Научная статья на тему 'Современная Российская семья в традиционно-конфессиональном аспекте'

Современная Российская семья в традиционно-конфессиональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
663
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕЗИС ИНСТИТУТА СЕМЬИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ / МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ О СЕМЬЕ / THE WORLD'S RELIGIONS ON THE FAMILY / GENESIS OF THE FAMILY / SOCIAL AND CULTURAL VALUE OF FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселёва Елена Владимировна

В статье рассматриваются традиционно-конфессиональные аспекты бытования современной российской семьи. Обсуждаются проблемы обострения социальной напряжённости, кризиса демографической ситуации, роста масштабов девиантного поведения. Проводится анализ научных публикаций, освещающих брачно-семейные отношения, и сравниваются разные этнонациональные традиции семейных отношений в основных мировых религиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Russian family in traditional confessional aspect

The article deals with the traditional and confessional aspects of existence of modern Russian family. The paper discusses the problems of acute social tension, demographic crisis, increase of cases of deviant behavior. It analyses research publications on marriage and family relations, and compares different ethnic and national traditions of family relationships in major world religions.

Текст научной работы на тему «Современная Российская семья в традиционно-конфессиональном аспекте»

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ В ТРАДИЦИОННО-КОНФЕССИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Е. В. Киселёва

Исследования семьи приобрели в России актуальную значимость с конца 90-х годов в связи с переоценкой ценностей, обусловленной культурно-историческими реалиями современности (конец XX - начало XXI вв.).

Переходность российского сообщества от одной социальной системы к другой осуществляется на фоне стремительной социокультурной динамики событий в мировом пространстве. Экспансия СМИ, рыночной экономики, бум информационных технологий, множество научно-технических и образовательно-воспитательных концепций, а также торжество идеологии потребительства — всё это трансформирует не только природную, социальную и культурную среду окружения человека, но и нравственную природу самого человека и институтов его семейно-родственных отношений, дружеских, профессиональных, по интересам и др.1

Как отмечает современный отечественный исследователь проблематики наследования культурных ценностей семьи М. Г. Кучмаев, «основополагающими жизненно важными ценностями у населения стали материальная и моральная независимость, карьера, комфорт и максимальное удовлетворение чувственных удовольствий»2. В этих условиях под угрозой разрушения оказалась устойчивость такого исторически стабильного и надёжного социокультурного образования, как семья. Институт официального брака с его обязанностями и долгом всё чаще заменяется «новой формой межполовых взаимоотношений — сожительством»3.

Обзор научной литературы, посвящённой данной тематике, показывает, что в странах, где традиционный институт семьи остался неприкосновенным либо мало трансформированным, современное положение семьи характеризуется высочайшим социокультурным статусом. Например, в Китае, стране, в которой семья является высшей ценностью, сохранившей приоритетность до последнего времени, демографическая ситуация — одна из самых благополучных в мире. То же самое относится к странам Юго-Восточной Азии и Арабского мира, которые, несмотря на вторжение реалий информационного бума, последствий глобализации и других составляющих постиндустриального общества, сохраняют неприкосновенный авторитет семьи.

В западном обществе ситуация иная: здесь на фоне экспансии тенденции потребительства и высокого уровня благосостояния, несмотря на мощную социальную поддержку государства, происходит падение авторитета традиционной семьи, что выражается в сокращении рождаемости и старении наций. По-видимому, одной из главных причин этих процессов является ослабление культурно-конфессиональных традиций. Так, в рамках идеологии христианства с её приоритетностью церковнорелигиозных ценностей, внимание к институту семьи, естественно, было несколько ослабленным. На протяжении многих веков Средневековья религиозная практика,

особенно целибат и монашество, не способствовала культивированию семьи, признанию её значимости как социального института. Статус семьи стал повышаться лишь с появлением третьего сословия и формированием гражданского общества.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. выявились колоссальные изменения в жизнедеятельности и статусе российской семьи — культурно-исторического образования, оказывающего влияние на все сферы общественной жизни. Семья сегодня рассматривается в рамках социальной (культурной) антропологии4 как важнейший институт социализации личности, исторической трансляции по поколениям культурных, этнических, нравственных ценностей. «Семья — ближайшее и самое дорогое для нас отечество; пространственно — это место самых горячих связей; духовно — это

место совершенного идеализма...»5 — заметил русский философ В. В. Розанов, считавший семейный вопрос наиважнейшим в общественной жизни.

Характер такого сложного человеческого и социального явления, как семья, определяется не только внутрисемейными отношениями, но и общественно-экономическими, историческими, национальными и другими условиями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. «В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как "ценностный кризис семьи'’»6.

Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже ХХ-ХХ1 столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи и её роли в жизни индивида и общества важно по следующим причинам:

- во-первых, история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без института семьи (пусть в примитивных её формах) как источника некоторых специфических его социокультурных заказов;

во-вторых, семья

уникальныи и пока единственный социальный

институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнонациональной по специфике содержания информации, транслируемой по поколениям;

- в-третьих, помимо семьи, ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он ни был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.

Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных взаимодействий, направленность информационных взаимообменов не на решение индивидуалистических, например, гедонистических интересов, а на взаимообогащение, на реализацию в жизнедеятельности людей высоких социальных и духовных ценностей.

Подход к семье как к социокультурной ценности7 может способствовать расширению возможностей изучения институциональных и функциональных изменений семьи. Историко-сравнительный анализ разных этнонациональных традиций семейных отношений на основе трёх основных мировых религий:

христианства (в православной его ветви), ислама и буддизма — в сочетании с анализом традиционно-ценностного подхода к семье позволяет обосновать необходимость и оптимальность путей целенаправленного укрепления семьи и поддержания статуса её института в интересах дальнейшего гармоничного развития современного общества.

Вера как общепринятая во всём мире сакральная ценность непосредственно связана с морально-этическими нормами социума, что определяет универсальность человеческих отношений на её базе, в том числе семейный брак, как одну из многочисленных их форм.

Для православных всегда было важным фактором одобрение и благословение Святой церкви на дела, угодные Богу. Поэтому во всех своих начинаниях православные обращались к Богу и с молитвой начинали новые дела. Брак всегда считался на Руси событием сакральным, так как основным его моментом было таинство венчания. Согласно Священному Преданию, браки совершались в Церкви с самого её происхождения8. О священническом благословении брака в древней церкви свидетельствуют в своих наставлениях святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, священномученик Мефодий Патарский и другие отцы церкви. Совершителями богослужебного акта чинопоследования Таинства Брака в православной церкви являются епископ или пресвитер. Жених и невеста перед священником, а в его лице перед Святой Церковью дают искреннее, по своей воле, обещание во взаимной супружеской верности. Священник же испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание их будущих детей.

При совершении обряда на брачующихся возлагаются венцы (поэтому Таинство Брака называется ещё Венчанием), что имеет несколько значений. С одной стороны, это награда Святой Церкви за сохранение целомудрия до брака и знак того, что жених и невеста достойны по чистоте души и тела воспринять благодать таинства. С другой стороны, венцы являются и знаком подвига, подвига терпения и снисхождения к немощам друг друга. Наконец, они возлагаются и как символ полноты исполнения в браке заповедей Христовых о взаимной любви, взаимном служении и полноте самоотвержения.

К сожалению, эти важные традиции устроения семейных отношений и понимания их сакральной значимости уже давно «обветшали», и сегодня очень мало семей, в которых морально-этические нормы создания семьи остались прежними либо хотя бы не слишком трансформированными. Новое время диктует новые условия, современная реальность, как лавина, «накрывает» традиционные устои, теряя которые новое поколение строит будущее, не зная прошлого и имея смутное представление о трудностях и особенностях социокультурной реальности настоящего. Представляется, что только возобновление и сохранение традиций в сакральной трактовке их содержательной сущности может вывести современную семью из социокультурного и духовного кризиса. Безусловно, возвращение к традиционным основам невозможно в их неизменности: историческая динамика современного

общества требует трансформации некоторых факторов новационной составляющей традиции при сохранении её сакрального канонического ядра.

Социокультурный кризис, охвативший нашу страну в период перестройки, имеет свои причины. Одной из них является длительная трансформация института семьи, переживающего динамику преобразования социальных отношений; изменения касаются как ценностных приоритетов, так и принципов организации брачносемейных отношений, соотношения статусных ролей мужчин и женщин в современном обществе и в семье, а также в сфере гендерных отношений.

Особенность семейной политики, проводимой в нашем государстве с середины 80-х годов XX в., характеризуется прямым воздействием её не только на область культуры, но и на социоэкономическую, образовательно-воспитательную, досуговую, коммуникативную и другие её функции. Между тем, как показывает историческая практика, древнейшим регулятором семейных отношений, помимо института права, является морально-нравственный нормативный комплекс. Отсюда вывод, что государственная семейная политика должна быть направлена на опосре-дованность воздействия через совершенствование комплекса морально-нравственных норм и ценностей, поведенческих паттернов путём принятия целесообразных решений в сфере брака, семьи, детской рождаемости, свободы выбора профессии, обеспечения рабочими местами, свободы места жительства, т. е. такой направленности семейной политики, которая стимулирует в обществе потребности людей в семейном образе жизни, определяет приоритет семейных ценностей и обеспечивает решительные меры для создания социокультурных условий реализаций установок, планов и долгосрочных стратегий.

Для сохранения «классической» семьи прежде всего важно наследование традиций9. Во многом из-за того, что современное общество утратило этот важный канонически передаваемый пласт информации, мы и столкнулись с проблемами «кризиса института семьи», охватившего весь мир.

В странах Европы, включая евразийское пространство бывшего Советского Союза, сложилась даже устойчивая тенденция предпочтения семейным так называемые «временные отношения», не зафиксированные документально. Иногда такие отношения по истечении некоторого времени всё же переходят в брак, но нередки случаи обратного. Немногие понимают, что, избегая ответственности, эти члены общества тем самым лишают себя семейного тепла и уюта, стремление к которому заложено глубоко в душе каждого из нас.

Такая модель построения безответственных отношений просто невозможна в исламском мире, хотя и здесь видно влияние новых социокультурных процессов и тенденций на построение семьи. С самого раннего детства в исламской семье девочку воспитывают как будущую мать, жену, хранительницу семейного очага. Послушание и почитание мужа — залог крепкой семьи. Фундаментом исламской семьи является строгое соблюдение культурных традиций. Новое поколение с уважением и почтением относится к традициям старшего поколения, перенимает их и сохраняет.

Особое место семейному браку уделяется и в священной книге мусульман — Коране. Брак в исламе рассматривается как естественные узы между мужчиной и

женщиной. Мужчина и женщина существуют не случайно, а их естественное влечение друг к другу не просто совпадение. В Коране сказано, что Аллах создал любовь и взаимную привязанность в сердцах супружеской пары как великое напоминание

о себе:

И среди Его знаков — то,

Что Он создал для вас жён из вашего же окружения,

Чтобы вы находили в них любовь и утешение,

И посеял между вами симпатию и привязанность.

Истинно, в этом Знак для людей мыслящих1".

С самых ранних времён распространения Ислама мусульманам внушалось, что брачные отношения — это источник любви, сострадания и понимания. В частности, у мужчин поощряется внимательное, доброе отношение к жёнам, что говорится и в Коране, и в высказываниях Пророка Мухаммада. В Коране сказано:

Живите со своими жёнами в мире и согласии,

Так как если вы их невзлюбите,

Вы отвернётесь от источника радости и наслаждения,

Предоставленного вам Аллахом11.

Мусульмане неукоснительно соблюдают все изложенные в Коране предписания, касающиеся таинства заключения брака и семейных отношений. И в этом нет ничего удивительного: несмотря на влияние современности, мусульмане свято верят в необходимость соблюдения всех правил и законов, прописанных в Коране. Исповедуя Его, мусульмане сохраняют свои традиции, устои и тем самым укрепляют институт семьи и брака в целом. Уважение к старшим, религиозность, воспитание детей в строгой окружающей среде и, конечно же, ориентированность на традиции — основные постулаты крепких семейных отношений в исламских культурах.

Для сравнения можно рассмотреть ещё один этнонациональный образец семейных отношений. Японская семья была религиозным объединением в самом строгом смысле слова и сохранила свою структурно-содержательную особенность и по сей день. Основу её организации составляют требования культа предков и доктрина почитания родителей. В древнеяпонской цивилизации считалось, что благосостояние семьи зависит от аккуратного выполнения традиционных требований по поддержанию культа предков. Жизнь японской семьи в значительной степени определяется этим принципом и сегодня. Здесь по-прежнему думают, что благополучие дома напрямую связано с соблюдением домашнего культа и представлением, что самое страшное из бедствий — умереть без наследника мужского пола, который совершал бы в дальнейшем предусмотренные национальной традицией ритуалы. Интересно, что в Японии женитьба обязательна для наследника мужского пола.

Даже из этого небольшого ряда иллюстративных примеров можно сделать вывод, что в религиозной области культурно-национальных традиций каждого народа содержится универсальный набор обязательных требований: культ предков,

уважение и почитание своих корней, — являющихся важнейшей и неотъемлемой составляющей построения «здоровых» семейных отношение во все времена. Распространяется это каноническое ядро требований до сего дня в целях полноценного функционирования института семьи в социокультурных условиях современного мира.

Что касается современной культуры России, то многие демографы дают неутешительные прогнозы по поводу дальнейшей её демографической картины. Непрочность института семьи влечёт за собой ещё и множество других проблем, важнейшей из которых является поддержание генофонда и численности населения в стране. Так, если в культуре Древней Руси в обычной крестьянской семье было в среднем 5-7 детей, то на сегодняшний день современная семья имеет в среднем 1-2 ребёнка. В России насчитывается 40 млн семей, причём молодые семьи из этого общего числа составляют не более 17%. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль: 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет. Однако уровень рождаемости сегодня в стране в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства её населения. По этому демографическому показателю Россия занимает оно из последних мест в мире12. По оценкам специалистов, если не принять кардинальных мер по повышению рождаемости, численность населения к 2040 г. сократится в несколько раз, что угрожает национальной безопасности страны. Как утверждают некоторые демографы13, если подобная ситуация будет оставаться в таком же положении и дальше, то со временем населению России грозит вымирание. Площадь страны составляет 17 075 400 кв. км, а население страны — 142 млн человек, т. е. около

8 человек на 1 кв. км. Для сравнения: в Японии на площади в 377 915 кв. км проживает 127 млн человек, в Китае на площади 9,6 млн кв. км — 1,3 млрд человек.

Как это ни парадоксально звучит, но мы сами «убиваем» своё будущее своими же руками. Крах института семьи в культуре современной России обусловлен «деградацией общества, порывающего с фамилистическим строем жизни»14, что, в свою очередь, является главным фактором и грозным признаком дальнейшего разрушения этого общества.

Таким образом, процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменение социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи, который, в соответствии с принципом прямой и обратной взаимосвязи и «кольцевой» взаимозависимости, в свою очередь, оказывается не менее определяющим детерминационным фактором. Семья — это социальная общность, основанная на браке и родстве, она является «нуклеарной» ячейкой общества, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Это исторически конкретная общественная форма взаимоотношения супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта, бюджета и пр. В таком случае основные задачи семьи — воспроизводство населения, накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, форм и способов удовлетворения первичных (естественных) и вторичных (социальных) потребностей, системы навыков и умений в области воспитания детей и формирования определённых нравственных

норм поведения, а также конкретных принципов психологии отношений, охраняющих семейную ячейку от разрушений. Следовательно, только при сохранении «ядерных» принципов семейной традиции: уважения к старшему поколению, глубокой ответственности в воспитании младшего поколения, наследия своей национальной культуры и приумножения традиционных ценностей — возможен универсальный синкрезис в культуре каждого народа, способный вывести современную семью из глубокого кризиса, в котором она находится.

Представляется, что благословенный семейный союз — источник счастья и душевного комфорта человека. Таким образом, семья как ячейка общества — лакмусовая бумажка его состояния и в то же время та основа его здорового существования, которая, выполняя функцию своеобразного «маяка», поможет обществу выйти из социокультурного кризисного тупика современности.

1 Орлова Э. А. Социокультурное пространство обыденной жизни. М.: ГАСК, 2002. С. 49-50.

2 Кучмаее М. Г. Проблемы наследования культурных ценностей семьи в эпоху депопуляции: автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2000. С. 20.

3 Там же. С. 21.

4 Орлова Э. А. Указ. соч. С. 48-51.

5 Розанов В. В. Материалы к биографии // Русский архив. М., 1991. Вып. 1. С. 249.

6 Материалы международной научной конференции «Социокультурные проблемы семьи и воспитания». Москва, 22 ноября 2007 г. М., 2007. С. 34.

I Волжина О. II. Семья как социокультурная ценность: автореф. дис. ... д-ра социол. наук.

М., 2002. ’ ’ ’

8 Еф. 5: 22-24; 1 Кор. 7: 39.

9 Кучмаева II. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры.

М.: ГАСК, 2006. ’ ’

10 Коран, 30: 21.

II Коран, 4: 19.

12 Демографический удар // Ведомости. 27.04.2009.

13 Белобородов II. II. Демографическая ситуация в мире. Прогнозы и решения. URL: www demographia ni (лата обращения: 14.12.2011).

14 Кучмаее М. Г. Указ. соч. С. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.