Научная статья на тему 'Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества'

Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА / МЕНТАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО / МЕНТАЛИТЕТ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ / МЕНТАЛИТЕТ / METHODOLOGY / EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / MENTAL CHARACTERISTICS / STUDENTS / RUSSIAN MODERN STUDENTS / MENTALITY OF RUSSIAN MODERN STUDENTS / MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дёмкина Елена Владимировна

В статье описана методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества, обоснована теоретическая модель проектирования данного процесса, в которой отражены основные методические, содержательные, технологические характеристики в их взаимосвязях и с указанием выхода на планируемый образовательный результат. В рамках представленной модели автором предложен технологический инструментарий, а именно: алгоритм проектирования образовательного процесса, отражающий последовательность диагностических, организационных и контрольно-коррекционных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дёмкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF CREATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF MENTAL CHARACTERISTICS OF RUSSIAN MODERN STUDENTS

The paper describes the methodology of creation of educational process in higher education institution on the basis of mental characteristics of Russian modern students. The theoretical model of design of this process is substantiated. In this model, the main methodical, substantial and technical characteristics are reflected in their interrelations and with the indication of an exit to a planned educational result. The author proposes technological tools for the presented model, namely, algorithm of design of the educational process, reflecting sequence of diagnostic, organizational and control correctional procedures.

Текст научной работы на тему «Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества»

УДК 159.9:378 ББК 88.40

Д 30

Е.В. Дёмкина

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; Email: demkina72@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье описана методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества, обоснована теоретическая модель проектирования данного процесса, в которой отражены основные методические, содержательные, технологические характеристики в их взаимосвязях и с указанием выхода на планируемый образовательный результат. В рамках представленной модели автором предложен технологический инструментарий, а именно: алгоритм проектирования образовательного процесса, отражающий последовательность диагностических, организационных и контрольнокоррекционных процедур.

Ключевые слова: методология, образовательный процесс вуза, ментальные характеристики, студенчество, современное российское студенчество, менталитет современных российских студентов, менталитет.

E.V. Denikina

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy and Social Psychology Department, Faculty of Social Technologies and Tourism, Adyghe State University; E-mail: demkina72@mail.ru

METHODOLOGY OF CREATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON THE BASIS OF MENTAL CHARACTERISTICS OF

RUSSIAN MODERN STUDENTS

Abstract. The paper describes the methodology of creation of educational process in higher education institution on the basis of mental characteristics of Russian modern students. The theoretical model of design of this process is substantiated. In this model, the main methodical, substantial and technical characteristics are reflected in their interrelations and with the indication of an exit to a planned educational result. The author proposes technological tools for the presented model, namely, algorithm of design of the educational process, reflecting sequence of diagnostic, organizational and control - correctional procedures.

Keywords: methodology, educational process of higher education institution, mental characteristics, students, Russian modern students, mentality of Russian modern students, mentality.

Менталитет - это типичная для данной личности (или социальной общности) система устойчивых психологических стереотипов и установок (интеллектуально-когнитивных, эмоциональных, ценностных, мотивационных, волевых и др.), придающих своеобразие внутреннему миру и поведению субъекта [1], связывающих индивида с социумом разной степени общности [2]. Структурными компонентами менталитета являются: отношение к миру и к себе в мире; ценности, идеалы и убеждения; установки, стереотипы мышления и поведения; интересы и потребности; представления [3, с. 177; 4; 5; 6, с. 20; 7, с. 26; 8].

Студенчество - это определенная группа социума, элемент общества, выделяющаяся, главным образом, по возрастным параметрам и ведущей деятельности. Следовательно, его менталитет отображает процессы, происходящие в этом обществе, направленность

познавательной деятельности и складывается преимущественно возрастными характеристиками субъектов и условиями образовательной среды. Эти обстоятельства дают возможность утверждать, что основной характеристикой студенческого менталитета является его противоречивость, которая заключается в изменчивом и динамичном характере.

На основании теоретического анализа понятия «менталитет», выделенных структурных компонентов менталитета, конкретизированных социально-психологических особенностей современной студенческой молодёжи можно выделить ведущие сферы менталитета студентов, т.е. области действительности и внутреннего мира, относительно которых у субъектов сформированы отношение к миру и к себе в мире; установки, стереотипы мышления и поведения; интересы и потребности, ценности и идеалы, представления и т.д. Таковыми являются: «Защита и общение с природой», «Здоровье и здоровый образ жизни»; «Государство и общество», «Друзья», «Национальное окружение», «Преподаватели», «Семья»; «Досуг», «Профессия, работа», «Учёба», «Польза людям», «Место в мире», «Самореализация», «Чувство свободы» и «Материально-ориентированная деятельность».

Для определения ментальных характеристик современных российских студентов нами была разработана методика, включающая четыре вида методов: анкетный опрос, тестирование, педагогическое наблюдение и контент-анализ бесед со студентами. Изучение представлений студентов осуществлялось на базе шести российских вузов; в анкетировании также принимали участие студенты - участники молодёжного лагеря «Селигер» (2011-2012 гг.). Всего в исследовании приняли участие около 2500 человек.

Анкета включала 20 вопросов: 18 закрытого и 2 открытого типа. При интерпретации результатов анкеты вопросы объединялись в пять блоков. Первый блок «Отношение к миру и к себе в мире» объединяет вопросы, выявляющие приоритеты в социальном окружении студентов; жизненные проблемы, которые беспокоят и волнуют их; представления о «настоящей» жизни; возможностях, которые предоставляет вуз для саморазвития; вопросы идентификации и реализации себя в обществе. Для получения более точных и достоверных данных при анализе ответов на вопросы первого блока мы использовали следующие психологические тесты: тест самоидентификации М. Куна; тест Т.И. Власовой на оценку гражданской культуры личности [9]; тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Второй блок «Потребности» интегрирует вопросы, касающиеся мнения студентов о работе, выборе пути для получения признания и уважения окружающих и цели жизни в целом. Для получения более точных и достоверных данных при анализе ответов на вопросы мы использовали следующие психологические тесты: методика диагностики

коммуникативной толерантности (В.В. Бойко); диагностика мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфер в модификации А.А. Реана); методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения (Н.В. Кузмина, В.А. Ядов).

Третий блок «Ценности, идеалы и убеждения» группирует вопросы анкеты, раскрывающие ценностные ориентации молодёжи, значимость для студентов личностных качеств окружающих и иерархию значимости собственных качеств, а также представления о качествах, присущих современной молодёжи. Дополнение полученных в результате анкетирования сведений осуществлялось посредством использования морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

Четвёртый блок «Установки, стереотипы мышления и поведения» характеризуется вопросами о действиях, предпринимаемых студентами для решения трудных жизненных проблем; о социальных требованиях, которым готовы соответствовать респонденты, представления о различных объектах и явлениях жизни. Для уточнения полученных данных были использованы следующие психологические тесты: методика исследования коммуникативных установок личности (А.Н. Ивашов, Е.В. Заика); многофакторный

личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; модифицированная форма «В»); диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).

Пятый блок «Интересы» включает вопросы, характеризующие проблемы современной жизни, чаще всего обсуждаемые в студенческой среде; проблемы гедонического характера, проведения досуга и занятий в будущем. Дополнение полученных в результате анкетирования сведений осуществлялось посредством использования следующих психологических тестов: методика измерения уровня профессиональной направленности по признакам латентной структуры отношения (Н.В. Кузмина, В.А. Ядов); методика определения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфер в модификации А.А. Реана). Для уточнения и дополнения данных, полученных в результате анкетирования и тестирования, использовались методы педагогического наблюдения и контент-анализа содержания бесед.

Следующим методом определения студенческого менталитета и педагогических возможностей использования его характеристик для воспитания личности стало определение «экстремумов» и «точек экстремума». В нашем случае в качестве экстремумов мы рассматривали те значения рейтинговых баллов, рангов (характерных для тех или иных исследуемых параметров менталитета), которые существенно отличаются от предыдущих и последующих числовых величин в течение всего периода обучения. А точки экстремума (курс, на котором зафиксировано экстремальное в нашем понимании значение) показывают, на каком этапе обучения у студентов резко повышается или понижается выраженность тех или иных содержательных характеристик компонентов менталитета. К экстремальным отнесены также точки неопределённости - курс, на котором позиция студентов относительно той или иной сферы вообще не проявляется.

Точкой минимума мы называем курс, на котором ранговое значение существенно ниже значений соседних курсов. Точки минимума можно условно назвать точками «педагогического риска»; они указывают на необходимость определенных педагогических воздействий (соответствующих конкретной характеристике менталитета) в предыдущий период обучения с целью предупреждения снижения показателей. В эту же группу мы считаем целесообразным отнести и точки неопределенности, специфика которых обусловливает важность дополнительной, целенаправленной диагностики соответствующих сфер студенческого менталитета. Аналогично, точку максимума - курс, на котором ранговое значение существенно выше значений соседних курсов, - мы определяем как точку «педагогического ресурса». В эти моменты необходимо усиливать педагогические воздействия, направленные на закрепление высоких показателей. Кроме того, «педагогический ресурс» данных точек заключается в возможности использования выраженных параметров менталитета как механизмов развития менее выраженных характеристик (с учетом наличия взаимосвязи между разным содержанием менталитета). Точками условного максимум (минимума) названы точки соответствующего экстремума перед (после) которыми расположены точки неопределённости.

Проведя эмпирический анализ сфер и компонентов менталитета, мы выделили следующие группы ментальных характеристик современных российских студентов. Содержательные характеристики описывают выделенные компоненты менталитета, то есть содержание отношений, ценностей, идеалов, убеждений, установок, стереотипов мышления и поведения, интересов и потребностей, а также представлений современных российских студентов. К ним относятся:

1. В зависимости от сочетания положительных и отрицательных характеристик компонентов менталитета все сферы менталитета современного российского студенчества можно представить в виде пяти групп (таблица 1).

Таблица 1.

Классификация содержательных характеристик сфер менталитета

Группы характеристик сфер менталитета Сферы

Положительные - характеризуются только положительными позициями «Профессия, работа», «Польза людям», «Материальноориентированная деятельность»

Положительно-отрицательные - характеризуются наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием положительных «Семья», «Досуг», «Место в мире»

Нейтральные - характеризуются равным количеством положительных и отрицательных позиций «Друзья», «Чувство свободы»

Отрицательно-положительные - характеризуются наличием положительных и отрицательных позиций с преобладанием отрицательных «Защита природы и общение с ней», «Преподаватели», «Учёба» «Национальное окружение»

Отрицательные - характеризуются только отрицательными позициями «Здоровье и здоровый образ жизни», «Государство и общество»

2. Структурные компоненты менталитета в разной степени проявляются в различных сферах менталитета современного российского студенчества. Наиболее выраженными положительными характеристиками являются (таблица 2):

Таблица 2.

Положительные характеристики сфер менталитета

Компоненты менталитета Сферы менталитета

Социальное окружение Деятельность

Отношение к миру и к себе в мире «Семья», «Друзья» «Место в мире»

Ценности, идеалы и убеждения «Самореализация», «Чувство свободы», «Место в мире»

Установки, стереотипы мышления и поведения «Семья» «Материально-ориентированная деятельность»

Интересы и потребности «Профессия, работа»

Представления «Профессия, работа», «Самореализация», «Чувство свободы», «Польза людям»

Наиболее выраженными отрицательными характеристиками являются (таблица 3):

Таблица 3.

Отрицательные характеристики сфер менталитета

Компоненты менталитета Сферы менталитета

Природа Социальное Деятельность

окружение

Отношение к миру и к себе в мире «Государство и общество» «Чувство свободы», «Место в мире»

Ценности, идеалы и убеждения

Установки, стереотипы мышления и поведения «Чувство свободы»

Интересы и потребности «Защита природы и общение с ней» «Семья» «Учёба»

Представления «Профессия, работа», «Материально-ориентированная деятельность»

Противоречивыми характеристиками менталитета являются (таблица 4):

Таблица 4.

Противоречивые характеристики сфер менталитета

Сферы менталитета Компоненты менталитета

Отношение к миру и к себе в мире Ценности, идеалы и убеждения Установки, стереотипы мышления и поведения Интересы и потребности Представлени я

Социальное окружение «Семья»

Деятельность «Место в мире» «Профессия, работа»

Динамические характеристики описывают устойчивые изменения иерархии ряда отношений, ценностей, идеалов, убеждений, установок, стереотипов мышления и поведения и т.д. в процессе образования от курса к курсу. Они выражают тенденции изменения сфер менталитета современного российского студенчества от курса к курсу (таблица 5).

Таблица 5.

Изменение характеристик сфер менталитета современного российского студенчества от курса к

курсу

Сферы менталитета Курсы / Позиции

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Защита природы и общение с ней Отрицат. Отрицат. Положит. Отрицат. Отрицат.

Здоровье и здоровый образ жизни Отрицат. Нейтр. Нейтр. Отрицат. Нейтр.

Государство и общество Отрицат. Отрицат. Нейтр. Отрицат. Нейтр.

Друзья Отрицат. Положит. Отрицат. Положит. Положит.

Национальное окружение Отрицат. Отрицат. Положит. Отрицат. Положит.

Преподаватели Нейтр. Положит. Отрицат. Нейтр. Отрицат.

Семья Положит. Нейтр. Положит Положит Отрицат

Досуг Нейтр. Нейтр. Отрицат. Положит. Положит.

Профессия, работа Положит. Нейтр. Положит. Нейтр. Положит.

Учёба Нейтр. Положит. Отрицат. Нейтр. Отрицат.

Польза людям Нейтр. Нейтр. Нейтр. Нейтр. Положит.

Место в мире Отрицат. Положит. Положит. Положит. Нейтр.

Самореализация Положит. Нейтр. Положит. Отрицат. Положит.

Чувство свободы Положит. Нейтр. Отрицат. Нейтр. Положит.

Материально-ориентированная деятельность Нейтр. Положит. Положит. Положит. Нейтр

С позиции синергетического подхода к изучению личности и проектированию процесса её развития, а также на основе анализа динамических и содержательных характеристик менталитета студентов были определены характеристики экстремумов. Они представляют собой характеристики выраженных точек определенности (максимума и минимума) и неопределённости (точки, означающие полное отсутствие выбора позиции в данной сфере на том или ином курсе) в траекториях изменения выраженности (ранга) отдельных ценностей. Экстремальные точки определенности показывают, на каком этапе обучения у студентов резко повышается или понижается выраженность тех или иных характеристик содержательных компонентов менталитета. Точки минимума, условно называющиеся точками «педагогического риска», указывают на необходимость определенных педагогических воздействий (соответствующих конкретной характеристике менталитета) в предыдущий период обучения с целью предупреждения снижения показателей, причем данные точки определяют содержание поддерживающей и коррекционной работы. Точки максимума, определяемые как точки «педагогического ресурса», указывают, в какие моменты необходимо усиливать педагогические воздействия, направленные на закрепление высоких показателей, причём данные точки также определяют содержание поддерживающей работы. «Педагогический ресурс» данных точек заключается в возможности использования выраженных параметров менталитета как механизмов развития менее выраженных характеристик (с учетом наличия взаимосвязей между разным содержанием менталитета). Точки неопределённости обусловливают необходимость обращения особого внимания на соответствующую сферу менталитета в конкретный период обучения, поскольку они не демонстрируют однозначно ни отрицательной, ни положительной позиции студентов относительно данной сферы.

Нами были выделены следующие экстремальные точки (таблица 6):

Таблица 6.

Экстремальные точки в сферах менталитета

Сферы менталитета Курсы / Позиции

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Защита природы и общение с ней min max

Здоровье и здоровый образ жизни 0 min

Государство и общество max min

Друзья тах min max

Национальное окружение max min

Преподаватели 0 тах max

Семья тіп max

Досуг min max

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессия, работа тіп max min

Учёба 0 тах min max

Польза людям 0

Место в мире тах min max

Самореализация тіп тах тіп

Чувство свободы тіп

Материально-ориентированная деятельность

Анализ содержательных и динамических характеристик, а также характеристик экстремумов менталитета современного российского студенчества позволил выделить следующие группы закономерностей проектирования образовательного процесса и принципов, определяющих их действие (таблица 7).

Таблица 7.

Закономерности и принципы проектирования образовательного процесса в контексте ментальных характеристик современных российских студентов

Закономерности Принципы

Конструирование образовательного процесса на основе учёта тенденций изменения сфер студенческой ментальности от курса к курсу при организации соответствующей педагогической поддержки и коррекции обеспечивает качество образования в высшей школе. Принцип оптимизации содержания образования на каждом курсе обучения с учетом соответствующих ментальных характеристик и тенденций изменения сфер студенческой ментальности.

Эффективность целенаправленных педагогических воздействий на каждом курсе обучения на «рисковые» сферы менталитета посредством использования возможностей «ресурсных» сфер менталитета обеспечивает качество образования в высшей школе. Принцип отражения в содержании образования ценностно-ориентационных, информационных, эмоциональных и др. аспектов ресурсных на конкретном курсе сфер менталитета.

Эффективность использования студенческой ментальности как педагогического ресурса повышается при опоре на положительные позиции сфер менталитета. Принцип актуализации педагогических воздействий на сферы, характеризующиеся точками неопределённости.

Результативность коррекции сфер студенческой ментальности, характеризующихся «педагогическими рисками», зависит от эффективности использования потенциала доминирующих ресурсных сфер студенческой ментальности на конкретном этапе развития личности. Принцип опосредованного воздействия на ценностные ориентации, установки, отношения и т.д. «рисковых» сфер менталитета через соответствующие компоненты менталитета, относящиеся к ресурсным сферам.

Педагогическая деятельность по поддержке и коррекции сфер студенческой ментальности детерминирует изменения в содержании студенческого менталитета на последующих курсах обучения. Непрерывность диагностики характеристик студенческой ментальности и вариативность содержания образования, основанная на результатах диагностики.

Выявленные характеристики студенческого менталитета, тенденции изменения содержания сфер менталитета, педагогические закономерности и принципы, а также целевые ориентиры образования, касающиеся совокупности общих и профессиональных компетенций как показателей качества образования, позволили определить основные направления педагогической деятельности на курсах обучения, а также основное содержание учебно-воспитательной работы, ориентированной на сферы студенческого менталитета.

Характер экстремальных точек и тенденций изменений сфер менталитета позволяет определить последовательность корректирующих и поддерживающих работ относительно каждой сферы в течение всего периода обучения. Поддержка организуется относительно «ресурсных» сфер менталитета и составляет образовательное направление педагогической деятельности. Оно предполагает при формировании компетенций осуществление выбора

содержания, методов, форм обучения, соответствующих характеристикам ресурсных на конкретном курсе сфер менталитета, учитывая при этом наиболее значимые для конкретной компетенции компоненты менталитета. «Рисковые» сферы менталитета нуждаются в коррекции, которая составляет содержание социально-воспитательного направления педагогической работы. Оно направлено на обеспечение гармонизации студенческого менталитета путем коррекции «рисковых» сфер менталитета с использованием педагогических возможностей «ресурсных» на каждом курсе обучения сфер.

Для характеристики социально-воспитательного направления нами были проанализированы образовательные программы и содержание учебных планов (на примере специальности «Социальная педагогика») с целью их дальнейшего использования в качестве образовательного ресурса вуза и определены наиболее важные научные области (науки), посредством которых целесообразно воздействовать на сферы менталитета для их коррекции на каждом курсе. В результате был определён «дефицит» учебных дисциплин на разных курсах обучения, для восполнения которого следует использовать потенциал национальнорегионального компонента, курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом, и факультативы, включаемые в учебный план конкретной специальности.

Образовательное направление обеспечивает эффективное формирование в учебном процессе компетенций, отражённых в государственном образовательном стандарте, конкретизированных в учебных планах конкретных специальностей и рабочих программах соответствующих учебных дисциплин. Специфика формулировок общих и профессиональных компетенций позволяет не только выделить сферы, обладающие наибольшим ресурсом для их эффективного формирования, но и конкретизировать выраженные компоненты менталитета, относящиеся к соответствующей предметной области (сфере менталитета).

Таким образом, проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов включает следующую последовательность действий:

1. Конструирование для каждого курса индивидуально-дифференцированных образовательных маршрутов студентов.

2. Индивидуально-дифференцированный выбор средств и методов развития личности, ориентируясь на компоненты менталитета и используя средства и методы развития ценностей, идеалов, убеждений, установок, стереотипов мышления и поведения, интересов, потребностей и представлений современных российских студентов.

3. Выбор целей образования на каждом курсе с акцентом на коррекционную и поддерживающую работу в направлении «рисковых» сфер менталитета, а также на формирование компетенций в соответствии с государственным образовательным стандартом.

4. Выбор средств и методов достижения образовательных целей на каждом курсе с преимущественным использованием потенциала «ресурсных» сфер студенческого менталитета.

5. Организация целенаправленной диагностической работы для исследования содержания сфер студенческого менталитета, которым на конкретном курсе соответствуют точки неопределенности.

6. Педагогическое сопровождение гармонизации сфер студенческого менталитета и формирования компетенций на основе учёта «точек экстремума» каждой сферы.

Указанные общие требования и ориентиры проектирования образовательного процесса вуза, базирующиеся на выделенных закономерностях и сформулированных принципах, позволяют предположить, что дидактический инструментарий образовательного процесса следует определять исходя из положений системного, синергетического, акмеологического, андрагогического, аксиологического, компетентностного и витагенного подходов к обучению и воспитанию личности. Исходя из основных положений данных подходов, в качестве основных методов и приёмов обучения и воспитания выделены: методы

активного (лекции, дискуссии, деловые игры т.д.) и проблемного (исследовательский, эвристический методы и метод проблемного изложения) обучения, приёмы витагенного образования (ретроспективный анализ жизненного опыта, стартовая актуализация жизненного опыта, опережающая проекция преподавания и т.д.), методы нравственного воспитания (этическая беседа, пример, воспитывающая ситуация, соревнование, поощрение, наказание и т.д.) личности.

Моделируемый педагогический процесс - явление системное, а системный подход дает основание описать модель проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов посредством следующих компонентов: структурно-содержательного, методологического, методического,

организационно-технологического и диагностического. Структурно-содержательный блок представлен структурными компонентами и сферами менталитета, воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели. Методологический блок описывает педагогические закономерности, принципы и реализуемые образовательные подходы; методический блок - дидактические средства, содержание воспитательного процесса и учебных дисциплин. Организационно-технологический блок представлен совокупностью направлений в содержании проектирования образовательного процесса вуза, алгоритмом использования ресурсного потенциала студенческого менталитета для формирования компетенций; диагностический блок - критериями, методами диагностики, уровнями сформированности компетенций. Модель позволяет определить порядок распределения учебных дисциплин по годам обучения, осуществить выбор и включение в учебный план элективных и факультативных курсов, порядок постановки воспитательных задач на разных курсах обучения, способы определения критериев и способов диагностики образовательных результатов; содержание педагогического сопровождения профессионального, социального и личностного развития студентов, ориентированного на поддержку и коррекцию мотивационноволевой и эмоционально-ценностной сфер личности обучающихся (рисунок 1).

Алгоритм использования ресурсного потенциала студенческого менталитета для формирования компетенций (*) иллюстрирует этапный характер проектирования образовательного процесса на основе характеристик менталитета современного российского студенчества (рисунок 2). Данный процесс включает три этапа:

1) Этап диагностики - проведение анкетирования и тестирования студентов с целью определения ментальных характеристик; классификация сфер менталитета на ресурсные, рисковые и сферы неопределенности, выделение наиболее проблемных компонентов менталитета в каждой сфере; уточнение характеристик сфер неопределенности.

2) Этап конструирования содержания образования - уточнение, дополнение, коррекция учебных планов; уточнение / разработка содержания учебных дисциплин и определение совокупности дидактических средств освоения этого содержания; разработка содержания воспитательной работы и выбор совокупности методов и приемов воспитания; разработка содержания внеучебной (общественной, творческой) и научной работы студентов; разработка индивидуально-дифференцированных образовательных маршрутов студентов.

3) Этап реализации содержания образования - внедрение модели в образовательный процесс. Возвращение к этапу диагностики и повторение процедур на последующих этапах и т.д.

Гармонизация сфер менталитета способствует повышению качества образования с двух позиций: во-первых, с точки зрения перевода «рисковых» сфер в «ресурсные» сферы; во-вторых, с точки зрения обеспечения мотивационно-ценностных и морально-волевых основ учебно-познавательной активности.

В образовательном процессе опора на характеристики студенческого менталитета осуществляется при изучении учебных дисциплин всех циклов с целью формирования соответствующих групп компетенций. Ведущими внеучебными формами являются собственно воспитательные мероприятия (беседы, диспуты, встречи, культурно-массовые мероприятия и т.п.). Во внеучебной деятельности организация воспитания обучающихся

должна составлять содержание работы непосредственно кураторов академических групп. Воспитывающее просвещение и обучение могут составить содержание работы как кураторов, так и преподавателей учебных дисциплин.

Менталитет современного российского студента

Компоненты: Сферы:

1. Отношения к миру и к себе 1. Природа (защита, здоровье)

1^2. Ценности, идеалы, убежд-я 2. Социальное окружение

3. Установки, стереотипы (государство, друзья, «1

мышления и поведения национальное, семья, преп-ли)

4. Интересы и потребности 3. Деятельность (досуг,

5. Представления профессия, учеба, польза...)

Ментальные характеристики:

1.Содержательные. 2.Динамические. З.Характеристики экстремумов

Ресурсные сферы

Рисковые сферы '4

Сферы неопределенности

Закономерности

Я

Принципы

Формирование компетенций: общекультурных и общепрофессиональных

Образовательные подходы: системный, аксиологический, акмеологический, андрагогический, компетентностный

Дидактические средства

Содержание воспитательной работы

Содержание учебных дисциплин

ехэхии

ехнэм

сізфз

ки

їгеєин

сжсіед

Диагностический инструментарий: критерии, методы диагностики, качественно-количественные характеристики уровней сформированности

Определенный уровень сформированности компетенций

Обеспечение качества образования в вузе

1

Рисунок 1. Модель проектирования образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современных российских студентов

Рисунок 2. Алгоритм использования ресурсного потенциала студенческого менталитета

для формирования компетенций

Важным содержанием образования, направленным на гармонизацию сфер менталитета и далее на формирование компетенций, является не только учебная и практическая, но и общественная творческая, научно-исследовательская деятельность студентов. Участие в такой деятельности создает дополнительные возможности студентов для эффективного формирования общих и профессиональных компетенций, коррекции различных компонентов и сфер менталитета. В связи с этим содержание деятельности должно соответствовать сути формируемых компетенций и (или) контексту используемых для их формирования корректируемых сфер менталитета.

Примечания:

1. Шакуров Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом: учеб. пособие для педвузов / Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. образования. М.: Магистр, 1995. 183 с.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т. 2. Ростов н/Д, 1996.

416 с.

3. Визгин В.П. Ментальность, менталитет // Современная западная философия: словарь. М.: Политизат, 1991. С. 177.

4. Гершунский Б.С. Менталитет и образование: учеб. пособие для студентов. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. 143 с.

5. Гуревич А.Я., Вовель М., Рожанский М. Ментальность // 50/50: опыт словаря нового мышления / под общ. ред. М. Ферро, Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989.

6. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.

7. Соломин В.П., Урсу И.С. К вопросу о постановке проблемы ментальности // Советский менталитет: источники и тенденции развития (социальный и педагогический аспекты): материалы межвуз. конф. Вып. 3. Армавир, 2002. С. 26.

8. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект Пресс, 2007. 284 с.

9. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Ростов н/Д, 2001.

64 с.

References:

1. Shakurov R.Kh. Psychology of the teaching staff management: a manual for teachers’ training higher schools / The Russian Acad. of education, the Institute of secondary special education. M.: Magistr, 1995. 183 pp.

2. Petrovsky A.V., Yaroshevsky M.G. History and psychology theory. V. 2. Rostov-on-Don, 1996. 416

pp.

3. Vizgin V.P. Mental setup and mentality // Modern western philosophy: a dictionary. M.: Politizat, 1991. P. 177.

4. Gershunsky B.S. Mentality and education: a manual for students. M.: Institute of pract. psychology, 1996. 143 pp.

5. Gurevich A.Ya., Vovel M., Rozhansky M. Mentality // 50/50: an experiment of the dictionary of new thinking / general edition by M. Ferro, Yu. Afanasyev. M.: Progress, 1989.

6. Dubov I.G. The phenomenon of mentality: psychological analysis // Psychology Problems. 1993. No. 5. P. 20-29.

7. Solomin V.P., Ursu I.S. On the statement of the problem of mentality // Soviet mentality: sources and development tendencies (social and pedagogical aspects): materials of interhigher schools conf. Issue 3. Armavir, 2002. P. 26.

8. Shadrikov V.D. Mental development of a person. M.: Aspect Press, 2007. 284 pp.

9. Vlasova T.I. Diagnostics of civil culture of school students and students. Rostov-on-Don, 2001. 64

pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.