Научная статья на тему 'Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур'

Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
755
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОДИЗАЙН / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ETHNOCULTURAL / ТРАНСЛЯЦИЯ / TRANSLATION / СМЫСЛ / MEANING / СИМВОЛ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / SHAPING / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ETHNO-DESIGN / ETHNICAL / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кухта Мария Сергеевна

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования механизмов трансляции смыслов различных культур в формах и образах современного дизайна, необходимостью создания гармоничных и информационно-ёмких визуальных объектов, востребованных в самых различных сферах современной жизни (реклама, интернет, дизайн и др.). Цель работы исследование особенностей трансляции смыслов этнокультур в современных образах дизайна и их связи со спецификой формообразования. В работе используются методы анализа и моделирования семиотических систем, методы историко-культурного анализа, методы компаративистики и системного анализа. Результатом исследования является раскрытие механизмов трансляции культурных смыслов в объектах этнодизайна, а также их влияние на особенности формообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-DESIGN AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF A TOLERANT ATTITUDE TO THE TRADITIONS OF DIFFERENT CULTURE

Urgency of the work is conditioned by the necessity to research translation mechanisms of the meanings of different cultures in the forms and images of modern design, and the need to create harmonious and data-intensive visual objects that are in demand in various spheres of modern life (advertising, Internet, design, etc.). The purpose of work is to study the peculiarities of translation of ethnic cultures meanings in the modern images of design and their connection with the specifics of shaping. In the research was used methods of analysis and simulation of semiotic systems, methods of historical-cultural analysis, methods of comparative linguistics and system analysis. In modern culture there is a mixture of styles, the space and time of birth of which determines ideographic identity of different ethnic groups. Ethno-design was born in the Age of Modernism and manifested primarily in following the tradition of shaping, which is based on specific ethnographic material. By studying the organization features of artifacts, the designer seeks to identify the main (dominant) ideas that underlie them and which are the conductors in the world of meanings of ethno-cultures. Thus, the relevance of ethno-design development besides the aesthetic and artistic value is due to unique ability to "include" to the world historical experiences and sensations caused by an appeal to ethnic images. Design working practices with ethnographic material suggests the study of characteristics of the visual patterns organization of a particular culture. In contrast to the historical, archaeological, cultural and other studies, the designer seeks primarily to identify the formation features, which describe methods of construction of ethno-cultural sample. The result of the research is the discovery of transmission mechanisms of cultural meanings in the objects of ethno-design, as well as their impact on the peculiarities of shaping.

Текст научной работы на тему «Этнодизайн как основа формирования толерантного отношения к традициям разных культур»

УДК 316.74:81'372:165.212

ЭТНОДИЗАЙН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РАЗНЫХ КУЛЬТУР

Кухта М.С.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ETHNO-DESIGN AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF A TOLERANT ATTITUDE TO THE TRADITIONS OF DIFFERENT CULTURE

Kukhta M.S.

Tomsk Polytechnic University

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования механизмов трансляции смыслов различных культур в формах и образах современного дизайна, необходимостью создания гармоничных и информационно-ёмких визуальных объектов, востребованных в самых различных сферах современной жизни (реклама, интернет, дизайн и др.). Цель работы - исследование особенностей трансляции смыслов этнокультур в современных образах дизайна и их связи со спецификой формообразования. В работе используются методы анализа и моделирования семиотических систем, методы историко-культурного анализа, методы компаративистики и системного анализа. Результатом исследования является раскрытие механизмов трансляции культурных смыслов в объектах этнодизайна, а также их влияние на особенности формообразования.

Ключевые слова: этнодизайн, этнокультурные традиции, трансляция, смысл, символ, формообразование, толерантность.

Urgency of the work is conditioned by the necessity to research translation mechanisms of the meanings of different cultures in the forms and images of modern design, and the need to create harmonious and data-intensive visual objects that are in demand in various spheres of modern life (advertising, Internet, design, etc.). The purpose of work is to study the peculiarities of translation of ethnic cultures meanings in the modern images of design and their connection with the specifics of shaping. In the research was used methods of analysis and simulation of semiotic systems, methods of historical-cultural analysis, methods of comparative linguistics and system analysis. In modern culture there is a mixture of styles, the space and time of birth of which determines ideographic identity of different ethnic groups. Ethno-design was born in the Age of Modernism and manifested primarily in following the tradition of shaping, which is based on specific ethnographic material. By studying the organization features of artifacts, the designer seeks to identify the main (dominant) ideas that underlie them and which are the conductors in the world of meanings of ethno-cultures. Thus, the relevance of ethno-design development besides the aesthetic and artistic value is due to unique ability to "include" to the world historical experiences and sensations caused by an appeal to ethnic images. Design working practices with ethnographic material suggests the study of characteristics of the visual patterns organization of a particular culture. In contrast to the historical, archaeological, cultural and other studies, the designer seeks primarily to identify the formation features, which describe methods of construction of ethno-cultural sample. The result of the research is the discovery of transmission mechanisms of cultural meanings in the objects of ethno-design, as well as their impact on the peculiarities of shaping.

Key words: Ethno-design, ethnical, ethno-cultural, traditions, translation, meaning, shaping, tolerance.

В современной культуре наблюдается смешение стилей, пространство и время рождения которых определяет идеографическую самобытность различных этносов. Этнодизайн зародился в эпоху модерна и проявился, прежде всего, в следовании традиции формообразования, которая базируются на конкретном этнографическом материале. Изучая особенности организации артефактов, дизайнер стремится выявить те основные (доминантные) идеи, которые лежат в их основе и являются проводниками в мир смыслов этно-культур. Таким образом, актуальность развития этнодизайна помимо эстетической и художественной ценности обусловлена уникальной возможностью «включения» в мир исторических переживаний и ощущений, вызванных обращением к

Тувинский государственный университет _

этническим образам. Дизайнерские практики работы с этнографическим материалом предполагают изучение особенностей организации визуального паттерна конкретной культуры. В отличие от исторических, археологических, культурологических и других исследований, дизайнер стремится, прежде всего, выявить особенности формообразования, задающие способ построения этнокультурного образца.

Этно-стиль в современном дизайне на морфологическом уровне представляет особенности конкретного этноса, идеопластическую проекцию его мифологических представлений. Артефакты, обладающие богатейшим символико-семантическим наполнением, становятся базой для создания объектов в этно-стиле, в которых этно-образы не только получают новое прочтение, но и обретают второе рождение, включаются в ритмы современности, связывают нити времен и культур, и обращают наше внимание на мудрость предков, чувствующих и переживающих Вселенную как единый организм. Образы этники тесно связаны с традиционными представлениями различных культур о Вселенной и несут глубокую символическую нагрузку. Интерес к этническому наследию обусловлен потребностью обогащения визуального мира современного человека, живущего в технократическом пространстве.

Этнодизайн имеет свои особенности, исследование влияния которых на процессы формообразования является основной целью данной работы. При создании объектов современного дизайна основным показателем качества является утилитарная функция, обеспечивающая полное и удобное использование изделия. В этнодизайне, обращенном к ценностям традиционных культур, утилитарная, ритуальная, декоративная и символическая функции слиты воедино. Сравнение функций объектов дизайна и этнодизайна приведены в табл. 1.

Таблица 1

Функции и ценности объектов дизайна и этнообъектов

Объект Функции Ценности Назначение

Объект дизайна утилитарная прагматическая, эстетическая обеспечение потребностей человека, гармонизация пространства

Объект этно-дизайна символическая ритуальная, утилитарная, декоративная гносеологическая прагматическая, эстетическая, художественная обеспечение потребностей украшение пространства, проектирование эмоций, передача информации

В результате распада изначального тождества функций происходит формирование пяти типов вещей, в которых доминирует определенная ценность и функция. Так, «полезная» вещь наделяется прагматической ценностью и утилитарной функцией, «говорящая» - семантической ценностью, ритуальной функцией, «красивая» - эстетической ценностью, декоративной функцией, «художественно-сконструированная» - художественной ценностью, художественно-утилитарной функцией, «игрушка» - гносеологической ценностью, символической функцией [1].

Таким образом, к объектам дизайна можно отнести «полезную» вещь, а к объектам этно-дизайна «говорящую», «красивую», «художественно-сконструированную» вещь, либо «игрушку», в зависимости от того, доминирование каких функций в них преобладают.

Предметы в традиционных обществах тесно вплетены в ткань обрядово-ритуальных практик [2]. Орнаменты и мотивы этнических объектов представляют собой метафорическое отражение картины мироздания, несут информацию о структурных кодах Универсума, приобщают к тайнам бытия и включают в информационный поток культовой семантики что отражается в форме, системе пропорций и выборе материалов. Этнокультурные образы, создаются на сформированной системе мифологического мышления и обладают следующими свойствами:

- несут глубокую смысловую нагрузку,

- становятся знаковой проекцией космогонии,

- обладают свойством защиты от враждебных сил,

- привлекают удачу,

- наделяют особой силой и знаниями их владельца.

В связи с этим, в объектах этнодизайна на первый план выходит символическая функция, которой подчинена декоративно-художественная организация формы. Символическая функция связана с включением в структуру объекта системы символов, которые транслируют культурные смыслы. В современном этнодизайне символы культур включаются в композиции, помогая «вспомнить» знания традиционных через обращение к архетипам, направляющим восприятие геометрических форм [3]. Влияние врожденных моделей организации опыта на формирования визуальных образов, на выбор материалов и композиции объекта опирается на исследования К.Г. Юнга [4].

Дизайн, базирующейся на этно-образах, развивает и углубляет восприятие кодов материальной культуры. Если дизайнер понимает, о чем говорит предмет, он может создавать новую вещь, которая также воплощает в себе некие сообщения. Форма объектов этодизайна обретает свое значение исключительно благодаря существованию смысла, который составляет ее суть и внутреннюю реальность. Форма есть покрывало, под которым находится истинный смысл всего сущего и только человек, может рассмотреть за формой ее смысл.

Смысловая емкость объектов этнодизайна базируется на их культурной принадлежности и на индивидуальных особенностях воспринимающего ее человека. Этнообъект становится текстом, содержащим информацию лишь в том случае, если человек способен воспринять его культурную основу. Содержание «текста-вещи», ее смысл наполняются по мере развития способности человека к ее прочтению [5].

Следовательно, каждая вещь включает в себя как непосредственно воспринимаемые, физические свойства, так и ее культурные, символические смыслы, которые транслируются в процессе ее познания-освоения. Форма, способная транслировать смыслы, отвечающая всем эстетико-художественным требованиям является наиболее смыслоемкой, поскольку смысл и форма неразрывно связаны между собой.

Современному дизайнеру уже на этапе проектирования, необходимо учитывать смыслы, которые будут транслироваться в процессе восприятия объекта.

Наряду с функциональностью и технологичностью, вещь должна отвечать эстетическим требованиям. Качество формы (не умаляющее ее функциональные и другие характеристики) становится определяющим для смыслоемкости вещи [6].

Рис. 1. Этнодизайн по мотивам африканского стиля. Слева - «Лик Солнца», справа - «Черепаха» Д. Кокарева

В качестве примера, иллюстрирующего механизм трансляции смыслов, обратимся к африканским этническим образам, эстетически выразительным и обладающих выраженной символикой [7]. Декоративные панно (рис. 1) выполнены для дизайна интерьера в африканском стиле основаны на понимании значения культурных символов солнца и черепахи. Асимметричная композиция «Лик Солнца» связана с обрядом поклонения Солнцу, который в африканских племенах сопровождается танцем мужчин в ритуальных масках. Правая часть композиции является стилизацией ритуальной маски племени Лигби. Дизайнер творчески перерабатывает этнические мотивы, включая их в пространство современного интерьера. Символ черепахи является женским лунным знаком. Симметрия и геометрический орнамента панно «Черепаха» отражает другой глубокий смысл этого символа, связанного также с идеей сотворения Земли. Семантическое прочтение

Тувинский государственный университет

композиций представленных на рис. 1 различно, благодаря различным организациям композиции этнических африканских ритуальных символов которые включают в поток культурной семантики и генерируют ряды ассоциаций.

Базой создания объектов этнодизайна становится глубокое изучение традиций различных культур, что позволяет включать этно-символы в современное пространство, способствует их осмыслению и создает возможности для диалога различных культур. Библиографический список

1. Каган, М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С. 206-215.

2. Кухта, М.С. Функции ювелирного дизайна и их влияние на процессы формообразования // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2014. №1. С. 55 - 61.

3. Кухта, М. С. Влияние врожденных моделей организации опыта на формирование визуаль-ных образов // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323. № 6. C. 227 - 230.

4. Юнг, К.Г., Хендерсон, Дж.Л., Якоби, И., Яффе, А. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 304 с.

5. Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. 1991. 270 с.

6. Кухта, М.С. Смысловая емкость вещи в дизайне // Труды Академии технической эстетики и дизайна. 2013. №1. C.

31- 33.

7. Кокарева, Д.Ю. Этно-дизайн декоративных панно // Современные техника и технологии: Труды XVIII Междунар. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 2012. Т. 3. С. 283-284.

Bibliograficheskij spisok

1. Kagan, M.S. Filosofija kultury. Spb., 1996. S.206-215.

2. Kuhta, M.S. Funkzii juvelirnogo dizaina i ih vlianie na prozessy formirovanija// Trudy Akademii tehnicheskoi estetiki I dizaina. 2014. №1. S.55-61.

3. Kuhta, M.S. Vlijanie vrojdennyh modelei organizazii opyta na formirovanie vizualnyh obrazov// Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta. 2013. T. 323. №6. S.227-230

4. Jung, K.G., Henderson, Dj.L., Jakobi, I., Jaffe,A. Ghelovek i ego simvoly. M.: Serebrjannye niti. 1997. 304 с.

5. Knabe, G.S. Vesh kak fenomen kultury// Musei mira. 1991. 270 с.

6. Kuhta, M.S. Smyslovja jomkost' veshhi v dizajne // Trudy Akademii tehnicheskoj jestetiki I dizajna. - 2013 - № 1. - S.

31-33.

7. Kokareva, D.Ju. Etno-dizajin dekorativnyh panno// Sobremennye tehnika I tehnologii: Trudy XVIII Mejdunar. Naushno-prakt.konf.studentov, aspirantov I molodyh ushenyh. Tomsk, 2012. Т. 3. С. 283-284.

Кухта Мария Сергеевна - д-р филос. наук, профессор кафедры автоматизации и роботизации в машиностроении Института кибернетики ТПУ, член Союза Дизайнеров России, E-mail: eukuh@mail.tomsknet.ru

Kukhta Maria - Doctor of Philosophy, Professor of Department of Automation and robotics in mechanical engineering, the Institute of cybernetics of the TPU, the member of the Russian Designers Union, Email: eukuh@mail.tomsknet.ru.

УДК 316.74:81'372:165.212

ДИЗАЙН СКУЛЬПТУРЫ

Соколов А.П.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

DESIGN OF SCULPTURE

Sokolov A.P. National Research Tomsk Polytechnic University

В данной статье рассматривается дизайн скульптур и исследуется влияние технологии на формообразование. Проведена классификация скульптур по применяемым технологиям для их изготовления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.