программ и вузов Российской Федерации.»

В заключение Ю. Б. Рубин отметил, что недавно Московская финансово-промышленная академия первой из российских вузов получила аккредитацию по программе UNIQUE.

Далее Ю. Б. Рубин передал слово постоянному руководителю консультативного комитета конференции «MOSCOW Education Online», вице-президенту Российской академии образования Виктору Александровичу Болотову.

В своем выступлении Виктор Александрович подчеркнул, что проблему оценки качества электронного обучения необходимо решать совместно с профессиональными союзами работодателей: «Российский союз предпринимателей и промышленников начал большую работу по формированию профессиональных требований, и мне кажется, что АККОРКу и РСПП нужно налаживать совместную работу в области повышения квалификации и переподготовки, сертифицировать программы повышения квалификации и переподготовки, сертифицировать как работодателями, так и экспертами в области информационно-коммуникационныхтехнологий в образовании».

В конце своего доклада В.А.Болотов сказал, что Российская академия образования будет участвовать в этих работах, и от имени Российской академии образования поздравил всех присутствующих с началом конференции и пожелал успешной работы.

сз

5

6

I

В. А. Болотов

Далее слово вновь взял Ю. Б. Рубин: «Следующее выступление, которое я хотел бы анонсировать, — это выступление, подготовленное Европейским фондом гарантий качества в электронном обучении (European Foundation for Quality in E-Learning, EFQUEL), и я имею честь представить вам члена организационного комитета EFQUEL госпожу Инге-борг Бё, которая подготовила доклад по программе деятельности фонда. Далее сегодня наш коллега из Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении господин Рольф Рейнхард будет ведущим секционного заседания по программе UNIQUE».

В своем выступлении госпожа Бё отметила, что на сегодняшний день в вопросах электронного обучения в мире существует определенный отрицательный резонанс, и в связи с этим, говоря о принципах работы EFQUEL, она подчеркнула, что «моментом, преобладающим для нас, является именно форма электронного обучения, без малейшей комплементации в сторону технологии».

В работе фонда принимают участие организации, которые заинтересованы в качестве электронного образования.

5

№ 6(24) 2009

о\ о о

<N .g

¿5

55 3

с

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£ о

Ü

о *

«о

0

с §

гг

is &

1

£

о &

И.Бё

По словам госпожи Бё, EFQUEL формирует политику Европейского союза по вопросу электронного обучения, и в настоящее время фонд работает над созданием системы оценки обучения с применением технологий e-learning.

Далее госпожа Бё представила основной проект фонда — проект UNIQUE, который «является открытым проектом и находится в процессе разработки, работает и одновременно ищет новые решения. Это система сертифицирования e-learning. У нас большой опыт в этой области, мы еще в 1994 г. установили критерии для электронного обучения».

В заключительной части доклада госпожа Бё отметила, что на недавно прошедшей в Хельсинки конференции, посвященной вопросам качества электронного образования, 7 учебных организаций из Великобритании, Италии, России, Финляндии и Испании получили Сертификаты программы EFQUEL, и среди них единственный российский вуз — Московская финансово-промышленная академия (МФПА).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее слово для выступления было предоставлено научному руководителю факультета психологии Государственного университета — Высшей школы экономики, председателю Высшего экспертного совета агентст-

Р. Рейнхард

ва по общественному контролю качества образования и развитию карьеры «АККОРК» Владимиру Дмитриевичу Шадрикову.

Доклад был посвящен следующим вопросам:

• основные дидактические принципы и электронное обучение;

• информационные технологии и традиционные формы обучения;

• наукоемкие технологии в образовании;

• квалификационные характеристики должностей работников образования; ограничение возможностей информационных технологий.

По мнению автора, «даже краткий анализ основных дидактических принципов и сравнение этих принципов с возможностями электронного обучения, показывает большие возможности на этом пути».

Переходя ко второму вопросу, докладчик отметил, что «при развитии информационных технологий различие между этими формами образования стирается. Фактически получается одна форма обучения, и это я считаю положительным моментом. Единственное, что следовало бы отметить: узаконивание этих форм требует дополнительной работы в области законодательства».

6

№ 6(24) 2009

В. Д. Шадриков Б. М. Позднеев

В. Д. Шадриков также затронул вопрос о недавно утвержденных квалификационных характеристиках должностей работников образования1 и, в частности, отметил, что в этом документе очень большое внимание уделено информационной компетентности. Однако, по мнению докладчика, в отношении готовности к введению дистанционных образовательных технологий существуют определенные проблемы, связанные с тем, что работники высшей школы оказываются не всегда подготовлены к реализации этих требований. В связи с этим одну из основных задач он видит в организации соответствующего обучения в системе повышения квалификации.

Далее, возвращаясь к вопросу о дидактике электронного обучения, докладчик подчеркнул, что «необходимо рассматривать вопросы мотивации учащихся в условиях электронного обучения. Мотивации не осуществляются автоматически — это одно из таинств, это высшее мастерство педагога». И в качестве последнего тезиса своего доклада В. Д. Шадри-

ков поставил вопрос о том, что компьютер должен стать «сильным советником, спутником и наставником ученика».

Следующим докладчиком первого пленарного заседания конференции стал председатель национального Технического комитета по стандартизации №461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании», член 36-го Комитета ISO, проректор Московского государственного технологического университета «Станкин» (МГТУ «Станкин») Борис Михайлович Позднеев.

В своем докладе он подчеркнул, что в настоящее время существует немало сложностей, которые связаны с интеграцией e-learning в систему российского образования, и ориентация на международные стандарты в ближайшее время позволит российской системе образования в целом стать более конкурентоспособной на внешнем рынке образовательных услуг.

Б. М. Позднеев акцентировал внимание на процедуре сертификации, упомянув, что в рам-

1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

^ 7

№ 6(24) 2009

о\ о о

<N .g

¿5

55 3

с

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£ о

Ü

о

t «0

0

с §

is &

1

.is

о &

ках международной организации по стандартизации и международной электротехнической комиссии ISO 36-й Комитет был создан 10 лет назад и посвящен проблеме применения информационных технологий в обучении. На национальном уровне 5 лет назад создан 461-й Технический Комитет, который представляет интересы Российской Федерации в международных организациях по стандартизации в 36-м Техническом Подкомитете.

Говоря о деятельности Национального Комитета, докладчик, в частности, отметил: «В настоящее время разработаны первые 6 национальных стандартов. В текущем году в рамках реализации плана национальной стандартизации 2009 в разработке находится 10 стандартов. Причем все разрабатываемые стандарты в высокой степени гармонизированы с международными стандартами. Более того, в некоторых стандартах мы пытаемся предвосхитить те решения и те требования, которые будут разработаны в международных стандартах 36-го Комитета».

Далее Б. М. Позднеев упомянул, что в стандартах нового поколения предполагается определить требования к наиболее сложным проблемам, связанным с электронным обучением, к проблемам менеджмента знаний, к управлению интеллектуальной собственностью, к созданию продуктов класса виртуального эксперимента.

В заключение автор сказал: «Особый акцент я хотел бы сделать на том, что всеми уважаемая и значимая организация АККОРК на своей базе аккредитовала испытательную лабораторию, которая будет заниматься испытаниями в системе электронного обучения, включая системы менеджмента качества в соответствии со стандартами ИСО 90 001».

Завершило первое пленарное заседание выступление Ю. Б. Рубина. Он, в отметил, что Национальный российский комитет №461 на сегодняшний день является единственной официализированной структурой, которая уполномочена заниматься вопросами автоматизации в сфере электронного обучения. Этот ко-

митет был утвержден 5 лет назад совместным распоряжением Минобрнауки и Госстандарта Российской Федерации, и именно в соответствии с законом «О техническом регулировании», с законом «О стандартизации в России» технические комитеты являются структурами, которые уполномочены разрабатывать стандарты.

Любой стандарт в понимании ISO представляет собой «определенную рамку, которая вмещает в себя наборы так называемых лучших практик. Лучшие практики — это то, что технический комитет хотел бы сформировать, опираясь на достижения вузов, которые занимаются электронным обучением».

В заключение своего выступления Ю. Б. Рубин предложил форуму двигаться по пути выработки общих норм, правил, критериев, которые легли бы в основу оценки качества и упорядочения системы электронного обучения: «Чтобы система электронного обучения была не системой экстремального обучения, броуновской системой, где что-то происходит, но при этом находится на маргинальном уровне, а системой, являющейся частью российской национальной образовательной системы, частью российского рынка образовательных услуг».

После пленарного заседания конференция продолжила свою работу.

В рамках первого направления работали следующие секции:

• Развитие системы внешнего образовательного аудита;

• Механизмы гарантий качества e-lear-ning: европейское измерение;

• Системы гарантий качества e-learning;

• Практические методы повышения качества образования в филиалах.

Учитывая масштабы мероприятия, формат данного репортажа не позволяет охватить вниманием все материалы конференции2. Вниманию читателей будут представлены лишь некоторые доклады, наиболее актуальные в контексте предметной области журнала.

В составе секции «Механизмы гарантий качества e-learning: европейское измерение»

2 III Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2009». Москва, Президент-Отель, 27-29 сентября 2009: сборник тезисов докладов конференции. М.: ООО «Global Conferences», 2009.380 с.

8

№ 6(24) 2009

в зале «Библиотека» с большим успехом прошла презентация программы UNIQUe Европейского фонда гарантий качества в электронном обучении EFQUEL, анонсированной на пленарном заседании госпожой Ингеборг Бё, которая также приняла активное участие в представлении программы. Вели заседание коллега из EFQUEL господин Рольф Рейнхард и проректор по учебной работе МФПА Татьяна Александровна Семкина. Особый интерес у слушателей вызвали вопросы, касающиеся процедуры получения сертификатов программы UNIQUE, а также подготовки к аттестации и критериев выполнения необходимых требований к организации учебного процесса.

Далее в том же зале начал свою работу круглый стол по вопросам развития системы внешнего образовательного аудита, на котором выступил заместитель председателя Высшего экспертного совета АККОРК Вячеслав Александрович Самойлов с докладом «Предпосылки становления системы образовательного аудита в России».

В своем выступлении он подчеркнул, что деятельность агентства АККОРК направлена на то, чтобы добиваться повышения конкурентоспособности вузов, обеспечивать их устойчивое функционирование и позиционирование на рынке образовательных услуг, оптимизировать организационно-управленческие механизмы, увеличивать доходы, способствовать успешному решению уставных задач. АККОРК осуществляет образовательный аудит, в ходе которого используются критерии, имеющие рыночную природу.

По словам Вячеслава Александровича, процедура образовательного аудита выявляет, каким образом содержание, структура, применяемые технологии и система управления образовательной деятельностью в конкретном вузе (вне зависимости от его организационно-правовой формы) влияют на формирование общих и специальных компетенций выпускника.

В.А.Самойлов также обратил особое внимание на то, что Аккредитационная коллегия Рособрнадзора положительно оценила деятельность АККОРК, и сотрудничество с АККОРК было рекомендовано продолжить.

Второе направление было представлено секциями:

• Упорядочение и создание единых стандартов в сфере развития е-!вагп1пд;

• Развитие нормативно-правовой базы и лицензирование деятельности в сфере е-1еаг-птд.

А. И. Коваленко, Московская финансово-промышленная академия (МФПА)

Новации в нормативно-правовом обеспечении инновационной деятельности вуза

Доклад посвящен последним изменениям в законодательстве, позволяющим бюджетным учреждениям — обладателям исключительных прав на результаты научно-исследовательской деятельности, создавать хозяйственные общества для вовлечения инноваций в гражданский оборот.

Автор подчеркнул, что в результате внесения изменений в федеральные законы о науке и об образовании закрепляется право научных и образовательных бюджетных учреждений и учреждений государственных академий наук создавать хозяйственные общества, внося в их уставные капиталы права на использование результатов научно-исследовательской деятельности без согласия собственника имущества.

И. В. Махнев, Вятский социально-экономический институт (ВСЭИ)

Цифровые учебные материалы в сфере е-!еагшпд: проблемы регулирования создания и доступа

Докладчик обращает внимание на то, что неправомерное использование интеллектуальной собственности не позволяет правообладателю возмещать затраты на ее создание. Тем самым тормозится процесс создания нового образовательного интеллектуального продукта. Однако чрезмерная правовая рег-

§

5

6

I

9

№ 6(24) 2009

о\ о о

<N .g

¿5

55 3

с

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£

0

1

о *

«о о

с §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гг

is &

1!

£

о &

ламентация информационного обмена и ужесточение режима использования интеллектуальной собственности для образовательных нужд неприемлемы.

В докладе отмечено, что наличие законных прав на достаточный объем образовательного контента, соответствующего требованиям качества может быть принято одним из основных факторов при предоставлении образовательной организации права ведения деятельности в сфере e-learning.

Автор полагает, что разумная правовая регламентация составляющих электронного образования, в особенности вопросов создания и доступа к контенту, может способствовать тому, что за счет снижения транзакцион-ных издержек возрастет доступность качественного образования, что не будет связано со скачкообразным увеличением стоимости услуг в данной сфере.

В целом второй рабочий день конференции был очень бурным и насыщенным. Секционные заседания вызвали неподдельный интерес участников, вызвали много положительных эмоций и конструктивного обмена опытом.

Открывая пленарное заседание следующего дня конференции, Ю. Б. Рубин представил докладчиков — доктора Яна Павловски, представляющего Международную организацию по стандартизации ISO, начальника Управления лицензирования и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Валентина Николаевиач Пугача и президента Современной гуманитарной академии Михаила Петровича Карпенко.

В своем выступлении доктор Я. Павловски сделал акцент на том, что главная идея стандартизации заключается в достижении взаимопонимания, консенсуса в технических требованиях, в требованиях к обучающимся и в требованиях к качеству обучения. В этом контексте чрезвычайно важными оказываются такие факторы, как: взаимосвязь стандартов, доступность стандартов и прозрачность стандартов.

Рассказывая о своей работе в ISO, докладчик упомянул о 36-м подкомитете, который называется «Информационные технологии для обучения и изучения», и об одной из главных

Я. Павловски

проблем, которой занимается этот подкомитет, — метаданные для обучающих ресурсов.

Эти метаданные являются одними из предшественников следующего проекта, который называется «Метаданные для обучения». Международный комитет по стандартизации работает также над такой проблемой мобильности обучающихся, чтобы обучающиеся без каких-либо проблем могли иметь доступ к ресурсам и учиться в любом европейском университете, не предоставляя для этого каких-либо дополнительных документов об образовании. Также в рамках разработок по качеству в 36-м подкомитете была разработана система инструментов по качеству, которая помогает образовательным учреждениям измерять, насколько качественные услуги они предоставляют своим клиентам.

Я. Павловски, в частности, отметил, что в 36-м подкомитете занимаются не только разработкой самих стандартов, но и тем, как их использовать, создавая руководства по использованию стандартов. Также активно разрабатывается компетентностная модель обучения и справочные модели, к которым может обращаться каждый преподаватель и студент.

10

№ 6(24) 2009

В заключение доктор Я. Павловски пригласил всех участников конференции к активному участию в работе различных комитетов и подкомитетов международного комитета по стандартизации, в целях обмена опытом и достижения единого понимания того, что такое качество.

Выступление доктора Я. Павловски вызвало оживленную дискуссию, ключевыми моментами которой стали вопросы финансирования работ по стандартизации, а также проблема релевантности стандартов рынку.

Комментируя выступление Я. Павловски, Ю. Б. Рубин обратил внимание на то, что «стандарты не должны никого «нагибать», они не должны никого заставлять делать противоестественные вещи, они должны, наоборот, вдохновлять любой университет на работу». И для этого существует много возможностей участвовать в их разработке, влиять на результат: «Специфика рыночных отношений, в отличие от командно-административной системы, состоит в том, что здесь можно влиять, выбирая правильные механизмы этого влияния, правильные механизмы отстаивания своих интересов. С этой целью можно работать в рабочих группах, которые есть за рубежом, можно работать в рамках деятельности Технического комитета № 461, который работает у нас».

Далее Валентин Николаевич Пугач в своем докладе отметил, что электронное обучение сейчас является наиболее значимой точкой роста и развития системы отечественного образования и что в настоящее время в этой системе существует как бы два полюса — от элементарного доступа к электронным библиотекам до ведения образовательной деятельности полностью в электронном виде. И, в отношении Рособрнадзора, также, одна крайность — «максимально осторожно подходить к этому процессу, запрещать все и через многократную перепроверку разрешать и допускать какие-то отдельные элементы. Другой вариант тактики — разрешить все и дать рынку возможность самореализовать все эти процессы».

Говоря о позиции Рособрнадзора по отношению к электронному обучению, В. Н. Пугач, в частности, сказал: «Большое значение здесь

€ &

I

В. Н. Пугач

играет работа всех участников процесса по самоорганизации, и работа нашего Технического комитета по разработке стандартов здесь, я считаю, очень трудно может быть переоценена. Каждая методика, и каждая система, которую предлагают новаторы, участники процесса, уникальна и заслуживает внимательного изучения.

Однако с точки зрения упорядочения этой системы для государственных органов, Министерства образования и науки, Рособрнадзора это требует большого напряжения сил, возможности которых достаточно ограничены, для того чтобы вникнуть в сути реализуемых проектов и адекватно к ним отнестись».

По словам выступающего, Рособрнадзор при проведении контрольно-надзорных мероприятий при лицензировании и аккредитации будет стараться «максимально корректно и бережно относиться к экспертным оценкам, к выводам, которые могут организационно или в правовом поле привести к каким-то последствиям для образовательных учреждений, которые решились использовать эти электронные технологии. Мы максимально открыты для любых предложений по внесению изменений в существующие нормативно-правовые

11

№ 6(24) 2009

о\ о

0 гч ш .5

1

8 3

«й с

I

а

5

5

I

6

§

г

£

0

1

о *

«о о

с §

гг

5

6

1!

£

о &

акты или создание новых, для того чтобы электронное обучение не имело этих искусственных ограничений, и мы готовы любые предложения в этой связи принимать».

В заключение своего выступления В. Н. Пугач подчеркнул, что «необходимо шире использовать структуры, которые могли бы дать объективную экспертную оценку тем технологиям, которые применяются в образовательном учреждении, для того чтобы она использовалась Ро-собрнадзором при формулировании выводов о качестве и гарантиях качества в конкретном образовательном учреждении при прохождении аккредитационных процедур. И в данном случае будет корректно сказать, что одной из таких организаций является АККОРК».

Следующим слово взял Михаил Петрович Карпенко, который начал свое выступление с того, что электронное обучение как инструмент организации образовательного процесса заставляет нас пересмотреть ту роль, которую образование играет в жизни современного общества. По его словам, согласно Закону об образовании, «где бы вы ни жили, в крупном городе, или малом городе, или в деревне, в любом поселении — вы должны иметь возможность получить образование любого уровня. Раньше не было технологических возможностей для этого. А сейчас такие технологические возможности есть, благодаря информационно-коммуникационному или электронному образованию».

Далее в своем докладе М. П. Карпенко подчеркнул, что в настоящее время существует объективная необходимость создания вузов новой формации, т. е. распределенных вузов. Как сказал Михаил Петрович, «это требование общества: непрерывность образования должна быть достигнута, массовость высшего и сверхвысшего послевузовского образования. Надо добиться образования на месте обитания, и образование должно носить международный характер. А что дает нам создание вузов новой формации, опирающейся на новые информационно-коммуникационные технологии? Это, во-первых, развитие экономики, развитие человеческого капитала и наконец, развитие самого человека в биологическом

М.П.Карпенко

смысле. То есть увеличение продолжительности и качества его жизни».

Большая часть материалов конференции относилась к секциям третьего направления:

• Опыт применения технологий е-!еагптд в системе аграрного образования;

• Опыт реализации образовательных проектов с применением технологий е-!еагптд;

• Распределенное и трансграничное инженерное образование с использованием е-!еагптд;

• Образовательный контент и технологии в среде е-!еагптд;

• Опыт внедрения технологий е-!еагптд в образовательных учреждениях физической культуры и спорта;

• Технологии е-!еагптд как механизм межвузовского взаимодействия на образовательном пространстве СНГ;

• Корпоративное обучение в среде е-!еагп1пд;

• Опыт внедрения технологий е-!еагп1пд в медицинских образовательных учреждениях;

• Подготовка преподавателей для е-!еаг-птд: как формировать новые педагогические навыки;

• Опыт внедрения технологий е-!еагп1пд в учреждениях общего среднего образования;

12

№ 6(24) 2009

• Опыт внедрения технологий e-learning в образовательных учреждениях транспортной отрасли;

• Опыт моделирования и апробации информационно-образовательной среды вуза: от концепции к учебному процессу.

М. Б. Ананьев, Компания ГиперМетод IBS

E-learning 3000 — организация электронного и дистанционного обучения — новые возможности

В докладе отмечено, что крупнейшие вузы России и других стран успешно используют платформу e-learning Server для построения различных систем электронного обучения — от систем внутреннего электронного тестирования знаний студентов в очном обучении до полноценных систем дистанционного обучения и систем смешанного обучения (blended learning). Программы обучения могут быть сформированы из типовых готовых курсов ведущих производителей, разработаны силами заказчика с помощью поставляемого программного обеспечения eAuthor или специалистами нашей компании.

Для поддержки смешанного обучения в системе ведется учет ресурсов коллективного пользования — таких, как аудитории с учетом типа и количества мест, специального оборудования и т. п. Также предусмотрены функции учета нагрузки преподавателей, стоимости обучения, автоматизированной генерации расписания, учета успеваемости и т. п.

А. А. Ожгихина, Московская финансово-промышленная академия (МФПА)

Практика моделирования виртуального рабочего пространства специалиста

Доклад посвящен описанию технологической оболочки обучения программного комплекса «Учебно-тренировочная компания», разработанного на базе МФПА для решения проблемы адаптации выпускника на рабочем месте. Автор отмечает, что разрыв между теорией (знаниями, получаемыми студентами на

занятиях), от практики — главная претензия работодателей к вузам. Вместе с тем, совмещение работы с учебой не способствует получению качественных знаний.

Одним из наиболее эффективных способов «погружения» студента в сферу его будущей профессии, используемых в Московской финансово-промышленной академии, является моделирование рабочего пространства специалиста с помощью ^-технологий. Это так называемые учебно-тренировочные компании (УТК), где студенты учатся работать в имитированной среде, максимально приближенной к реальной, например, в банке, оценочной компании, ресторане, туристическом агентстве и т. п.

Виртуальная оценочная компания имеет определенную организационную структуру, штатное расписание, систему документооборота. Созданная модель оценочной компании привязана к учебному плану специализации: под каждую дисциплину в виртуальной компании предусмотрено отдельное штатное подразделение.

В заключительной части доклада отмечено, что использование современных ^-технологий, в частности применение в учебном процессе учебно-тренировочных компаний, повышает удовлетворенность качеством обучения не только внутренних потребителей образовательных услуг в лице студентов, но и меру реализации социальных ожиданий работодателей от выполнения выпускниками профессиональных требований.

Л. А. Киселёва,

Современная гуманитарная академия (СГА)

Образование: новые технологии и термины управления обучением

По мнению автора, существуют две основные модели построения образовательного процесса. Эти модели можно определить по одному признаку — количеству звеньев образовательного процесса — имеются двухзвен-ная и трехзвенная модели. Звеньями двух-звенного процесса являются преподаватель (базовый вуз) и обучающийся. В трехзвенной модели участвуют три звена: базовый вуз, учебный центр и обучающийся. Двухзвенная модель

0

1

13

№ 6(24) 2009

o\ о о

<N .g

¿5

55 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£ о

Ü

о

ir

«о

0

с §

»

is &

1

£

о &

во многом соответствует западной, а трехзвен-ная — российской парадигме образования.

Aвтор обращает внимание на то, что любая модель организации учебного процесса требует наличия системы управления обучением LMS — Learning Management System. Требования, предъявляемые к LMS, обеспечивают потребности как двухзвенной, так и трехзвенной моделей организации учебного процесса. Однако этот термин употребляется, как правило, для обозначения двухзвенной системы организации учебного процесса, т. е. обязательным условием существования LMS является ее решение в виде портала или системы сайтов.

В настоящее время этот термин нуждается в дополнении и уточнении, так как современные системы управления становятся интеллектуальными информационными системами. Информационно-интеллектуальная система (ИИС) «ЛУЧ», являясь системой управления учебным процессом, осуществляемым СГД, по выполняемым функциям не только относится к LMS, но и обладает возможностью на основе определенной логики принимать интеллектуальные решения, поэтому можно расширить этот термин до Learning Management Intelligent Systems (LMIS).

В. K. Батоврин, Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) (MИPЭA)

Разработка электронных учебно-методических комплексов для инженерного образования на основе технологии виртуальных приборов

На кафедре информационных систем MИPЭA, начиная с 2000 г., ведется работа по созданию и практическому внедрению электронных учебно-методических комплексов для инженерного образования на основе технологии виртуальных приборов (ТВП).

Для развертывания таких комплексов необходимо создать информационно-образовательную среду (ИОС), в состав которой входит совокупность средств измерений, подключенных к ПК и лабораторные макеты, с помощью которых воспроизводятся изучаемые явления и процессы.

Для удобства подключения эти лабораторные макеты обычно располагаются на так называемой лабораторной платформе, в качестве которой удобно использовать макетные коннекторы, например, NI SC-2075, или лабораторные станции, такие как NI ELVIS II, в отдельных случаях лабораторную платформу можно изготовить самостоятельно, но тиражирование практикума при этом будет затруднено.

Необходимость интеграции в состав учебно-методического комплекса средств измерений и использование в качестве вычислительной платформы ПК однозначно обуславливают выбор ТВП в качестве основы. В этом случае функции средств измерений по получению, обработке и отображению сигналов измерительной информации, выполняемые в классическом случае аппаратно, реализуются в основном на базе ПК, который осуществляет сбор сигналов измерительной информации и формирование управляющих сигналов, например, с помощью DAQ-платы, подключенной к системной шине ПК, или по стандартному интерфейсу, такому как GPIB, RS-232 или USB.

Л. Г. Когельман, Пензенская государственная технологическая академия (ПГТА)

Электронная образовательная среда технического вуза

В докладе рассматривается электронная образовательная среда Пензенской государственной технологической академии (ПГТА). Показаны особенности и технология разработки электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК). Приведен пример автоматизированной лаборатории удаленного доступа, показан образовательный веб-сервер академии, описана корпоративная информационная система вуза.

Автор подчеркивает, что ЭУМК для технического образования имеют некоторые особенности: наличие в учебных курсах большого количества чертежей, схем, высококачественных иллюстраций, графиков, диаграмм, необходимость максимально реального представления физических и технологических процес-

14

№ 6(24) 2009

сов на компьютерных моделях, наличие в курсах виртуальных лабораторных комплексов, высокие требования к системам контроля знаний обучаемых.

В докладе отмечено, что в электронном образовательном контенте академии широко используются такие элементы, как гипертекст и графика, динамические иллюстрации (д1£-анимация), Р!а5Ь-анимация, ЭЭ-графика и ЭЭ-моделирова-ние, мультимедиа, видеолекции, «решебники», игровые элементы, виртуальные тренажеры и лабораторные комплексы, интерактивные элементы (форумы, чаты).

Особый интерес представляет интегрированный комплекс сетевых автоматизированных лабораторий ИКСАЛ, который позволяет проводить лабораторные работы с использованием удаленного доступа студентам специальности «Автоматизация технологических процессов и производств».

М. А. Гершман, Московская финансово-промышленная академия (МФПА)

Принципы управления учебным контентом в среде е-!еагп1пд

Несмотря на активное использование российскими вузами технологий е-!еагп1пд, задача повышения качества учебного контента до сих пор остается нерешенной. Автор считает, что ее решение лежит в области менеджмента и предлагает внедрить ряд управленческих принципов в подразделение, ответственное за производство контента.

За долгое время работы с учебным контентом в МФПА был выработан ряд принципов управления, которые позволяют повысить мотивацию учащихся и улучшить их отношение к е-!еагп1пд в целом:

• непрерывный контроль качества учебного контента на входе и выходе; непрерывные инновации в е-!еагп1пд;

• автоматизация рутинных операций — для создания временных резервов на инновации;

• постоянная обратная связь со студентами — это придает открытость системе управления контентом, что делает учебные материа-

лы более доступными и удобными для студентов, которые отчасти становятся их авторами.

П. Ю. Калинников, Московский институт экономики, менеджмента и права (МИЭМП)

Электронный курс: на пути к семантическому Вебу

Стандартный электронный учебный курс имеет, как правило, жесткую иерархическую структуру. Можно ли уйти от этой структуры?

Структура традиционного учебного курса, как правило, описывается древовидным иерархическим графом. Структура издания с открытым контентом описывается графом общего вида (содержащим в том числе и циклические участки). Причем циклические участки могут распространяться и на неконтролируемые издателями узлы информации.

Докладчик рассмотрел также такие вопросы, как взаимодействие открытого контента и автора, методическая эффективность открытого контента, критерии качества открытого издательского процесса, иерархии открытого контента.

Т. М. Егорова,

Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ)

Технология создания учебно-методических материалов

на основе объектного проектирования учебных курсов

В основе новой концепции создания методических материалов в современном образовании лежит объектный принцип построения учебного материала (УМ), который позволяет существенно уменьшить время для создания учебных курсов, снижает вероятность дублирования информации и ее избыточность, сохраняя при этом индивидуальность каждого курса. В докладе представлен специальный программный комплекс «МОТОР», подсистемы которого позволили реализовать объектный принцип проектирования УМ.

Учебным объектом называется медианеза-висимый информационный блок, предназначенный для многократного использования

15

m 6(24) 2009

o\ о о

<N .g

¿5

55 3

с

I

а

is is

I &

VJ

IS is

£ о

Ü

о

ir

«о

0

с §

»

is &

1

£

о &

в качестве модуля в различных материалах электронного обучения. Учебный объект является элементарной единицей для многоуровневого конструирования учебного курса. Учебные объекты наиболее эффективны тогда, когда для их классификации используются метаданные и когда для хранения информации используется система типа Language Content Management System — LCMS (система управления содержанием обучения или система организации учебных материалов).

В. А. Леднев,

Московская финансово-промышленная академия ^ÔÏA)

Технологии e-learning и новые возможности в подготовке кадров для спортивной отрасли

В Московской финансово-промышленной академии ^ÔÏA) уже более 10 лет системно занимаются подготовкой кадров для индустрии спорта. Среди предлагаемых программ стоит отдельно выделить программу профессиональной переподготовки «Спортивный менеджмент», которая рассчитана на действующих спортсменов и представителей регионов. Данная программа реализуется с использованием дистанционных образовательных технологий (именно такой термин применяется в российском образовании на законодательном уровне), что позволяет успешно учиться многим спортсменам, представителям региональных федераций, спортивных клубов и спорткомитетов.

Слушатели этой уникальной для России программы изучают: олимпийское движение и клубный менеджмент, экономику спорта и спортивный маркетинг, PR-деятельность спортивной организации и спортивное спонсорство. Обучение ведется на виртуальном кампусе MФПA, к которому каждый слушатель получает индивидуальный персональный доступ. Для слушателей организованы виртуальные семинары, они участвуют в виртуальных мастер-классах, выполняют индивидуальные ситуационные практикумы и тестируют свои знания. Это очень удобно, эффективно и полезно. В конце обучения каждый слушатель

выполняет собственный индивидуальный проект на примере деятельности конкретной спортивной организации или проведения спортивного соревнования.

Б. Р. Логинов, М. А. Пальцев, П. Ф. Литвицкий, И. И. Краснюк, Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова (ММА им. И. М. Сеченова)

Внедрение компьютерных информационных технологий в учебный процесс Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова

Основными направлениями развития информационных технологий в ММА им. И.М.Сеченова являются создание мощного информационного портала академии, создание электронной библиотеки для высшего медицинского и фармацевтического образования, а также создание системы дистанционного образования.

В докладе приводится уникальный опыт ММА им. И. М. Сеченова в создании цифровой библиотеки для высшего фармацевтического образования, которая включает исчерпывающую информацию по всем дисциплинам специальности и предоставляется студентам, как на оптических носителях, так и в удаленном режиме через Интернет.

Электронная библиотека включает все виды учебных материалов: учебники, лекции, научные издания, атласы, методические руководства, разработанные на кафедрах, лабораторные работы с возможностью выгрузки в текстовый редактор, компьютерные тесты для самоконтроля, контрольные задачи, экзаменационные вопросы и др.

А. А. Андреев,

Московская финансово-промышленная академия (МФПА)

Проблемы подготовки преподавателей высшей школы для е-!еагшпд

В докладе рассматриваются наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы подготовки преподавателей высшей школы, а также подробно проанализированы требования

16

№ 6(24) 2009

к преподавателю новой формации, особенности и содержание программы подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика е-!еагптд показала, что при электронном обучении преподаватель несет существенно большую физическую и психологическую нагрузку, чем преподаватель в очной традиционной системе и, кроме того, оказывается в нормативно-правовом вакууме, так как отсутствуют нормы его работы и оплаты труда, не определен статус и т. д.

По мнению докладчика, стартовыми проблемами подготовки являются разработка требований к преподавателю и программы подготовки. Программа «Современная педагогика высшей школы», разработанная в МФПА, является первым шагом к решению этих актуальных проблем.

И. А. Пресс,

Северо-Западный государственный заочный технический университет, Санкт-Петербург (СЗТУ)

Интеграция информационно-обучающей

среды вуза в интернет-пространство

По словам докладчика, несомненно, что использование самых совершенных компьютерных новинок должно базироваться на серьезной теоретической и дидактически обоснованной проработке методики их возможного применения в учебном процессе. Отсутствие такого педагогического обоснования приводит к тому, что самая совершенная техника не оправдывает надежд педагогов и не содействует решению поставленных дидактических задач. Необходимо отметить, что это явление носит сегодня довольно общий характер: педагогическая составляющая явно отстает от технической, не поспевая за бурным ростом уровня технических возможностей, предоставляемых компьютерной техникой, несмотря на то, что электронная дидактика — наука со стажем.

В СЗТУ ведется целенаправленная, планомерная работа по созданию, совершенствованию и развитию единой информационно-образовательной среды вуза. Эта работа базируется на системном, комплексном подходе к решению поставленной задачи.

Помимо секционных заседаний, большой интерес участников конференции вызвала

также работа демонстрационной лаборато- | рии Demo Lab, в которой были представлены следующие электронные образовательные ¿¡ продукты.

• Компьютерный биатлон для старших школьников и Криптомарафон для студентов от «Лаборатории Касперского»;

• Единая школьная образовательная сеть ДНЕВНИК.РУ как системный ресурс развития образования;

• Многофункциональный сервис веб-коммуникаций VIVAVOX (компания «Инфокс-Ин-терактив»);

• Школьный электронный журнал «Мета-реги»;

• Технологии электронного обучения группы компаний ATBE;

• Система дистанционного обучения Adobe Acrobat Connect Pro, представленная компанией Softline;

• Система автоматизации для образовательных заведений Акада (компания «НТБ Софт»).

Все заседания конференции сопровождались оживленными дискуссиями, которые свидетельствовали о высоком уровне компетентности и заинтересованности участников форума.

Несмотря на объективную остроту и неоднозначность восприятия некоторых вопросов, связанных с массовым распространением электронного образования, обмен мнениями носил доброжелательный и конструктивный характер.

Проведенное мероприятие подтвердило, что международная конференция «MOSCOW Education Online» по праву стала знаковым событием в жизни образовательного сообщества, ежегодно привлекая внимание ведущих экспертов и специалистов в области дистанционного и электронного образования, заинтересованных в превращении e-learning из способа «экстремального» обучения в упорядоченную систему.

Материал подготовила Екатерина Власова

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.