2012/6
СМИ распространяются идеалы гламура, безыдейности, настроя на то, что нужно успевать брать от жизни все лучшее, так как мы этого достойны. Параллельно осуществляется массированное создание образа России, как выпавшей из русла мирового развития, третьесортной страны, народа с рабским менталитетом, которому нечем гордиться и не к чему стремиться, народа спивающегося, вырождающегося, побежденного собственной преступной натурой [4, 5, 6]. Таким образом, многие каналы СМИ выполняют разрушительные функции по отношению к традиционным духовным ценностям, обескураживают российских граждан, лишают их способности нравственного суждения, перевертывают систему их духовных оценок. Думается, что таким образом государством осуществляется разрушение национальной картины мира, которая, скорее всего, уже не отвечает вызовам времени.
Однако большая и, думается, что лучшая часть представителей художественной интеллигенции, даже в нелёгкие для неё 2000-е не отступила от своих взглядов. Исследование, проведенное нами в период с 2006 по 2008 годы среди представителей художественной интеллигенции Бурятии, показало, что «художники» превыше любых материальных ценностей, статусных позиций ставили ценности культуры, религии, свободы, морали, свободного от цензуры творческого труда. Ворча и негодуя на материальные трудности, они тем не менее, поддерживали тягостные для них социальноэкономические реформы. Словно мифические атланты - небо. Веря и надеясь, что именно через свободу творчества, через самостоятельный поиск, рефлексию, ей удастся найти ответы на извечные вопросы: во что верить, на что надеяться, где истина и каким путем к ней идти [7,
8]. Другое дело, опираться им сегодня на традиционные духовно-нравственные ценности, или ориентироваться на ценности западной монетарно-прагматической культуры при формировании новой национальной картины мира - этот вопрос пока еще остается без ответа.
Литература
1. Моисеев Н.Н. Модели экологии и эволюции. - М.: Знание, 1983.
2. Поппер К. Открытое общество и его враги. / пер. В.Н.Садовский. - М.: Soros foundation USA, Изд. Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.
- М., 1990.
4. Соловей В.Д. Кровь и почва русской истории. - М.: Русскш миръ, 2008.
5. Токарева С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
6. Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии. -М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.
7. Очиров А.Д., Чагдурова Э.Д. Отношение к реформам и процессы социальной адаптации художественной интеллигенции Бурятии в историческом контексте // Диаспоры в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. - Т.3. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
- С.82-95.
8. Очиров А.Д., Чагдурова Э.Д. Сравнительный анализ гендерных аспектов социальной адаптации художественной интеллигенции Бурятии // Экологическая этика и образование для устойчивого развития: материалы Байкальской международной конференции ЮНЕСКО. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - С. 67-76.
Чагдурова Эржена Дондобовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].
Chagdurova Erzhena Dondobovna, candidate of philosophical science, associate professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 37: 2.87 © О.М. Тихомирова
МЕТОДЫ ОСВОЕНИЯ ЭТНОДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА
Статья посвящена проблеме повышения эффективности образовательного процесса в высшей школе. Обосновывается использование современных проблемно-исследовательских методов в процессе подготовки специалистов в области дизайна, в рамках дисциплины этнодизайн. Раскрыты возможности применения метода реконструкции как инструмента комплексного изучения наследия этнического искусства.
Ключевые слова: дидактический метод, технологическая реконструкция, дизайн, этническое искусство, этнодизайн.
O.M. Tikhomirova
METHODS OF DEVELOPMENT ETHNIC DESIGN IN THE COURSE OF PREPARATION
OF EXPERTS OF DESIGN
This article is devoted to the role of modern problem solving and research methods in high school design courses. Within the limits of discipline ethnic design. It shows possibilities to use the method of reconstruction of technology in complex studying of ethnic art heritage.
Key words:a didactic method, reconstruction of technology, design, ethnic art, ethnic design.
Этнодизайн, как дисциплина, обладающая самостоятельным объектом изучения и рядом специфических методов, уверенно заняла свое место в профессиональной подготовке специалистов в области дизайна. Среди дидактических методов в преподавании этнодизайна наряду с репродуктивным (лекционным) методом, значительное место занимают методы практического характера. Основная цель использования практических методов - стимулирующее развитие творческих и познавательных способностей студента. Наиболее высоким уровнем познавательной активности характеризуется исследовательский метод, частным случаем которого можно считать метод технологической реконструкции художественных процессов этнического искусства.
Суть метода реконструкции состоит в максимально полном экспериментальном воспроизведении аутентичных технологий и материалов с целью глубокого освоения и изучения определенного технологического процесса или специфического объекта творчества [1, с. 191]. Метод реконструкции способен с успехом решать задачи воссоздания в ходе эксперимента процессов обработки исходного материала, этапов изготовления и декорирования предмета этнического искусства. Используя аутентичное сырье, материалы и специфический инструмент исследователь получает возможность более глубоко понять и оценить их свойства, потенциальные возможности и изучить природу тех или иных художественных проявлений. Метод технологической реконструкции может стать ведущим в преподавании дисциплины этнодизайн.
Метод реконструкции в разной степени полноты воспроизведения имеет достаточно широкое распространение в современном мире. Например, так называемая «историческая реконструкция» завоевала широкое признание и как образовательный метод и как метод научного познания.
В области восстановления художественных процессов и технологий этнического искусства в процессе подготовки специалистов в высшей
школе, метод реконструкции, к сожалению, еще не получил такого широкого применения, как в исторических науках, хотя его эффективность, подтвержденная отдельными экспериментальными проектами и практическими опытами, -уже очевидна. Прием реконструкции представляется перспективным, как в практике обучения художников и дизайнеров, так и в искусствоведении. В своей книге «Историческая реконструкция по данным археологии» А.В. Коробейников применительно к археологическим исследованиям предлагает метод реконструкции процессов, «как наиболее эффективный и дающий объективные данные, в отличие от классического метода этнографической аналогии, при котором отдельные характеристики объекта определяются в ходе поиска аналога среди уже описанных предметов. Что не дает возможности применения измеряемых параметров и зачастую приводит к повторению ранее допущенных ошибок. Метод исторической реконструкции технологий становится важным и достоверным источником получения информации, наряду с методами поверхностного изучения вещей и морфологического метода» [2, с. 13].
Важной составляющей учебного процесса для студентов художественных специальностей являются практики музейные, пленэрные, и производственные практики, эффективность которых может существенно повысится за счет включения элементов реконструкции. Освоив данный метод на примере отдельных технологических процессов изученных в ходе практик, студенты начинают эффективно пользоваться им в своей самостоятельной учебной деятельности, при проведении курсовых и дипломных исследований [3, с. 5].
К сожалению одной из современных тенденций в декоративно-прикладном искусстве стало использование хорошо прописанной пошаговой инструкции создания художественного объекта, вместо осмысленного знания материалов и технологий. Изданные за последнее десятилетие книги по декоративно-прикладному искусству -наглядная иллюстрация этой тенденции. Краси-
2012/6
во иллюстрированные эффектные издания содержат готовые художественные идеи и подробное описание их реализации. Приведем лишь один фрагмент из подобной инструкции по созданию поверхности с эффектом патины «Нанесите равномерный слой основы (продукт 1) высушите в течении часа и нанесите два слоя золота (продукт 2). Пока металлическая краска еще сырая и липкая, нанесите поверх нее слой синей патины (3)» [4, с. 78]. И ни слова о химическом составе ингредиентов, о процессах взаимодействия красок приводящих к возникновению эффекта трещинок (патины). Все это остается тайной для молодого художника. Такая ситуация грозит тупиком в личном развитии дизайнера или художника в области технологий прикладного искусства.
Материалы этнического искусства дают практически неисчерпаемое поле для исследования и реконструкции. Эти материалы имеют, как правило, природную основу, они экологичны и легко доступны. Для работы с ними не нужно высокотехнологичного оборудования. В ходе реконструкционного эксперимента, варьируя ингредиенты, исследуя приемы и инструментарий, можно найти оптимальные технологии, сочетание и пропорции материалов, что позволит наиболее полно определить художественные свойства материала, области его применения и способы создания художественного эффекта.
Использование метода реконструкции обогащает личный, профессиональный опыт будущего педагога. Например, в ходе изучения в рамках этнодизайна традиционной керамической игрушки была выявлена одна особенность, характерная только для Абашевской традиционной керамики. Камеру свистка народной игрушки народные мастера делали, применяя деревянную коническую заготовку - «дупель», на которую наматывался кусок глины раскатанной в пласт. Полученный полый конус и служил камерой будущего свистка. В процессе реконструкции процесса было сделано два важных открытия. Первое - тембр звука свистульки значительно отличался от других игрушек, сделанных по рекомендуемой в литературных источниках методике (чаще всего описывается прием создания полой камеры из круглой заготовки способом «пельмешка»). Второе - характерные черты общего пластического решения игрушки в данной традиции оказались напрямую связаны с технологией изготовления конусообразной камеры. Именно она и создает общий абрис изделия: длинную шею, маленькую головку, утяжеленный зад глиняных Абашевских зверюшек-
свистулек. Важно отметить, что большинство исследователей этнической игрушки, описывая особенности пластики в Абашевской традиции, не связывают их со своеобразным приемом изготовления, а обычно даже не упоминают использования «дупеля». Так в книге широко известного популяризатора народных ремесел Г.Я. Федотова «Послушная глина» [5, с. 84] предлагается сделать «оленя-свистульку» из целого куска глины, прилепив свисток, выполненный отдельно, что очевидно, лишает ее не только этнографической достоверности, но изменяет тембр звучания, упрощает общее пластическое решение.
Развитие творческих способностей - бесспорная составляющая образовательного процесса. Говоря о творчестве применительно к художественным специальностям, чаще всего понимают процесс создания образа и способы его воплощения. Но необходимо помнить и о другой области возможного применения творческих способностей - области художественных технологий. В формировании профессиональных компетенций художника-дизайнера отсутствие опыта творческой конструктивно-
технологической деятельности может значительно сузить его возможности, как профессионала. «Специалист с высшим образованием должен решать не полностью предписанные или вообще не предписанные профессиональные задачи, становление у него в процессе обучения в вузе творческих качеств является одной из сторон общепрофессиональной подготовки специалиста» [6, с. 161]. Реализация метода реконструкции в учебной дисциплине «этнодизайн» позволяет студенту эффективно действовать и в научно-исследовательской парадигме. Это подразумевает: исследование возможностей моделирования архаичных и традиционных технологий по различным параметрам (материал, фактура и структура, технологический прием, рабочий инструмент, красочные материалы), исследование вариабельности моделирования форм, исследование возможностей создания объектов актуального дизайна на основе архаичных и традиционных технологий.
Наиболее продуктивным и полноценным является реконструктивный эксперимент, проведенный на реальном этнографическом материале. Следовательно, необходимо ориентироваться на региональные принципы подбора изучаемого материала. Исследование особенностей собственных локальных традиций, приобщение к этнически, исторически и национально близкой культуре, связанные с этим открытия, как индивидуально, так и общественно значимого харак-
тера придают методу технологической реконструкции очевидную воспитательную, нравственную и даже патриотическую окраску.
Метод технологической реконструкции художественных процессов можно считать комплексным, так как в процессе реконструкции студентами осуществляются различные виды учебной деятельности. По работе с источниками информации, метод технологической реконструкции отождествляем с репродуктивными и поисковыми методами учебной деятельности. По уровню наглядности и доступности он схож с демонстрационным методом. По типу познавательной деятельности - это эвристический исследовательский метод. При этом отличительным достоинством метода технологической реконструкции, применительно к образованию художников, является то, что результатом деятельности всегда становится художественный, творчески преобразованный продукт.
Применяя метод технологической реконструкции художественных процессов, как структурообразующий в рамках дисциплины этноди-зайн, удается вывести эту дисциплину на новый уровень как с точки зрения научной достоверности содержания, так и с позиции эффективности
формирования профессиональных компетенций дизайнера.
Литература
1. Семенов С. А. Изучение первобытной техники методом эксперимента // Новые методы в археологических исследованиях. - М.-Л.Наука, 1963. - С. 191214.
2. Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. - Ижевск, 2005. - 180 с.
3. Исаева Т.И. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне текстиля: автореф. канд. наук. - СПб., 2009. - 17 с.
4. «ИДЕЯ» Краски для прикладного творчества. - Милан:,1998 - 82 с.
5. Федотов Г.Я. Послушная глина. - М.: Аст-пресс,1999. - 144 с.: ил.
6. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
Тихомирова Ольга Михайловна, старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, e-mail: [email protected].
Tikhomirov Olga Mihajlovna, senior lecturer, department of arts and crafts, institute of arts, Russian State Professional-Pedagogical University, Ekaterinburg, e-mails: [email protected].
УДК 821.161.1-2 © Т.В. Шоломова
ОБРАЗ КУПЕЧЕСТВА В РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII в.
В статье анализируется образ русского купечества, созданный русскими драматургами XVIII в. Художественные идеи сопоставляются с фактами реальной действительности, делается вывод о том, что декларируемый со сцены рост самосознания купечества не нашел отклика в жизни. Таким образом, сформулированные драматургами XVIII в. идеалы третьего сословия в реальности потерпели крах.
Ключевые слова: образ эстетический, драматургия, купечество, самосознание, ценность, культура, добродетель.
T.V. Sholomova
THE IMAGE OF MERCHANT CLASS IN RUSSIAN DRAMATURGY OF THE SECOND PART OF XVIII-TH c.
The author analyzes the image of Russian merchant class of XVIII-th c. The author compares artistic ideas with real facts and comes to the conclusion that the growing up of merchant’s self-consciousness declared from the Russian theatre scene didn’t have any response in the real life. As the result, the ideals of the commons bursted in reality.
Key words: aesthetic image, dramaturgy, merchant class, self-consciousness, value, culture, virtue.
«Темному царству купеческого самодурства, литературы. Интересно, что, по каким-то при-
наживы, расчета и своекорыстия Плавильщиков чинам, охарактеризовать представленные в ко-
противопоставляет идеальных добродетельных медии сцены из купеческой жизни XVIII в. ина-
героев» [5, с. 506], - написано о комедии «Сиде- че, как в терминах Н.А. Добролюбова, невоз-
лец» (1793) в советском учебнике по истории можно. У живучести образа, навязанного цело-