Научная статья на тему 'Методы описания величины случайного грузопотока ленточных конвейеровгорных предприятий на основе ее эмпирических распределений'

Методы описания величины случайного грузопотока ленточных конвейеровгорных предприятий на основе ее эмпирических распределений Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы описания величины случайного грузопотока ленточных конвейеровгорных предприятий на основе ее эмпирических распределений»

УДК 621.867 В.П. Дьяченко

МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ ВЕЛИЧИНЫ СЛУЧАЙНОГО ГРУЗОПОТОКА ЛЕНТОЧНЫХ КОНВЕЙЕРОВ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ЕЕ ЭМПИРИЧЕСКИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ

Семинар № 19

Описание величины грузопотока ленточных конвейеров как случайного процесса во времени является в настоящее время общепринятым [1, 2, 3]. При этом величина грузопотока хф представляется в виде произведения непрерывного случайного процесса (непрерывная составляющая) и потока импульсов единичной высоты, характеризующего интервалы поступления и отсутствия груза. Непрерывная составляющая считается гауссовским марковским процессом с экспоненциальной корреляционной функцией, дискретная -простым пуассоновским процессом. Результирующий процесс, следовательно, также является гауссовским марковским, хотя реализации фактических грузопотоков имеют явно выраженные типичные «фигуры» из импульсов (паттерны) и внутреннюю периодичность.

Таким образом, гауссовская модель обезличивает совершенно разные по характеру эмпирические реализации величины грузопотока. Другие недостатки нормального закона распределения обсуждаются, например, в работах [4, 5]. В связи с этим в работе [4] предложено пирсоновское распределение общего вида.

В работе [5] обосновывается распределение величины грузопотока в виде его частного случая-бета-рас-

пределения. Для такого распределения характерна функциональная связь между средней величиной и дисперсией, часто наблюдаемая в реализациях забойных грузопотоков угольных шахт. Но и эта модель не позволяет варьировать вид функциональной связи двух параметров распределения.

В то же время, имеется ряд экспериментальных исследований, в которых установлены функциональные эмпирические связи между различными статистическими характеристиками величины грузопотоков. Однако отсутствует математическая модель случайного грузопотока, в которой можно было бы использовать эти зависимости.

Ниже предложена модель для описания случайного грузопотока на основе его эмпирических характеристик, в которой используются два закона распределения двух независимых параметров. Модель основана на процессах типа «кенгуру»[6].

В отличие от существующих моделей грузопотоков, в рассматриваемом типе процессов интенсивность распределения времени пребывания процесса на различных уровнях х^) функционально связана с величиной этих уровней: у =^х); - а не является постоянной величиной. Такие процессы так же являются марковскими с

некоторым финальным рассмотрение p(x), а плотность вероятности перехода за время dt из состояния х0 в состояние x для них определяется, как

Q(x,dt/x0,0) = [1 - у(x0)dt]£(x - x0) +

+Y( x )Y( xo) P ( x )dt /Y

где у _ средняя интенсивность

переходов.

Плотность Q(x) = у (x)p(x)/ у -плотность вероятности распределения уровней (состояний), а величины p(x)- плотность вероятности распределения величины грузопотока, она выше для тех состояний, которые существуют дольше - для которых Y (x) меньше. Таким образом, эмпирическому определению подлежат два из приведенных выше трех распределений Q(x), y (x)/ Y ,p(x). Корреляционная функция процесса:

X max

К (г) = j (х - х)2 p( х )e(х )Mda,

о

где х - средняя величина грузопотока.

Таким образом, можно описать процесс с корреляционной функцией произвольной сложности. Вид функциональной связи между х и дисперсией определяется функцией Y (х). Анализ реализаций забойных грузопотоков угольных шахт, приведенных в различных источниках, показал, что имеются грузопотоки «отнулевые», при которых выбросы до уровня xmax редки и кратковременны, и грузопотоки «от максимума»,величина которых в основном колеблется вблизи xmax. Поэтому в общем случае распределение p(x) необходимо выражать в виде:

P(x) = Pl5(0) + P2 5(xmax) + ргМ1 - P1-P2), где P1 и P2 _ вероятности нулевого (или другого минимального возможного) и максимального грузопотоков;

Рп(х)- распределение величины грузопотока в диапазоне 0< х< xmax.

Величина Q(x) также должна состоять из трех компонент: Qi, Q2 и q(x). Поскольку величина y(x) может

принимать и большие значения, конечной величиной является обратная ей величина T(x). Распределения T(x) также состоит из трех компонент, т.к. имеет место равенство

p(x)= y Q(x)T(x).

Непрерывную часть этих распределений предполагается списывать с помощью бета-распределения [5]. Если принять y=x/xmax , то плотность распределения величины y при этом имеет вид

f ( y) = ya-1(l - y)b-1.

Г ( a) + Г (b )

0< y <1, (1)

где Г(-)-гамма-функция,а a>1 b>1.

Лля имеющих физической смысл распределений параметров грузопотока показатели степени распределения p(x) должны быть больше показателей степени распределения Q(x) хотя бы на единицу. Лля суммы двух грузопотоков, при x1max=x2max (для иного случая в целях краткости изложения формулы не приводятся):

рМ = Pi(x)*P2(x)

T(x) = (pi*p2)/[(pi Y l)*P2+Pl*(P2 Y 2)],

где * -символ свертки функций.

С достаточно большой точностью свертка может быть представлена при показателях степени в формуле (1), равных для одного распределения a и b, а для второго - с и d, в виде:

fi(y) *4(y) « C(a, b)C(c,d)y3+c-2(2 - y)b+d-2 x

<[C-\a + d, b + c) + £ (1 - y)‘ ]

(2)

где c(a, b) - отношение гамма функций в формуле (1); а j - коэффициен-

=1

ты, определяемые из условия равенства моментов распределения -свертки и приближенного распределения; п - количество моментов распределения, для которых должно быть обеспечено равенство.

1. Шахмейстер Л.Г., Дмитриев В. Г.

Вероятностные методы расчета транспортирующих машин. - М.: Машиностроение,

1983.

2. Основные положения по проектированию подземного транспорта новых и действующих угольных шахт. - М.: ИГД, 1992.

3. Романюха И.Е. Грузопотоки ленточных конвейеров. - В кн.: Развитие и совершенствование шахтного и карьерного транспорта. - М.: Недра, 1973. - С. 15-21.

Заметим, что в формуле (2) наличие коэффициента C(a+d, b+c) обеспечивает равенство плотности точного и приближенного распределений суммы двух грузопотоков в центре распределения у = 1.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Мерцалов Р.В. Обобщение статистики о неравномерности забойных грузопотоков на угольных шахтах. _ В кн.: Шахтный и карьерный транспорт, вып. 9. _ М.: Недра, 1984. _ C. 5 _ 13.

5. Дьяченко В.П. К обоснованию расчетных эксплуатационных режимов ленточных конвейеров горных предприятий. ГИ-АБ. _ М.: МГГУ, № 1, 2003 _ C. 223-224.

6. Brissaud A., Frisch U. Solving linear stochastic differential equations. _ J. Math. Phys., 1974, №5, р. 524-534.

— Коротко об авторах----------------------------------------

Дьяченко В.П. _ Московский государственный горный университет.

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ Д n L L t Г 1 АЦПП

Автор Название работы Специальность Ученая степень

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

ЛИНУЖС Андрис Снижение техногенной нагрузки на грунты при транспортировке и хранении нефтепродуктов на основе использования комплекса физико-химических и микробиологических технологий 25.00.36 к.т.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.