Научная статья на тему 'Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах'

Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ЭТНОПСИХОЛОГИЯ / AN INTERDISCIPLINARY APPROACH / TEACHING TECHNIQUES / PHYSICAL ANTHROPOLOGY / ETHNIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыкун Марина Петровна, Савин Павел Николаевич

Рассматриваются особенности преподавания физической антропологии на гуманитарных факультетах. Антропология определяется как связующее звено между курсами гуманитарного и естественнонаучного цикла, а физическая антропология как базовая дисциплина. Такое понимание определяется возможностями развития исторического и естественнонаучного мышления в учебном процессе и необходимостью устранить недочеты узкоспециального образования. Обосновывается необходимость преподавания антропологии с обязательным практическим блоком физической антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary approaches in teaching physical anthropology to the students of humanitarian departments

It is almost impossible to develop the modern human sciences to the full extent without mastering the basic concepts of anthropology and the acquisition of applied related skills. Physical anthropology is a classic area of anthropology, which became the foundation of national academic traditions in this field. The course «Anthropology» is defined as a link between the courses of humanities and natural sciences. Physical anthropology is a basic discipline. Subject »Anthropology», taught as the interdisciplinary approach, allow us to consider the human problem as an open system interacting with the systems of different levels of the organization in the same semantic continuum. Usually a paradigm of »biological-social» appears in teaching as a formidable dichotomy, which does not allow to see the man in the unity of his nature and historical development. The proposed approach is an attempt to rectify the situation. Students of humanities are able to see the problems of psychology, sociology, history, philosophy and sociology as they relate to biology, paleontology, geography. This facilitates the learning of the material and to deepen and broaden understanding of the studied disciplines. The students get the opportunity to discover the relationship of academic disciplines and their place in the sciences. Back in 1958, N.S. Rozov pointed out the importance of anthropology for historians, he mentioned that it is a discipline, which might be invaluable in addressing the origin and formation of various ethnic groups, tribes, peoples and nations. But the fact is that today's students, archaeologists do not know the basic skills of working with anthropological findings, which often leads to a loss of unique material. It would be very useful not only for historical students, bachelors and masters, but also for the students of other humanities departments to learn the basic terms of physical anthropology and the world, especially with the results of research of Siberian anthropologists. Psychology, as well as anthropology, located at the intersection of humanities and natural sciences, it is difficult to overestimate the role of this section, as ethnic psychology in solving humanitarian problems in countries with heterogeneous in ethnic, national, and racially population. One of these countries is Russia. Even though the course of «Anthropology» is in the curriculum of the educational program, there is not enough practical training, or they are absent. The full acquisition of knowledge and creative application is only possible in the practical acquaintance with the subject.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК 572; 159.9

М.П. Рыкун, П.Н. Савин

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

НА ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Рассматриваются особенности преподавания физической антропологии на гуманитарных факультетах. Антропология определяется как связующее звено между курсами гуманитарного и естественнонаучного цикла, а физическая антропология - как базовая дисциплина. Такое понимание определяется возможностями развития исторического и естественнонаучного мышления в учебном процессе и необходимостью устранить недочеты узкоспециального образования. Обосновывается необходимость преподавания антропологии с обязательным практическим блоком физической антропологии.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, методики преподавания, физическая антропология, этнопсихология.

Антропология - дисциплина интегральная, позволяющая увидеть человека в целостности. Спектр интересов антропологии со времен ее размежевания на физическую и социальную значительно расширился и охватывает не только изучение физических и социальных условий существования человека, но и весь контекст его жизнетворческой деятельности в рамках разнообразных социокультурных систем. Эта наука изучает физическую и духовную жизнь человека в прошлом и настоящем, протекающую в условиях различных форм поселения, в составе социальных и этнических групп, разбросанных по земному шару и отличающихся своеобразным и социально наследуемым жизненным укладом, называемым культурой. При этом культуры понимаются как адап-тивно-адаптирующие системы, обеспечивающие устойчивые в историческом времени стратегии физического и духовного выживания той или иной популяции. Т ак, происхождение человека понимается как коэволюция физического, психического, социального, как антропосоциогенез.

Антропологический подход в гуманитарном знании является одним из самых продуктивных и многообещающих. Его методология используется в культурологии, социальной, психологической антропологии и социальной и антропологической психологии, социальной философии. Эта особенность отмечается К. Леви-Стросом, который подчеркивает следующее: «Антрополог не только подавляет свои чувства: он формирует новые категории мышления, способствует введению новых понятий времени и пространства, противопоставлений и противоречий, столь же чуждых традиционному мышлению, как и те, с которыми приходится сегодня встречаться в некоторых ответвлениях естественных наук» [1. С. 322-323].

Междисциплинарность, комплексность знаний, достоинства методологии делают антропологию незаменимым инструментом в подготовке специалиста в современных условиях. «Антропологические знания составляют необходимый фундамент для современного специалиста в любой сфере человеческой деятельности, будь то медицина, психология, педагогика, экология, экономика, социология, политология и т.д.» [2. С. 3]. Особое место должно быть отведено физической антропологии - классическому направлению антропологии, заложившему фундамент отечественных академических традиций в данной области. Можно говорить о том, что полноценное освоение магистральных направлений современных гуманитарных наук невозможно в полной мере без усвоения основных понятий физической антропологии и приобретения сопутствующих прикладных навыков.

Физическая антропология как наука существует в России уже более ста лет и до недавнего времени была единственной дисциплиной, обозначавшейся у нас термином «антропология». Предметом является физическая организация человека, ее изменчивость в пространстве и времени. В названии физическая антропология слово физическая происходит от первоначального значения слова физика, греческое physike - природа. Именно таким было значение этого слова в труде Аристотеля «Физика» - естествознание, природоведение. Еще в начале ХХ века в Петербургской академии наук было физико-математическое отделение, в «Трудах» которого печатались антропологические работы. Физико-математическое направление приравнивалось к естественно-математическому. Например, известная работа С.И. Руденко «Башкиры: историко-этнографические очерки» была опубликована в 1914 г. в Записках Академии

наук по физико-математическому отделению [3. С. 3].

В последнее время для обозначения различных направлений, изучающих человека, к термину «антропология» добавляется поясняющее слово, например философская, культурная, социальная, психологическая, педагогическая, что конкретизирует предмет, задачи и методы исследования данной дисциплины. Однако до недавнего времени именно физическая антропология в нашей стране называлась просто антропологией, и не было необходимости в поясняющем слове. Все отечественные учебники по физической антропологии назывались просто «Антропология». Курс «Антропология» определяется нами как связующее звено между курсами гуманитарного и естественнонаучного цикла, а физическая антропология выступает как базовая дисциплина. Предмет «Антропология», преподаваемый в русле междисциплинарного подхода, позволяет рассматривать в одном смысловом континууме проблемы человека как открытой системы, взаимодействующей с системами разного уровня организации.

Круг проблем, изучаемых антропологами, велик и позволяет в одном поле рассматривать далекие друг от друга и в других дисциплинах не связанные между собой предметы. Так, одна только физическая антропология изучает такие вопросы, как история формирования вида Homo sapiens и его уникальность, соотношение биологического и социального в эволюции человека, закономерности и механизмы индивидуального развития человека, влияние наследственности и среды на разных этапах онтогенеза человека, воздействие экологических факторов на морфофункциональные характеристики на индивидуальном и популяционном уровнях и т.д. Обычно в преподавании гуманитарных дисциплин парадигма «биологическое - социальное» предстает как труднопреодолимая дихотомия, не позволяющая увидеть человека в единстве его природы и исторического развития. Заявляемый подход - попытка исправить сложившуюся ситуацию.

Студенты гуманитарных специальностей получают возможность увидеть проблемы психологии, социологии, истории, философии в их взаимосвязи с биологией, палеонтологией, географией. Это облегчает усвоение материала, позволяет углубить и расширить понимание изучаемого. Студент получает возможность обнаружить взаимосвязь учебных дисциплин, место каждой из них в системе наук. На данный момент общепризнанным считается, что антропология - наука об изменчивости человеческого вида в пространстве и во времени на всех уровнях организации живой

материи: молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном или онтогенетическом, популяционном, этническом, расовом; о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих [4. С. 9; 5. С. 19-20]. Видение развития человека в фило- и онтогенезе, в динамике взаимодействия биотических и абиотических факторов среды, социокультурных детерминант - условие усвоения базовых антропологических понятий.

Физическая антропология - классическое направление антропологии, и отечественные академические традиции формировались в русле развития этой дисциплины. Важнейшим следствием изучения ее является не только расширение границ знаний о человеке, приобретение естественнонаучного и исторического мышления, но и понимание логики развития науки вообще и челове-кознания в частности.

Возьмем такую гуманитарную дисциплину, как психология. Психология, как и антропология, находится на стыке гуманитарных и естественных дисциплин. Первой методологической посылкой культурно-антропологического подхода в психологии была теория Л.С. Выготского, с самого начала учитывающая как биологические, так и культурные основы антропосоциогенеза [6].

Трудно переоценить роль такого раздела психологического знания, как этнопсихология, в решении гуманитарных проблем в странах с гетерогенным в этническом, национальном и расовом отношении населением. Одной из таких стран является Россия. Подобно тому, как в начале ХХ в. антропология стала важнейшей наукой, имеющей непосредственную практическую ценность «для управления и просвещения отсталых народов» [7. С. 63], сейчас как никогда растет потребность в антропологических знаниях. Преподаваемые предметы должны опираться на последние достижения отечественной и мировой науки о человеке. Многие методы исследования пришли в гуманитарные дисциплины из наук естественнонаучного цикла Исследования в области антропологии ведутся с помощью объективных методов, как традиционных (антропометрия и биометрия), так и самых современных, заимствованных из смежных дисциплин - молекулярной биологии, генетики, медицины. Было бы весьма полезно для студентов не только исторического и психологического, но и других гуманитарных факультетов познакомиться с основными положениями мировой физической антропологии, в том числе с результатами научных исследований сибирских антропологов.

Очевидно, что полноценное приобретение знаний и творческое их применение возможны

Междисциплинарные подходы в преподавании физической антропологии на гуманитарных факультетах

только при практическом знакомстве с изучаемым предметом. К антропологическим дисциплинам это относится в полной мере. В то же время даже если в учебном плане специальностей присутствует курс «Антропология», то или недостаточно практических занятий, или они вовсе отсутствуют в учебном плане. В таких условиях говорить о каком-либо полноценном знакомстве с антропологическим подходом не приходится.

Из опыта проведения занятий в последние годы со студентами Томского педагогического университета и Томского государственного университета можно сделать вывод, что студенты плохо ориентируются в вопросах этногенеза и этнической истории отдельных народов Сибири, не знают отечественных исследователей и исследователей томской школы антропологов, и их вклад в изучение антропологического состава и происхождения населения Сибири по разным эпохам, плохо оперируют понятиями «очаг расообразования», «классификация человеческих рас», «расы», «расовые типы» и «варианты населения Северной Евразии» (и всего земного шара или мира). Студенты-археологи не владеют элементарными навыками работы с антропологическими находками в поле, т. е. не знают основных правил сбора и упаковки палеоантропологического материала, что приводит к утрате порой уникального материала. Следует отметить, что сами студенты, видя пробелы в своих навыках, стремятся к освоению спецкурса по антропологии, особенно в его практической части.

В ТГУ есть все возможности для развития и восстановления традиций преподавания антропологии как важнейшей дисциплины в подготовке гуманитария. Основные цели и задачи данного направления были сформулированы еще В.М. Флоринским, который, понимая значение антропологии, стремился собрать в фондах Музея археологии краниологические коллекции [8]. Последующие работы С.М. Чугунова подтвердили необходимость сбора краниологических материалов при университете как центре образования и культуры [9]. Н.С. Розов в 1958 г. так писал о значении антропологии: «Антропологи могут оказать историкам существенную помощь в решении вопросов происхождения и формирования различных этнических групп, племен, народностей, наций. Особенно важную роль антропологические исследования играют при решении вопросов, связанных с расселением (ареалом) и перемещением (миграциями) людей во времени и пространстве, так как эти исторические процессы неизбежно приводят к физическому смешению людей, полу-

чающему свое отражение в изменении физического облика их» [10. С. 144].

Антропология изучает изменчивость биологических особенностей человека и относится к биологическим наукам по своему предмету и методам исследования. Но среди биологических наук антропология занимает особое положение, связанное с тем, что человек - существо социальное, его жизнь и развитие протекают в условиях общества, коллективной деятельности. Такое же пограничное положение между гуманитарными и естественными науками, кроме антропологии, занимает психология (одна наука изучает тело человека, другая - его психику). Исходя из такого пограничного положения, антропология, как и психология, должна входить в учебный курс гуманитарных факультетов. Эта дисциплина просто критически необходима на естественных факультетах, особенно на биологическом, где последний раз данный курс читался в 50-е гг. прошлого века, в 1964-1966 гг. лекции по антропологии для студентов, специализирующихся по археологии и этнографии, читал Н.С. Розов.

В течение 1974/75 уч. г. В.А. Дрёмовым был прочитан факультативный курс «Введение в антропологию» для студентов 1 -2-го курсов исторического факультета ТГУ. Данный курс состоял из 10 лекций (20 часов) и двух практических занятий (4 часа). В лекционный курс вошли темы по трем основным разделам антропологии: антропогенез, морфология и расоведении. Практические занятия проведены по темам: «Методика определения пола и возраста по скелету человека» и «Методика составления антропологической характеристика»; первое предназначалось в основном студентам-археологам, второе - этнографам. Был распространен среди студентов список «Основная литература по антропологии древнего и современного населения Сибири», в который вошло порядка 78 источников. Как правило, после таких спецкурсов появляются отзывы со стороны слушателей. Обычно это желание студентов прослушать курс по антропологии в расширенном виде и посетить практические занятия по методике антропологии перед выездом в поле.

В 1981/82 уч.г. В.А. Дрёмов читал спецкурс «Этническая антропология Сибири» в Алтайском университете и в 1983/84 уч. г. в Омском университете (20 часов лекций) с практическими занятиями по антропологической терминологии и правилам сбора и упаковки палеоантропологических материалов, а также по основам определения пола и возраста по черепу и скелету. А.Н. Багашёв, будучи сотрудником ПНИЛ ИАЭС, ТГУ читал по-

добный спецкурс в 1986/87 уч. г. в Томском педагогическом институте. Томский государственный университет один из немногих вузов страны (Сибири), где на протяжении более 60 лет в тесном сотрудничестве с археологами и этнографами работают специалисты по физической антропологии. С археологами ведутся междисциплинарные исследования по проблемам происхождения древнего населения Северной Евразии (Сибири), с этнографами (которые порой называют себя культурными антропологами) - совместные работы по исследованию формирования современных коренных народов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 322-323.

2. Алексеева Т.И. Антропология. М., 2003. 272 с.

3. Руденко С.И. Антропологические исследования инородцев северо-западной Сибири // Записки Академии наук по физико-математическому отделению. Пг., 1914. Т. 33, № 3. 140 с.

4. Яблонский Л.Т. Физическая антропология: курс лекций. Йошкар-Ола, 2010. 269 с.

5. Антропологический словарь. М.: Классик-Стиль, 2003. 328 с.

6. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 224 с.

7. Рэдклиф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001. 416 с.

8. Флоринский В.М. Двадцать три человеческих черепа Томского археологического музея // Известия Томского университета. Томск, 1890. Кн. 2. С. 172-236.

9. Чугунов С.М. Антропологический состав населения г. Томска по данным пяти старинных православных кладбищ. Томск, 1906. Ч. 1. С. 14-16.

10. Розов Н.С. Антропологический состав древнего населения Средней Оби (селькупов) // Ученые записки. Томск, 1958. № 32. С. 144-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.