Научная статья на тему '90-летие кафедры антропологии в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: история и перспективы развития'

90-летие кафедры антропологии в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: история и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ / МГУ / ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ АНТРОПОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чтецов Владимир Павлович, Негашева Марина Анатольевна

В связи с 90-летним юбилеем кафедры антропологии в МГУ имени М.В. Ломоносова в статье рассматривается история становления антропологии в России, организация кафедры антропологии в Московском университете, ее первые шаги (1920-1930-е годы, довоенный период), послевоенное время (1940-1950-е годы), важные рубежи в развитии кафедры в 1960-1990-е годы, современный этап и перспективы развития кафедры антропологии в начале III тысячелетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «90-летие кафедры антропологии в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова: история и перспективы развития»

90-летие кафедры антропологии в московском государственном университете имени м.в. ломоносова: история* и перспективы развития

В.П. Чтецов, М.А. Негашева

Кафедра антропологии биологического факультета МГУ, Москва

В связи с 90-летним юбилеем кафедры антропологии в МГУ имени М.В. Ломоносова в статье рассматривается история становления антропологии в России, организация кафедры антропологии в Московском университете, ее первые шаги (1920-1930-е годы, довоенный период), послевоенное время (1940-1950-е годы), важные рубежи в развитии кафедры в 1960-1990-е годы, современный этап и перспективы развития кафедры антропологии в начале III тысячелетия.

Ключевые слова: антропология, МГУ, история и перспективы развития кафедры антропологии

Предыстория

Антропологическое образование в России, как и в других европейских странах, возникло несколько позднее, чем сама антропология оформилась как наука. Последнее произошло во второй половине XIX века, хотя развитие антропологических знаний началось значительно раньше - в XVIII веке и даже еще ранее. Становление антропологии, как и ее дальнейшее развитие, происходило в тесной связи с развитием анатомии, эмбриологии, медицины, эволюционного учения, археологии и этнографии.

В середине XIX века в ряде европейских государств стали возникать научные антропологические общества (Париж, Берлин, Мюнхен, Вена, Флоренция и др.). Зарождение антропологии как самостоятельной науки в России также произошло в этот период и связано с именем известного зоолога и общественного деятеля профессора Московского Университета Анатолия Петровича Богданова (1834-1896) (рис. 1). Еще в 1859 году во время своего пребывания в Париже Богданов познакомился с деятельностью только что основанного там Антропологического общества, президентом которого был известный французский

* При подготовке материалов по истории кафедры антропологии были использованы заметки и черновики проф. кафедры E.H. Хрисанфовой и ст.н.с. НИИ и Музея антропологии МГУ Т.Д. Гладковой.

антрополог профессор Поль Брока, который в дальнейшем, как и другие антропологи Франции, оказывал содействие первым шагам антропологической науки в России.

По возвращении А.П. Богданов организовал из числа молодых преподавателей и студентов Московского университета кружок любителей естествознания, послуживший основой Общества любителей естествознания - ОЛЕ (1863), ставившего своей целью изучение России в естествен-ноисторическом отношении и популяризацию научных знаний. Несколько позже ОЛЕ было преобразовано в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). В октябре 1864 г. Богданов предложил организовать при нем Антропологический отдел, устав которого и был принят в ноябре 1864 г.

С именем А.П. Богданова связан весь начальный период становления антропологии, т.е. 18601870-е годы («богдановский период»). В своей речи на торжественном собрании Московского университета в ноябре 1876 г. А.П. Богданов высказал очень точную мысль о «незавершенности» естествознания без антропологии. Поэтому он считал следующим необходимым шагом учреждение кафедры антропологии в Московском университете, а при ней - Музея как базы учебной и научной работы. В этих целях, как известно, ОЛЕАЭ организовало вслед за Этнографической (1867)

Рис. 1. А.П. Богданов (1834-1896)

Рис. 2. Д.Н. Анучин (1843-1923) -зав. каф. антропологии с 1919 по 1923 г.

Антропологическую выставку (1879), явившуюся большим событием в отечественной науке и привлекшую внимание не только ученых, но и широких общественных кругов. Интересно, что наряду с доисторическим и этнологическим отделами, в которых были представлены природная среда предков человека, описаны расовые и национальные особенности современных людей, был особо выделен и медико-антропологический отдел. Экспонаты выставки были собраны во многих экспедициях, а также получены от частных лиц, зарубежных ученых, деятелей отечественной науки и культуры. Впоследствии они были переданы Антропологическому музею, который с 1906 г. размещался в левом крыле здания Университета на Моховой, 9.

Все это время А.П. Богданов продолжал свои энергичные усилия по организации преподавания антропологии, которая в 1870-е годы еще не входила в России, как и в других странах, в круг университетских дисциплин. Первая кафедра антропологии была учреждена при физико-математическом факультете Московского университета в 1880 году, но просуществовала всего 4 года, не «вписавшись» в новый университетский устав.

Первый курс антропологии в России читал Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) (рис. 2) -выдающийся организатор науки, географ, этнограф и антрополог, защитивший в 1880 г. магистерскую диссертацию об аномалиях черепа и их распространении у человеческих рас. После закрытия кафедры антропологии в 1884 г. он был назначен заведующим кафедрой географии и этнографии, на которой, начиная с 1885 г. и в течение примерно 20 лет, факультативно читал курс антропологии. В 1907 Совет Университета разрешил создать специальность «антропология» на естественном отделении физико-математического факультета при кафедре географии и этнографии. Курсы по различным разделам антропологии читали Д.Н. Анучин, А.А. Ивановский и А.И. Колмогоров.

В целом «анучинский период» продолжался около 40 лет. На этом начальном этапе становления антропологического образования программа обучения отражала по преимуществу основные направления антропологических исследований, проводимых в ОЛЕАЭ (сравнительная морфология человека, биология, краниология, систематика и географическое распространение этносов России и др. стран и т.д.). Первые труды по антропологическому изучению населения России принадлежали Д.Н. Анучину, А.А. Ивановскому и Е.М. Чепурковскому, впервые применившему вариационно-статистический метод.

В 1880-е годы Антропологические общества возникали и в других городах и регионах России, прежде всего, в Петербурге - при Университете (1887) и Военно-медицинской академии (1893); антропологические исследования проводились в Томском, Харьковском, Дерптском (Тартуском) и др. университетах России.

Завершающей вехой этого первого, во многом еще подготовительного, этапа в становлении университетского антропологического образования является весна 1919 г. Осенью 1918 г. Д.Н. А-нучин и В.В. Бунак обратились на естественное отделение физико-математического факультета с просьбой о разделении кафедры географии и этнографии на две: кафедру географии и кафедру антропологии. Совет факультета одобрил это предложение, а Наркомпрос РСФСР утвердил решение о создании кафедры антропологии при физико-математическом факультете Московского университета.

Первые шаги кафедры антропологии. 1920-1930-е годы (довоенный период)

С 1919 года кафедра антропологии приступила к подготовке специалистов по всем существовавшим в то время основным разделам антропологии. С 1923 г. (после кончины Д.Н. Анучина) кафедру антропологии, как и созданный в 1922 г. Институт антропологии, возглавил крупнейший отечественный антрополог В.В. Бунак (1891-1979) (рис. 3), чьи идеи и научные труды [Бунак, 1931, 1940, 1941, 1968 и др.] сыграли основополагающую роль в дальнейшем развитии антропологии в нашей стране, предопределив ее главные направления на многие годы и даже десятилетия вперед.

Преподавательский состав кафедры первоначально включал профессоров Д.Н. Анучина и

A.И. Колмогорова, преподавателей В.В. Бунака, Б.С. Жукова и Б.А. Куфтина. В составе кафедры были Антропологический музей (зав. Д.Н. Анучин) и при нем Антропологическая лаборатория (зав.

B.В. Бунак), а также библиотека и кабинет наглядных пособий. В 1930 г. Музей антропологии был превращен в самостоятельное научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и массово-просветительское учреждение, а в 1950 г. - слит с Институтом антропологии. Но и в дальнейшем и доныне кафедра, Институт и Музей антропологии тесно связаны в своей научно-исследовательской, экспедиционной, преподавательской работе и нередко имели общее руководство.

Рис. 3. В.В. Бунак (1891-1979) -зав. каф. антропологии с 1923 по 1933 г.

Рис.5. М.А. Гремяцкий (1887-1963) -зав. каф. антропологии с 1933 по 1963 г.

Кафедра антропологии приступила к занятиям с осени 1919 года (рис. 4). В программу преподавания входили следующие предметы: общая антропология, общая этнология и палеоантропология (Д.Н. Анучин); сравнительная морфология человека, биология человека, систематика и география человеческих рас, большой практикум (В.В. Бунак); описательное народоведение и антропология России, включая избранные главы по этим разделам (А.И. Колмогоров, Б.А. Куфтин); избранные главы палеоэтнологии (Б.С. Жуков).

В числе первых студентов кафедры были многие известные впоследствии ученые - Я.Я. Ро-гинский, П.Н. Башкиров, П.И. Зенкевич и др.

Учреждение кафедры антропологии в Московском университете явилось стимулом к развитию антропологического образования и в других регионах страны. В 1921 г. была основана кафедра антропологии в Петроградском университете (зав. проф. С.И. Руденко). В университете г. Ростов-на-Дону кафедру антропологии возглавил проф. К.3. Яцута. В Туркестанском университете были даже две кафедры антропологии - на физико-математическом и медицинском факультетах. Во вновь организованном Костромском университете кафедрой антропологии заведовал проф. Е.М. Чепурковский. В Самарском университете существовала кафедра педологической антропологии, руководимая проф. Гриневским. Кафедры антропологии учреждались не только в университетах. Так, в Москве она была создана в Государственном институте физической культуры, в Петрограде - в Географическом институте. Кроме того, антропологические курсы читались и на других кафедрах - зоологии, анатомии, географии (В.Г. Штефко - в Харьковском университете, Б.Н. Вишневский - в Казанском университете) и др.

В 1930-е годы кафедра антропологии была включена в состав Биологического факультета Московского университета. С 1933 по 1963 г., то есть, на протяжении 30 лет, ее возглавлял профессор Михаил Антонович Гремяцкий (1887-1963) (рис. 5), являвшийся также в период 1946-1950 гг. директором Института антропологии МГУ. Начало педагогической деятельности М.А. Гремяцко-го относится еще к 1921 году. Трудами этого талантливого педагога и популяризатора антропологии, выдающегося ученого, лауреата Государственном премии СССР, во многом закладывался фундамент антропологического университетского образования.

Основными направлениями исследований на кафедре антропологии в предвоенные годы были: конституция как центральная теоретико-познавательная проблема биологической антропологии,

физическое развитие и антропометрия; уже в 1920-е годы значительно активизировалась экспедиционная деятельность, проводились широкие полевые антропологические обследования различных групп населения. Важную роль играли теоретические разработки в области антропогенеза, сравнительной морфологии приматов и человека. В этом отношении следует отметить доклад М.А. Гремяцкого на IV съезде зоологов, анатомов и гистологов в Киеве (1930) и его же программную статью [Гремяцкий, 1934], в которых были сформулированы основные принципы и задачи теоретических исследований в области антропогенеза того времени.

В конце 1930-х годов был написан и первый советский учебник по антропологии под редакцией В.В. Бунака [Бунак, Нестурх, Рогинский, 1941], увидевший свет перед самой войной в 1941 году. В нем нашли отражение идеи, концепции и фактологические материалы, являвшиеся передовыми для того времени и во многом сохранившие свое значение и ныне. Учебник был построен по классическому для традиционной антропологии принципу ее тройного подразделения на морфологию человека, антропогенез и этническую антропологию. Программа антропологического образования была построена по тому же принципу: морфология человека (В.В. Бунак, далее, П.Н. Башкиров, П.И. Зенкевич), антропогенез, введение в антропологию (М.А. Гремяцкий), расоведение или этническая антропология (Я.Я. Рогинский); в нее входили также биология приматов (М.Ф. Нестурх), расоведение СССР и расы верхнего палеолита (Г.Ф. Дебец), общая археология и археология СССР (В.А. Городцов, О.Н. Бадер) и др. Некоторые курсы на кафедре читались непродолжительное время и с перерывами, как например, курсы латинского языка и античной философии (М.А. Гремяцкий).

Послевоенный период. 1940-1950-е годы

Программа антропологического образования 1940-1950-х годов по своей сути изменилась сравнительно мало,сохранены основные направления подготовки специалистов в области эволюционной, морфологической и этнической антропологии. Перечень дисциплин, указанных в дипломах выпускников 1951 года (1946-1951 гг. обучения), включал следующие спецкурсы: введение в антропологию, методика антропологических исследований, археология, этнография, антропогенез,

морфология человека, этническая антропология, антропология СССР, палеоантропология, историческая антропология, этнография народов Сибири, прикладная антропология, большой практикум.

Отметим несколько наиболее существенных событий послевоенного времени в развитии кафедры и антропологического образования в целом:

1. Переезд в новое здание МГУ на Ленинских горах (рис. 6), потребовавший поистине огромных усилий всего коллектива университетских антропологов, следствием которого было значительное по тому времени обновление и расширение учебно-методической базы кафедры антропологии.

2. Выход в 1950 г. уникального учебника анатомии проф. М.А. Гремяцкого [Гремяцкий, 1950], написанного на основе организованного по его инициативе курса анатомии человека для биологов. Этот курс М.А. Гремяцкий читал в течение 28 лет - с 1935 г. и до последнего года своей жизни. Его отличительная черта -эволюционный принцип, которому подчинено все изложение и осмысление материала, и широкое привлечение сведений по другим биологическим дисциплинам.

3. Выход в свет в 1955 году нового учебника антропологии, написанного Я.Я. Рогинским и М.Г. Левиным [Рогинский, Левин, 1955] и сохранившего тот же принцип тройного подразделения антропологии при некотором сокращении раздела морфологии человека и значительном расширении двух других разделов, обогащенных новыми фактами и концепциями. Этот учебник переиздавался еще дважды (1963 и 1979 г.).

4. Следует упомянуть также публикацию двух выдающихся монографий по антропологии в конце 1940-х годов. Это удостоенная Ломоносовской премии книга Я.Я. Рогинского «Теории моноцентризма и полицентризма в происхождении человека и его рас» [Рогинский, 1949] с обоснованием предложенной им гипотезы широкого моноцентризма, явившаяся важным событием для того времени и давшая стимул ряду дальнейших исследований в этой области. В этом же году вышла в свет монография «Тешик-Таш» [Тешик-Таш, 1949], посвященная находке ископаемого человека мирового значения, под редакцией М.А. Гремяцкого и М.Ф. Нестурха (рис. 7), которой была присуждена Государственная премия СССР.

5. Наконец, большое значение для антропологии в целом и для развития антропологического образования и популяризации его в

Рис. 6. Биологический факультет

Рис. 7. М.Ф. Нестурх (1895-1979)

Рис. 8. Я.Я. Рогинский (1895-1986) -зав. каф. антропологии с 1963 по 1975 г.

Рис. 9. В.П. Якимов (1912-1982) -зав. каф. антропологии с 1975 по 1980 г.

стране имело возобновление после 20-летнего перерыва (с 1957 г.) антропологического периодического издания «Советская антропология», с 1959 г. - «Вопросы антропологии», первым редактором которого стал М.А. Гре-мяцкий.

Последующий период - 1960-1970-е годы -сыграл особую роль в развитии кафедры антропологии и внес существенные изменения в саму структуру антропологического образования в Московском университете.

1960-1970-е годы как важный рубеж в развитии кафедры антропологии

С 1963 (после смерти М.А. Гремяцкого) по 1975 г. заведующим кафедрой антропологии становится его ближайший сподвижник, крупный ученый и педагог Я.Я. Рогинский (1895-1986) (рис. 8). В 1975 г. он переходит на должность профессора-консультанта, а заведующим кафедрой становится известный специалист в области эволюционной антропологии директор Института антропологии В.П. Якимов (1912-1982) (рис. 9).

1960-1970-е годы ознаменовались, как известно, существенными изменениями во многих сферах биологических исследований, в том числе и в биологии человека. Произошло значительное расширение и обновление традиционных разделов антропологии, возникновение ряда новых, в том числе, популяционной, молекулярной, функциональной, медицинской, экологической антропологии, внедрение многих нетрадиционных для антропологии методов и подходов, широкое использование в антропологических исследованиях многомерного математического анализа.

В известной мере трансформировалось и само смысловое наполнение понятия «антропология». Сохраняя свое традиционное определение как науки об изменчивости физического типа человека во времени и пространстве, антропология приобрела теперь и более широкое значение науки о человеке как биологическом виде.

Все эти процессы не могли не затронуть и структуру антропологического образования. Остановимся на наиболее существенных из них, имеющих прямое отношение к кафедре антропологии. 1. Возвращение в науку на рубеже 1960-х годов классической генетики стимулировало начало преподавания ее различных разделов и развитие популяционно-генетических, антро-погенетических и молекулярно-антропологи-

ческих исследований на кафедре антропологии под руководством проф. Ю.Г. Рычкова (1932-1998) (рис. 10). Основной их целью было генетическое изучение коренного населения ряда регионов Евразии, сохраняющего традиционный уклад; реконструкция гене-тико-адаптационных процессов в условиях Сибири, протекавших в течение последних 15-10 тыс. лет и интегрированных в геноме современных поколений; изучение факторов и темпов генетической дифференциации населения, закономерностей пространственного распределения генетической информации, механизмов поддержания генетической изменчивости на молекулярном уровне, а также решение некоторых проблем палеоантропологии с помощью методов популяционной генетики, изучение микроэволюционных процессов в ископаемых популяциях человека. Итогом многолетних исследований популяци-онной генетики народов Сибири была вышедшая в 1978 г. монография В.А. Шереметьевой и Ю.Г. Рычкова «Популяционная генетика народов Северо-Восточной Азии» [Шереметьева, Рычков, 1978].

2. С середины 1960-х годов под руководством профессора кафедры Е.Н. Хрисанфовой (1927-2003) (рис. 11) начались комплексные антрополого-эндокринологические исследования в области конституциональной, функциональной и медицинской антропологии. Их целью было конституционально-генетическое и эколого-популяционное изучение гормонального статуса человека в норме и патологии, в том числе - методическое обоснование и разработка функциональной биотипологии человека на примере эндокринной конституции; изучение гормональных факторов дифференциации темпов развития на индивидуальном и популяционном уровнях и в связи с проблемой акцелерации; влияния генетических и экологических факторов на «эндокринную формулу» человека; внедрение антропологических (прежде всего, конституциональных) подходов и антропометрических методов в клиническую эндокринологию [Хри-санфова, 1990].

3. Широкое освещение в этот период получили также многие теоретические проблемы антропогенеза, классической сравнительной морфологии приматов и человека (скелет, мышечная система, мозг). Эти исследования осуществлялись под общим руководством проф. Я.Я. Рогинского и проф. В.П. Якимова. Изучались закономерности морфологической

t

Рис. 10. Ю.Г. Рычков (1932-1998)

Рис. 11. Е.Н. Хрисанфова (1927-2003)

эволюции, в том числе, в связи с проблемой «грани» и морфологического критерия гоми-нид; впервые началась серьезная разработка палеоантропологических и эволюционных аспектов конституции, включая таксономическую и функциональную оценку внутренней структуры скелета; в научный оборот был введен ряд важных палеоантропологических находок преимущественно с территории Русской равнины. Появляется несколько крупных монографий по проблемам эволюционной антропологии, в том числе, «Проблемы антропогенеза» Я.Я. Рогинского [Рогинский, 1969], «Эволюционная морфология скелета человека» Е.Н. Хрисанфовой [Хрисанфова, 1978] и др.

В архивах кафедры антропологии сохранились списки студентов, начиная с 1933 г. Но, учитывая объемность общего списка и ограниченность статьи, мы назовем только некоторых, например, выпускники 1956 г.: A.M. Антонова, Н.М. Данилкович, Г.В. Ковылина, Н.М. Постникова, В.П. Чтецов, Р.Б. Эренбург. Выпускники 1960— 1965 гг.: A.A. Зубов, Л.К. Арсенкина, Е.З. Година, В.М. Русалов, А.Б. Фомина (Радзюн), Г.С. Кравченко, Л.К. Щекочихина (Гудкова), Т.В. Волкова, Н.И. Донина (Халдеева), И.В. Перевозчиков, В.А. Спицын, В.М. Кондик и др. В программу их обучения входили следующие предметы: антропогенез (Е.Н. Хрисанфова), археология (М.С. Акимова), спецглавы анатомии мозга (М.С. Войно), генетика популяций, антропологическая фотография, антропометрия (Ю.Г. Рычков), морфология человека и вариационная статистика (П.Н. Баш-киров), антропология СССР (Н.Н. Миклашевская), этнография (М.Г. Левин) и др.

Учебная программа выпускников конца 1960-х годов (Л.В. Бец, Л.Н. Лушник, В.А. Шереметьева, В.М. Харитонов, Н.В. Попова, Е.Б. Савостьянова, Л.П. Титова и др.) включала следующие курсы: морфология человека (Е.Н. Хрисанфова), приматология (М.Ф. Нестурх), генетика человека (Ю.Г. Рычков), расоведение СССР (Т.И. Алексеева), анатомия человека (В.З. Юровская), археология (М.С. Акимова), учение о физическом развитии (П.Н. Баш-киров) и др.

Учебная программа кафедры 1970-х годов немного отличалась от предыдущей. Так, например, в 1971-1976 гг. читались следующие курсы: введение в антропологию (Я.Я. Рогинский), антропогенез (В.П. Якимов, М.И. Урысон, Е.Н. Хрисанфова), биометрия (П.Н. Башкиров), археология (И.В. Перевозчиков), антропология СССР и генетика популяций (Ю.Г. Рычков), дерматоглифика (Н.Е. Таусик).

В марте 1975 года по решению руководства МГУ на биологическом факультете для новой кафедры биоорганической химии передается часть площадей с других кафедр. В результате этих реорганизаций кафедра антропологии потеряла большинство своих учебных и вспомогательных помещений.

Со второй половины 1970-х годов начались перспективные этологические исследования под руководством ст.н.с. М.А. Дерягиной (1945-2005) (рис. 12) по различным аспектам поведения приматов: социального, агрессивного, коммуникативного, манипуляторного, полового и др. с попыткой реконструкции ранних этапов антропогенеза.

В работах В.З. Юровской (1937-1992) (рис. 13) дается обоснование брахиаторной теории антропогенеза и, в частности, эволюционных и онтогенетических изменений весовых соотношений мышц конечностей человека.

М.С. Войно в контакте с лабораторией цито-архитектоники Института мозга АМН СССР на кафедре проводит большую работу по изучению эволюционного и онтогенетического развития речевых зон коры больших полушарий человека.

В ходе всех этих работ, продолжающихся и в 1980-1990-е годы, было защищено примерно 50 кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками и аспирантами кафедры, широкое участие в них принимают студенты, выполняющие свои курсовые и дипломные исследования в рамках этих направлений. По их результатам имеются сотни публикаций в различных отечественных и зарубежных изданиях, в том числе около 25 монографий (включая коллективные); они неоднократно докладывались и обсуждались на Международных и Всесоюзных (Всероссийских) конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах. В этот период значительно окрепли и расширились связи кафедры антропологии с рядом биологических, медицинских, психологических, исторических учреждений АН, АМН, АПН, Министерства здравоохранения, университетов и других высших учебных заведений в нашей стране и за рубежом; со многими из них выполнялись совместные исследования, как например, Институтами Общей и Медицинской генетики, Институтом эндокринологии и химии гормонов (ныне Эндокринологическим центром), Отделом эндокринологической психиатрии Института психиатрии, Лабораторией медицинской генетики в Ленинграде (Санкт-Петербурге), Институтом усовершенствования врачей, медицинскими институтами в Ростове-на-Дону и Ташкенте, Институтом геологии и палеонтологии, приматологическими центрами в нашей стране и за рубежом.

Большая часть этих исследований выполнялась в рамках международных и всесоюзных (всероссийских) программ, в том числе, программы ВОЗ, «Международной биологической программы изучения генетических процессов в современных популяциях», программ «Искусственное увеличение видовой продолжительности жизни» (АН СССР), «Продление жизни» (АМН СССР), Научно-проблемных советов по генетике развития (АПН СССР) и конституции человека (АН СССР), «Сахарный диабет» (АМН СССР), «Человек, наука, общество» (АН СССР), «Университеты России», программам РАН «Биологическое разнообразие» и РФФИ, по которым работы ведутся и в настоящее время.

Развитие с начала 1960-х годов новых направлений и подходов в мировой и отечественной антропологии естественно, не могло не сказаться на структуре антропологического образования и программах 1970-1980-х годов. Наряду со значительно обновленными традиционными курсами (эволюционная, этническая, прикладная антропология, антропология СССР, антропометрия, статистика, археология, этнография, различные разделы морфологии человека, большого практикума и др.), в программу в разное время включались новые курсы: популяционная генетика, в том числе ее демографические и медицинские аспекты, генетические маркеры, соматическая и функциональная антропология, проблемы медицинской антропологии, биохимические методы исследования в антропологии, экология человека, этология приматов, одонтология, палеопатология, геология четвертичного периода и др.; в дальнейшем предполагалось восстановить краткий курс латинского языка.

Естественно, было бы невозможно реализовать такую широкую программу без существенного участия (преподавание, руководство аспирантами и т.д.) других учреждений, прежде всего НИИ и Музея антропологии МГУ, Института этнографии АН СССР (в 1990 г. переименован в Институт этнологии и антропологии), Института археологии АН СССР, Института медицинской генетики АМН СССР и др.

Картина университетского антропологического образования была бы неполной без упоминания о важной роли на всех этапах его становления экспедиционной деятельности антропологов. Студенты кафедры, как правило, участвовали в различных комплексных экспедициях - археологических, антропологических (с изучением групп населения по разносторонним и широким программам), антрополого-этнолого-демографических, популяционно-генетических, приматологических,

Рис. 12. М.А. Дерягина (1945-2005)

Рис. 13. В.З. Юровская (1937-1992)

Рис. 14. В.П. Чтецов -зав. каф. антропологии с 1980 г.

по проблемам прикладной антропологии и др. Антропологическое обследование населения осуществлялось на огромных пространствах СССР: от Кольского полуострова и Архангельской области до Памира, Сахалина, Камчатки и Командорских островов. Экспедиционная деятельность студентов всегда была и остается прекрасной дополнительной школой обучения в подготовке специалистов-антропологов.

1980-1990-е годы

С 1980 года заведующим кафедрой и директором НИИ и Музея антропологии МГУ избран доктор биологических наук, профессор Владимир Павлович Чтецов (рис. 14), который руководит кафедрой антропологии по настоящее время.

В 1980-1990-е годы на кафедре антропологии читаются примерно 25 спецкурсов, не считая разделов большого практикума. Сравнивая современную программу антропологического образования в Московском университете с рекомендованной для европейских университетов и опубликованной в International Journal of Anthropology (1994,

№ 3), можно констатировать, что несмотря на некоторые расхождения в наименованиях отдельных дисциплин, обе программы согласуются по всем принципиальным позициям. Фактически полностью совпадают 10 предметов из приведенных там 14 (биология человека, морфофункциональные связи, биология человеческих популяций, генетические аспекты, антропометрия, приматология и этология приматов, палеоэтнология и палеонтология человека, палеоантропология, экология человека, этнология, эргономика и прикладная антропология, биоэтика). В той или иной мере совпадают биодемография, палеоэкология, этология человека и молекулярная антропология, проблемы которой отражены в нескольких спецкурсах; к тому же, в программу общебиологической подготовки студентов входит общий курс молекулярной биологии.

С другой стороны, программа кафедры антропологии МГУ в целом значительно шире рекомендованной для европейских университетов. Ряд входящих в нее спецкурсов отражает наиболее приоритетные в мировой антропологии 19801990-х годов направления исследований (согласно списку условной «престижности» по публикациям в европейской и американской литературе), как например, палеоантропология, возрастная антропология, статистика, экология, общая остеология, одонтология, биомедицинская антропология и др.

Приведем список спецкурсов для студентов 1980-х годов, например, 1983-1988 гг. обучения (Н.Н. Гончарова, И.А. Глащенкова (Славолюбо-ва), М.А. Кузнецова (Негашева), Е.Н. Мащенко,

A.М. Чумакова). В программу этих лет входили следующие предметы: введение в антропологию (Я.Я. Рогинский), антропогенез (лекции - Е.Н. Хри-санфова, практикум - В.Ю. Бахолдина), спецглавы антропогенеза (В.М. Харитонов), генетика популяций (Ю.Г. Рычков), анатомия человека (В.З. Юровская), морфология скелета, соматическая и функциональная антропология (Е.Н. Хрисан-фова), биохимические методы исследования в антропологии (Л.В. Бец), этническая антропология (И.В. Перевозчиков), антропометрия (Л.В. Бец,

B.А. Шереметьева), дерматоглифика (Е.В. Бала-новская), биометрия и многомерная статистика (В.Е. Дерябин), одонтология (Г.А. Аксянова), антропологическая фотография (В.А. Шереметьева), поведение приматов (М.А. Дерягина), экология человека (Т.И. Алексеева), спецглавы морфологии человека (В.П. Чтецов, А.Л. Пурунджан, А.Н. Стро-кина), церебрология (М.С. Войно) и др.

Разнообразная программа обучения антропологов способствует подготовке специалистов вы-

сокой квалификации, получающих одновременно широкое общебиологическое образование. Она предоставляет возможность оптимального сочетания свободы выбора из достаточно обширного спектра специализаций с необходимым для дипломированного профессионального антрополога фундаментальным университетским образованием.

В 1983 г. выходит учебное пособие по «Морфологии человека» под редакцией Б.А. Никитю-ка и В.П. Чтецова [Морфология человека, 1983], в котором впервые в нашей стране в последовательном и систематическом изложении были проанализированы и широко представлены материалы по возрастным, половым, этно-территориаль-ным и социально-профессиональным вариациям различных систем органов и особенностей телосложения, а также обширные данные по физическому развитию, конституциям и составу тела человека, рассмотрены прикладные аспекты морфологических исследований. Ряд разделов в этой монографии написан сотрудниками кафедры антропологии: В.П. Чтецовым (зав. каф. антропологии), Е.Н. Хри-санфовой, В.З. Юровской, М.С. Войно и др.

Характерной особенностью развития антропологического образования в 1980-1990-е годы является тенденция к расширению его сферы в Московском университете и за его пределами. С начала 1980-х годов курс антропологии читается для студентов биологического факультета МГУ, еще ранее он был введен на факультете психологии МГУ. Антропология читается также на кафедрах геологического и исторического факультетов МГУ. Естественно, что в связи с этим возникла потребность в создании нового учебника антропологии, который увидел свет в 1991 г. [Хрисанфо-ва, Перевозчиков, 1991] и был трижды переиздан (1999, 2002, 2005).

В результате многолетних антрополого-эндок-ринологических исследований под руководством ведущего отечественного специалиста в области эволюционной и конституциональной антропологии, профессора кафедры антропологии, заслуженного профессора МГУ Е.Н. Хрисанфовой и ее учеников (Л.В. Бец) создается новое направление науки - гормональная антропология.

Современный этап и перспективы развития. Кафедра антропологии в начале III тысячелетия

В настоящее время лекции по «Антропологии» читаются сотрудниками кафедры на различных факультетах МГУ: биологическом (проф.

В.Ю. Бахолдина, проф. М.А. Негашева), факультете психологии (для дневного отделения - проф. В.Ю. Бахолдина, проф. М.А. Негашева, для вечернего отделения - проф. Л.В. Бец), философском (асс. С.В. Дробышевский), историческом (проф.

B.Ю. Бахолдина) и геологическом (с.н.с. С.Б. Бо-руцкая) факультетах. Сотрудниками кафедры также осуществляются лекции и практические занятия по «Анатомии человека» для студентов биологического факультета и по «Анатомии ЦНС» для студентов факультета психологии.

В 2001 г. для выпускников кафедры антропологии в рамках специальности «антропология» введены специализации по четырем направлениям: «Общая антропология», «Эволюционная антропология», «Морфология человека» и «Этническая антропология».

Программа обучения на кафедре в последние 5 лет (2005-2009 гг.) включает более 35 спецкурсов по классическим и новым направлениям современной антропологической науки, которые читают сотрудники кафедры: спецглавы морфологии человека (зав. каф. В.П. Чтецов); антропогенез, краниометрия, методика преподавания антропологии (проф. В.Ю. Бахолдина); основы гормональной антропологии, церебрология (проф. Л.В. Бец); проблемы медицинской антропологии (проф. Л.В. Бец, доц. И.А. Славолюбова); соматическая и функциональная антропология, экология человека, антропометрия (проф. М.А. Негашева); основы молекулярной антропологии, введение в популяционную и медицинскую генетику (в.н.с. А.А. Мовсесян); морфология скелета человека, дерматоглифика (доц. И.А. Славолюбова); сравнительная морфология приматов, методы палеоантропологических исследований, этология приматов и человека (с.н.с. С.Б. Боруцкая); анатомия человека (с.н.с. С.Б. Боруцкая, проф. М.А. Негашева); демографическая генетика, антропология народов Северной Евразии (с.н.с. В.А. Шереметьева); традиционная и многомерная биометрия (с.пр. Н.Н. Гончарова); общая археология (асс.

C.В. Дробышевский); часть разделов большого практикума (асс. Л.Ю. Шпак).

Для чтения спецкурсов привлечены сотрудники других учреждений, прежде всего, сотрудники НИИ и Музея антропологии МГУ, являющиеся крупными специалистами в таких областях антропологии как палеопатология (чл.-кор. РАН, д.ист.н. А.П. Бужилова), ауксология (проф., д.б.н. Е.З. Година), этническая антропология (д.б.н. И.В. Перевозчиков), спецглавы антропогенеза (к.б.н. В.М. Харитонов); а также сотрудники Института этнологии и антропологии РАН (проф., д.ист.н. А.А. Зубов и д.ист.н. Н.Н. Халдеева чита-

ют лекции по одонтологии) и Медико-генетического научного центра РАМН (проф., д.б.н. В.А. Спи-цын читает лекции по гематологии и генетическим маркерам в популяциях человека).

Студенты кафедры проходят летние учебные практики: археологическую - на базе различных экспедиций, антропометрическую - в городской поликлинике, краниометрическую - на кафедре и др., а также различные производственные практики в зависимости от тематики курсовых и дипломных работ (например, в НИИ и Музее антропологии МГУ, Медико-генетическом научном центре, Российском центре судебно-медицинской экспертизы и т.д.).

В настоящее время на кафедре ведутся научные исследования в рамках трех основных приоритетных направлений:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Формирование некоторых морфофункцио-нальных особенностей человека в фило- и онтогенезе (руководитель: зав. каф. В.П. Чтецов).

2. Конституционально-генетическое и популяци-онно-экологическое изучение гормонального статуса человека в норме и патологии (руководитель: проф. Л.В. Бец).

3. Генетика и геногеография народов России и мира: исторические, экологические и медико-биологические аспекты (руководитель: с.н.с. В.А. Шереметьева).

В эволюционной антропологии продолжается разработка проблемы различий таксономической и дискриминирующей значимости отдельных краниологических признаков и их комплексов. На основе результатов многомерного статистического анализа показано, что различия в дискриминирующей и таксономической значимости признаков мозгового и лицевого черепа сформировались в процессе эволюции вида Homo sapiens, на ранних этапах которой наблюдается ускоренное изменение размеров и формы мозгового черепа, а на поздних этапах начинается интенсивное преобразование лицевого скелета и повышение уровня его изменчивости (проф. В.Ю. Бахолдина). Завершена работа по обзору современных отечественных и зарубежных литературных источников (с привлечением интернет-ресурсов) по изучению наиболее важных местонахождений ископаемых гоминид с изложением основных сопутствующих данных природного и культурного плана. Подготовлено несколько монографий - обзоров местонахождений ископаемых гоминид, живших на Земле в промежутке времени от 7 млн до 10 тыс. лет назад. Проанализированы основные таксономи-чески ценные морфологические признаки ископа-

емых гоминид, особенности их поведения, а также датировки находок. Впервые за последние 40 лет проведены исследования по палеоневрологии, в которых показаны основные этапы эволюции головного мозга от австралопитековых до Homo sapiens (асс. С.В. Дробышевский).

Весомой темой научных исследований на кафедре антропологии является палеоантропология. Сотрудники кафедры исследуют не только скелетный материал, хранящийся в коллекциях и музеях, но и сами активно участвуют в археологических раскопках и «полевых» исследованиях останков древних людей. Неолитический могильник на Большом Оленьем острове Баренцева моря, некрополи средневекового карельского и саамского населения Кольского полуострова, многочисленные средневековые могильники Северного и Среднего Поволжья, а также Липецкой области, курганные и грунтовые могильники эпох неолита, энеолита и бронзы Липецкой, Воронежской, Ростовской областей и Республики Калмыкия, курганные неолитические могильники Забайкалья, палеолитический могильник у горы Маяк (с. Сиделькино) в Самарской области, погребения средневековых херсонесидов в Крыму, а также коптский средневековый некрополь Дейр Эль-Ба-нат в Файюмском оазисе в Египте - вот далеко не полный перечень объектов археологических и па-леоантропологических исследований, в которых принимали и принимают участие сотрудники кафедры антропологии (с.н.с. С.Б. Боруцкая).

В последние годы на кафедре учениками М.А. Дерягиной возобновлены работы по изучению этологии и морфологии современных приматов в связи с решением ряда проблем антро-посоциогенеза, в том числе, в связи с проблемой происхождения двуногости гоминид и поиском так называемого недостающего звена - общей пред-ковой формы африканских понгид и протогоми-нид. Для решения этих задач изучаются не только особенности скелетов современных приматов и человека, но также проводится анализ современных литературных данных и исследование муляжей скелетных останков олигоценовых и миоценовых гоминоидов, начиная от египтопитека, моротопитека, проконсулов и заканчивая сахелан-тропом, орроринами, ардипитеками и мио-плио-ценовыми австралопитеками (с.н.с. С.Б. Боруц-кая).

В области морфологии человека с помощью современных методов исследования проводятся работы по изучению компонентов состава тела. С применением нового прибора - биоимпеданс-ного анализатора стало возможным более точное изучение соотношений количества жировой и то-

щей массы организма, скелетно-мышечной, активной клеточной массы тела и многих других показателей, что позволяет адекватно оценивать особенности телосложения человека, уровень его физической активности, сбалансированность питания и факторы риска ряда заболеваний (зав. каф. В.П. Чтецов, проф. М.А. Негашева).

На материалах комплексного антропологического обследования юношей и девушек с помощью различных методов многомерной статистики изучены связи между тремя системами признаков и предложена оригинальная модель взаимосвязей этих признаков (соматических, дерматоглифиче-ских и психологических) в структуре общей конституции человека, основанная на значимых канонических корреляциях и учитывающая степень влияния генетического и социально-экономического комплекса факторов на их развитие и формирование. По результатам работы на антропологическом материале приведены доказательства концепции об относительной автономности мор-фофункциональных систем как необходимом условии интегрированности организма в целом (проф. М.А. Негашева).

В области гормональной антропологии под руководством профессора кафедры Л.В. Бец продолжаются исследования по изучению вариантов нормы гормональной активности организма (половые стероиды и их соотношение), отражающих разные способы адаптации к условиям среды в различных этно-территориальных группах и являющихся основой для экологического мониторинга здоровья человека. Впервые на базе единой концептуальной модели и оригинальных методов исследования показано, что географическая дифференциация гормональной активности организма в значительной мере связана с экологическими факторами. В этой связи представляется перспективным развитие дальнейших исследований гормональных аспектов адаптации в системе «человек - среда обитания».

В медицинской антропологии на основе антропометрического метода разработана оригинальная технология дифференциальной диагностики гетерогенных типов сахарного диабета. В 20002009 гг. в рамках комплексного медико-антропологического исследования проведены сбор и обработка научного материала по изучению связей клинических и антропометрических маркеров при сахарном диабете I и II типов у больных в различных возрастных группах от 20 до 60 лет и старше, а также у больных с ятрогенным диабетом II типа. Были выделены антропометрические маркеры, характеризующие каждый тип сахарного диабета, а также клинические маркеры, позволяющие про-

вести дифференциальную диагностику типа диабета. На представительном контингенте (более 1500 обследуемых) здоровых людей в возрастном интервале от 20 до 70 лет представлены нормы половых гормонов (тестостерон, эстрадиол) и ти-реоидного статуса (Т3, Т4, ТТГ), а также выявлены морфо-гормональные соотношения при гипо- и гипертиреозе в московской популяции (руководитель исследований: проф. Л.В. Бец).

Изучены связи величины и топографии подкожного жироотложения с темпами онтогенеза в разных возрастных, половых и этнотерриториаль-ных группах. Рассмотрены вариации уровня глюкозы в ушной сере у женщин. Варианты углеводного обмена сопоставлены с соматическим статусом. Описаны особенности телосложения при ишемической болезни сердца. На основе данных семейного анализа рассмотрены некоторые закономерности наследования характеристик телосложения. Исследованы ассоциации признаков жироотложения с генетическими маркерами: вкусовой чувствительностью к фенилтиокарбамиду, типами ушной серы и дерматоглификой (доц. И.А. Славолюбова). Изучены морфофункциональ-ные особенности и адаптационные возможности в связи с оценкой физического развития современной студенческой молодежи (инж.-лаб. Т.А. Миш-кова).

В рамках возрастной антропологии (под руководством проф. В.Е. Дерябина) изучены секу-лярные изменения размеров тела московских детей 3-17 лет за последние 40 лет. Найдено, что по сравнению с аналогичными данными, полученными в конце XX в., для признаков развития кос-тно-мышечной системы существенных изменений в первом десятилетии XXI столетия не наблюдается. Вместе с тем, по новым материалам проявилось новое и тревожное эпохальное явление, заключающееся в значительном увеличении жироотложения у детей дошкольного и школьного возраста. Также было изучено влияние медицинских, социальных и бытовых факторов (более 60 показателей) на рост и телосложение московских детей, обнаружены связи соматических свойств детей разного возраста с характером их заболеваемости в течение предшествующего времени жизни, начиная с грудного периода. Обнаружено также влияние уровня экологического загрязнения, характерного для того района г. Москвы, в котором проживает ребенок, на значения антропометрических признаков у детей дошкольного возраста. По результатам исследований подготовлены перцентильные стандарты антропометрических признаков физического развития детей г.Москвы 3-17 лет для передачи в научно-иссле-

довательские медицинские учреждения, занимающиеся охраной здоровья детей.

В последние годы на кафедре возрос интерес к частным, или парциальным конституциям человека, например к изучению особенностей изменчивости дерматоглифики фаланг пальцев кисти и ладоней в морфологическом, генетическом, этническом аспектах (доц. И.А. Славолюбо-ва), а также в прикладных целях - для установления родства при идентификации личности в судебно-медицинской практике (асс. Л.Ю. Шпак). На кафедре приобретен и осваивается новый прибор -уникальный ладонный дактилосканер.

В области этнической антропологии, в рамках изучения популяционной генетики и геноге-ографии народов России и мира продолжается исследование зависимости изменчивости отдельных антропологических признаков от географических и экологически обусловленных особенностей генофонда населения. Основной инструмент современных исследований - компьютерное моделирование антропологических и геногеографиче-ских интерполяционных карт, проведение корреляционного и различных видов многомерного факторного анализа генерируемых компьютером карт. В результате проведенного картографо-статисти-ческого сопоставления генетических, антропологических и археологических интегральных карт показано развитие генетических и морфологических свойств популяций палеолитического периода на двух этапах его развития 26-16 и 15-12 тыс. лет назад. Определена степень генетической преемственности развития на субконтиненте, количественно измерена сила влияния позднепалео-литического хозяйственно-культурного прошлого на географию генов и антропологический состав современного населения Северной Евразии (с.н.с. В.А. Шереметьева). Обобщены и опубликованы в двух коллективных монографиях совместно с Институтом общей генетики им. Н.И. Вавилова результаты многолетних исследований генофонда населения Евразии [Генофонд и геногеография народонаселения. Том I. Генофонд населения России и сопредельных стран, 2000; Том II. Гено-географический атлас населения России и сопредельных стран, 2003].

По системе дискретно-варьирующих признаков изучена фенетическая дифференциация современных и древних популяций Евразии. Выявлены предположительные генетические истоки населения Северной Евразии и их связь с неолитическим населением внутриконтинентальных регионов Сибири. Продолжается изучение закономерностей фенетической дифференциации популяций (в.н.с. А.А. Мовсесян).

Наряду с классической тематикой на кафедре возникают новые направления, связанные с развитием молекулярных методов исследования. Так, например, с 2007 г. в учебные программы для студентов кафедры введен новый спецкурс «Основы молекулярной антропологии» (в.н.с. A.A. Мовсесян). Появление молекулярно-генетических методов позволило уточнить многие вопросы антропологии, связанные с происхождением и расселением людей современного анатомического типа. Объектами исследования молекулярной антропологии служат мтДНК и Y-хромосома, а конечной целью является решение фундаментальных научных проблем, связанных с исследованием антропогенеза, этногенеза, изучением степени генетического родства и дивергенции популяций, выявлением путей доисторических и исторических миграций, а также с определением отцовства и идентификацией личности. Использование молекулярно-генетических методов в современной конституциональной антропологии является весьма актуальным и в некотором роде инновационным, поскольку с их помощью возможно изучение генетических основ морфологической конституции и решение сложных проблем по выявлению генетических маркеров или генов предрасположенности, ассоциированных с формированием, развитием и проявлением физических качеств человека.

В последние годы широкое распространение на кафедре получили комплексные проекты, методы которых находятся на стыке двух или нескольких наук. Так, продолжено изучение геномного полиморфизма и геномного разнообразия (совместно с Институтом молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта). Методом интер-Б^Е-ПЦР проанализирована суммарная геномная ДНК высших приматов (обезьяны инфраотряда Catarrhini и Homo sapiens из Евразии, Африки и Америки). Интер-MIR-nöP доказал применимость этого метода для изучения филогении. Полиморфизм ДНК человека удалось обнаружить с помощью интер-А1и-ПЦР, что, возможно, связано с продолжающимся размножением Alu в геноме человека (под руководством с.н.с. В.А. Шереметьевой и проф. Д.А. Крамерова).

При участии сотрудников кафедры проводятся исследования по выявлению и изучению генов, ответственных за полиморфизм в развитии морфологических и физиологических признаков. Получены новые данные о распределении полиморфизма триплетных повторов 5 маркеров ДНК (D1S80, ApoB, DM, DRPLA, SCA1) у коренного сельского населения Новгородской области. По результатам изучения эндокринного статуса и

молекулярно-генетического анализа показана четкая генетическая обусловленность изменчивости гормональных показателей и доказано, что в основе фенотипического разнообразия половых стероидов лежит сложный комплекс генетических механизмов, определяющий количественные и качественные особенности функционирования эндокринной системы (руководители работ: проф. Л.В. Бец и проф. С.А. Лимборская). При выполнении дипломных работ выпускниками кафедры (под руководством проф. М.А. Негашевой и проф. В.А. Спицына) изучены ассоциации генотипов гена ACE, ACTN3 и др. с мышечными характеристиками, физиологическими показателями и функциональными возможностями организма для выявления генов предрасположенности к различным видам спорта; изучены особенности вариации и топографии подкожного жира у людей с различными генотипами по гену APOE, что может иметь большое практическое значение в профилактической медицине для выявления лиц с предрасположенностью к различным заболеваниям и проведения профилактики, начиная с раннего детского возраста.

К относительно новым направлениям научной деятельности кафедры можно также отнести исследование специфики субъективного восприятия антропологических особенностей, в том числе изучение связи самооценки с некоторыми морфологическими и конституциональными особенностями детей и подростков (руководитель: проф. В.Ю. Бахолдина); изучение различных аспектов эстетического восприятия, как у древнего, так и у современного человека, например, изучение эволюции эстетического чувства, палеоискусство, формирование эстетического цветоотношения, онтогенетические вариации цветоотношений, особенности цветопредпочтений в разных группах населения (под руководством: асс. Л.Ю. Шпак); исследование особенностей цвета и структуры радужки на индивидуальном и популяционном уровнях (руководитель: проф. М.А. Негашева).

По результатам проведенных научных исследований только за последние 3 года (2007-2009) сотрудниками кафедры выпущено в свет 10 научных монографий: «Эволюция мозга человека: анализ эндокраниометрических признаков гоминид» [Дробышевский, 2007], «Изменчивость и таксономическая структура признаков краниофациальной системы человека» [Бахолдина, 2007], «Решение задач обработки антропологических данных с использованием компьютера» [Дерябин, 2007], «Курс лекций по элементарной биометрии для антропологов» [Дерябин, 2007], «Курс лекций по многомерной биометрии для антропологов» [Де-

рябин, 2008], «Проблемы происхождения бипедии гоминид» [Боруцкая, Васильев, 2008], «Лекции по общей соматологии человека. Часть I, II, III» [Дерябин, 2008а; 2008б; 2008в], «Предшественники. Предки? Часть VI: Неоантропы верхнего палеолита» [Дробышевский, 2010а] и более 60 статей. За этот период итоги проведенных исследований были представлены в виде более чем 30 докладов на 18 научных всероссийских и международных конференциях и конгрессах.

За последние 5 лет сотрудниками и аспирантами кафедры были успешно защищены 3 докторские и 5 кандидатских диссертаций: «Фенети-ческий анализ в палеоантропологии в связи с проблемами расо- и этногенеза» (А.А. Мовсесян, 2005, д.б.н.), «Морфологическая конституция человека в юношеском периоде онтогенеза (интегральные аспекты)» (М.А. Негашева, 2008, д.б.н.), «Информационная значимость и структура изменчивости признаков краниофациальной системы человека» (В.Ю. Бахолдина, 2008, д.б.н.), «Морфологическая изменчивость костей плечевого пояса и грудины человека» (Е.Л. Воронцова, 2005, к.б.н.), «Антропологические аспекты изучения подкожного жироотложения» (И.А. Славолюбова, 2008, к.б.н.), «Изучение роста и соматического статуса детей г. Москвы в связи с социально-экономическими, экологическими и медицинскими факторами» (А.К. Горбачёва, 2008, к.б.н.), «Проблема происхождения населения Корейского полуострова по данным одонтологии» (Пан Мин Кю, 2009, к.б.н.) и «Антропо-эндокринологическое и генетическое изучение коренного населения Северной Евразии» (Е.В. Вальц, 2009, к.б.н.). В настоящий момент подготовлены к защите и прошли апробацию 2 кандидатские диссертации: «Особенности изменчивости и межсистемные связи цвета и структуры радужки в антропологических исследованиях» (А.А. Дорофеева) и «Морфофункциональные особенности и адаптационные возможности современной студенческой молодежи в связи с оценкой физического развития» (Т.А. Мишкова).

Сотрудниками кафедры за 5 лет (2005-2009) опубликовано 3 учебно-методических пособия: «Практикум по анатомии мозга человека» (М.А. Негашева в соавторстве с С.В. Савельевым) [Савельев, Негашева, 2005] для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям «Биология» и «Психология»; «Археология» для студентов кафедры антропологии Биологического факультета МГУ [Дробышевский, 2009] и «Антропогенез» для студентов философского факультета МГУ [Дробышевский, 2010б].

Поскольку существующие учебники по антропологии были написаны довольно давно, и в них

Рис. 15. В.Е. Дерябин (1949-2009)

нет информации о современных результатах, полученных в последние 15-20 лет в ходе антропологических исследований, возникла необходимость нового учебника по антропологии, восполняющего эти и другие пробелы. В связи с этим, большим вкладом в преподавание антропологии в МГУ на современном этапе является выход нового учебника «Антропология» [Дерябин, 2010], написанного безвременно ушедшим из жизни профессором кафедры В.Е. Дерябиным (1949-2009) (рис. 15).

В последние годы существенно возрос интерес студенческой молодежи к антропологии и поднялся рейтинг кафедры в системе обучения на биологическом факультете. Так, например, за последние 5 лет кафедра выпустила 36 специалистов-антропологов (5 человек - в 2005 г., 3 - в 2006 г., 11 - в 2007 г., 10 - в 2008 г., 7 - в 2009 г.). На сегодняшний день (2009/2010 учебный год) на кафедре обучается 25 студентов (6 человек - на II курсе, 9 - на III, 7 - на IV и 3 - на V курсе) и 16 аспирантов (4 человека - 1-ый год обучения в аспирантуре, 5 - 2-ой год обучения, 7 - 3-ий год обучения).

Заключение

Кафедра антропологии - единственная кафедра в системе ВУЗов России и стран СНГ, которая занимается классической биологической (физической) антропологией в рамках изучения физического строения тела человека, его изменчивости во времени и в пространстве. Пройдя длительный путь развития и трансформации за 90 лет своей деятельности, кафедра антропологии Московского государственного университета подготовила многочисленные научно-исследовательские и преподавательские кадры высокой квалификации. Многие из них стали кандидатами и докторами наук. Выпускники кафедры работают в различных учреждениях России: НИИ и Музее антропологии МГУ, институте этнологии и антропологии РАН, институте археологии РАН, институте морфологии человека РАМН, институтах общей и медицинской генетики РАН и РАМН, Медико-генетическом научном центре РАМН, Российском центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ, Российском государственном университете физической культуры, институте и Музее палеонтологии РАН, институте психологии РАН, институте педиатрии РАМН, НИИ гигиены и санитарии детей и подростков РАМН, институте физиологии детей и подростков РАПН, НИИ физической культуры и спорта, Московском педагогическом государственном университете, институте мозга, институте экспериментальной патологии и терапии и многих др. Многие специалисты, окончившие кафедру антропологии, ее аспирантуру работали (работают) в научных и учебных учреждениях стран ближнего и дальнего Зарубежья (США, Болгария, Венгрия, Германия, Италия, Китай, Монголия, Чехия, Словакия, Чили и др.).

Подводя итоги, можно сказать, что антропология в Московском университете в целом выдержала проверку временем, хотя в истории кафедры были трудные времена, что особенно хорошо известно старшему поколению антропологов. Пожелаем всем антропологам, прежде всего нашим молодым коллегам, более благополучного следующего 90-летия и дальнейшего расцвета нашей науки в XXI столетии.

Библиография

Бахолдина В.Ю. Изменчивость и таксономическая структура признаков краниофациальной системы человека. М.: Книжный дом Университет, 2007. 168 с.

Рис.16. Сотрудники кафедры антропологии (июнь 2010 г.)

Боруцкая С.Б., Васильев C.B. Проблемы происхождения бипедии гоминид. М.: «Ассоциация Экост», 2007. 128 с.

Бунак В.В. Методика антропометрических исследований. М.-Л.: Медиздат, 1931. 224 с. Бунак В.В. Нормальные конституциональные типы в свете данных о корреляциях отдельных признаков // Ученые записки МГУ, 1940. Вып. 34. С. 59-102. Бунак В.В. Антропометрия. М.: Учпедгиз Наркомпроса РСФСР, 1941. 368 с.

Бунак В.В. Об эволюции формы черепа человека // Вопр. антропол., 1968. Вып. 30. С. 3-17. Бунак В.В., Нестурх М.Ф., Рогинский Я.Я. Антропология. М.: Учпедгиз, 1941. 376 с.

Гзнофонд и геногеография народонаселения. Том I. Генофонд населения России и сопредельных стран / Ред. Ю.Г. Рычков, Ю.П. Алтухов. СПб: Наука, 2000. 611 с. Генофонд и геногеография народонаселения. Том II. Геногеографический атлас населения России и сопредельных стран / Ред. Ю.Г. Рычков, Ю.П. Алтухов. СПб: Наука, 2003. 671 с.

Гремяцкий М.А. Проблема антропогенеза // Антропологический журнал, 1934. № 3.

Гоемяцкий М.А. Анатомия человека (для биологов). М.: Советская наука, 1950. 631 с.

Дерябин В.Е. Решение задач обработки антропологических данных с использованием компьютера. М.: МГУ 2007. 79 с.

Дерябин В.Е. Курс лекций по элементарной биометрии для антропологов. М.: МГУ, 2007. 254 с.

Дерябин В.Е. Курс лекций по многомерной биометрии для антропологов. М.: МГУ, 2008. 332 с. Дерябин В.Е. Лекции по общей соматологии человека. Часть I. Тотальные размеры тела и частные свойства телосложения. М.: МГУ, 2008а. 242 с. Дерябин В.Е. Лекции по общей соматологии человека. Часть II. Общее телосложение. М.: МГУ, 2008б. 249 с. Дерябин В.Е. Лекции по общей соматологии человека. Часть III. Некоторые вопросы вариации общего телосложения, физическое развитие, соматологические явления полового диморфизма. М.: МГУ, 2008в. 216 с. Дерябин В.Е. Антропология. М.: МГУ, 2010. 342 с. Дробышевский С.В. Эволюция мозга человека: анализ эндокраниометрических признаков гоминид. М.: изд-во ЛКИ, 2007. 176 с.

Дробышевский С.В. Археология (учебно-методическое пособие). М.: МаксПресс, 2009. 76 с. Дробышевский С.В. Предшественники. Предки? Часть IV. Неоантропы верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия). М.: ЛКИ, 2010а. 392 с. Дробышевский С.В. Антропогенез (учебно-методическое пособие). М.: МГУ, 2010б. 71 с. Морфология человека / Ред. Б.А. Никитюк, В.П. Чтецов. М.: изд-во Моск.ун-та, 1983. 320 с. Рогинский Я.Я. Теории моноцентризма и полицентризма в происхождении человека и его рас. М.: изд-во Моск. ун-та, 1949. 156 с.

Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высшая школа, изд. 1-е/ 2-е: 1969/1977. 263 с.

Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М.: изд-во Моск. ун-та, изд. 1-е/ 2-е/ 3-е: 1955/1963/1979. 504 с.

Савельев C.B., Негашева М.А. Практикум по анатомии мозга человека. М.: Веди, изд. 1-е/ 2-е: 2001/2005. 200 с. Тешик-Таш. Палеолитический человек / Ред. М.А. Гремяц-кий, М.Ф.Нестурх. М.: изд-во Моск.ун-та, 1949. 182 с. Хрисанфова Е.Н. Эволюционная морфология скелета человека. М.: изд-во Моск. ун-та, 1978. 216 с.

Хрисанфова E.H. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М.: изд-во Моск. ун-та, 1990. 153 с.

Хрисанфова E.H., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: изд-во Моск. ун-та, изд.е 1-е/ 2-е/ 3-е/ 4-е: 1991/1999/ 2002/2005. 400 с.

Шереметьева В.А., Рычков Ю.Г. Популяционная генетика народов Северо-Восточной Азии. М.: изд-во Моск. ун-та, 1978. 151 с.

Контактная информация:

Владимир Павлович Чтецов: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, МГУ имени М.В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра антропологии. Раб. тел.: (495) 939-43-17; Марина Анатольевна Негашева: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, МГУ имени М.В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра антропологии, Тел./факс: (495) 939-42-46, e-mail: negasheva@mail.ru.

90th anniversary of the department

of anthropology in m.v. lomonosov moscow state university: history and prospects

V.P. Chtetsov, M.A. Negasheva

Department of Anthropology, Biological Faculty, MSU, Moscow

In connection with the 90th anniversary of Anthropological department in M. V. Lomonosov MSU history of development of anthropology in Russia is examined. The authors describe how the Department was organized at Moscow University, its first steps (1920's -1930's, pre-war period), post-war time (1940's -1950's), the important boundaries in the development of the Department in 1960's -1990's, modern stage and future prospects for the 3-d millenium.

Key words: anthropology, MSU, the history and the prospects of development of anthropological department

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.