Научная статья на тему 'Методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки'

Методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СТУДЕНТЫ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / СПЕЦКУРС / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ARTISTIC TASTE / ART / STUDENTS / FORMS / METHODS / SPECIAL COURSE / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюков Михаил Юрьевич

Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания личностноуникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются современные методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей ВУЗов I-IV уровня аккредитации в процессе профессиональной подготовки, представлены собственные рекомендации по этому вопросу и предложен авторский спецкурс «Шаги к специальности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бирюков Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods and forms of teaching and educational work aiming to form the artistic taste of the students of artistic specialties

The problem of development and forming of artistic taste of personality is complicated, ambiguous and investigated by the representatives of different sciences. The criteria of aesthetic estimation of all spheres of vital functions of person are focused in artistic taste, it comes forward as invariant basis for creation of personality-unique forms of behaviour, thought and creative activity of personality. The modern forms and methods of teaching and educational work aiming to form the artistic taste of the students of artistic specialities of institute of higher education of the I-IV form of accreditation in the process of their professional training are examined in this article. The own recommendations about this question are also proposed here. And the author’s special course “Steps to the profession” is also shown here.

Текст научной работы на тему «Методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки»

УДК 378.015.31:7

Бирюков Михаил Юрьевич

Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко

birukovmu@rambler.ru

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания личностно-уникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются современные методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей ВУЗов уровня аккредитации в процессе профессиональной подготовки, представлены собственные рекомендации по этому вопросу и предложен авторский спецкурс «Шаги к специальности».

Ключевые слова: художественный вкус, изобразительное искусство, студенты, формы, методы, спецкурс, учебно-воспитательная работа, процесс профессиональной подготовки.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение приобретают вопросы совершенствования эстетического воспитания студентов, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [7; 5].

Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых: Л. Когана, О. Лармина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых: Г. Сковороды, Л. Левчука, Д. Кучерюка, В. Панченко, Г. Шульги, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных: Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey).

Следует заметить, что на результат учебно-воспитательного процесса, по мнению современных ученых, влияет большое количество разнообразных факторов: содержание учебного материала, методы и формы учебно-воспитательной работы, личность педагога и его профессионализм, психофизиологические особенности субъекта процесса.

В современной педагогике разработке методов и их классификации уделяется особое внимание. Исторически первыми методами обучения считаются: методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их общей работы (беседа, диспут, дискуссия).

Ю.К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения:

1. Методы стимулирования и мотивации обучения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и осуждения, выдвижение учебных требований.

2. Методы организации и совершения учебных действий: словесные, наглядные, практические;

индуктивныи, дедуктивный, метод аналогии; проблемно-поисковые, эвристические, исследовательские, репродуктивные (инструктаж, объяснение, тренировки); самостоятельная работа с книгой, с приборами и т.д.

3. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный, лабораторный, методы самоконтроля [1, с. 32].

Эта классификация в современной педагогической науке является общепризнанной. Учебный материал студенты художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки усваивают с помощью методов - объяснительно-иллюстративного, информативного и проблемного обучения, элементов квазипрофессиональной учебной деятельности (моделирование профессиональных контекстов, игровые, коллективные и кооперативные методы обучения), требующие опыта общения с искусством в целом. С помощью методов (беседа, дискуссия, экскурсия, преподавательский показ и т. д.) студенты имеют возможность усваивать художественные каноны, накапливать художественные знания, обогащать художественный опыт, формировать художественный вкус и личностное отношение к приобретенным теоретическим знаниям, получить представление о характере художественно-творческой деятельности. Овладение знаниями, умениями и навыками происходит наиболее эффективно в процессе самостоятельной работы студентов в разнообразных направлениях художественно-творческой деятельности (выполнение набросков, зарисовок, эскизов, проектирование, конструирование, макетирование и т. д.).

В соответствии со знаково-контекстным обучением А.А. Вербицкого, в процессе профессиональной подготовки выделяются три базовых формы деятельности тех, кого обучают: учебная деятельность академического типа (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа); квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий); учебно-профессиональная дея-

Вестник КГУ А 2016

© Бирюков М.Ю., 2016

178

тельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование) [4, с. 76-77].

Переходными от одной базовой формы к другой являются разнообразные формы обучения: проблемные лекции, лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, разыгрывание ролей, защита курсовых проектов, спецкурсы, спецсеминары [Там же].

Таким образом, метод - искусство преподавателя направлять мысли студентов в необходимое русло и организовывать работу в соответствии с учебным планом. В структуру метода входят содержание обучения, пути достижения цели, активность студентов, методические приемы, цель, способы, задачи, инструменты, средства, правила и педагогическое мастерство преподавателя (как главный инструмент педагогической деятельности, лишь с его помощью вырабатывается продукт обучения, совершается взаимодействие преподавателя и студентов).

Т.Н. Осинина занимаясь исследованиями развития способностей обучающихся в рамках си-стемно-деятельностного подхода, подчеркивает необходимость «.. .существенной перестройки традиционного урока, его инновационных преобразований не столько в части содержания, сколько в направлении модернизации методов, приемов и форм организации обучения [8, с. 24].

Мы предлагаем для формирования художественного вкуса у студентов художественных спе-

циальностей в процессе профессиональной подготовки следующую классификацию (см. рис. 1). Пользуясь данной классификацией, преподаватель определяет те оптимальные методы и формы, которые дают возможность студентам осознанно воспринимать учебную информацию, быть максимально активными в процессе обучения.

Следует отметить, что одной из определяющих учебно-воспитательных форм работы по формированию художественного вкуса является проведение лекций и бесед об изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне, где большое значение имеет художественно-эмоциональный рассказ. Опытные преподаватели «подогревают» свой рассказ чувством уважения к художнику, к его труду. Это чувство проявляется не столько в словах, сколько в оттенках голоса и паузах, интонациях и в ритме речи.

Однако, преподаватели, умеющие красноречиво и художественно-эмоционально рассказывать, встречаются не так часто. Сухие рассуждения, лишенные чувства, яркости красок и оттенков, не раскроют духовный мир героев, не передадут их светлые мысли и чувства, не обогатят студентов нравственно и эстетически, не пробудят у них стремление к художественному и прекрасному. Часто преподаватели недооценивают тот факт, что неразвитый художественный вкус оборачивается не развитием интеллекта и сознания в целом. Поэтому в учебных заведениях художественных специальностей формированию художественного вкуса должно уделяться такое же внимание, как и развитию мыш-

Рис. 1. Формы и методы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки

ления, ведь обществу нужен человек не только со светлой головой, но и с чувствительным сердцем.

К инструментарию суггестивной технологии принадлежит метод создания эмоциогенных ситуаций. Его целью является переживание чувства успеха, а источником выступает речь преподавателя, которая должна быть выразительной, ярко эмоциональной, чтобы вызвать у студентов чувства прекрасного, удивления, восхищения. В ходе социологического исследования студенты художественных учебных заведений на первое место поставили личность преподавателя (39,7%), на второе - содержание темы лекции, семинара (36,4%), на третье -требовательность оценки (21,8%) [3, с. 96].

При оценивании эмоционально-психологического аспекта преподавания на первое место среди позитивных качеств преподавателя студенты поставили яркую, образную речь преподавателя, на второе - умение приводить яркие запоминающиеся примеры, на третье - убедительность преподавателя. Среди негативных: первое - недостаточно творческое изложение материала, лишнее цитирование, второе - отсутствие запоминающихся примеров, третье - сухая, невыразительная речь. Студенты также отметили ограниченное культурное мировоззрение части преподавателей и школьные методы преподавания. О том, каким должен быть учитель, прекрасно сказал грузинский писатель Н. Думбад-зе: «Учитель должен владеть четырьмя тайнами: безграничной любовью к детям, безграничной любовью к предмету, которому учит, способностью привить эту любовь как неизлечимую болезнь другим и, наконец, уметь быть в наивысшей степени современным..., по-другому всякая попытка стать учителем - ошибочна и безрезультативна» [6, с. 58].

Одним из педагогически оправданных методов развития у студентов способности к целостному эмоционально-осознанному усвоению эстетических явлений является сравнительно-сопоставимый метод, который способствует более тонкому пониманию искусства, различению отдельных чувств, средств их выражения. Этот метод можно использовать как при сравнении произведений одного вида искусства, так и при сопоставлении нескольких видов, что дает возможность студентам не только глубже понять специфику выражения чувств в живописи, графике и скульптуре, но и закрепить представления об искусстве как специфической форме отображения окружающего мира.

В учебно-воспитательной работе со студентами художественных специальностей широко используется метод адекватных эмоций. Сущность его состоит в том, что бы вызвать у студентов определенные чувства, эмоции, настроения, адекватные изображенному состоянию человека или природы. Так, взаимодействие и интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла позволяет студентам дополнить, углубить собственное

представление об окружающей среде, соединить разрозненные чувства в определенный органичный сплав, индивидуализировать художественный вкус. Дальнейшее формирование художественного вкуса предполагает соотношение особенностей окружающей среды и воплощение в художественных произведениях с учетом личности воспринимающего, его индивидуального эмоционального опыта, субъективным видением мира.

Опыт работы показывает, что использование методов анализа художественных произведений, соотношения художественных образцов по принципам аналогии, контраста и обобщения побуждает студентов художественных специальностей творчески относиться к выполнению самостоятельных художественных заданий, способствует глубокому постижению художественных произведений, раскрытию их новых аспектов. В своей художественно-творческой деятельности студенты осваивают путь постепенного усложнения интеллектуально-логических заданий, а именно: от анализа полученных знаний и осознания эмоций до глубокого понимания процесса их применения в профессионально-творческой деятельности.

Как одну из форм учебно-воспитательной работы, мы предлагаем авторский спецкурс «Шаги к специальности» [2]. Своеобразие действий преподавателя во время проведения спецкурса заключается в умении, одновременно руководя ходом и анализом занятий, поставить студента в позицию субъекта художественно-творческой деятельности, которая будет способствовать актуализации усвоенных знаний, формированию определенных умений и навыков, необходимых для восприятия произведений изобразительного искусства и самостоятельной творческой деятельности.

Спецкурс «Шаги к специальности» содержит теоретические и практические занятия и базируется на таких дидактичных принципах:

принцип художественности, который ориентирует не только на приобретение теоретических знаний об определенном виде искусства на ярких примерах, но и на практическое овладение его специфическими особенностями;

принцип учета непосредственных эмоциональных впечатлений, которые возникают в процессе восприятия конкретно-чувственного содержания художественного образа. Эти эмоции всегда имеют индивидуально-неповторимые черты, что присущие каждому отдельному субъекту;

принцип неповторимости, своеобразия опыта художественно-творческого общения каждого студента. Этот принцип открывает новую феноменологическую сущность постижения искусства;

принцип осознания личных впечатлений от искусства и целесообразных путей их использования в собственной художественно-творческой деятельности.

180

Вестник КГУ ^ 2016

Таблица 1

Тематический план спецкурса «Шаги к специальности»

№ п/п Содержание курса Количество часов Всего

теоретические занятия практические занятия

Модуль 1. «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» 34 8 42

1.1 Виды искусства. Жанры, жанровые разновидности и роды изобразительного искусства. 2 2

1.2 Виды и изобразительные средства рисунка. Технические разновидности живописи и приемы работы акварелью. Материалы, инструменты и принадлежности для рисунка и акварельной живописи. 8 6 12

1.3 Изобразительные средства графического искусства. 8 8

1.4 Изобразительные средства живописного искусства. 8 8

1.5 Изобразительные средства скульптуры. 8 8

1.6 Тестирование по первому модулю. 2 2

Модуль 2. «Формирование практических умений будущих специалистов в области пространственных видов искусства и дизайна» 40 44 84

2.1 Форма как феномен изобразительного искусства. Особенности и ассоциативность восприятия геометрических форм. 8 8 16

2.2 Техники авторской печати в современном графическом искусстве. 8 8 16

2.3 Графический художественный образ как процесс познания окружающей действительности. Понимание художественного образа в своеобразных видах графического искусства - плакат и книжная иллюстрация. 8 8 16

2.4 Карикатура, шарж, комикс как разновидности газетно-журнальной графики. 8 8 16

2.5 Использование психофизиологических особенностей восприятия цвета в живописи и современном дизайне. 8 8 16

2.6 Тестирование по второму модулю. 4 4

Модуль 3. «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» 40 44 84

3.1 Пиктограмма как элемент знаково-символической системы. 8 8 16

3.2 Линорит и гипсорит как оригинальные техники современного графического искусства. 8 8 16

3.3 Витраж как разновидность живописного искусства: исторические и современные средства его изготовления. 8 8 16

3.4 Мозаика как разновидность живописи. 8 8 16

3.5 Интарсия и маркетри как разновидность деревянных мозаичных изделий. 8 8 16

3.6 Тестирование по третьему модулю. 4 4

ИТОГО ЗА КУРС 114 96 210

Спецкурс «Шаги к специальности» разработан для студентов 1-У курсов, он базируется на синтезе изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, предполагает гуманистическую позицию преподавания, имеет профессиональную направленность, состоит из трех взаимозависимых содержательных модулей: «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» (теоретический), «Формирование практических умений будущих специалистов в области пространственных видов искусства и дизайна» (практический) и «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» (творческий) (см. табл.).

Первый модуль «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» (42 ч.) предназначен для студентов I курса обучения, имеет теоретическую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретические занятия -

34 ч., практические занятия - 8 ч. Подчеркнем, что первый модуль содержит больше лекционного материала, что необходимо для основательного и дальнейшего свободного ориентирования студентов в теории учебных спецдисциплин из цикла профессионально-практической и фундаментальной подготовки [2, с. 9-102].

Уделяя важное внимание теоретическому материалу, знакомящему с видами, жанрами и родами изобразительного искусства - графикой, живописью и скульптурой на примерах работ выдающихся художников древности и современности, лекции сопровождаются просмотром репродукций произведений (благодаря мультимедийным средствам), которые помогают студентам глубже понять изобразительные средства пространственных видов искусства, учат анализировать художественные произведения и высказывать собственное отношение к ним, иначе говоря - формируют художественный вкус личности.

Второй модуль «Формирование практических умений будущих специалистов в области про-

странственных видов искусства и дизайна» (84 ч.) предназначен для студентов II-III курсов обучения, имеет теоретико-практическую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретических занятий - 40 ч., практических - 44 ч. В этом модуле практически равное количество часов лекционного и практического материала, поскольку студенты уже освоили теоретические знания, достаточные для свободного ориентирования в теории учебных спецдисциплин по профессионально-практической и фундаментальной подготовке [2, с. 103-142].

Третий модуль «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» (84 ч.) предназначен для студентов IV-V курсов обучения, имеет теоретико-творческую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретические занятия - 40 ч., практические занятия - 44 ч. [2, с. 143-177].

Основополагающей целью спецкурса является формирование эстетических и художественных вкусов, обеспечивающих многогранную подготовку студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Таким образом, используя все разнообразие методов и форм учебно-воспитательной работы, не следует забывать, что организация постоянного контакта студентов с художественно-эстетическими ценностями является важнейшим фактором в формировании художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки. Поскольку окружающий мир, тем более мир, отображенный в произведениях изобразительного искусства, существует и как объект практической деятельности человека, и как предмет альтруистического созерцания, и как источник эстетического наслаждения, эмоций, чувств. Чрезвычайно важно акцентировать внимание студентов на таких существенных признаках прекрасного, как разнообразность, гармония, целостность, оригинальность, выразительность и т. д. Главная задача при этом - вызвать у студен-

тов надлежащий эмоциональный отзыв на события и явления, которые являются объектом их наблюдений, углубить и усовершенствовать процесс эстетического созерцания, который в свою очередь активизирует и обогащает их собственный опыт, развивает творческое воображение, стимулирует духовно-эмоциональное отношение к творчеству.

Библиографический список

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.

2. Бiрюков М.Ю. Кроки до фаху: спецкурс для студенпв мистецьких спещальностей. - Луганськ: Вид-во «Ноулвдж», 2014. - 217 с.

3. Бiрюков М.Ю. Проблеми оргашзацп довузiвськоl тдготовки студенпв i адаптацп першокурснишв // Освгга на Луганщиш. - 2008. -№ 1 (28). - С. 93-98.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

5. Закон Украши «Про вищу освиу» № 1556-VII: остання редакщя вщ 01.01.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.dtkt.ua/ ua/doc/1204.353.0 (дата обращения: 19.02.2015).

6. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.

7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: по состоянию на 01.09.2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 11.09.2015).

8. Осинина Т.Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 24.

182

Вестник КГУ _J 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.