25. Bogatenkov, S.A. Sistema informacionnoyj podgotovki kadrov v usloviyakh primeneniya konfiguraciyj «1S: Predpriyatie» / S.A. Bogatenkov, D.S. Bogatenkov // Koncept. - 2014. - T. 20.
26. Bogatenkov, S.A. Opiht vnedreniya i ehkspluatacii avtomatizirovannogo rabochego mesta inzhenera proizvodstvenno-tekhnicheskogo otdela i kompleksa tekhnicheskikh sredstv «Ehnergiya» na TEhC-2 Chelyabinska / S.A. Bogatenkov, Eh.S. Varihpaev // Promihshlennaya ehnergetika. - 1996. - № 11.
27. Bogatenkov, S.A. Opiht naladki kompleksnoyj informacionno-izmeriteljnoyj sistemih na TEhC-2 Chelyabinska // Promihshlennaya ehnergetika. -1997. - № 3.
28. Bogatenkov, S.A. Principih i metodologiya vnedreniya informacionno-izmeriteljnihkh sistem na TEhS i drugikh predpriyatiyakh // Promihshlennaya ehnergetika. - 1998. - № 1.
29. Bogatenkov, S.A. Povihshenie ehffektivnosti ASU TEhS // Promihshlennaya ehnergetika. - 1998. - № 6.
30. Bogatenkov, S.A. Modeli, metodih i sredstva informacionnoyj podderzhki prinyatiya resheniyj v sisteme informacionnoyj podgotovki kadrov / / Trudih Mezhdunarodnoyj nauchno-metodicheskoyj konferencii «Informatizaciya inzhenernogo obrazovaniya». - M., 2014.
Статья поступила в редакцию 03.09.14
УДК 355.231+398.8
Kashina N.I. A PROBLEM OF UNDERSTANDING TRADITIONAL CULTURAL AND ART VALUES BY CHILDREN AND YOUTH. In the article theoretical bases of a concept of understanding traditional cultural and art by children and youth are revealed. It is stated that a substantial basis of this process is made by artistic culture of the Cossacks. The theory of this concept proves the necessity of introduction of artistic culture of the Cossacks into educational environment of a school, family, establishments of additional education and the necessity of uniting of these environments in a common educational space. The paper also tells about the importance of the development of ethnointonational ear of children and youth and mastering a language of musical culture of the Cossacks. The introduction of art culture of the Cossacks in traditional forms existing in the Cossack culture and the creation of the Cossacks of art products are the components of spiritual experience. The author names the processes of identification, reflection, isolation and self-realization as the main mechanisms of the development.
Key words: art culture, art values, traditional values, Cossacks.
Н.И. Кашина, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования, докторант Уральского
гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В статье раскрываются теоретические основания концепции освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей, в основе которой лежат положения: содержательную основу данного процесса составляет художественная культура казачества; необходимо: включение художественной культуры казачества в воспитательную среду школы, семьи, учреждений дополнительного образования и объединение данных сред в единое воспитательное пространство, развитие этноинтонационного слуха детей и молодежи и овладение ими языком музыкальной культуры казачества; содействие их «проживанию» практически-духовного компонента культурного опыта казачества, включение художественной культуры казачества в традиционные формы бытования в казачьей культуре, создание по освоенным образцам культуры казачества художественных продуктов; механизмами освоения являются идентификация, рефлексия, обособление и самореализация.
Ключевые слова: художественная культура, художественные ценности, традиционные ценности, казачество.
Сегодня приоритеты государственной политики лежат в области сохранения и развития уникальной российской цивилизации, консолидации общества на основе отечественных духовных традиций и российского менталитета, совершенствования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Концептуальные подходы к решению данных проблем содержатся в «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г.», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и др. Однако, не смотря на позитивные тенденции усиления духовно-нравственного аспекта содержания образования, поиск концептуально-теоретических подходов в этой области остается по-прежнему актуальным. Одно из его направлений - обращение к истории и культуре народов России, включающее историко-педагогическое обобщение опыта предшествующих поколений, реализацию потенциала многовековых традиций отечественной культуры.
Системой порождения, накопления, хранения, общения и трансляции ценностно-познавательного кругозора культуры, с наибольшей достоверностью воплощающей национальный характер этноса, является художественная культура. Она обладает мощным аксиологическим потенциалом, направленным на совершенствование гуманистических оснований личности, регулирование ее отношений с миром (М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев).
Реализация духовно-нравственного потенциала искусства в системе обучения и воспитания детей и молодежи признается сегодня одним из перспективных направлений оптимизации современной системы образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.А. Бодина, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев). Но педагогике искусства еще предстоит осмыслить процесс функционирования и трансформации новых ценностных парадигм, в рамках которых происходит становление личности человека нового тысячелетия. Для подрастающего поколения россиян необходимо представить идеалообразующее пространство культуры, что выдвигает для педагогического сообщества требование разработки и оснащения данного процесса (Л.С. Зорилова, А.И. Щербакова).
Носителем традиционных народных ценностей, представляющих собой воплощение ценностей общечеловеческих (семья, патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, Православие, труд и др.), являвшихся на протяжении многих веков важным элементом общественного сознания и фундаментом российской социальной системы, стало казачество. Его художественная культура является кумулятивной базой этнокультурной среды и средством познания этнической картины мира казачества (А.Ф. Григорьев), а в ее феноменах содержатся своеобразные модели, которые являются «схемами человеческого духа», по которым воспроизводится человеческая типология
[1, с. 35]. Ее неотъемлемой частью и значимой сферой жизни и быта казачества является музыкальная культура - уникальный по силе воздействия и эмоциональной насыщенности феномен.
Включение художественной культуры казачества в процесс воспитания подрастающего поколения может рассматриваться в качестве средства освоения детьми и молодежью традиционных ценностей. Но, на практике ее педагогический потенциал реализуется не в полной мере даже в учебных учреждениях с казачьим кадетским компонентом. Существующие программы и учебно-методические пособия направлены, в основном, на создание у учащихся представлений о фольклоре казачества Дона и Кубани как о целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа. Практически полностью отсутствует подобный учебно-методический базис по освоению детьми музыкальной культуры других локально-региональных казачьих традиций. Существующие исследования в этой области предлагают решение проблемы воспитания учащихся средствами художественной культуры казачества с общепедагогических позиций, что не вполне способствует их отклику на художественные образы, содержащиеся в ней, и успешности присвоения ими ценностей и идеалов культуры казачества.
В практике обучения и воспитания пока еще мало востребован богатейший опыт социализации и инкультурации детей в семье и казачьей общине, в процессе которых подрастающее поколение усваивало базовые культурные ориентиры и нравственные идеалы. Все это вызывает необходимость обращения к научному осмыслению опыта воспитательной работы, накопленного в дореволюционных казачьих заведениях, где важнейшую роль играло музыкальное искусство с тем, чтобы восстановить утраченную преемственность между поколениями, заимствовать наиболее ценное педагогическое наследие для дальнейшего совершенствования отечественной системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
В связи с вышеизложенным, нами была создана концепция освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей на основе художественной культуры казачества. Ее теоретическими основанием являются следующие положения:
1. Музыкальная культура каждой локальной казачьей традиции включает неказачий и казачий слои (состоит из общеказачьего репертуара и репертуара, связанного с региональной традицией, имеющей яркие музыкально-стилистические признаки, аккумулирующие в себе специфику местных условий, социально-исторические особенности региона, своеобразие его культуры). Она воспроизводит этнические, локальные, региональные, социальные типы творчества, и их составляющие - систему ценностей, норм и способов деятельности. Музыкальная культура уральских и оренбургских казаков связана с самобытными традициями, характерными только для казачества Урала (например, обычай «взятия городов», возникшим в связи с положением, которое занимали казаки на пограничной Оренбургской линии и напоминающим действительную оборону оренбургских и уральских казаков при линейной крепости от нападающих на нее киргиз-кайсаков, обряд «Багренье» - особый вид зимнего рыболовства, характерный только для уральского казачества), с географическими особенностями - уральское и оренбургское казачество неотделимо от реки Яик (Урал). Индивид «включается» именно в родную культуру, усваивает присущие ей традиции мировоззрения, мироощущение (психологически наследует ее). Она наиболее близка и доступна детям, впитывается ими на подсознательном уровне, входит как компонент в социально-психологическую ситуацию его развития (Л.С. Выготский). Поэтому содержательную основу процесса освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей должна составлять художественная культура казачества, характерная для региона их проживания.
2. Историческое прошлое казачества свидетельствует об исключительно развитой музыкально-фольклорной среде, в которой воспитывалось подрастающее поколение казаков. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором в его естественных, бытовых формах, дети не только осваивали народный музыкально-поэтический язык, постигали «плоть и кровь» традиционной культуры казачества, но и осваивали ее аксиос-феру. Поэтому необходимо включение художественной культуры казачества в воспитательную среду школы (уроки музыки и все блоки структуры казачьего кадетского компонента, вне-
классная, внешкольная деятельность), семьи, учреждений дополнительного образования (казачьи клубы, молодежные объединения); объединение данных сред в единое воспитательное пространство. Это создает условия целостного вхождения детей и молодежи в культурное пространство казачества, выступающего оптимальной формой коммуникации между различными историческими эпохами.
3. Согласно диалоговой концепции культуры М.М. Бахтина, культура является формой бытия и общения людей различных культур и формой самоопределения личности. Диалог является условием культурного бытия человека и способом нахождения им человеческих смыслов. Как доказывают исследования в области музыкальной психологии (А.Л. Готсдинер, В.А. Мединцев, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др.), музыкальная культура способствует межличностному и внутриличностному общению реципиентов. На освоение человеком ценностного содержания произведений музыкального искусства влияет внутренний, внут-риличностный уровень музыкального общения. Вхождение личности в интонационно-символическое поле общественного музыкального сознания подчинено действию механизмов идентификации и обособления, в том числе на уровне личности в этносе и культуре (А.В. Торопова). Воспринятый в музыкальном произведении материал осмысливается человеком этически, познавательно и эстетически (реализуется механизм рефлексии). Самореализация личности в рамках художественной культуры является процессом и результатом его отождествления с ценностями и референтными личностями культуры [2]. Таким образом, механизмами освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей, реализующимися в процессе художественного общения, являются идентификация, рефлексия, обособление и самореализация.
4. Музыка - явление интонационное. Явления действительности получают преломление в интонации. Музыкальный образ в форме чувственно осязаемой мысли осознается человеком посредством слуха. Музыкальный слух рассматривается современными учеными с позиций интонационной теории Б.В. Асафьева, в соответствии с которой музыка воспринимается как искусство «интонируемого смысла», в интонациях которой «свернута» та или иная музыкальная культура, заключены функции выражения и воздействия. Этнослух (термин И.И. Земцовского [3]) является главным этническим идентификатором, который «развивает и создает нашу личность», делает музыку культурно значимой для нас. Этнография слуха является основой всей музыкальной деятельности, ключом к познанию всех музыкальных языков человечества, рождает музыкальное мышление и открывает дорогу к восприятию других культур [4]. Музыкальный язык - основа познания художественного смысла и содержания любого музыкального произведения, музыкальной деятельности и коммуникации, специфическое средство материализации, хранения и передачи музыкальной информации, посредством которого общественное музыкальное сознание транслирует культурные нормы (процесс присвоения значений), сенсорные эталоны (интонемы) и эстетические стереотипы. Музыкальная речь, состоящая из ряда интонационных единиц, является образно-познавательной деятельностью сознания, связанной с выражением звукообразов и звукоидей. Овладеть музыкальной культурой общества, - значит, овладеть ее музыкальным языком [5]. Для эффективного освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей необходимо развитие их этноинтонационного слуха и овладение ими языком музыкальной культуры казачества.
5. Обычаи, ритуалы и обряды являются средством установления связи между прошлым и настоящим, предками и потомками (В.П. Левкович, Н.Г. Панкова). «Проживание» культурной ситуации позволяет человеку ощутить вертикаль развития культуры от ее корней до современности [6]. Ребенку необходимо прочувствовать, пережить на собственном опыте значимость тех или иных культурных ценностей в деятельности, чтобы интери-оризировать предлагаемые ценности. Освоить музыкальную культуру общества, персонифицировать ее можно исключительно посредством музыкальной деятельности (Р.А. Тельчарова) -«орудия» индивидуального вхождения человека в культуру и социум, посредством которого «личность в практической деятельности через музыкальное произведение общается с духовным опытом человечества» [7]. Социализация личности происходит именно в той мере, насколько индивид оказывается при-
общен к коллективной традиции не просто как ее носитель, но и как активный творец [8]. Поэтому фактором эффективного освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей является «проживание» ими практически-духовного компонента культурного опыта казачества, включение художественной культуры казачества в традиционные формы бытования в казачьей культуре (реконструкция обрядов, оформление торжественных военных ритуалов, событий, процесс начальной военной подготовки, проведение казачьих военно-спортивных игр и т.д.), создание по освоенным образцам культуры казачества художественных продуктов.
Концепция разработана с опорой на культурологический (позволяет выстроить учебно-воспитательный процесс с учетом культурного наследия, норм и ценностей культуры казачества, возрастных особенностей детей и молодежи), гендерный (позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, предоставляющий учащимся ориентир на реализацию традиционных мужских и женских социальных ролей), личностно ориентированный (позволяет признать за ребенком статус субъекта воспитательного процесса и направить воспитание на принятие им традиционных ценностей и гуманистических норм культуры казачества), деятельностный (позволяет осуществить процесс освоения детьми и молодежью традиционных культурных и ху-
Библиографический список
дожественных ценностей в музыкальной и творческой деятельности), аксиологический (позволяет выявить, обосновать и актуализировать в учебно-воспитательном процессе традиционные ценности, заложенные в художественной культуре казачества), полихудожественный (позволяет включить подрастающее поколение в различные виды художественной деятельности), интонационный (позволяет реципиентам через интонацию открывать путь постижения музыки в широком жизненном контексте) подходы и принципы интеграции (позволяет формировать целостное представление детей и молодежи о художественной культуре казачества, осваивать ее комплексно), освоения детьми и молодежью музыкального фольклора казачества в контекстных связях (позволяет изучать фольклорные образцы в соответствующем бытийном контексте, так как народная музыка включает контексты: фольклорного действа, культуры и реальной жизни).
Положения концепции отражены в педагогической модели освоения детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей. Она внедрялась в период 20102013 гг. в ряде учебных заведений/классов с казачьим кадетским компонентом и клубов Урала (гг. Богданович, Дегтярск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Оренбург, Полевской, Ревда, Соро-чинск, Челябинск и др.) и показала свою результативность (что было подтверждено диагностическими исследованиями).
1. Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развитие: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009.
2. Кашина, Н.И. К вопросу о механизмах формирования культурной идентичности казаков-кадет средствами музыкальной культуры казачества / Н.И. Кашина, Н.Г. Тагильцева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5.
3. Земцовский, И. Апология слуха // Музыкальная академия. - 2002. - № 1.
4. Шамина, Л.В. Этнографическая парадигма школьного музыкального образования: от «этнографии слуха» к музыке мира // Э.Б. Аб-дуллин, Е.В. Николаева. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2004.
5. Тельчарова, Р.А. Музыка и культура (Личностный подход). - М., 1986.
6. Афанасьева, А.Б. Модель этнокультуры в музыкальном образовании современного школьника // Музыка в школе. - 2006. - № 4.
7. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М., 2001.
8. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. - М., 1988.
Bibliography
1. Toropova, A.V. Fenomen muzihkaljnogo soznaniya: metodologiya issledovaniya i razvitie: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2009.
2. Kashina, N.I. K voprosu o mekhanizmakh formirovaniya kuljturnoyj identichnosti kazakov-kadet sredstvami muzihkaljnoyj kuljturih kazachestva / N.I. Kashina, N.G. Tagiljceva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2013. - № 5.
3. Zemcovskiyj, I. Apologiya slukha // Muzihkaljnaya akademiya. - 2002. - № 1.
4. Shamina, L.V. Ehtnograficheskaya paradigma shkoljnogo muzihkaljnogo obrazovaniya: ot «ehtnografii slukha» k muzihke mira // Eh.B. Abdullin, E.V. Nikolaeva. Teoriya muzihkaljnogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj. - M., 2004.
5. Teljcharova, R.A. Muzihka i kuljtura (Lichnostnihyj podkhod). - M., 1986.
6. Afanasjeva, A.B. Modelj ehtnokuljturih v muzihkaljnom obrazovanii sovremennogo shkoljnika // Muzihka v shkole. - 2006. - № 4.
7. Podurovskiyj, V.M. Psikhologicheskaya korrekciya muzihkaljno-pedagogicheskoyj deyateljnosti: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ucheb. zavedeniyj / V.M. Podurovskiyj, N.V. Suslova. - M., 2001.
8. Alekseev, Eh.E. Foljklor v kontekste sovremennoyj kuljturih. Rassuzhdeniya o sudjbakh narodnoyj pesni. - M., 1988.
Статья поступила в редакцию 03.09.14
УДК 378
Korzennikova I.N. ON THE QUESTION ABOUT FORMING CROSS-CULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE.
This article is devoted to a problem of cross-cultural competence, which is very important nowadays. This problem is especially topical, because of international conflicts, which worry people in the 21 century. The object of the article is reflection of forming cross-cultural competence. With this purpose an analysis of theoretical works of Russian and foreign authors was carried out. Forming cross-cultural competence, connected with different conceptions of personal upbringing, was realized in different periods of time. So, this problem has been considered in a retrospective aspect since 16 century up to nowadays. In this article a value of pedagogical approaches such as competential, socially environmental, culturological, system-actional approaches, developed by past and modern scientists, is shown. The formation of cross-cultural competence is connected with main principles: the connection with cultural conditions, the connection with natural conditions, the connection with dialogical conditions. The problem of cross-cultural competence is of some interest for specialists of different spheres of life. To sum up the main idea, the author makes a conclusion that the basis of cross-cultural competence is a dialogue leading to mutual understanding and interaction оf specialists.
Key words: culture, world, cross-cultural competence, historical analysis, international conflicts, object, forming of cross-cultural competence, different conceptions of personal upbringing, achievement, approaches, analysis of theoretical works of Russian and foreign authors, culture-, nature- and dialogue-based conditions, mutual understanding and interaction.