Научная статья на тему 'Методы регулирования гостиничного хозяйства'

Методы регулирования гостиничного хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1363
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничное хозяйство / регулирование гостиничного хозяйства / стратегическое планирование

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федосеев О. Л.

Сфера гостиничного хозяйства находится под определенным воздействием административных, правовых и экономических методов регулирования. Стратегическое планирование как новая форма плановой деятельности предусматривает разработку целей развития любого элемента сферы гостиничного хозяйства. Анализ и оценка развития гостиничного хозяйства и внешней по отношению к нему среды позволяет формировать основные направления достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения. Стратегическое планирование развития сферы гостиничного хозяйства делает возможным его адаптацию к постоянно изменяющимся внешним условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sphere of hotel facilities is under the certain influence of administrative, legal and economic methods of regulation. Strategic planning as the new form of scheduled activity provides development of the purposes of development of any element of hotel facilities sphere. The analysis and estimation of hotel facilities development and its external environments allow to form the basic directions of objects achievement and their resource maintenance. Strategic planning for development of hotel facilities sphere does possible its adaptation to constantly changing external conditions.

Текст научной работы на тему «Методы регулирования гостиничного хозяйства»

О. Л. Федосеев

МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Работа представлена кафедрой экономики СПбГУП.

Научный руководитель - кандидат экономических наук, доцент Э. Д. Тихонова

Сфера гостиничного хозяйства находится под определенным воздействием административных, правовых и экономических методов регулирования. Стратегическое планирование как новая форма плановой деятельности предусматривает разработку целей развития любого элемента сферы гостиничного хозяйства. Анализ и оценка развития гостиничного хозяйства и внешней по отношению к нему среды позволяет формировать основные направления достижения поставленных целей и их ресурсного обеспечения. Стратегическое планирование развития сферы гостиничного хозяйства делает возможным его адаптацию к постоянно изменяющимся внешним условиям.

The sphere of hotel facilities is under the certain influence of administrative, legal and economic methods of regulation. Strategic planning as the new form of scheduled activity provides development of the purposes of development of any element of hotel facilities sphere. The analysis and estimation of hotel facilities development and its external environments allow to form the basic directions of objects achievement and their resource maintenance. Strategic planning for development of hotel facilities sphere does possible its adaptation to constantly changing external conditions.

144

Новые экономические условия заставили исследователей и практиков искать адекватные формы и методы регулирования сферы гостиничного хозяйства, в частности - пытаться, по опыту зарубежных стран, применить принципы и технологии стратегического планирования, реализуемые на уровне предприятия и системы гостиничного хозяйства в целом.

Повышение конкурентоспособности организаций сферы гостиничного хозяйства на международном рынке и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений могут быть обеспечены лишь при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций системного подхода и системного анализа.

Используя системный подход в гостиничном хозяйстве, возможно оптимизировать:

• формирование, продвижение и реализацию туристского продукта;

• организацию оперативного информационного обмена между поставщиками и потребителями туристского продукта;

• повышение качества гостиничных услуг;

• планирование, прогнозирование и контроль финансовых потоков в гостиничной сфере.

Планирование является важнейшим системообразующим элементом процесса управления, которое направлено на выбор оптимальной альтернативы развития организаций гостиничного хозяйства, рассчитанной на определенный период времени. Разрабатываемый план должен представлять собой описание будущего (желаемого) состояния и тенденций развития объекта управления, в котором находят отражение цели субъекта управления, разрабатывающего данный план. То есть план всегда включает систему целей и схему действий по их реализации. Таким образом, планирование должно основываться на системном подходе, предполагающем сочетание ресурсного и целевого подходов.

В рамках системного подхода планирование рассматривается как непрерывно развивающийся процесс. Это предполагает, что будущее состояние сферы гостиничного хозяйства и ее составляющих является неопределенным и не может быть предска-зано из условий настоящего или прошлого (ресурсный подход). Акцент в этом случае делается на создание альтернативных сценариев будущего, опирающегося на сегодняшнее действие, а не на простое приспособление к тому, что принесет будущее. При этом планирование должно основываться на ряде методологических принципов: системности, комплексности, оптимальности, адаптивности, ограниченности.

Результатом логического развития плановой деятельности является стратегическое планирование. Для стратегической формы планирования характерен ряд особенностей. Во-первых, стратегическое планирование основывается на системном подходе и рассматривает сферу гостиничного хозяйства в качестве сложной и динамичной системы. Во-вторых, такое планирование является логическим развитием идей долгосрочного планирования и четко ориентируется на долгосрочную перспективу. В-третьих, эта форма планирования предусматривает определение ос -новных направлений развития любого элемента сферы гостиничного хозяйства, и в нем отражаются определенные ниши для экономической деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования. В-четвертых, основной целью стратегического планирования должно являться облегчение потенциала для будущего развития любого элемента сферы гостиничного хозяйства1 .

Стратегическому планированию развития сферы гостиничного хозяйства и его отдельных элементов присущи следующие характерные черты, отличающие его от «классического» дотационного планирования, получившего развитие в дореформенный период:

• адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и с учетом этого организовать процесс его эффективного функционирования;

• учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него как позитивное, так и негативное влияние.

В последние годы в связи с переходом от стратегического планирования к стратегическому управлению все большую значимость приобретают эмпирические исследования стратегических процессов на предприятиях гостиничного хозяйства и межорганизационных связей.

Общая тенденция в развитии стратегического управления заключается в переходе от управленческой функции «планирование» к управленческой функции «организация». Рядом с планированием, теряющим свой примат, одинаковое место занимает организация. Определенный сдвиг акцентов в пользу организации проявляется не только в увеличении интереса к системной теории и гибким организационным формам, но и в структурной переориентации стратегического управления, которое все в большей степени основывается на концепции ключевых компетенций.

В общем случае последняя представляет собой коллективную конструкцию, которая охватывает множество отдельных компетенций, образуя целостную, общефирменную способность решать стратегические задачи. Принципиальной особенностью ключевой компетенции принято считать то обстоятельство, что она возникает как результат более или менее незапланированного процесса обучения, который, выходя за границы одного отдела или отдельной функции в гостиничном хозяйстве, увязывает разрозненные способности в единое целое.

Сторонники данного подхода к стратегическому управлению полагают, что систематическое изучение и расширение ключевых компетенций может выступать в ка-

честве важнейшего фактора стратегического успеха предприятий сферы гостиничного хозяйства. В их понимании стратегическое управление в полной мере должно превратиться в управление ключевыми компетенциями.

Классическая стратегическая модель развития сферы гостиничного хозяйства полностью опирается на возможности планирования2 . В соответствии с этим разработка стратегии моделируется как последовательный процесс, осуществляемый на основе теории рационального выбора.

В рамках анализа исследований стратегических процессов в сфере гостиничного хозяйства можно выделить два направления:

1) связано с выявлением и исследованием причин отклонений между намеченной стратегией и фактически достигнутыми результатами. В этом случае в качестве отправной точки берется классическая модель разработки стратегии развития гостиничного предприятия;

2) ориентируется на проведение анализа стратегических процессов с точки зрения изучения и оценки формирования стратегии развития гостиничных предприятий с целью выработки на этой основе наиболее успешных управленческих моделей.

Исследование структурных аспектов стратегических процессов предполагает изучение организационных структур и существующих координационных механизмов с точки зрения их влияния на разработку стратегии развития гостиничного предприятия. В центре внимания исследователей находятся вопросы организационных различий, процессы образования в рамках предприятия частично самостоятельных подсистем. В современных условиях стратегический центр смещается с «вершины» гостиничного предприятия на самые разные уровни.

Проблема выбора и сочетания форм и методов государственного регулирования гостиничного хозяйства одна из наиболее важных и сложных в современных условиях развития экономики. В научной литера-

туре рассматриваются наиболее принятые формы и методы государственного регулирования. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических политических и экономических условий каждой страны. Вследствие этого диапазон и границы государственного регулирования деятельности организаций сферы гостиничного хозяйства не могут быть корректно определены без учета динамики развития российской экономики.

В современной экономической литературе к инструментарию государственного регулирования принято относить:

• административное регулирование;

• правовое регулирование;

• прямое экономическое регулирование;

• косвенное экономическое регулирова-ние.

Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил.

Административное регулирование осуществляется путем лицензирования и квотирования, контроля над ценами и доходами, валютными курсами, учетными процентами и пр.

Данные методы государственного регулирования имеют силу приказа и, как правило, не опираются на экономические интересы и стимулы.

Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться также в форме прямого субсидирования: дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, так и в форме льготного кредитования.

Косвенное экономическое регулирова -ние, как правило, носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование рычагов кредитно-де-

нежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической (в том числе таможенно-тарифной) политики.

Сфера гостиничного хозяйства находится под определенным воздействием административных, правовых и экономических методов государственного регулирования.

Важнейшая функция государства - разработка законодательства и обеспечение реализации законодательных установок. В Гражданском кодексе РФ, который призван был заложить правовые основы цивилизованных рыночных отношений в стране, сформулировано понятие «юридическое лицо», которым признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, имеющая право приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, иметь самостоятельный баланс или смету (п. 1 ст. 48); а также определен единый порядок регистрации юридических лиц (ст. 51). Использование правовых методов регулирования сферы гостиничного хозяйства производится на основе нормативных и законодательных актов, разработанных применительно к отрасли туризма и гостиничного хозяйства в РФ. Однако законодательство в указанной сфере требует более пристального внимания со стороны государства, так как существующая сегодня правовая база явно недостаточна.

В сфере гостиничного хозяйства достаточно широко применяются административные методы регулирования деятельности гостиниц путем лицензирования и классификации на конкретную категорию. Необходимо отметить, что в настоящее время указанные методы регулирования работают недостаточно эффективно, что требует их совершенствования.

Прямое экономическое регулирование государством сферы гостиничного хозяйства, осуществляемое в форме безвозвратного целевого финансирования, в современ-

ных экономических условиях в России, где подавляющее большинство гостиниц находится в частной собственности, представляется неактуальным.

Следует особо выделить формы и методы косвенного экономического регулирования, достаточно эффективно применяемые в странах Западной Европы и США. В первую очередь речь идет о налоговой политике, направленной на привлечение инвестиций в сферу гостиничного хозяйства. Опыт государственного регулирования деятельности организаций гостиничного хозяйства в европейских странах дает основания полагать, что в развитых странах го-

стиничное хозяйство не может развиваться без активной регулирующей роли и поддержки государства. Главным результатом государственного регулирования должно являться стимулирование предпринимательской деятельности организаций гостиничного хозяйства, преодоление структурных перекосов в гостиничной сфере.

Таким образом, сочетание методов планового регулирования и рыночных механизмов не только возможно, но неизбежно на принципах соблюдения партнерских отношений органов государственного (муниципального) управления с предприятиями и организациями гостиничного хозяйства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Минцберг Г., Алъстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.

2 Ансофф И. Стратегическое планирование. М.: Экономика, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.