Научная статья на тему 'Необходимость и основные направления совершенствования ценового механизма в сфере АПК'

Необходимость и основные направления совершенствования ценового механизма в сфере АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / ЦЕНОВОЙ МЕХАНИЗМ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотарева Елена Леонидовна, Пигорев Игорь Яковлевич, Пясецкий Иван Анатольевич

Статья посвящена обоснованию необходимости государственного регулирования ценообразования в АПК, основных направлений совершенствования ценового механизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и основные направления совершенствования ценового механизма в сфере АПК»

НЕОБХОДИМОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНОВОГО МЕХАНИЗМА В СФЕРЕ АПК

Е.Л. Золотарева, И.Я. Пигорев, И.А. Пясецкий

Аннотация. Статья посвящена обоснованию необходимости государственного регулирования ценообразования в АПК, основных направлений совершенствования ценового механизма.

Ключевые слова: цена, диспаритет цен, ценовой механизм в агропромышленном комплексе.

Переход к свободным ценам в условиях, когда еще не была создана необходимая рыночная среда и сложилась низкая покупательная способность большинства населения, был нанесен огромный вред как экономике страны в целом, так и аграрному сектору в частности. Свободные цены на отдельные виды сельскохозяйственной, в частности животноводческой, продукции, еще и сегодня не обеспечивают производителям даже простое воспроизводство. По существу, сельское хозяйство за счет низких цен реализации произведенной продукции выполняет функцию государства по осуществлению социальной защиты всего населения страны. Несовершенство отношений в процессе производства материальных благ обусловило ничем не обоснованное перераспределение материальных и денежных ресурсов в пользу сферы торговли, в результате чего основная тяжесть переходного периода к рыночным отношениям перекладывалась на наименее организованное и наиболее демонополизированное сельское хозяйство.

В современной рыночной экономике основным и важнейшим способом стимулирования производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий стала государственная поддержка путем использования экономических рычагов регулирования. К таким рычагам относятся бюджетное финансирование, выплаты компенсаций, дотаций, льготное кредитование, распределение ресурсов на конкурсной основе, заключение договоров залога, страхования, финансовой аренды и прочих мер, предусматриваемых законодательством. Одним из основных инструментов государственного регулирования и поддержки АПК является ценовой механизм, который должен сочетать рыночные цены с гарантированными и регулируемыми государством ценами.

Острой проблемой остается поддержание паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Сегодня опасность роста цен на продовольственные товары велика, поэтому именно в эту область государство должно направлять средства, необходимые как для поддержания воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, так и для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей.

Цены и ценообразование в совокупности составляют ценовой механизм, в котором следует различать две взаимодействующие части. С одной стороны, это цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Цены способны регулировать, как отдельные покупки и продажи, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен, потребление благ и оказание услуг. В этом случае цены действуют, как единый, целостный ценовой механизм. Однако, из рационального регулятора спроса и предложения они легко могут стать силой, разрушающей рынок, нанося вред и производителю, и потребителю.

Для современного сельского хозяйства очевиден факт консервативности и низкой эластичности поставок, зависящих от уровня цен и объема потребительского спроса. В этом случае ограничителями являются природно-климатические условия, временной и технологический аспекты, определяемые севооборотами, оборотами стада, продуктивностью многолетних насаждений, медленностью ввода основных фондов. Поэтому сельское хозяйство не в состоянии быстро реагировать на смену ситуации на рынке, а изменения в поставках, в свою очередь, приводят к резким колебаниям цен. Это приводит к тому, что неуправляемые колебания цен, к которым ряд других отраслей может быстро приспособиться, неприемлемы для сельского хозяйства, где требуется относительная стабильность и предсказуемость цен.

В настоящее время в аграрной сфере развитых стран Запада органический состав капитала выше, чем в обрабатывающей промышленности. Однако фондоотдача в сельском хозяйстве ниже, чем во многих других отраслях экономики. Это, в свою очередь, создает противоречия между потребностью в капитале и доходом от его использования. Такое противоречие рынок сам по себе не в силах преодолеть и необходима ценовая политика, которая позволила бы функционировать сельскому хозяйству. Поэтому практически во всех странах осуществляется политика государственного регулирования цен, предусматривающая установление верхнего и нижнего порога их колебаний, введение индикативных цен, на основе которых и строится вся хозяйственная деятельность [1].

Исходя из ситуации, сложившейся в нашей стране, можно выделить следующие направления государственного воздействия на уровень цен в сфере агропромышленного комплекса на долгосрочную перспективу:

- создание единой взаимоувязанной системы поддержки отечественных товаропроизводителей и потребителей продукции в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны;

- обеспечение действенных экономических отношений и эквивалентности обмена между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства;

- обеспечение взаимодействия ценовых и финансово-кредитных рычагов паритетности цен и других условий расширенного воспроизводства в агропромышленном комплексе;

- сочетание свободного ценообразования и государственного регулирования цен в качестве общей системы рыночного ценообразования;

- создание одинаковых экономических условий для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их форм собственности.

Важным фактором в процессе ценообразования на рынке выступает международная конкуренция. Разнообразие природных условий, производственных потенциалов приводит к большой неравномерности в продуктивности растениеводства и животноводства, себестоимости и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Это и создает большой разброс цен. Страны с более выгодными природно-климатическими условиями в состоянии выбросить на мировой рынок определенную критическую массу продовольствия, которая и определяет мировые цены. Если бы государственное вмешательство отсутствовало, то через этот механизм цен страны с худшими природными условиями не смогли бы осуще-

ствлять конкуренцию, а само производство было бы поставлено в тяжелые условия [2].

Одной из особенностей сельского хозяйства вследствие относительной экономической слабости и зачастую мелких размеров хозяйств, их пространственной разбросанности является потребность в развитой инфраструктуре и невозможности за счет собственных средств создать ее необходимый уровень. Все эти факторы и создают необходимость регулирования сельского хозяйства, где важную роль при этом играет ценовой механизм.

В настоящее время в нашей стране рост цен и усиление их диспаритета между промышленной сферой, производящей средства производства для отраслей АПК, и сельским хозяйством значительно уменьшило объемы промышленной продукции, приобретаемой сельскохозяйственными производителями. Материально-техническая база сельского хозяйства перестала обновляться, что привело к уменьшению объемов производства сельскохозяйственной продукции и соответственно к снижению объемов ее закупок перерабатывающими и пищевыми предприятиями, которые также вынуждены сокращать объемы своего производства. Чтобы хоть немного увеличить получаемую прибыль, перерабатывающие и пищевые предприятия настаивали на снижении закупочных цен на сельскохозяйственное сырье. Такие действия привели к еще большему уменьшению выручки и прибыли сельскохозяйственных предприятий от реализации продукции, что в конечном итоге не дало им возможности обновить основные производственные фонды, закупить минеральные удобрения и другие химикаты, использовать инновационные технологии. Образовался замкнутый цикл, когда предприятия промышленной сферы, пищевые и перерабатывающие предприятия диктовали условия формирования цен на продукцию сельского хозяйства, приводившие к разрушению аграрного сектора экономики. В результате эти две сферы АПК ограничивали возможности для собственного функционирования, т. к. нарушались технологические и экономические связи с основной отраслью комплекса [1].

Мы считаем, что ценовое регулирование должно осуществляться централизованно на федеральном уровне с учетом региональных особенностей. Отсутствие единой ценовой политики приводит к разбросу цен на сельскохозяйственную продукцию в разных регионах страны. В одних регионах наблюдается существенный рост спроса на сельскохозяйственную продукцию, в других приходится сворачивать сельскохозяйственное производство. Единый методологический подход к регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, проведение единых мероприятий по ценовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей позволят избежать многочисленных трудностей, возникающих в межрегиональных взаимоотношениях.

Для усиления стимулирования высоких темпов интенсификации сельского хозяйства требуется разработать федеральную и региональные программы повышения уровня интенсивности и эффективности производства продукции растениеводства и животноводства. Для реализации этих программ необходимо направлять адресную финансовую поддержку в виде льготных кредитов на приобретение высококачественного семенного материала, племенного скота, новых марок сельскохозяйственных машин, освоение интенсивных технологий производства. Завоз и разведение высокоэффективного племенного скота в отдельных предприятиях может служить улучшению маточного поголовья животных в регионе.

Часть необходимых инвестиций в сельское хозяйство может быть привлечено со стороны в виде дотаций и

субсидий, займов и кредитов, но большую часть предприятия должны получить сами, путем привлечения инвесторов и использования внутренних резервов.

При регулировании ценообразования могут использоваться холдинговые отношения, которые отражают взаимоотношения между материнской и дочерними предприятиями. Создание холдинга позволит реализовать ценовые отношения, направленные на развитие всей интеграционной системы на основе выработки целевых программ и поддержки наиболее слабых участников технологической цепи. Регулирование экономических взаимоотношений в рамках холдинга позволит получить дополнительный эффект от объединения финансовых ресурсов, эффективного использования капитальных вложений, уменьшения пользования кредитными ресурсами [2].

Учитывая вышеуказанное, можно сделать вывод, что совершенствование ценового механизма в АПК в современных условиях рыночных аграрных отношений является одним из основных способов государственной поддержки аграрных товаропроизводителей и одновременно важнейшим способом стимулирования их производственно-хозяйственной деятельности.

Необходимо обеспечить органичную взаимосвязь ценового механизма и других составляющих маркетингового комплекса. Проведение маркетинговых исследований с целью объективного прогнозирования объемов производства и сбыта продукции имеет большое значение в повышении интенсификации производства.

Основные предложения по совершенствованию ценообразования в АПК можно свести к следующим направлениям:

- рассмотрение издержек и цен на продукцию АПК на всех этапах их формирования: приобретение материально-технических ресурсов и услуг, производство и реализация, переработка, торговля;

- рациональное функционирование механизма ценообразования как совокупности двух систем: рыночной и регулируемой;

- определение цены по стадиям производства, необходимость применения нормативных методов расчета цен, используя зарубежный опыт;

- определение эквивалентных цен и ценового дисбаланса по основным видам товарной сельхозпродукции, а также общих финансовых потерь аграрных товаропроизводителей от ценовой неэквивалентности;

- определение размеров и источников компенсации финансовых потерь села, а также обоснование и выбор наиболее эффективных форм их возмещения;

- переход к гарантированным ценам на сельхозпродукцию и залоговым операциям в сочетании с льготным кредитованием сельхозпроизводителей;

- постепенное сближение внутренних и мировых цен.

Сегодня ситуация в АПК требует неотложного государственного вмешательства в развитие рынка продовольствия, повышения платежеспособного спроса сельхозтоваропроизводителей и доходности АПК путем принятия соответствующих правовых законодательных актов, прежде всего по регулированию цен на сельскохозяйственную, промышленную и пищевую продукцию.

Список использованных источников

1 Воронцова Г.В. Совершенствование механизма ценообразования в региональном АПК // Сборник научных трудов. -Ставрополь, 2002.

2 Пинкевич И.К. Проблемы государственного регулирования развития зернового сектора агропромышленного комплекса на современном этапе // Проблемы современной экономики. - 2010 . - №3.

Информация об авторах Золотарева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

Пигорев Игорь Яковлевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, проректор по научной работе и инновациям ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА»

Пясецкий Иван Анатольевич, соискатель ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.