Научная статья на тему 'Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии'

Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ / INNOVATION / TEACHING / GENERAL SURGERY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белобородов Владимир Анатольевич, Пинский Семён Борисович, Брегель Александр Иванович, Кельчевская Елена Арнольдовна

В статье представлены основные сведения о внедрении новых технологий обучения по хирургической специальности. Для оптимизации учебного процесса сотрудниками кафедры общей хирургии разработан, внедрен и активно используется новый вариант учебно-исследовательской работы студентов. Вследствие проведенного анализа полученных положительных результатов авторы убедились в возможности дальнейшего использования и совершенствование предлагаемых педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белобородов Владимир Анатольевич, Пинский Семён Борисович, Брегель Александр Иванович, Кельчевская Елена Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in educational-research work of the students at the department of general surgery

In paper the main information of inculcation of new technologies of education in the fi eld of surgery has been presented. For optimization of the educational process the new variant of educational-research work of the students has been developed, inculcated and is actively used. Owing to the analysis conducted of the obtained positive results the authors were convinced of possibility of further usage and perfecting the off ered pedagogical technologies.

Текст научной работы на тему «Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии»

знать возможные побочные эффекты назначаемых препаратов. Ряд задач включают вопросы оказания первой врачебной неотложной помощи при гипертоническом кризе, острой сердечно-сосудистой недостаточности, кровотечении, тяжелом приступе бронхиальной астме.

Приобретение практических умений и навыков является важной составляющей профессиональной подготовки врачей. При решении типовых задач оцениваются знания теоретических основ, а также умение мыслить логически, анализировать информацию, делать обобщения.

В преподавании на кафедре широко используются новые технологии, например, метод «кейсов». Этот метод используется для формирования у студентов профессиональных умений. Основным дидактическим материалом метода служит ситуационная задача, включающая в себя описание ситуации, исходные данные и вопросы, поставленные перед студентами. Задачи имеют разную степень сложности, что позволяет индивидуально работать со студентами разной степени подготовленности в группе. К ситуационным задачам прилагаются пакеты, которые содержат данные анализов крови, мокроты, биохимических исследований, показатели спирометрии, ЭхоКГ, рентгена. Студентами проводится интерпретация отклонений от нормы, что позволяет первоначально выделить ведущие симптомы и синдромы.

Метод «кейсов» обеспечивает последовательный переход от овладения профессиональными знаниями к самостоятельному использованию профессиональных функций, позволяет студенту понять межпредметные связи (анатомии, физиологии, патфизиологии, фармакологии, функциональной диагностики), а также осуществить обратную связь не только на уровне знаний, но и умений.

В практике обучения на кафедре широко используются наглядные приемы обучения: таблицы, плакаты, разборы тематических пациентов. Объяснение учебного материала сопровождается демонстрацией слайдов, аудио-кассет сердечных шумов и хрипов в легких, кинофильмов и их фрагментов. В частности, на кафедре создан фильм с участием студентов по теме «хроническая обструктивная болезнь легких». Студенты в фильме показывают и объясняют методики проведения и оценки результатов функции внешнего дыхания.

Студенты с большим интересом готовят презентации о современных диагностических методиках — УЗИ органов брюшной полости, ЭхоКГ, ЭКГ, которые в дальнейшем применяются для объяснения учебного материала в группах. Использование наглядных приемов помогает понять и лучше запомнить изучаемую нозологическую форму, создает положительное эмоциональное отношение к изучаемой теме.

Неимитационные методы — это способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Для этого на практических занятиях студенты готовят презентации по изучаемым темам, выступают в группе. Это позволяет студентам понять сложности выступления перед аудиторией и критически относится к подбору материала. Лучшие выступления и презентации отбираются на студенческие конференции, которые проводятся в конце каждого семестра.

Профессиональная компетентность будущего врача является залогом оказания высокого качества медицинской помощи. Главное условие выполнения этих задач — повышение качества образования, обеспечиваемое внедрением новых форм обучения и информационных технологий в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков А.К. Методы активного социально-психологичкского обучения: Учебное пособие. — М.: Сфера, 2005. — с.

2. Кашапов М.М. Имитационные активные методы обучения: методические указания. — Ярославль: ЯрГУ, 2001. — 46 с.

3. Кашапов М.М. и др. Активные методы обучения студентов: практ. рук. — Ярославль: ЯрГУ, 2005. — 118 с.

4. Матяш Н.В. Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения. — М.: Академия, 2007. — 96 с.

5. Смолкин А.М. Методы активного обучения. — М.: Высш. шк.,1991. — 176 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1 Бараховская Татьяна Васильевна — ассистент, к.м.н., Щербакова Александра Витальевна — ассистент, к.м.н.

© БЕЛОБОРОДОВ В.А., ПИНСКИЙ С.Б., БРЕГЕЛЬ А.И., КЕЛЬЧЕВСКАЯ Е.А. — 2010

ИННОВАЦИИ В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ

В.А. Белобородов, С.Б. Пинский, А.И. Брегель, Е.А. Кельчевская (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье представлены основные сведения о внедрении новых технологий обучения по хирургической специальности. Для оптимизации учебного процесса сотрудниками кафедры общей хирургии разработан, внедрен и активно используется новый вариант учебно-исследовательской работы студентов. Вследствие проведенного анализа полученных положительных результатов авторы убедились в возможности дальнейшего использования и совершенствование предлагаемых педагогических технологий.

Ключевые слова: инновация, преподавание, общая хирургия.

INNOVATIONS IN EDUCATIONALRESEARCH WORK OF THE STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY

V.A. Beloborodov, S.B. Pinskii, A.I. Bregel, E.A. Kelchevskaja (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In paper the main information of inculcation of new technologies of education in the field of surgery has been presented. For optimization of the educational process the new variant of educational-research work of the students has been developed, inculcated and is actively used. Owing to the analysis conducted of the obtained positive results the authors were convinced of possibility of further usage and perfecting the offered pedagogical technologies.

Key words: innovation, teaching, general surgery.

Основными задачами высшей школы наряду с изучением фундаментальных и частных вопросов по отдельным специальностям является развитие у студентов творческого подхода к овладению профессиональными знаниями, умения самостоятельно расширять свой кругозор и практические навыки. Решение главной задачи достигается путем хорошей профессиональной подготовки преподавателей. Научить студента самостоятельно приобретать новые знания, расширяющие его профессиональные возможности, заинтересовать его в получении этих знаний и навыков бывает значительно сложнее. В силу этого, различные формы вовлечения студентов в творческий процесс познания различных предметов можно считать оправданными. В группе разных вариантов вовлечения студентов в активный процесс изучения предмета при их самостоятельной работе являются проведение соревнований, конкурсов, олимпиад, ориентированных на учебную программу дисциплины. Целью работы явилась оптимизация учебного процесса на кафедре общей хирургии.

Материалы и методы

На кафедре общей хирургии с курсом урологии на протяжении многих лет проводятся соревнования между группами 3 курса лечебного факультета по основным разделам предмета. Целью таких соревнований является углубленное изучение студентами тематики курса общей хирургии и дополнительное «обновление» знаний по всему пройденному материалу для подготовки к экзамену. Для достижения поставленной цели обучающиеся активно решают ряд конкретных задач:

1. Провести поиск и изучить дополнительную литературы по определенному разделу общей хирургии, знакомясь с историческими аспектами проблемы и ее современным состоянием.

2. Дополнительно проверить и «закрепить» практические навыки, необходимые для оказания помощи при некоторых заболеваниях и травмах.

3. Повторить непосредственно перед экзаменом весь теоретический курс общей хирургии.

4. Представить материал по заданной теме в наиболее наглядной форме (стенды, плакаты, таблицы, слайды, кино— и видеофильмы, муляжи, макеты, мультимедийные презентации и др.).

5. Приобрести дополнительные навыки четко, лаконично и оригинально представить «домашнее задание» по теме предмета и ответить на вопросы перед большой аудиторией.

Результаты и обсуждения

В течение последних лет претерпели изменения порядок и условия проведения состязания, формы представления темы предмета и меры поощрения, но сохранилась основная схема сценария курсовой олимпиады по общей хирургии. В целях повышения эффективности проведения соревнования, достижения поставленной цели и оптимального решения задач за 3-4 месяца до итогового конкурса студентам каждой группы 3 курса лечебного факультета с учетом их пожеланий «поручали» для освоения одну из основных тем курса общей хирургии.

В процессе подготовки к итоговому конкурсу все студенты каждой из групп углубленно изучали одну из тем курса общей хирургии, готовили стенд, таблицы, альбомы и др. Студенческой группе предоставлялась возможность преподнести свои знания и раскрыть содержание темы в произвольной форме с использованием подготовленных по теме слайдов, фильмов, макетов и других оригинальных приемов.

Помимо углубленного знакомства с определенной темой, студенты получали возможность услышать правильные ответы на вопросы по всем темам, заранее предложенным другим группам (14-20 тем, охватывающих

практически весь курс общей хирургии). Кроме того, в отдельные годы студенты каждой группы готовили по два, возможно более трудных, вопроса по каждой из объявленных тем. Эти вопросы студенты каждой из оппонирующих групп задавали студентам другой группы в финальной части конкурса. Подготовка этих вопросов требовала дополнительного и достаточно внимательного знакомства со всеми предлагаемыми темами.

Заключительную часть конкурса или итоговой олимпиады проводили в часы, отведенные для заключительной лекции по общей хирургии, и обычно требовала более 3 часов для выступления всех групп. Именно в эту часть конкурса чаще вносили изменения. Апробировали разные формы представления задания, формы постановки вопросов, критерии оценки результатов. Так, в условия «домашнего задания» предлагали требование по унификации стендов по их размеру. В последующем сочли неоправданным установление определенных требований. А в настоящее время считаем, что индивидуальность, наглядность и оригинальность представляемого материала проявляется ярче.

При подготовке к заключительному этапу конкурса многие группы самостоятельно готовили цветные слайды, фотографии и видеофильмы, мультимедийные презентации по данным обследования и лечения больных в клинике общей хирургии. На итоговой олимпиаде эти материалы демонстрировали как результат своих достижений.

Порядок выступления групп определяли путем жребия. Варьируя числом и характером вопросов, в последние годы выделяем по 2 вопроса от кафедры для каждой из участвующих групп. Для финальной части конкурса соблюдается утвержденный регламент на представление темы (не более 5 минут) и ответы на вопросы (2-3 минуты) каждой группе студентов. На каждый вопрос отвечает один из студентов, называемый по списку группы председательствующий на соревновании преподаватель.

Оценку уровня представления темы, правильность и полнота ответов на вопросы осуществляли члены жюри, в которое входили все преподаватели кафедры. По 5-10 бальной системе раздельно оценивали стенд (таблицы, альбомы), созданные группой, представление темы, каждый ответ на вопросы кафедры и ответы на вопросы другой группы. Дополнительные баллы начисляли за оригинальность стенда и представления темы. Затем баллы складывали и рассчитывали их сумму для каждой группы.

Большое значение в заинтересованности студентов результатами олимпиады имеет мотивация их участия в конкурсе. Как показал многолетний опыт проведения этих соревнований, бесспорно лучшей наградой победителям является выставление отличной оценки победителям без сдачи экзамена по общей хирургии. Используя эту форму поощрения, мы выставляли отличные оценки студентам группы-победительницы, половине студентов группы, занявшей второе место и четверти студентов от списочного состава третьему призеру олимпиады. При этом право на получение отличной оценки, независимо от места, занятого группой, не распространялось на студентов, имеющих задолж-ности по текущей успеваемости или не участвующих на итоговой олимпиаде.

При проведении последующего тестового контроля знаний показал, что, несмотря на хорошую подготовку группы по отдельной теме курса общей хирургии, другие разделы предмета усваиваются хуже. В этой связи, в последние годы в качестве поощрения студентам группы-победителя дается право отвечать (по выбору студента) только на один из четырех вопросов экзаменационного билета. Студенты группы, занявшей второе место, отвечают на два, а занявшие третье место — на три из четырех вопросов в билете.

В современных условиях непрерывно ускоряющегося научно-технического прогресса постоянно растет

объем знаний, которыми должен овладеть специалист. При этом неизбежно обостряются противоречия между стремительно растущим объемом актуальной информации, которую должен усвоить обучаемый, и ограниченным промежутком времени, отведенным на обучение. Очевидно, что ведущим методическим принципом решения этой проблемы является использование в процессе профессиональной подготовки студентов информационных технологий обучения во время их самостоятельной работы. При этом средства информационных технологий выступают как новые интерактивные приемы обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов.

Проведя оценку своего опыта проведения олимпиад на кафедре общей хирургии с курсом урологии,

считаем оправданной эту форму проведения соревнования, позволяющую привлечь к участию в учебноисследовательской работе и углубленному изучению предмета подавляющее большинство студентов курса. Имея нестандартный, игровой и состязательный характер, олимпиада проходит с большим интересом, весело и активно, позволяет полнее раскрыть способности студентов и способствует повышению интереса будущих врачей к предмету. С учетом отсутствия в современных условиях централизованного снабжения наглядными пособиями, кафедра имеет возможность самостоятельно решить эту проблему, обеспечив учебный процесс почти профессионально изготовленными пособиями с использованием современных технических возможностей и новых достижений информационнокоммуникационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андресен Б.Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании: Специализированный учебный курс. — М.: Дрофа. — 2007. — 224 с.

2. Бабешко В.Н., Нежурина М.И. Принципы построения информационно-образовательной среды масштаба вуза // Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов: Матер. научно-практической конференции.— М., 2002. — С. 124-131.

3. Девяткина М.А., Мирошникова Т.А., Петрова Ю.И. Инновационная политика высшего учебного заведения. — М.: Экономика. — 2006. — 178 с.

4. ЕфимоваЕ.В., ШиршовЕ.В. Организация учебной деятельности в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий. — СПб.: Логос. — 2006. — 272 с.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика. — 1994. — №5. — С.104-109.

6. Ковальский И. Организация самостоятельной работы студентов // Высш. образование в России. — 2000. — №1. — 114-115.

7. Липаев В.В. Выбор и оценивание характеристик качества программных средств. Методы и стандарты. — М.: Синтег. — 2001. — 224 с.

8. Милованова Г.В. Самостоятельная работа студентов в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук.— Ижевск, 1996. — 18 с.

9. Яныгин О.И. Инновационные методы обучения в вузе // Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке студентов: Сб. науч. тр. Мурм. пед. ин-т. — Мурманск, 1993. — С. 164-167.

10. Mayer R.E., Moreno R. Nine ways to reduce cognitive load in multimedia learning // Educational psychologist. — 2003. — Vol. 38, №1. — P. 43-52.

Информация об авторах: 664046, Иркутск, ул. Байкальская, 118, МУЗ «Клиническая больница №1 г. Иркутска», кафедра общей хирургии с курсом урологии, тел. (39S2) 703729, e-mail: BVASSS@yandex.ru. Белобородов Владимир Анатольевич — заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.

Пинский Семен Борисович — профессор, д.м.н.;

Брегель Александр Иванович — профессор, д.м.н.;

Кельчевская Елена Арнольдовна — ассистент, к.м.н.

© ВАСИЛЬЕВ И.Б., ЗАВАРЗИНА Г.А., ЗЮБР Т.П., ДЕМЧЕНКО А.И., АКСЕНОВА Г.И. — 2010

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК И ПРОФИЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

И.Б. Васильев, Г.А. Заварзина, Т.П. Зюбр, А.И. Демченко, Г.И. Аксенова (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Одним из решающих направлений модернизации педагогической системы является обеспечение непрерывности, взаимосвязи и преемственности ее уровней. Методические подходы преподавания базовых и профильных дисциплин на фармацевтическом факультете Иркутского государственного медицинского университета создают оптимальные условия для формирования системы обобщенных знаний и умений выпускников — специалистов в области технологии лекарств и анализа лекарственных средств на основе преемственности внутренних и межпредметных связей.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтический факультет, фармацевтическая технология, преемственность преподавания.

CONTINUITY OF TEACHING OF FUNDAMENTAL SCIENCES AND PROFILE DISCIPLINE «PHARMACEUTICAL TECHNOLOGY»

G.A. Zavarzina, T.P. Зюбр, I.B.Vasiliev, A.I. Demchenko, G.I. Aksenova (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Methodical approaches of teaching of base and profile disciplines at pharmaceutical faculty Irkutsk State Medical University create optimum conditions for formation of system of the generalized knowledge and abilities of graduates — experts in the field of technology of medicines and the analysis of medical products on the basis of continuity of internal and intersubject communications.

Key words: Irkutsk State Medical University, pharmaceutical faculty, pharmaceutical technology, rontinuity of teaching.

Одним из решающих направлениймодернизации пе- ности, взаимосвязи и преемственности ее уровней [1].

дагогической системы является обеспечение непрерыв- Анализ педагогической практики и результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.