Научная статья на тему 'Методологические основы построения современного непрерывного образования'

Методологические основы построения современного непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUOUS EDUCATION STRATEGY / THE PRINCIPLES OF MODERN CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саламатов А.А.

В работе рассмотрены методологические основы построения современного непрерывного образования: основные существующие модели и принципы формирования и развития непрерывного образования, способные обеспечить быстрый охват трудоспособного населения образованием через всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MODERN CONTINUOUS EDUCATION BUILDING

The methodological foundations of modern continuous education building are discussed in this article. There are the main existing models and principles of formation and development of continuous education that can provide fast coverage of the working population by education through life.

Текст научной работы на тему «Методологические основы построения современного непрерывного образования»

нальной подготовки, полипарадигмальный подход означает необходимость определения адекватных компонентов:

- принципов обучения;

- содержания образования;

- средств обучения;

- системы критериев, показателей, уровней и индикаторов оценки;

- видов образовательных технологий.

Область применимости парадигмы профессионального образования соотносится автором:

Библиографический список

- с этапами обучения, т. е. на каждом этапе оправданной является одна из парадигм образования (когнитивно ориентированная, личност-но-деятельностная, личностно развивающая профессиональная);

- с уровнем профессионального образования (личностно-деятельностная парадигма нашла свое отражение в концепции развития начального и среднего профессионального образования; когнитивная и личностно ориентированная профессиональная — в концепции развития высшего образования).

1. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Новиков. — М. : Эгвес, 2008. — 136 с.

2. Яковлева, Н. О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем [Текст] : монография / Н. О. Яковлева. — Челябинск : Изд-во ЧГИ, 2008. — 279 с.

3. Львов, Л. В. Проектирование системы профессиональной подготовки на полипарадиг-мальной основе [Текст] : монография / Л. В. Львов. — М. : Изд-во СГУ, 2013. — 512 с.

4. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода [Текст] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1973. — 271 с.

5. Психология развивающегося профессионально-образовательного пространства человека [Текст] : коллект. монография / под ред. Э. Ф Зеера. — Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2008. — 239 с.

6. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методоло-гического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. — 2005. — № 4.— С. 19-27.

7. Кустов, Л. М. Практика обработки и представления результатов педагогического исследования [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. / Л. М. Кустов. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2006. — 294 с.

8. Ямбург, Е. Г. Управление развитием адаптивной школы [Текст] : монография / Е. Г. Ям-бург. — М. : Изд-во ПЕР СЭ-Пресс, 2004. — 367 с.

9. Павленко, А. И. Пути освоения содержания образования: парадигмальный подход [Текст] / А. И. Павленко, Т. Н. Попова. — Киев, 2007.

10. Сташкевич, И. Р. Развитие познавательной самостоятельности курсантов военных вузов при компьютерном сопровождении учебного процесса [Текст] : монография / И. Р. Сташке-вич. — Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2005. — 204 с.

УДК 374 А. А. Саламатов, директор Института допол-

нительного образования и профессионального обучения Челябинского государственного педагогического университета (ИДОиПО ЧГПУ), д-р пед. наук, проф., г. Челябинск, e-mail: saa-ppi@mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе рассмотрены методологические основы построения современного непрерывного образования: основные существующие модели и принципы формирования и развития непрерывного образования, способные обеспечить быстрый охват трудоспособного населения образованием через всю жизнь.

Ключевые слова: непрерывное образование, стратегия непрерывного образования, принципы современного непрерывного образования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года ориентирует на формирование инновационной образовательной системы, обеспечивающей построение основанной на знаниях экономики, в которой значимость непрерывного образования трудно переоценить. Инновационная экономика — это тип экономики, основным фактором создания, формирования и развития которой является высококачественный человеческий капитал.

Раскрывая методологические основы построения современного непрерывного образования, необходимо опираться на нижеследующие ключевые нормативно-правовые и научные предпосылки:

1) Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 дек. 2012 г.;

2) указы Президента РФ от 7 мая 2012 г.;

3) Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (2000 г);

4) основные положения теории непрерывного образования (авторы — А. А. Вербицкий, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. А. Горохов, О. В. Долженко, Л. А. Коханова, Ю. Н. Кулют-кин, Ч. Кунисевич, В. Г. Онушкин, В. Г. Осипов, И. П. Раченко, Ф. Г. Филиппов и др.).

Рассматривая понятие «непрерывное образование», следует определить его как целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира [1]. Процесс непрерывного образования состоит из последовательных ступеней специально организованного образования, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса и развитие его социально-личностных и профессиональных компетент-ностей. В центре внимания идеи непрерывном образования находится сам человек на протяжении всей его жизни, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание в целях повышения возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.

Первые теоретические разработки по проблемам непрерывного образования появились в первой четверти ХХ века в трудах английских исследователей, которые трактовали его преимущественно как образование взрослых и рассматривали с позиций компенсаторного обучения.

Становление и развитие непрерывного образования в глобальном масштабе относится

к началу 1970-х гг. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965 г.) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом. В его трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: в центре всех образовательных начал — человек, которому следует создать условия для полного развития способностей на протяжении всей жизни. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин «пожизненное образование», в Англии — «продолжающееся образование», в Швеции — «возобновляющееся образование». Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Этот подход нашел отражение в Международном классификаторе, изданном Международной организацией труда, согласно которому система образования непрерывна в том смысле, что человек сможет на любом этапе своей жизни получить взаимосвязанные программы общего, профессионального, специального образования, которые обладают гибкостью и способностью быть индивидуализированными.

С течением времени образование взрослых эволюционировало: вместо некоего придатка к системе традиционного образования оно стало рассматриваться вначале как самостоятельная (иногда даже главенствующая) сфера образовательной деятельности, а затем как подсистема системы непрерывного образования, объединяющей и тесно связывающей детское и взрослое образование в единый постоянно действующий процесс. В соответствии с данным подходом различают термины «непрерывное образование» и «непрерывное обучение». Так, согласно предложениям Международного совета по образованию взрослых (МСОВ) в Международную комиссию «Образование и обучение в ХХ! веке», термин «непрерывное обучение» очерчивает рамки, в которых осуществляется образование взрослых, но само непрерывное образование не ограничивается образованием взрослых. Оно охватывает и детей, и молодежь, и взрослых и должно распространяться на все сферы образования и все ситуации обучения: дома, на работе, в школе, с использованием средств массовой информации и т. д.

Исследования стратегий непрерывного образования в зарубежных странах, проведенные Институтом профессионально-технического образования РАО, показали, что, несмотря на их многообразие, можно выделить следующие основные модели:

1) система непрерывного образования развивается параллельно с традиционными системами и предназначена, главным образом, для людей с низким уровнем образования (Португалия, Китай);

2) система непрерывного образования развивается параллельно с традиционной системой, однако выступает как самостоятельная система.

В настоящее время в российской системе непрерывного профессионального образования существует ряд корневых проблем:

- отсутствие преемственности всех видов и уровней этого образования, позволяющей выстроить эффективную индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в соответствии с личностными особенностями и потребностями инновационной России;

- резкие деформации структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующих реальным потребностям рынка труда;

- отсутствие индивидуализации траекторий как повышения уровня профессионального образования, так и переподготовки кадров, повышения квалификации на каждом из его уровней (среднем, высшем) [2].

Очевидно, что без радикальных изменений системы непрерывного профессионального образования, позволяющих решить эти и другие проблемы, без придания ей должного качества и эффективности, гибкости и динамичности, без ее соответствия рынку труда, без всеобщего и непрерывного повышения профессионального уровня трудоспособного населения страны невозможно обеспечить инновационное развитие и конкурентоспособность России. Таким образом, объективная потребность становления инновационной экономики требует новых подходов к развитию непрерывного профессионального образования в регионах России. В их основу должны быть положены следующие принципы:

- обеспечение всеобщего непрерывного доступа к образованию для получения и обновления знаний и навыков, необходимых в современном информационном обществе;

- формирование, развитие и самореализация творческой личности, готовой жить в условиях быстрых перемен;

- ориентация на подготовку специалистов с высоким уровнем социально-личностных, профессиональных и инновационных компе-тентностей;

- обеспечение долгосрочных инвестиций на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, необходимых для процветания предприятий, отраслей и регионов;

- постоянная нацеленность на генерацию перспективных научных нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;

- создание и внедрение в системе непрерывного профессионального образования инновационных методов и технологий обучения, направленных на формирование личной мотивации, инновационного мышления, способности и готовности учиться в течение всей жизни;

- реальное обеспечение каждому специалисту самостоятельного выбора образовательного учреждения, в котором он может пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации;

- сотрудничество учреждений среднего профессионального и высшего образования с передовыми предприятиями региона, реализующими инновационные проекты в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, в деле подготовки специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям;

- создание информационно-консультационных центров по месту жительства, ориентированных на интересы и потребности жителей.

В итоге система непрерывного профессионального образования должна обеспечивать три главных условия:

1) преемственность образовательных стандартов и программ различных уровней общего и профессионального образования;

2) возможность временного прекращения и возобновления обучения, изменения его формы, смены индивидуальной образовательной траектории, повышения квалификации, переподготовки и т. д. с целью поддержания как высокого уровня общего образования, так и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда;

3) отсутствие тупиковых образовательных программ, учебных заведений, направлений и видов образования, не дающих возможности продолжить как общее, так и профессиональное обучение.

В связи с этим обратимся к документу, который в свое время был принят за основу развития отечественной системы образования. В Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза отмечается, что успешный переход к экономике и обществу, основанным на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования — учения длиною в жизнь (lifelong learning). Учение длиною в жизнь определяется как всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции [3].

Сегодня все сильнее увеличивается разрыв между теми, кто преуспевает на рынке труда, постоянно поддерживая и обновляя свои навыки, и теми, кто безнадежно отстает, не поспевая за стремительно растущими профессиональными требованиями. Все эти перемены можно описать как переход к информационному обществу, где основу экономики составляют нематериальные товары и услуги и где знания и умения приобретают первостепенное значение. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными гражданами.

Те знания и навыки, которые мы получаем в детстве и юности, вовсе не гарантируют нам успеха на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое повышение квалификации еще не является решением проблемы. В информационном обществе базовые умения и навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно.

Таким образом, личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, особенно среди тех, кто до сих пор не был активно вовлечен в процесс обучения.

Однако в настоящее время этого мало. Как нами уже отмечалось, термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования. Полагаем, в настоящее время необходимо уже говорить об «образовании шириною в жизнь», который акцентирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм — формальное, неформальное и информальное.

Формальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата.

Неформальное образование обычно не сопровождается выдачей документа, происходит

в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером.

Информальное образование — это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

До сих пор при формировании политики в области образования учитывалось лишь формальное образование, а остальным двум категориям не уделялось практически никакого внимания. Современное непрерывное образование делает неформальное и информальное образование равноправными участниками процесса обучения. К примеру, то, что информационные технологии в первую очередь захватили сферу домашнего пользования и стали мощным ресурсом индивидуального познания мира, подчеркивает значение информального образования и доказывает его огромные резервы.

В связи с этим обозначим и раскроем шесть ключевых принципов современного непрерывного образования.

1. Новые базовые знания и навыки для всех.

Социально-экономические перемены требуют нового набора необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни, в том числе компьютерной грамотности, знания иностранных языков, технологической культуры, навыков предпринимательства. Социальные навыки, такие как уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать, также становятся все более важными в современном мире. К этому списку можно добавить и умение учиться, умение адаптироваться к переменам и умение ориентироваться в потоке информации. Приобретение этих умений чрезвычайно важно, но не менее важно и их постоянное обновление. Именно отсутствие или недостаток квалификации является главной причиной безработицы во многих высокоразвитых странах. Поэтому государство должно предоставить возможность получения или обновления этих навыков в любом возрасте.

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.

Во всех последних документах не только отмечается, что нынешний уровень капиталовложений в человеческие ресурсы крайне низок, но и поднимается вопрос о том, что вообще следует считать инвестицией. В каждой стране существуют свои налоговые кодексы и принципы бухгалтерской отчетности, поэтому

единое решение выработать достаточно трудно. Например, невозможно заставить все страны приравнять инвестиции в человеческие ресурсы к капитальным затратам. Здесь, скорее, следует действовать на основе социального партнерства, распространяя опыт передовых компаний. Социальные партнеры могут также быть привлечены к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющим каждому работнику участвовать в непрерывном образовании.

3. Инновационные методики преподавания и учения.

По мере продвижения к информационному обществу меняется и наше понимание того, что такое образование и учение. Образовательные технологии становятся все более ориентированными на пользователя: учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Это естественные процессы, которые, однако, могут быть значительно ускорены целенаправленной работой профессионалов в области методологии. Так, например, компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, но методисты все еще считают, что обучение должно непременно сопровождаться личными встречами преподавателя и студента. В целом можно сказать, что процесс преподавания и учения, несмотря на все перемены в обществе, не меняется уже, по меньшей мере, полвека. А между тем, образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, что особенно важно для решения гендерных проблем и проблем «третьего возраста». Так, у нас до сих пор нет ответа на многие методические вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению, какова методика обучения пожилых людей, как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов, каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков и т. д. Для решения этих проблем необходимо не только повысить квалификацию работников сферы образования, но и привлечь тех, кто эффективно решает подобные вопросы в общественных организациях или в профессиональной среде. Профессия учителя в целом меняет свое изначальное содержание. Учителя становятся во все большей степени консультантами, наставниками и посредниками, чья задача — помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. А следовательно, и методы обучения —

как в формальной, так и в неформальной системе образования — должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

4. Новая система оценки полученного образования.

Для общества и экономики, основанных на знании, полноценное использование человеческого фактора становится залогом конкурентоспособности и успеха. Поэтому, что бы в последнее время ни говорили, как для работника, так и для работодателя огромное значение имеют дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию. Они приобретают все большую роль в условиях единого рынка труда, свободы передвижения и свободного выбора образовательного учреждения. В европейских странах уже действует система признания дипломов о высшем образовании, тем не менее, в сфере неформального и информального образования требуются значительные улучшения. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению.

5. Развитие наставничества и консультирования.

Если в прошлом нам зачастую приходилось принимать решение о выборе профессиональной карьеры или образовательного учреждения всего лишь один раз, то теперь совет о том, что делать дальше (и не только в профессиональной сфере), нужен человеку на протяжении всей жизни. Следовательно, в идеале должна быть создана постоянная консультационная служба, которая могла бы давать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Сама служба также должна активно выходить к клиентам, поддерживая их мотивацию к учению, помогая найти свой путь в море образовательных услуг и предупреждая возможные неудачи (что, тем не менее, не снимает с государства ответственности за предоставление равноправного доступа к подобным услугам).

6. Приближение образования к дому.

Для большинства из нас как формальное, так и неформальное образование — от детского сада до клуба пожилого человека — происходит непосредственно по месту жительства, а значит, главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые

она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование (это особенно важно в отношении инвалидов и других слабозащищенных групп населения). Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционные технологии, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования. С помощью международных проектов, программ сотрудничества эта система уже сейчас приобретает транснациональный характер.

Таким образом, среди перспектив развития системы непрерывного профессионального образования на региональном уровне нам видится следующее:

- создание региональной системы прогнозирования и постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации;

- формирование региональной законодательной базы для организации системного партнерства государства, бизнеса и профобразования, которое предусматривает активное участие работодателей в инновационном развитии непрерывного профессионального образования, решении его проблем, в том числе в формировании заказа учреждениям профобразования и дополнительного профессионального образования;

Библиографический список

- разработка нового поколения профессиональных стандартов и программ на основе новой номенклатуры профессий и специальностей, а также оптимизация направлений подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями;

- переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, обеспечивающему его гибкость, вариативность и личностную направленность, а также большее соответствие запросам рынка труда;

- широкое использование современных образовательных технологий, в том числе интерактивных форм обучения и кейс-технологий, проектных и других методов, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения;

- увеличение роли самостоятельной работы учащихся, студентов и слушателей;

- стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, создание условий для ресурсопривлекательности системы непрерывного профессионального образования;

- обновление материально-технической базы и инфраструктуры;

- разработка и апробация модели регионального управления инновационной системой непрерывного профессионального образования;

- создание современной мобильной и гибкой системы непрерывного профессионального образования, включающей в себя все уровни профессионального образования — от начального до дополнительного, — посредством формирования крупных образовательных комплексов и федеральных образовательных центров на территории региона.

1. Савельева, М. Н. Динамика российской системы образования [Текст] : дис. ... канд. фи-лос. наук / М. Н. Савельева. — СПб., 2005. — 167 с.

2. Белова, Е. Н. Непрерывное профессиональное образование для инновационной России : проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Е. Н. Белова. — Режим доступа: Ийр:/ЛоргеТега12^е.ги/Ьос8/1пЬех-2549.Мт!?раде=9.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ийр://шшш.8Ье.гиЯПе8Л/21р/13.21р.

4. Лобзин, Р. В. Акмеологическая система развития инновационной деятельности кадров управления [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Р. В. Лобзин. — М., 2011. — 30 с.

5. Зимина, Е. В. Обучение курсантов военно-морских вузов иностранному языку в режиме непрерывного профессионального образовательного процесса [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Зимина. — СПб., 2007. — 182 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Максимов, Г. К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Г. К. Максимов. — М., 2008. — 226 с.

УДК 377+001 Г. Г. Серкова, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, доц, г. Челябинск, e-mail: serkova.g@mail.ru О. А. Алексеев, методист Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: zcirpoalekseev@mail.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ПОО СПО НА 2014-2018 ГГ.)

Проблемно-ориентированный анализ программ развития профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области позволил выявить основные перспективные направления инновационной деятельности организаций, сложившиеся в системе. Во-первых, это направления, связанные с решением задач, определяемых социальным заказом общества, в том числе и нормативно-правовыми документами; во-вторых, направления инновационной деятельности, определяемые конкретными областями структуры образовательной деятельности, реализуемой образовательной организацией с учетом ее особенностей (условий, реализуемого содержания образования, кадрового обеспечения, обучаемых и их деятельности, управления); в-третьих, направления инновационной деятельности, реализуемые образовательными организациями как областными инновационными площадками. Таким образом, данная статья носит аналитико-информационный характер.

Ключевые слова: программа развития, стратегическая цель, инновации, проблемно-ориентированный анализ, инклюзивное образование.

Стратегической целью государственной политики в сфере образования до 2020 г. определено, что необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования [1]. Направление модернизации определяется инновационными потребностями развития экономики региона, в результате чего возникает потребность в разработке программы развития областной системы профессионального образования. В то же время, принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Го -сударственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. и становление современной непрерывной системы профессионального образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров привело к необходимости разработки программ развития профессиональных образовательных организаций [2].

Программа — это управленческий инструмент, определяющий стратегию совершенст-

вования профессиональной образовательной организации (далее — ПОО). Естественно, программы развития изначально приобретают качество инновационности.

Организация инновационной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования, в соответствии с областной целевой Программой развития профессионального образования Челябинской области на 2011-2015 гг. [3], является одним из основных направлений модернизации системы профессионального образования в целях наиболее эффективной реализации инновационной направленности развития системы профессионального образования.

Сам термин «инновация» пришел в педагогику из экономики. Перебравшись в социальную сферу, он потерял свое первоначальное значение. Экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерите-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.