Научная статья на тему 'Методы активного обучения студентов на кафедре факультетской терапии'

Методы активного обучения студентов на кафедре факультетской терапии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / "КЕЙС" ТЕХНОЛОГИИ / НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / "CASE" TECHNOLOGIES / ACTIVE METHODS OF TRAINING / VISUAL METHODS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бараховская Татьяна Васильевна, Щербакова Александра Витальевна

В статье приводится анализ методов активного обучения на кафедре факультетской терапии. Рассматриваются имитационные и неимитационные методы в процессе преподавания на примере использования кейс технологий и использовании наглядных приемов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бараховская Татьяна Васильевна, Щербакова Александра Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of active training of students at the department of faculty therapy

Analysis of methods of active training at the department of faculty therapy is presented in the article. Imitative and nonimitative methods are considered on the examples of the use of case technologies and visual methods of teaching in the process of training.

Текст научной работы на тему «Методы активного обучения студентов на кафедре факультетской терапии»

высить количество участников конференций международного и всероссийского уровня с 5 до 28 человек, а конференций межрегионального уровня — с 10 до 297 по сравнению с показателями НИРС 2008 года.

Таким образом, в результате проделанной работы можно резюмировать: исследования в области иннова-

тики и информационных технологий необходимо продолжать и внедрять, как одну из эффективных форм организации научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, молодых ученых и специалистов как методы модернизации учебного процесса и инновационной деятельности современного ВУЗа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахременко Я.А., Слепцов А.П., Пальшин Г. А. Инновационные подходы к организации научноисследовательской работы студентов, аспирантов и молодых ученых в медицинском вузе // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании: тенденции, стра-

тегия, практика». — Якутск: ЯГУ, 2009. — С. 196-197.

2. Слепцов А.П., Ахременко Я.А. Телемедицина в непрерывном профессиональном образовании // Материалы круглого стола и научно-методических конференций подразделений ЯГУ «Реализация основных положений Болонского процесса в системе высшего образования Российской Федерации: проблемы и решения». — Якутск: ГОУ ВПО ЯГУ, 2009. — С. 235-237.

Информация об авторах:

© БАРАХОВСКАЯ Т.В., ЩЕРБАКОВА А.В. — 2010

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФАКУЛЬТЕТСКОЙ ТЕРАПИИ

Т.В. Бараховская, А.В. Щербакова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье приводится анализ методов активного обучения на кафедре факультетской терапии. Рассматриваются имитационные и неимитационные методы в процессе преподавания на примере использования кейс технологий и использовании наглядных приемов обучения.

Ключевые слова: активные методы обучения, «кейс» технологии, наглядные приемы обучения.

METHODS OF ACTIVE TRAINING OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF FACULTY THERAPY

T. V Barakhovskaya, A. V. Sherbakova (Irkutsk Medical State University, Irkutsk, Russia)

Summary. Analysis of methods of active training at the department of faculty therapy is presented in the article. Imitative and nonimitative methods are considered on the examples of the use of case technologies and visual methods of teaching in the process of training.

Key words: active methods of training, «case» technologies, visual methods of teaching.

Совершенствование высшего медицинского образования невозможно без внедрения в методический арсенал педагога новых информационных и педагогических технологий, новых методик обучения и оригинальных методических приемов [1].

На кафедре факультетской терапии ИГМУ уделяется большое внимание совершенствованию учебнометодической работы, развитию инновационных процессов обучения.

В методическом арсенале кафедры используются диагностические и лечебные алгоритмы ориентировочных основ действий, клинические ситуационные задачи для обучения и контроля, элементы деловых игр, методические рекомендации и пособия.

Одной из основных задач преподавания является разработка форм обучения, предполагающих активное участие всех студентов в учебном процессе. Таким требованиям отвечают активные методы обучения [4,5].

Активные методы обучения подразделяются на имитационные методы и неимитационные [3]. Имитационные методы — это формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная работа построена на имитации профессиональной деятельности. Эти методы делятся на игровые и неигровые в зависимости от выполняемых студентами ролей, взаимоотношений между участниками, устанавливаемых правил, наличия элемента состязательности при выполнении заданий. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования. К неигровым активным методам от-

носится анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач [2].

Сотрудниками кафедры разработаны и выпущены ситуационные задачи по разделам терапии: гастроэнтерологии, кардиологии, пульмонологии, гематологии, нефрологии, ревматологии, которые являются существенным подспорьем в процессе обучения. В пособии имеется приложение, в котором собраны общеклинические и биохимические показатели крови, которыми студент может пользоваться при решении ситуационных задач. Решение самих ситуационных задач дает возможность приобрести и оценить практические умения и навыки, полученные студентом на практическом занятии. В некоторых задачах отсутствует полный набор дополнительной информации (методов обследования) и в таком случае перед студентами стоит необходимость составить план дополнительных методов обследования. На основании полученных данных студенты делают заключения, ставят предварительный диагноз.

В задачах отрабатываются навыки, необходимые практическому врачу: формулирование предварительного диагноза, составление плана дополнительного обследования, перечень нозологических форм для дифференциального диагноза, прогнозирование возможных осложнений, оценка функции пораженных органов и стадии патологического процесса. В каждой задаче акцент делается на составлении плана лечения, умении выбрать в конкретной ситуации лекарственный препарат, указать дозы с учетом возраста, тяжести заболевания и

знать возможные побочные эффекты назначаемых препаратов. Ряд задач включают вопросы оказания первой врачебной неотложной помощи при гипертоническом кризе, острой сердечно-сосудистой недостаточности, кровотечении, тяжелом приступе бронхиальной астме.

Приобретение практических умений и навыков является важной составляющей профессиональной подготовки врачей. При решении типовых задач оцениваются знания теоретических основ, а также умение мыслить логически, анализировать информацию, делать обобщения.

В преподавании на кафедре широко используются новые технологии, например, метод «кейсов». Этот метод используется для формирования у студентов профессиональных умений. Основным дидактическим материалом метода служит ситуационная задача, включающая в себя описание ситуации, исходные данные и вопросы, поставленные перед студентами. Задачи имеют разную степень сложности, что позволяет индивидуально работать со студентами разной степени подготовленности в группе. К ситуационным задачам прилагаются пакеты, которые содержат данные анализов крови, мокроты, биохимических исследований, показатели спирометрии, ЭхоКГ, рентгена. Студентами проводится интерпретация отклонений от нормы, что позволяет первоначально выделить ведущие симптомы и синдромы.

Метод «кейсов» обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному использованию профессиональных функций, позволяет студенту понять межпредметные связи (анатомии, физиологии, патфизиологии, фармакологии, функциональной диагностики), а также осуществить обратную связь не только на уровне знаний, но и умений.

В практике обучения на кафедре широко используются наглядные приемы обучения: таблицы, плакаты, разборы тематических пациентов. Объяснение учебного материала сопровождается демонстрацией слайдов, аудио-кассет сердечных шумов и хрипов в легких, кинофильмов и их фрагментов. В частности, на кафедре создан фильм с участием студентов по теме «хроническая обструктивная болезнь легких». Студенты в фильме показывают и объясняют методики проведения и оценки результатов функции внешнего дыхания.

Студенты с большим интересом готовят презентации о современных диагностических методиках — УЗИ органов брюшной полости, ЭхоКГ, ЭКГ, которые в дальнейшем применяются для объяснения учебного материала в группах. Использование наглядных приемов помогает понять и лучше запомнить изучаемую нозологическую форму, создает положительное эмоциональное отношение к изучаемой теме.

Неимитационные методы — это способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Для этого на практических занятиях студенты готовят презентации по изучаемым темам, выступают в группе. Это позволяет студентам понять сложности выступления перед аудиторией и критически относится к подбору материала. Лучшие выступления и презентации отбираются на студенческие конференции, которые проводятся в конце каждого семестра.

Профессиональная компетентность будущего врача является залогом оказания высокого качества медицинской помощи. Главное условие выполнения этих задач — повышение качества образования, обеспечиваемое внедрением новых форм обучения и информационных технологий в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков А.К. Методы активного социально-психологичкского обучения: Учебное пособие. — М.: Сфера, 2005. — с.

2. Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения: методические указания. — Ярославль: ЯрГУ, 2001. — 46 с.

3. Кашапов М.М. и др. Активные методы обучения студентов: практ. рук. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 118 с.

4. Матяш Н.В. Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения. — М.: Академия, 2007. — 96 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: Высш. шк.,1991. — 176 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1 Бараховская Татьяна Васильевна — ассистент, к.м.н., Щербакова Александра Витальевна — ассистент, к.м.н.

© БЕЛОБОРОДОВ В.А., ПИНСКИЙ С.Б., БРЕГЕЛЬ А.И., КЕЛЬЧЕВСКАЯ Е.А. — 2010

ИННОВАЦИИ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

В.А. Белобородов, С.Б. Пинский, А.И. Брегель, Е.А. Кельчевская (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье представлены основные сведения о внедрении новых технологий обучения по хирургической специальности. Для оптимизации учебного процесса сотрудниками кафедры общей хирургии разработан, внедрен и активно используется новый вариант учебно-исследовательской работы студентов. Вследствие проведенного анализа полученных положительных результатов авторы убедились в возможности дальнейшего использования и совершенствование предлагаемых педагогических технологий.

Ключевые слова: инновация, преподавание, общая хирургия.

INNOVATIONS IN EDUCATIONALRESEARCH WORK OF THE STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY

V.A. Beloborodov, S.B. Pinskii, A.I. Bregel, E.A. Kelchevskaja (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In paper the main information of inculcation of new technologies of education in the field of surgery has been presented. For optimization of the educational process the new variant of educational-research work of the students has been developed, inculcated and is actively used. Owing to the analysis conducted of the obtained positive results the authors were convinced of possibility of further usage and perfecting the offered pedagogical technologies.

Key words: innovation, teaching, general surgery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.