Научная статья на тему 'Методологические основы инновационной политики: анализ и классификация соответствующих им образовательных технологий'

Методологические основы инновационной политики: анализ и классификация соответствующих им образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД / ТЕРМИН / ТЕОРИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИННОВАЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В.

Указанные инновационные подходы требуют введения нового направления оценочной деятельности оценку личностных и межличностных достижений обучающихся. В связи с этим, сегодня в системе высшего образования обостряется понимание того, что стандартная процедура оценивания образовательных достижений обучающихся не позволяет уловить многие компетентности, умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы инновационной политики: анализ и классификация соответствующих им образовательных технологий»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

УДК 37.014.5

А.Р.Нурутдинова

канд. пед. наук., доцент ИЯПК КНИТУ

г.Казань, РФ E-mail: rstmvn@yahoo.com Е.В.Дмитриева канд. пед. наук., доцент КГЭУ г.Казань, РФ E-mail: elenadmitrieva7 5 @yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: АНАЛИЗ И

КЛАССИФИКАЦИЯ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лннотация

Указанные инновационные подходы требуют введения нового направления оценочной деятельности -оценку личностных и межличностных достижений обучающихся. В связи с этим, сегодня в системе высшего образования обостряется понимание того, что стандартная процедура оценивания образовательных достижений обучающихся не позволяет уловить многие компетентности, умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания университета.

Ключевые слова

Профессиональное, образование, подход, термин, теория, компетенции, методология, инновации, принципы,

функции.

В качестве методологической основы инновационной политики могут выступать различные инновационные образовательные подходы. Рассмотрим некоторые из них.

I. Деятельностный подход. Основные идеи этого подхода выражаются следующими тезисами. Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. В связи с этим целью обучения становится не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. Таким образом, образовательная деятельность выступает как средство развития обучающегося, получения им знаний. Кроме того, ФГОС ВПО требует формирования личностно и социально-значимых видов деятельности, например, исследовательской и проектной.

II. Проектный подход предлагает в качестве способа достижения различных дидактических целей организацию проектной деятельности обучающихся на различном предметном и межпредметном содержании. Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего опредмеченного результата деятельности.

Метод проектов, организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. Метод проектов возник во 2-й половине 19 в. в школах США. Основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики; подробное освещение получил в трудах американских педагогов Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрика и Э. Коллинза. В 60—70-е гг. 20 в. в США развернулась широкая критика Метода проектов, вызванная нарушением систематичности обучения и снижением уровня теоретических знаний учащихся общеобразовательной школы по основам наук. Однако приемы, аналогичные Методу проектов, продолжают применяться в американской школе, например обучение по т. н. единицам работы (unit of work), т. е. по темам практического характера («Дом и семейная жизнь», «Что мы получаем от деревьев» и др.).

В СССР в первые годы Советской власти Метод проектов частично применялся в практике опытных и некоторых массовых школ. Был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 «О начальной и средней школе» и в дальнейшем в практике советской школы не применялся.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По методу, доминирующему в проекте: исследовательские, творческие ,приключенческие, игровые, информационные ,практико-ориентированные.

2. По характеру координирования проекта: с явной координацией, со скрытой координацией.

3. По характеру контактов: внутренние (региональные), международные.

4. По количеству участников: личностные (индивидуальные), парные, групповые.

5. По продолжительности проведения: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегайуе learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Как следует из определения проектной деятельности, ее характерными чертами являются: личностно-ориентированное взаимодействие, комплексный характер работы, возможности творчества, проблемность, вариативность, альтернативность, авторская позиция. Часто в педагогической литературе можно встретить трактовку понятия «проект» как совокупности «П», которые также можно рассматривать как специфические характеристики проектной деятельности. Назовем наиболее часто встречающиеся «П».

Проблема. Работа над проектом всегда направлена на разрешение некоторой проблемы. В качестве проблемы может рассматриваться теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Выделение проблемы чаще всего связано с возникновением противоречия, в результате которого возникает состояние интеллектуального затруднения.

Проектирование - целенаправленная деятельность, ориентированная на достижение опредмеченного результата, которая включает: формулировку целей, конкретизацию задач, распределение деятельности между субъектами деятельности, нахождение способа решения проблемы через решение задач, получение и презентация полученного результата.

Продукт - опредмеченный результат, обладающий системной целостностью. Конечный продукт проектной деятельности обучающихся может быть представлен в разных формах: web-сайт; анализ данных социологического опроса; бизнес-план; электронная газета, журнал; законопроект; коллекция; дизайн - макет; модель; пакет рекомендаций; рекламный проспект; виртуальная или реальная экскурсия и пр. Презентация процесса выполнения и результата проекта в устном (доклад, выступление и т. д.) или письменном виде (статья, реферат, отчет, исследовательская работа и пр.).

Таким образом, основу метода проектов составляет его направленность на результат. При этом можно говорить о внешнем результате, представленном готовым продуктом, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности, и о внутреннем результате, который проявляется в приобретении опыта проектной деятельности.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Учитывая выявленные специфические характеристики проектов, выделим следующие основные требования к организации проектной деятельности:

• наличие значимой задачи (проблемы);

• планирование действий (вид продукта, форма презентации и т.п.);

• поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена;

• формирование компетентностей;

• подведение промежуточных итогов, дискуссии;

• общественная презентация продукта.

Проектирование может вестись на предметном содержании с дидактическими целями, для разрешения квазипрофессиональных задач с целью комплексного формирования профессиональных компетентностей, для решения социально-значимых проблем.

Проект как форма инновационной деятельности:

• формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, проектные, рефлексивные;

• реализуя принцип связи обучения с жизнью, формирует умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности (компетенции);

• приоритетно направлен на развитие познавательного интереса.

Ш.Компетентностный подход тесно связан с предыдущими подходами и направлен на комплексное

освоение знаний и способов практической деятельности, обеспечивающих успешное функционирование человека в ключевых сферах жизнедеятельности в интересах как его самого, так и общества в целом, государства. Приобретаемое при этом знание характеризуется не столько количеством известных фактов, сколько умением применять их в профессиональной области, в смежных областях, а порой и в ситуациях, в которых явно не прослеживается связь возникшей проблемы и предметного знания. Поэтому современный образовательный процесс должен заключаться не просто в передаче обучающимся предметных знаний, которые имеют отдаленную перспективу их использования, а в демонстрации применения этого знания для решения актуальных профессиональных и квазипрофессиональных проблем, а также создания условий для самостоятельного решения студентами таких проблем в процессе обучения.

Основным средством реализации компетентностного подхода являются компетентностно-ориентированные задания (далее КОЗ). КОЗ включают в себя содержание и технологии обучения, преподавания и оценивания качества подготовки студентов в учебном процессе вуза, обеспечивающие эффективность формирования компетентностей студентов. Следуя данному определению, содержание компетентностно-ориентированного задания должно отвечать следующим требованиям:

1) формулировка КОЗ или результат его решения должны представлять для обучающихся познавательную, профессиональную, общекультурную или социальную значимость, чтобы деятельность студентов в ходе его решения была мотивированной;

2) цель решения КОЗ должна заключаться не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового фактологического или методологического знания (метода, способа решения, приема), с возможным его переносом в другие аналогичные ситуации, в формировании личностных качеств студента, необходимых высокопрофессиональному конкурентоспособному специалисту;

3) условие задания формулируется как проблема или проблемная ситуация, которую необходимо разрешить средствами определенной учебной дисциплины (такие КОЗ называют предметными), разных учебных дисциплин (межпредметные КОЗ), с помощью знаний, приобретенных на практике (практические КОЗ), на которые нет явного указания в тексте задачи;

4) задание предполагает недетерминированность действий студента при выполнении задания, то есть способ выполнения задания студенту не известен полностью или состоит из комбинации известных ему способов;

5) при решении КОЗ могут быть использованы различные способы выполнения задания, допускается возможность переформулировки (конкретизация, обобщение, введение дополнительных условий) задания, в зависимости от знаний и индивидуальных особенностей студента.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Указанные инновационные подходы требуют введения нового направления оценочной деятельности -оценку личностных и межличностных достижений обучающихся. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности. Оцениваться названные категории результатов могут только посредством специфических технологий. В связи с этим, сегодня в системе высшего образования обостряется понимание того, что стандартная процедура оценивания образовательных достижений обучающихся не позволяет уловить многие компетентности, умения и навыки, которые необходимо формировать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания университета. Используемые стандартизированные процедуры не могут оценить умения обучающихся выполнять задания в реальной жизненной ситуации, и даже являются ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и компетенций, которые сегодня востребованы в профессиональном образовании, на большинстве рабочих мест и в повседневной гражданской жизни.

Учитывая существующее противоречие между построением современного образовательного процесса и отсутствием адекватной ему системы оценивания, на основе анализа форм аутентичного оценивания как наиболее соответствующего личностным образовательным результатам студентов в качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио.

Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». В настоящее время понятие «портфолио» чаще всего соотносят со сферой образования. На самом деле, в широком смысле этого понятия, метод портфолио (performance portfolio or portfolic assessment) применим для любой практико- результативной деятельности.

Таким образом, первое основание для различения видов портфолио в вузе по видам практико-результативной деятельности: образовательная или профессиональная. А затем по типу: индивидуальная или групповая.

Портфолио как технология это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности. Аутентичное оценивание - это вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированной деятельности и предусматривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в условиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни - повседневной или профессиональной.

К основным принципам технологии «Портфолио студента» можно отнести следующие:

1. Самооценка результатов (как промежуточных, так и итоговых) овладения определенными видами учебной, научной, творческой деятельности.

2. Систематичность и регулярность самомониторинга. Студент самостоятельно отслеживает результаты своей деятельности в избранной им области, отбирает наиболее интересные работы, пополняет содержание собственного портфолио.

3. Педагогическая поддержка студента со стороны преподавателя, классного руководителя (куратора, тьютора);

4. Структуризация и логичность материалов, представленных в индивидуальном портфолио.

5. Аккуратность и эстетичность оформления портфолио.

6. Целостность, тематическая завершенность материалов.

7. Наглядность и обоснованность презентации «Портфолио студента».

Портфолио - целенаправленная коллекция лучших работ и результатов студентов (профессионалов), которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности и является дополнительным способом оценивания студентов.

Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающихся, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами, это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с внешней оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество студента, преподавателя и работодателя в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, исследовательской, проектной, социальной, коммуникативной, профессиональной и т.д.

В зависимости от целей создания и использования портфолио его тип и структура могут быть различными. Наиболее распространены:

• портфолио документов, содержащее сертифицированные индивидуальные образовательные достижения,

• портфолио работ автора, отражающих основные формы и направления его учебной, творческой и социальной активности,

• портфолио отзывов, включающее в себя характеристики отношения студента к различным видам деятельности, представленные преподавателями, потенциальными работодателями, руководителями практик, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный самоанализ самого студента.

Особенности технологии формирования портфолио позволяют выделить следующие его функции в образовательном процессе:

• диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

• целеполагания (поддерживает образовательные цели, заданные стандартами);

• мотивационную (поощряет обучающихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

• содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и видов выполняемых работ);

• развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от курса к курсу);

• обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности).

Итак, портфолио является средством качественной и многоуровневой оценки компетенций, измерения индивидуального прогресса студентов, самопрезентацией для работодателей, а значит, важным элементом деятельностного, проектного, компетентностного подходов к образованию.

Электронное тестирование тоже относится к инновационным образовательным технологиям и используется в нашей стране. Но как показал опыт ряда стран, проведение экзаменов в виде текстовых тестов, т. е. вопросов, требующих выбора ответа из двух— четырех вариантов, не пригодно для проверки любых знаний. С помощью подобных тестов можно проверить быстроту реакции, скорость усвоения информации и принятие на основе ее решения — свойства, важные для ряда профессий. Но нельзя проверить знания по математике, физике, химии и ряду других предметов, в которых важно выяснить, как и что думает экзаменуемый студент. В преподавании гуманитарных и экономических дисциплин при помощи тестов можно проверить промежуточный результат усвоенной информации, но не видение студента на предмет в целом.

Роль информационных технологий стремительно повышается во всех сферах общественной жизнедеятельности, поэтому возникает потребность в увеличении наиболее передовых и эффективных программно-технологических образовательных решений. Однако сдерживающими факторами остаются недостаточные финансовые возможности многих учебных заведений и трудности в перестройки их организационных, образовательных и экономических процессов. На данный момент в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен в регионах. Где не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Все большее внимание уделяются преподаванию гуманитарных и экономических дисциплин на базе инновационных информационных технологий. Такие дисциплины как стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, математические методы и модели управления, управление затратами, бухгалтерский учет, экономика отрасли и предприятий, организация и планирование производства, модели и методы анализа конъюнктуры финансового рынка и многие другие в этой области, неразрывно связаны с таким понятием как образовательная эффективность, для оценки которой используют инновационные образовательные технологии, помимо традиционных методов.

Из вышеизложенного следует, что информационные технологии являются дополнительным способом образования в области преподавания гуманитарных и экономических дисциплин, поскольку они повышают качество обучения, а также сокращают время изучения предмета. Что же касается гуманитарных дисциплин, здесь возникает проблема о неподдающихся подсчету аспектах многих гуманитарных проектов. Некоторые применяют формальный поход для измерения эффективности образовательных технологий с учетом внедрения их в практику. В области гуманитарных знаний внедрение таких новаций требует осторожности и продуманности, поскольку усвоение гуманитарных знаний и преподавание гуманитарных дисциплин имеют свою специфику. В данном случае мы не всегда имеем положительный результат от применения технических и технологических средств в процессе образования с точки зрения воспитательного эффекта, поэтому использовать их следует как дополнительное средство образования наряду с традиционным образованием.

Подводя итоги, заметим, что рассмотренные инновационные подходы и соответствующие им образовательные технологии способствуют решению следующих актуальных задач современного высшего образования: эффективное усвоение знаний; формирование навыков практических исследований, позволяющих принимать профессиональные решения; переход от накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формирование ценностных ориентаций личности студентов; повышение познавательной активности; развитие творческих способностей; создание дидактических и психологических условий, способствующих успешной социальной адаптации студентов. Сегодня инновации в сфере образования - это уже не отдельные явления, не случайные находки. Инновации стали системой, определяющей вектор развития образовательного пространства университета. Список использованной литературы

1. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) http://bse.sci-lib.com/article076027.html

2. Багаутдинова А.Ш., Клещева И.В. Исследовательская деятельность как основа развития познавательной самостоятельности студентов // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2012. - No 2.

3. Будылин Д.Ю. и др. Социальные инновации как фактор развития университета / Д.Ю. Будылин, С.В. Полатайко, Л.В. Силакова // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2013. - No2.

4. Дмитриева Е.В., Нурутдинова А.Р. Механизм инновацинного развития: мировой опыт и перспективы его использования.// «Инновационная наука». - 2015. - 9/2015. - С. 259 - 263.

5. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Режим доступа Ьй;р://минобрнауки.рф/документы /2974

6. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования / М. В. Кларин. - Рига: Эксперимент, 1995. - 176 с.

7. Клещева И.В. Инноватика в образовании: векторы перемен. Сборник научно- методических статей / Отд. образования администрации Центрального р-на Санкт- Петербурга, Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования Центр повышения квалификации специалистов Центрального р-на Санкт-Петербурга, "Науч.-методический центр" ; [сост.: Клещева И. В. (отв. ред.), Шарова Е. П.]. Санкт-Петербург, 2010.

8. Клещева И.В. Стратегия подготовки будущих учителей математики к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, 2011. - No139.

9. Клещева И.В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики и ее роль в развитии метапредметных умений. // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 2011. - No 64.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

10. Материал с официального сайта международной выставки «ОБРАЗОВАНИЕ - КАРЬЕРА XXI век» http://www.ec.znanie. mfo/rus/terms.html?unt= 188

11. Макарченко М.А., Алексеев В.С. Обеспечение реализации инновационного процесса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», 2012. - No1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.

13. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Стадии и направления интеграции образования, науки и производства (краткий анализ и характеристика) // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. №3(51) (Социально-гуманитарные науки). - С. 323 - 331.

14. Советский энциклопедический словарь. — М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. — 1600 с.

15. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Под ред. Н.В.Бордовской. - М., 2010. - 432с.

16. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М., 2005.

17. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.

18. Приказ No137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» http://www.edu.ru/db- mon/mo/Data/d_05/m137.html

© А.Р.Нурутдинова, Е.В.Дмитриева, 2016

УДК 37.013.32

Г.П. Раменская

К.э.н., профессор

Кафедра менеджмента Института гуманитарного и социально-экономического образования

Российского государственного профессионально-педагогического

университета

Г. Екатеринбург, Российская Федерация

С.Е. Раменский К.б.н.

Г. Екатеринбург, Российская Федерация

В.С. Раменская

К.ю.н., доцент Кафедра уголовного процесса Уральского государственного юридического университета Г. Екатеринбург, Российская Федерация

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И СПЕЦИАЛЬНО ОФОРМЛЕННОГО ОПЫТА ПЕНСИОНЕРОВ ПРИ ИХ АКТИВНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация

Во время значительных изменений условий функционирования предприятий, резкого уменьшения численности работников из-за старения населения вопросы обеспечения преемственности технологических, организационных, экономических, педагогических знаний приобретают большое значение. Письменно, в концентрированном виде опыт пожилых людей может быть оформлен при помощи электронных «Банков идей»; обычно представлен кейсами, которые изучают менеджеры во время их профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.