Научная статья на тему 'Влияние врожденных моделей организации опыта на формирование визуальных образов'

Влияние врожденных моделей организации опыта на формирование визуальных образов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
330
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРОЖДЕННЫЕ МОДЕЛИ / ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗА / АРХЕТИП / ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ТРАНСЛЯЦИЯ / INHERENT MODEL / PERCEPTION OF IMAGE / ARCHETYPE / VISUAL IMAGE / TRANSMISSION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кухта Мария Сергеевна

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования механизмов создания гармоничных и информационно-ёмких визуальных объектов, востребованных в самых различных сферах современной жизни (реклама, интернет, дизайн и др.) Цель работы – исследование особенностей трансляции архетипов (врожденных моделей организации опыта) в визуальных образах и их связи со спецификой организации композиции, выбором образной структуры и колористического решения. Методы исследования. В работе используются архетипическая модель восприятия и методы анализа и моделирования семиотических систем. Результатом исследования является вариант модели трансляции визуального образа. Выявлены каналы трансляции, формирующие визуально-смысловые множества. Показано, что эффективность восприятия визуальных объектов определяется глубиной семантической информации, скрытых значений, влияющих на наше подсознание и направляющих процесс создания визуальных образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the research of mechanisms for creating harmonious and data-intensive visual objects. The purpose of the work is to study features of archetypes (inherent models of experience organization) transmission in visual images and to research their relations with the specifics of composition organization, choice of image structure and color palette. The author uses the methods of analysis and modeling of semiotic systems. The result of the study is the version of transmission model of the visual image, which shows that the efficiency of perception of visual objects is determined by the depth of semantic information and hidden meanings that influence our subconsciousness and guides the process of creation and perception.

Текст научной работы на тему «Влияние врожденных моделей организации опыта на формирование визуальных образов»

УДК 130.2:745

ВЛИЯНИЕ ВРОЖДЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

М.С. Кухта

Томский политехнический университет E-mail: eukuh@mail.tomsknet.ru

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования механизмов создания гармоничных и информационно-ёмких визуальных объектов, востребованных в самых различных сферах современной жизни (реклама, интернет, дизайн и др.) Цель работы - исследование особенностей трансляции архетипов (врожденных моделей организации опыта) в визуальных образах и их связи со спецификой организации композиции, выбором образной структуры и колористического решения. Методы исследования. В работе используются архетипическая модель восприятия и методы анализа и моделирования семиотических систем.

Результатом исследования является вариант модели трансляции визуального образа. Выявлены каналы трансляции, формирующие визуально-смысловые множества. Показано, что эффективность восприятия визуальных объектов определяется глубиной семантической информации, скрытых значений, влияющих на наше подсознание и направляющих процесс создания визуальных образов.

Ключевые слова:

Врожденные модели, восприятие образа, архетип, визуальный образ, трансляция.

Теоретико-методологические

предпосылки исследования

Актуальность работы обусловлена необходимостью исследования информационно-смыслового наполнения визуальных образов и необходимостью изучения особенностей трансляции врожденных моделей организации опыта (архетипов). В работах К.-Г. Юнга доказано, что если качество и свойство образа соответствуют архетипическим формам, то при его восприятии возникает чувство гармонии, что является актуальным и важным для создания визуально-комфортных сред, композиций и объектов.

В качестве базовой априорной формы сознания была выбрана архетипическая модель К.Г. Юнга, поскольку в ней сочетаются философские, культурные и психологические аспекты. Упорядочивание хаотических сигналов внешнего мира в перцептивной системе связано как с социокультурным опытом индивида, так и обусловлено существованием в сознании априорных паттернов, задающих параметры нашего восприятия, сформировавшиеся в процессе эволюции или, как считали философы XVII-XVШ вв., вложенные в наше сознание Богом. Генезис и природу этих структур каждая философская концепция объясняет по-разному: от веры в Творца, вложившего в сознание «идеи», до процессов самоорганизации, «направляющих развитие системы» согласно цели, включающей в себя «знание среды» или «врожденные формы опыта». В гомеометриях Анаксагора, которые он называл «корнями всех вещей», поскольку они подобны как другим частицам целого так и самому целому, можно увидеть связь с монадой Лейбница, имплицитно содержащей всю информацию о мире. Априорные формы опирались на понятия и категории, на опыт или естественные инстинкты, на формы созерцания или образцы переживания реальности, на когнитивные карты или схемы.

Исследования Юнга [1] связаны с философскими идеями Канта, Платона, Леви-Брюля. Юнг предположил, что эталонами, на основании которых происходит обработка сигналов, поступающих в перцептивную систему, являются архетипы, ссылаясь на применение этой категориальной единицы Филоном Александрийским и Дионисием Арео-пагитом, на сходные представления у Платона и Августина, указал на аналогию «архетипов» с «коллективными представлениями» Дюркрейма и Леви-Брюля, «априорными идеями» Канта и «образцами поведения» бихевиористов. В поздних трудах Юнг [2] развивает концепцию ииия тиМия, воплощающую идею единства Человека и Мира, причем доказывает это единство на уровне сущностных, глубинных структур психики [3]. Таким образом, теория архетипов имеет большое значение для понимания механизмов создания и восприятия визуальных образов. Архетипом является структура, модель, первообраз, протоидея, матрица, в соответствии с которой осуществляется развертка последующих форм [1. С. 211-217]. Эта универсальная вне-личностная, над-историческая и над-вре-менная структура, выражающая обобщенные качества, проявляется через символы. Число архетипов потенциально бесконечно, но набор этих «пра-форм» задан наследственно-генетически. Трактуя архетип как содержащуюся в сфере бессознательного возможность проявления того или иного смысла, Юнг указывает, что, проецируясь в сознательную, личностную сферу, «пустая форма» архетипа уже там заполняется конкретно-смысловым содержанием. Юнг образно уподобляет архетип осевой структуре кристалла, которая сама по себе материально не существует, а лишь задает возможность формирования кристалла в соответствующей среде. Система архетипов является врожденной единой моделью организации опыта, которая наследуется. Архетипы проявляются в творчески

оформленном материале в качестве регулирующих принципов его формирования. Содержание архе-типических образов изменчиво и подвергается влияниям окружающей среды и историческим переменам.

Целью работы является исследование особенностей трансляции врожденных моделей организации опыта в визуальных образах, что связано со спецификой организации композиции, выбором образной структуры и колористического решения.

Моделирование трансляции визуальных образов

Методологической базой построения модели трансляции врожденных структур, представленной на рис. 1, являются исследования психофизиологов [4], связанные со спецификой зрительной перцепции [5], представления гештальтпсихоло-гии о целостности восприятия, а также семиотические исследования, выделяющие следующие аспекты знака:

• синтактику, изучающую синтаксис знаковых структур, способы сочетаний знаков, правила образования этих сочетаний и их преобразований безотносительно к их значениям;

• семантику, изучающую знаковые системы как средства выражения смысла, определенного содержания, правила интерпретации знаков и их сочетаний, смысловую сторону;

• прагматику, рассматривающую соотношение между знаковыми системами и их пользователями, или приемниками-интерпретаторами сообщений.

Этап 1 (рис. 1) связан с особенностями зрительного восприятия: разрешающей способностью сетчатки глаза. На этапе 2 формируются уровни гештальта: пятна, их расположение на поверхности, время, необходимое для восприятия и оформления целостного внутреннего образа, трансляция которого осуществляется в границах каналов, выделенных на основе семиотических исследований. Канал 1 фиксирует нижнюю границу восприятия визуального объекта - однозначно понятые и узнаваемые образы, первичные знаки визуального

языка. Этот канал подчиняется законам универсальной логики в том смысле, что образы являются понятными и узнаваемыми для адресата и адресанта, что допускает вполне точный перевод с одного языка на другой. Информацию этого канала можно транслировать практически без потери смысла.

Канал 2 позволяет выделить структурную специфику организации образов, способы и правила образования визуальных форм. Законы подобия, симметрии, бинарной инверсии, связанные с понятием структурности, с законами и формами существования материи, способны порождать чувственное переживание визуальной формы. В совершенстве проявления визуального образа, в его эстетической организации заключается интуитивное постижение его сути.

Канал 3 представляет уровень врожденных моделей опыта, данных непосредственно сознанию. Это трансцендентальное содержание имплицитно присутствует в структуре визуального образа и отвечает за передачу (трансляцию) смысловых констант. Обращение к базовым формам (архетипам) определяет смысловую наполненность образов.

Верификация модели трансляции

на примере анализа объекта дизайна

На примере анализа дизайна декоративного панно Arbor Mundi (рис. 2) представлено, как врожденные модели организации опыта направляют процессы формообразования и способствуют созданию гармоничных образов с глубоким смысловым наполнением. Процесс трансляции архетипа осуществляется через коллективное бессознательное. В дизайне декоративного панно «Мировое Древо» архетип проявляется через специфику выбора образов, организацию композиции и колористическое решение. Мировое Древо - архетип центра и структуры Мироздания, Порядка и Гармонии Миров, который служит моделью не только для построения картины мира или человека, но и для понимания созидания и творчества, являясь, по определению Юнга, архетипическим образом

Рис. 1. Модель трансляции врожденных моделей организации опыта

Самости: «У деревьев есть индивидуальность. Вот почему дерево часто выступает синонимом личности... Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса... знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней» [2. С. 5].

Архетип Мирового Древа выполняет особую организующую роль, определяя внутреннюю структуру и основные параметры во всех культурах, считается одним из самых древних и представляет собой упорядоченную модель пространства (по вертикали) и времени (по горизонтали). По вертикали Древо делится на три части, каждая из которых традиционно соотносится с одним из миров. Верхняя часть (крона) связывается с птицами, симметрично расположенными на вершине, средняя (ствол) представлена животными (оленями, лосями, коровами и т. п.), либо людьми; в нижней части (корни) изображаются змеи, лягушки, мыши, бобры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища - хтоны. По горизонтали структура Мирового Древа моделирует времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь) и стороны света.

Графический эскиз (рис. 2, а), созданный на основе историко-культурного материала, фиксирует мифологические образы Мирового Древа разных

народов. В нижнем мире представлены медведь, рыба, ящерицы, в среднем мире изображены фигурки мужчины и женщины, в верхнем мире -птицы. Симметричные структуры отражают идею дуальности и связаны с плодородием.

Образ Мирового Древа позволяет сконструировать самые различные модели вселенной, пространства, времени и человека. В композиции (рис. 2, б) тема Древа объединяется с идеей женского начала, охраной и защитой. Образ Женщины композиционно вплетается в образ Древа: тело -ствол, руки - ветви, голова - крона, что имеет глубокий психологический и мистический смысл [6].

Согласно гомотипической теории П.А. Флоренского человеческое тело подразделяется на три уровня: низ (живот), верх (голова) и середина (грудь). Причем, гомотипическими (полярно-симметричными) оказываются в такой картине человека верх и низ, голова и живот. Это касается и их органов, и костно-мышечных тканей, и нервной системы, и сосудистой, и болезней, и их терапии.

Гомотипическими голова и живот оказываются и в функциональном отношении, особенно органы дыхания и речи, с одной стороны, и мочеполовые органы, с другой. И те, и другие производят аналогичный продукт - семя: в первом случае - слово, во втором - яйцеклетку. В соответствии с трехуровневой структурой человеческого тела Флоренский

Рис. 2. Мировое Древо. Дизайн декоративного панно. А. Шишова: а) графический эскиз; б) колористическая композиция

выделяет три вида мистики - мистику живота (телесное), мистику груди (чувственное) и мистику головы (сознательное) [7]. Таким образом, в работах Флоренского, структурно-функциональная организация человеческого тела совпадает с таковой у Мирового Древа: низ (корни, живот) питает соками земли весь организм, середина (ствол, грудь) преобразует эти соки в жизненную (душевную) силу и транспортирует ее наверх - в крону (голову), где она превращается в плод-семя (мысль-слово). Падая в землю (западая в душу), семя обращается там в прах (разлагается, растворяется) и произрастает новым деревом (личностью).

Архетип Arbor Mundi направляет процесс формообразования в дизайне декоративных панно, закрепляя в образе фундаментальные идеи. В отличие от спонтанной реализации (на основе интуитивных озарений), целенаправленное использование архетипов предполагает их осознанное, логически ясное и определенное выражение смыслов, выраженных в системе пластических, композиционных и колористических решениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. - М.; К.: ЗАО «Совер-шенство»-«Рог1;^оуа1», 1997. - 312 с.

2. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. - 1988. - № 1. - С. 130-142.

3. Юнг К.Г. Дух Меркурия. - М.: Изд-во «Канон», 1996. - 129 с.

4. Jacobi J. Die Psychologie von C.G. Jung. - Zurich, Stuttgart: Rascher 1959. - 213 p.

5. Neumann Е. The Great Mother. An Analysis of the Archetype. Princeton: Princeton University Press, 1963. - 120 р.

Заключение

При создании визуального образа композиция, колористическое решение, технология изготовления и выбор материала направлены на то, чтобы вызвать определенную эмоционально-психологическую реакцию (отклик), которая возникает при восприятии образа, и передать глубинные значения, скрытые за внешней формой, доступной сознанию. Это достигается путем включения архетипических базовых констант, влияющих на наше восприятие и направляющих сознание к более глубокому, многомерному осмыслению образа, прочтение которого не ограничивается только актом узнавания и сравнения, но обращает сознание к базовым смыслам, фундирующим наши представления о мире и закрепленным системой архетипов. Понимание специфики трансляции врожденных моделей организации опыта позволяет не только создавать гармоничные визуальные структуры, но и управлять эмоционально-психологическими уровнями их восприятия, направлять внимание (через композицию, цвет, материал) к смысловым (глубинным) аспектам образов.

6. Кухта М.С. Трансляции архетипа arbor mundi в дизайне декоративного панно // Труды Академии технической эстетики и дизайна. - 2013. - № 2. - C. 30-33

7. Флоренский П. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Академический Проект, 2012. - 912 с.

Поступила 27.09.2013 г.

UDC 130.2:745

THE EFFECT OF INHERENT MODELS OF EXPERIENCE ORGANIZATION ON VISUAL IMAGE FORMATION

M.S. Kukhta

Tomsk Polytechnic University E-mail: eukuh@mail.tomsknet.ru

The paper is devoted to the research of mechanisms for creating harmonious and data-intensive visual objects. The purpose of the work is to study features of archetypes (inherent models of experience organization) transmission in visual images and to research their relations with the specifics of composition organization, choice of image structure and color palette. The author uses the methods of analysis and modeling of semiotic systems. The result of the study is the version of transmission model of the visual image, which shows that the efficiency of perception of visual objects is determined by the depth of semantic information and hidden meanings that influence our subconsciousness and guides the process of creation and perception.

Key words:

Inherent model, perception of image, archetype, visual image, transmission.

REFERENCES

1. Jung C.G. Dusha i mif: shest arkhetipov [The soul and the myth. Six archetypes]. Moscow; Kiev, Sovershenstvo-Port-Royal, 1997.312 p.

2. Jung C.G. Ob arkhetipakh kollektivnogo bessoznatelnogo [On archetypes of the collective unconscious]. Voprosy filosofii, 1988, no. 1, pp. 130-142.

3. Jung C.G. The Spirit Mercurius. Moscow, Kanon, 1996. 129 p.

4. Jacobi J. Psychology in the works of C.G. Jung [Die Psychologie von C.G. Jung]. Zurich; Stuttgart, Rascher, 1959. 213 p.

5. Neumann E. The Great Mother. An Analysis of the Archetype, Princeton, Princeton University Press, 1963. 120 p.

6. Kukhta M.S. Translyatsiya arkhetipa arbor mundi v dizayne de-korativnogo panno [Broadcast of archetype arbor mundi in the design of the decorative panel]. Proceedings of the Academy of Technical aesthetics and Design, 2013, no. 2, pp. 30-33

7. Florensky P. Stolp i utverzhdenie Istiny. Opyt pravoslavnoy teo-ditsei v dvenadtsati pismakh [The pillar and ground of the Truth. Experience in Orthodox theodicy in twelve letters]. Moscow, Aca-demichesky Proekt, 2012. 912 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.