Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования современной семьи'

Методологические проблемы исследования современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2472
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ / КРИЗИС СЕМЬИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / FAMILY / METHODS OF FAMILY STUDY / FAMILY CRISIS / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Авдеева Елена Викторовна

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования семьи, обсуждаются проблемы обострения социальной напряжённости, кризисной демографической ситуации, роста масштабов девиантного поведения. Проводится анализ научных публикаций, освещающих брачно-семейные отношения и изменения в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological problems of modern family study

The paper reviews the methodological problems of modern family study. It discusses the problems of social tension aggravation, critical demographical situation and the growth of deviant behavior. The article analyses the research papers which cover marriage and family relationships and cnanges in the area

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования современной семьи»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Е. В. Авдеева

Перемены, происходящие с институтом семьи в России (как и в большинстве стран западной Европы) в отечественной социогуманитаристике трактуются с двух парадигмальных позиций. С первой позиции положение дел в сфере современной семьи интерпретируется как парадигма модернизации, другая — как парадигма кризиса семьи1. Представляется, что демографические данные на основании переписи населения 2010 г. позволят окончательно уточнить характер сложившейся ситуации в современной отечественной культуре и, возможно, подтвердят выводы Второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (2005 г.)2, определяющие демографическую ситуацию, сложившуюся в российской культуре начала третьего тысячелетия, как кризисную3.

Обострение социальной напряжённости, кризисная демографическая ситуация, рост масштабов девиантного поведения и в то же время распространение новых форм межпоколенного взаимодействия социальных институтов, выполняющих функции, аналогичные семейным, демонстрируют особую роль семьи в формировании социальных рисков (демографического, социализационного, этического) и актуализируют исследования современных изменений как одной из важнейших проблем общества.

Обзор научных публикаций, освещающих брачно-семейные отношения и изменения в этой области, со второй половины прошлого века позволяют говорить

о кризисе, переживаемом современной семьей, выявившемся с особой силой вначале в развитых странах Западной Европы, а затем в других странах мира, в том числе и в России. Исходя из материалов выше отмеченной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»4, этот кризис проявляется в уменьшении способности семьи выполнять такие необходимые для общества функции, как воспроизводство населения и воспитание новых поколений. Участниками кон -ференции выделены такие «индикаторы кризиса, как естественная убыль населения; уменьшение числа браков; рост разводов; повышение доли родившихся детей вне зарегистрированного брака, при которой рост внебрачной рождаемости не возмещает снижение брачной рождаемости»5. Внимательное рассмотрение материалов конференции определяет общий вывод об особой актуальности обращения к исследованиям семьи в условиях изменения российской культуры с конца 1990-х годов, с переоценкой ценностей, исторически и культурно обусловленной новыми социальными реалиями. Государственная семейная политика уже не может ограничиваться только ориентацией на создание условий для реализации семьёй функции воспроизводства населения и предоставление помощи семьям, оказавшимся в сложных ситуациях. Всё большую значимость приобретает социокультурная направленность исследований семьи и всего, что связанно с сохранением и повышением ценности

семейного образа жизни. Интересы устойчивого развития общества и безопасного существования человека диктуют необходимость исследования причин трансформации, а также обоснования возможности их регулирования. Среди множества факторов (медицинский, философско-психологический, социально-политический, социокультурный и другие), обусловивших данные кризисные тенденции в рамках мирового сообщества, наименее рассмотрены те, что относятся к области культурной (социальной) антропологии.

Между тем направленность современного социокультурного развития мирового сообщества в условиях стремительной динамики событий (экспансия СМИ, рыночная экономика, бум информационных технологий, поток научно-технических и образовательно-воспитательных концепций, трансформирующих не только природную, социальную и культурную среду окружения человека, но и нравственную природу самого человека, а также систему его семейно-родственных отношений, дружеских, профессиональных, по интересам и многое другое)6 поставила под угрозу прежде всего всю устойчивость такого исторически стабильного и надёжного социокультурного образования, как семья.

Стратегия современного социокультурного развития диктует необходимость выявления тех механизмов удержания и укрепления семьи, которые обеспечивали историческую стабильность этой социокультурной ячейки в качестве незыблемых социальных и личностных регулятивов.

На сегодняшний день в этой области исследования положение дел следующее: наблюдается количественный рост имперических исследований, посвящённых семье, наличествует огромное количество публикаций в рамках данной тематики7,

^ 8 9

методов психологической диагностики8 социологического тестирования9, культурно-политических программ и планов государственного уровня10, проектирующих семейную политику и исследование отдельных вышеперечисленных факторов, определивших эволюцию семьи за последние два века11. В то же время формирование инструментальных теорий семейных изменений, эвристических возможностей, которые выходили бы за пределы систематического описания эмпирических данных, существенно отстаёт. Всё это свидетельствует о наличии глубинных расхождений между актуальной значимостью семьи в обществе переходного типа и реальным изменением её функционально-ценностной значимости, между социальной необходимостью семейной политики, адекватно реагирующей на современное положение семьи, и недостаточностью теоретических подходов, требующихся для её разработки. Сегодня поиски исследователей посвящены регуляции психологической дистанции партнёров, проблематике культурных ценностей12, духовных основ и традиций семейных отношений и т.д.13 В макромасштабах выявлены и достаточно полно рассмотрены традиционные образования (нравы, обычаи, ритуалы, обряды, нормы, правила деятельности, поведения, взаимодействия)14. На макроуровне также проанализированы историко-культурные регионы, сообщества и субкультуры15.

Следовательно, можно сделать вывод о констатации данных традиционных образований и их функционального назначения как факторов и препятствующих распаду семьи16, и разрушающих её.17 Однако не раскрытыми на этом уровне

остаются принципиально не наблюдаемые механизмы (социально-психологические, социально-культурные) действия культурной традиции18. Эти механизмы можно раскрыть лишь при рассмотрении непосредственных межличностных связей и отношений, при изучении первичных групп и социальных сетей, а также при рассмотрении семьи в контексте отношений её членов как между собой, так и с окружением (дружеских, соседских, профессиональных, любительских, рекреационно-досуговых и т.п.).

В рамках данной проблематики крайне важно выявить: те элементы культуры, которые на этом уровне (микроуровне) имеют характер устойчивости, а какие — изменчивости; какие функции выполняет семья как первичная социокультурная ячейка на различных этапах жизненного цикла людей; в каких ситуациях (переходность, стабильность) она является по структуре и функциям необходимой и достаточной для воспроизведения культурных форм социальности.

Сегодня в рамках культурной (социальной) антропологии достаточно методологических средств, социокультурных категорий и понятий (образ жизни, стандарт жизни, стиль жизни, жизненная ситуация, социокультурное пространство, культурная идентификация личности и т.д.), использование которых даст возможность анализа принципиально не наблюдаемых механизмов и факторов разрушения и удержания семейных отношений.

Концептуальные положения, изложенные Э. А. Орловой в методическом пособии по курсу «Теория культуры» в двух частях («Социокультурное пространство обыденной жизни», «Концепция социокультурного пространства»), позволяют исследовать социокультурные динамические процессы на микроуровне. Использование этих положений даёт возможность анализировать семью как социокультурную целостность, рассматривая её в качестве аналитической единицы:

1) как первичную группу, включённую в более широкий социокультурный контекст, в связи с обсуждением поддержания её идентичности и изменений в групповой жизни;

2) как институт в социокультурном пространстве.

Кроме того, в рамках «Концепции социокультурного пространства» (Э. А. Орлова) позволяет выделить социокультурные характеристики семьи как наиболее чётко организованной структуры из числа первичных групп по степени упорядоченности и иерархичности: непосредственные межличностные отношения между членами семьи, их родственниками и знакомыми, интенсивная эмоциональная окрашенность их отношений, многомерность личностных проявлений, общность групповых ценностей, образцов поведения, форм взаимоотношений, самоидентификация каждого их них к определённому личностно-культурному типу. Тем самым члены семьи и их близкое окружение формируют своё социокультурное пространство, «внутренние параметры которого задаются спецификой структуры и содержанием групповых связей, что позволяет им “проводить” социально значимые различия между собой и представителями других групп»19.

Всё сказанное выше позволяет рассматривать семью как первичную группу, которая создаёт среду своего окружения, где происходит накопление и использование культурного опыта формирования и социализации личности, формирование

знаков и символов группвой (семейной) принадлежности, выделенности семьи из более широкого социокультного контекста.

Концепция социокультурного пространства позволяет также выделить социально-психологические механизмы, включающиеся с целью трансляции и освоения элементов культуры на уровне непосредственных межличностных контактов как в диахронном, так и в синхронном процессах взаимосвязи. К таким механизмам прежде всего следует отнести: обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений, в которых основной акцент в информационном пространстве ставится на упорядочении индивидуально-культурного опыта, на логику его организации. Кроме данного механизма, исследователь получает возможность выделения наиболее эффективных социально-психологических механизмов освоения культуры, таких, как подражание, эмпатия, комбинирование, импровизация и др20.

Рассматривая социокультурные механизмы трансляции культуры, можно увидеть, в каких социально-коммуникационных сетях происходит информационный обмен, выделить среду действия механизма традиций, т. е. передача культурного

опыта, воспроизведение нравов, обычаев культурных образцов, норм и других черт

21

устоичивости культур, их вариаций и социокультурных инноваций21.

Таким образом, семья как первичная социокультурная целостность может быть использована в качестве аналитической идеально-типической единицы социокультурной специфичности, с помощью которой можно исследовать микромеханизмы как поддержания её устойчивости, так и разрушения на уровне межличностных и межпоколенных связей. Следовательно, подключая современный методологический инструментарий, сегодня в рамках семьи можно обнаружить достаточно полный набор предпосылок, необходимых для освоения и воспроизведения исходных социально-значимых навыков и элементов культуры, что в современных социокультурных условиях представляется чрезвычайно актуальным для исследования микродинамических процессов культур.

1 Кучмаева О. В., Кучмаев М. Г., Петрякова О. Л. Трансформация института семьи и семейные ценности // Вестник славянских культур. 2009. № 3. С. 27.

2 Меньшиков О. Н. Семья в контексте социальных изменений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. М., 2005. Ч. 3.

3 Кучмаева О. В., Синельников А. Б. и др. О положении семей в Российской Федерации: Научный отчет. Институт семьи и воспитания РАО, 2008.; Вишневский А. Г. Россия перед демографическим выбором. М.: Издательсикй дом ГУ ВШЭ, 2007.

4 Меньшиков О. Н. Семья в контексте социальных изменений. С.42.

5 Там же. С. 43.

6 Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М.: ГАСК, 2002. С. 60-67.

7 Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 3-х ч. / Под общ. ред. д-ра психол. наук В. К. Шабель-никова и канд. психол. наук А. Г. Лидерса. М., 2005; Перенатальная психология и психология родительства. Ежеквартальный научно-практический журнал. 2005. № 2; Воспитание: современные парадигмы: Монография / А. К. Быков, И. А. Липский, Л. Е. Никитина, О. Г. Прохорова и др. / под общ. ред. З. А. Багишаева и А. К. Быкова. М.; 2006; и др.

8 Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Валента Т. Ф. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь. М.-Обнинск: «ИГ -СОЦИН», 2005.

9 Меньшикова О. Н. Семья в контексте социальных изменений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. М., 2005. Ч. 3. С. 12-25; Осипова О. С. Ценностно-нормативные системы брачно-семейных отношений // Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 127-135.; Понамарев М. С. Социальная компетентность у подростков с девиантным поведением, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях // Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 157-169.

10 Быков А. К. Социальная политика и области воспитания детей: сущность, содержание и тенденции развития // Научные труды государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М.: Гос -НИИ семьи и воспитания, 2004. Т. 1. С. 19-26; Указ президента РФ В. В. Путина «О проведении в российской Федерации Года семьи» (июнь 2007 г.); Всероссийская программа «Год ребёнка», 2007 г.; Всероссийская программа «Год семьи», 2008 г.; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. М.: Рос. Гос. Воен. Инт.-культур. центр при Правительстве Рос. Федерации): САШКО, 2003.

11 Материалы Международной научной конференции «Социокультурные проблемы семьи и воспитания». Москва, 22 ноября 2007 г.

12 Кучмаев М. Г. Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. культурологии. М., 2000.

13 Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность: Автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М., 2002.

14 Соловцова И. А. Православная семья в пространстве воспитания // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. М., 2005. Ч. 3. С. 312-318.; Орлова Н. Х. Идея браков в Христианской культуре // Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 107-113.

15 Савельева С. В. Изучение положения семьи как субъекта воспитания в Красноярском крае // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». С. 250-254; Морозова И. И. Малые группы как средство социализации ребенка // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 73-74.

16 Семья и формирование личности. М., 1999.; Архангельский В. Н. Удовлетворенность браком: сочетание оценок супругов // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». С. 57-63.; БуренковаЕ. В. Модель взаимодействия субъектов системы «Ребенок - Значимый взрослый» как инструмент оптимизации детско-родительских отношений // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 184-192.

17 Юденко Н. О. Психологические противоречия как источник конфликтов в семье // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. С. 544-547; Литвинова А. В., Большакова Н. Г. Зависимость ориентировки супругов в конфликте от образов родителей, сформированных в детстве // Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы второй Всероссийской научной конференции. М., 2005. Ч. 2. С. 318-322.

18 Волжина О. И. Семья как социокультурная ценность: Автореф. дис.д-ра социол. наук. М.,

2002.; Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М.: ГАСК, 2002. С. 104.

19 Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни. С. 49-50.

20 См. об этом: Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни. С. 48-59.

21 Там же. С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.