Научная статья на тему 'Методологические основы педагогики казачества'

Методологические основы педагогики казачества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА КАЗАЧЕСТВА / PEDAGOGICS OF THE COSSACKS / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTUROLOGICAL APPROACH / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PHENOMENOLOGICAL APPROACH / ИСТОРИОСОФИЯ / HISTORIOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукаш С.Н.

В статье анализируются методологические основы педагогики казачества -современной социокультурной концепции воспитания, изложенной в монографии «Казачество Юга России: от традиций к инновациям». Примененная в исследовании методология, опирающаяся на принципы культурологического, феноменологического, историософского подходов позволила раскрыть теоретические основы педагогики казачества, базирующейся на глубинной российской традиционности и в то же время, реализующей инновационный воспитательный потенциал казачьей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of pedagogics Cossacks

The article discusses methodological basics of pedagogy Cossacks modern socio-cultural conception of training, as contained in the monograph «the Cossacks in the South of Russia: from traditions to innovations. Applied in the study methodology, based on the principles of cultural, phenomenological, historiosophy approaches made it possible to reveal the theoretical basics of pedagogy Cossacks, based on the depth of the Russian tradition and at the same time, implementing innovative educational potential of the Cossack culture

Текст научной работы на тему «Методологические основы педагогики казачества»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования

Лукаш С.Н.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ КАЗАЧЕСТВА

Позиционирование нашего государства как одного из экономических и культурных полюсов современного мирового сообщества, разработка собственного цивилизационного проекта развития, основанного на всесторонней модернизации общественноэкономических отношений, актуализирует аксиологическую рефлексию в социальнопедагогической сфере. Российская педагогика на путях претворения в жизнь социального заказа, связанного с модернизацией, реализует сегодня ряд стратегических направлений. Одной из таковых является идея российской национальной консолидации, выражающаяся в преодолении национального нигилизма в образовании, в воспитании у подрастающего поколения чувства сопричастности с культурно-историческим прошлым своей страны, в сохранении российской ментальности, формировании общенациональной системы ценностей [1;3]. Парадигма национального единения, основополагающая практикоориентированная идея суверенной российской демократии, должна подкрепляться историко-культурной базой демократического опыта в России. Изучение этого опыта выявляет возрастающее противоречие между объективностью развития российской демократии, опирающейся на собственные культурно-исторические закономерности, и недостаточным философско-культурологическим обоснованием парадигмы российского народовластия и общенациональной консолидации в отечественной педагогике. В этом смысле для педагогической науки принципиальное значение имеет изучение, осмысление всего пласта российской историко-культурной демократической традиции и создание педагогических концепций, консолидирующих нацию на преемственных идеях российского народовластия и свободного развития личности.

В современном педагогическом осмыслении культурных процессов, вводящих образование (в широком значении этого термина) в контекст культуры и рассматривающих человека как ее субъекта и творца, общей методологией познания и проектирования образования выступает культурологический подход. Педагогическая наука ориентирована, в том числе, на поиск адекватных современному типу культуры и отвечающих новому этапу развития цивилизации моделей отечественного образования. Аналитический обзор исследований, рассматривающих образование в контексте культуры, показывает, что в основе культурологической образовательной парадигмы лежат следующие концепции: деятельностная (В.Е. Давидович, М.С. Каган, В.С. Леденев), культурологическим инструментом которой выступает деятельность - познавательная, практико-преобразующая, коммуникативная, ценностно-ориентационная, эстетическая; ценностная (А.А. Зворыкин, Г.Г. Карпов, В.Я. Нечаев), представляющая процесс учения как формирование культурных личностных качеств, отвечающих идеальным характеристикам носителя культуры; диалогическая (М.М. Бахтин, В.С. Библер), направленная на диалог и взаимопорождение в едином образовательном пространстве прошлых, настоящих и будущих культур.

26

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013

Применительно к изучению педагогической действительности понятие «культурология» выступает в двух своих значениях: как знание о культуре и как теория культуры. В этой связи культурологический подход рассматривает культуру не только в качестве источника содержания образования, но и метод его исследования и проектирования. Культурологический подход как конкретно-научная методология познания рассматривается в трудах В.И. Андреева, Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.В. Краевского, В.В. -Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др. Культурологический подход к образовательным процессом оценивается некоторыми учеными (В.В. Краевский) как возрастание значимости философского и методологического осмысления педагогической науки и практики. Педагогика, сама по себе, являясь частью культуры, ориентируется в методологии культурологического подхода на отражение уровней культурного развития общества, предполагает анализ педагогических явлений и фактов с учетом культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем. Это свойство обусловливается пониманием культуры как процесса и результата жизнедеятельности людей на планете Земля.

Культурологический подход к образованию рассматривает культуру не только как общее цивилизационное качество человека. Культурные смыслы и нарративы в современном мире предельно конкретны и детерминированы интересами социальных групп, этносов, наций, поэтому культурологический подход определяет соотношение социального и этнического в развитии личности ребенка. У большинства педагогов-исследователей мнения по этому вопросу совпадают: без приобщения ребенка к ценностям своей национальной культуры неэффективны современные методики поликультурного образования, воспитания учащихся в духе толерантности и приобщения к общечеловеческим ценностям [11,233]. Недооценка данного подхода в прошлом, выхолащивание этнической составляющей в формировании единого социалистического типа личности привели к росту неконструктивного национализма, к размыванию национального чувства, забвению влияния нравственности на социальную жизнь, к утрате национальных традиций и ценностей. В первую очередь, эти деструктивные процессы в национальной сфере затронули русскую нацию, служившую в недалеком прошлом основой для создания идеологически скроенной модели личности социалистического типа. Последствия размывания культурно-национальных основ русского народа не преодолены и в настоящее время, выражаясь в деструктивных процессах, в частности, депопуляции, маргинализации значительных слоев населения, в социальных пороках, которым отдельные авторы приписывают чуть ли не национальный характер [9].

Образование, выступая детерминирующим фактором складывающихся в обществе отношений, переносило культурно-национальный нигилизм в свое содержание. Это серьезно беспокоило педагогов и философов в прошлом (К.Д. Ушинский, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, П.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др.) и вызывает тревогу в настоящем. Е.П. Белозерцев, рассуждая о последствиях забвения национальных основ в содержании российского образования, справедливо указывает на то, что «ослабление чувства национальной идеи в конечном счете привело к трагическим последствиям - разрушению и ниспровержению вековых устоев жизни народа, гибели миллионов русских людей, изгнанию из страны многих лучших представителей отечественной культуры» [1,63]. Обращение образования к человеку, культурологический подход и гуманизация педагогических процессов объективно должны восходить к исследованию сущности этноса и закономерностей его влияния на личность. «Изменение содержания педагогического образования поэтому должно осуществляться с учетом национальных особенностей, этнических традиций, которые в каждой республике и даже регионе специфичны», - отмечают Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова [11,233].

27

ISNN 1029-3388

Безусловно, в таком полиэтническом обществе и государстве, которым является Россия, культурологический подход как методология наиболее органичен в формировании этнических характеристик самосознания личности. В то же время фактор поликультурности в российском образовательном пространстве, отмечает Л.Я. Хоронько, актуализирует и проблему «меры» формирования этничности в контексте диалога этносов и культур в едином российском суперэтносе [10]. Определение этой меры чрезвычайно важно и по другой причине. Дело в том, что глобализация экономико-политической системы мирового развития, характеризующаяся растущей интенсивностью и объемом интегральных процессов, увеличивает реальную опасность для человеческой личности быть «похороненной» под новациями современной культуры. Такой разрушительной силой обладает сегодня массовая культура, которая, по мнению ряда отечественных и зарубежных авторов, «никого не воспитывает и не изменяет, она не формирует душу, не выражает духа или коллективного гения народа» [2,3]. Массовая культура, обращаясь к удовлетворению простейших потребностей человека, существенно сужает пресловутую «возможность выбора» как одну из главных ценностей либерального общества. Особенно опасно попадание в сети массовой культуры формирующейся личности ребенка, ибо в этом случае общество рискует получить духовного эгоиста, ориентированного на удовлетворение собственных потребительских интересов. В этой связи первостепенной задачей культурологического подхода к образованию является не только сообщение разнообразных культурных знаний и сведений, но, что более значимо, обретение человеком культурно-национальных идентификаторов: смыслов, ценностей, идеалов, ментальности (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Еершунский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевс-кий, И.Я. Лернер). «Абстрактного человека не существует, - отмечает Т.Б. Захараш, - есть человек определённой нации и гражданин определённого государства, а уже потом - гражданин мира. Поэтому для его воспитания нужен приоритет национально-государственных ценностей. В центре нашего образования должны находиться этногенез и история российской цивилизации. Такой подход позволяет уравновешивать сферы ценностей, находить оптимальное соотношение между ними, безболезненно вводить новые ценности, соответствующие национальным интересам» [8,19].

Е.В. Бондаревская, развивая теорию личностно-ориентированного воспитания, отмечает, что по мере развития научных представлений о культуре выяснилось - не любая культура взаимосвязана с образованием и питает его благодатными корнями. Цели так называемой «массовой культуры» и интересы образования расходятся [3,406]. Мысли педагогов в этом вопросе развивают и философы, которые указывают, что в современной культуре, которая приобретает все более унифицированный и глобализированный характер, становится все сложнее решить главную онтогенетическую проблему личности - идентичность в национальной, культурной, духовной сферах [7,11]. Выход из создавшейся ситуации в парадигме культурологического образования видится в реализации принципа культуросообразности в современных образовательных учреждениях - создании особой «растящей и воспитывающей личность» культурной среды учебного заведения и культурно-образовательного пространства, выходящего за рамки школы. Такие пространства создают молодому человеку условия для самоопределения в мире культуры и осуществления им свободного выбора тех или иных ценностей и образа жизни, не противоречащих общечеловеческой нравственности и идеалам национальной культуры (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, И.А. Исаев, И.А. Колесникова, В.В. Сериков и др.).

В современных условиях культура в методологии культурологического образования выступает как своеобразный механизм перевода внешних воспитательных влияний

28

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013

во внутренние смыслы, идеалы, ценности, образы, стереотипы. Такие новообразования, возникающие в личностном мире ребенка, оцениваются педагогами и с точки зрения обобщающих понятий, одним из которых выступает менталитет. В частности, «менталеобразу-ющую» функцию образования, представленную глубинными основаниями народных традиций, мировоззрений, ценностных ориентаций, идеалов, выделяет в культурологическом подходе Б.С. Гершунский. Определяя философские идеи образования в XIX веке, ученый отмечает, что образование способно аккумулировать в себе значимые компоненты культуры, преобразовывать их в соответствии с реальными возможностями учащихся и последовательно осуществлять процесс активной жизнедеятельности учащихся [5,144]. «В мента-леобразующей функции личностного образования выявляется и еще один важный методологический аспект, - отмечает П.С. Гуревич, - образ мира и ментальные стереотипы, заложенные культурой в сознание людей настолько глубоко и прочно, что разномастные идеологические нововведения оставляют «этот потаенный слой образов и представлений» практически неизменным в своих основополагающих параметрах» [6,10 -11].

Таким образом, современное отечественное образование, реализуя свою культурологическую направленность, выходит в данной методологии на глубинные процессы становления личности - обретения ею смыслов, идеалов, ценностей. Менталеобразую-щая функция культурологического образования ориентирует педагогов в их деятельности на воспитание в молодёжи традиционных констант российской ментальности, на преемственную передачу культурных ценностей и социального опыта, удерживая «национальную традицию, которая является фундаментом воспитания культуросообразных форм бытия современного нам общества» [4,19].

Рассматривая закономерный вопрос о методе познания, о системе деятельности, направленной на получение интересующих нас новых знаний, отметим, что уместный в нашей проблематике культурологический подход к анализу социально-педагогических процессов и явлений отечественной культуры целесообразно осуществлять в контексте более широкого историософского понимания феноменов и ноуменов российской истории. При этом исследователя будет интересовать не столько сама история, история педагогики (факты, события, даты и пр.) сколько философия отечественной истории, философия образования, дающая возможность понять закономерности, причины и пути национального самоопределения, в том числе, сквозь призму оснований духовной идеи России последнего тысячелетия - православия. Е.П. Белозерцев замечает по этому поводу: «Христианство, православие для России не только религия, но и способ постижения мира, что позволяет создавать онтологические построения - своеобразную ярко индивидуальную онтологию «духовного порядка», основанием которой является человек» [1,42]. Историософский подход, исходящий из религиозно-философских оснований отечественного образования, ориентирует исследователя на смысловое, мотивационное, духовноидейное понимание его сущности. Важное свойство данного методологического подхода - возможность анализа идей иррационального характера. Как тут не вспомнить классическое: «Умом Россию не понять...». В качестве объектов исследования в такой методологической сфере предстают не только феномены, подчиняющиеся законам природного детерминизма и составляющие сферу обыденного и научного опыта, но и ноумены, познание которых осуществляется за пределами чувственного опыта, являясь предметом абстракций, лишенных объектного содержания (например: Бог, свобода, вера и т.п.). Историософское проникновение в сущность педагогического феномена, основанием которого является человек, как уже отмечалось, в российских культурно-исторических

29

ISNN 1029-3388

условиях имманентно приводит исследователя к онтологии духовности. В этой связи феноменологическое раскрытие, очищение того или иного явления или процесса должно осуществляться через ноумены - идеи, «вещи в себе», несущие первопричину изменения существующего миропорядка. В контексте исследуемой нами проблематики историософский подход предстает более конкретно: как историософское осмысление ноуменов и феноменов отечественного образования, имеющих демократическую природу и предоставляющих возможность «извлечь урок» преемственного развития российской народовластной традиции в современных реалиях.

Трудности научно-эмпирической рефлексии народовластных образчиков отечественной культуры с позиций историософии обуславливаются отсутствием достаточного теоретического осмысления демократического опыта в России. В отечественной философскообразовательной мысли традиционно присутствует вектор «Запад-Восток», обогативший мировую культуру дискуссией «западников» и «славянофилов». Для представителей западников культура, образование в России - это восточный вариант европейской культуры, детерминированный особенностями православия, хронически отстающий от своих западных образчиков и требующий постоянных преобразований, «рывков», «модернизаций» и прочих социальных сверхнапряжений для достижения соответствия эталону - западному социально-политическому строю, системе образования и т.п. По иному выстраивали культурно-просветительский вектор «славянофилы». Е.П. Белозерцев замечает по этому поводу: «Русские религиозные мыслители, не отрицая необходимости этой горизонтальной линии предлагали, прежде всего, опираться в деле воспитания на вертикаль традиционно русского образования. К линии «Запад-Восток» они добавили иную позицию «Север-Юг»... Менее исследованной, но более необходимой для создания истинно российской школы славянофилы считали осевую линию «Север-Юг». Для того, чтобы обратить на нее внимание педагогической общественности, они и начали свою известную полемику с западниками» [1,202-203]. Примечательно, что алгоритмизация полемики о путях и движущих силах развития российского общества и образования получила своеобразное выражение в историко-политических событиях последнего двадцатилетия: от полного копирования, переноса на российскую почву западных образчиков политической, экономической, культурной жизни, до отрезвления после «грабительского капитализма» и стремления, по примеру славянофилов, обосновать особенности суверенного развития, увязать его с ментальностью российского суперэтноса, с традиционным российским политеизмом, с историей развития православной цивилизации и т.п.

Культурологические основы российского образования ориентируют исследователей на примат культурно-исторической составляющей в образовательных процессах. «Образ» и «образец» не возникнут на пустом месте, ибо это всегда процесс и результат предшествующего развития общества, это некий социальный опыт, прожитый предшествующими поколениями и содержащий многообразие отношений внутри социума: культурных, исторических, экономических, этнопсихологических, демографических, экологических. Данный методологический посыл ориентирует нас на исследование этих отношений, прежде всего, со стороны социальной педагогики - интегрированной отрасли педагогического знания, включающей в себя основы педагогики, психологии, социологии, политологии, социальных и педагогических технологий. Образованию присуща многомерность, развивающаяся по своим собственным законам. В таком понимании образование можно трактовать как историко-культурный, социально-педагогический феномен, как результат и непременное условие генезиса и развития культуры народа

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013

[1,22]. Феномен понимается в данном контексте как явление, субъективное содержание нашего сознания, показывающее себя самое и отождествляющееся с сущим. Логично, что образование, как историко-культурный феномен, подлежит рассмотрению с позиций феноменологии - учения об исследовании данных сознанию духовных сущностей, не зависящих от реального сознания и чувственного опыта.

Культурологический подход, актуализирующий культурно-историческую составляющую образовательных процессов, подводит исследователей к анализу образования с позиций историко-культурного феномена как результата и условия развития культуры народа. В свою очередь российская национально-культурная парадигма, формирующаяся в традициях многонациональности и многовекторности, содержит некие системообразующие феномены, составляющие органическую социокультурную ткань российского общества. Одним из таких феноменов является российское казачество, испытавшее на протяжении десятилетий советской власти мощнейшее идеологическое давление и являющее классический пример феноменологической «засоренности», «сокрытости» своей сущности. Феномен казачества требует своего нового рассмотрения не только с позиций традиционной характеристики как этносословного явления, но и в позиционировании его духовно-идейной, историософской основы в контексте осевых полюсов культурного развития России. Об этом нам, в частности, напоминал в своих дневниках М.М. Пришвин: «Север - монах. Юг - казак» [1,427].

В нашей монографии «Казачество Юга России: от традиций к инновациям» феноменологическому анализу предстают два феномена - российское образование и казачество. Если образование как феномен истории и культуры достаточно убедительно представлено в научно-педагогических исследованиях (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Э.Д. Днепров, В.В. Краевский, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.), то осмысление казачества как историко-культурного феномена, как явления российской социокультурной парадигмы находится в начале своего пути. Возрождение российского казачества, берущее начало в 90-х годах прошлого столетия, подсознательно отвечало целям появления в нашем обществе институтов народной демократии. В условиях разрушения культурно-исторической традиции русского народа, а также неразвитости демократических институтов в российском историческом прошлом, возрождение казачества явилось реальным доказательством существования в России истинно народовластных традиций с российской спецификой. В процессе возрождения казачества открылась и другая его сторона - педагогический, воспитательный потенциал культуры казачества, основанной, с одной стороны, на ценностях демократии, а с другой - на традициях государственности. В педагогической рефлексии данной проблемы актуальной целью, взятой за основу в нашей монографии, является разработка соответствующей воспитательной теории, базирующейся на культурологическом и историософском подходах, в основе которой лежат менталитет, ценности, смыслы и идеалы казачьей культуры, традиционно ориентирующейся на идеи народовластия и свободного развития личности.

Проблемой исследования является поиск путей разрешения противоречий между общественными потребностями в использовании воспитательного потенциала культуры казачества и недостаточной научной исследованностью методологических, концептуальных основ в теории и практике педагогической реализации этого потенциала. В нашей работе историко-педагогическому анализу подвергается культурное наследие казачества Юга России: донского, терского и кубанского, имеющего общие историкокультурные корни и духовно-ментальные стереотипы, развивающегося с конца XVIII

31

ISNN 1029-3388

столетия в единой культурно-институциональной парадигме. Обращение к общеинтеграционным компонентам казачьей культуры Юга России позволяет, на наш взгляд, выйти на более высокий уровень обобщений в свете цивилизационной парадигмы исследования, переходя от ретроспективного историософского и культурологического анализа к педагогическому осмыслению современного эмпирико-теоретического опыта.

Основными идеями, обоснованием и доказательством которых содержит монография, выступают:

1. Воспитательный потенциал казачьей культуры рассматривается в исследовании как общенациональная культурно-образовательная ценность, воплощающая парадигму российскости и народовластный вектор российского социального развития. Помимо известных этносословных характеристик, казачество в феноменологическом и историософском осмыслении предстает как духовно-идейный феномен российского социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный потенциал, составными частями которого являются:

- казачья идея, выражающая самобытный вариант материнской православно-русской идеи. В основе казачьей идеи лежат естественные потребности людей выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, свободного и высокостатусного развития личности, на обретении человеком жизненных смыслов, органично сочетающих общественные и личные интересы;

- воспитательный идеал, представляющий собой совершенный личностный образ, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни казачьего социума;

- социально-значимые ценности казачьей культуры, воплощающие смыслы жизни казачества и составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выраженные в ментальности, в практике социального поведения и образах мысли, являющиеся основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.

Развиваясь вместе с казачьим культурогенезом, воспитательный потенциал культуры казачества в первой половине XIX столетия обогащается идеей российскости, под которой в нашем исследовании понимается обретение казачеством российского самосознания, его интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм. К середине XIX века казачество становится активным проводником и выразителем идей российскости в направлении расширения границ православной цивилизации, в отношении к вновь присоединяемым народам, включая их в культурное поле российского общества и осуществляя, тем самым, культурнопросветительскую миссию в евразийском векторе развития российской государственности.

2. Педагогика казачества - социокультурная концепция воспитания, основанная на традициях и инновациях культуры казачества Юга России. Базовой основой данной концепции в историко-культурной ретроспективе выступает система казачьего воспитания, являющаяся выразителем воспитательного потенциала казачьего культурогенеза. Развиваясь вначале как этнопедагогическая производная казачьей культуры, система казачьего воспитания в более позднее время под влиянием процессов диверсификации и регионализации образования на Юге России обретает характер целенаправленной деятельности педагогов по созданию определенного образа жизнедеятельности детей, способствующего усвоению ими ценностей, идеалов и смыслов казачьей культуры. В современных условиях базовыми компонентами педагогики казачества выступают:

32

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2013

- социальный заказ, обусловленный потребностями поступательного развития российского общества в направлении суверенного демократического развития;

- воспитательная цель, направленная на формирование совершенного образа человека российской национальной культуры, носителя социально-значимых ценностей и идеалов культуры казачества;

- воспитательный потенциал казачьей культуры, включающий в себя казачью идею, социально-значимые ценности, культурно-воспитательные идеалы казачества и интегрирующий в своем развитии идею российскости;

- принципы воспитания: историко- и культуросообразности, традиционности, патриотизма, природосообразности, личностного подхода, народности, содружества -соборности, духовности;

- культурные казачьи сообщества, являющиеся современными формами организации воспитательного пространства, решающие проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры и возрождения казачества;

- системообразующая деятельность как совместная деятельность детей и взрослых по возрождению и развитию казачьей культуры, в которой ребенок занимает позицию соавтора, субъекта деятельности;

- южнорусская культура, выступающая содержательной социокультурной основой концепции воспитания подрастающих поколений в традициях и инновациях культуры казачества Юга России;

- личностно-ориентированная воспитательная парадигма, отражающая свободолюбивый, народно-демократический характер казачьей культуры и проявляющаяся в способах социализации, т.е. усвоении и воспроизводстве личностью ментально-ценностного мира казачьей культуры;

- культурная идентификация, служащая психолого-педагогической основой становления у подрастающих поколений социально-значимых воспитательных ценностей и идеалов казачьей культуры;

- казачья школа, являющаяся базовым институтом педагогики казачества, в которой гармонизируются отношения между «преданием» (сохранением творческого наследия) и «заданием» - развитием школой современной культуры казачества.

Педагогика казачества, базируясь на многовековых духовно-идейных основах культуры казачества, органично интегрирована в национальную педагогическую структуру и не противоречит современным гуманистическим теориям национального воспитания, обогащая их колоритом региональной специфики.

3. Культурное казачье сообщество как форма совместной жизнедеятельности детей и взрослых, основанная на традициях и инновациях казачьей культуры. Такое сообщество представляет собой духовно-воспитательное пространство, структурированное в педагогических целях из культуросообразных воспитательных сред. Духовно-воспитательный характер данного пространства определяется единой общественно значимой для всех субъектов воспитания целью возрождения и развития казачьей культуры. В культурных казачьих сообществах создаются полноценные условия для становления человека российской национальной культуры, моделируются различные вариации концепции социокультурного воспитания - педагогики казачества, формируются современные образцы совместной жизнедеятельности детей и взрослых в традициях казачьей культуры, решаются проблемы возрождения и воспроизводства феномена казачества.

4. Методика организации воспитательного процесса, направленного на становление у подрастающих поколений социально-значимых ценностей и идеалов казачьей

33

ISNN 1029-3388

культуры, включает в себя: педагогические подходы, принципы и модели организации воспитательного процесса в воспитательной среде казачьей школы; педагогические условия самоопределения культурных казачьих сообществ; моделирование культурных казачьих сообществ в духовно-воспитательном пространстве педагогики казачества; содержательное наполнение всех звеньев культурного казачьего сообщества совместной деятельностью детей и взрослых по развитию казачьей культуры; координацию воспитательной работы всех структур и звеньев культурного казачьего сообщества; педагогическую поддержку становления личностного образа ребенка в идентификационных процессах с казачьей культурой.

Примененная в нашем исследовании методология, опирающаяся на принципы культурологического, историософского, феноменологического, аксиологического подходов, ставящая в основу научного осмысления казачью культуру и ее духовные производные - идеи, идеалы, ценности, смыслы, менталитет, образование, - позволила по-иному интерпретировать изучаемый феномен. Казачество, как показывает исследование, объединяет в своей сущности двойственную природу: хорошо изученную этносословную составляющую и практически мало исследованную духовно-идейную сторону. Последняя предстает как одно из направлений развития народовластной славяно-русской идеи, альтернативной вектору самодержавного абсолютизма, развивавшегося в пространстве Московской Руси - России с конца XIV столетия.

Автор искренне надеется, что представленная им монография будет способствовать уяснению учителями-практиками методологических основ педагогики казачества, послужит добротной научной базой для выстраивания обоснованных воспитательных систем и концепций, включающих в свою сферу казачий региональный образовательный компонент.

Библиографический список

1. Белозерцев, Е.П. Образование: историко-культурный феномен. - Спб., 2004. - 704с.

2. Бенхабиб, С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 289с.

3. Бондаревская, Е.В. Воспитание как встреча с личностью. - T.II. Ростов Н/Д., 2006. - 504 с.

4. Бондаревская, Е.В. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института ЮФУ / под ред. В.И. Мареева. - Ростов-на-Дону, 2007. - 80с.

5. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608с.

6. Гуревич, П.С. Культурология: Учебное пособие. - М.: Знание, 1996. - 286с.

7. Межуев, В.М. Культурология как наука // Вопросы философии. - 1997. - № 2. - С.8-11.

8. Захараш, Т.Б. К проблеме определения понятий «традиция» и «инновация» в современном образовании // Известия Южного Федерального университета. - 2009. - № 2. - С.15 -22.

9. Ранкур-Лаферрер, Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. - М.: Арт-Бизнес - Центр, 1996. - 303с.

10. Хоронько, Л.Я. Воспитание толерантности и проблема гражданско-правового пространства // Альманах «Славянская педагогическая культура». - 2002. - № 1. - С. 166-169.

11. Шиянов, Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995. - 314с.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.