Научная статья на тему 'Методы государственного регулирования животноводства'

Методы государственного регулирования животноводства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
566
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Е. Е.

В статье рассмотрен государственный механизм регулирования цен на продукцию отрасли животноводства и раскрыты основные направления по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of state regulation of livestock farming

The author focuses on the state mechanism of price adjustment of the products of animal husbandry and points out the main directions of its improvement.

Текст научной работы на тему «Методы государственного регулирования животноводства»

Методы государственного регулирования животноводства

Е. Е. Сорокина, к.э.н., ст. научный сотрудник,

ВНИЭТУСХ

Состояние животноводства в РФ показывает, что в сложившихся условиях хозяйствования сельские товаропроизводители не могут самостоятельно наращивать объемы производства мяса до размеров, необходимых для удовлетворения потребности населения страны в этих продуктах питания за счет внутреннего производства. Необходимо действенное государственное регулирование развития животноводства.

На основе проведенного анализа и прогноза увеличения численности поголовья скота, повышения продуктивности животных и роста объемов продукции целесообразна разработка федеральной и региональной программ развития животноводства. В программах, в частности, следует предусмотреть:

— установление гарантированных цен реализации продукции;

— различного рода субсидии (на сохранение и увеличение поголовья скота, повышение его продуктивности, рост объемов производства валовой и товарной продукции, приобретение машин и оборудования, развитие племенного животноводства, ветеринарное обслуживание), размер которых с учетом гарантированных цен реализации обеспечивал бы уровень рентабельности товарной продукции животноводства в пределах 25—30%;

— выделение целевых бюджетных ассигнований на разработку и осуществление инновационных проектов;

— формирование современного рынка животноводческой продукции, включая развитие его инфраструктуры и защиту интересов отечественного товаропроизводителя;

— договорную систему оказания государственной поддержки товаропроизводителям животноводческой продукции.

Финансовые проблемы сельского хозяйства

существуют, и мнение, что рынок все отрегулирует и расставит по своим местам, ошибочно, так как без государственного регулирования цен на аграрную продукцию они не будут решены в ближайшее время, потому что уровень финансирования сельского хозяйства на сегодняшний день недостаточен для успешной производственной деятельности сельхозпредприятий.

Гарантированные цены определяют минимально допустимую границу уровня цен на сельскохозяйственную продукцию, выполняют страховую функцию защиты доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются с их согласия для закупки продукции государством в пределах объемов, определяемых на федеральном и региональном уровнях. Практика применения гарантированных цен показала, что для их использования необходимо финансовое обеспечение. Объем финансовых ресурсов для поддержки гарантированных цен прямо пропорционален количеству продуктов, закупаемых в федеральный фонд, уровню этих цен и темпам инфляции.

Для продукции животноводства механизм финансового обеспечения гарантированных цен вообще не был предусмотрен. Мясокомбинаты и молочные заводы должны были закупать скот и молоко в федеральный фонд не по договорным, а по более высоким гарантированным ценам. Но в этом переработчики не были заинтересованы. С повышением цен на сырье у них возрастали трудности со сбытом продукции, снижалась прибыль. Гарантированные закупочные цены на сельхозпродукцию не вписались в рыночные отношения и, практически, не действовали.

Недостатком действующей системы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей являлось отсутствие правовой базы, что делало ее крайне нестабильной и зависимой от принимаемых разовых и часто субъективных решений. Кроме того, нерегулярные, неритмичные, неполные выплаты обесценивались инфляцией и часто не доставались аграрным хозяйствам, увеличивая доходы в смежных с сельским хозяйством монополизированных отраслях.

В переходный период одной из антимонопольных мер становится стабилизация закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, их регулирование относится к области макроэкономической политики. Важнейшее направление регулирования цен — контроль за паритетом цен сельского хозяйства и других отраслей. Рыночный тип деятельности предполагает гибкую систему его поддержания в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Изучение опыта зарубежных стран показывает, что наряду с прямым установлением цен государственные органы осуществляют и контроль за ценами. В развитых странах со смешан-

ной экономикой сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции. Эти рычаги государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий должны воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства.

Государственное регулирование заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на используемое сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов.

Ценовое регулирование аграрного рынка вовсе не означает административное вмешательство государства в процесс формирования рыночных цен. Данный механизм должен действовать параллельно рыночному. Главный его аспект — регулирование рыночных цен и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в тех случаях, когда цены снижаются до уровня, при котором становится невозможным продолжать нормальную хозяйственную деятельность. Несформированность рынка в России, рост цен на ресурсы для сельского хозяйства, падение покупательной способности населения вследствие удорожания продовольствия

— вот те причины, по которым необходимо активизировать роль государства в регулировании агропромышленного производства. Параллельно системе рыночных цен в стране должны функционировать цены, регулируемые государством и выполняющие возложенные на них функции.

Основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. Важнейшие направления государственной ценовой политики определяются законодательными и правовыми нормативными актами, которые предусматривают дальнейшую либерализацию цен и развитие конкуренции на товарных рынках в сочетании с государственным регулированием цен.

Государственная ценовая политика России не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Такой контроль помогает осуществить обратную связь с регио-

нами, позволяет судить о фактическом положении дел в области ценообразования на местах, о том, как выполняются и насколько действенны нормативные акты, принимаемые по этим вопросам. На основе полученной в ходе проверок информации можно оперативно устранять недостатки и вносить изменения и дополнения в государственную ценовую политику.

В настоящее время ситуация в АПК такова, что необходимо неотложное государственное вмешательство — в первую очередь в развитие рынка продовольствия, повышение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей и доходности агропромышленного комплекса в целом — путем принятия соответствующих правовых законодательных актов, прежде всего, по регулированию цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Основные предложения по ценообразованию в АПК можно свести к следующему:

— рассматривать издержки и цены в агропромышленном комплексе на всех этапах их формирования;

— способствовать рациональному функционированию механизма ценообразования как совокупности двух систем: саморегулируемой (рыночной, сформированной эквивалентными отношениями) и регулируемой (государственные цены и системы ограничений);

— наиболее точно определять цены по стадиям производства (движения товара).

В качестве концептуальной основы государственной политики в аграрном секторе должно быть, с одной стороны, декларирование принципа свободного ценообразования, приспособленного к спросу, а с другой — применение механизма регулирования цен предложения, в том числе целевых гарантированных (защитных), залоговых и других видов. Объективная база использования таких цен подвижна. При дефиците продукции она определяется средними издержками производства и реализации при относительно худших условиях в основных товарных зонах страны. По мере преодоления этой дефицитности цена смещается к затратам в средних и лучших условиях.

При создании и функционировании постоянно действующего механизма ценового регулирования в АПК необходимо решить следующие основные задачи: определить эквивалентные цены и ценовой дисбаланс по основным видам товарной сельскохозяйственной продукции, а также общие финансовые потери аграрных товаропроизводителей от ценовой неэквивалентности; рассчитать величину и источники компенсации финансовых потерь села; обосно-

вать и выбрать эффективные формы компенсации финансовых потерь и корректировки тер-риториально-отраслевой дифференциации ценовой поддержки; осуществить переход к гарантированным ценам на сельскохозяйственную продукцию и залоговым операциям как форме льготного кредитования сельскохозяйственных товароп роизводителей.

Осуществление предложенной ценовой политики в переходный к рыночной экономике период приостановит распыление совершенно недостаточных бюджетных ассигнований по сферам АПК. Доплаты из централизованного денежного фонда государства предполагается сохранить только сельскохозяйственным товаропроизводителям, в затратах которых консолидируются относимые на себестоимость продукции аграрного сектора расходы фондопроизводящих отраслей.

Наряду с диспаритетом цен тяжелое финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей связано и с производственными показателями (низкой продуктивностью животных, а отсюда, и высокой себестоимостью продукции), повышение которых в настоящее время не представляется возможным.

Одна из причин аграрного кризиса — неконкурентоспособное^ отечественной сельскохозяйственной продукции, открывшая дорогу им-

портному продовольствию на рынок страны. Высокая ресурсоемкость российского аграрного производства и низкие результативные показатели отрасли выражаются в значительных затратах на единицу продукции, что предопределяет ее реализацию по ценам, которые зачастую не возмещают затраты.

В современной российской экономике единственным выходом из критического состояния сельского хозяйства, и в частности, животноводства является достижение за счет бюджетной поддержки гарантированных закупочных цен, которые обеспечат нормальные финансовые условия для производственной деятельности аграрных товаропроизводителей, их активизации. Надо продолжать изыскивать дополнительные финансовые возможности для сельскохозяйственного производства, наращивать эту поддержку.

Литература

1 Буздалов, И. Н. и др. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. — 1993. — №9. — С.117—128.

2 Киселев, С. В. Государственное регулирование сельского хозяйства при переходе к рынку // АПК: экономика, управление. - 1993. - №6.

3 Сорокина, Е. Е. Государственное регулирование развития животноводства // Стабилизация и экономический рост аграрного сектора экономики. 4.1. — Ульяновск, 2004. — С.234—242.

4 Холод, Л. И. Государственное регулирование в АПК в переходный период развития. — М.: ТОО «Полистром», 1997. — 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.