Научная статья на тему 'Методологические основы управленческого анализа продаж готовой продукции'

Методологические основы управленческого анализа продаж готовой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
774
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / АНАЛИЗ / ПРОДАЖА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шогенова М. Х., Шардан С. К.

В статье рассмотрены проблемы организации управленческого анализа продаж готовой продукции в сельскохозяйственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы управленческого анализа продаж готовой продукции»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

С. 58-66.

5. Мисра Б., Пригожин И. К обоснованию кинетической теории / Синергетика: Сб. ст. М.: Мир, 1984.

6. Поляков И.В., Русановский В.А. Синергетическая составляющая техно-экономических исследований неравновесных систем // Цикличность как форма экон. динамики: Структура и инвестиционная политика: Тез. докл. Всероссийской науч. конф. СПб, 2004. С. 80-84.

7. Режабек Е.Я. Перспективы эволюционизма с позиций синергетики // Научная мысль Кавказа. 1995. № 4. С. 45-48.

8. Рузавин Г. Самоорганизация и организация экономики и поиск новой парадигмы экономической науки // Вопросы экономики. 1993.№ 11 С. 38-49.

9. Цвиркун А.Д., Акинфиев В.К. Структура многоуровневых и крупномасштабных систем. М.: Наука, 1993.

10. Эйтингон В.Н. Модернизация промышленных предприятий // Организационные и экономические проблемы становления конкурентоспособного производства: Сб. тр. Воронеж: Междунар. акад. науки и практики организации производства, 1999. С. 48-51.

методологические основы управленческого анализа продаж готовой продукции

ШОГЕНОВА М.Х., ШАРДАН С.К.

Шогенова м.Х., Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет», КБР, г.Нальчик, ул. Тарчокова 1а;

Шардан С.К., ГОУ ВПО ««Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия», кандидат экономических наук, доцент, зав. Кафедрой, КЧР, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36.

В статье рассмотрены проблемы организации управленческого анализа продаж готовой продукции в сельскохозяйственных организациях.

Ключевые слова: методика; управленческий учет; анализ; продажа готовой продукции Коды классификатора JEL: IV! 11, IV! 31

Совершенствование системы управления организацией, рост ее эффективности являются в настоящее время одним из основных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность организации на внешнем и внутреннем рынках. Рассматривая современные условия развития организаций, можно отметить значительное усиление роли и значения экономического анализа в системе управления ими [1, 4]. Анализ, по сути, становится основным инструментом и методом обоснования и проверки эффективности управленческих решений, как в области стратегического менеджмента, так и при решении тактических задач - по оперативному регулированию процесса реализации.

Новые подходы к оценке деятельности организации, эффективности сбытовой политики, определению перспектив развития и оперативности выявления негативных тенденций обуславливают необходимость формирования новых направлений и методик анализа эффективности процесса продаж.

Управленческий анализ является одной из важнейших функций реализации гибкого регулирования и прогнозирования хозяйственных процессов организации. Главная цель его заключается в постоянном информационном обеспечении контроля за рациональностью функционирования всей хозяйственной системы по выполнению обязательств производства и продажи продукции, выявлению и мобилизации текущих внутрипроизводственных резервов для снижения затрат на производство продукции, роста его доходности.

Следует отметить, что исторически роль учета и анализа в системе управления неправомерно принижалась. Зачастую в классификационных группировках функций управления выделялись такие функции, как планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование, контроль, а учет и анализ включались в состав контрольной функции. Однако, уяснив важность и истинное значение учетно-аналитической информации в процессе принятия управленческих решений, отдельные специалисты старались исправить сложившееся положение [2, 5].

Следует отметить, что методологические или методические аспекты управленческого анализа в сельскохозяйственных организациях требуют соответствующих исследований. Управленческий анализ направлен на выявление внутренних ресурсов и возможностей организации, на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами:

1. необходимость анализа при разработке стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла;

2. анализ является инструментом оценки привлекательности организации с точки зрения внешних инвесторов;

3. управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности организации, определить направления адаптации ее внутренних возможностей к изменениям условий внешней среды.

В основе управленческого анализа деятельности предприятия должны лежать следующие принципы:

• системный подход, в соответствии с которым организация рассматривается как сложная система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь, из ряда подсистем;

• принцип комплексного анализа всех составляющих подсистем, элементов организации;

• динамический принцип и принцип сравнительного анализа;

• принцип учета специфики деятельности (отраслевой и региональный).

Управленческий уровень отражает внутренние проблемы организации: размеры, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цену, каналы сбыта, то есть все те моменты, от которых зависят финансовые результаты. Содержание управленческого анализа представлено в виде схемы на рис. 1.

Внутренний

ретроспективный

анализ

Определение эффективности производственно-хозяйственной деятельности путем сопоставления затрат и результатов по различным объектам учета и в различных временных интервалах

Управленческий анализ

Оперативный

анализ

Внут

)еннии перспективный анализ

краткосрочный

■ Оперативная оценка краткосрочных изменений в состоянии объекта с тем, чтобы показать, насколько фактическое положение дел отличается от желаемого

* Выявление возможностей доведения фактического состояния объекта до желаемого

стратегический

Подготовка ин- • формации, по- : лезной для при- • нятия перспективных управ! ленческих ре-I шений

Рис. 1. Содержание управленческого анализа

От правильности и результативности внутреннего управленческого учета и анализа зависит основной результат - прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. В этом единство целей, но различие объектов управленческого и финансового учета и анализа. Каждый из них решает свою задачу единой стратегии бухгалтерского учета и анализа предприятия. В современных организациях подобные задачи решаются именно системой управленческого анализа - внутреннего экономического анализа, нацеленного как на оценку прошлых, так и будущих результатов хозяйствования структурных подразделений организации. Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа - ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых также свойственно решение собственных задач [3, 7].

Управленческий анализ выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системами, которая представляет собой процесс информирования заинтересованных руководителей о соответствии фактических результатов деятельности ожидаемым или желаемым. Анализ, подвергая обработке входную информацию, формирует основу для принятия управленческих решений по сбыту готовой продукции, выполняя при этом две основные функции: во-первых, информационно-образующую, формируя необходимую для управления информацию, и, во-вторых, позволяет обосновать управленческие решения, и тем самым связать воедино поставленную задачу, факторы и условия ее выполнения [4].

Анализ, как инструмент принятия управленческих решений предъявляет к информации определенные требования: полнота данных, их достоверность, оперативность получения, сопоставимость, непрерывность, перспективность. Требование полноты информации с позиций экономического анализа означает, что в ней должны присутствовать данные, детализированные в достаточной степени для того, чтобы на их основе можно было провести исчерпывающий факторный анализ, выявить и количественно оценить отклонения, вызванные влиянием отдельных факторов. В то же время на практике традиционно существует проблема избыточности информации при дефиците необходимой. Она возникает в случае расхождения состава и периодичности данных, используемых в процессе управления, с содержанием учета и отчетности. В принципе, понятие избыточности информации специфично для каждого уровня управления. По мере

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

повышения уровня иерархии управления информация агрегируется, принимая в большей мере качественный характер.

Таким образом, элементами организации управленческого анализа продаж являются:

• информационное обеспечение анализа, требующее наличия достоверной и объективной входной информации, достаточной для формирования выходной информации, необходимой для оперативного управления и прогнозирования показателей работы службы сбыта;

• программа анализа, предусматривающая этапы проведения аналитической работы по системе взаимосвязанных показателей;

• совокупность принципов, приемов и методик анализа, наличия информационных технологий, пригодных для аналитической обработки потоков информации;

• периодичность проведения анализа;

• круг исполнителей аналитической работы и принимающих управленческие решения по результатам анализа.

Что касается самой методики проведения анализа, то центральное ядро базовых представлений экономического анализа образует ряд классических моделей: «CVP-анализ», теория финансового рычага и формулы Дюпона. В классической теории эти модели представлены в виде набора отдельных методик, взаимосвязи между которыми либо не были установлены, либо были установлены в недостаточной степени. Кроме того, применение их основано на использовании одного, к тому же не очень распространенного в сельском хозяйстве, способа учета себестоимости продукции - «директкостинг». Все это препятствовало использованию мощной конструктивной финансово-экономической сути классических моделей в широкой практике коммерческой деятельности [3, 4].

В первую очередь, модель эффективности процесса продаж следует рассматривать как составляющую системы уравнений, которые дают комплексное описание результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом за период в финансовом аспекте. Для записи уравнений пользуются стоимостными измерителями, то есть и функции, и аргументы, и параметры выражают в некоторой стоимостной оценке. Все составные уравнений выступают как «параметры нулевого иерархического уровня», причем путем изменения их состава и последовательности может быть получена любая система финансового учета и анализа. Базовая модель включает в себя три составляющие:

1. модель финансового состояния;

2. модель движения ресурсов и прав собственности;

3. модель эффективности продаж.

Очевидно, что для нашего исследования наибольший интерес представляет именно третья составляющая, на рассмотрении которой в дальнейшем мы остановимся более подробно.

Что касается комплексного описания деятельности ЗАОрНП «Урухский» Лескенского района КБР, то уравнение ее финансового состояния в любом рассматриваемом периоде имеет вид:

Активы (А) = Обязательства (О) + Капитал (К) (1)

Однако в течение периода происходят изменения всех слагаемых уравнения (1), причем для активов и обязательств - только вследствие обмена ресурсами и правами собственности с внешней средой, а для капитала - еще и вследствие свойства организации генерировать новые собственные источники формирования средств (нераспределенная прибыль, целевые финансирование и поступления и т. п.). В соответствии с этим используются следующие способы идентификации используемых параметров: правый нижний индекс «„» определяет величины по состоянию на начало периода; «к» - значение на конец периода; «нк» - прирост показателя за период. Таким образом, система уравнения изменения параметров формулы (1) примет вид:

А = + Поступления А - Расходы А

к J нк m нк

О = О + Поступления О - Расходы О

к н нк нк

К = К + Поступления К - Расходы К + Чистая прибыль

к н нк нк

Все величины, входящие в систему (кроме чистой прибыли) имеют природу потоков или так называемых «резервуаров». Резервуары - определяются на рассматриваемый момент, потоки - на рассматриваемом периоде. Таким образом, на любом отрезке времени можно определить денежные и товарные (в денежном измерении) потоки, образуемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Однако, анализ финансовых потоков не дает возможности произвести оценку чистой прибыли, для чего и используется модель оценки эффективности продаж:

Выручка - Полные издержки = Чистая прибыль (2)

Уравнение (2) также определяется на периоде «нк», однако, параметры, в него входящие, в общем случае не являются потоками рассматриваемого периода, а представляют собой агрегированные по определенным правилам денежные и товарные потоки текущего, прошлых и будущих периодов. Для сопоставления уравнений (1) и (2) в составе активов организации выделяется их денежная компонента (Д):

Дк = Дн + Поступления Днк- Расходы Днк

Отметим, что разность поступлений и расходов денежных средств за период известна, как Чистый Денежный Поток (NCF - Net Cash Flow):

NCF = Поступления Днк - Расходы Днк (3)

Сопоставим уравнения (2) и (3). Уравнение (3) определяется только денежными потоками только рассматриваемого периода, уравнение (2) -денежными и товарными потоками различных периодов. Эти урав-

нения имеет одинаковую экономическую природу, но совпадают только для простейших случаев коммерческой деятельности (сделка купли-продажи начинается и заканчивается в один момент). В общем случае и за исключением случайных совпадений:

Выручка Ф Поступления Днк;

Полные издержки Ф Расходы Д^;

Чистая прибыль Ф ЫСБ (4)

Совпадение этих величин характерно только для простейших видов коммерческой деятельности. В общем случае Выручка и Полные издержки не определяются денежными потоками только рассматриваемого периода. Система уравнений (1) - система уравнений снабжения и расходования организацией ресурсов. Эффективность в финансовом аспекте определяется возможностью организации генерировать новые источники средств, то есть уравнением (2). Совокупность уравнения (2) и уравнения (1), рассматриваемого «в среднем», определяет, согласно методике Ложкина, финансовую эффективность бизнес-процесса, а уравнение (2) в отдельности определяет финансовую эффективность продаж.

В ходе анализа процесса продаж важное значение имеет рассмотрение объема реализованной продукции и определение влияния его на финансовые результаты процесса. Детализируя уравнение (1) до уровня отдельных компонент активов, можно выделить уравнение движения готовой продукции (ГП):

ГПк = ГПН + Поступление ГПНк - Отгрузка ГПНК (5)

Поскольку речь идет о компоненте активов, обозначение ГП определяет некоторые объемы готовой продукции, измеренные в себестоимости этой продукции. ГПН и ГПК - запасы готовой продукции на начало и конец периода, а Поступление ГПНК и Отгрузка ГПНК - положительный и отрицательный на периоде «нк» потоки этой продукции, измеренные в ее себестоимости. Отметим, что носителями финансовых результатов являются отрицательные потоки продукции (ее отгрузка).

Таблица 1

Классификация продукции по соотношению периодов ее отгрузки и оплаты

Продукция Прошлые периоды Текущий период Будущие периоды

А - отгруженная в текущем периоде продукция, оплаченная в том же периоде Отгрузка и оплата

Б - отгруженная в текущем периоде продукция, оплаченная в прошлых периодах Оплата Отгрузка

В - отгруженная в текущем периоде продукция, пока не оплаченная Отгрузка Ожидается оплата

Г - отгруженная в прошлых периодах продукция, оплаченная в текущем периоде Отгрузка Оплата

Д - продукция, отгрузка которой планируется в будущих периодах в счет обязательств по полученным в текущем периоде оплатам Оплата Планируется отгрузка

Е - продукция, отгруженная в прошлых периодах под ожидаемые оплаты в будущих периодах Отгрузка Ожидается оплата

Ж - продукция, планируемая к отгрузке в будущих периодах в счет обязательств по оплатам прошлых периодов Оплата Планируется отгрузка

В зависимости от характера деятельности организации себестоимость продукции может измеряться в сумме прямых затрат, по полной себестоимости, по рыночной цене или справедливой стоимости и т. д. Различные части объема отгруженной за период продукции могут находиться в разном состоянии по их оплате, в то же время на рассматриваемом периоде организация может получать оплату объемов продукции, отгруженных в прошлых периодах или планируемых быть отгруженными в будущем. Рассмотрим классификацию объемов продукции по периодам их отгрузки и оплаты.

Рассмотрим комбинации пар А, Б, В., Г, Д, реализующие в текущем периоде существенные экономические показатели организации. Товарные потоки этих комбинаций определяют в оценке по себестоимости продукции следующие величины: объем проданной продукции (Ш), объем отгруженной продукции (Ш1), объем оплаченной продукции (Ш2), объем реально предъявленного спроса (подтвержденного оплатой и/ или отгрузкой) на продукцию организации (Ш3). Величины потоков, которые планируются в будущих периодах, идентифицируются круглыми скобками.

Себестоимость всех товарных потоков, которые были отгружены в текущем периоде, складывается из трех составляющих: продукции, оплаченной в прошлом периоде, оплаченной в текущем периоде, ожидаемой к оплате в будущих периодах:

^1=ГПА + ГПЕ + ГПв

Выручка (Ш1) = + + (Дв) (6)

Себестоимость всех товарных потоков, которые были оплачены в текущем периоде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш2=ГПа + ГПг + (ГПд)

Выручка (Шг) = + ДГ + Дд (7)

Себестоимость всех товарных потоков, для которых в течение отчетного периода были реализованы два условия - отгрузка и оплата - складывается из суммарной себестоимости продукции в закрытых за период сделках с покупателями:

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Ш =ГПА + ГПБ + ГПГ Выручка (Ш) = + Дб + Дг (8)

Себестоимость всех товарных потоков, для продукции которых реализован спрос на текущем периоде:

Шз=ГПа + ГПв + (ГПд)

Выручка (Ш3) = + (ДвД + Дд (9)

Отметим также, что для продукции ситуаций Е и Ж событий в истории сделок на рассматриваемом пе-

риоде не происходило.

Как видно, в сделках по рассмотренным выше четырем ситуациям неопределенность полностью снята только по одному объему, равному сумме агрегированных объемов продукции А, Б и Г. Себестоимость этого объема продукции Ш и соответствующая этому объему выручка и являются наиболее надежным основанием для определения прибыли в управленческом учете и источником информации для дальнейшего анализа. Заметим также, что все остальные три выделенных объема продукции отражают экономическую реальность самым существенным образом, и оценка этих объемов с соответствующими характеристиками себестоимости, выручки и рентабельности продаж также представляет интерес, как в финансовом, так и в управленческом аспекте [3].

Приступив к анализу продаж продукции с помощью указанных показателей, определяют количественные и качественные факторы, влияющие на объем товарной продукции, степень их влияния, а также проводят сравнительную характеристику их в разрезе различных операционных и географических сегментов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахрушина М.А. Управленческий анализ. М.: Омега-Л, 2004.

2. Друри К. Управленческий и производственный учет М.: ЮНИТИ, 2002.

3. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2003 .

4. Мисаков В.С. Развитие финансового анализа на стадии инвестирования // Вопросы статистики. М. 2002. № 2. С. 47-54.

5. Палий В.Ф., Палий В.В. Управленческий учет - новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет, 2000. № 17. (СПС «Консультант-Плюс»)

6. Управленческий учет / Под ред. В. Палия, Р. Вандер Вила. М.: ИНФРА-М, 1997.

7. Хорнгрен Ч.Т., Форстер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. М.: Финансы и статистика, 1995.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - БАНК» НА ОСНОВЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ФИНАНСОВЫХ ИНФРАСТРУКТУР

ПОГОСОВ Х.С.

Кубанский Государственный Технологический Университет, ассистент кафедры производственного и регионального менеджмента, e-mail: khspogosov@list.ru.

Статья посвящена решению важной проблемы современной экономики - формированию, развитию и повышению эффективности деятельности объединенных корпоративных структур, включающих промышленные предприятия с длительным циклом производства, разработке направлений и механизмов регулирования процесса взаимодействия с финансово-кредитной средой, а также формированию финансовой инфраструктуры корпораций, что, по мнению автора, является основой успешного развития промышленности на современном этапе развития.

Ключевые слова: промышленное предприятие; коммерческий банк; экономические взаимодействия; внешняя среда; банковский продукт; судостроение; интегрированные структуры; финансово-промышленная группа; холдинг, корпорация; внешняя финансовая инфраструктура; внутренняя финансовая инфраструктура; корпоративное объединение; промышленное производство длительного цикла

Коды классификатора JEL: D02

На современном этапе активную роль в финансово-кредитном обеспечении промышленности играют различные финансовые организации и особенно коммерческие банки. Промышленные предприятия и коммерческие банки имеют возможность самостоятельно формировать и проводить собственную финансовую политику. Коммерческие банки в значительной степени расширили диапазон функций финансового управления, они стали осуществлять территориальное и внутрифирменное финансовое прогнозирование и планирование, оперативное регулирование и контроль, а также различные формы финансового обеспечения и обслуживания предприятий. Коренным образом изменяются функции финансовой работы и на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.