Научная статья на тему 'Методологические особенности анализа консолидированной финансовой отчетности'

Методологические особенности анализа консолидированной финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
513
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА КОМПАНИЙ / ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ / АНАЛИЗ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ / МСФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахрушина М.А.

У заинтересованных пользователей в связи с появлением групп взаимосвязанных компаний, как нового объекта управления, возникает потребность в результатах анализа консолидированной отчетности. В статье раскрыты методологические особенности анализа консолидированной финансовой отчетности на примере группы российских кондитерских компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические особенности анализа консолидированной финансовой отчетности»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК303.7

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ*

М. А. ВАХРУШИНА,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности Е-mail: vakhrushina@mail. ru Заочный финансово-экономический институт Финансового университета при Правительстве РФ

У заинтересованных пользователей в связи с появлением групп взаимосвязанных компаний как нового объекта управления возникает потребность в результатах анализа консолидированной отчетности.

В статье раскрыты методологические особенности анализа консолидированной финансовой отчетности на примере группы российских кондитерских компаний.

Ключевые слова: группа компаний, единый объект управления, анализ консолидированной отчетности, МСФО.

Консолидированная финансовая отчетность представляет собой систематизированную информацию, отражающую финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения группы ком-

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2012. № 38 (128).

паний. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированная отчетность должна составляться в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Состав группы компаний также определяется в соответствии с МСФО - это группа из двух или более предприятий, где одно предприятие контролирует все остальные. Группа взаимосвязанных компаний по существу представляет собой новый единый объект управления, поэтому консолидированная отчетность составляется таким образом, как если бы компании, входящие в состав группы, представляли собой единое целое.

Важнейшими субъектами анализа консолидированной финансовой отчетности являются акционеры и органы, осуществляющие надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности - акционерам она представляется в обязательном порядке.

Обязанность составления консолидированной отчетности возложена на материнскую компанию - организацию, имеющую более 51 % голосующих акций других обществ группы. Эти общества, являясь дочерними, принадлежат группе.

Задача анализа консолидированной финансовой отчетности состоит в том, чтобы оценить не только результаты прошлой деятельности группы компаний (ретроспективный анализ), но и риски, связанные с ее будущим развитием (перспективный анализ).

Рассмотрим особенности анализа консолидированной финансовой отчетности на примере условной группы российских кондитерских компаний (прообразом группы является ОАО «Холдинговая компания «Объединенные кондитеры», большая часть приведенного материала взята из отчетности этой компании). Одним из участников этой группы является ОАО «Кондитер», выпускающее кондитерские изделия. Являясь юридическим лицом, общество обязано в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» составлять и публиковать индивидуальную финансовую отчетность. В то же время ОАО «Кондитер» на 95 % контролируется компанией УК «АВВА». Уже этот факт свидетельствует о наличии взаимосвязанной группы компаний и необходимости составления консолидированной отчетности.

В действительности группа кондитерских компаний намного шире, она представляет собой холдинг кондитерской отрасли.

Консолидированная финансовая отчетность имеет тот же состав, что и индивидуальная отчетность, и включает:

- отчет о финансовом положении на конец отчетного периода;

- отчет о совокупном доходе за отчетный период;

- отчет об изменениях в собственном капитале за отчетный период;

- отчет о движении денежных средств за отчетный период;

- примечания, включая краткое описание существенных принципов учетной политики по составлению финансовой отчетности в соответствии с МСФО и прочие пояснения.

Для проведения анализа воспользуемся информацией, содержащейся в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности, данными отчета о финансовом положении группы на конец отчетного периода (консолидированным балансовым отчетом группы) и консолидированного отчета о совокупном доходе группы.

В консолидированной финансовой отчетности примечаниям отводится особо значимое место. Как правило, в начале примечаний раскрывается общая информация о группе компаний, описывается существующий в ней бизнес. В процессе анализа этой информации оцениваются виды деятельности группы, структура управления и способы ее формирования.

В примечаниях к консолидированной отчетности анализируемой автором группы кондитерских компаний отмечено, что все компании группы производят, доставляют и продают кондитерские изделия через сеть независимых дистрибьютеров. Группа имеет производственные активы на территории России и осуществляет большинство продаж в России и странах СНГ. Данная информация позволяет сделать вывод об однородности бизнеса компаний группы, и в рамках проведения перспективного анализа оценить ее основные риски и их возможное влияние на показатели консолидированной финансовой отчетности. Учитывая специфику деятельности анализируемой компании, особого внимания заслуживает анализ инфляционного, отраслевого, рыночного и финансового видов риска.

В производственном процессе предприятий группы высока доля издержек, понесенных в иностранной валюте (в основном это затраты на приобретение какао-бобов). При этом выручка от продаж оценивается в рублях. Это обстоятельство предопределяет в деятельности группы существенный инфляционный риск. Вместе с тем деятельность группы характеризуется достаточно коротким периодом реализации продукции, нивелирующим влияние высоких темпов инфляции. Влиянию инфляционнного риска наиболее подвержены показатели чистой прибыли и операционных расходов, признанные в консолидированной отчетности группы кондитерских компаний.

Более существенным для анализируемой группы компаний является отраслевой риск,

связанный с возможностью резкого изменения цен на основное сырье этого вида экономической деятельности: сахар и какао-бобы. Анализ примечаний к финансовой отчетности позволил заключить, что доля расходов на сахар в общих расходах на сырье составляет 25-30 %. Цена сахара в России формируется на основании мировых цен на сахар-сырец и сахар белый и протекционистских мер Правительства РФ.

Изменение цен на какао-бобы является следующим по значимости риском для анализируемой группы. Его важность объясняется тем, что доля расходов на какао-бобы в общих расходах на сырье составляет 20-25 %, поэтому даже незначительное изменение цен оказывает существенное влияние на себестоимость продукции. Цены на какао-бобы являются достаточно волатильными в связи с ограниченным предложением какао-бобов на международном рынке. Кроме того, периодически нестабильная политическая ситуация в Республике Кот-д'Ивуар (одной из основных мировых экспортеров какао-бобов) создает дополнительное давление на мировые цены на какао. Республику Кот-Д'Ивуар в последние годы отличает относительно стабильная политическая обстановка, прогнозируется хороший урожай какао-бобов, следовательно, в ближайшей перспективе можно рассчитывать на стабилизацию цен на этот вид сырья.

Наконец, для анализируемой группы весьма существенны риски, связанные с возможным изменением цен на отечественные сырье и услуги. Цены на сгущенное и сухое молоко, сливочное масло в течение последних лет стабильно растут, что негативно влияет на прибыль группы. Остальные виды сырья и упаковка не составляют существенной доли в себестоимости и влияют на прибыль не так сильно. Кроме того, прибыль группы кондитерских компаний зависит от цен на продукцию естественных монополий (электроэнергии, тепла), но их доля в себестоимости невелика, и потому эта зависимость несущественна.

При анализе рыночного риска необходимо учитывать, что анализируемая группа давно существует на рынке, имеет высокий кредитный рейтинг, хорошую деловую репутацию, одним из ключевых акционеров является правительство Москвы. Набор указанных признаков, с одной сто-

роны, позволяет оценить анализируемую группу кондитерских компаний как обладающую низким риском. С другой стороны, отсутствие в группе кондитерских компаний диверсификации бизнеса повышает риски ее функционирования.

Уровень рыночного риска может быть оценен и количественными показателями: темпом роста выручки от продаж, отношением дебиторской задолженности к кредиторской, коэффициентом ввода внеоборотных активов. Эти показатели могут быть рассчитаны по данным консолидированной отчетности. Чем выше их значение, тем ниже уровень рыночного риска группы.

Анализ показателей группы кондитерских предприятий за последние пять лет свидетельствует, что темп прироста выручки от продаж не опускался ниже 10 %. Среднее отношение дебиторской задолженности к кредиторской за последние пять лет составило 1,1, коэффициент ввода внеоборотных активов - 0,2. Учитывая макроэкономическую ситуацию в стране и значения полученных показателей, уровень рыночного риска можно оценить как средний.

Для оценки уровня финансового риска могут использоваться такие показатели, как обеспеченность оборотных активов собственными оборотными средствами, рентабельность активов, коэффициент текущей ликвидности. Чем выше значение этих показателей, тем ниже уровень финансового риска группы. Перспективный анализ консолидированной финансовой отчетности, помимо оценки рисков, предполагает анализ деятельности возможных конкурентов группы.

Группа выпускает продукцию в четырех основных сегментах кондитерских изделий: мягкие конфеты, глазированные мягкие конфеты, ирис, мармеладно-пастильные изделия. Основными конкурентами группы в первых двух сегментах являются компании ЗАО «Крафт Фудс Рус», ООО «Нестле Россия», ЗАО «Ферреро Руссия»; в категории ириса - группа «Рошен» (Украина) и ОАО «Оркла Брэндс Россия», в категории мармелад-но-пастильных конфет - ООО «Нестле Россия», группа «Рошен» (Украина). Это означает, что, принимая те или иные управленческие решения, топ-менеджмент группы должен учитывать результаты стратегического анализа деятельности выявленных конкурентов.

Инструментарий перспективного анализа существенно мог усложниться в случае, когда группа была бы представлена предприятиями с различными видами экономической деятельности.

В рамках проведения ретроспективного анализа в первую очередь следует оценить периметр консолидации группы, т. е. очертить круг компаний, информация о которых была использована при подготовке консолидированной финансовой отчетности. Анализ информации, представленной в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности, позволяет определить периметр ее консолидации. Сведения, необходимые для проведения анализа, представлены в табл. 1.

Подлежат анализу изменения, произошедшие в долях владения материнской компании дочерними. Результаты анализа позволяют заключить, что эти изменения явились следствием реорганизации, проведенной в 2010 г., ее итоги существенным образом не повлияли на консолидированную финансовую отчетность группы.

Одной из задач ретроспективного анализа консолидированной отчетности является выявление синергетического эффекта - эффекта совместного воздействия различных факторов, при котором результат деятельности консолидированной группы компаний превосходит сумму результатов деятельности каждой компании, входящей в группу.

Анализ данных табл. 1 позволяет заключить, что группа кондитерских предприятий относится к числу горизонтально интегрированных, она объединяет организации с одним и тем же видом экономической деятельности, работающие на одних рынках. Ее формирование направлено на укрепление связей между смежными звеньями производственной и распределительно-сбытовой цепочек (или цепочек добавочной стоимости). Синергетический эффект такого объединения тем выше, чем выше уровень достигнутой интеграции.

В процессе анализа консолидированной отчетности уровень достигнутой интеграции можно оценить, воспользовавшись показателем добавленной стоимости.

Добавленная стоимость в рублях рассчитывается по формуле

D = N - М = и + А + Р, где N - выручка от реализации продукции;

Таблица 1 Основные дочерние компании РФ, включенные в состав группы

Компания Деятельность Процент владения

На 31.12.2011 На 31.12.2010

УК «АВВА» Управляющая компания 100 100

ОАО «Кондитер» Производство кондитерских изделий 95 90

ЗАО «Тульский пряник» Производство кондитерских изделий 55 55

ОАО «Северкон-дитер» Производство кондитерских изделий 61 60

М - стоимость сырья, материалов и комплектующих, приобретенных и использованных в процессе производства; и - затраты на оплату труда; А - амортизационные отчисления, руб; Р - прибыль.

Добавленная стоимость, следовательно, включает расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и прибыль.

Для определения уровня интеграции, достигнутого группой, следует сравнить долю добавленной стоимости в объеме выручки группы с аналогичным показателем предприятия, типичного для данного вида деятельности, но не входящего в анализируемую группу.

Из консолидированного отчета о совокупном доходе за 2011 г. имеем следующую информацию: выручка от продаж составила 18 014 843 тыс. руб., стоимость сырья и материалов - 9 973 850тыс. руб.

Рассчитаем показатель добавленной стоимости

В = 18 014 843 - 9973 850 = 8 040 993 тыс. руб.

Тогда уровень достигнутой группой интеграции составит 8 040 993 / 18 014 843 = 0,446, или 44,6 %.

Достигнутый уровень следует признать недостаточно высоким. Это приводит к тому, что синергетический эффект от создания группы не может проявиться в полной мере. Возможные формы его проявления представлены в табл. 2.

Как отмечалось ранее, дочерними обществами являются компании, более половины голосующих

Таблица 2

Синергетический эффект консолидации и возможные формы его проявления

Тип эффекта Форма проявления эффекта

Операционный эффект Экономия на масштабах деятельности, достигаемая за счет эффекта масштаба. Устранение дублирования управленческих функций и их централизации. Сокращение затрат на управление сбытом продукции, централизация закупок. Оптимизация размещения производственных мощностей, объема выпуска, ассортимента продукции. Комбинирование взаимодополняющих ресурсов приводит к снижению доли постоянных затрат в себестоимости единицы продукции

Финансовый эффект Стабилизация роста доходности и снижения рисков. Более широкие возможности привлечения заемных средств. Консолидация финансовых ресурсов улучшает общие финансовые показатели группы

Инвестиционный эффект Объединение трудовых, производственных ресурсов. Объединение рынков. Объединение результатов НИОКР. Оптимизация инвестиционной программы (возможность первоочередной реализации менее капиталоемких, но быстро окупаемых проектов, с последующим запуском более капиталоемких проектов) - повышение конкурентоспособности и возможностей инновационного развития группы

Организационный эффект Оптимизация товарно-финансовых потоков. Углубление производственной кооперации и специализации - возможность уйти от необходимости создания новых мощностей при недогрузке аналогичных мощностей у других компаний группы

Налоговый эффект Оптимизация схем налогообложения внутри группы - снижение общей налоговой нагрузки группы

акций которых принадлежит группе, или контроль за деятельностью которых группа осуществляет иным образом (например, через наличие у группы потенциальных прав на получение контрольного пакета акций, которые могут быть реализованы в любой момент времени). Анализ данных табл. 1 . позволяет заключить, что все три общества (ОАО «Кондитер», ЗАО «Тульский пряник», ОАО «Се-веркондитер») являются дочерними по отношению к материнской компании УК «АВВА». Дочерние компании были включены в консолидированную финансовую отчетность правомерно, начиная с даты приобретения контроля за ними.

Согласно МСФО, приобретение дочерних компаний отражается в консолидированной отчетности группы методом покупки, согласно которому идентифицируемые активы, обязательства и условные обязательства приобретаемой компании учитываются по их справедливой стоимости на дату приобретения. Превышение стоимости приобретения над справедливой стоимостью доли группы в идентифицируемых чистых активах отражается как гудвилл. В случае если стоимость приобретения меньше справедливой стоимости доли группы в идентифицируемых чистых активах приобретенной дочерней компании, разница признается убытком в отчете о совокупном до-

ходе1. Анализ порядка формирования консолидированной отчетности кондитерской группы позволяет заключить, что требования МСФО были соблюдены, и консолидация осуществлена методом покупки.

Бухгалтерский баланс ОАО «Кондитер» (индивидуальный баланс) - одной из компаний группы и баланс, составленный методом покупки по группе кондитерских компаний (консолидированный баланс группы), представлены в соответствующей форме.

В процессе анализа выявляются отдельные несоответствия в статьях баланса - в их стоимостной оценке и содержательной части. Поэтому необходимо учитывать два обстоятельства:

1) индивидуальный баланс составлен по российским правилам, регламентируемым российскими принципами бухгалтерского учета, а консолидированный отчет - по МСФО;

2) консолидированный балансовый отчет представляет сведения о финансовом положении на конец отчетного периода всей группы компаний, при этом ОАО «Кондитер» является лишь одним из ее участников.

1 Результаты данного этапа анализа непосредственным образом сказываются на показателях консолидированной отчетности. В случае, когда основное общество контролирует меньше 50 % голосующих акций, консолидация осуществляется методом долевого участия.

Форма бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении) ОАО «Кондитер» и консолидированного бухгалтерского баланса группы по состоянию на 31.12.2011, тыс. руб.

Индивидуальный баланс ОАО «Кондитер» Консолидированный баланс группы

АКТИВ Значение показателя АКТИВ Значение показателя

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ДОЛГОСРОЧНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы 36 082 Нематериальные активы 29 667

Финансовые активы, предназначенные для продажи 216 280

Результаты исследований и разработок -

Основные средства 606 495 Основные средства 4555 000

Авансы по капитальному строительству 117 203

Доходные вложения в материальные ценности -

Финансовые вложения 2 531 667

Отложенные налоговые активы 1 656 Актив по отложенному налогу 42 110

Инвестиционная недвижимость 244

Прочие внеоборотные активы 44 658 Гудвилл 1 328 086

ИТОГО по разделу I 3 220 558 ИТОГО долгосрочные активы 6 288 589

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ

Запасы 507 675 Запасы 589 276

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 46

Дебиторская задолженность 3 317 117 Торговая и прочая дебиторская задолженность 3327 839

Финансовые вложения 696 341 Займы связанным сторонам 66 481

Денежные средства 37 287 Денежные средства и их эквиваленты 711 165

Прочие оборотные активы 1 936

ИТОГО по разделу II 4 560 402 ИТОГО текущие активы 4694 761

БАЛАНС (актив) 7 780 960 ИТОГО АКТИВЫ 10 983 351

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАССИВ КАПИТАЛ

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 2 788 Акционерный капитал 750

Собственные акции, выкупленные у акционеров -

Переоценка внеоборотных активов 253 587 Резервы переоценки 316 834

Добавочный капитал (без переоценки) -

Резервный капитал 146

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 6 171 434 Нераспределенная прибыль 4 770 845

Итого капитал в распоряжении материнской компании 5 088 429

Неконтролируемая доля участия 3 260 697

ИТОГО по разделу III 6 42 7 955 ИТОГО капитал 8 349126

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГО СРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства - Займы 432 570

Отложенные налоговые обязательства 19 916 Обязательства по отложенному налогу 768 416

Резервы под условные обязательства -

Прочие обязательства - Обязательства по пенсионным выплатам 21 292

ИТОГО по разделу IV 19 916 ИТОГО долгосрочные обязательства 1 222 2 78

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ТЕКУЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Заемные средства - Займы 40 203

Займы от связанных сторон 22 348

Окончание формы

Индивидуальный баланс ОАО «Кондитер» Консолидированный баланс группы

АКТИВ Значение показателя АКТИВ Значение показателя

Кредиторская задолженность 1 288 829 Торговая и прочая кредиторская задолженность 721 520

Доходы будущих периодов -

Резервы предстоящих расходов 44 260 Текущие налоговые обязательства 391 633

Прочие обязательства - Прочие обязательства и начисления 165 193

Дивиденды к выплате 21 051

ИТОГО по разделу V 1 333 089 ИТОГО текущие обязательства 1411 948

БАЛАНС (пассив) 7 780 960 ИТОГО КАПИТАЛ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 10 983 351

Итак, в процессе анализа консолидированного баланса необходимо обратить внимание на два основных момента:

— применение особых методов стоимостной оценки статей консолидированной отчетности, не свойственных индивидуальной отчетности российских организаций;

— появление в консолидированной отчетности специфичных статей, не свойственных индивидуальной отчетности российских организаций.

Для выявления этих особенностей, оценки их влияния на порядок формирования показателей консолидированной отчетности, следует проанализировать принятую группой учетную политику.

Учетная политика, использованная материнской компанией для составления консолидированной отчетности по МСФО, занимает центральное место в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности. Изучение учетной политики, являясь необходимым условием проведения анализа консолидированной отчетности, позволяет понять принятую группой методику:

— оценки активов и обязательств группы;

— проведения консолидации дочерних компаний;

— учета влияния инфляции на составление консолидированной отчетности;

— приобретения дочерних компаний от связанных сторон;

— представления в консолидированной финансовой отчетности информации о внеоборотных активах (используемые методы оценки, начисления амортизации, порядок капитализации последующих затрат, факты привлечения независимых оценщиков);

— учета кредитов и дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов, финансовых активов, предназначенных для продажи;

— отражения заемных средств, денежных средств и их эквивалентов;

— признания выручки и расходов, обязательств по пенсионным планам и др. Выявление и анализ особых методов стоимостной оценки статей консолидированной отчетности, не свойственных индивидуальной отчетности российских организаций. В процессе анализа консолидированной отчетности необходимо обратить особое внимание на использованные методы стоимостной оценки. Так, анализ консолидированной отчетности группы кондитерских компаний, с одной стороны, позволил заключить, что финансовые инструменты, внеоборотные активы, инвестиционная недвижимость признаны в отчетности в оценке по справедливой стоимости. В ряде случаев к оценке привлекался независимый оценщик. Анализируя динамику названных статей отчетности, необходимо учитывать возможное влияние на их оценку субъективных мнений и суждений.

С другой стороны, из примечаний к финансовой отчетности группы следует, что активы и обязательства дочерних компаний, приобретенных под общим контролем, отражены в консолидированной отчетности по исторической стоимости предыдущего владельца.

Выявление и анализ специфичных статей консолидированной отчетности, не свойственных индивидуальной отчетности российских организаций. К числу таких статей можно отнести:

— акционерный капитал;

- гудвилл;

- неконтролируемую долю участия;

- инвестиционную недвижимость;

- обязательства по пенсионным планам.

Рассмотрим методику анализа этих показателей.

В процессе анализа акционерного капитала группы выясняют, сколько акций было объявлено и сколько из них выкуплено. Это позволяет косвенным образом оценить возможности, которыми располагают акционеры в части принятия управленческих решений, связанных с деятельностью группы. Так, если количество объявленных не выпущенных в обращение акций существенно, высока вероятность последующего их приобретения менеджментом компании. Очевидно, что указанное обстоятельство может значительно снизить роль акционеров в управлении группой.

Анализ консолидированной отчетности группы кондитерских компаний позволил заключить, что он сформирован путем выпуска в обращение 750 тыс. обыкновенных акций номиналом 1 российский рубль по состоянию на 31.12.2011. Количество акций выпущенных, объявленных и оплаченных - 750 000. Таким образом, объявленные, но не выпущенные в обращение акции отсутствуют. Это означает, что риски ограничения прав акционеров в принятии решений следует оценить как минимальные.

Следующий этап анализа акционерного капитала состоит в выделении приоритетных групп владельцев акций, определении доли их владения в общем количестве выкупленных акций. Подобный анализ основывается на данных, представленных в примечаниях к финансовой отчетности группы. Из них следует, что в структуре акционерного капитала преобладают юридические лица, в том числе правительство Москвы. С высокой степенью вероятности выявленное обстоятельство свидетельствует о направленности группы кондитерских компаний на стратегические инвестиции. Основой стратегии менеджмента группы являются долгосрочные инвестиционные проекты, предполагающие значительные расходы, длительные сроки окупаемости и низкие показатели прибыли. Предпринимательские риски в этом случае невелики.

Если бы в структуре капитала группы преобладали физические лица (мелкие держатели

акций), это свидетельствовало бы о направленности группы на привлечение венчурного капитала. Стратегия управления в этом случае стала бы принципиально иной - получение быстрого краткосрочного дохода, что сопряжено с повышенными предпринимательскими рисками.

Наконец, анализу могут быть подвержены котировки акций группы. Котировки отражают складывающуюся на торгах конъюнктуру рынка, соотношение спроса и предложения. Котировка акций группы предопределяется рыночной ценой акции на фондовом рынке. Рыночная цена формируется под воздействием как объективных факторов (спроса и предложения), так и факторов субъективного характера (текущие результаты деятельности группы, перспективные и стратегические планы и возможности). Результаты анализа динамики биржевой котировки акций отражают финансовую картину деятельности группы, ее рыночную стоимость.

В консолидированном балансе гудвилл признан в сумме 1 328 086 тыс. руб. (см. форму бухгалтерского баланса). Анализ гудвилла группы предполагает понимание методики его формирования. Как уже отмечалось, при первоначальном признании гудвилл представляет собой превышение стоимости приобретения дочерней компании над справедливой стоимостью доли группы в идентифицируемых чистых активах. Проанализируем порядок первоначального признания гудвилла на примере приобретения компанией УК «АВВА» ОАО «Кондитер». В результате этой покупки уровень контроля дочерней компании составил 95 %.

Размер чистых активов ОАО «Кондитер» составляет 6 427 955 тыс. руб. (см. форму бухгалтерского баланса). Допустим, что их оценка по справедливой стоимости - 6 500 000 тыс. руб. Цена покупки составила 7 000 000 тыс. руб. Следовательно, отклонение между стоимостью покупки и стоимостью приобретенных чистых активов дочернего общества будет равно О = I - 5 = 7 000 000 - 6 106 557 = = 893 443 тыс. руб., где О - отклонение между стоимостью покупки и стоимостью приобретенных чистых активов дочернего общества; I - инвестиции;

- стоимость приобретенных чистых активов, рассчитанная с учетом доли участия (6 427 955 • 95 % / 100).

Далее учитываются результаты переоценки имущества и обязательств дочернего общества по справедливой стоимости. Допустим, что в результате переоценки внеоборотных активов их стоимость возросла на 800 тыс. руб., оборотных активов - на 400 тыс. руб., обязательств - на 450 тыс. руб. Тогда гудвилл можно рассчитать по формуле

G = О - R1 - R2 + R3, где G - гудвилл;

R1 - результаты переоценки основных средств по справедливой стоимости; R2 - результаты переоценки оборотных активов по справедливой стоимости; R3 - результаты переоценки обязательств по справедливой стоимости. Подставляя в формулу результаты переоценки, получим

G = 893 443 - 760 - 380 +427 = 892 730 тыс. руб.

Аналогичным образом можно оценить «вклад» других компаний в формирование гудвилла группы, а следовательно, выгодность покупки материнской компанией тех или иных дочерних обществ.

С течением времени гудвилл может обесцениваться. В таком случае анализу подвергаются причины, вызвавшие это обесценение.

Статья «Неконтролируемая доля участия» возникает в консолидированном балансе группы в том случае, когда доля участия материнской компании в дочернем обществе менее 100 %. Неконтролируемая доля участия представляет собой часть акционерного капитала дочерних компаний, не принадлежащую материнской компании. Для расчета этого используется следующая зависимость:

Неконтролируемая доля участия = = Акционерный капитал дочернего общества • Доля участия меньшинства. Применительно к ОАО «Кондитер» неконтролируемая доля участия составит:

6 500 000 тыс. руб. • (100 - 95 %) / 100 =

= 325 000 тыс. руб. Анализируя порядок формирования неконтролируемой доли участия, отраженной в консо-

лидированном балансе, можно понять, на какую сумму капитала и прибыли, заработанной той или иной дочерней компанией, может претендовать материнское общество.

Расчеты автора распространялись лишь на ОАО «Кондитер». В консолидированном балансе неконтролируемая доля участия признана в сумме 3 260 697 тыс. руб. В процессе анализа следует установить, каково участие в формировании этого показателя других дочерних компаний группы.

Определенный интерес представляют результаты анализа статьи «Инвестиционная недвижимость». Значение этого показателя по состоянию на 31.12.2011 составило 244 тыс. руб. (см. форму бухгалтерского баланса). Подобный объект учета и анализа пока отсутствует в российских правилах, необходимость его признания содержится в МСФО 40 «Инвестиционная недвижимость». Анализ этого показателя позволяет понять, какой состав имущества группы предназначен для получения арендной платы и (или) доходов от прироста стоимости капитала.

Результаты анализа позволяют заключить, что имущества, сдаваемого в аренду, группа кондитерских компаний не имеет. Инвестиционная недвижимость представлена стоимостью участка земли, приобретенного материнской компанией группы в расчете на будущий прирост стоимости капитала.

В последние годы активно дискутируется проблема социальной ответственности бизнеса. Это концепция, в соответствии с которой компаниям в процессе своего функционирования, помимо решения собственных задач, следует также учитывать интересы общества, принимая на себя ответственность за влияние на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Обязательства социально ответственной компании выходят за рамки обязательств, установленных законом. Социально ответственная компания добровольно финансирует мероприятия, направленные, в том числе, на повышение качества жизни своих работников и их семей.

Анализ консолидированной финансовой отчетности в определенной мере помогает понять, является ли группа компаний социально ориентированной. Речь идет о статье консолидированного ба-

ланса «Обязательства по пенсионным выплатам» -одного из индикаторов социальной ответственности группы. Как следует из данных отчетности, обязательства группы кондитерских компаний по пенсионным выплатам своим сотрудникам по состоянию на 31.12.2011 определены в сумме 21 292 тыс. руб. Анализ порядка формирования этого показателя позволил заключить, что группа кондитерских компаний помимо отчислений, определенных законодательством РФ, добровольно принимает на себя дополнительные социальные обязательства. Практикуя пенсионные планы с установленными взносами, материнская компания группы заключила договор с негосударственным пенсионным фондом, производя в него ежемесячные отчисления. Пенсионные отчисления аккумулируются в фонде на протяжении срока работы сотрудников, а затем распределяются фондом.

В результате анализа данных консолидированной отчетности удалось установить, что помимо традиционных пенсионных планов с

установленными взносами группа реализует пенсионные планы с установленными выплатами, размер которых оценен руководством группы. Дополнительно сотрудники компаний группы в момент выхода на пенсию получают единовременные выплаты в зависимости от трудового стажа и размера оклада. Соответствующие обязательства признаны в консолидированной финансовой отчетности. Таким образом, результаты анализа статьи консолидированного баланса «Обязательства по пенсионным выплатам» позволяют оценить группу кондитерских компаний как социально ответственную.

Список литературы

1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

2. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

3. URL: http://msfofm. ru/ifrs.

Вниманию менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов и студентов!

Журнал «Дайджест-Финансы»

ISSN 2073-8005

Выпускается с 1996 года. Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 76 - 84 с. Периодичность - 1 раз в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

33384 71221 40787

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fm-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.