УДК 378.015.31:7
Бирюков Михаил Юрьевич
Луганский государственный университет им. Тараса Шевченко
birukovmu@rambler.ru
МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Проблема развития и формирования художественного вкуса личности является сложной, неоднозначной и исследуется представителями разных наук. В художественном вкусе сфокусированы критерии эстетической оценки всех сфер жизнедеятельности человека, он выступает в качестве инвариантной основы для создания личностно-уникальных форм поведения, мышления и творческой деятельности личности. В статье рассматриваются современные методы и формы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей ВУЗов уровня аккредитации в процессе профессиональной подготовки, представлены собственные рекомендации по этому вопросу и предложен авторский спецкурс «Шаги к специальности».
Ключевые слова: художественный вкус, изобразительное искусство, студенты, формы, методы, спецкурс, учебно-воспитательная работа, процесс профессиональной подготовки.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, а также Законе Украины «Про высшее образование» № 1556-VII отмечено, что особое значение приобретают вопросы совершенствования эстетического воспитания студентов, формирования и развития эстетических чувств, художественных интересов и вкусов в процессе профессиональной подготовки [7; 5].
Ряд концепций, пути и формы развития художественного вкуса отражены в научных трудах российских ученых: Л. Когана, О. Лармина, В. Разумного, В. Скатерщикова, Б. Лихачева, Б. Юсова; украинских ученых: Г. Сковороды, Л. Левчука, Д. Кучерюка, В. Панченко, Г. Шульги, Л. Масол, Г. Шевченко; зарубежных: Ганса Юргена Айзенка (Hans Jürgen Eysenck); Майкла Д. Коула (Michael D. Cole); Фрэнка Пламптона Рамсея (Frank Plumpton Ramsey).
Следует заметить, что на результат учебно-воспитательного процесса, по мнению современных ученых, влияет большое количество разнообразных факторов: содержание учебного материала, методы и формы учебно-воспитательной работы, личность педагога и его профессионализм, психофизиологические особенности субъекта процесса.
В современной педагогике разработке методов и их классификации уделяется особое внимание. Исторически первыми методами обучения считаются: методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их общей работы (беседа, диспут, дискуссия).
Ю.К. Бабанский предложил три основные группы методов обучения:
1. Методы стимулирования и мотивации обучения: познавательные игры, учебные дискуссии, методы учебного поощрения и осуждения, выдвижение учебных требований.
2. Методы организации и совершения учебных действий: словесные, наглядные, практические;
индуктивныи, дедуктивный, метод аналогии; проблемно-поисковые, эвристические, исследовательские, репродуктивные (инструктаж, объяснение, тренировки); самостоятельная работа с книгой, с приборами и т.д.
3. Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный, лабораторный, методы самоконтроля [1, с. 32].
Эта классификация в современной педагогической науке является общепризнанной. Учебный материал студенты художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки усваивают с помощью методов - объяснительно-иллюстративного, информативного и проблемного обучения, элементов квазипрофессиональной учебной деятельности (моделирование профессиональных контекстов, игровые, коллективные и кооперативные методы обучения), требующие опыта общения с искусством в целом. С помощью методов (беседа, дискуссия, экскурсия, преподавательский показ и т. д.) студенты имеют возможность усваивать художественные каноны, накапливать художественные знания, обогащать художественный опыт, формировать художественный вкус и личностное отношение к приобретенным теоретическим знаниям, получить представление о характере художественно-творческой деятельности. Овладение знаниями, умениями и навыками происходит наиболее эффективно в процессе самостоятельной работы студентов в разнообразных направлениях художественно-творческой деятельности (выполнение набросков, зарисовок, эскизов, проектирование, конструирование, макетирование и т. д.).
В соответствии со знаково-контекстным обучением А.А. Вербицкого, в процессе профессиональной подготовки выделяются три базовых формы деятельности тех, кого обучают: учебная деятельность академического типа (лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа); квазипрофессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий); учебно-профессиональная дея-
Вестник КГУ А 2016
© Бирюков М.Ю., 2016
178
тельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, дипломное проектирование) [4, с. 76-77].
Переходными от одной базовой формы к другой являются разнообразные формы обучения: проблемные лекции, лабораторно-практические занятия, имитационное моделирование, анализ конкретных производственных ситуаций, разыгрывание ролей, защита курсовых проектов, спецкурсы, спецсеминары [Там же].
Таким образом, метод - искусство преподавателя направлять мысли студентов в необходимое русло и организовывать работу в соответствии с учебным планом. В структуру метода входят содержание обучения, пути достижения цели, активность студентов, методические приемы, цель, способы, задачи, инструменты, средства, правила и педагогическое мастерство преподавателя (как главный инструмент педагогической деятельности, лишь с его помощью вырабатывается продукт обучения, совершается взаимодействие преподавателя и студентов).
Т.Н. Осинина занимаясь исследованиями развития способностей обучающихся в рамках си-стемно-деятельностного подхода, подчеркивает необходимость «.. .существенной перестройки традиционного урока, его инновационных преобразований не столько в части содержания, сколько в направлении модернизации методов, приемов и форм организации обучения [8, с. 24].
Мы предлагаем для формирования художественного вкуса у студентов художественных спе-
циальностей в процессе профессиональной подготовки следующую классификацию (см. рис. 1). Пользуясь данной классификацией, преподаватель определяет те оптимальные методы и формы, которые дают возможность студентам осознанно воспринимать учебную информацию, быть максимально активными в процессе обучения.
Следует отметить, что одной из определяющих учебно-воспитательных форм работы по формированию художественного вкуса является проведение лекций и бесед об изобразительном, декоративно-прикладном искусстве и дизайне, где большое значение имеет художественно-эмоциональный рассказ. Опытные преподаватели «подогревают» свой рассказ чувством уважения к художнику, к его труду. Это чувство проявляется не столько в словах, сколько в оттенках голоса и паузах, интонациях и в ритме речи.
Однако, преподаватели, умеющие красноречиво и художественно-эмоционально рассказывать, встречаются не так часто. Сухие рассуждения, лишенные чувства, яркости красок и оттенков, не раскроют духовный мир героев, не передадут их светлые мысли и чувства, не обогатят студентов нравственно и эстетически, не пробудят у них стремление к художественному и прекрасному. Часто преподаватели недооценивают тот факт, что неразвитый художественный вкус оборачивается не развитием интеллекта и сознания в целом. Поэтому в учебных заведениях художественных специальностей формированию художественного вкуса должно уделяться такое же внимание, как и развитию мыш-
Рис. 1. Формы и методы учебно-воспитательной работы по формированию художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки
ления, ведь обществу нужен человек не только со светлой головой, но и с чувствительным сердцем.
К инструментарию суггестивной технологии принадлежит метод создания эмоциогенных ситуаций. Его целью является переживание чувства успеха, а источником выступает речь преподавателя, которая должна быть выразительной, ярко эмоциональной, чтобы вызвать у студентов чувства прекрасного, удивления, восхищения. В ходе социологического исследования студенты художественных учебных заведений на первое место поставили личность преподавателя (39,7%), на второе - содержание темы лекции, семинара (36,4%), на третье -требовательность оценки (21,8%) [3, с. 96].
При оценивании эмоционально-психологического аспекта преподавания на первое место среди позитивных качеств преподавателя студенты поставили яркую, образную речь преподавателя, на второе - умение приводить яркие запоминающиеся примеры, на третье - убедительность преподавателя. Среди негативных: первое - недостаточно творческое изложение материала, лишнее цитирование, второе - отсутствие запоминающихся примеров, третье - сухая, невыразительная речь. Студенты также отметили ограниченное культурное мировоззрение части преподавателей и школьные методы преподавания. О том, каким должен быть учитель, прекрасно сказал грузинский писатель Н. Думбад-зе: «Учитель должен владеть четырьмя тайнами: безграничной любовью к детям, безграничной любовью к предмету, которому учит, способностью привить эту любовь как неизлечимую болезнь другим и, наконец, уметь быть в наивысшей степени современным..., по-другому всякая попытка стать учителем - ошибочна и безрезультативна» [6, с. 58].
Одним из педагогически оправданных методов развития у студентов способности к целостному эмоционально-осознанному усвоению эстетических явлений является сравнительно-сопоставимый метод, который способствует более тонкому пониманию искусства, различению отдельных чувств, средств их выражения. Этот метод можно использовать как при сравнении произведений одного вида искусства, так и при сопоставлении нескольких видов, что дает возможность студентам не только глубже понять специфику выражения чувств в живописи, графике и скульптуре, но и закрепить представления об искусстве как специфической форме отображения окружающего мира.
В учебно-воспитательной работе со студентами художественных специальностей широко используется метод адекватных эмоций. Сущность его состоит в том, что бы вызвать у студентов определенные чувства, эмоции, настроения, адекватные изображенному состоянию человека или природы. Так, взаимодействие и интеграция дисциплин художественно-эстетического цикла позволяет студентам дополнить, углубить собственное
представление об окружающей среде, соединить разрозненные чувства в определенный органичный сплав, индивидуализировать художественный вкус. Дальнейшее формирование художественного вкуса предполагает соотношение особенностей окружающей среды и воплощение в художественных произведениях с учетом личности воспринимающего, его индивидуального эмоционального опыта, субъективным видением мира.
Опыт работы показывает, что использование методов анализа художественных произведений, соотношения художественных образцов по принципам аналогии, контраста и обобщения побуждает студентов художественных специальностей творчески относиться к выполнению самостоятельных художественных заданий, способствует глубокому постижению художественных произведений, раскрытию их новых аспектов. В своей художественно-творческой деятельности студенты осваивают путь постепенного усложнения интеллектуально-логических заданий, а именно: от анализа полученных знаний и осознания эмоций до глубокого понимания процесса их применения в профессионально-творческой деятельности.
Как одну из форм учебно-воспитательной работы, мы предлагаем авторский спецкурс «Шаги к специальности» [2]. Своеобразие действий преподавателя во время проведения спецкурса заключается в умении, одновременно руководя ходом и анализом занятий, поставить студента в позицию субъекта художественно-творческой деятельности, которая будет способствовать актуализации усвоенных знаний, формированию определенных умений и навыков, необходимых для восприятия произведений изобразительного искусства и самостоятельной творческой деятельности.
Спецкурс «Шаги к специальности» содержит теоретические и практические занятия и базируется на таких дидактичных принципах:
принцип художественности, который ориентирует не только на приобретение теоретических знаний об определенном виде искусства на ярких примерах, но и на практическое овладение его специфическими особенностями;
принцип учета непосредственных эмоциональных впечатлений, которые возникают в процессе восприятия конкретно-чувственного содержания художественного образа. Эти эмоции всегда имеют индивидуально-неповторимые черты, что присущие каждому отдельному субъекту;
принцип неповторимости, своеобразия опыта художественно-творческого общения каждого студента. Этот принцип открывает новую феноменологическую сущность постижения искусства;
принцип осознания личных впечатлений от искусства и целесообразных путей их использования в собственной художественно-творческой деятельности.
180
Вестник КГУ ^ 2016
Таблица 1
Тематический план спецкурса «Шаги к специальности»
№ п/п Содержание курса Количество часов Всего
теоретические занятия практические занятия
Модуль 1. «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» 34 8 42
1.1 Виды искусства. Жанры, жанровые разновидности и роды изобразительного искусства. 2 2
1.2 Виды и изобразительные средства рисунка. Технические разновидности живописи и приемы работы акварелью. Материалы, инструменты и принадлежности для рисунка и акварельной живописи. 8 6 12
1.3 Изобразительные средства графического искусства. 8 8
1.4 Изобразительные средства живописного искусства. 8 8
1.5 Изобразительные средства скульптуры. 8 8
1.6 Тестирование по первому модулю. 2 2
Модуль 2. «Формирование практических умений будущих специалистов в области пространственных видов искусства и дизайна» 40 44 84
2.1 Форма как феномен изобразительного искусства. Особенности и ассоциативность восприятия геометрических форм. 8 8 16
2.2 Техники авторской печати в современном графическом искусстве. 8 8 16
2.3 Графический художественный образ как процесс познания окружающей действительности. Понимание художественного образа в своеобразных видах графического искусства - плакат и книжная иллюстрация. 8 8 16
2.4 Карикатура, шарж, комикс как разновидности газетно-журнальной графики. 8 8 16
2.5 Использование психофизиологических особенностей восприятия цвета в живописи и современном дизайне. 8 8 16
2.6 Тестирование по второму модулю. 4 4
Модуль 3. «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» 40 44 84
3.1 Пиктограмма как элемент знаково-символической системы. 8 8 16
3.2 Линорит и гипсорит как оригинальные техники современного графического искусства. 8 8 16
3.3 Витраж как разновидность живописного искусства: исторические и современные средства его изготовления. 8 8 16
3.4 Мозаика как разновидность живописи. 8 8 16
3.5 Интарсия и маркетри как разновидность деревянных мозаичных изделий. 8 8 16
3.6 Тестирование по третьему модулю. 4 4
ИТОГО ЗА КУРС 114 96 210
Спецкурс «Шаги к специальности» разработан для студентов 1-У курсов, он базируется на синтезе изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, предполагает гуманистическую позицию преподавания, имеет профессиональную направленность, состоит из трех взаимозависимых содержательных модулей: «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» (теоретический), «Формирование практических умений будущих специалистов в области пространственных видов искусства и дизайна» (практический) и «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» (творческий) (см. табл.).
Первый модуль «Особенности восприятия произведений изобразительного искусства как феномен проявления художественного вкуса» (42 ч.) предназначен для студентов I курса обучения, имеет теоретическую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретические занятия -
34 ч., практические занятия - 8 ч. Подчеркнем, что первый модуль содержит больше лекционного материала, что необходимо для основательного и дальнейшего свободного ориентирования студентов в теории учебных спецдисциплин из цикла профессионально-практической и фундаментальной подготовки [2, с. 9-102].
Уделяя важное внимание теоретическому материалу, знакомящему с видами, жанрами и родами изобразительного искусства - графикой, живописью и скульптурой на примерах работ выдающихся художников древности и современности, лекции сопровождаются просмотром репродукций произведений (благодаря мультимедийным средствам), которые помогают студентам глубже понять изобразительные средства пространственных видов искусства, учат анализировать художественные произведения и высказывать собственное отношение к ним, иначе говоря - формируют художественный вкус личности.
Второй модуль «Формирование практических умений будущих специалистов в области про-
странственных видов искусства и дизайна» (84 ч.) предназначен для студентов II-III курсов обучения, имеет теоретико-практическую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретических занятий - 40 ч., практических - 44 ч. В этом модуле практически равное количество часов лекционного и практического материала, поскольку студенты уже освоили теоретические знания, достаточные для свободного ориентирования в теории учебных спецдисциплин по профессионально-практической и фундаментальной подготовке [2, с. 103-142].
Третий модуль «Синтез пространственных видов искусства и дизайна в системе профессионального художественного образования» (84 ч.) предназначен для студентов IV-V курсов обучения, имеет теоретико-творческую направленность. Он состоит из пяти тем и тестирования, теоретические занятия - 40 ч., практические занятия - 44 ч. [2, с. 143-177].
Основополагающей целью спецкурса является формирование эстетических и художественных вкусов, обеспечивающих многогранную подготовку студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки.
Таким образом, используя все разнообразие методов и форм учебно-воспитательной работы, не следует забывать, что организация постоянного контакта студентов с художественно-эстетическими ценностями является важнейшим фактором в формировании художественного вкуса у студентов художественных специальностей в процессе профессиональной подготовки. Поскольку окружающий мир, тем более мир, отображенный в произведениях изобразительного искусства, существует и как объект практической деятельности человека, и как предмет альтруистического созерцания, и как источник эстетического наслаждения, эмоций, чувств. Чрезвычайно важно акцентировать внимание студентов на таких существенных признаках прекрасного, как разнообразность, гармония, целостность, оригинальность, выразительность и т. д. Главная задача при этом - вызвать у студен-
тов надлежащий эмоциональный отзыв на события и явления, которые являются объектом их наблюдений, углубить и усовершенствовать процесс эстетического созерцания, который в свою очередь активизирует и обогащает их собственный опыт, развивает творческое воображение, стимулирует духовно-эмоциональное отношение к творчеству.
Библиографический список
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
2. Бiрюков М.Ю. Кроки до фаху: спецкурс для студенпв мистецьких спещальностей. - Луганськ: Вид-во «Ноулвдж», 2014. - 217 с.
3. Бiрюков М.Ю. Проблеми оргашзацп довузiвськоl тдготовки студенпв i адаптацп першокурснишв // Освгга на Луганщиш. - 2008. -№ 1 (28). - С. 93-98.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
5. Закон Украши «Про вищу освиу» № 1556-VII: остання редакщя вщ 01.01.2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.dtkt.ua/ ua/doc/1204.353.0 (дата обращения: 19.02.2015).
6. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. - М.: Высшая школа, 1990. - 304 с.
7. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012: по состоянию на 01.09.2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 11.09.2015).
8. Осинина Т.Н. Развитие способностей обучающихся на уроке в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2015. - Т. 21. - № 3. - С. 24.
182
Вестник КГУ _J 2016