Научная статья на тему 'Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов (рецензия на диссертацию: Демкина Е. В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис. . . . Д-ра пед. Наук : 13. 00. 01. Майкоп, 2013. 515 с. )'

Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов (рецензия на диссертацию: Демкина Е. В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис. . . . Д-ра пед. Наук : 13. 00. 01. Майкоп, 2013. 515 с. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов (рецензия на диссертацию: Демкина Е. В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис. . . . Д-ра пед. Наук : 13. 00. 01. Майкоп, 2013. 515 с. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ

Н.М. БОРЫТКО (Волгоград)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА НА ОСНОВЕ МЕНТАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ (Рецензия на диссертацию:

Демкина Е.В. Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. Майкоп, 2013. 515 с.)

Современная российская педагогическая наука характеризуется разноаспектными поисками оптимизации образования, повышения его результативности. одним из примеров успешного исследования в этом направлении можно, бесспорно, назвать блестяще защищенную в декабре 2013 г. в диссертационном совете при Адыгейском государственном университете докторскую диссертацию Е.В. демкиной на тему «Проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов».

Актуальность избранной диссертанткой темы обусловлена не только, как справедливо отмечает автор, тенденциями гуманизации и демократизации общества. Российская система высшего профессионального образования включается в единое европейское пространство, переходя в организации образовательного процесса на принципы Болонского соглашения (многоуровневость, блочномодульное построение образовательных программ, студенческая мобильность, выделение ключевых компетенций и другие важные особенности). Вместе с тем все эти нововведения создают опасность глобализации профессионального сознания будущего специалиста, что ведет к снижению результативности общей и профессиональной подготовки студента в связи с нарушением педагогических ком-

муникаций между преподавателем и студентами, причиной которого является потеря гуманитарных ориентиров в образовании. К числу важнейших таких ориентиров относится менталитет студента, обусловленный спецификой его национальной, региональной, социальной культуры. Без учета ментальных характеристик студента невозможно обеспечить становление его субъектом учебной и профессиональной деятельности, субъектом культуры и собственной жизни. Важность обращения к этим вопросам демонстрирует и глубокий анализ имеющихся исследований, проведенный диссертанткой. однако в этих научных поисках студенчество рассматривается либо как социально-возрастная группа (с выходом на внеаудиторные формы работы), либо как будущие профессионалы (в русле теории и методики профессионального образования). обнаруживаются совершенно очевидные потребность и предпосылки исследования проблемы учета ментальных характеристик современных российских студентов в русле общей дидактики высшего образования. Решение указанной проблемы позволит выявить теоретические, методологические, дидактические основы оптимизации проектирования образовательного процесса, актуализирующего внутренний (личностный) ресурс студента на повышение результативности его общего и профессионального развития.

В исследовании грамотно определены его основные методологические характеристики (проблема, тема, объект, предмет исследования), сформулирована нетривиальная гипотеза, четко определяющая русло предстоящего исследования, тщательно и логично отобраны теоретико-методологическая и опытноэкспериментальная база, методы исследования. Столь же логично продумана и структура диссертационного текста.

В первой главе на основе анализа большого числа философских, социологических, психологических источников проводится теоретическое осмысление категории «менталитет», его содержания и структуры. При этом автор избегает нередкого в таких случаях начетничества, пересказа общеизвестных положений. Ее анализ отличается содер-

© Борытко Н.М., 2014

жательной насыщенностью, обоснованностью и оригинальностью. для систематизации данных и выводов исследователь умело использует табличное представление текста, рубрикацию, текстовые выделения. Интересным и плодотворным для дальнейшего исследования становится проведенный в § 1.2 анализ индивидуально-личностного воплощения ментальности в чертах российского характера, а также сопоставление его с характеристиками европейской ментальности. Первая глава логично завершается определением социальнопсихологических особенностей современной российской студенческой молодежи. особо следует отметить сделанные автором резюме по главам: они отнюдь не служат формальному подведению итогов, а являются содержательными, интересно написанными, побуждающими вступить в диалог с автором.

Во второй главе характеризуется методика исследования ментальных характеристик современных российских студентов: детально описаны и обоснованы используемые в исследовании разнообразные диагностические методики (сами они приведены в приложениях к диссертации); анализируются содержание, полученные данные и результаты детального диагностического исследования отношения студентов к миру и себе в мире, потребностей, ценностей, идеалов и убеждений, установок, интересов, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества. Здесь же представлена модель менталитета современных российских студентов.

В третьей главе на основе анализа экспериментальных данных формулируются педагогические закономерности и обосновываются принципы проектирования образовательного процесса вуза в контексте ментальных характеристик современных российских студентов; представляются целевые установки (коррекция или поддержка определенных сфер менталитета), выявляется образовательный ресурс содержания учебных планов и научных областей (табл. 44, 45), а также содержание образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов. Этот анализ проведен настолько детально и комплексно, что его результаты могут составить основу для образовательной программы вуза. Здесь же с позиций ментальных характеристик современных российских студентов описываются дидактические основы организации образовательного процесса, включающие в себя положения системного, синергетического, аксиологиче-

ского, акмеологического и компетентностно-го подходов.

Четвертая глава посвящена описанию и экспериментальному обоснованию модели проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов как для разных курсов обучения, так и для полного цикла обучения. Концептуальные положения при этом находят свое технологическое воплощение, например, в алгоритме использования ресурсного потенциала студенческого менталитета для формирования компетенций (рис. 2 на с. 31 автореферата / рис. 17 на с. 284 диссертации), в критериях и способах оценки сфор-мированности компетенций (табл. 54 на с. 288 диссертации). В модели проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов для разных курсов обучения предусмотренные ФГОС компетенции соотносятся с курсами обучения и задачами по формированию, коррекции или уточнению ментальных характеристик студентов. Представленные в § 4.2 таблицы фактически являются технологическими картами, готовыми для применения в рамках работы вуза в целом и отдельного преподавателя в частности. Соответствующие методические разработки представлены в прил. 11-15, они дают все основания для проведения концептуального анализа тенденций изменения качества образования в условиях реализации концепции проектирования образовательного процесса на основе ментальных характеристик современных российских студентов.

Автор корректно использует известные научные методы обоснования полученных результатов, выводов и рекомендаций. Ею изучены и критически анализируются известные достижения и теоретические положения других авторов по вопросам исследования. Список использованной литературы содержит 421 наименование, в том числе 15 - на английском языке.

В целом результаты, полученные автором, являются новыми научными знаниями в дидактике высшего профессионального образования. В качестве новых научных результатов диссертантом:

• разработана авторская научная концепция проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов, обогащающая дидактику высшего профессионального образования и дающая основание для продол-

жения исследований в сфере теории и методики профессионального образования, а также в методике преподавания конкретных дисциплин в вузе;

• предложены нетривиальная научная гипотеза, оригинальные суждения по заявленной тематике, а также нетрадиционный технологический подход к решению проблемы проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов;

• доказана перспективность использования ментальных характеристик студентов для проектирования содержания, методов и организационных форм высшего образования, выявлены закономерности и обоснованы соответствующие им принципы проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик студентов;

• введены новые понятия студенческого менталитета как системы сущностных индивидуальных и социально-групповых особенностей личности субъектов образования и методологического ориентира учебновоспитательного процесса, ментальных характеристик современных российских студентов как типичных ценностей, идеалов, убеждений, установок, стереотипов мышления и поведения, интересов и потребностей данной социальной группы.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

• доказаны положения концепции проектирования образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов; концепция расширяет представления о закономерностях и принципах проектирования высшего образования;

• применительно к проблематике диссертации результативно использован комплекс экспериментальных и теоретических методов исследования, диагностических методик;

• изложены положения, позволяющие технологизировать проектирование образовательного процесса вуза и обеспечить его гуманитаризацию через учет ментальных характеристик современных российских студентов;

• раскрыты существенные проявления общедидактической теории высшего профессионального образования, позволяющие повысить его качество и результативность не только в подготовке специалистов, но также в личностном становлении студентов;

• изучены связи ментальности и менталитета с другими существенными характери-

стиками личностного развития студента, генезис процесса становления ментальных характеристик, внутренние и внешние противоречия, факторы, причинно-следственные связи, что в итоге позволило не только концептуально разработать, но и вывести на технологический уровень проектирование образовательного процесса вуза на основе ментальных характеристик современных российских студентов;

• проведена модернизация алгоритмов проектирования образовательного процесса вуза на основе решения выделенной в диссертации проблемы.

основные научные результаты исследования опубликованы более чем в 100 печатных работах, в том числе в двух монографиях, 18 статьях в рецензируемых научных журналах и изданиях (все они представлены в РИНЦ), апробированы на различных конференциях и иных научных мероприятиях.

В целом диссертационное исследование, без преувеличения, можно охарактеризовать как глубоко современное не только по проблематике, но и по методике его проведения. обширная эмпирическая база, тщательно спланированный, грамотно проведенный и детально проанализированный эксперимент, результаты которого подвергнуты теоретическому анализу, профессионально проведенное моделирование различных аспектов исследования не оставляют сомнений в достоверности полученных выводов и позволяют исследователю разработать не только концептуальные теоретические основания решения выделенной проблемы, но и технологическое и методическое обеспечение предлагаемых решений.

Знакомство с диссертацией и публикациями автора, несомненно, будет полезным как исследователям, так и сотрудникам административно-методической службы вуза для совершенствования образовательного процесса.

Литература

1. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в педагогическом исследовании // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2011. №8(62). С. 20-24.

2. Борытко Н.М. Гуманитарные принципы профессионального образования педагога-воспитателя в системе непрерывного образования // Изв. Вол-гогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Пед. науки. 2012. №11(75). С. 41-45.

3. Борытко Н.М. Эмпирические данные в научно-педагогическом исследовании II Изв. Вол-гогр. гос. пед. уп-та. Сер.: Пед. пауки. 2011. №1(55). С. 12-17.

4. Власюк И.В. Аксиологические основания исследования семьи как социокультурной ценности II Изв. Волгогр. гос. пед. уп-та. Сер.: Пед. пауки. 2011. №4(58). С. 11-14.

5. Власюк И.В. Подготовка учителя к ценностному взаимодействию с семьей в системе вузовского обучения II Изв. Волгогр. гос. пед. уп-та. Сер.: Пед. пауки. 2012. №4(68). С. 61-64.

* * *

1. Boryitko N.M. Gumanitarno-tselostnyiy podhod v pedagogicheskom issledovanii II Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2011. №8(62). S. 20-24.

2. Boryitko N.M. Gumanitarnyie printsipyi pro-fessionalnogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryivnogo obrazovaniya II Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2012. №11(75). S. 41-45.

3. Boryitko N.M. Empiricheskie dannyie v nauch-no-pedagogicheskom issledovanii II Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2011. №1(55). S. 12-17.

4. Vlasyuk I.V. Aksiologicheskie osnovaniya issledovaniya semi kak sotsiokulturnoy tsennosti II Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2011. №4(58). S. 11-14.

5. Vlasyuk I.V. Podgotovka uchitelya k tsennost-nomu vzaimodeystviyu s semey v sisteme vuzovskogo obucheniya II Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Ped. nauki. 2012. №4(68). S. 61-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.